Где находится сказуемое в повествовательных предложениях татарского языка

Интеллектуальная игра для 10–11-х классов «Знаток Татарстана»

  1. Заинтересовать детей историей Татарстана, его культурой и традициями.
  2. Расширить кругозор и обобщить и систематизировать знания учащихся по теме игры.
  3. Закрепить знания учащихся, полученные в ходе изучения истории Татарстана, татарскому языку и литературе.
  4. Прививать умения сравнивать, группировать.
  5. Развивать способности к обобщению.
  6. Развивать логическое мышление, память, коммуникативные способности.
  7. Формировать опыт систематизации межпредметных знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

  1. Подбор двух команд из числа учеников.
  2. Презентация команд:
    • «Удачливые»;
    • «Настойчивые».
  3. Плакаты болельщиков:
    • «Желаем удачи!»;
    • «Ни пуха, ни пера!»;
    • «Так держать!».
  4. Тематика вопросов: область общих знаний, история Татарстана, языкознание и литература, искусство, география, биология, химия, национальные традиции.
  5. Состав ведущих игры: основной ведущий, помощники.

Ведущий: Дорогие, друзья! Я объявляю всех вас участниками игры «Знатоки Татарстана». Сегодня мы проведем увлекательную викторину.

Я желаю вам успеха!
Удач, находок, шуток, смеха!
Прочь сомнения! Сейчас
Викторина ожидает вас!

А сейчас разрешите мне представить участников сегодняшней игры: это команда «Удачливые» и команда «Настойчивые» (под музыку (музыкальный файл) команды усаживаются друг против друга, а ведущий представляет участников).

Позвольте представить мне участников викторины.

А сейчас я познакомлю вас с правилами нашей игры.

Все вопросы викторины разбиты на 6 блоков:

  1. Область общих знаний.
  2. История Татарстана.
  3. Языкознание и литература.
  4. Искусство.
  5. География, биология, химия.
  6. Национальные традиции.

За каждый правильный ответ на вопрос вы получаете 1 балл.

Чтобы начать игру, нам необходимо определить право первого хода. Для этого я предлагаю разминку, где на заданный вопрос имеет право ответить любой член любой команды.

Я буду задавать вопросы поочередно, и команда, набравшая большее количество баллов начинает игру.

  1. Каким алфавитом пользовались в татарской письменности до революции? (Арабским.)
  2. Какие притоки Камы есть в Татарстане? (Вятка, Белая.)
  3. Назови имя главного героя «Шурале». (Былтыр.)
  4. Лучшее медоносное дерево? (Липа.)
  5. Кто такой Г.Тукай? (Поэт.)
  6. Наш земляк, герой СССР, повторивший подвиг А.Матросова? (Г.Гафиятуллин.)
  7. Блюдо из теста в виде блина, начинка которого картофельное пюре. (Кыстыбый.)
  8. Самый большой город в Татарстане? (Казань.)
  9. Какой город славится часовым заводом? (Чистополь.)
  10. В каком городе выпускают вертолеты? (Казань.)
  11. На какой реке стоит Казань? (Волга.)
  12. Пирог с начинкой из картофеля и мяса? (Балеш.)
  13. Праздник встречи весны? (Науруз.)
  14. Женщина-летчик, участник Великой Отечественной Войны, герой СССР? (Магуба Сыртланова.)
  15. Кто такой М. Джалиль? (Поэт.)
  16. Сколько районов в Татарстане? (46)
  17. Какие цвета флага Республики Татарстан? (Красный, белый, зеленый.)
  18. Самый древний город в Татарстане? (Казань.)
  19. В каком городе производят шины? (Нижнекамск.)
  20. В каком городе выпускают КамАЗы? (Набережные Челны.)

Подсчитываем количество правильных ответов.

Итак, право выбора первого хода предоставляется команде. Капитан команды выбирает область знаний, затем любой член команды может дать ответ. Задача состоит в том, чтобы ответить на наибольшее количество вопросов.

Темы для выбора представлены на экране. В каждой теме по 20 вопросов.

