Есть орфограммы правописание гласных и согласных букв в различных частях

Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 1. Лекции по орфографии

Зачем нужны учебники по орфографии? С одной стороны, правила письма под ред. Лопатина или Розенталя всегда можно найти на сайте ГРАМОТА.РУ, но это всего лишь справочник, то есть сборник частных ответов (как писать?) обычно безо всякой мотивации принятого решения. В то же время русское письмо имеет строго системное построение, и лучший способ изучить предмет – это понять законы его устройства. Тогда вы будете знать правила, не заучивая их, и успешно пользоваться ими на практике.

Оглавление

  • О новой школе орфографии
  • Вводная лекция.. Основы русской орфографии
  • Лекция 1. Графические орфограммы
  • Лекция 2. Правописание гласных и согласных в корне слова

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 1. Лекции по орфографии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция 2. Правописание гласных и согласных в корне слова

Материал включает два раздела:

Раздел 1. Правописание гласных в корне слова

Раздел 2. Правописание согласных в корне слова

Раздел 1. Правописание гласных в корне слова

В разделе рассматриваются следующие темы:

1. Общие положения

2. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

3. Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением

4. Чередование гласных в корне

Тема 1. Общие положения

Как уже говорилось, безударные гласные в корне слова являются орфограммами, так как они не пишутся по слуху, а требуют предварительной проверки. Причиной орфограммы является фонетическое чередование гласных звуков, то есть данная орфограмма относится к разряду фонетических орфограмм.

Звуки, из которых состоит слышимое слово, неравнозначны. Часть звуков является смыслоразличительными, опорными для понимания смысла слова, и они обозначаются буквами без предварительной проверки. Другие звуки при обозначении их буквами необходимо проверить, так они имеют неполную различительную способность.

Так, безударный звук А с словах гора и трава имеет неполную различительную способность, так как может представлять различные смысловые звуки — фонемы О и А.

Звуки с неполной различительной способностью находятся в слабых позициях, а смыслоразличительные звуки (или фонемы) в сильных позициях.

Фонетическим (или позиционным) чередованием называется чередование смыслоразличительных звуков и звуков с неполной различительной способностью при изменении их позиции внутри одной морфемы в разных словах. Для гласных такое чередование происходит при смене ударной и безударной позиции звука: реки — река, воды — вода.

Гласные в безударной позиции меняются не только по своим функциям — также происходит их количественное и качественное изменение. Безударные гласные короче ударных и произносятся с меньшей силой, артикуляция их менее энергичная, а язык занимает положение, близкое к нейтральному. Например, звук О в безударной позиции после твердого согласного произносится, как звук похожий на А. Такие изменения гласных звуков называются редукцией.

Общий принцип решения

Перед записью слова необходимо восстановить звуковой (фонемный) состав корня, для чего определяются слабые позиции звука, в которых возможно фонетическое чередование; для гласных — это безударные позиции. Для восстановления звукового состава корня применяется один из следующих методов решения:

А) Проверка гласных ударением: водянОй — вОдный

СПИСОК орфограмм русского языка.

Список орфограмм.

Орфограмма № 1.Безударные проверяемые гласные в корне

Орфограмма № 2.Непроверяемые гласные и согласные

Орфограмма № 3.Проверяемые согласные в корне слова

Орфограмма № 4.Непроизносимые согласные в корне слова

Орфограмма № 5.Буквы И, У, А после шипящих

Орфограмма № 6.Разделительные твёрдый знак Ъ и мягкий знак Ь.

Орфограмма № 7.Раздельное написание предлогов с другими словами

Орфограмма № 8.Употребление Ь знака на конце существительных после шипящих.

Орфограмма № 9. Употребление Ь знака для обозначения мягкости согласных.

Орфограмма № 10.Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на З-С).

Орфограмма № 1 1. Буквы З-С на конце приставок.

Орфограмма № 12.Буквы О и А в корне -лаг- — -лож-

12 а. Буквы А-О в корнях с чередованием.

Орфограмма № 13.Буквы О и А в корне -раст- — -рос-

Орофграмма № 14.Буквы Ё и О после шипящих в корне слова.

Орфограмма № 1 5. Буквы И и Ы после Ц.

Орфограмма № 16.Большая буква и кавычки в собственных наименованиях.

Орфограмма № 17.Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных

Орфограмма № 18.Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных.

Орфограмма № 19.Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных .

Орфограмма № 20.Краткие прилагательные с основой на шипящую

Орфограмма № 21.Не с глаголами

Орфграмма № 22. Ь после шипящих в неопределенной форме глагола и во 2-ом лице единственного числа

  1. Орфограмма № 23.-ТЬСЯ-, -ТСЯ- в глаголах.

