Глагол гласные в суффиксах глаголов ова ева и ыва ива 2 для 6 класса

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)» (6 класс)

Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе на тему:

«Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)»

Учитель Куркина Ольга Михайловна

— изучить правило правописания гласных в суффиксах глаголов–ова-(-ева-), -ыва-(-ива-).

— формировать навык правописания и употребления глаголов с суффиксами –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-), показать способ различения этих суффиксов и суффикса –ва-;

— научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами;

— совершенствовать умение определять вид глагола и составлять видовые пары;

— способствовать обогащению речи учащихся глаголами с суффиксами -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-);

— продолжать формировать умение работать с толковым и фразеологическим словарями;

-развивать внимание и наблюдательность, умение сравнивать и строить рассуждение-объяснение.

— способствовать воспитанию отношений товарищества и взаимопомощи, интереса к предмету.

Опорная табличка «Виды глагола»; табличка «Критерии оценки»; алгоритм применения правила и памятка анализа ответа товарища в справочниках учащихся; карточки с упражнениями; контрольные карточки для самопроверки.

1.Организационный момент (1 мин.) Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

— Клад — это богатство, деньги, золото.

— Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!

Здравствуйте, ребята! Я хочу, чтобы сегодняшний урок прошёл, как радостный праздник. Давайте улыбнёмся друг другу, сядем поудобнее и подарим себе успех. А чтобы сформировать у вас чувство уверенности в собственных возможностях , я хочу рассказать вам древнюю притчу.

Формирование чувства уверенности. Снятие «фобии открытого урока».

«Жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был один человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошёл он на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, — живая или мёртвая?» И тогда мудрец ответил: «Всё в твоих руках…»
Всё в ваших руках, ребята! Постарайтесь проявить сегодня максимум своих способностей. А я уверена в вашем успехе!

Повторение. Словообразовательная разминка.

Как словообразовательный разбор помогает нам решить орфографическую задачу?

ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ? ВИДЕЛ – ВИДЕТЬ?

Какая приставка поможет нам завершить действие?

Какой суффикс поможет мальчику привести себя в порядок?

умываетСЯ, расчесываетСЯ, одеваетСЯ.

3.Объяснение нового материала.Постановка проблемы.

— Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?

4.Сообщение темы урока.

Правописание гласных в суффиксах -ова(-ева-); -ыва(-ива-)» (Слайд 1 ).

— Мы убедились, что при написании этих суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную букву. И целью нашего сегодняшнего урока является (Слайд 2) – познакомиться с правилом и научиться без ошибок, писать глаголы с указанными суффиксами (Слайд 3).

Должно существовать правило, которое поможет нам сделать выбор. Знакомство с правилом. (Слайд 4).

Составим опорную схему в рабочих тетрадях (Слайд 5).

— Какие функции (шаги) мы должны выполнять (делать) для того, чтобы правильно писать эти суффиксы глаголов?

Составление инструкции для применения правила (Слайд 6).

5. Применение алгоритма.

— « Пропускаем через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы » (Слайд 7).

— Почему мы в каждом случае говорим о двух суффиксах? (О, Ы – употребляются после твердых согласных. И, Е – употребляются после мягких согласных).

— Ребята, мы с вами рассмотрели правило, объяснили его, а сейчас, пожалуйста, послушайте сказку.

6. Грамматическая сказка.

Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова, -ева, -ыва, -ива. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

Суффиксы –ыва- и –ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам (Слайд 8).

Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности: просто буквам Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.

Так или иначе, но суффиксы –ыва- и –ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах. А вот суффиксы – ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах (Слайд 9).

Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это –ыва- и –ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О,Е.

— Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой нам урок дает эта сказка? Еще раз сформулируем правило.

7. Закрепление нового материала.

Работа по алгоритму (Слайд 10).

— Это задания не очень сложные. Суффиксы даны, вам только нужно объяснить: почему такой суффикс пишется в глаголах. Далее задания будут усложняться.

8. Работа с карточками.

Объяснить смысл пословиц. Определить суффикс глагола, произведя по алгоритму. Обозначьте орфограмму. (1 пословица каждому ученику).

— Не та хозяйка, которая разговаривает, а та, которая щи наваривает.

— Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

— Кто не умеет выполнять, не должен приказывать.

— Всякий трус любит о храбрости беседовать.

— Новых друзей наживай, а старых не теряй.

9.Физкультминутка (1,5 мин.)

Руки кверху подними,

А потом их опусти,

А теперь их разверни,

И к себе скорей прижми,

А потом быстрей,быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Вновь за парту ты садись,

С увлечением учись!

10.Тестирование или словарный диктант. (Слайды 13, 14; Приложение 2).

11.Подведение итога урока. (Приложение 1. Слайды 15, 16).

— Используя записанные на слайде глаголы составить простое предложение с однородными сказуемыми. В своем предложении рассказать о том, что мы делали на уроке. Объяснить еще раз написание гласных в суффиксах глаголов.

12. Дополнительный материал.

Смотреть – рассмАтривать (смотр)

Умолчать – умАлчивать (молча)

— Правильно ли здесь подобраны проверочные слова? Ребята, запомните раз и навсегда. Для проверки безударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами –ыва-, –ива-. Подберите проверочные слова, определите гласную в корне.