Область общих знаний

  1. Как называется праздник встречи весны на татарском языке? (Науруз – новый день.)
  2. Как называется праздник, который проводится после весеннего сева? (Сабантуй.)
  3. В татарской национальной одежде присутствует элемент одежды, которую обязаны носить замужние женщины. Что это? (Фартук – алъяпкыч.)
  4. По мусульманским обычаям вероисповедания есть месяц поста. В это время нельзя есть до заката солнца. Как называется соблюдение поста? (Ураза, рамазан.)
  5. Как называется праздник жертвоприношения у мусульман? (Курбан-байрам.)
  6. Мясо какого животного у мусульман считается греховной? (Свинина.)
  7. В каком городе Татарстана есть музей нефти? (Лениногорск.)
  8. Что изображено на гербе Татарстана? (Крылатый барс.)
  9. Каким национальным блюдом встречают важных гостей? (Чак-чак.)
  10. Внимание, на экран! (см. Приложение) Как называется изображенная на картине мечеть? (Кул Шариф.)
  11. Татары говорят «Когда выпадет красный снег» («Кызыл кар яугач»). Скажите руский эквивалент этого фразеологизма. (Когда на горе рак свистнет.)
  12. В какую языковую группу входит татарский язык? (Тюркскую группу.)
  13. Какой великий математик был ректором Казанского университета? (Н.Лобачевский.)
  14. Когда было открыто Ромашкинское месторождение нефти? (1948 г.)
  15. Сколько лет нашему городу? В каком году он образовался? (54, 1955 г.)
  16. Как называется первый весенний теплый дождь? (Лейсан.)
  17. Казань называют портом 5 морей. Каких? (Балтийское, Белое, Азовское, Чёрное, Каспийское.)
  18. Как называется человек, совершивший хадж – паломничество в Мекку? (Хаджи.)
  19. Сколько лет нашей нефти? (61год; в 1948 г. забил первый фонтан нефти.)
  20. В каком порядке расположены цвета на государственном флаге? (Зелёный, белый, красный.)
  1. Когда был официально принят ислам булгарами, предками татар? (922 г.)
  2. Что означает слово «Казань»? (Казан – котел.)
  3. О гербе, какого города идет речь «… в белом поле черный змий с красными крыльями под золотой казанской короною»? (О гербе Казанской губернии.)
  4. В каком столетии произошло восстание Е.Пугачева? (18 в.)
  5. Год образования Казанского ханства. (1445 г.)
  6. Совокупность юридических и религиозных норм, основанных на Коране, мусульманское право. (Шариат.)
  7. Когда был открыт Казанский Государственный Университет? (1804 г.)
  8. Какие находки доказывают, что Казани 1000 лет? (Монеты, где указывалась дата.)
  9. Сколько было ханов в Казанском ханстве? (15)
  10. Глава духовного управления мусульман. (Муфтий.)
  11. Внимание, на экран! (см. Приложение) Что изображено на экране? (Старинный вид Казанского Кремля.)
  12. Имя женщины, правившей Казанским ханством вместо своего малолетнего сына. (Сююмбике.)
  13. В каком году завоевал Иван Грозный Казань? (1552 г.)
  14. В мире существуют падающие башни. Какая башня Казанского Кремля падающая? (Сююмбике.)
  15. Когда и где появилась первая печатная книга на татарском языке? (Грамматика и словарь в 1612 году, в Лейпциге.)
  16. Когда мы отмечаем День Конституции Татарстана? (6 ноября, 1992 г.)
  17. Кому из правительниц России, отбывавших в Казани, принадлежат слова, что «Казань – второй город после Москвы? (Екатерина II.)
  18. Как называется мусульманское духовное учебное заведение? (Медресе.)
  19. Назовите имя «кавалерист-девицы», участницы войны 1812 года? (Надежда Дурова.)
  20. Кого татары с любовью называли әби-патша? (Екатерина II, за политику, веру терпимости.)