Орфограмма № 24.Буквы Е и И в корнях с чередованием.

Орфограмма № 25.Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения

  1. Орфограмма № 26.Буквы О и А в корне -кос- — -кас-

Орфограмма № 27.Буквы О и А в корне -гор- — гар-

Орфограмма № 28.Буквы Ы-И после приставок

Орфограмма № 29.Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-

Орфрамма № 30.Соединительные гласные О и Е в сложных словах

  1. Орфограмма № 31.Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя-

Орфограмма № 32.Слитное и раздельное написание НЕ с существительными

Орфограмма № 33.Буквы Щ и Ч в суффиксе -щик- (-чик)

Орфограмма № 34.Гласные Е и И в суффиксах существительных

Орфограмма № 35.Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных

Орфограмма № 36.Дефисное и слитное написание слова с пол- и полу-

Орфограмма № 37.Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

Орфограмма № 38.Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

Орфограмма № 39.Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

Орфограмма № 40.Различение на письме суффиксов -К- и -СК-

Орфограмма №41. Дефис в сложных словах.

Орфограмма № 41. Дефис в существительных.

Орфограмма № 41. Дефис в прилагательных.

Орфограмма № 42.Ь в середине числительных

Орфограмма № 43.Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19

Орфограмма № 44.Не в неопределенных местоимениях

Орфограмма № 45.Дефис в неопределенных местоимениях

Орфограмма № 46.Различение приставок НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях

Орфограмма № 47. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях

Орфограмма № 48.Ь в глаголах повелительного наклонения

Орфограмма № 49.Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева_) и -ыва-(-ива-)

Орфограмма № 50.Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Орфограмма № 51.Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Орфограмма № 52.Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Орфограмма № 53.Две буквы Н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Орфограмма № 54. Одна или две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Орфограмма № 55. Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.

Орфограмма № 56.Буквы Ё и Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Орфограмма № 57.Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

Орфограмма № 58.Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о (-е).

Орфограмма № 59.Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

Орфограмма № 60.Одна и две буквы Н в наречиях на -о (-е).

Орфограмма № 61.Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

Орфограмма № 62.Дефис между частями слова в наречиях.

Орфограмма № 63.Ь после шипящих на конце наречий.

Орфограмма № 64.Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий.

Орфограмма № 65.Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогам.и

Орфограмма № 66.Буква Е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.

Орфограмма № 67. Слитное написание союзов также , тоже, чтобы.

Орфограмма № 68. Дефисное написание частицы -ТО со словами.

Орфограмма № 69. Дефисное написание частицы -КА с глаголами в повелительном наклонении.

Урок русского языка в 10 классе Написание гласных и согласных в разных частях слова» значимых частях слова»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Написание гласных и согласных в значимых частях слов

Форма занятия: занятие-практикум

обучающая: актуализация, обобщение и систематизация знаний учащихся о проверяемых написаниях гласных и согласных в значимых частях слова;

развивающая: формирование умения находить орфограмму в морфеме, определение условия выбора букв в значимых частях слова, овладение приёмами языкового анализа, сравнения, обобщения, классификации;

воспитательная: содействие формированию нравственных качеств личности; создание ситуации для воспитания культуры индивидуальной и коллективной деятельности.

1.Вступительное слово учителя о теме и целях

2.Проверка домашнего задания

4.Изучение теоретического материала

6.Работа с текстом

7. Выполнение тестового задания

Формулируются тема занятия и цели занятия.

2. Проверка домашнего задания:

-обобщающий тест по теоретическому материалу, упр.257 (индивидуальное задание);

— прослушивание доклада «Многомерный анализ стихотворения Ф. Тютчева «Весенняя гроза»;

— устная оценка доклада.

3. Орфографическая разминка

Вставьте пропущенные буквы:

Нар…диться на бал, выт…нуться, хлоп…тливый отец, похв…ла, совп…дение, св…той источник, тр…пический фрукт, об…зательно позвони, землетр…сение.

Ответьте на вопрос:

Что регулирует орфографическая норма?

4. Изучение теоретического материала.

Повторение сведений о предмете орфографии и об орфографической норме.

Ознакомление с теоретическим материалом учебного пособия.

Задание: прочитайте правило, ответьте на вопросы:

1) Какому общему правилу подчиняется правописание безударных гласных в корне, приставке, суффиксе, окончании?

2) Какие из перечисленных способов проверки безударных гласных используются при написании корней, приставок, суффиксов, окончаний? Свой ответ подтвердите самостоятельно подобранными примерами.

3) Изучите таблицу упр. 265. Расскажите о правописании приставок.

Ответ подтвердите самостоятельно подобранными примерами.

