Глагол грамматические признаки глагола правописание глаголов

Глагол: морфологические признаки и синтаксическая роль

Большинство предложений, в которые мы оформляем высказываемые мысли, строятся с помощью глаголов (Гл.). Хотим ли мы высказать желание, необходимость, подчеркнуть свойства описываемого предмета, сообщить о произошедшем событии, используем модальные Гл., формы в различных наклонениях или просто связку быть.

Гл. называет действие или состояние. Если говорить о синтаксических свойствах, то лично-временные формы выступают в качестве сказуемого, начальная может быть всеми членами предложения. Неопределенная форма глагола не зря называется особой: передавая только саму идею действия, обладает только постоянными грамматическими признаками.

Грамматическое значение глагола

Обобщенное значение, свойственное глаголу, — передача информации о действии субъекта. Принято выделять основные группы действий, обозначаемых глаголом:

  • речевая деятельность объекта, звукоизвлечение (кричать, говорить, шептать, декламировать, шипеть, мяукать);
  • трудовые и активные действия, производимые предметом речи (стрелять, лепить, шить, дергать);
  • умственная работа (анализировать, доказывать, сопоставлять, констатировать);
  • изменение положения объекта в пространстве (бежать, прыгать, ползти, плыть, распространяться);
  • активное проявление эмоций (обожать, злить, веселить, скучать);
  • описание окружающей среды или состояния человека (темнеет, рассветает, туманится, холодает, лихорадит, нездоровится).

Постоянные признаки

При спряжении Гл. меняют аффиксы в зависимости от требований контекста. Но в любом времени, лице, роде и числе они сохраняют набор свойств. Неизменяемые грамматические (морфологические) свойства глаголов можно определить у всех форм конкретной речевой единицы, вне зависимости от коммуникативной ситуации.

Вид глагола

По критерию законченности/протяженности процесса Гл. делятся на виды – совершенный (СВ) и несовершенный (НВ). Вопрос к глаголам СВ – “Что сделать?” Обобщенное значение — завершенность, законченность: увидеть, приехать, высказать.

Глаголы НВ передают значение длящегося, незавершенного действия: вглядываться, говорить, стирать, идти. Если глагол отвечает на “Что делать?” “Что делал?” “Что будет делать?”, значит, он несовершенного вида.

Возвратность и невозвратность

Категория невозвратности характеризует действие по направленности на объект (стучать, кидать, умывать, менять). При морфемном анализе слова возвратные глаголы легко отличить по постфиксу -сь или -ся в конце слова (целоваться, открываться). Они передают значение замкнутости действия, направленного на субъект или ограниченности небольшим кругом лиц (кидаться, умываться, меняться).

Грамматическая категория переходности

Особенность переходного глагола – потребность в управляемом слове, раскрывающем смысл, которое стоит в беспредложном Вин. или Род. падеже: сдвинуть (стол, книгу), включить (телевизор, люстру), копать (землю, яму). Переходность в грамматическом смысле — неопосредованная направленность действия на предмет.

Непереходность глагола позволяет ему сочетаться с существительным или местоимением в любом непрямом падеже, кроме беспредложных родительного и винительного: ходить (по земле), смотреть (в зеркало), верить (в примету).

Глагольное спряжение

В зависимости от окончаний, приобретаемых при изменении формы, выделяют два спряжения, они также являются постоянным признаком глагола. Небольшая группа слов (дать, есть и их словоформы) изменяются по особой системе. Глаголы бежать и хотеть относятся к разноспрягаемым: их формы имеют окончания обоих спряжений.

Непостоянные признаки

Изменяемые грамматические свойства характерны спрягаемым формам глагола. Словоформу анализируют в контексте, в зависимости от особенностей словоупотребления.