Языкознание и литература

  1. День рождения великого татарского поэта Г.Тукая. (26 апреля 1886 г.)
  2. Сколько букв в алфавите, обозначающих татарские звуки? (6: ә, ө, ү, җ, ң, һ.)
  3. Как называется известная сказка Г.Тукая, в которой мальчик ворует золотой гребень? («Су анасы» («Водяная»).)
  4. Имя татарского писателя, который во время службы в армии получил травму и был навечно прикован к постели, но не сдался, продолжая жить, занимаясь писательской деятельностью. (Ф.Яруллин.)
  5. На какой слог обычно падает ударение в татарском языке? (На последний слог.)
  6. Какое название носит цикл стихотворений Мусы Джалиля, написанные в плену? («Моабитские тетради».)
  7. Где находится сказуемое в повествовательных предложениях? (В конце.)
  8. В с.Тимяшево Лениногорского района есть мавзолей ученому, просветителю, педагогу. (Г.Утыз-Имяни.)
  9. Портрет какого ученого-просветителя хранится в Британской Академии наук? (Ш.Марджани.)
  10. Назови одно из первых произведений татарской литературы. («Кыйсса-и-Йусуф».)
  11. Внимание, на экран! (см. Приложение) Чей портрет изображен на экране? (Г.Тукай в детстве.)
  12. Как называется закон гармонии (согласования) гласных звуков в татарском языке? (Закон сингармонизма.)
  13. Назовите имя репрессированного татарского поэта, который 16 лет провел в лагерях. (Х.Туфан.)
  14. Где находятся предлоги в татарском языке? (В конце слова, они называются послелоги.)
  15. В отличие от русского языка, в татарском языке выделяются специфичные сложноподчиненные предложения. Как они называются? (Сложноподчиненные предложения синтетического типа.)
  16. Как выражается показатель рода имен существительных в татарском языке? (Имя существительное в татарском языке не имеет показателей рода.)
  17. Назовите 3 известных популярных журнала издающихся в Татарстане («Идел», «Казан утлары», «Сююмбике».)
  18. Кто перевёл многие басни И.А.Крылова на татарский язык? (Г.Тукай.)
  19. Назовите источник знаний. (Книга.)
  20. Какие известные русские писатели побывали в Казани? (А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, В.Маяковский, М.Горький, Т.Г.Шевченко, Аксаков.)
  1. Слова песни «Туган тел» вы знаете очень давно, так же известен автор слов – Г.Тукай. А кто написал музыку? (Народная.)
  2. Кто автор балета «Шурале»? (Ф.Яруллин.)
  3. Чьё имя носит Татарский Государственный Академический театр? (Г.Камала.)
  4. Кому поставлен памятник у стен Казанского Кремля? (М.Джалилю.)
  5. Назовите 3 популярных певца нашей республики. (И.Шакиров, С.Фатхетдинов, Х.Фархи. )
  6. Назовите имя композитора вошедшего в список видных композиторов ХХ века. (С.Сайдашев.)
  7. В каком городе родился известный художник И.И.Шишкин? (Елабуга.)
  8. Кто автор гимна Республики Татарстан? (Рустем Яхин.)
  9. Известный оперный певец, родившийся в г.Казани. Его именем назван ежегодный фестиваль. (Ф.И.Шаляпин.)
  10. Внимание, на экран! (см. Приложение) Кто автор картины «Сабантуй»? (Л.Фаттахов.)
  11. Звезда лондонского Королевского балета, татарин по национальности. (Рудольф Нуриев.)
  12. Какие татарские народные песни вы знаете? (Апипа, Аниса, . )
  13. Когда образовался татарский театр? (1906 г.)
  14. Чьё имя носит Татарский государственный театр оперы и балета? (М.Джалиля.)
  15. Какая популярная эстрадная певица родом из Татарстана? (Алсу.)
  16. Назовите первую татарскую артистку. (Сахипджамал Гиззатуллина-Волжская.)
  17. Внимание, музыкальный вопрос! Кто исполняет песню? (Музыкальный файл)
  18. Кто автор знаменитого «Марша Красной Армии»? (С.Сайдашев.)
  19. В каком стиле развивалась архитектура Казани XIX в? (Классицизм.)
  20. Кто автор картины «Перед приговором»? (Х.Якупов.)