Составление памятки «Проверяемые написания»

Памятка «Проверяемые написания»

Обобщение правописания гласных в корнях слов

Ведущие правило – правописание безударных гласных, проверяемых ударением.

Безударные гласные пишутся так же, как и под ударением:

В корне слова: запах – пахнет;

В приставке: отпустить – отпуск;

В суффиксе: глинистый – бугристый;

В окончаниях существительных одного и того же склонения (в газете – в воде), в глаголах одного и того же спряжения: клеят – говорят(2-ое спряжение).

Обобщение правописания приставок в словах:

1.Приставки о-, до-, по-, про- всегда пишутся одинаково:

Окликнуть, добежать, посмотреть, проколоть;

2.Приставки на, за всегда пишутся одинаково:

3.Приставки пере-, вне- всегда пишутся одинаково:

Обобщение правописания приставок в словах:

В приставках конечные согласные всегда пишутся одинаково:

Об(о)-, от(о)-, под(о), пред(о)-, над(о)-, в(о)-

Обвязать, обогнуть, открыть, оторвать, подбежать, подобрать, предсказать, предоставить, надломить, надорвать, вбежать, вобрать.

5. Выполнение упражнений

1)Учитывая значение слов, подберите к ним проверочные слова и запишите. Вставьте пропущенные буквы, упр. 261.

Вывод: чтобы правильно подобрать проверочное слово, нужно выяснить значение слова.

Кампания (зимняя кампания, посевная кампания), компания (дружная компания).

4) «Секретное задание»

Познакомьтесь со значением слов, их происхождением, сделайте вывод:

Обаяние – от древнегреческого слова «баять» (говорить, околдовывать словами). От него слова: байка, басня, баюкать.

Обоняние – от старославянского об+воняти (пахнуть) – от слова «воня» — запах.

Багряный – от старославянского «багр» — красный цвет.

Солдат – от итальянского sol d o — мелкая монета.

Палисадник – от палица, палка. Место, огороженное палками.

Капуста – от латинского сарut (капут) – голова.

(Вывод: зная происхождение слова, можно проверить безударную гласную с помощью «исторических родственников»).

5) Лингвистическая задача

Подберите проверочные слова к словам: раздражать, долина, честолюбие, рябина.

(Правильный ответ: дразнит, дол, честь, рябь).

6) Подберите два проверочных слова, чтобы получить слова с разным лексическим значением, составьте с ними словосочетания.

Прим..рять, с..дел, разр..дить, сп..шите, зач..стить, зал..зать, ув..дать, посв..тить, подр..жать.

7) Примените правило написания конечных согласных в приставках.

Упр.266 (выполнение частичное).

6. Работа с текстом

Укажите тип и стиль речи текста, определите тему и основную мысль текста.

Вставьте пропущенные буквы, укажите приставки в словах.

И вот опять р…дные м…ста встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. Вот дом с потрескавшимися углами. По этим углам зал…зал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к выс…те, и см…трел на зубчатые л…са, прятал в щелях нехитрые мальчишечьи богатства.

Их этих уд…вительных ворот ух…дил я когда-то в б..льшой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться. А чем дальше ух…дил, тем яростней т…нуло меня обратно. (По В. Белову).

7.Выполните тестовые задания:

1.Проверяемые безударные гласные есть на месте всех пропусков в рядах:

1 )совп…дение, пар…докс;

2) св…той истоник, прив…заться;

3) к…пировать статью, возгл…влять;

4) неув…даемая красота, загл…деться;

5) подр…стать, гард…роб.

2. Ошибка допущена в одном из слов ряда, найдите ее:

1) развевается промышленность, соблюдать чистоту;

2) разрядить ружье, навевать волосы;

3) поласкать белье, усложнить задачу;

4) укрощать львов, дрожать от страха;

5) завязать бант, слезать сметану.

Индивидуальное задание: подготовить учебное сообщение «Правописание окончаний -е, -и в именах существительных

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

Конспект урока по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства языка»

Конспект урока по русскому языку на тему «Односоставные предложения» 8 класс

Конспект урока по русскому языку на тему «Распространённые и нераспространённые предложения» 8 класс

Урок русского языка в 10 классе «Имя существительное как часть речи. Исследование слова «доброта»

КТП русский язык 9 класс

КТП ГЗ по русскому языку 9 класс

Рабочая программа по русскому языку 1 класс

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5238747 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://poznaemvmeste.ru/index.php/9-pervyj-poslednij/1414-spisok-orfogramm-russkogo-yazyka

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazyka-v-10-klasse-napisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-raznyh-chastyah-slova-znachimyh-chastyah-slova-5064472.html