У существительных среднего рода суффикс — ищ — не всегда увеличительный: – помещение для жилья.
Существительные мужского рода с суффиксом — ищ — имеют нетипичные окончания: в ед. ч. , во мн.ч. – . Склоняются такие слова, как существительные 2-ого склонения: и.п. (в.п.) ; р.п. из ; д.п. и т.д.
1. Существительные среднего рода с суффиксом — ищ — относятся ко 2-ому склонению: и.п. (в.п.) ; р.п. ; д.п. и т.д. Во множественном числе именительного падежа имеют окончание — а : .
2. Cуффикс — ищ — у существительных среднего рода может быть увеличительным , кроме того, с его помощью образуются новые слова без увеличительного значения: , , .
б о мбоуб е жище
Существительные женского рода с суффиксом — ищ — имеют окончание -а в единственном числе в именительном падеже и относятся к 1-ому склонению: и.п. ; р.п. ; д.п. и т.д.
Существительные мужского рода с увеличительным суффиксом имеют омонимы среди слов среднего рода, у которых этот суффикс не увеличительный – он придаёт им другое значение.
город и ще, м.р. – огромный город
городище, с.р. – место, где в древности был город или укрепленное поселение
костр и ще , с.р. – очень большой костер
костр и ще, с.р. – место, на котором когда-то разжигали костер
Правописание суффиксов существительных
Рассмотрим правописание суффиксов существительных в русском языке.
В большинстве суффиксов существительных являются безударными гласные «о» и «е», «и» или «е». Укажем правила, с помощью которых можно выбрать правильное написание суффиксов -ек- или -ик-, -ец- или -иц-, -ок- и -ек- после шипящих и т. д. Для наглядности составим таблицу правописания суффиксов имен существительных и приведем в ней примеры слов.
Ряд суффиксов существительных имеют традиционное написание с буквой «о», «е» или «и». Перечислим эти суффиксы.
Какие бывают суффиксы существительных?
В русском языке существуют два вида суффиксов существительных:
Суффиксы субъективной оценки -ек-, -ик-, -чик-, -ец- -иц-, -ич-к-, -ечк-, -оньк-, -еньк-, -ин-к-, -ышк-, -ушк, -юшк-, -ищ- выражают оценку предмета или лица, о котором ведется речь.
Примеры:
кирпич — кирпич ик
лепесток — лепесточ ек
посланье — посла́нь иц е
пуговица — пугов ич к а
Таня — Тан ечк а
тётя — тёт еньк а
черносливина — чернослив ин к а
горло — горл ышк о
кума — кум ушк а
горе — гор юшк о
туфля — туфл ищ а.
Словообразовательные суффиксы
Словообразовательные суффиксы -чик-, -щик-, -ец-, -иц-, -ичн-, -от-, -отн-, -ость, -овств-, -ев-, -еств-, -енств-, -ин-, -изн- и пр. образуют существительные от однокоренных слов разных частей речи:
белый — бел изн а
варить — вар ев о
стучать — стук отн я
хвастать — хваст овств о.
Чаще всего гласные в суффиксах существительных являются безударными, из-за чего возникает затруднение в их написании. Рассмотрим правила написания суффиксов имен существительных. Сгруппируем их в таблице и приведем примеры.
Правила написания суффиксов существительных
Суффиксы
Особенности правописания
Примеры
-ек-
-ик-/-чик
В суффиксе -ек- пишется буква «е», если в форме р.п. она становится беглой. При склонении суффикс -ик- сохраняет букву «и».
венич ек (венич к а) дожд ик (дожд ик а)
-ок-
-ек-
После шипящих под ударением пишется -ок, без ударения — -ек-
башмач ок друж ок но цветоч ек горош ек
-ец-
-иц-
Суффикс -ец образует слова мужского рода. Суффикс -иц- входит в состав слов женского рода. У сущ. ср. рода пишется суффикс -ец-, если ударение падает на -цо. Суффикс -иц- пишется, если ударение падает на основу.
мороз ец красав ец рож иц а книж иц а бель ец о́ серебр ец о́ зда́нь иц е
-инк-
-енк-
Суффиксы -ин-к- имеют слова, образованные от сущ. с суффиксом -ин-.
Суффикс -енк- пишется в остальных случаях.
переклад ин к а ссад ин к а беж енк а неж енк а
-ушкк-
-ышк-
Сущ. ж.р. и одушевленные сущ. м.р. после суффиксов -ишк-, ушк-/-юшк- имеют окончание -а.
Сущ ср.р. и неодушевленные сущ. м.р. имеют окончание -о.
