Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 6. Теория и практика
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Как легко выполнить
Умное лицо – это еще не признак ума.
Все глупости в мире совершаются именно с этим
Улыбайтесь господа, улыбайтесь.
из к/ф «Тот самый Мюнхгаузен»
Формулировка 1: Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная суть» является плеоназмом. «Суть — самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).
Формулировка 2: замените неверно употребленное слово
«Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.»
В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.
Нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение.
Алгоритм выполнения задания 6
Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки). Обычно это
а) Повторы : плеоназм и тавтология: молодой юноша, вернулся обратно, водная акватория. Поможет словарь плеоназмов .
б) Лексическая несовместимость : облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение
в) Но встречаются искажения фразеологизмов (устойчивых сочетаний): «львиная часть» вместо «львиная доля», «играет большое значение» вместо «играет роль». Эту ошибку тяжелее исправить. Вам в помощь словарь фразеологизмов.
2) Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности).
Если усвоите 5, 6, 7 и 8 задание, смело можете идти редактором или корректором!
Нарушение лексических норм в 6 задании
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Мысль развивается на продолжении всего текста.
Неразличение синонимичных слов
В конечном предложении автор применяет градацию.
Употребление слов иной стилевой окраски
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею .
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов
Таким людям всегда удается объегорить других.
Нарушение лексической сочетаемости
Автор увеличивает впечатление .
Автор использует художественные особенности (вместо средства ).
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный
Употребление рядом или в близком контексте однокоренных слов (тавтология)
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
Словарик плеоназмов и тавтологии
Плеоназмы — словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент.
Тавтология – это тождесловие, то есть повторение сказанного иными словами или повторение однокоренных слов.
активная деятельность
антагонистическая борьба
ареал обитания
большое человеческое спасибо
взаимо отношения между супругами
Плеоназм — это… (300 примеров словосочетаний плеоназмов)
Плеоназм — это речевое излишество, употребление сочетания слов, в котором смысл одного слова уже заложен в значении другого. Плеоназм в русском языке — это лексическая ошибка.
В письменной и разговорной речи незнание точного значения слова, особенно заимствованного русским языком, часто сопровождается допущением лексических ошибок, одной из которых является плеоназм. В лингвистике этот термин восходит к греческому слову pleonasmos, что буквально значит «переизбыток».
Что такое плеоназм в русском языке
Узнаем, что такое плеоназм в русском языке. Разберемся, в чем состоит суть этой речевой ошибки, используя конкретные примеры словосочетаний.
В разных сферах нашей жизнедеятельности нам часто встречается словосочетание «сервисное обслуживание». Его употребляют для обозначения качественного обслуживания. Давайте задумаемся, насколько правомерно объединяются эти слова с точки зрения лексических норм русского литературного языка?
Прилагательное «сервисное» образовано от слова «сервис», заимствованного из английского языка, в котором service значит «бытовое обслуживание».
Значит, значение слова «сервисный» уже входит в семантику русского слова «обслуживание» и является лишним в этой паре лексем.
Рассмотрим словосочетание «меню блюд». Французское слово «меню» обозначает «подбор блюд для завтрака, обеда и т. д.», а также «лист с перечнем предлагаемых блюд, напитков в ресторане, кафе, столовой». И в этом сочетании слов допущена речевая ошибка — плеоназм.
Как видим, эта ошибка возникает тогда, когда говорящий или пишущий не вникает в значение слов или не знает точного их значения и вкрапляет в свою речь лишние с точки зрения смысла слова.
Определение
Укажем, какое определение этой речевой ошибке дает Википедия.
Плеоназм (от др.-греч. πλεονασμός — излишний, излишество) — оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла; наличие некоторых языковых форм, выражающих одного и тоже значение в пределах законченного отрезка речи или текста, а также языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование.
Таким образом, плеоназм — это более широкое понятие, которое включает не только употребление отдельных лишних слов, а целых оборотов речи и даже фраз, которые можно упростить или изъять из текста вообще.