Глагольное наклонение

По признаку реальности описываемой ситуации в лингвистике принято выделять следующие глагольные наклонения:

  1. Изъявительное. Передает значения действия, которое длится сейчас, случится или состоялось: покупаю, буду покупать, покупал.
  2. Условное. Означает действие, возможное при соблюдении указанных в контексте условий (знал бы, где упаду – соломки б подстелил) или же просто является желаемым (я бы чаю выпил). Образуется присоединением частицы бы (б) к глаголу в прошедшем времени: увидел бы, написала бы, посадили бы.
  3. Повелительное. Передает приказ или просьбу выполнить что-то: найди, принесите, бегите.

Изменение по временам

Глаголы только одного из трех перечисленных наклонений, изъявительного, могут меняться по временам. В русском языке система довольно простая, состоит из трех уровней:

  1. Настоящее время передает значение одновременности с моментом сообщения о событии: пишу, плавают, решаешь.
  2. Прошедшее указывает на действие, происходившее в прошлом, завершившееся определенным результатом или же важное самим своим наличием: бегала, прибежали, стоял, отстоял, покупал, купил, брал, взял.
  3. Будущее время глагола сообщает о том, что только произойдет. Выражается простой формой (купят, найдет) или составной (будет покупать, будут находить).

Лицо глагола

Означает отнесенность действия к объекту, предмету. Изучается в рамках программы 6 класса, наряду с иными характеристиками глагола. Изменение по лицам свойственно глаголам всех наклонений и в, кроме простого прошлого:

  • я стираю, я буду стирать;
  • ты лежишь, вы будете лежать, лежи, лежите;
  • он ходит, они ходят.

Глаголы,обозначающие состояние природы или человека, не подразумевают отнесения к конкретному действующему лицу или предмету: моросит, мерещится. Такие глаголы называют безличными.

Род у глагола

Род определяется у словоформ прошедшего времени единственного числа: нашел, увидел, сказал — нашла, увидела, сказала.

Единственное и множественное число

Число можно определить у изменяемых форм глагола: крашу — красят, красил — красили, покрасит — покрасят.

Школьники, обучающиеся в 7 классе, должны уверенно определять основные морфологические характеристики глагола при морфологическом анализе слова.

Синтаксические признаки глагола

Синтаксические и морфологические признаки глагола тесно связаны между собой.

В предложении изменяемые формы глагола выступают в роли простого сказуемого: открылась дверь на лестницу; на лес опустился туман.

Часто встречаются примеры употребления глагола в составном сказуемом: все может случиться, начну бегать по утрам. В этом случае глаголы (может случиться, начну бегать) передают общее значение и выступают в предложении как неделимая конструкция. Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов: личная глагольная форма, которая несет в себе модальное или иное дополнительное значение (могу, начну) и начальная форма, передающая смысл высказывания (бегать, случиться).

Инфинитив — самая разнообразная по синтаксическим признакам, присущим глаголу, словоформа. Может выполнять в предложении любую синтаксическую функцию:

  1. Подлежащее: бегать по утрам полезно для здоровья.
  2. Сказуемое, часть составного именного или глагольного сказуемого: а он стал отбиваться, нелегко быть врачом.
  3. Дополнение: им советуют ехать поездом, она призывает соблюдать правила.
  4. Определение: умение оставаться спокойным полезно в любой ситуации, желание встретиться пропало.
  5. Обстоятельство: зашли погреться, собрались встретиться.

Конспект урока. «Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание глагола. Морфологический разбор».

Тема урока: «Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание глагола. Морфологический разбор».

Тип урока: к омбинированный.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о глаголе как самостоятельной части речи.

обобщить и систематизировать знания о грамматических признаках глагола;

сформировать умения употреблять глаголы в устной и письменной речи;

сформировать учебные навыки самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.

способствовать развитию интереса к изучению русского языка;

содействовать развитию внимания, памяти; умения анализировать текст с точки зрения наличия в нем грамматических и орфографических ошибок.

создать условия для развития навыков работы в группе (в команде).

обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;

способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;

обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся, уважения друг к другу;

создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии.

Оборудование урока: презентация PowerPoint , раздаточный материал (кластер, кроссворд, карточки с заданиями), Рабочие тетради, учебник.

— предметно-ориентированные технологии обучения

— технология дифференцированного обучения;

— игровые технологии, элементы квеста.

