Глагол 5 класс правописание

Правописание глаголов. 5 класс
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Правописание глаголов. 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
29.09.2012_glagol_povtorenie_izuchennogolichnostno-orient.ppt795 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка Автор: учитель русского языка МБОУ СОШ № 29 г. Сургута Труфанова Надежда Андреевна

НАСТРОЙТЕСЬ НА РАБОТУ Проверьте, всё ли готово к уроку: ТЕТРАДЬ РУЧКА КАРАНДАШ ЛИНЕЙКА УЧЕБНИК ДНЕВНИК

Стадия вызова Какой раздел науки о языке мы повторяли на предыдущих уроках? — О чём мы узнаём из данного раздела?

Прочитайте стихотворение П. Чеснокова Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады, И хлеб в полях растёт. Я свою задачу вижу в том, Чтобы сказать о действии любом, И счастливый мой удел таков – В речи быть одним из главных слов.

Стихотворение П. Чеснокова Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады, И хлеб в полях растёт. Я свою задачу вижу в том, Чтобы сказать о действии любом, И счастливый мой удел таков – В речи быть одним из главных слов. О какой части речи говорится в стихотворении? Почему вы так считаете?

Найдите третье «лишнее» слово Синий, синеватый, синеет

Найдите третье «лишнее» слово Белизна, белеть, побелка

Найдите среди данных слов глаголы Бег, бегал, беглый

Найдите среди данных слов глаголы Рост, рослый, рос

Найдите среди данных слов глаголы Ходкий, ходики, ходит

Найдите среди данных слов глаголы Пишут, писчая, письмо

Найдите среди данных слов глаголы Дело, делать, дельный

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Глагол – это весенняя часть речи, Она заставит действовать нас всех: Читать, писать, играть – и обеспечит В конце урока непременно нам успех. “ Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы — значит, дать движение фразе ” .(Л.Н. Толстой)

Стадия вызова Сегодня на уроке мы отправимся в гости к глаголу . Перед нами три домика. Какие глаголы в них живут, узнаем чуть позже. Составьте кластер : всё, что ВЫ знаете о глаголе.

А что, по-вашему, самое трудное при изучении данной части речи?

Сегодня мы и вспомним, как пишутся глаголы , а также морфологические признаки , от которых зависит их правописание .

Двадцать девятое сентября. Классная работа. Правописание глаголов.

Перед Вами варианты заданий. Выберите любое и правильно выполните задание. Подумайте, что нужно для этого сделать . Карточка № 1. Ве. т, кле…т, стел…шь, проход…т, суш…т, бор…тся, помога…т, прос…шь, срыва…т, руб…т. 2. Будете друг за дружку держат?ся – можете ничего (не) боят?ся. И мудрому человеку совет требует?ся. 3. (Не)был, (не)годовать, (не)хотел, (не)бросит, (не)увидишь, (не)домогать, (не)волить.

Проверьте Карточка № 1. Ве е т, кле и т, стел е шь, проход и т, суш и т, бор е тся, помога е т, прос и шь, срыва е т, руб и т. 2. Будете друг за дружку держа ться – можете ничего не боя ться . И мудрому человеку совет требуе тся . 3. Не был, негодовать, не хотел, не бросит, не увидишь, недомогать, неволить.

Над какими орфограммами ВЫ работали?

Правописание безударных личных окончаний глаголов -Тся, -ться в глаголах Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами

СТАДИЯ ВЫЗОВА Прочитайте стихотворение. Вставьте пропущенные буквы в слова. Заунывный ветер гон…т Стаю туч на край небес. Ель надломленная стон…т, Глухо шепч…т темный лес. Н. А. Некрасов

Заунывный ветер гон…т Стаю туч на край небес. Ель надломленная стон…т, Глухо шепч…т темный лес. Какие буквы Вы вставили в глаголы? Как называются эти буквы? Где находится орфограмма в этих глаголах? Как называется данная орфограмма? — От чего зависит написание безударных личных окончаний глаголов?