География, биология, химия

  1. На каком полушарии расположена наша республика? (Восточное полушарие.)
  2. Сколько рек протекает на территории Республики Татарстан? (4 больших: Волга, Кама, Белая, Вятка, около 500 маленьких.)
  3. Назовите лекарственные растения нашего края. (Душица, зверобой, медуница, чистотел, тысячелистник.)
  4. Какова площадь Татарстана? (С севера на юг – 250 км. с запада на восток 400 км., площадь 68 тыс.)
  5. Какова численность населения республики? (Общая численность – 3 млн. 642 тыс.)
  6. Сколько городов в республике? (20)
  7. Назовите полезные ископаемые, добываемые в нашей республике. (Нефть, битум, газ. )
  8. Какие промышленные гиганты Татарстана Вам известны? (Татнефть, оргсинтез, КамАЗ.)
  9. Каждая порода деревьев по-своему ценна. Из этого дерева делается самый прочный материал для мебели, из коры получаются дубильные вещества. Как называется это дерево? (Дуб.)
  10. Внимание, на экран! (см. Приложение) Что изображено на экране? (Нефтяная вышка.)
  11. Медицинское применение ландыша. (Сердечные капли.)
  12. Какой химический элемент был открыт в стенах Казанского университета? (Рутений.)
  13. Сколько видов рыб водится в водах Татарстана? (50)
  14. Каких птиц можно назвать санитарами? (Дятел, ласточка, мухоловка, стриж.)
  15. Территория у села Нижняя Чершила Лениногорского района Республики Татарстан памятник природы. «Колония», каких животных обитает здесь? (Сурок.)
  16. Названием какой птицы мы называем храбреца? (Орёл.)
  17. Кто из великих химиков, работавший в Казанском университете, доказал что чай можно выращивать на Кавказе? (А.Бутлеров.)
  18. С какими административно-территориальными единицами Российской Федерации граничит Татарстан? (Республика Башкортостан, Самарская область, Кировская область, Марий-Эль, Чувашская Республика, Ульяновская область, Пермский край, Мордовия. )
  19. Назовите единицу измерения объема нефти? (Баррель.)
  20. Есть ли в Татарстане горы? (Нет.)
  1. Одежда татар сохранила свои особенности и была приспособлена для относительно холодной зоны. Одежда шилась из самодельного сукна и покупных тканей. Покупные ткани были у татар более распространены, чем у других народов Поволжья. Какова основа женской и мужской одежды у татар? (Рубаха.)
  2. Женская рубаха была длинной и нередко имела пришивной подол. Как он назывался? (Итяк.)
  3. У татар сохранились как в мужской и женской одежде шаровары с широким шагом. Как называются эти шаровары? (Штаны.)
  4. Поверх рубахи татары надевали жилеты с коротким рукавом или без рукавов. Как он назывался? (Камзол.)
  5. При приготовлении какого национального татарского блюда используется как основной компонент – мёд? (Чак-чак.)
  6. Татары обували кожаную, лаковую и валяную обувь. Как называется кожаная обувь с мягкой подошвой? (Ичиги – читек.)
  7. Как называется зимняя обувь татар, сделанная из валяной шерсти? (Валенки – киез итек.)
  8. Головные уборы у татар были разнообразными. У мужчин широко были распространены тюбетейки и близкие к ним шапки в виде цилиндра. Как они называются? (Каляпуш, какре бурек.)
  9. Татары-мусульмане собак никогда не держали в домах. С чем это связано? (Мусульмане думали, что собака отпугивает добрых духов, поэтому считалось грехом держать собаку в доме.)
  10. Шейные и нагрудные украшения, застежки расшивались мелкими, нередко и более крупными монетами. Как они назывались? (Нагрудники – из каптырма.)
  11. Внимание, на экран! (см. Приложение) Что изображено на экране? (Женский национальный головной убор – калфак.)
  12. Какой цвет преобладает в одежде у татар? (Зеленый.)
  13. Что является основой татарского орнамента? (Цветочно-растительные мотивы.)
  14. Что такое шамаиль? (Написанные каллиграфическим почерком и богато украшенные выдержки из Корана.)
  15. Что должна была готовить татарская девушка к замужеству? (Приданое.)
  16. Какой обряд совершался на третьем или пятом году жизни над мальчиками? (Обрезание.)
  17. С каких слов начинали татары каждое дело, включая трапезу? («Бисмилляхи ррахмани ррахим» – «Во имя Аллаха милостивого и милосердного».)
  18. Сколько раз в сутки совершают намаз? (5)
  19. Чем заправляют татары суп из домашней лапши? (Катыком.)
  20. Какой самый распространенный музыкальный инструмент татар? (Гармонь-тальянка.)
  1. И.А.Гилязов, В.И.Пискарев, Ф.Ш.Хузин. История Татарстана и татарского народа. Казань: Хэтер, 2008.
  2. Г.М.Мустафина, Н.П.Муньков, А.М.Свердлова. История Татарстана XIX в. Казань: «Магариф», 2003.