Организационный момент. 2 мин.

Притча. У людей, занятых одним и тем же делом, спросили, что они делают. Один сказал: «Я таскаю камни». Другой ответил: «Зарабатываю на пропитание». А третий промолвил: «Строю храм».

Как видите , одна и та же работа для одного становится смыслом жизни, а для другого – обузой, непосильной ношей.

Мне бы хотелось, чтобы уроки русского языка для вас не были наказанием, не прошли даром, а помогли в будущем утвердиться, чувствовать себя уверенными. В любом обществе всегда ценятся люди грамотные, хорошо знающие свое дело.

Урок-игра . 3 команды. Капитаны представляют команды (девиз), называют отсутствующих.

Вспомним правила работы:

* Быть позитивным.
* Внимательно выполнять задания.
* Ценить время.
*Говорить по делу.
* Помнить, что вы – команда.

Проверка домашнего задания. 10 мин

По 3 человека от команды выполняют компьютерный тест. Другие – фронтальный опрос и кроссворд.

Какой раздел языка мы сейчас изучаем? (Морфология)

Основными единицами морфологии являются…? (Части речи)

На какие группы делятся все части речи? (Самостоятельные, служебные, междометия)

На какие группы делятся самостоятельные части речи? (Изменяемые и неизменяемые)

Какая самостоятельная часть речи не изменяется? (Наречие)

Какие части речи относятся к склоняемым? (Существительное, прилагательное, числительное, местоимение)

Учитель. Ребята, стоп. Подскажите мне, что мы забыли сделать? (Назвать тему урока). Правильно. Только на этот раз тему сообщу вам не я, а вы сами ее откроете. Для этого необходимо мобилизовать знания, полученные при изучении морфологии, и разгадать кроссворд.

Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет речи и отвечает на вопрос к т о ? или ч т о ?

Имена существительные, обозначающие людей или животных, у которых форма В.п. мн.ч. совпадает с формой Р.п мн.ч.

Изменение имен существительных по падежам и числам.

Имена существительные, обозначающие реально существующие предметы, происходящие явления, события, подлежащие счету.

Степень сравнения качественных прилагательных, которая показывает, что обозначаемый прилагательным признак характерен для одного предмета в большей степени, чем для другого.

Самостоятельная часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов при счете.

Местоимение (разряд), указывающее на лицо, которое совершает действие, направленное на самого себя.

Имена числительные, отвечающие на вопросы к о т о р ы й ? к а к о й ?

Степень сравнения имен прилагательных, которая указывает на высшую степень качества, присущего предмету в ряду однородных.

Части речи, которые имеют лексическое значение (называют предметы, их признаки, действия и т.д), являются членами предложения.

Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы к а к о й ? к а к о е ? к а к и е ?

Имена прилагательные, которые указывают на принадлежность предмета лицу или животному.

Имена существительные, обозначающие различные вещества – химические элементы, различные пищевые продукты, стройматериалы.

Местоимения, указывающие на отсутствие лица, предмета, признака, количества.

Имена существительные, обозначающие множество одинаковых предметов или лиц как неделимое целое.

Имена числительные, отвечающие на вопрос с к о л ь к о ?

Имена прилагательные, указывающие на принадлежность предмета лицу или животному.

Знаменательная часть речи, которая, не называя предметов, указывает на них, их признаки, количество.

Местоимения, которые указывают на лицо или предмет.

Части речи, которые служат для связи слов в предложении, для соединения слов и частей предложения, придают предложениям различные оттенки.

Имена прилагательные, которые указывают на отношение определяемого предмета к другому предмету, действию, месту, времени и т.д.

Изучение нового материала

Определение целей и задач урока. 4 мин.

Какие цели и задачи мы определим для урока?

(Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Глагол»

Систематизировать знания о грамматических признаках глагола, повторить правописание глаголов; формировать представления о роли и употреблении глаголов в речи).

Актуализация опорных знаний. 9 мин.

Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова русского писателя Алексея Николаевича Толстого:

Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы –

это значит дать движение фразе

Как вы понимаете это высказывание Толстого?

Что такое глагол? (Самостоятельная часть речи)

Что обозначает глагол? (Действие)

На какие вопросы отвечает глагол? (Что делать? Что сделать?)

На какие группы делятся грамматические признаки глагола? (Постоянные и непостоянные)

Задание: Запишите в тетрадь те признаки глагола, которые вы помните.

Студенты зачитывают то, что они написали.

Вид итогового кластера

3) Работа по теме урока (с первичным проверкой понимания и закрепления новых знаний). 45 мин.

-Какие виды глагола существуют в русском языке?

-На какой вопрос отвечают глаголы несовершенного вида? Что они обозначают? (Что делать? Незаконченность действия)

— На какой вопрос отвечают глаголы совершенного вида? Что они обозначают? (Что сделать? Законченность действия)

Задание: Образуйте видовые пары глагола: оправдать, рисовать, класть, разрезать, встречать.

Сделайте вывод: Какими способами в русском языке могут образовываться видовые пары глагола?

1. Замена суффиксов

Шаг а ть, брос а ть, разрабат ыва ть

Шаг ну ть, брос и ть, разработ а ть

2. Прибавление приставок

3. Чередование звуков и замена суффиксов

Про щ ать, кри ч ать

Про ст ить, кри к нуть

4. Изменение ударения

Обрез а ‘ть, ссып а ‘ть

Обр е ‘зать, сс ы ‘пать

5. Изменение основы слова

Задание на оценку: Образуйте видовые пары от следующих глаголов (задание выполняется по цепочке без подготовки):

Вывод: Чему способствует такое многообразие способов образования видовых пар в русском языке?

Разные виды глагола нужны для того, чтобы мысль наша оформлялась точно, красиво, интересно, разнообразно. Очень важно правильно употреблять форму того или иного вида глагола, чтобы фраза была логически правильной и понятной!

Общие вопросы от преподавателей.

Б) Переходность глагола

Записать словосочетания в два столбика: косить траву, брал кредит, помириться с партнером, сшить костюм, расти на поляне, ринуться в бой, звенят в воздухе, любить работу, помогать другу, слышать пение, одевать брата, распахнуть дверь, браться за дело, загореться от искры, сорвать поставку, украсть деньги, рассчитаться с поставщиком.

Гл+сущ. в остальных косвенных падежах

Проверка выполнения задания (Посмотрите на экран и проверьте правильность выполнения задания. Кто не сделал ни одной ошибки? Молодцы!)

Гл+сущ. в остальных косвенных падежах

помириться с партнером

расти на поляне

звенят в воздухе

браться за дело

загореться от искры

рассчитаться с поставщиком

П первом столбике расположились переходные глаголы. Сделайте вывод : Какие глаголы называются переходными?

Задание на оценку:

Превратите словосочетания с непереходными глаголами в словосочетания с переходными глаголами по образцу: подниматься на лифте — использовать лифт.

Заниматься физикой, увлекаться спортом, владеть языком, обзавестись голубями, беседовать о содержании книги, участвовать в переговорах.

Исправьте ошибки в употреблении существительных:

Настоять о пересмотре дела, призывать о помощи, смириться перед неудачей, разъяснить о вреде курения, отдать все силы для работы, преклоняться его авторитету.

Вставьте пропущенные буквы.

Озёра обезрыб .. ли.

Браконьеры обезрыб .. ли озёра.

Испытания обессил .. ли путников.

Путники обессил .. ли от жажды.

Раненый обескров .. л.

Войны обескров .. ли страну.

Общие вопросы от преподавателей.

В) Возвратность глагола

Вопрос: Какие глаголы называются возвратными?

