Есть суффикс ость в русском языке

Отвлеченные существительные с суффиксом -ость-

Суффикс -ость- име­ют в сво­ем мор­фем­ном соста­ве отвле­чен­ные суще­стви­тель­ные. Приведем при­ме­ры суще­стви­тель­ных с суф­фик­сом -ость-/-есть.

Суффикс -ость- у суще­стви­тель­ных обра­зу­ет новые сло­ва со зна­че­ни­ем абстракт­но­го при­зна­ка или состо­я­ния, отвле­чен­но­го от его носи­те­ля. Это сло­во­об­ра­зо­ва­ние осу­ществ­ля­ет­ся, как пра­ви­ло, от одно­ко­рен­ных при­ла­га­тель­ных, например:

  • неж­ный → нежн ость ;
  • сме­лый → смел ость ;
  • глу­пый → глуп ость ;
  • храб­рый → храбр ость :
  • празд­ный → праздн ость .

Отвлеченные суще­стви­тель­ные с суф­фик­сом -ость упо­треб­ля­ют­ся исклю­чи­тель­но в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла, то есть не изме­ня­ют­ся по чис­лам. Они не могут соче­тать­ся с коли­че­ствен­ны­ми чис­ли­тель­ны­ми, а толь­ко упо­треб­ля­ют­ся со сло­ва­ми, име­ю­щи­ми неопре­де­лен­ное ука­за­ние на количество:

Написание суффикса -ость- существительных

Гласный в рас­смат­ри­ва­е­мом суф­фик­се чаще все­го явля­ет­ся без­удар­ным, так что запом­ним, что суф­фикс -ость- пишет­ся с бук­вой «о» после твер­дых соглас­ных осно­вы, а суф­фикс -есть- с бук­вой «е» — после шипя­щих соглас­ных «ж», «ч», «ш», «щ».

Понаблюдаем за напи­са­ни­ем суф­фик­са -ость-/-есть отвле­чён­ных существительных:

  • мяг­кий — мя́гк о сть прикосновения;
  • рез­кий — ре́зк о сть замечания;
  • ковар­ный — его кова́рн о сть ;
  • роб­кий — ро́б о сть первоклассника;
  • прав­ди­вый — правди́в о сть ответа;
  • креп­кий — кре́п о сть рукопожатия;
  • ста­рый — чья-то ста́р о сть ;
  • опас­ный — неми­ну­е­мая опа́сн о сть ;
  • све­жий — све́ж е сть розы;
  • блед­ный — бле́дн о сть лица;
  • шипу­чий — шипу́ч е сть ;
  • теку­чий — теку́ч е сть ручья.

Примеры

И еще ука­жем нали­чие суф­фик­са -ость- в мор­фем­ном соста­ве сле­ду­ю­щих суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода:

  • рад ость ребенка;
  • жал ость к без­дом­но­му животному;
  • кра­сочн ость пейзажа;
  • бегл ость чтения;
  • важн ость осанки;
  • нагл ость мальчишки;
  • понят­ная осто­рожн ость ;
  • созна­тельн ость действий;
  • оши­бочн ость суждения;
  • юно­ше­ская поры­вист ость ;
  • тор­же­ственн ость обстановки.

Посчитайте, сколь­ко суще­стви­тель­ных с суф­фик­сом -ость- исполь­зо­вал автор в этом стихотворении?

Когда бы всё, что нам хотелось,
Вершилось в жиз­ни без труда,
С лица зем­ли исчез­ла б смелость,
Которой бра­ли города.
И если б горь­кие ошибки
Не жгли
нам руки и умы,
Считали б чистые улыбки
Всего лишь веж­ли­во­стью мы…

Учимся писать суффикс -ость-

Отрабатывать написание суффикса -ость-; повторить изученные орфограммы

суффикс, значения суффиксов, суффикс -ость-, разбор слова по составу, морфемный разбор, словарные слова, совершенствование графического навыка

План урока

Рубрика «Давай подумаем» направлена на выделение у группы слов суффикса -ость- и определение значения этого суффикса. Выполняется устно, фронтально. На основе наблюдения учащиеся делают вывод, что во всех этих словах есть один и тот же суффикс, указывающий на качество человека или его состояние. Отвечая на последний вопрос рубрики, учащиеся определяют, что в ударном и безударном положении суффикс -ость- пишется одинаково, написание суффикса необходимо запомнить.

Рубрика «Обрати внимание» обобщает выводы, сделанные в ходе работы с предыдущей рубрикой.

Выполняется письменно, фронтально упражнение 1 в учебнике — отработка написания суффикса -ость-.

Упражнение 2 в учебнике — расширение словарного запаса, работа над значениями слов, орфографический тренинг. Предлагается для работы в парах или для самостоятельной работы.

Упражнение 3 в учебнике — повторение изученных ранее орфограмм, развитие орфографической зоркости. Первый раз текст читает учитель. Выполняется письменно. Работа начинается как фронтальная и продолжается как самостоятельная или в парах. Слова с непроизносимыми согласными, встретившиеся в тексте: солнцем, радостно.

1. Подобрать проверочные слова к словам с непроизносимым согласным звуком.

2. Найти в тексте слово, в котором есть опасное сочетание зн, но нет непроизносимого согласного; проверить написание этого слова (проказницы — проказы).

3. Найти и выписать слова с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова», подбирая проверочные (шубки — шуба, друг за дружкой — дружок, хвосты — орфограмму с проверить нельзя).

4. Можно предложить учащимся какую-то часть текста подготовить к письму под диктовку.

Упражнение 1 (урок 57) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — тренировка в образовании слов с суффиксом -ость- и отработка его правописания. Выполняется письменно, фронтально: ученики по очереди выходят к доске. Суффикс выделяется, буква о подчёркивается.

Проводится фронтально упражнение 2 (урок 57) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — расширение словарного запаса, работа над значениями слов, орфографический тренинг. При необходимости учитель объясняет значения слов.

Выполняется письменно, фронтально упражнение 3 (урок 57) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — повторение написания суффикса -ечк-. Учитель просит сначала выполнить задание устно и определить, какой суффикс поможет образовать все слова, сообщает его написание, после этого ученики самостоятельно записывают вторые слова в парах.

Выполняется самостоятельно, письменно упражнение 4 (урок 57) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — определение места и типа орфограммы, отработка умения доказать правильность написания буквы в слове. Лучше предложить записывать слова в два столбика. Для облегчения проведения проверки целесообразно вызвать к доске двух учеников, каждый из которых заполнит один из столбиков.

Записать слово весело, найти букву, написание которой необходимо запомнить.

Возможная ошибка. Ученики называют вторую букву е.

Помощь. Предложить найти проверочные слова для безударного гласного в корне. Это поможет определить, что непроверяемой орфограммой в этом слове является буква о. Составить предложения со словом весело, одно из них записать.

Проанализировать особенность соединений строчных букв ме, мё, не, нё, ле, лё. Прописать данные буквосочетания.

Учитель подводит итоги работы на уроке.

Домашнее задание. Упражнение 5 (урок 57) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — отработка правила написания суффиксов -ик-, -ек-, отбор слов по заданному основанию, отработка действия самоконтроля.

Слова с суффиксом ость: правила написания с примерами

Источником обогащения нашей речи служит непрерывный процесс словообразования. В русском языке он происходит несколькими способами. Один из распространенных — суффиксальный: маленькая частичка — суффикс, присоединяясь к корню, рождает слово с иным смысловым или эмоциональным оттенком. В одни слова привносятся нотки ласковости, нежности, в другие — пренебрежения и критики. Звучание радостных мотивов сменяется горькой иронией. Способность видоизменять и преобразовывать слова делают суффикс их значимой частью.

Различают словообразовательные и формообразующие суффиксы, отвечающие за грамматическую форму. Первая категория является наиболее многочисленной и распространенной. Словообразовательный суффикс -ость, например, может превращать одну части речи в другую.

Значение и функции суффикса ость

Суффикс -ость в русском словообразовании известен с давних времен. Его активность проявлена и в наши дни, когда процесс пополнения лексики набирает динамику. Этот словообразующий суффикс был и остается наиболее результативным. Слов, оканчивающихся на него, насчитывается более четырех тысяч.

Смысловые оттенки в основном относятся к таким семантическим группам, как:

  • качества и свойства человеческого характера, особенности поведения, склонности и способности: мужественность, женственность, дерзость, домовитость, заботливость, правдивость, трусость, любвеобильность, завистливость, доброжелательность, отзывчивость, деликатность, аккуратность, алчность, жадность, скрупулезность, ответственность, усидчивость, открытость, доверительность, мудрость, талантливость, гениальность, креативность, ранимость;
  • Отвлеченные состояния, абстрактные и философские понятия: юность, дряхлость, восторженность, беременность, холодность, громкость, бледность, невесомость, дикость, драгоценность, древность, ёмкость, живость, приземленность, возвышенность, безрадостность, апатичность, безысходность, дальность, вечность, комичность, бедность, знатность, благодарность, идейность, заумность, абстрактность, великость, дальность, нравственность, духовность, аскетичность.

Из приведенных примеров видно, что слова с этим суффиксом не имеют окончания, а имена существительные являются производными от прилагательных с той же основой и всегда относятся к женскому роду 3 склонения.

Это интересно: перифраза — примеры из литературы и разговорной речи.

Часто слова с суффиксом -ость образуют пары антонимов:

  • Влажность — сухость
  • Близость — отдаленность
  • Сосредоточенность — рассеянность
  • Взбалмошность — уравновешенность
  • Жесткость — мягкость
  • Щедрость — алчность
  • Уступчивость — упрямость
  • Чистоплотность — неряшливость
  • Храбрость — трусость, отважность
  • Грубость — приветливость
  • Открытость — скрытность
  • Праздность — деятельность
  • Скромность — наглость

Нулевое окончание в именах существительных на -ость в некоторых случаях делают затруднительным процесс различения слов. Такие существительные, как: ость, трость, пакость, волость, жимолость, крепость (только в значении сооружения!) — не имеют в составе суффикса, а одноименная частица является отдельной морфемой, принадлежащей основе слова. Сюда же относится и «гость» — существительное мужского рода, 2 склонения.

Правила написания и склонения

Суффикс ость относится к постоянным. Он всегда находится в слабой безударной позиции, поэтому легко образовывает существительные от производных прилагательных с неподвижным ударением на основе:

  • Яркий — Яркость
  • УбОгий — убОгость
  • СлАдкий — слАдость
  • ТороплИвый-тороплИвость
  • ВоздУшный — воздУшность
  • ЧванлИвый — чванлИвость
  • ВозмОжный — возмОжность
  • УвЕренный — увЕренность
  • РанИмый — ранИмость
  • Наружный — наружность
  • Научный — научность

Эта особенность предполагает правило его написания: независимо от произношения [Асть], во всех производных именах существительных следует писать букву «О»:

Слышим: «каверзнАсть» — пишем «КаверзнОсть»

  • ЯснАсть — ЯснОсть
  • ЯрАсть — ярОсть
  • НадежнАсть — надежнОсть
  • ХудожественнАсть — художественнОсть
  • БрутальнАсть — брутальнОсть
  • ЛичнАсть — личнОсть
  • ЛюбезнАсть — любезнОсть

При склонении имен существительных женского рода на -ость, изменения происходят только на зрительном уровне. В написании исчезает «Ь», при этом звучание [Асть] так же остается неизменным:

  • Им. п. — спелость [сп’эласт’]
  • Род.п. — спелости [сп’эласт’и]
  • Дат.п. — спелости [сп’эласт’и]
  • Вин.п. — спелости [сп’эласт’и]
  • Тв.п. — спелостью [сп’эласт’й’у]
  • П.п — о спелости [сп’эласт’и]


источники:

http://rosuchebnik.ru/material/uchimsya-pisat-suffiks-ost-2130/

http://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/slova-s-suffiksom-ost-pravila-napisaniya-s-primerami.html

Название этапаМетодический комментарий
11. Организационный этап урока

Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок.

22. Актуализация имеющихся знаний
33. Введение нового материала
44. Закрепление изученного материала
55. Закрепление изученного материала
66. Закрепление изученного материала
77. Закрепление изученного материала
88. Закрепление изученного материала
99. Закрепление изученного материала
1010. Закрепление изученного материала
1111. Словарная работа
1212. Каллиграфическая минутка
1313. Рефлексия. Домашнее задание