Это ударение подчеркивает элементы противопоставления в высказывании

Интонация и ее компоненты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 13:02, реферат

Краткое описание

Интонация – это сложное и далеко еще не установившееся в лингвистике понятие. Обычно под интонацией понимают совокупность средств организации звучащей, устной речи. К числу этих средств относятся:
1. Ударение;
2. Мелодика (движение основного тона);
3. Паузы (перерывы в звучании);
4. Сила звучания отдельных слов речи;
5. Темп речи;

Вложенные файлы: 1 файл

Интонация и ее компоненты.docx

Интонация и ее компоненты

Интонация – это сложное и далеко еще не установившееся в лингвистике понятие. Обычно под интонацией понимают совокупность средств организации звучащей, устной речи. К числу этих средств относятся:

  1. Ударение;
  2. Мелодика (движение основного тона);
  3. Паузы (перерывы в звучании);
  4. Сила звучания отдельных слов речи;
  5. Темп речи;
  6. Тембр речи.

Интонация является обязательным признаком устной, звучащей речи. Речь без интонации невозможна. Богатство и содержательность речи, ее выразительные возможности обеспечиваются не только богатством словаря, но также ее интонационной гибкостью, выразительностью и разнообразием.

Интонация занимает важное место в структуре языка и выполняет различные функции:

  • При помощи интонации производится членение речи на интонационно-смысловые отрезки (синтагмы);
  • Интонация оформляет различные синтаксические конструкции и типы предложений;
  • Интонация участвует в выражении мысли, чувства и волеизъявления человека.

В более строгом понимании интонация – это лингвистический термин, применяемый в двух значениях. В более точном смысле под интонацией понимается система изменений относительной высоты тона в слоге, слове и целом высказывании.

Одной из важнейших функций интонации целого словосочетания является определение законченности или незаконченности высказывания.

Другой не менее важной функцией интонации целого словосочетания является определение модальности высказывания – различение повествования, вопроса и восклицания. Данные виды интонации являются основными во всех языках мира.

  1. Повествовательная или изъявительная интонация характеризуется заметным понижением тона последнего слога, которому предшествует легкое повышение тона на одном из предыдущих слогов. Самый высокий тон называется интонационной вершиной, самый низкий – интонационным понижением. В простой несложной повествовательной фразе обычно бывает одна интонационная вершина и одно интонационное понижение. Там, где повествовательная интонация объединяет более сложный комплекс слов или словосочетаний, отдельные части последнего могут характеризоваться или повышением или частичным понижением интонации, но менее низким, чем конец фразы. В таких случаях повествовательная фраза может содержать либо несколько вершин и одно заключительное понижение, либо несколько понижений, менее низких, чем заключительное.
  2. Вопросительная интонация бывает двух основных типов: а) в тех случаях, где вопрос касается всего высказывания, наблюдается повышение тона на последнем слоге вопросительной фразы, более сильное, чем отмечавшееся выше повышение голоса в повествовательной фразе; б) вопросительная интонация характеризуется особо высоким произношением того слова, к которому преимущественно относится вопрос. От положения этого слова в начале, конце или середине фразы зависит, разумеется, остальной ее интонационный рисунок.
  3. В восклицательной интонации необходимо различать: а) интонацию собственно восклицательную, характеризуемую более высоким, чем при повествовании, но более низким, чем при вопросе, произнесением важнейшего слова; б) интонацию побудительную с многочисленными градациями, от просьбы и побуждения до решительного приказания; интонация последнего характеризуется понижением тона, близким к повествовательной интонации.

Эти виды интонации иногда объединяются исследователями в понятие интонаций логических, т.е. интонацией, определяющих характер высказывания, и противопоставляются интонациями эмоциональным, т.е. интонациями аффективно деформированной речи.

Наконец третьей, не менее важной функцией интонации является соединение и разъединение синтагм – слов и словосочетаний – членов сложного целого.

Еще один момент: притом, что в разных ситуациях мы говорим по-разному, интонация каждого человека индивидуальна. Благодаря этому, а не только тембру, мы мгновенно узнаем в телефонной трубке голос позвонившего нам знакомого.