Урок по татарскому языку для 7 класса «Сказуемые, его виды»

Максат: 1. Хәбәр турында алдагы сыйныфларда үткәннәрне искә төшерү; фигыль, исем хәбәрләр турында төшенчә бирү, төрләрен (гади , кушма, тезмә хәбәр) аңлату; укучыларда игътибарлылык булдыру, фикерләү сәләтләрен үстерү.

Җиһазлау: ноутбуг, экран

Таратма материаллар: тест сораулары, карточкалар,битләр

I. Оештыру: Укучылар белән исәнләшү, уңай психологик халәт тудыру. Мэнэдж мэт структурасы буенча укучылар бер-берсен сәламлиләр, хәерле көн телиләр.

Ия турында искә төшерү. .(МИКС ПЭА ШЭАструктурасын кулланам)

-Җөмләнең нинди кисәге ия дип атала?

-Нинди ия гади ия дип атала? (җөмлә өстендә аңлатырга)

-Нинди ия тезмә ия дип атала? (җөмлә өстендә аңлатырга).(Сорауларга җавап биргәндә парлы эш төре ТАЙМД ПЭА ШЭАструктурасын кулланам)

1. Мин кая гына барсам да, гүзәл шәһәрем Казанны сагынып кайтам.

2. Шәһәребез көннән-көн матурлана, зурая, үсә.

Бирем: Бу җөмләләрнең ияләрен табарга һәм асларына сызарга.

Сорау: Бу җөмләләрдә ия турында хәбәр итә торган сүз бармы?

1. Сагынып кайтам. 2. Матурлана, зурая, үсә.

Укытучы: Әйдәгез, хәбәр турында түбән сыйныфларда өйрәнгәннәребезне искә төшерик. (ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН структурасын кулланам)

Укучылар: Хәбәр нишли? Нишләде? Нишләячәк? Сорауларына җавап бирә, җөмләнең баш кисәге була, ике сызык белән сызыла.

Укытучы: Шулай итеп, дәресебезнең темасы нинди булыр инде?

Укучылар: “Хәбәр” темасы.

IV. Яңа белемнәрне үзләштерү.

Укытучы: Әйе, бүгенге темабыз :Хәбәрләр, аның белдерелүе, төрләре

Район үзәгенә кадәр башта автобуста кайттым.

Анда кайтканда ук үзебезнең Күлле авылы кешеләре белән таныштым.

Дөресрәге алар мине үзләре эзләп таптылар.

Күллегә кайтуымны белгәч, кемгә дә кемгә дип гаҗәпләнделәр. (Фәүзия Бәйрәмова).

Минем сагынып кайткан урыным – болын.

Шул болында мине көтеп торучы – ул. (Фәүзия Бәйрәмова).

Алты алтың – утыз алты.

Сүзнең хуҗасы – авыз.

Аталы бала – аркалы,

Аналы бала – иркәле

— Ия һәм хәбәрләрне табабыз.

— Хәбәр нинди сүз төркеме белән белдерелгән?