Вопрос: Как связаны переходность и возвратность глагола? (Все возвратные глаголы являются непереходными)

Задание команде 1. Заменить сочетания возвратными глаголами:

Прийти к соглашению путем переговоров –

Испытывать чувство волнения –

Говорить друг с другом шепотом –

Посмотреть друг на друга –

Совершать круговые обороты вокруг своей оси –

Испытывать чувство надежды –

Быть нерешительным в своём мнении –

Прийти к соглашению путем переговоров – договориться

Испытывать чувство волнения – волноваться

Говорить друг с другом шепотом – шептаться

Посмотреть назад – оглянуться

Посмотреть друг на друга – переглянуться

Совершать круговые обороты вокруг своей оси – вращаться

Испытывать чувство надежды – надеяться

Быть нерешительным в своём мнении – колебаться

Задание команде 2. Данные фразеологические обороты заменить возвратными глаголами (или словосочетаниями с ними).

бежать со всех ног –

не сварить каши

Совать нос – вмешиваться;

надуть губы – обидеться;

попасть впросак – оказаться в смешном положении ;

бежать со всех ног – мчаться;

распускать руки – драться ;

повесить голову – огорчиться ;

сложить оружие – сдаться ;

не сварить каши – не сговориться, не договориться.

Задание команде 3. Вставить в пословицы возвратные глаголы.

Скоро сказка . да не скоро дело .

Волков . — в лес не ходить.

Умный у огня согреется, глупый – .

Трус . даже своей тени.

Пуганый заяц и пенька .

Не за свое дело не берись, а за своим не.

Трусы грозят друг другу, а храбрецы .

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Дело мастера боится.

Волков бояться — в лес не ходить.

Умный у огня согреется, глупый – обожжется.

Трус страшится даже своей тени.

Пуганый заяц и пенька боится.

Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.

Трусы грозят друг другу, а храбрецы сражаются.

Вопрос: Какие трудности у вас возникли при выполнении этих заданий? (Где писать ТСЯ и ТЬСЯ)

Как определить: нужен ли Ь в сочетаниях ТЬСЯ и ТСЯ ?

Общие вопросы от преподавателей.

Г) Спряжение глагола.

Что называется спряжением глагола? (Изменения глаголов по лицам и числам).

Глаголы какого спряжения существуют в русском языке? (1,2, разноспрягаемые)

Глаголы с суффиксами инфинитива: -О-, -А-, -Е-, -Я-, -У-, -Ы-:

влавАть, полОть, паЯть и др.

Глаголы с суффиксом инфинитива –И-:

учИть, обеспечИть и др.

Задание. Запишите в два столбика: глаголы I спряжения и глаголы II спряжения. (Каждой команде выдается лист с одинаковым заданием).

Учить, кормить, одевать, дышать, обидеть, жалеть, бежать, полоть, бороться, мерзнуть, веять, мыть, хотеть, посмотреть, вытерпеть, резать, крутить, думать, любить, водить

Общие вопросы от преподавателей.

Вопрос: Для чего надо знать спряжение глаголов? (Чтобы грамотно писать слова). Правильно, но нам необходимо помнить и другие правила.

Д) Правописание глаголов.

Повторение правописания глаголов (работа с таблицами)

Проверка усвоения материала (10 мин.)

Задания для капитанов:

(Исправить ошибки в тексте, объяснить орфограммы)

«Организацыя перивозок и управление на транспорте» – это спецыальность в области транспорта и транспортных линий.

Она представляит собой целый комплекс действий по организацыи перивозок, в том числе обеспечение их безопастности.

В целом работа эта не простая, но в то же время интерестная и нескучная . По транспортной линии всей страны ежедневно движится огромное колличество машин, осуществляються крупные грузоперевозки. Во всей этой сети задействованы тысячи машин и еще больше, этого колличества, людей.

Организовать четкое движение , устранять проблемы, состовлять графики, и прочая работа требуит от спецыалистов на транспорте высоких знаний и ответствености. Бесграмотные действия работников способны привисти к сбою на больших участках и даже во всей транспортной сети.

Основная задача спецыалиста заключаиться в создание и функционировании целый системы транспортной системы, которая будет работать как часы.

(15 ошибок (неповторяющихся)

«Организац и я пер е возок и управление на транспорте» – это спец и альность в области транспорта и транспортных линий.

Она представля е т собой целый комплекс действий по организации перевозок, в том числе обеспечение их безопа сн ости.

