Суффикс -ость- имеют в своем морфемном составе отвлеченные существительные. Приведем примеры существительных с суффиксом -ость-/-есть.
Суффикс -ость- у существительных образует новые слова со значением абстрактного признака или состояния, отвлеченного от его носителя. Это словообразование осуществляется, как правило, от однокоренных прилагательных, например:
нежный → нежн ость ;
смелый → смел ость ;
глупый → глуп ость ;
храбрый → храбр ость :
праздный → праздн ость .
Отвлеченные существительные с суффиксом -ость употребляются исключительно в форме единственного числа, то есть не изменяются по числам. Они не могут сочетаться с количественными числительными, а только употребляются со словами, имеющими неопределенное указание на количество:
Написание суффикса -ость- существительных
Гласный в рассматриваемом суффиксе чаще всего является безударным, так что запомним, что суффикс -ость- пишется с буквой «о» после твердых согласных основы, а суффикс -есть- с буквой «е» — после шипящих согласных «ж», «ч», «ш», «щ».
Понаблюдаем за написанием суффикса -ость-/-есть отвлечённых существительных:
мягкий — мя́гк о сть прикосновения;
резкий — ре́зк о сть замечания;
коварный — его кова́рн о сть ;
робкий — ро́б о сть первоклассника;
правдивый — правди́в о сть ответа;
крепкий — кре́п о сть рукопожатия;
старый — чья-то ста́р о сть ;
опасный — неминуемая опа́сн о сть ;
свежий — све́ж е сть розы;
бледный — бле́дн о сть лица;
шипучий — шипу́ч е сть ;
текучий — теку́ч е сть ручья.
Примеры
И еще укажем наличие суффикса -ость- в морфемном составе следующих существительных женского рода:
рад ость ребенка;
жал ость к бездомному животному;
красочн ость пейзажа;
бегл ость чтения;
важн ость осанки;
нагл ость мальчишки;
понятная осторожн ость ;
сознательн ость действий;
ошибочн ость суждения;
юношеская порывист ость ;
торжественн ость обстановки.
Посчитайте, сколько существительных с суффиксом -ость- использовал автор в этом стихотворении?
Когда бы всё, что нам хотелось, Вершилось в жизни без труда, С лица земли исчезла б смелость, Которой брали города. И если б горькие ошибки Не жгли нам руки и умы, Считали б чистые улыбки Всего лишь вежливостью мы…
суффикс, значения суффиксов, суффикс -ость-, разбор слова по составу, морфемный разбор, словарные слова, совершенствование графического навыка
План урока
№
Название этапа
Методический комментарий
1
1. Организационный этап урока
Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок.
2
2. Актуализация имеющихся знаний
Рубрика «Давай подумаем» направлена на выделение у группы слов суффикса -ость- и определение значения этого суффикса. Выполняется устно, фронтально. На основе наблюдения учащиеся делают вывод, что во всех этих словах есть один и тот же суффикс, указывающий на качество человека или его состояние. Отвечая на последний вопрос рубрики, учащиеся определяют, что в ударном и безударном положении суффикс -ость- пишется одинаково, написание суффикса необходимо запомнить.
3
3. Введение нового материала
Рубрика «Обрати внимание» обобщает выводы, сделанные в ходе работы с предыдущей рубрикой.
Упражнение 2 в учебнике — расширение словарного запаса, работа над значениями слов, орфографический тренинг. Предлагается для работы в парах или для самостоятельной работы.
6
6. Закрепление изученного материала
Упражнение 3 в учебнике — повторение изученных ранее орфограмм, развитие орфографической зоркости. Первый раз текст читает учитель. Выполняется письменно. Работа начинается как фронтальная и продолжается как самостоятельная или в парах. Слова с непроизносимыми согласными, встретившиеся в тексте: солнцем, радостно.
1. Подобрать проверочные слова к словам с непроизносимым согласным звуком.
2. Найти в тексте слово, в котором есть опасное сочетание зн, но нет непроизносимого согласного; проверить написание этого слова (проказницы — проказы).
3. Найти и выписать слова с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова», подбирая проверочные (шубки — шуба, друг за дружкой — дружок, хвосты — орфограмму с проверить нельзя).
4. Можно предложить учащимся какую-то часть текста подготовить к письму под диктовку.
7
7. Закрепление изученного материала
Упражнение 1 (урок 57) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — тренировка в образовании слов с суффиксом -ость- и отработка его правописания. Выполняется письменно, фронтально: ученики по очереди выходят к доске. Суффикс выделяется, буква о подчёркивается.
8
8. Закрепление изученного материала
Проводится фронтально упражнение 2(урок 57) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — расширение словарного запаса, работа над значениями слов, орфографический тренинг. При необходимости учитель объясняет значения слов.