Вот в домик, где живут данные глаголы, мы и отправимся в первую очередь.

Что Вы знаете о спряжении глаголов?

I Брить, стелить , Все остальные глаголы, не относящиеся ко второму спряжению: (на -оть, -ать, -еть, -нуть, -ти) II Все на — ить и 11 глаголов — исключений: слышать , видеть, ненавидеть, и зависеть, и терпеть , гнать , держать , дышать , обидеть, и еще смотреть , вертеть . Спряжение глаголов. для чего нужно знать спряжение глагола?

I — ет -ешь -ем -ут, -ют II -ит -ишь -им -ат, -ят Спряжение глаголов.

Цифровой диктант. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ПРОВЕРЬТЕ 1.Писать 2.слышать 3.терпеть 4.стелить 5.брить 6.ненавидеть 7.гнать 8.обидеть 9.рисовать 10.лететь. Цифровой диктант. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 I II II I I II II II I I

Самостоятельная работа Правописание безударных личных окончаний глаголов

Инструкция при организации работы с разноуровневыми заданиями. Выполните одно задание по выбору ( из двух ) Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание 1. Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание 2.

1 уровень: Крепкую дружбу топором не разруб и шь ( II спр.) Не тот друг, кто медом маж е т ( I спр.), а тот, кто правду скаж е т ( I спр.). Веника не перелом и шь ( II спр.), а по прутику весь перелома е шь ( I спр.). 2 уровень: 1 2 3 3. леле е т 1. пиш е т 1. пол е т 4. зате е т 3. бре е т 4. ве е т 5. кол е т 5. раска е тся 2. уровень: I спряжение II спряжение РЕ Е Т СТРО И М ВЕ Е Т ЖАЛ И Т СТЕЛ Е Т РУБ И Т БОР Е ТСЯ КЛЕ И ШЬ ПОМОГА Е Т СЛЫШ И Т БРЕ Е Т ЗАМЕТ И ШЬ СРЫВА Е Т ДЕРЖ И Т

Чтобы перейти в следующий домик глагола, нужно преодолеть одно из препятствий «Лесенку окончаний». Кто нас поведёт по ней? Работа выполняется на доске.

Улыба..тся — Чем отличается этот глагол от остальных?

бросит ? ся нравит ? ся удивит ? ся вернут ? ся — Что мы должны написать на месте пропусков? — От чего зависит написание — ться и — тся в глаголах?

Выбор написания -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах зависит от формы слова. Форму глагола устанавливаем по вопросу. Помни : вопрос – твой помощник! Что делае т ? Что дела ть ? Что сделае т ? Что сдела ть ? броси тся броси ться нрави тся нрави ться удиви тся удиви ться верну тся верну ться

Выбор написания -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах зависит от формы слова. Форму глагола устанавливаем по вопросу. Помни : вопрос – твой помощник! Что делае т ? Что дела ть ? Что сделае т ? Что сдела ть ? броси тся броси ться нрави тся нрави ться удиви тся удиви ться верну тся верну ться 3 лицо неопределённая форма

1). Кто умеет веселит ? ся, (…) 2). Не надо хвалит ? ся, (…) 3). Кто любит трудит ? ся, (…) 4). Кто хоч е т от жизни толку добит ? ся, (…) 1) тот должен много трудит ? ся. 2) тому без дела ( не )сид и т ? ся. 3) коли ( не )зна е ш ь , как рожь родит ? ся. 4) того горе боит ? ся. Игра «КТО БЫСТРЕЕ» (в конвертах)

Физминутка А сейчас пришло время отдохнуть, но отдыхать будем с пользой для нашего организма. Я буду читать стихотворение, а вы выполняйте движения, которые обозначают глаголы. Покачайтесь, Покружитесь, Потянитесь, Распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поморгайте, улыбнитесь, Глубоко теперь вздохните. Сядьте, тихо посидите, Всё в порядок приведите И к работе приступите.