Җавап: Фигыль белән белдерелгән.

— Икенче баганада хәбәр нинди сүз төркеме белән белдерелгән?

— Исем, алмашлык, сан, сыйфат белән белдерелгән)

Нәтиҗә: Шулай итеп, беренче баганадагы хәбәрләр фигыль хәбәрләр дип, II баганадагы хәбәрләр исем хәбәрләр дип йөртелә.

2 нче таблицага язылган җөмләләргә күз салабыз.

А) Рушания болан

Б) Безнең бабай бик

А) Агайның сүзләрен

күзләрен ачып җибәрде.

Ул үз-үзен кулга алырга өлгерде

Бу җөмләләрдәге хәбәрләр турында нәрсә әйтә аласыз?

Укучылар: Беренче баганадагы сүзләр бер сүз белән белдерелгән, икенчесендә ике сүз белән ,өченчесендә берничә сүз белән белдерелгән.

Укытучы: Әйе, беренче баганадагы хәбәрләр гади хәбәр дип, ә икенче баганадагы хәбәрләр кушма хәбәрләр дип, өченче баганадагы хәбәрләр тезмә хәбәрләр дип йөртелә.

Нәтиҗә ясала: 1. Бер сүз белән белдерелсә, гади хәбәр, ә ике сүз белән белдерелсә кушма хәбәр , берничә сүз белән белдерелсә тезмә хәбәрбула.

Кагыйдәләрне яңадан кабатлап чыгалар. Дәреслектән укыйлар. Үз җавапларының дөреслеген тикшерәләр.

V. Ныгыту. 1. Беренчел ныгыту. Дәфтәрдә эш.Укучыларга карточкалар өләшү.

Бирем: Бирелгән сүзләрдән 3 җөмлә төзергә(ТИК-ТЭК-ТОУ структурасы кулланып эшләнә, КОНТИНИУС РОУНД РОБИН структурасы кулланып тикшерелә)

Карточкалар белән башкарылган эшләрне тикшерү.

VI . Контроль һәм үзконтроль. Бүген үткән тема буенча тест сорауларына җавапларның дөресләрен билгелисез.

1. Нинди җөмлә кисәге хәбәр дип атала?

А) баш килештә килеп, башка сүзгә буйсынмаган кисәк;

Б) ия турында хәбәр итеп, аның белән бәйләнеп килә торган икенче баш кисәк;

В) җөмләнең фигыль белән белдерелгән кисәген ачыклаган иярчен кисәк.

2. Нинди сүз төркеме белән белдерелүенә карап, хәбәрләр:

А) 3 төргә бүленә;

Б) 2 төргә бүленә;

В) төрләргә бүленми.

3. Нинди хәбәр исем хәбәр дип атала?

А) исем белән белдерелгән;

Б) исем фигыл ь белән белдерелгән;

В)фигыл ь дән башка сүз төркеме белән белдерелгән.

4. Нәрсәдән чыгып хәбәрләр гади , кушма, тезмә төрләргә бүленә?

А) нинди сүз төркеме белән белдерелүенә карап;

Б) ничә сүз белән белдерелүеннән чыгып;

в) нинди җөмлә кисәге булып килүенә карап.

5. Бирелгән җөмләләрдән гади исем хәбәрле җөмләне күрсәтегез:

А) Йомшак кына җил исә.

Б) Әтием – инженер.

В) Агач яфраклары серле күренәләр.

Җавапларны билгеләп бетергәч, тест җыеп алына

1.Тема буенча сораулар бирү

“Минем мәктәбем” темасына гади, кушма, тезмә хәбәрләр кергән сочинение язарга.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Максат: 1. Хәбәр турында алдагы сыйныфларда үткәннәрне искә төшерү; 2. фигыль, исем хәбәрләр турында төшенчә бирү, төрләрен (гади , кушма, тезмә хәбәр) аңлату; 3. укучыларда игътибарлылык булдыру, фикерләү сәләтләрен үстерү. Җиһазлау: ноутбук, экран Таратма материаллар: тест сораулары, карточкалар,битләрБу дәрестә мин МИКС ПЭА ШЭА, ТАЙМД ПЭА ШЭА, ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН, ТИК-ТЭК-ТОУ, КОНТИНИУС РОУНД РОБИН структураларын кулландым. Тест сораулары, карточкалар, презентация белән эшләү файдалы дип саныйм.