Ударение как компонент интонации. Среди компонентов интонации особое место занимает ударение. Оно, как и сама интонация, относится к суперсегментным элементам языка. Однако словесное ударение – это не единственный вид ударения в русском языке. Существуют еще синтагматическое ударение, или ударение синтагмы – наименьшего интонационно- смыслового отрезка речи. Так же выделяют логическое ударение, при помощи которого выделяется наиболее важное в смысловом отношении слово. Также часто встречается еще один тип ударения – ударение эмфатическое. Это ударение подчеркивает эмоционально- экспрессивные и аффективные элементы высказывания. Эти типы ударения в противоположность словестному могут быть названы типами несловесного ударения. Именно несловесное ударение и выступает как один из компонентов интонации.

Мелодика как компонент интонации. Мелодика речи – движение голоса (вверх и вниз) по звукам разной высоты. В речевой практике мелодика многих синтаксических структур предложений закрепилась как нормативная. Это относится к нормам произнесения вопросительных, восклицательных, повествовательных предложений, а также к мелодике перечисления, причины, цели, противопоставления, разделения, предупреждения, водности и других.

Термин «мелодика» употребляется в разных науках и имеет оттенки в своем значении.

Темп речи как компонент интонации. Темп речи – скорость произнесения речевых единиц разного размера. Темп речи может быть вычислен двумя способами: числом слогов, или звуков, или слов, произносимых в единицу времени, или средней длительностью звучания речевой единицы. Длительность звуков вообще измеряется в тысячных долях секунды – миллисекундах. Темп речи каждого отдельного индивидуума может меняться в широких пределах – от 60 – 70 мс при беглой речи до 150-200 мс при медленной. Существует также и зависимость темпа от индивидуальных особенностей говорящего.

Тембр как компонент интонации. Тембр, иначе тембральная окраска речи – специфическая, воспринимаемая человеком характеристика звучащей речи, которая зависит частично от физических параметров речевого аппарата (низкий, хриплый тембр, высокий пронзительный голос и т.п.), частично регулируется говорящим за счет особых изменений состояния органов речи.

Часто тембр голоса определяют как дополнительную артикуляционно-акустическую окраску голоса, ее колорит. По тембру голоса может быть общим, но у каждого человека свой тембр, как и отпечатки пальцев. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека. Поэтому тембром называют также специфическую окраску речи, которая придает ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Такое значение приобретает иногда и термин тон. В таком случае тембр и тон становятся терминами-дуплетами.

Существует еще один компонент интонации, тесно связанный с тембром. Это сила звучания, или громкость голоса.

Сила звучания и ее место в структуре интонации. В речеведении понятия «сила» и «громкость» голоса не являются тождественными. Сила звука – это величина объективная, это реальная энергия звука. Сила звучания зависит от амплитуды колебания голосовых связок, степени их напряженности, а так же от деятельности резонаторов.

Как компонент интонации сила звучания речи имеет важное значение с точки зрения коммуникативной ситуации общения и, особенно, его культурно-эстетических аспектов.

На слух различают уровень интенсивности. Он бывает низким, средним и высоким. Уровень силы звучания может не изменяться, но чаще всего направление и характер интенсивности меняется.

Громкость голоса зависит от его силы. Но если сила голоса – величина объективная, то громкость – понятие субъективное, связанное с нашим восприятием звука. Громкость – это управляемое качество голоса. Выбор степени громкости зависит также от цели, с которой люди выступают в обществе.

Пауза как важный компонент интонации. Считается, что пауза особой роли не играет, что ее никто не замечает, что она нужна исключительно для вдыхания воздуха. Пауза – временная остановка звучания, в течении которой речевые органы не артикулируют, и которая разрывает поток речи. Пауза – это молчание. Но и молчание может быть выразительным и значимым. Различают паузы логические, межсловесные, психологические, физиологические, инверсивные, ритмические.