1). Кто умеет веселит ь ся, того горе бои тс я. 2). Не надо хвалит ь ся, коли ( не )зна е ш ь , как рожь роди тс я. 3). Кто любит трудит ь ся, тому без дела ( не )сид и тс я . 4). Кто хоч е т от жизни толку добит ь ся, тот должен много трудит ь ся. — ЕЩЁ КАКАЯ ОРФОГРАММА находится в ГЛАГОЛАХ?

В третьем домике живут глаголы ….. Как пишутся данные глаголы?

Не с глаголами пишется слитно Не с глаголами пишется раздельно Если не употребляется без НЕ Негодовал, нездоровится Если употребляется без НЕ Не был, не поедешь

(не)надо лениться . торопись делом. Чтобы хорошо учиться, долг исполняет примерно.

растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить. недоумевать

1. Укажите строчку, в которой допущена ошибка. а) не было, не радоваться б) не хотел, ненавидел в) не знал, нездоровится г) не взлюбил, не умею

Следующее задание – творческое Деловая игра «Я учитель» (на выбор). (Можно работать в парах) 1. Составьте словарный диктант по теме “Правописание глагола” (7-10 слов). Обозначьте орфограммы пропуском букв или знаком вопроса. 2. Придумайте варианты слов для игры “Третий лишний” (3-4 варианта). 3. Придумайте слова, на изученные орфограммы, по теме “Глагол” для цифрового диктанта (7-10 слов). — Работу выполняете на листочках.

— Найдите слова, которые произносятся и пишутся одинаково. — К каким частям речи относятся эти слова? Я коня водой пою, Песню солнышку пою: «Ты свети, свети, светило, Я хочу, чтоб ты светило». Медведь в лесу, не зная правил, Однажды мотоциклом правил. На то и печь, чтобы в ней хлеб печь. — Как отличить глаголы от имён существительных?

Часть речи, которая обозначает действие предмета глагол Имя существительное Имя прилагательное

На какие вопросы отвечают глаголы? Что делать? Что сделать? Кто? Что? Какой? Какая? Какой? Какие?

утроить тройной трое Выберите глагол

Отгадайте загадку Бела как снег, Черна как жук, Зеленая как лук, Вертится как бес, Стрекочет на весь лес.

Бела как снег, Черна как жук, Зеленая как лук, Вертится как бес, Стрекочет на весь лес. (Сорока) — На какое правило встретились глаголы в данной загадке?

Бела как снег, Черна как жук, Зеленая как лук, Верт и т ся как бес, Стрекоч ет на весь лес. (Сорока) — На какое правило встретились глаголы в данной загадке?

Согласны ли ВЫ, что… В глаголе БРЕ…Т пишется гласная И . Глаголы дышать, вертеть, зависеть II спряжения. Глагол написан верно: не годовать.

Домашнее задание Напишите сочинение-рассказ на тему: «Я — глагол» из 5-7 предложений. Попробуйте перевоплотиться в эту часть речи. — Думаю, что каждому из вас есть, что сказать. Составьте словарный диктант по теме “Глагол” (10-15 слов). Обозначьте орфограммы пропуском букв или знаком вопроса.

Подведение итогов урока Чему учились на уроке? Что вам запомнилось? Кто запомнился? Что нового узнали на уроке?

Зеленый и таинственный Средь моря остров спит. И надо нам единственный Путь выбрать, что лежит Через моря Познания На горы Мастерства, Минуя очень топкие Опасные места. В далекой Морфологии Ищите те пути, Которые вас к знаниям Помогут привести. — Удачи вам, ребята, на пути к знаниям.

Спасибо всем за урок. Вы были молодцы! Я желаю, чтобы каждый верил в себя, надеялся на успех!