трав ушк а дол юшк а воробь ишк а пальт ишк о ум ишк о голос ишк о
-ич-к-
-ечк-
Суффиксы -ич-к- пишутся в словах, образованных на -иц-(а).
луковица → луков ич к а улица → ул ич к а сито → сит ечк о бумага → бумаж ечк а
-оньк-/-онок-
-еньк-
Суффикс -оньк-/онок- пишется после твердых согласных корня и после шипящих под ударением. Суффикс -еньк- пишется после мягких согласных, шипящих и гласных.
лапа → лап оньк а скворч онок душ еньк а Зо еньк а
-ищ-
С суффиксом -ищ- у сущ. м.р. и ср.р. пишется окончание -е, у существительных ж.р. — -а.
великан ищ е болот ищ е скукот ищ а гряз ищ а
-чик-
-щик-
Суффикс -чик пишется после согласных основы д, т, ж, з, с. В остальных случаях пишется суффикс -щик-.
разве д чик пулеме т чик перебе ж чик зака з чик подпи с чик фонар щик выдум щик
Правописание безударных суффиксов -иц- и -ец- можно проверять склонением. Если при склонении существительного гласная суффикса выпадает (хле́бец — хле́бца), то пишется суффикс -ец-. Если гласная сохраняется, в слове пишется суффикс -иц- (лужица — лужицы).
Учтем, что от существительных женского рода с конечным буквосочетанием -ня образуются слова с помощью суффикса -к-:
вишня — вишен к а
башня — башен к а
сосна — сосен к а.
В их морфемном составе нет суффикса -енк-, а появляется в основе слова беглая гласная «е» после шипящего или мягкого согласного.
Ряд суффиксов существительных пишутся всегда одинаково. Такие написания являются традиционными в русском языке.
Суффиксы, написание которых запомним
Всегда с буквой «о» в безударном положении пишется
1. суффикс -от-, который образует существительные от основ однокоренных прилагательных:
красивый → крас от а
бедный → бедн от а
правота → прав от а
2. суффикс -отн-, образующий слова от глаголов:
бегать → бег отн я
ругать → руг отн я
толкать → толк отн я
3. суффикс -ость образует отвлеченные имена существительные от прилагательных и причастий:
вялый → вял ость
дикий → дик ость
обидчивый → обидчив ость
возбуждённый → возбужденн ость
4. суффикс -овств- образует существительные от глагольных основ:
колдовать → колд овств о
воровать → вор овств о
сватать → сват овств о.
С буквой «е» пишутся суффиксы после мягких согласных и шипящих.
1. суффикс -ев- образует существительные от глагольных основ:
кружить → круж ев о
курить → кур ев о
месить → мес ив о
топить → топл ив о
нищий → нищ енств о
первый → перв енств о
жульнич еств о
кустарнич еств о
С буквой «и» пишутся всегда суффиксы -изн- и -ин-, образующие существительные от прилагательных:
голубой → голуб изн а
новый → нов изн а
прямой → прям изн а
глубокий → глуб ин а
седой → сед ин а
быстрый → быстр ин а.
Традиционные написания суффиксов существительных с буквами «о», «е» или «и» следует запомнить или справляться о них в словаре.
Правописание гласных в суффиксах существительных
Чтобы правильно написать гласную букву в суффиксе, выясняем вначале морфемный состав существительного, а затем применяем соответствующее правило или следуем традиционному написанию.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-»
Мария Мерзлякова Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-»
ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»
Конспект урока русского языка на тему:
«Написание существительных с суффиксом –ищ-»
Учитель: ___Абишева Е. А.
Методист: ___Наумова Н. В.
Дата проведения: 15.03.19
Класс: 3
Тема урока: написание существительных с суффиксом –ищ-
Цель урока: сформировать усвоение учащимися правила правописания суффикса -ищ- у существительных.
Задачи урока:
-закрепить умение определять состав слова, обращаясь к словообразованию;
-формировать умение правильного написания окончания существительных с суффиксом –ищ- ;
-закрепить умение находить в словаре необходимую информацию;
-развивать логическое мышление, внимание;
-формировать учебную мотивацию;
-развивать познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Ход урока.
I. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Евгеньевна и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Садитесь. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. Все ли у вас есть на парте, учебник,тетрадь, пенал.
II .Мотивационный этап
Прозвенел звонок для нас,
Мы пришли учиться в класс.
Будем мы старательны,
Будем мы внимательны.
-Откройте свои тетради, напишите число, классная работа.