Интонация представляет собой достаточно сложное, многоплановое и чрезвычайно важное явление в общем контексте речевой деятельности человека. Именно интонация фактически организует устную речь в целом, в том числе и чтение. С помощью интонации предложениям придается значение вопроса, пробуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально-смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора, его отношение к описываемому.

Не уходя в глубь лингвистических дефиниций, можно образно сказать, что интонация – становой хребет устной речи, ее подтекст, если угодно иначе, интонация – душа языка. Вот почему сохранение национальных ее особенностей имеет большое общекультурное, общественное, а следовательно. Государственное значение.

Речь актера. правила выделения логических ударений

Перечислим правила расстановки логических пауз и ударений.

1.Подлежащее и сказуемое.

В простом нераспространенном предложении на одно из них и падает логическое ударение. Обычно ударение принимает на себя слово, занимающее второе порядковое место.

Например:
«Поля опустели; обнажились леса».

2.Правило о новом понятии:

А) если подлежащим и сказуемым является слово, означающее новое для данного текста понятие, то на нем ставится ударение. Если впервые упоминаются оба понятия, то они оба выделяются.

Б) если данное понятие уже упоминалось в тексте, то оно уже не выделяется

Например:
«Вот дом,
который построил Джек,
а это пшеница,
которая в темном чулане хранится
в доме,
который построил Джек».

Мы видим, что новые понятия: «дом», «Джек», «пшеница», «чулан» – выделяются. При повторении слов «дом», «Джек» ударение с них снимается.

В) сказуемые, смысл которых в тексте заключается в смысле подлежащего, не выделяются в тексте.

Например:
«Сверкнула молния», «прогремел гром».

Если утверждается одно понятие для отрицания другого, то оба противопоставляемых члена выделяются.

Например:
«У меня будет отпуск не в этом году, а в будущем» – этот год противопоставлен будущему;
«В наших жилах кровь, а не водица» – «кровь» противопоставлена «водице»;
«Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех».

Если в фразе есть скрытое противопоставление, то член предложения, являющийся скрыто противопоставленным, обязательно будет под ударением.

Например:
«Это были настоящие цветы» (подразумевается, что они не бумажные).

4.При сочетании нескольких однородных членов в предложении все они должны быть выделены.

Например:
А) «У человека с бородою было умное, молодое, свежее лицо»;

Б) «Тут ели, спали, любили, дрались, заводили нескончаемый торг, ждали светлого будущего, болели и умирали».

В этом предложении восемь однородных членов, причем такие группы слов, как «заводили нескончаемый торг», «ждали светлого будущего» являются распространенными однородными членами, так как в них выражаются понятия, относящиеся к тому, что делали тут эти люди.

5.Если определение выражено существительным в родительном падеже, то оно принимает на себя ударение.

Например:
«смысл фразы», «сила звука», «идея произведения».

6.В сравнении наиболее ударным будет то, с чем сравнивается, а не то, что сравнивается.

Например:
«Лицо старухи было сморщено, как высохшее яблоко»,- сморщенное лицо сравнивается с высохшим яблоком, следовательно, ударными будут слова «высохшее яблоко».
7. Местоимение никогда не может быть ударным словом.
Например:
А) «я никогда этого не забуду»;
Б) « я тебе ничего не скажу».

В вопросительном предложении ударным является то слово, в котором выражена сущность вопроса.

Например:
«Ты взял яблоко?». Если мы хотим узнать, кто взял яблоко, мы выделяем слово «ты».

Если имеются противопоставления, то и местоимение будет ударным.

Например:
«Если ты не пойдешь в гости, то и меня там не будет».

Одно из ударных слов является основным ударным словом всей фразы, остальные ударные слова выделяются в меньшей степени.

Одни слова в речевом потоке выделяются наиболее сильно, другие – слабее, третьи – слабее, четвертые могут совсем не выделяться.

Например:
«Собираясь уходить / и пожимая Циолковскому руку, / Никита сказал: // «если завтра приду за вами, / поедете на вокзал, / прочитать лекцию ///».

