«Тся» и «ться» в глаголах
В сочетании -тся не пишется мягкий знак как в глаголах 3 лица единственного и множественного числа. В -ться пишется мягкий знак, который обозначает неопределённую форму глагола.
У возвратных глаголов русского языка доставляет затруднение написание окончаний с мягким знаком или без него:
- улыба ть ся — он улыба ет ся, они улыба ют ся;
- возврати ть ся — он возврат ит ся, они возврат ят ся.
Как определить, нужно написать мягкий знак в окончании глаголов перед постфиксом (суффиксом) -ся или нет? Ведь конечные буквосочетания -тся и -ться звучат абсолютно одинаково как [ца]:
- захочет улыбаться [у л ы б а ц а];
- ребёнок улыбается [у л ы б а й’ и ц а].
Правописание -тся и -ться в глаголах
Написание мягкого знака в окончаниях глаголов зависит от их грамматической формы. Чтобы не ошибаться в написании слов этой самостоятельной части речи, применим правило орфографии.
Как видим, заданный вопрос подскажет написание мягкого знака в окончаниях глаголов, имеющих начальную форму.
Света начала (что делат ь ?) собират ь ся в школу.
Андрей хочет (что сделат ь ?) прокатит ь ся на велосипеде.
Оба глагола «собираться» и «прокатиться» находятся в неопределённой форме. Согласно правилу орфографии русского языка необходимо обязательно обозначить эту грамматическую форму глаголов с помощью мягкого знака.
Буквосочетание -тся прослеживается в составе глаголов в форме 3 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени:
- он сме ёт ся — все сме ют ся;
- флаг заполощ ет ся — листья заполощ ут ся.
Чтобы отличить их написание без мягкого знака перед -ся от неопределённой формы с конечным -ться, следуем правилу орфографии.
Понаблюдаем:
Андрей (что делает?) тренируется несколько часов каждый день.
Скоро солнце (что сделает?) появится на голубом небе.
Наличие или отсутствие возвратного постфикса -ся в составе глагола не имеет значения. В русском языке все формы глаголов 3 лица пишутся без мягкого знака:
- он рисует — она рисует ся перед нами;
- она спросит — с него спросит ся ;
- лектор покажет — нам покажут ся .
Алгоритм написания -тся и -ться
Итак, чтобы не ошибаться в написании разных грамматических форм возвратных глаголов, действуем согласно алгоритму:
- определим часть речи (глагол обозначает действие или состояние);
- зададим вопрос к слову;
- выясним форму глагола (неопределённая форма или форма 3 лица);
- правильно напишем -тся или -ться в соответствии с правилом.
В написании указанных форм глаголов поможет синтаксический разбор предложения. Глаголы с конечным -тся, как правило, выполняют роль простого глагольного сказуемого. От подлежащего задаём необходимый вопрос к сказуемому:
Дети (что делают?) несутся на лыжах с высокой горы.
Неопределённая форма глагола чаще всего является необходимой частью составного глагольного сказуемого, в котором ей предшествует глагол-связка со значением времени действия (начало, продолжение или конец) или долженствования, желания, возможности и пр.
Хмурой осенью туман может стелит ь ся подолгу на дороге.
Особое затруднение вызывает написание двух возвратных глаголов, находящихся рядом в предложении.
Озорник боится признат ь ся матери в шалости.
В этом случае помним, что два глагола в неопределённой форме в качестве составного сказуемого не используются в предложении. Первый глагол обязательно выступает в личной форме, в которой мягкий знак не пишется. Определяем эти формы глаголов с помощью заданных вопросов:
Поупражняемся в выборе правильного написания окончаний глаголов в возвратной форме, если прочтём примеры предложений.
Примеры
Нам уже начинает нравиться наше путешествие.
Рыбак усядется на берегу озера и закинет удочку.
Мне хочется возвратиться поскорее домой.
Эти знания должны пригодиться мне в будущем.
Мне хочется стремиться к лучшему результату.
Видеоурок
«ТСЯ» и «ТЬСЯ» в окончаниях глаголов – правило правописания
Самой распространенной ошибкой в правописании является правило постановки «тся» и «ться» в глаголах на конце. Это правило изучается в школе в начальных классах, и всегда считалось одним из самых легких в русском языке.
Но многие все равно продолжают употреблять неверные буквы, путаться и порой пребывают в недоумении, из-за чего допускают ещё больше ошибок. Поэтому следует разобраться раз и навсегда, когда надо в глаголах, оканчивающихся на «тся», писать мягкий знак, а когда так делать не правильно.
Правописание «тся» и «ться» в глаголах
Следующее правило — одно из самых простых и не требует особого напряжения не только в запоминании, но и в понимании.
Для того, чтобы верно писать суффиксы «тся» и «ться» необходимо знать:
Глагол, стоящий в 3-м лице, мягкого знака в окончании не имеет.
Как определить, что глагол относится к 3-му лицу? Нужно поставить перед ним местоимение (он / она / оно) и задать один из вопросов: «Что делает? Что сделает?»;
Глагол инфинитива (неопределенная форма) будет иметь на конце суффикс «ться».
К таким глаголам можно задать вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Следовательно, эти глаголы пишутся с «ь» на конце.
Интересно, что в глаголах инфинитива ошибок не допускают и спокойно ставят «ь»: «обучать», «строить», «баловать». А при добавлении постфикса «ся», люди входят в ступор. Однако здесь нет ничего сложного.
От постфикса ничего не изменится, у глаголов в 3-м лице от постфикса «ся» мягкий знак не добавится: «обучаются», «строится», «балуются». Также у глаголов неопределенной формы при появлении постфикса «ся» мягкий знак не пропадет: «обучаться», «строиться», «баловаться».