Вставьте пропущенные буквы в личных окончаниях глагола, определив спряжение Интересная часть речи В Русском языке живёт Кто что делает расскаж..т: Черт..т, пиш..т иль поёт, Вышива..т или паш..т, Или забива..т гол, Вар..т, жар..т, мо..т, чист..т- Всё расскаж..т нам глагол.

Вставьте пропущенные буквы в личных окончаниях глагола, определив спряжение Интересная часть речи В Русском языке живёт. Кто что делаЕт расскажЕт: ЧертИт, пишЕт иль поёт, ВышиваЕт или пашЕт, Или забиваЕт гол, ВарИт, жарИт, моЕт, чистИт- Всё расскажЕт нам ГЛАГОЛ.

Я научился. Я узнал о. Я смогу. Мне было трудно.

План урока. Составление кластера. Практическая самостоятельная работа. Цифровой диктант Разноуровневые практические задания. Физкультминутка. Деловая игра «Я учитель». Подведение итогов. Домашнее задание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока с использованием ЭОР.

Презентация будет полезна при изучении глагола. В таблице представлен алгоритм действий при написании гласной Е или И в безударном окончании глагола.

Контрольный тест после изучения темы «Правописание глагола » в 5 классе.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Урок в 10 классе.

урок-повторение по теме «глагол» в вечерней школе.

Предлагаемый дидактический материал содержит подбор упражнений, позволяющих десятиклассникам повторить основные правила, связанные с правописанием глаголов.

Урок русского языка на тему «Правописание глаголов» (5 класс)

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Комсомольская средняя общеобразовательная школа»

имени Н.О. Гаджиева Кизилюртовского района РД

Разработала: учитель русского языка

и литературы КСОШ Гимбатова

с. Комсомольское 2019

Открытый урок. Закрепление изученного по теме «Правописание глаголов»

обобщить и систематизировать знания учащихся по теме» Глагол»,

обратить особое внимание на совершенствование правописных навыков (правописание гласной перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени, правописание безударных личных окончаний глаголов).

1. Стадия вызова. Самоопределение к учебной деятельности.

Вступительное слово учителя.

Готовясь к уроку, я невольно стала свидетелем одного письма. Думаю,

оно имеет непосредственное отношение к сегодняшней теме урока.

Предлагаю познакомиться с ним.

Я хотел прилеч, но пришёл Коля.

Мы ушли купатся.

За меня небеспокойся.

Какому настроению соответствует такое сообщение?

Конечно, мальчик хотел, чтобы бабушка не волновалась, но, прочитав его

записку, она не только разволновалась, но ещё и рассердилась. Как

Предполагаемые ответы учащихся.

(Её огорчило безграмотное содержание письма).

-В словах какой части речи допущены ошибки?

Предполагаемые ответы учащихся.

-А почему Петя допустил ошибки?

Предполагаемые ответы учащихся.

(Не знает правописание глаголов).

Что же надо сделать, чтобы не быть таким безграмотным, как Петя?

Предполагаемые ответы учащихся.

(Повторить и закрепить правописание глаголов)

-Какой же будет тема сегодняшнего урока? Какую поставим цель?

Предполагаемые ответы учащихся.

(Обобщить и повторить изученное о глаголе. Учиться правильно писать

глаголы, чтобы нас понимали, чтобы понимали других).

Работа по составлению кластера и систематизации материала.

— Давайте вернёмся к сообщению и исправим ошибки. Теперь какое настроение у бабушки?

1.Правописание НЕ с глаголами.

Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.

Две кошки в мешке дружбы не заведут.

Ложь дружбу губит, почему дружба её не любит.

Знал дружка в радости, не оставляй в горести.

Из-за нового приятеля не теряй старого.

Расстояние дружбе не мешает.

Не бросай друга в несчастье.

2. Написание ТЬСЯ и ТСЯ

А) На доске записан текст стихотворения с пропущенными орфограммами.

Когда живет..ся дружно, что может лучше быть!
И ссорит..ся не нужно, и можно всех любить.
Ты в дальнюю дорогу бери с собой друзей:
Они тебе помогут, и с ними веселей!