В первом такте мы выделим слово «уходить», во-первых, потому что оно стоит в конце такта, во-вторых, потому, что оно вбирает в себя смысл всего высказываемого в такте – «уходя».

Во втором такте незначительно выделяется слово «руку» – потому что оно стоит в конце такта и, кроме того, слова «пожимая руку» означают «прощание».

Подчеркнем в нашем примере наиболее выделяемое слово: самое ударное тремя чертами, менее выделяемое – двумя, еще менее выделяемое – одной чертой.

«Собираясь уходить и пожимая Циолковскому руку, / Никита сказал: // «если я завтра приду за вами, /поедете на вокзал / прочитать лекцию».//

Итак, получился целый комплекс ударений – сильных, средних и слабых.

«Так же как в живописи существуют тона, полутона, светотень, так точно в искусстве речи существуют целые гаммы разных степеней ударений, которые надо скоординировать так, чтобы малые ударения не ослабляли, а, напротив, сильнее выделяли слово, чтобы они не конкурировали с ним, а делали одно общее дело по строению и передаче трудной фразы».
(Слова К.С. Станиславского, цитируемые по книге М. Кнебель «Слово в творчестве актера»).

То же самое мы наблюдаем при ударении звука в слове.

Например:
В слове «кабинет» третий слог «нет» – ударный, второй «би» – предударный, первый «ка» – слабый.

Можно сказать, что степень ударения в слове различна: наибольшая на ударном слоге, средняя – на предударном, меньшая – на слабом.

Иногда ударение настолько незначительно, что гласный звук вообще выпадает, не произносится (в слове «папоротник» звук [о] в третьем слоге выпадает).

Чтобы узнать, какие слова являются главными в речевом такте, можно также попытаться отбросить слова, без которых можно обойтись, и оставить как бы скелет фраз.

Этот прием называется «скелетирование» текста.

К.С. Станиславский рекомендовал после того, как текст разбит на речевые такты, определить в предложении главное слово и выделить его при произношении.
Ударное слово является основным центром мысли.

Для нахождения логического центра мысли недостаточно одного разделения фразы на речевые такты – смысловые ударения в каждой отдельной фразе определяются только тогда, когда найдена связь между всеми фразами, которые объединяются одной главной темой.

В зависимости от нее в каждой фразе определяются логические центры, т.е. слова, которые раскрывают эту тему.

«Ударные слова — это только придорожные вехи, по которым находит себе верный путь к уху и сердцу зрителя логическая мысль. Не зная мысли, которую ты хочешь сказать, не найдешь «главного» слова в фразе» (Н.Горчаков «Режиссерские уроки К.С. Станиславского»).

Поэтому никогда не следует начинать работу над текстом с отыскания подлежащих или сказуемых, требующих ударений согласно правилам грамматики.
Возьмем простую фразу «Дай мне яблоко». По правилам грамматики логическое ударение должно быть на сове «яблоко», однако могут быть разные обстоятельства, меняющие смысл фразы, и тогда центр будет меняться, например: «дай мне яблоко», «дай мне яблоко».
Интонация произношения реплик должны, как в жизни соответствовать эмоциональному «заряду» и транслировать необходимую эмоцию, как «орудие» которым ведется конфликт к победе».

Прежде всего, зритель должен считывать внутренний диалог героя, так как сопереживание персонажу можно передать только «заразив его эмоциями, яркими, правдивыми и по-настоящему ЕСТЕСТВЕННЫМИ, для внутреннего самочуствия, мыслительного процесса и понимания: почему? и зачем? — персонаж говорит именно эти слова, с именно такой интонацией и его мимика или поддерживает транслируемую информацию или отрицает, то есть помогает «прочитать» внутренний диалог героя.

О каком виде ударений идёт речь в высказывании К. С. Станиславского? Ударение — указательный палец,

Ваш ответ

решение вопроса

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,277
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 606,909
  • разное 16,829

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.


источники:

http://proza.ru/2016/03/19/1035

http://www.soloby.ru/761849/%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9