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Урок Изложение по картине И.Левитана «Весна. Большая вода»+ презентация

Электронное сопровождение в виде презентации в программе Microsoft Office Power Point по теме: «Имидж современного педагога»

Презентация к уроку русского языка «Корни с чередованием»

Стихотворение «Моё любимое село»

«Урок-путешествие по стране «Глаголия»

Тест «Контрольная работа (тест) по русскому языку за 1 полугодие в 6 классе.

Вводные слова

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5234162 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Более половины родителей не состоят в родительских чатах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Где находится сказуемое в повествовательных предложениях татарского языка

«Татарский язык на каждый день»

Татарский язык относится к семье тюркских языков, его близкие родственники — башкирский, казахский, ногайский, карачаевский, кумыкский, каракалпакский, узбекский, туркменский, азербайджанский, киргизский, тувинский, хакасский, чувашский, якутский и другие тюркские языки. На татарском языке говорят около 7 миллионов человек, из них в Татарстане проживает 1 миллион 765 тысяч, остальные — в 80 регионах бывшего Союза и за рубежом — в Финляндии, Турции, Германии, Америке, Китае, Японии, Австралии и т. д.

Письменность татар имеет долгую историю: точка отсчета — памятники рунического письма (как у многих тюркских народов). Татарские ученые (А.Мухаммадиев, Н.Фаттах) убедительно доказали, что тюркские народы имели письменность еще до новой эры. Затем, с начала Х века, вместе с исламом в Волжской Булгарии был принят и арабский алфавит: в конце 20-х годов этот алфавит был изменен на латинский (так называемый «яналиф» — новая азбука), жизнь которого была недолгой. Перед началом Великой Отечественной войны татары перешли на кириллицу, с добавлением 6 букв для некоторых специфических звуков татарского языка. Однако недостатки алфавита на основе кириллицы не удовлетворяли многих. Долгое время общественность обсуждала проблемы возможного перехода на латиницу, предлагались конкретные проекты и они активно обсуждались в печати и правительственных и научных кругах.

В конце 90-х годов большинство общественности согласилось на смену кириллицы на алфавит на основе латиницы. С 2001 года в школах с первого класса начнется обучение татарскому языку на латинском алфавите. Смена трех алфавитов за короткий срок оторвала народ на долгие годы от своей письменной культуры. Сейчас предпринимаются попытки исправить положение: созданы кружки по обучению арабской графике, введены соответствующие курсы в вузах, выпускаются пособия, организованы телепередачи. Но строить — не ломать, дело долгое…

Татарский язык, по сведениям ЮНЕСКО, стоит на четвертом месте в мире по своей стройности, формализованности и логичности. В этом смысле он может быть использован как язык компьютера. Знание татарского дает возможность общаться со всеми представителями тюркских народов. Татарский язык занимает четырнадцатое место в мире.

На старотатарском и современном татарском языке накоплено огромное художественное, философское, историческое, публицистическое, просветительское, эпистолярное, научно-мировоззренческое наследие, оставленное Кул Гали, Мухаммедьяром, Х.Феизхановым, Ш.Марджани, Г.Тукаем, Ф.Амирханом и многими другими поэтами и писателями, учеными, мыслителями, просветителями.

Проблемы обучения татарскому языку особенно остро встали в России в ХVIII — начале ХIХ века: колониальная политика царского самодержавия, христианизация края требовали квалифицированных исполнителей. И поэтому, особенно в ХIХ веке, были изданы сотни самоучителей, разговорников татарского языка, грамматик, пособий, словарей, книг для чтения, хрестоматий, многие из которых были составлены миссионерами, преподавателями духовных училищ, академий. Они вместе с другими, составленными русскими учеными из высших учебных заведений, а также татарскими учеными и просветителями, заслуживают самого пристального внимания и изучения.