Ослабеваю – ослабеть Повелеваю — повелеть

В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Гл. НСВ обр. с пом. суф. -ВА- а гл. буква Е проверяется с пом. глагола СВ. Записываем в словарики.

13. Домашнее задание (на карточках).

От данных существительных образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.

Команда, зависть, горе, расход, участие, сочу…ствие

К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами.

Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами.

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Правописание гласных в суффиксах глаголов

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Работа над особенностями произношения глаголов с суффиксами -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-).

2. Правописания глаголов с суффиксами -ова- (ева-) и -ыва- (-ива-).

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие.

1. Баранов М. Т. Русский язык. 6 класс, Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 // Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2014. – 191 с.

1. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку.6 класс. – М.: ВАКО, 2017. – 416 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Сайт «Культура русской речи» www.gramma.ru

https://methodological_terms.academic.ru/ (Дата обращения 19.06.2019)

2. Информационно-образовательный портал Грамота.ру

http://slovari.gramota.ru (Дата обращения 19.06.2019)

3. Сайт Словари.ру

http://slovari.ru (Дата обращения 19.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие.

Научиться грамотно писать глаголы – задача не из лёгких. Давайте приступим!

Для того чтобы запомнить данное правило правописания гласных в глагольных суффиксах, составим алгоритм.

Перед нами глаголы горевать, докладывать. Что же нужно знать, чтобы правильно написать гласную в суффиксе?

Алгоритм правописания гласных в глагольных суффиксах

Поставить глагол в форму настоящего или будущего времени 1-го лица единственного числа. Посмотреть, на окончание глагола. Если в настоящем или в будущем времени глагол оканчивается на -ываю(-иваю), то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется -ыва- (-ива-): раздумываю – раздумывать – раздумывал.

Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на -ую(-юю), то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется -ова-(-ева-): рисую – рисовать – рисовал.

Выделим суффиксы в глаголе узнавал. Подумайте, а есть ли в этом глаголе изученные нами суффиксы? Нет!

Какие же суффиксы мы сможем выделить? (-ва, -л)

Глаголы с суффиксами -ова-, -ева-, -ыва-, -ива- необходимо отличать от глаголов с ударным суффиксом -ва-, которые данному правилу не подчиняются; перед суффиксом -ва- сохраняется та же гласная, что и в начальной форме: запить – запивать, напеть – напевать.

Таким образом, суффикс -ва- сочетается с предшествующими корневыми гласными а, е или и. Для проверки буквы в корне надо опустить суффикс -ва-: успевать – успеть; переставать – перестать.

Необходимо запомнить исключения:

застрять – застревать, застреваю;

затмить – затмевать, затмеваю;

продлить – продлевать, продлеваю.

Обратите внимание на то, что суффикс -ва- всегда ударный, а суффикс -ива(-ыва-) всегда безударный.

От безударных гласных в суффиксах -ыва-, -ова-, -ива- и -ева- надо отличать гласные в корне перед суффиксом -ва-, которые проверяются по правилам правописания безударных гласных в корне слова: запевать песню (петь), запивать водой (пить).

Запомните, что с помощью суффикса -ва- образуется несовершенный вид глаголов от глаголов совершенного вида.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Проанализируйте данные глаголы и подчеркните «третий лишний».

Использ..вать, жал..ваться, развеш..вать

Забол..вать, ноч..вать, доклад..вать.

Команд..вать, совет..вать, заигр..вать

Танц..вать, расспраш..вать, обмен..вать.

Использ..вать, жал..ваться, развеш..вать

Забол..вать, ноч..вать, доклад..вать.

Команд..вать, совет..вать, заигр..вать

Танц..вать, расспраш..вать, обмен..вать.

Выберите глагол, который имеет суффикс -ыва-.

Орфограммы. № 49.Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-) и -ыва-(-ива-).

№ 49.Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-) и -ыва-(-ива-).

Правило, примеры, комментарии.

ПРАВИЛО.

· В глаголах пишутся суффиксы -ИВА-, ИВА- , если в форме 1-го лица единственного числа они сохраняются (подставляем местоимение Я).

Примеры:

рассказывать – я рассказываю,

развешивать- развешиваю.

· В глаголах пишутся суффиксы -ОВА-, ЕВА- , если в форме 1-го лица единственного числа они не сохраняются.

Примеры:

заведовать – заведую,

потчевать – потчую.

Запомните!

· Если в глаголах на -ВА- падает ударение, то в данных глаголах всегда пишется -Е — перед суффиксом -ВА-, даже если суффикс при изменении формы слова сохраняется.

Примеры:

заболеВАть – заболеВАю,

преодолеВАть – преодолеВАю.

ПРИМЕРЫ.

Пример № 1.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Приукраш…вать

ПриукрашИВАть.

Поставим глагол в форму 1-го лица единственного числа: приукрашИВАю; суффикс сохранился. Поэтому пишем —ИВА-.

Пример № 2.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Затм…вать

ЗатмЕВАть.

На суффикс -ВА- падает ударение, поэтому перед ним всегда пишем -.

Пример № 3.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Команд…вать.

КомандОВАть.

Поставим глагол в форму 1-го лица единственного числа: командую; суффикс НЕ сохранился, поэтому пишем

ОВА-.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/7019/conspect/260632/

http://poznaemvmeste.ru/index.php/9-pervyj-poslednij/1535-orfogrammy-49-glasnye-v-suffiksakh-glagolov-ova-eva-i-yva-iva