9
9. Закрепление изученного материала
Выполняется письменно, фронтально упражнение 3(урок 57) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — повторение написания суффикса -ечк-. Учитель просит сначала выполнить задание устно и определить, какой суффикс поможет образовать все слова, сообщает его написание, после этого ученики самостоятельно записывают вторые слова в парах.
10
10. Закрепление изученного материала
Выполняется самостоятельно, письменно упражнение 4 (урок 57) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — определение места и типа орфограммы, отработка умения доказать правильность написания буквы в слове. Лучше предложить записывать слова в два столбика. Для облегчения проведения проверки целесообразно вызвать к доске двух учеников, каждый из которых заполнит один из столбиков.
11
11. Словарная работа
Записать слово весело, найти букву, написание которой необходимо запомнить.
Возможная ошибка. Ученики называют вторую букву е.
Помощь. Предложить найти проверочные слова для безударного гласного в корне. Это поможет определить, что непроверяемой орфограммой в этом слове является буква о. Составить предложения со словом весело, одно из них записать.
Домашнее задание. Упражнение 5 (урок 57) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — отработка правила написания суффиксов -ик-, -ек-, отбор слов по заданному основанию, отработка действия самоконтроля.
Слова с суффиксом ость: правила написания с примерами
Источником обогащения нашей речи служит непрерывный процесс словообразования. В русском языке он происходит несколькими способами. Один из распространенных — суффиксальный: маленькая частичка — суффикс, присоединяясь к корню, рождает слово с иным смысловым или эмоциональным оттенком. В одни слова привносятся нотки ласковости, нежности, в другие — пренебрежения и критики. Звучание радостных мотивов сменяется горькой иронией. Способность видоизменять и преобразовывать слова делают суффикс их значимой частью.
Различают словообразовательные и формообразующие суффиксы, отвечающие за грамматическую форму. Первая категория является наиболее многочисленной и распространенной. Словообразовательный суффикс -ость, например, может превращать одну части речи в другую.
Значение и функции суффикса ость
Суффикс -ость в русском словообразовании известен с давних времен. Его активность проявлена и в наши дни, когда процесс пополнения лексики набирает динамику. Этот словообразующий суффикс был и остается наиболее результативным. Слов, оканчивающихся на него, насчитывается более четырех тысяч.
Смысловые оттенки в основном относятся к таким семантическим группам, как:
качества и свойства человеческого характера, особенности поведения, склонности и способности: мужественность, женственность, дерзость, домовитость, заботливость, правдивость, трусость, любвеобильность, завистливость, доброжелательность, отзывчивость, деликатность, аккуратность, алчность, жадность, скрупулезность, ответственность, усидчивость, открытость, доверительность, мудрость, талантливость, гениальность, креативность, ранимость;
Из приведенных примеров видно, что слова с этим суффиксом не имеют окончания, а имена существительные являются производными от прилагательных с той же основой и всегда относятся к женскому роду 3 склонения.
Это интересно: перифраза — примеры из литературы и разговорной речи.
Часто слова с суффиксом -ость образуют пары антонимов:
Влажность — сухость
Близость — отдаленность
Сосредоточенность — рассеянность
Взбалмошность — уравновешенность
Жесткость — мягкость
Щедрость — алчность
Уступчивость — упрямость
Чистоплотность — неряшливость
Храбрость — трусость, отважность
Грубость — приветливость
Открытость — скрытность
Праздность — деятельность
Скромность — наглость
Нулевое окончание в именах существительных на -ость в некоторых случаях делают затруднительным процесс различения слов. Такие существительные, как: ость, трость, пакость, волость, жимолость, крепость (только в значении сооружения!) — не имеют в составе суффикса, а одноименная частица является отдельной морфемой, принадлежащей основе слова. Сюда же относится и «гость» — существительное мужского рода, 2 склонения.
Правила написания и склонения
Суффикс ость относится к постоянным. Он всегда находится в слабой безударной позиции, поэтому легко образовывает существительные от производных прилагательных с неподвижным ударением на основе:
Яркий — Яркость
УбОгий — убОгость
СлАдкий — слАдость
ТороплИвый-тороплИвость
ВоздУшный — воздУшность
ЧванлИвый — чванлИвость
ВозмОжный — возмОжность
УвЕренный — увЕренность
РанИмый — ранИмость
Наружный — наружность
Научный — научность
Эта особенность предполагает правило его написания: независимо от произношения [Асть], во всех производных именах существительных следует писать букву «О»:
Слышим: «каверзнАсть» — пишем «КаверзнОсть»
ЯснАсть — ЯснОсть
ЯрАсть — ярОсть
НадежнАсть — надежнОсть
ХудожественнАсть — художественнОсть
БрутальнАсть — брутальнОсть
ЛичнАсть — личнОсть
ЛюбезнАсть — любезнОсть
При склонении имен существительных женского рода на -ость, изменения происходят только на зрительном уровне. В написании исчезает «Ь», при этом звучание [Асть] так же остается неизменным: