Есть суффикс сь в глаголах

Примеры слов с суффиксом сь

Примеры слов с суффиксом сь из разных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия). Слова из этого списка могут быть полезны при выполнении домашнего задания.

Суффикс -сь образует глаголы со значением:

  • лица, совершающего действие, направленное на самого себя;
  • внутреннего состояния субъекта, настроения, переживания;
  • движения, совершаемого субъектом;
  • действия, постоянно свойственного субъекту;
  • действия, совершаемого несколькими лицами;
  • действия, совершаемого субъектом для себя, в своих интересах;
  • полноты, исчерпанности, проявления действия, удовлетворенность, истощенность субъекта действием, интенсивность захвата субъекта действием.

Возвратные и невозвратные глаголы

Непереходные глаголы в русском языке по наличию суффикса -ся (сь) делятся на возвратные и невозвратные.

Возвратность или невозвратность – это постоянный морфологический признак глагола.

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы — это непереходные глаголы, оканчивающиеся на -ся или -сь:

споткнул ся, заиграл ся, крашу сь, деру сь.

Суффиксы -ся и -сь называются постфиксами. Они отличаются от остальных суффиксов тем, что стоят в слове после окончания и сохраняются во всех формах возвратного глагола:

умыва ю сь – умыва ем ся

умыва ешь ся – умыва ете сь

умыва ет ся – умыва ют ся

Суффикс -ся пишется после согласных букв, суффикс -сь пишется после гласных:

толкае т ся – толка ю сь

дерё шь ся – дер у сь

Значение постфикса -ся

Постфикс -ся (-сь) в возвратных глаголах имеет имеет несколько значений:

    Непереходность действия, то есть действие, которое не обращено ни на какой предмет:

туман рассеивается, собака кусается, чашка разбивается.

Возвратное значение, то есть действие, возвращаемое на само действующее лицо:

краситься — красить самого себя,

одеваться — одевать самого себя.

Значение качественной характеристики:

Значение активного действия:

Значение взаимно направленного действия, то есть действие, происходящее между двумя или несколькими действующими лицами или предметами. При таких глаголах можно поставить вопрос с кем? с чем?:

сражаться (с кем?) с врагами,

веселиться (с кем?) с друзьями.

Страдательное значение. При таких глаголах можно поставить вопрос кем? чем?:

Тонкие ветки ломаются (чем?) ветром. Сравните: Ветер ломает тонкие ветки.

Безличное значение. Указание, что действие совершается само собой, помимо чьей-либо воли. При таких глаголах можно поставить вопрос кому? чему?:

нездоровиться (кому?) мне, мне мыслится, тебе кажется.

Невозвратные глаголы

Невозвратные глаголы — это глаголы, не имеющие суффиксов -ся и -сь на конце слова:

гулять, бежать, смотреть.

Невозвратные глаголы, в отличие от возвратных, могут быть переходными и непереходными:

чинить машину, провожать маму, сесть в кресло, играть на гитаре.

Образование возвратных глаголов

Возвратные глаголы образуются от переходных глаголов с помощью суффиксов -ся и -сь. Например:

брить – брить ся, толкать – толкать ся.

Некоторые возвратные глаголы образуются с помощью приставки и суффикса:

стоять – настоять ся, делать – разделать ся.

Примечание: от некоторых невозвратных глаголов нельзя образовать возвратный глагол с помощью суффиксов -ся и -сь, такие глаголы не бывают возвратными. Например:

привыкаю, бегу, присутствую, хожу, сплю, пою и так далее.

И наоборот, есть глаголы, которые без -ся (-сь) не употребляются, такие глаголы не бывают невозвратными. Например:

распоряжаюсь, сомневаюсь, надеюсь, боюсь, смеюсь, любуюсь, тружусь, ленюсь, улыбаюсь и другие.

Урок русского языка на тему «Правописание глаголов с суффиксами -ся(сь)»

Цели:

  1. Познакомить детей с суффиксами –ся, –сь.
  2. Закрепление знаний о глаголе.
  3. Развивать речь, мышление и память детей.
  4. Воспитывать навыки культуры.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Словарная работа.
  3. Ознакомление с новым материалом.
  4. Постановка домашнего задания
  5. Подведение итога урока.

Ход урока

I. Орг.момент.

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

II. Словарная работа.

(На доске на карточках, вывешены анаграммы 3 слов: петапит, зоринтго, поникзавед).

У: Ребята посмотрите на доску. Решите анаграммы и мы узнаем, что за слова спрятаны.

О: аппетит, горизонт, заповедник.

(Учитель переворачивает карточки с анаграммами, на другой стороне написаны нормальные формы слова).

У: Назовите орфограммы в каждом слове.

У: В тетради, с красной строки запишите, через запятую, слова — аппетит, горизонт, заповедник. Первое слово с большой буквы, остальные с маленькой. В словах поставьте ударение и выделите орфограммы.

III. Ознакомление с новым материалом.

У: Откройте учебники на с. 76, упражнение 342. Прочитайте его.

О: Утром мать умывает, одевает, причёсывает, обувает маленького Серёжу и ведет его в ясли. Утром мать умывается, одевается, причёсывается, обувается и ведёт маленького Сережу в ясли.

Утром я умываю, одеваю, причёсываю, обуваю маленького Серёжу и веду его в ясли. Утром я умываюсь, одеваюсь, причёсываюсь, обуваюсь и веду маленького братишку в ясли.

Утром ты умываешься, одеваешься, причесываешься, обуваешься и ведешь маленького братишку в ясли.

У: Сравните выделенные глаголы. Чем они отличаются?

О: У глаголов разные лица и разные окончания. Одни имеют окончания, а другие оканчиваются на -ся, -сь.

У: Как вы думаете, что такое –ся и –сь? На что указывает эта часть слова?

(Если дети не могут ответить, учитель вывешивает на доску две иллюстрации, где на одной мама одевает, а на другой, ребенок одевается сам).

У: Посмотрите на иллюстрации. На кого направлено действие? На первой иллюстрации?

О: Мама одевает ребенка — действие направлено на ребенка.

(У. вывешивает карточку одевает под первую иллюстрацию)

У: А на второй иллюстрации?

О: Ребенок одевается сам – действие направленно на самого себя.

(У. вывешивает карточку одевается под вторую картинку)

У: Значит, что обозначает –ся?

О: То, что действие направлено на себя.

У: Как вы думаете, что такое –ся? Какой частью слова она является: корнем, суффиксом или окончанием?

(У. на доске над карточкой, со словом одевается, ставит суффикс над –ся)

У: Это суффикс. Что в нем необычного? Где он ставится?

О: Он стоит на конце слова.

У: Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом — местоимением и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». Глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет.

Как бы вы назвали глаголы с суффиксом -ся?

У: Давайте прочитаем сведения на с. 77

О: Среди глаголов есть глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на др. предмет, а как бы «возвращается» к самому действующему лицу. «Возвращение» действие обозначается суффиксом –ся и –сь.

Так как называются глаголы с –ся и –сь?

О: Возвратные глаголы.

У: Да, ребята, это возвратные глаголы.

(У. на доску вывешивает карточку)

Глагол + -ся(-сь)
Возвратные глаголы

У: У вас на партах лежат карточки со словами: умыл, причесать, моет, обуваю, одену, остановили. Запишите эти слова в столбик.

У: Образуйте от данных слов формы возвратных глаголов. Запишите их в столбик, через черточку от них. Выделите суффиксы –ся и –сь.

У: Определите у возвратных глаголов время, лицо, число и род, если определяется.

У: Давайте проверим.

У: Составьте предложения с одним из возвратных глаголов, назовите их.

(У. выслушивает примеры. Лучшее предложение записывают с комментированием, проговариванием всех орфограмм. Если нет хорошего примера У. предлагает свое предложение: Мы остановились отдохнуть на небольшой поляне)

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, встал с постели мишка Винни.
Потянулся, улыбнулся и отправился гулять.
Мы тоже с ним пойдем гулять.
По дорожке (2 р.), скачем мы на правой ножке.
По дорожке (2 р.), скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке (2 р.), мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Присели! И за парты тихо сели.

У: Теперь переходим к упражнению 344. Прочитайте задание.

О: Сравните формы глаголов с суффиксами –ся и –сь: когда пишется –ся, когда –сь.

Кататься, катаешься, катается, катался — катаюсь, каталась, катались.

Наряжаться, наряжаешься, наряжается, наряжался — наряжаюсь, наряжалась, наряжались.

Учиться, учишься, учится, учился — учусь, училась, учились.

У: Посмотрите внимательно на глаголы, сможете ли вы догадаться, когда пишется –ся, когда –сь?

(Если дети не могут понять, У. предлагает им в словах проставить время, число, род, лицо).

У: Так почему же в одних словах пишется суффикс –ся, а в других –сь?

О: Потому что все зависит от время, лица, рода и числа.

У: В какой форме стоит глагол, если у него суффикс –ся?

(У. прикрепляет на доску карточку суффикс –ся, под нее будет прикреплять сведения о форме слова).

О: В формах настоящего времени, 1л, мн.ч.; наст.вр., 2 и 3л., ед. и мн. ч. ;

Будущ.вр. 2 и 3л, ед. и мн. ч.; начальная форма; Прош.вр. м.р.

У: В какой форме должен стоять глагол, если у него суффикс –сь?

О: В форме настоящего времени, 1л, ед.ч.; будущ.вр. 1л, ед.ч.; Прош.вр., ж.р.; Прош.вр. мн.ч.

У: Посмотрите на второе задание этого упражнения. Выполните его.

О: Составьте нераспространенные предложения, в которых сказуемое выражено глаголами опускалось, поднималось, вертелось, сжималось. Запишите предложения.

У: Что у вас получилось?

О: Солнце опускалось, сердце сжималось, сверло вертелось, море поднималось.

У: Посмотрите на глаголы. Какой здесь суффикс? Почему?

О: Суффикс –сь, т.к. глагол стоит в прошедшем времени, ср.р., ед.ч.

(У. на доску добавляет еще одну карточку)

У: Посмотрите на второе задание вашей карточки. Вам предлагаются предложения. Вы должны по смыслу вставить возвратные глаголы. Выделите в них суффиксы.

Солнце (скрывалось) за горами, начинало темнеть. Тихо (плескалось) море. Только на берегу (вертелись) в гнездах птицы. По всему берегу (разносились) их тихие возгласы.

IV. Постановка домашнего задания

У: Откройте дневники, запишите домашнее задание (написано на доске, упражнение 345, с.78). Вам необходимо списать упражнение. Вставить пропущенные буквы. Объяснить выбор суффикса на месте пропущенных букв.

У: Закройте дневники, положите их на край стола.


источники:

http://izamorfix.ru/rus/morfologiya/vozvrat_glagoly.html

http://urok.1sept.ru/articles/579197