В нашей республике проживают представители многих национальностей. Государственными языками по Конституции Республики Татарстан являются два языка — татарский и русский. Русский язык знает каждый татарстанец. Это понятно.

Русскую речь татар во многих случаях не отличишь даже от речи русских. К сожалению, в Татарстане, особенно в городах, много даже татар, которые не владеют родным языком. Знающих татарский язык русских, к сожалению, также немного.

А ведь мы веками живем на одной земле. Даже в ХVIII — ХIХ веках в высших и средних учебных заведениях России обучали татарскому языку. Ситуация изменилась в связи с перестроечными процессами, демократизацией общества, завоеванием Суверенитета Татарстаном. Уже почти десять лет в школах обучают татарскому языку. Обучение татарскому языку введено и в средних, и в высших учебных заведениях РТ. В связи с этим был составлен и издан комплект школьных учебников для русскоязычных учащихся, выпущены программы, словари, аудио-кассеты, методические разработки, различные разговорники, самоучители, пособия для широкого круга читателей, желающих изучить татарский язык и т. д.

Есть и некоторые успехи в этом направлении, чему способствовали не только лингвометодическое обеспечение процесса обучения, но и появление уважения к татарскому народу, его истории, искусству, культуре и желание знать больше об этом и понимание исторической невозвратимости к прошлому, когда татарский язык, имеющий богатую историю, перестал быть языком образования, науки, языком официального общения.

Дорогие друзья! Каждый из вас, кто читает газеты, слушает радио, смотрит телевизор, связан со школами и вузами, хорошо знает, что в 2002 году истекает срок, когда мы все в Республике Татарстан будем свободно общаться на двух государственных языках РТ — татарском и русском.

Эта книга предназначена для желающих изучать татарский язык дома самостоятельно, на курсах, на работе. Она построена по принципу «от простого — к сложному», «от легкого — к трудному». В ней нет трудных и нудных правил. Особенностью ее является обучение живой разговорной речи, что ведется на примере диалогов, близких к естественным. Простейшая транскрипция поможет вам правильно произносить слова и предложения.

Данное издание готовилось несколько лет. Оно включает в себя уроки, опубликованные в журналах «Идель», «Татарстан», газете «Известия Татарстана» и т. д. Кроме того, в данную книгу включены дополнительные материалы, грамматические пояснения, схемы, облегчающие запоминание языкового материала.

Книга, в основном, построена на диалогах, носящих разговорный характер и имеющих частотные характеристики употребляемых в них слов и выражений, что позволит вам сразу включиться в разговор на татарском языке. В конце книги вы найдете список изданий, которые вам помогут в обучении татарскому языку.

Особенности татарского языка

Начнем обучение с татарского алфавита. Он составлен на основе русской графики и состоит из 39 букв:

Татарский язык имеет следующие особенности.

1. Татарский язык по морфологическому строю относится к агглютинативным языкам. Это значит, что к неизменяющемуся корню друг за другом в определенном порядке присоединяются аффиксы, окончания; например, татарское слово тəңкə (чешуя, затем монета) вошло и в русский язык, где приобрело форму деньга. Добавим к нему аффикс множественного числа: тəңкə-лəр; затем добавим аффикс принадлежности: тəңкə-лəр-ем (мои деньги); затем добавим вариант аффикса исходного падежа:

тəңкə-лəр-ем-нəн — (от моих монет, денег).

Заметили, как слово «растягивается»?

2. В татарском языке существует закон сингармонизма.

Суть его состоит в следующем: в татарском языке гласные звуки составляют пары по твердости и мягкости: а — ə, у — Ү, ы — е, о — Ө (только и не имеет твердой пары). Вот поэтому, если в первом слоге имеется твердый гласный, то во всех последующих слогах будут только твердые гласные. И, наоборот, если в первом слоге употребляется мягкий гласный, то во всех последующих слогах будут только мягкие гласные:


источники:

http://infourok.ru/material.html?mid=62567

http://www.litmir.me/br/?b=545427&p=3