Примеры плеоназмов
Чаще всего указанной речевой ошибкой страдают сочетания прилагательных с существительными, причем значение прилагательного дублирует смысл определяемого им слова:
В качестве главного слова в сочетании выступает глагол, в значении которого уже заложен смысл лишнего слова:
Плеоназм и тавтология. Отличия
В лексикологии разновидностью плеоназма считается тавтология (греч. tauto «то же самое» + logos «слово»).
Тавтология — это непреднамеренное употребление однокоренных слов в словосочетании или в одной фразе, а также необоснованный повтор одного и того же слова.
Все спортсмены должны сгруппироваться в небольшие группы по трое.
Ему надо прыгнуть прыжок прямо сейчас.
Петр озадачил всех сотрудников этой трудной задачей .
Авторская речь — это речь автора .
Исходя из того, что в плеоназме дублируется смысл языковых единиц, составляющих словосочетание, но лексемы не являются однокоренными, можно утверждать, что плеоназм — это скрытая смысловая тавтология.
Наше совместное сотрудничество было плодотворным.
Сотрудничество — это действие, работа вместе, участие в общем деле.
Плеоназм создается в речи, когда другим словом обозначается одно и то же понятие, уже названное лексемой, составляющей с ним сочетание или фразу.
Тавтология же является речевой ошибкой, где явно употребляются однокоренные слова, создающие излишний назойливый повтор лексем с одинаковым или похожим смыслом. С этой точки зрения тавтология — это открытое языковое излишество в речи.
Примеры тавтологии
- спросить вопрос;
- заработанная зарплата;
- проливной ливень;
- звонок звонит;
- дымится дымом;
- вновь возобновить;
- городской градоначальник.
Тавтология бывает оправдана только в текстах, написанных в официально-деловом или научном стиле, где повтор одного и того же слова необходим по смыслу высказывания.
Размещение недоброкачественной рекламы с данным содержанием в данном месте данным способом запрещено законодательством страны.
В отличие от плеоназма в поэтическом языке тавтология используется как один из видов повторов, усиливающих эмоциональность и выразительность речи. Повторяются либо однородные по своему звучанию и по смыслу слова (греет — погревает, веет — повевает), либо повторяются слова, разные по звучанию, но близкие по смыслу (знает — ведает, плачет — тужит, море-океан, тоска-печаль).
Если в рифме повторяется одно и то же слово в изменённом его значении, такую рифму называют тавтологической:
Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости.
А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане
Уровень культуры человека неразрывно связан с культурой речи и мышления. Культура речи определяет любовь к своему родному языку, который постараемся не засорять излишествами, жаргоном и просторечными словами.
Урок русского языка в 9 классе. Тема: «Стили языка. Лексика и фразеология»
Урок русского языка 9 класс
Тема урока: « Стили языка. Лексика и фразеология»
повторить основные сведения по разделу (лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, омонимы).
расширить знания учащихся в области фразеологии;
закрепить умения пользоваться словарями разных типов;
подготовка к итоговой аттестации.
толковый словарь русского языка
экран, мультимедийный проектор;
карточки с заданием.
Группа А (слабые),Б (средние), В (сильные)
Ход урока
Этапы урока
Группа А
Группа Б
Группа В
1. Орг. момент
1.Орг.момент
1.Орг.момент
1.Орг.момент
2. Проверка домашнего задания
У доски 2 учащихся ,
1-выписывает синонимы
2 фразеологические обороты из упр. 40
У доски
Определение:
стили речи языка
(с примерами)
Индивидуальные карточки)
В парах проверяют
(подобрать к фразеологическим оборотам антонимы)
3.Словарная работа
У доски
Беспомощный, бездействовать, разбрасывать, вспомнить, издалека, исчезающий, взбираемся, рассчитывать, чрезвычайный.
Обозначьте орфограмму. От чего зависит написание этих приставок?
(задание ОГЭ №4)
Презентация.
Выполнение теста.
Найдите слова, в которых приставка обозначает приближение.
(ответ: приехать, прискакать, прилететь,
прилуниться, приблизиться, примчаться.