В целом работа эта неп ростая, но в то же время интере сн ая и нескучная . По транспортной линии всей страны ежедневно движ е тся огромное ко л ичество машин, осуществляю тся крупные грузоперевозки. Во всей этой сети задействованы тысячи машин и еще больше, этого ко л ичества, людей.

Организовать четкое движение , устранять проблемы, сост а влять графики, и прочая работа требу е т от специалистов на транспорте высоких знаний и ответстве нн ости. Бе з грамотные действия работников способны прив е сти к сбою на больших участках и даже во всей транспортной сети.

Основная задача специалиста заключа ется в создани е и функционировании целый системы транспортной системы, которая будет работать как часы.

(Вставить глаголы на место пропусков)

Специальность «Организация перевозок и управление на транспорте» ………….. одной из перспективных специальностей техникума. Эта специальность всегда ………….. своей актуальностью и востребованностью.

Говоря о месте будущей работы, ………….. не приходится. Во-первых, полученная специальность ………….. отличной основой для открытия своего бизнеса .

Выпускники ………….. хорошие результаты при открытии логистических частных компаний, маршрутных такси, фирм по грузоперевозкам и прочее. Высокий финансовый доход не ………….. работой только в России, но и ………….. за ее пределы.

Во-вторых, специалисты по транспорту и перевозкам …………..свое место в уже существующих крупных компаниях, которые ………….. хорошую репутацию, …………..достойную заработную плату и лояльные условия работы.

В-третьих, в каждом крупном или маленькой городе и даже в небольшом населенном пункте ………….. сеть перевозок. Каждая из них ………….. в обслуживании и регулировании (авто станции, маршрутные такси). Это говорит о том, что специалисты нужды везде.

Как видно, возможность ………….. свое место в будущей профессии есть у каждого выпускника. Специальность эта достаточно актуальна на сегодняшний день, …………..перспективы роста и скорее всего еще долгое время ………….. востребована.

Специальность «Организация перевозок и управление на транспорте» является одной из перспективных специальностей техникума. Эта специальность всегда отличалась своей актуальностью и востребованностью.

Говоря о месте будущей работы, скупиться не приходится. Во-первых, полученная специальность является отличной основой для открытия своего бизнеса .

Выпускники показывают хорошие результаты при открытии логистических частных компаний, маршрутных такси, фирм по грузоперевозкам и прочее. Высокий финансовый доход не ограничится работой только в России, но и выходит за ее пределы.

Во-вторых, специалисты по транспорту и перевозкам могут найти свое место в уже существующих крупных компаниях, которые имеют хорошую репутацию, предоставляют достойную заработную плату и лояльные условия работы.

В-третьих, в каждом крупном или маленькой городе и даже в небольшом населенном пункте имеются сеть перевозок. Каждая из них нуждается в обслуживании и регулировании (авто станции, маршрутные такси). Это говорит о том, что специалисты нужды везде.

Как видно, возможность найти свое место в будущей профессии есть у каждого выпускника. Специальность эта достаточно актуальна на сегодняшний день, имеет перспективы роста и скорее всего еще долгое время будет востребована.

Дополнительное задание: Определить спряжение глаголов.

Задание: Написать поздравление с 8 Марта, используя следующие глаголы и глагольные сочетания:

Поздравить, сходить с ума, улыбаться, веселиться, сбываться, радоваться, выбросить фартук, спешить, принимать, выводить трели, восхищаться, дать, желать, нестись ввысь, усыпать лепестками, возрасти, подарить, приносить радость, петь, улыбаться, смеяться, наслаждаться.

Команды выполняют задание:

1) Упр. 197 (1 команда: 1-2 предложение; 2 команда: 3-4; 3 команда: 5-6).

2) Выполнить упражнения в РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ (проверка по цепочке внутри команды: другие команды следят по своим тетрадям)

1 команда – упражнение № 9.

2 команда — упражнение № 10.

3 команда — упражнение № 11.

Проверка задания для капитанов.

Что было самым важным на уроке?