Прочитайте стихотворение про себя.

О чем говорит поэт в своем произведении?

Какие советы вам дает?

Найдите слова, которые обозначают действие.

К какой части речи они относятся?

Что мы должны сделать? ( записать слова с пропущенными буквами и обозначить орфограммы)

Кто готов прокомментировать?

Что повторили, выполняя это задание?

Б) Записать пословицы, вставляя где нужно мягкий знак.

— Используя алгоритм, вставьте пропущенные буквы. Запишите в тетрадях.

Образец: Кто умеет (что делать?) веселиться, того горе (что делает?) боится.

Умел ( ) ошибиться, умей и ( ) поправиться.

Легко ( ) подружит.ся, тяжело ( ) разлучит.ся.

Друзья познают(?)ся в беде.

Трус своей тени боит(?)ся.

Не стыдно не знать, стыдно не учит(?)ся.

За все брат(?)ся- ничего не сделать.

Глуп совсем, кто не знается ни с кем.

За все б_рется, да все не удается.

4. Чередующие Е и И в корнях. Таблица «Чередующие Е и И в корнях» .

Запишите пословицы, вставляя пропущенные слова . Не забывайте обозначать орфограмму.

Смелый ум..рает один раз, а трус каждый день. Кабы знал, где упасть, соломки бы подст…лил. Не зад…рай нос высоко – споткнёшься. С кем поведёшься, от того и наб…решься.

Одной рукой соб…рай, другой раздавай. Из двух зол выб…рай меньшее. . Не все то золото, что бл…стит. Добрые люди ум…рают, да дела их живут. Соб…рай по ягодке – наб…решь кузовок. Ешь горькое, доб…решься и до сладкого.

5. Ь после шипящих в глаголах

Объяснить правописание глагола во 2 лице в единственном лице (3 группа)

1.Крепкую дружбу топором не разруб_ш_.

2.Скаж_ш_ – не ворот_ш_, напиш_ш_ не сотрёш_, отруб_ш_ – не пристав_ш_.

3.Веника не перелом_ш_, а по прутику весь перелома_ш_.

4.Друга ищи, а найдешь — береги;

5.Без беды друга не узнаешь.

6.Друга на деньги не купишь.

7.Не поспоришь — не подружишь.

8.Над другом посмеёшься — над собой поплачешь.

9.Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь.

6. Инсценирование сказки.

7. Анализ текста.

Разделим класс на три группы.

(Текст проецируется на доске и раздается каждому экземпляр в отпечатанном виде )

Тема высказываний: «Друзья познаются в беде»

Коля заб. лел. Лежит в постел. На шее компресс, в ушах вата, нос от капель щипл. т. И никто к нему в гости не приход. т. Лежит Коля скуча. т смотрит в окно. А что с третьего этажа увид. шь лежа? И вдруг видит Коля, что к самому . кну красный шарик поднялся. Поднялся и встал у стекла. Постоял, стал дергат(?)ся. Вверх-вниз, вверх-вниз. Что такое?

Ничего (не)понимает Коля. Потом пригл. делся. На шарике рожица нарисована. Коля дог. дался: «Это, наверное, Миша придумал». Стало Коле хорошо.

Кажет(?)ся пустяк. Простой шарик в окошке а Коля лежит и представляет себе, как Миша за веревочку подергива. т а рядом все ребята стоят и советы дают.

Хорошо, когда о тебе друзья помн. т.

1.Всем группам вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания в тексте (работаем на листочках, где указаны задания по группам).

2. Задания первой группе:

— Докажите, что это текст. Определите тип и стиль речи.

— Сформулируйте и запишите тему и основную мысль текста.

— Какие средства художественной выразительности использует автор?

— Что значит для вас «настоящий друг»?

3.Задания 2 группе:

— Определите вид и время глаголов.