Примеры написания «ться» и «тся»
Для закрепления правила верной постановки в суффиксах «ться» и «тся» мягкого знака, приведена следующая таблица с примерами:
ТЬСЯ (что делать? что сделать?)
ТСЯ (что делает? что сделает?)
1. Я люблю заботиться о животных;
2. Обливаться холодной водой — значит закаляться;
3. Поклониться, распрямиться и опять начать трудиться;
4. Он перестал меня слушаться;
5. На небе начали проявляться звезды.
1. Она с удовольствием заботится о животных;
2. Он закаляется: обливается холодной водой по утрам;
3. Он поклонится в конце выступления;
4. Надя слушается маму и папу;
5. На небе скоро проявятся звезды.
Рекомендуется распечатать таблицу для использования в качестве подсказки на первое время.
Трудности правописания мягкого знака в разных формах глаголов
Множество ошибок совершается при изучении правил написания мягкого знака, выполняющего функцию не разделительную, а смягчающую, в окончании глаголов. Не всегда получается заполнить тест или выполнить упражнение на отличную оценку.
Поэтому важно учесть следующие правила:
когда виден глагол во 2-м лице настоящего или будущего времени, то после шипящих в конце слова ставится «ь»: «берешь – берешься», «бреешь – бреешься»;
у глагола, выражающего приказ (совет), мягкий знак остается после добавления постфикса «ся»: «намажь – намажься», «утешь – утешься», «встревожь – встревожься».
Особо сложно многим ученикам расставить «ь» в случаях с несколькими типами глаголов в одном предложении:
«Он (что делает?) пытается (что делать?) кататься на коньках изо всех сил»;
«Маша (что делает?) старается (что делать?) сдерживаться, иначе заплачет».
В этом случае в предложении есть подлежащее (местоимение) и вопрос задать возможно.
Но могут возникнуть случаи, когда в предложении подлежащего не будет, и вопрос к глаголу не задать. Следовательно, глагол находится в форме 3-го лица, а значит «ь» не пишется:
«Не годится ей молодиться»;
«Ему приходится мириться с новым начальством».
Упражнения
Для закрепления материала предлагается вставить вместо пропусков «тся» или «ться»:
Не стоит боя… перемен.
Не могу реши… выйти к доске.
Дамы и господа, концерт продолжае…
Ей нужно верну… домой к вечеру.
Он идет, все, спряч… за диван!
Обуча… нужно смолоду.
Прекратите шепта… за моей спиной!
Земля скоро покрое… снегом.
У него дело из рук вали.
Правила русского языка необходимо выучить еще в детском возрасте, чтобы вырасти грамотным и образованным человеком. Если вы находите какие-то пробелы в своих знаниях, то никогда не поздно взять в руки учебник, открыть тест или тренажер, и выучить раз и навсегда основные правила.
Знания могут пригодиться всегда и везде: начиная от повседневной жизни (при общении, переписке в чатах и мессенджерах) до профессиональных обязанностей (написать деловое письмо, заключить контракт, верно сформулировать речь перед выступлением и др.).
Учитесь, ведь как говорится, «С грамотой вскачь, без грамоты — хоть плачь»!
Правописание -тся, -ться в глаголах
Этот пост написан по просьбе жителя портала Клик Квея.
Самой распространенной ошибкой в правописании является правило постановки -тся и -ться в глаголах на конце.
Правило:
Если глагол отвечает на вопросы « что делает?, что сделает? », то этот глагол стоит в 3-м лице и в нем перед -ся мягкий знак не пишется. То есть глагол оканчивается на -тся .
Если глагол отвечает на вопросы « что делать?, что сделать? », то этот глагол в неопределенной форме (инфинитив) и в нем перед -ся пишется мягкий знак. То есть глагол оканчивается -ться .
Это правило изучается в школе в начальных классах, и всегда считалось одним из самых легких в русском языке.
Для определения, что глагол относится к 3-му лицу нужно просто поставить перед ним местоимение (он / она / они) и задать один из вопросов: «что делает?, что сделает?».
Дочка учи тся в институте.
( Она ) дочка ( что делает? ) учи тся в институте.
Товар появи тся в магазине завтра.
( Он ) товар ( что сделает? ) появи тся в магазине завтра.
Дети радую тся новым игрушкам.
( Они ) дети ( что делают? ) радую тся новым игрушкам.
Сегодня мама собирае тся занимат ься приготовлением нового салата.
Сегодня ( она ) мама ( что делает? ) собирае тся ( что делать? ) занима ться приготовлением нового салата.
Друзья решили встрети ться вечером в кафе.
( Они ) друзья решили ( что сделать? ) встрети ться вечером в кафе.
Но с -тся и -ться в глаголах все не так просто, как может показаться.
Имеются предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся довольно трудно. Чаще всего в таком случае он пишется без мягкого знака .
Учись – всегда пригоди тся !
Иногда встречаются случаи с несколькими типами глаголов в предложении, когда подлежащего не будет, и вопрос к глаголу не задать. Следовательно, глагол находится в форме 3-го лица, а значит «ь» не пишется:
Ему приходи тся мири ться с новым начальством.
( Вопрос к глаголу приходится не задать, так как нет подлежащего ) ему приходи тся ( что делать? ) мирит ься с новым начальством.
Другая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или снова-таки для двух глаголов сразу от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.
Малыш старае тся улыба ться , когда видит родителей.
( Он ) малыш ( что делает? ) старае тся ( что сделать? ) улыба ться , когда видит родителей.
Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.
Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению.
Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.
Вывод:
Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это глагол в третьем лице единственного или множественного числа , то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть. Если это инфинитив (неопределенная форма) , то он необходим. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.
http://nauka.club/russkiy-yazyk/tsya-i-tsya-v-glagolakh-pravilo.html
http://author.today/post/152780