Что для тебя было легко (трудно)?

Доволен ли ты своей работой?

Пригодятся ли нам знания и умения, полученные на уроке в учебе?

Нам пригодятся наши знания обязательно! При изучении особых форм глагола (причастий и деепричастий), наречия.

Домашнее задание. § 33, стр.215, упр. 197, 199 [1].

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

я понял, что…теперь я могу…

я почувствовал, что…я приобрел…

у меня получилось …

За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

Часть речи глагол

Глагол — самостоятельная часть речи, обозначающая действие или состояние предмета. Отвечает на вопросы что делать?, что сделать? Примеры слов части речи глагол: делать, приклеила, встретит, скажи.

Морфологические признаки

Глагол — самостоятельная спрягаемая (изменяемая по числам и лицам) часть речи, имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.

  • несовершенного вида — отвечают на вопрос что делать? (строить, плыть, взбираться);
    совершенного вида — отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершённость действия или результат (построить, переплыть, взобраться);
  • переходные — сочетаются с существительными, местоимениями в винительном падеже без предлога (читать газеты, строить дом);
    непереходные — сочетаться не могут (ходить по дороге, купаться в море);
  • 1-го спряжения — глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать, -оть, -уть и другие кроме -ить (худеть, колоть);
    2-го спряжения — глаголы, оканчивающиеся на -ить (крутить, строить);
  • возвратными — с суффиксом -ся и -сь (встречаться, умываться, учиться);
    невозвратными (встречать, умывать, учить).

О спряжениях и глаголах-исключениях написано подробно ниже в пункте спряжения глаголов.

Некоторые глаголы не употребляются без суффикса -ся, то есть являются только возвратными: надеяться, кланяться, трудиться, смеяться, становиться, гордиться, оставаться и др.

Если глаголы обозначают действия, которые происходят сами по себе без действующего лица (предмета), то они называются безличными: смеркается, знобит, нездоровится, подморозило, светает. Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека.

  • по трём наклонениям:
    • изъявительное наклонение (бегу, смотрел, пойду) — глаголы, отражающие действие, состояние объекта;
    • условное наклонение (бежал бы, посмотреть бы, пойти бы) — глагол + частица «б» или «бы», выражающие действие при выполнении какого-либо условия;
    • повелительное наклонение (беги, смотри, иди) — глаголы с выражением просьбы, приказа.
  • по трём временам:
    • прошедшее время — отражает действие, состояние объекта в прошлом (рисовал, смотрел, учился);
    • настоящее время — действие, состояние, которые происходят в настоящем (рисую, смотрю, учусь);
    • будущее время — действие, состояние, которое ещё не произошли, но произойдут в будущем (нарисую, посмотрю, буду учиться);
  • по лицам и числам в настоящем и будущем времени (бегу, бежит, побегут);
    по числам и родам (в единственном числе) в прошедшем времени (читал, читала, читали).

Постоянные морфологические признаки глаголов: спряжение, вид, переходность. Непостоянные: наклонение, число, время, род. Глаголы в повелительном наклонении изменяются по временам. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам (я пишу, он пишет, она напишет/будет писать, они напишут/будут писать), в прошедшем времени — по числам и родам (я писал, она писала, они писали).

Неопределённая форма

Начальная форма глагола — неопределённая форма (инфинитив), которая не отражает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Примеры: видеть — увидеть, сеять — посеять, смотреть — рассмотреть, везти, пройти, найти и др. Глаголы в форме инфинитива имеют вид, переходность и непереходность, спряжение.

Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть, -ти, -ь. Приведём примеры глаголов парами — с вопросами что делать? (несовершенный вид) и что сделать ? (совершенный вид).

-ть-ти
возражать — возразить, реагировать — отреагироватьползи — приползти, расти — подрастистричь — постричь, жечь — сжечь

Спряжения глаголов

Глаголы делятся на два спряжения: первое и второе. К первому спряжению относятся глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ть и др. (вертеть, копать, колоть, дуть, ныть). Ко второму спряжению относятся глаголы на -ить (носить, пилить, ходить). Существует 11 глаголов-исключений (7 глаголов на -еть и 4 глагола на -ать), которые относятся ко второму спряжению, и 2 глагола-исключения на -ить, которые относятся к первому спряжению.