Лишнее: привинтить, приделать, приусадебный, приморский)
Карточки
(из вариантов ОГЭ, задание №4)
(учащиеся сдают листочки, проверка осуществляется по ключу)
4. Работа по теме урока
Пользуясь материалом учебника и словарями, выполните задания.
Задание. Что такое антонимы? Приведите примеры.
Проверка у доски
В лучшую В худшую
Пользуясь материалом учебника и словарями, выполните задания.
(можно брать для примера
Задание. Приведите примеры прямого и переносного значения слова. На чём основано переносное значение слова?
Что такое омонимы? Приведите примеры
Какие слова называются синонимами. Для чего они необходимы? Приведите примеры.
Проверка у доски
Омонимы: ключ, коса, замок, Орел, орел
Пользуясь материалом учебника и словарями, выполните задания
Задание. Что такое лексическое значение слова? Расскажите об однозначных и многозначных словах. (устно) .
Найдите в толковом словаре учебника по 2 однозначных и многозначных слова. Составьте с ними словосочетания. Запишите их
Устный ответ проверяем, остальные задания при проверке тетради.
5.Самостоятельная работа
Прочитайте текст. Запишите его
(карточки у учащихся)
Дар речи… Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять людей. Каждое наше слово – это поступок. И только от нас зависит, будет этот поступок добрым или злым. Недаром же в народе сложено множество мудрых поговорок о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова – да навек ссора”, “Бритва скребет, а слово режет”, “Слово пуще стрелы развит”, “Ласковое слово – что великий день” (Ю.Ороховацкий)
А) сформулируйте основную мысль текста;
Б) найдите сложное предложение
В) объясните правописание слова объединять, подберите однокоренные слова.
( единый, единство, единение, единственный и др.)
(отработка задания ОГЭ №2
Презентация
Продолжить фразеологизмы, записать получившиеся .
На все руки ( мастер ).
Смотреть правде ( в лицо ).
Выносить сор ( из избы ).
Держать язык ( за зубами ).
Куда глаза ( глядят ).
Как ветром ( сдуло ).
Для чего используются фразеологизмы в речи?
Ответ записать .
(Фразеологизмы помогают обозначить сложные явления, отношения через наглядные предметы и явления их выразить).
Запишите синонимы к заимствованным словам
Гуманный
Мемуары
Аргументы
Апатия
Сентиментальный
Подберите к словам антонимы и запишите их
Кручиниться усталый
Проиграть противник
Бодрый веселиться
Приятель победить
(отработка задания ОГЭ №3)
Тесты на интерактивной доске.
Редактирование. Исправьте ошибки
Огромная брошюра, очень прекрасный цветок, молодой юноша, моя автобиография, гигантский небоскрёб, играть значение.
Тестовые задания «Лексика. Фразеология»
№ 1. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?
1.экзаменатор – человек, который принимает экзамен
2.демонстрировать – выйти на демонстрацию
3.циничный – непристойный, бесстыдный
4.энтузиазм – сильное воодушевление, увлечение
№ 2. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?
1.потерянный взгляд 3. натянутые отношения
2.сорванный цветок 4. подавленное состояние
№3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.
3) Книга исчезла между двойными окнами вагона.
4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.
№ 4. Какой фразеологический оборот имеет значение «ничтожный, бесполезный человек»?
1.птица высокого полёта
2. абсолютный ноль
4.колосс на глиняных ногах
№ 5. Замените слово стилистически нейтральным синонимом.
А. Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попятился, споткнулся ишлёпнулся прямо в грязь.
Б. Мама на следующий же день потащила Веньку в магазин, где они купили обалденный, как ему тогда в горячке показалось, бежевый пиджак, в котором бросалась в глаза тонкая коричневая клетка.
В. Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.
№1- 2 №2 – 2 №3 -4 №4 – 2 №5 — А упал; Б замечательный; В не знает
— Вызвало ли затруднение задание №4?
http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/kultura-rechi/43811-pleonazm-jeto-300-primerov-slovosochetanij-pleonazmov.html
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/340992-urok-russkogo-jazyka-v-9-klasse-tema-stili-ja