-Сейчас мы проведем с вами словарный диктант. Записывайте слова в тетрадь.
-Давайте и мы найдём эти существительные, о которых говорит Миша. (дети открывают ОБРАТНЫЙ СЛОВАРЬ)
-Откройте словарь на –А, на –ища.
-Прочитайте по цепочке слова, которые вы там видите. Скажите, от какой основы они образованы, какого рода эти слова.
-А теперь откройте словарь на –Е, на –ище.
-По цепочке прочитайте список слов, и скажите, от основ каких слов они образованы. Сразу называйте род слова. (например зубище-от основы слова зуб-мужской род)
-Давайте сделаем вывод:
1)-Скажите, так почему слова заканчиваются на –а?
(Слова, образованные от основы женского рода с суффиксом – ищ- имеют окончания –а-.)
2) — А почему у слов окончание –е? (Слова, образованные от основы мужского рода и среднего рода с суффиксом – ищ – имеют окончания – е)
3) Сохраняет ли слово с суффиксом –ищ РОД того слова, от ОСНОВЫ КОТОРОГО оно образовано? (да)
4) Одинаковые ли окончания у слов мужского рода и среднего рода с этим суффиксом? (Да,одинаковые. Окончание –е).
-Прочитайте текст в рамочке на странице 81. (ученик читает вслух)
-Да,молодцы! Слово с суффиксом –ищ- оканчивается в начальной форме на –а, если слово, от основы которого оно образовано женского рода. Слово с суффиксом –ищ- оканчивается в начальной форме на –е, если слово, от основы которого оно образовано мужского и среднего рода.
-А как правильно сказать: мой больной зубище или моё больное зубище (мой больной зубище, т. к. зубище образовано от основы зуб-мужской род)
-А как правильно: какой сильный морозище или какое сильное морозище (какой сильный морозище,т. к. морозище образовано от основы мороз-мужской род)
VIII. Первичное закрепление с проговариванием
-Найдите упражнение 92.
-Прочитайте пересказ текста. (попросить одного ученика прочитать вслух)
(Два приятеля Славочка и Боренька МИРНО беседуют. Один сидит на скамеечке,а другой на заборчике. В руках у каждого — тетрадочка и карандашик. Потом они ССОРЯТСЯ, и всё сразу меняется. Теперь они уже не Славочка и Боренька, а Славище и Борище. Заборчик теперь — заборище, а скамейка — скамеища. В руках у каждого — тетрадища и карандашище.)
-Найдите в тексте к каждому слову на цветном фоне родственное слово. (тетрадочка-тетрадища,карандашик-карандашище,Славочка- Славище, Боренька-Борище, заборчик-заборище)
-Запишите в тетрадь эти слова парами. В скобках укажите род исходного слова.
-Найдите упражнение 45 в тетрадях. (если дети поняли упражнение 42,то данное упражнение выполняют самостоятельно)
(Лялечка прыгнула с дерева,
Чудищ. (___) прыгнуло к ней,
Сцапало бедную лялечку
И убежало скорей.
На маяк идёт рабочий.
Наверху фонарищ. (___)
-Прочитайте отрывки стихотворений.
-Найдите слова с пропущенными окончаниями. Выделите в них суффикс. Рядом в скобках напишите слова, от основ которых они образованы. Укажите род исходного слова. Впишите окончания. (чудище:чудо,ср. р.,фонарище: фонарь,м. р. ,пожарище:пожар,м. р.)
-Найдите в одном из отрывков существительное с орфограммой«непроизносимый согласный в корне слова», которую нельзя проверить,- это словарное слово. Подчеркните его желтым карандашом.
-Какое это слово? (лестницею)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
И работать продолжаем.
-Найдите в учебнике упражнение 93.
-Прочитайте отрывок из стихотворения.
Непомерной силищи. (выделенное.)
В преогромной ямище (выделенное)
У своих,у любящих
Папищи (выделенное) и мамищи. (Веделенное)
-Выпишите выделенные слова столбиком. Окончания пока не пишем! Рядом напишите слово, от основы которого оно образовано, укажи род исходного слова. Допишите самостоятельно окончания.
-Миша написал такие окончания : папище, мамища. (правильно)
-Маша написала такие окончания: папища, мамища.
-С кем вы согласитесь? А почему?
-Найдите упражнение 46 в тетрадях.
-Из упражнения 45 выпишите 6 слов с орфограммой «безударный гласной в корне слова, проверяемый ударением». Орфограмму подчеркните. Рядом напишите проверочные слова.
Задание выполняем самостоятельно. Проверка с образца.