— Определите спряжение глаголов.

— Произведите морфологический разбор любого глагола. Выполнение морфологического разбора глагола
.
1) начальная форма.
2)вид.
3)спряжение.
4)время.

4.Задания 3 группе:

— Письменно ответьте на вопрос:

« Отчего Коле стало хорошо?»

— К слову «дружба» подберите однокоренные слова.

Проверка заданий (орфографию и пунктуацию учитель проверит сам).

Кроссворд по разделу «Глагол»

Учитель: Что нового узнали на уроке?

Мы познакомились с пословицами о дружбе, обсудили, что значит быть настоящим другом; узнали о синтаксической роли глагола:

Напишите миниатюру по личным впечатлениям «Друзья познаются в беде.»

А сейчас , ребята, поднимите картинку (она у каждого на парте), которая выражает ваше эмоциональное состояние от урока.

1.Мне все не понравилось!

2.Ничего не понял!

5. Есть над чем подумать!

6.Мне было интересно!

11. Завершающее слово учителя.

Спасибо, ребята, за работу, полагаю, что сегодняшний урок – залог тесной дружбы с глаголом!

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Гимбатова Патимат СайгидгусейновнаНаписать 853 19.10.2019

Номер материала: ДБ-747115

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    26.09.2019 58
    26.08.2019 45
    20.08.2019 1000
    07.06.2019 492
    14.04.2019 143
    05.04.2019 275
    13.03.2019 104
    28.10.2018 118

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки запускает проект по наставничеству для девушек

Время чтения: 1 минута

В России пройдет конференция «Исследования, улучшающие образование»

Время чтения: 2 минуты

Учительница придумала соцсеть, где школьники помогают друг другу с уроками

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Глагол. Правописание –тся и –ться в глаголах

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Повторение знаний о глаголе.
  2. Повторение правописаний -тся и -ться в глаголах.
  3. Повторение морфологического разбора глагола.

Части речи – это основные лексико-грамматические классы, по которым распределяются слова языка.

Грамматическое значение – это характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи, наиболее общее значение, присущее ряду слов, не зависящее от их реально-вещественного содержания.

Морфологические признаки – это характеристики грамматической природы слов (формы слова), по которым определяется принадлежность к той или иной части речи. Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные.

Синтаксическая роль – это характеристика слова как члена предложения.

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

  1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 192.

1. Рыбченкова Л.М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 2. // Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В., Лисицын А.Г. – М.: Просвещение, 2014. – с.52 – 67; 159 с.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Сайт «Культура русской речи» www.gramma.ru (дата обращения: 01.07.2019).
  2. Сайт Словари.ру – URL:http://slovari.ru (дата обращения: 01.07.2019);
  3. Национальный корпус русского языка URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 01.07.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рук и ног у него нет,

А всех трясёт и качает.

Обратите внимание на выделенные слова. Кто или что может трясти и качать всё и всех вокруг? Догадались? Это ветер.

А вот еще загадка:

В землю бросишь

Полежит она немножко,

И глядишь – уже растёт

О каком корнеплоде идёт речь? Подумаем: сначала сажают маленькое семя, потом вырастает корнеплод, похожий на самоварчик. Это репа.

С помощью глаголов создаётся яркое представление о различных предметах, так как глагол обладает большими изобразительными возможностями. Попробуем разобраться почему.

Во-первых, глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (реветь, вложить).

Во-вторых, глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают результат, который уже есть или будет (выехать – уже точно отправиться куда-либо), а несовершенного – что делать? (ехать – долго или не очень) обозначают процесс действия.

В-третьих, глаголы изменяются по временам, так как действие может происходить, уже происходит или прошло. Глаголы совершенного вида могут быть прошедшего или будущего времени: сложить – сложил, сложу. У глаголов несовершенного вида изменение происходит по трём временам: настоящее, прошедшее, будущее: сверкает – сверкал – будет сверкать.

