Ей является окончанием или суффикс

Окончания родительного множества — ОВ, ЕВ, ЕЙ, 0

У существительных во множественном числе в форме родительного падежа могут быть окончания: «ов», «ев», «ей» и нулевое:

ФРУКТЫ, ОВОЩИ С «ОВ»

Накупите апельсинов,
Ярко-красных мандаринов,
Чёрно-синих баклажанов,
Жёлто-солнечных бананов,
Помидоров, то есть томатов,
Витаминами богатых!

________________________________________
Окончание «ов» пишется во многих названиях фруктов и овощей: апельсинов, мандаринов, баклажанов, бананов, помидоров, томатов, абрикосов. (Но: яблок 0).

Окончание «ов» пишется в некоторых названиях национальностей: киргизов, монголов, калмыков, таджиков, якутов, тунгусов, узбеков, алеутов.

***
Позови калмыков,
Позови таджиков,
Позови якутов,
И смелых алеутов.

А куда позови-то? В даль синюю?

***
Встретили тунгусов
Без метеоритов,
И без аркебузов,
И не сибаритов…

Сибарит – изнеженный роскошью, избалованный, праздный человек.
Это когда шли в даль синюю?

***
Посели монголов
На зелёных долах!
Уведи узбеков
От враждебных беков!

А там монголы не знали, где им поселиться и всё скакали по степям. А беки узбеков просто «достали».

***
Уважай киргизов,
Почитай якутов,
Весёлых таджиков
И смелых алеутов!

Почитай (оказывай почтение), то есть уважай — и тебя уважат.

Окончание «ев» пишется в запоминаемых формах слов: болотцев, устьев, оконцев, коленцев, копытцев, крУжевцев (крУжевца), платьев, звеньев, перьев, поленьев (полено), низовьев, верховьев, подмастерьев, лохмотьев.

***
Дым платьев, коленцев, кружевцев
В бальном угаре кружится…

Что Вы представили, прочитав всего две строчки? Можно увидеть быстрый танец, скорее всего вальс, так закруживший танцующие пары, что платья, крУжевца превратились в «дым»?

***
У верховьев болотцев
И низовьев болотцев
Много мутной водицы
И следов от копытцев…

Мутная водица? На болоте всё может быть. Но если закончить по-другому будет жизнерадостнее?

***
У верховьев болотцев,
У низовьев болотцев
Есть узоры для ситцев
И следы от копытцев.

Да. Растительность пышет. Насекомых тучи жужжат. Красок изобилие. Всё переплетается в узоры — рисуй не хочу.

***
Собрал ты много звеньев
И наколол поленьев,
Избавься от лохмотьев,
И будешь как Авдотьев…

Быть, как кто-то, хорошо ли? Будь собой! (А звенья — от кольчуги? А поленья — в кузнечный горн? А Авдотьев и есть тот самый кузнец?)

***
У низеньких оконцев
Гостит так редко солнце…

Там живёт старушка. Скоро выйдет посидеть на завалинку под солнышко со своими неизменными спутницами — клюкой и кошкой. А может это там лежит разбитое крыто? А старик у моря счастья ищет.

***
Один из подмастерьев
Набрал гусиных перьев
И сделал в небо крылья,
Чем удивил Севилью…

Не только в Греции хотели летать! Дедал, Икар. А в Италии — Леонардо. Были и на Руси умельцы. Помнится какой-то исторический фильм.

***
У устьев – много грусти…

Эти две буковки «у» в начале строчки просто сразу наводят тоску, поэтому и грусти много… Повтор гласных называется ассонанс. Это такой стихотворный приём. В этой строчке можно увидеть ещё один стихотворный приём – повтор согласных звуков – аллитерацию. «Ст» — «ст» — меланхолично шелестят, грустят…

Почему же там так грустно? Устье — это исход, конец реки, например. Там она куда-то впадает. Хоть и есть новое начало, как всегда при окончании чего-то в жизни. Но. Жаль ушедшего, прошедшего. Ничего не вернуть. В общем, много грусти у устьев. И всё тут.

***
А «осочьих» остриёв
Долго искало стадо коров.
________________________________________________
Интересное словечко — остриё. Посмотрим в «Грамоте.ру»:
ОСТРИЁ, — остриЯ; ср.
1. Тонкий, заострённый, колющий конец или режущий край чего-л. Пронзить остриём. Остриё иглы. Остриё штыка. Остриё копья. Остриё сабли. Остриё бритвы. Затупить остриё. Остриё ножа. Ходить по острию (подвергать себя опасности; рисковать).
2. Суживающийся конец чего-либо. Остриё шпиля. Остриё колокольни.
3. Чего? То, что составляет самую существенную часть чего-либо, направленного на борьбу с чем-либо. Остриё критики. Остриё полемики. Остриё сатиры направлено против глупости и невежества. Находиться на остриЕ событий (в самом центре).

А!! На остриЕ! Вот оно! Предложный падеж, буква «И» предпоследняя — должно быть исключением из правила! И иметь два ИИ в предложном падеже — на «острИИ»? Нет.

(По правилу в Предложном падеже у существительных 1 и 2 склонения окончание «Е», а в исключениях — «И»! Помните, женский род на «ИЯ» — пишу в предложном «И» я. АрмиИЯ — о чём — об армИИ! Мужской на «ИЙ», средний на «ИЕ» — то же самое. ГенИЙ — о генИИ, теченИЕ реки — в теченИИ реки.)

Хотя слово «остриё» — на на «ИЕ», а на «ИЁ». В этом всё дело. Выходит, это слово — исключение из исключения. Вот.

Форма родительного падежа множественного числа у слова остриё тоже интересна — нет чего? (рядом на болотце) — «осочьих» остриЁВ. Не сразу произнесёшь такое.

Окончание «ей» пишется в запоминаемых формах слов:
пригоршней, долей, кеглей, саклей, свечей, будней, грАблей — допустимо, хотя грАбель — форма чаще употребляемая, Яслей, баржЕй — допустимо, от баржА; хотя чаще употребляются формы бАржа — барж.

***
БАржа по реке идёт,
Вереницу барж ведёт.

***
По реке плывёт баржА,
Тяжко, грузно, чуть дыша.
А за ней, а за ней —
Посмотрите: сто баржЕЙ!

***
Блеск свечей и звон мечей –
Мрачный замок стал ничей…

***
У коленей трётся кошка –
Просит молочка немножко…

***
Десять долей мандаринов
Убежали из корзины.

Нулевое окончание пишется в запоминаемых формах слов: блюдец 0, полотенец 0, одеялец 0, зеркалец 0, щупалец 0, корытец 0, поленец 0 (поленце), кружевЕц 0 (кружевцА), яблок 0.

***
На осколках этих блюдец
Мы стихи напишем Люде…

***
Полотенец, кружевец,
Одеялец и сердец
В этой лавке предлагают,
За бесценок отпускают…

***
Купите наших зеркалец,
Корытец и поленец –
И будет ваш снабженец
Доволен, как младенец!

Нулевое окончание пишется в запоминаемых формах слов с основой на «й»: копий 0, побережий 0, житий 0, заявлений 0, занятий 0, течений 0, гостий 0, ружей 0, захолустий 0, снадобий 0.

***
У дальних побережий
Гуляли два невежды,
Из ближних захолустий,
Где было много грусти…

***
У ваших гостий много платьев,
Но ружей нет у ваших братьев…

***
Терпкий аромат приправ,
Яблок, снадобий и трав
Прячется в лесной избушке
У неведомой старушки…

***
У «осочьих» остриёв
Чую, чую снадобий зов!

Нулевое окончание пишется в запоминаемых формах слов, называющих предметы одежды и обуви для ног: чулок 0, сапог 0, ботинок 0, валенок 0 (но: носков, гольфов).

Нет ботинок 0, нет сапог 0
Даже валенок 0, чулок 0!
Но зато без всяких слов
Очень много дырявых носков!

***
Белый фартук, красный галстук,
Гольфы белые — и вот:
У меня сегодня праздник,
Даже подвело живот.
Но. гольфов нет,
Простыл и след.
Да и праздника уж
Нет.

Нулевое окончание пишется в запоминаемых формах слов, называющих единицы измерения: аршин 0, ватт 0, ампер 0, вольт 0, гран 0 (кроме метров, граммов, гектаров).

***
Килограммов, граммов – «ов» —
Я запомнить всё готов!
Метров и гектаров – «ов» —
Вот родительный улов!

Нулевое окончание пишется в запоминаемых формах слов, называющих военные профессии: солдат 0, драгун 0, улан 0 и уланов, кирасир 0 и реже кирасиров, гусар 0(коллектив) и гусаров (отдельные лица), гренадер 0 и гренадеров, партизан 0, погон 0, эполет 0 (но минёров и сапёров).

***
Нет погон,
Нет эполет
И фуражки
Тоже нет.

***
У минёров и сапёров
Есть ошибка лишь одна,
Всюду ищет их она…

***
Сорок партизан
Вымыли казан.

***
Рота гренадер
Пустилась в адюльтер.

***
Двое гренадеров
Пели под фанеру.

***
Полк лихих улан
Прыгнули в Неман.

***
Несколько уланов
Ловят тараканов,

***
Бравый полк гусар
Захватил базар.

***
Пятеро гусаров
Ехали в Наварру.

Нулевое окончание пишется в запоминаемых формах слов, называющих национальности: турок 0, болгар 0, грузин 0, цыган 0, осетин 0, армян 0, румын 0, башкир 0, татар 0, бурят 0, туркмен 0.

***
Есть история армян,
Есть история цыган,
Есть история грузин,
Есть и белый лимузин.

***
Вот знакомый осетин,
И находчивый румын,
И задумчивый башкир,
Очень любят пирожки…

***
У татар и у бурят
Очаги всю ночь горят.

***
По аулу у туркмен
Шёл придира-полисмен,
Шёл задира-полисмен,
Шёл ужасный полисмен,
Шёл опасный полисмен
Турок он везде искал,
Всем прохода не давал!

Нулевое окончание пишется в запоминаемых формах существительных женского рода 1-го склонения:
Вафель 0, басен 0, кочерёг 0, барж 0, усадеб 0, домен 0, свадеб 0 и оглобель 0.

***
Как убежать от всех нападок?
Без кочерёг придём в упадок…

***
Вафель, басен и свечей
Дайте нам с собою,
Чтобы было веселей
Сумрачной порою…

***
Домен свет – из дальних лет.

***
Скрип тугих оглобель
Помнит гонобобель…

***
Стройность барственных усадеб,
Пышность белоснежных свадеб –
Далеко в туманной дымке
Скрыло время-невидимка…

-ИЙ, -ЕЙ у существительных мн.ч. в Р.п.

Окончания -ий, -ей у существительных мн.ч. в Р.п.

В Р.п. мн.ч. пишется -ий:

Если в И.п. ед.ч. ударение падает на основу (окончание нулевое)

попрыгýнья — попрыгýний _,
певýнья — певýний _,
шалýнья — шалýний _,
ожерéлье — ожерéлий_,
предмéстье — предмéстий _,
приглашéние — приглашéний _
Искл.: низóвьев, плáтьев, ýстьев, подмастéрьев, ружей.

В Р.п. мн.ч. пишется -ей:

Если в И.п. ед.ч. ударение падает на окончание

скамья — скамéй,
семья — семéй,
судья — судéй,
статья — статéй,
ладья — ладéй,
кутья — кутéй,
друзья — друзéй
Искл.: копье — копий

Существительные женского рода на -ья (если ударение не падает на окончание: певунья, хохотунья ) в родительном падеже оканчиваются на -ий (это суффикс основы, а окончание — нулевое): колдуний, оладий (оладья), певуний, плясуний, попрыгуний, хлопотуний, шалуний, эскадрилий.

Существительные на ударяемое -ья (скамья) в родительном падеже оканчиваются на -ей (окончание также нулевое): свиней, семей, статей; также судей (судья).

У существительных 1 и 2 склонения родительного падежа множественного числа флексия не выделяется при разборе (блюдец, армий, статей).

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Правописание окончаний существительных и прилагательных
#обсуждения_русский_язык_без_проблем

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

СУФФИКС ИЛИ ОКОНЧАНИЕ?

Л.С.СТЕПАНОВА

В большинстве принятых сейчас учебников и учебных пособий морфемы неопределенной формы глаголов (-ть, -ти и -чь) называют «окончанием инфинитива» или «показателем неопределенной формы». Эта точка зрения встречается, например, в учебниках С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.

В пособии М.Т. Баранова, Т.А. Костяевой, А.В. Прудниковой «Русский язык. Справочные материалы» (М.: Просвещение, 1987) говорится: «Глаголы в неопределенной форме имеют следующие окончания. » (с. 104). Далее приводится таблица, где -ть и -ти называются окончаниями, а -чь – суффиксом, после которого следует нулевое окончание. В «Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы» Д.Э. Розенталя (Изд-во Московского университета, 1994) также читаем: «Неопределенная форма образуется посредством окончаний -ть или -ти» (с. 109).

Однако в том же «Сборнике упражнений. » Д.Э. Розенталя в § 17 «Состав слова» говорится: «Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представляют собой чистую основу» (с. 37–38). И далее: «Окончание, или флексия, – это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении» (с. 38). То же находим и в пособии «Русский язык. Справочные материалы» М.Т. Баранова и др.: «В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание. а в неизменяемых – только основа. ». И дальше: «Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Неизменяемые слова окончаний не имеют» (с. 34).

Налицо противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т.е. надо тогда признать неопределенную форму глагола изменяющейся. Однако во всех приведенных изданиях мы без труда найдем недвусмысленное указание на неизменяемость инфинитива. В разделе «Словосочетание» при определении примыкания, естественно, приводятся примеры примыкания инфинитива, а в учебнике русского языка С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко для 8-го класса прямо говорится: «Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие)».

Вероятно, чтобы избежать этого непримиримого противоречия, в учебном пособии под ред. В.В. Бабайцевой («Русский язык. Теория и практика». М.: Просвещение) конечные морфемы инфинитива -ть, -ти и -чь определяются как суффиксы. Так же определяются эти морфемы и в справочном издании «Русский язык. Энциклопедия» (Изд. 2-е, перераб. и доп. Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: «Большая Российская энциклопедия», «Дрофа», 1997). Здесь в статье «Инфинитив» говорится: «Инфинитив состоит из основы и суффикса» (с. 158).

Но тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу.

Однако все противоречия снимаются, если в школьную программу ввести давно принятое в лингвистике деление суффиксов на словообразовательные и словоизменительные, или формообразующие. В процитированном издании «Русский язык. Энциклопедия» в статье «Суффикс» читаем: «Суффиксы могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова). Словоизменительными являются суффиксы сравнительной и превосходной степени (сильн-ее, сильн-ейш-ий), прошедшего времении (нес-л-а), инфинитива (нес-ти), причастий (нес-ущ-ий, нес-ш-ий, принес-енн-ый) и деепричастий (гляд-я, написа-вши). » (с. 547). В учебнике для студентов высших учебных заведений «Современный русский язык» под ред. Д.Э. Розенталя, ч. 1. (М.: Высшая школа, 1979) словоизменительные аффиксы называются формообразующими: «По. своей функции аффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие. Формообразующие аффиксы новых слов не образуют, они не меняют лексического значения слова, а используются для образования форм того же самого слова» (с. 146). В этом же учебнике совершенно определенно говорится: «Большинство глаголов образует неопределенную форму при помощи суффиксов -ть и -ти. Глаголы на -чь представляют в современном языке небольшую группу. ».

Понятно, что в этом случае несколько меняется и определение основы. Поскольку формообразующие суффиксы не входят в основу слова, то и само понятие основы можно определить так: основа – это часть слова, остающаяся после отсечения окончания и формообразующего суффикса (писа-ть, писа-л, писа-вш-ий). На практике основа так и определялась всегда (объясняя учащимся, например, образование формы глаголов прошедшего времени, учитель говорил, что она образуется прибавлением к основе суффикса прошедшего времени -л-), поэтому тем более стоит устранить путаницу в теории.

Основываясь на вышесказанном, я предлагаю внести в курс изучения русского языка в школе следующие изменения.

1. В разделе «Словообразование» дать подразделение суффиксов на словообразовательные и формообразующие 1 .

    Словообразовательные суффиксы служат для образования новых слов, меняя лексическое значение слова: дом – дом-ик (маленький дом), узна-ть – узна-ва-ть (глагол приобретает значение длительности/многократности и незавершенности действия) и т.д.

    Формообразующие суффиксы служат для образования форм слова и не меняют лексического значения слова. Формообразующие суффиксы отличаются от окончаний прежде всего тем, что не могут служить для выражения связи слов в словосочетании и предложении. К формообразующим суффиксам относятся следующие:

    суффиксы сравнительной и превосходной степени -ее, -е (быстр-ый – быстр-ее, быстр-о – быстр-ее; чищ-е), -ейш-, -айш- (скучн-ый – скучн-ейш-ий, велик-ий – велич-айш-ий);

    суффикс прошедшего времени глаголов -л- (писа-л, сиде-л-а);

    суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь)

    суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь) (при этом в случае с суффиксом -чь происходит явление наложения (аппликации), когда -ч- одновременно принадлежит и корню, и суффиксу (историч. изменения: берег-ти – бере-чь);

    суффиксы причастий -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- (пиш-ущ-ий, чита-ющ-ий, стро-ящ-ий, дыш-ащ-ий), -ш-, -вш-, -нн-, -енн-, -т- (нес-ш-ий, писа-вш-ий, разодра-нн-ый, купл-енн-ый, обу-т-ый), -ем-, -ом-, -им- (преследу-ем-ый, вед-ом-ый, гон-им-ый);

    суффиксы деепричастий -а, -я (крич-а, чита-я), -учи, -ючи (крад-учи-сь, жале-ючи), -в, -вши, -ши (увиде-в, умы-вши-сь, вынес-ши);

    суффикс повелительного наклонения (в глаголах с основой наст. вр. на согласный) (попрос-и) 2 .

    2. При графическом морфемном и словообразовательном разборе обозначать формообразующие суффиксы обычным, принятым для обозначения суффиксов значком ^ 3 .

    3. При графическом морфемном и словообразовательном разборе не включать формообразующие суффиксы в состав основы слова (умыва-я-сь, прочита-вш-ий, буд-учи).

    4. Изменить определение основы. Основа – это часть слова, выражающая его лексическое значение и остающаяся после отсечения от слова окончания и формообразующего суффикса. В склоняемых или спрягаемых словах (кроме причастий, превосходной степени прилагательных и прошедшего времени глаголов) основа определяется при отсечении от них окончания (мор-е, торопл-ю-сь, осенн-ий). В причастиях, прилагательных превосходной степени и глаголах прошедшего времени, кроме того, при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (бушу-ющ-ий, свеж-айш-ий, привез-л-а). В сравнительной степени наречий и прилагательных, в деепричастиях, инфинитивах и повелительном наклонении глаголов при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (быстр-ее, проигра-в, откры-ть, принес-и).

    5. Безусловно, такое определение основы потребует и несколько иного, чем принятый сейчас, порядка изучения морфемного состава слова. Понятие об основе слова и ее практическое нахождение станет возможным лишь после знакомства учащихся с категорией «суффикс» и «формообразующий суффикс».

    Все перечисленные изменения позволят, по моему мнению, не слишком усложняя обучение русскому языку в школе, избежать непримиримых противоречий и путаницы в данном вопросе, механического запоминания учениками морфемного состава слова, а также помогут приблизить уровень школьного изучения русского языка к вузовским требованиям.

    1 Термин «формообразующие суффиксы» представляется более удачным, чем «словоизменительные», прежде всего потому, что словоизменительной морфемой является окончание, которое действительно служит средством изменения слов в соответствии с синтаксическими требованиями. Окончания как словоизменительная морфема есть только у изменяемых (склоняемых или спрягаемых) слов. Формообразующие суффиксы присутствуют и у неизменяемых слов и не выполняют синтаксической функции. Они именно образуют особые формы слова.

    2 Суффикс повелительного наклонения -и выделяется как формообразующий в цитировавшемся ранее учебнике Д.Э. Розенталя для студентов высших учебных заведений, т. 1, с. 258. В некоторых других работах -и определяется как окончание глаголов повелительного наклонения (см. «Русский язык. Энциклопедия», изд. 2-е, с. 346). Однако, на мой взгляд, эта морфема не соответствует определению окончания, т.к. не служит для выражения синтаксических связей данного слова с другими словами в словосочетании и предложении.

    3 В некоторых новейших работах можно встретить значок «^» («домик») для обозначения конечной морфемы инфинитива. Мотивировано это тем, что данная морфема совмещает признаки суффикса и окончания. Однако мне представляется эта точка зрения неубедительной, т.к. окончание – это словоизменительная морфема, служащая для выражения синтаксических отношений согласования и управления данного слова с другими словами словосочетания и предложения. Формообразующий суффикс никогда не выполняет и не может выполнять такую синтаксическую функцию, т.е. он лишен главных свойств и признаков окончания.


    источники:

    http://grammatika-rus.ru/ij-ej-u-sushhestvitelnyh-mn-ch-v-r-p/

    http://rus.1sept.ru/article.php?ID=200100608