I спряжение:
брить, стелить
(2 глагола)

II спряжение:
-еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть;
-ать: гнать, держать, слышать, дышать
(11 глаголов)

При изменении глаголов по лицам и числам окончания образуются в соответствии со спряжением, к которому глагол относится. Обобщим случаи таблицей.

ЛицоI спряжениеII спряжение
Ед.ч.Мн.ч.Ед.ч.Мн.ч.
1-е-у/-ю-ем-у/-ю-им
2-е-ешь-ете-ишь-ите
3-е-ет-ут/-ют-ит-ат/-ят

Приведённые окончания называют личными окончаниями глагола. Чтобы определить спряжение, нужно поставить глагол в неопределённую форму такого же вида, что и личная форма: выполняешь — выполнять (несов. вид), выполним — выполнить (сов. вид).

Примеры:
читаю → читать → I спряжение
построят → построить → II спряжение

При определении спряжения глагола учитывайте, что:

  1. Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные: делать — сделать, работать — поработать, учить — выучить, гнать — обогнать;
  2. Возвратные глаголы относятся к тому же спряжению, что и невозвратные: умываться — умывать, советоваться — советовать, учиться — учить, извиниться — извинить;
  3. Имеет место быть чередование согласных в настоящем времени: пеку — печёшь, берегу — беречь, хожу — ходишь, прошу — просишь, отвечу — ответишь и др.

От глаголов победить, пылесосить не образуется 1-е лицо единственного числа. От глагола быть не образуется 1-е и 2-е лицо единственного и множественного числа настоящего времени, для 3-го лица единственного числа иногда вместо быть используется есть. Глаголы хотеть и бежать изменяются по первому и частично по второму спряжению — разноспрягаемые глаголы. Глаголы есть (кушать) и дать спрягаются особым образом.

Примеры глаголов

Примеры глаголов в разных родах, временах, наклонениях.

Род есть только в единственном числе прошедшего времени:
Мужского рода (что делал?): плыл, висел.
Женского рода (что делала?): плыла, висела.
Среднего рода (что делало?): плыло, висело.

Прошедшее (что делал?): рисовал/нарисовал.
Настоящее: (что делает?): рисует.
Будущее: (что будет делать? что сделает?) будет рисовать/нарисует.

В этом примере «рисовал» и «будет рисовать» — глаголы несовершенного вида, «нарисовал» и «нарисует» — совершенного.

Изъявительное (что делаю?): мечтаю, поиграют, учил, выучил.
Повелительное (что делай?): мечтай, поиграйте, учи, выучи.
Условное (что делал бы?): мечтал бы, поиграли бы, учил бы, выучил бы.

В этом примере мечтаю — глагол несовершенного вида единственного числа, поиграют — совершенного вида множественного числа, учил — несовершенного вида единственного числа в прошедшем времени, выучи — совершенного вида единственного числа в прошедшем времени.

Синтаксическая роль

В предложении глагол в начальной форме (инфинитив) может играть разную синтаксическую роль. Глагол личной формы в предложении является сказуемым.

Стану сказывать я сказки (М. Лермонтов). (Составное сказуемое.)
Учиться — всегда пригодится (пословица). (Подлежащее.)
Прошу вас подождать . (Дополнение.)
Нетерпение доехать до Тифлиса овладело мною (М. Лермонтов). (Определение.)
Ребята побежали прятаться . (Обстоятельство.)

Морфологический разбор

В морфологическом разборе глагола отмечают постоянные и непостоянные морфологические признаки, инфинитив, роль в предложении. Смотрите план и примеры морфологического разбора глагола.

Подробные описания частей речи русского языка:


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-glagol-grammaticheskie-priznaki-glagola-pravopisanie-glagola-morfologicheskij-razbor-4554465.html

http://morphologyonline.ru/glagol.html