В-четвёртых, действие может совершаться одним лицом (вспомним загадку про репку: (ты) бросишь, (она) полежит, (ты) глядишь, (он) растёт); а может – несколькими лицами:

Без крыльев летят,

Без парусов плывут.

Это облака. Они летят, бегут и плывут по небу.

Таким образом, глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и по числам (1-е лицо – я пою, мы поём; 2-е лицо – ты поешь, вы поёте; 3-е лицо – он, она, оно поёт, они поют).

В-пятых, в прошедшем времени глаголы изменяются по числам (пришёл – пришли) и родам:

Вот Ася разлеглася,

Кабы встала – небо достала!

Кабы руки – вора связала,

Кабы ноги – коня догнала,

Кабы глаза – увидала!

Кабы язык – рассказала!

Угадали? Это народная загадка про дорогу. Дорога длинная, если бы могла встать с земли – достала бы до неба! В этой загадке глаголы употребляются в женском роде, единственном числе.

Вспомним начало «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина:

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился

Форма выделенных глаголов простился, снарядился – единственное число, мужской род.

В прошедшем времени глаголы в единственном числе употребляются и в среднем роде: Солнце было счастливо тем, что светило; море – тем, что отражало его ликующий свет. (М. Горький.)

Некоторые грамматические формы глагола зависят от формы имени существительного. Например, форма числа: собака лает и собаки лают; кристалл сияет и кристаллы сияют. В прошедшем времени род зависит от рода существительного. Пример. Повар (м. р.) приготовил (м. р.) омлет на завтрак. Бабушка (ж. р.) сварила (ж. р.) кофе. Село (ср. р.) расположилось (ср. р.) на берегу реки.

В-шестых, некоторые глаголы, оканчивающиеся на -тся, -ться совпадают в произношении. Например, глагол 3-его лица единственного числа звучит точно так же, как и неопределённая форма этого глагола: гордится (горди[ц]а) гордиться (горди[ц]а); ложится (ложи[ц]а) – ложиться (ложи[ц]а). Такие глаголы очень удобно рифмовать, например, в загадке про вёдра: Два братца пошли купаться (Два бра[ц]а пошли купа[ц]а).

Выбор формы глагола (неопределённой или 3-его лица), зависит от вопроса. Если к глаголу задать вопрос «что делать?» или «что сделать?», то пишется —ться, так как это глагол неопределённой формы. Если в вопросе отсутствует мягкий знак: «что делает (сделает)?», «что делают (сделают)?», то в глаголе пишется -тся (без мягкого знака). Например: сердце старика (что сделает?) смягчится (3-е лицо), и он простит меня. Обязательно оно должно (что сделать?) смягчиться (неопр. форма), я это чувствую.

Теоретический материал для углубленного изучения

Употребление грамматических форм глагола

Некоторые глаголы в 1-ом лице единственного числа не имеют форм настоящего и будущего времени: победить, пылесосить, убедить и другие. В русском литературном языку недопустимо использовать формы «победю», «убедю» и тому подобные. Надо говорить: «Я могу победить»; «Я смогу убедить».

Необходимо запомнить правильное ударение в формах прошедшего времени глаголов: кла́ла, брала́, брало́, была́, бы́ло, взяла́, взя́ло, гнала́, гна́ло, по́нял, поняла́, по́няло, по́няли и другие. При затруднении нужно обратиться к словарю.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выберите из предложенных вариантов правильные ответы.

А) признак предмета;

В) действие предмета;

Г) признак признака

Разбор задания. Вспоминаем, что глагол обозначает действие предмета. Ответ: В.

Найдите и подчеркните морфологические характеристики глагола.

Спряжение, склонение, время, лицо, падеж.

Разбор задания. Вспоминаем, что у глагола есть спряжение, лицо, время.

Ответ: Спряжение, склонение, время, лицо, падеж.


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-na-temu-pravopisanie-glagolov-klass-3892554.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/7627/conspect/