Глагол грамматические признаки глагола правописание суффиксов и личных окончаний глагола

12. Правописание глаголов

§48. Личные окончания глаголов

Различается написание личных окончаний глаголов в настоящем или будущем простом времени:

а) в I спряжении: шь, -ет, -ем, -ете-, -ут или -ют;

б) во II спряжении: шь, -ит, -им, -ите, -aт или -ят.

У глаголов с безударным окончанием спряжение определяется так:

ко II спряжению от) носятся глаголы на ть в инфинитиве, кроме глаголов брить, зиждиться, зыбиться (бреешьбреют, зиждется – зиждутся, зыблется), и следующие 11 глаголов: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, дышать, слышать,а также производные от них. Глагол брезжить имеет разноспрягаемые формы брезжит брезжут. Остальные глаголы относятся к I спряжению (ср.: молоть– мелешь – мелют, сеять – сеешь – сеют).

При определении спряжения надо правильно соотносить интересующую форму с инфинитивом (прогонит от прогнать, прогоняет от прогонять).

Примечание 1. Глагол стелить употребляется только в неопределенной форме и прошедшем времени, личные глагольные формы образуются от глагола I спряжения стлать(стелешьстелют).

Примечание 2. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь и некоторые другие этого типа спрягаются в литературном языке по I спряжению: выздоровеешь выздоровеют, опостылеешь опостылеют, опротиветь опротивеют.

Примечание 3. Переходные глаголы с приставкой обез (обес-) спрягаются по II спряжению, а непереходные – по I спряжению. Ср.:

а) обессилить (кого-нибудь): обессилю обессилишь обессилят;

б) обессилеть (самому): обессилею обессилеешь обессилеют.

Соответствующие суффиксы инфинитива и -е- сохраняются в формах прошедшего времени. Ср.: Потеря крови обессилила раненого. Больная девочка обессилела.

Примечание 4. Различаются в написании близкие по звучанию безударные окончания будущего времени совершенного вида те и повелительного наклонения -ите, например:выберете выберите, выйдете выйдите, выметете выметите, выпишете выпишите, вытрете вытрите, вышлете вышлите, крикнете крикните, стукнете стукните.

Примечание 5. Прошедшее время глагола образуется от основы инфинитива с сохранением той гласной, что была перед суффиксом инфинитива, и никак не зависит от принадлежности глагола к I или II спряжению, например: обидеть – обидел, слышать – слышал, сеять – сеял, обессилеть – обессилел, обессилить – обессилил.

Примечание 6. Необходимо обратить внимание на образование разговорных форм глаголов сыпать, трепать, щипать. В отличие от относящихся к I спряжению нейтральных форм сыплешь, сыплет, сыплем, сыплете, сыплют, разговорные формы сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, сыпят (аналогично трепать и щипать) относятся к смешанному спряжению– все личные формы единственного числа и формы 1-го и 2-го лица множественного числа относятся к I спряжению а форма 3-го лица множественного числа – ко II спряжению.

§49. Употребление буквы ь в глагольных формах

Буква ь пишется:

1) в неопределенной форме глагола, например: умывать – умываться, беречь – беречься;

2) в окончании 2-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени, например: купаешь – купаешься, возвратишь –возвратишься;

3) в повелительном наклонении после согласных, например: исправь – исправьте, спрячься – спрячьтесь (но: ляг – лягте);

4) в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука, например: вернусь, вернитесь, вернулись.

Примечание 1. Необходимо различать написание инфинитива глагола и формы 3-го лица настоящего и будущего времени. Ср.: трудно согнуться все согнутся. Он мне нравится— Скоро мне будет нравиться кататься на коньках. Для проверки можно использовать вопросы: что делать? что сделать? и что делают? что сделают? что делает? что сделает?

Примечание 2. У глаголов типа удаться (задаться, предаться, раздаться и др.) различаются формы инфинитива и 3-го лица единственного числа; ср.: это должно удаться это ему удастся.

§50. Суффиксы глаголов

1. В неопределенной форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы ва-, -ева-, если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю, и суффиксы -ыва, -ива-, если в указанных формах глагол оканчивается на -ываю, -иваю.Например:

а) заведую – заведовать, заведовал; исповедую – исповедовать, исповедовал; проповедую – проповедовать, проповедовал; воюю – воевать, воевал; кочую – кочевать, кочевал;

б) закладываю закладывать, закладывал; разведываю разведывать, разведывал; настаиваю настаивать, настаивал.

Указанные глагольные суффиксы сохраняются в формах действительных причастий прошедшего времени; ср.: завед-ова-вш-ий (от завед-ова-ть),бесед-ова-вш-ийзаклад-ыва-вш-ий (от заклад-ыва-ть), подгляд-ыва-вш-ий.

1. Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые ать, -ваю, имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса, например: залитьзаливать, заливаю; преодолетьпреодолевать, преодолеваю.

Исключения: застрять – застревать, застреваю; затмить – затмевать, затмеваю; продлить – продлевать, продлеваю и некоторые другие.

Примечание. Различается написание глаголов увещевать увещеваю (с ударяемым а) и усовещивать усовещиваю (с безударным -ва-, ср.: усовестить).

2. В глаголах (о)деревенеть, (о)леденеть, (о)костенеть, (о)кровенеть, (о)-стекленеть, (о)столбенеть имеется составной суффикс -енеть.

Что такое глагол в русском языке?

Глагол — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая име­ет харак­тер­ные посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные при­зна­ки, отли­ча­ю­щие его от слов дру­гих частей речи: вид, пере­ход­ность, воз­врат­ность, спря­же­ние и т. д.

В систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие (сте­лить), про­цесс (объ­яс­нять), состо­я­ние (чув­ство­вать). Такие сло­ва назы­ва­ют глаголами.

Глаголы в русской речи

Многие линг­ви­сты счи­та­ют, что гла­гол – самая слож­ная и самая емкая часть речи, кото­рая обла­да­ет широ­ки­ми воз­мож­но­стя­ми опи­са­ния жиз­ни в ее раз­ви­тии, дви­же­нии . А. Н. Толстой писал:

Найти вер­ный гла­гол для фра­зы – это зна­чит дать дви­же­ние фразе.

На уди­ви­тель­ную силу рус­ско­го гла­го­ла обра­ща­ли вни­ма­ние мно­гие писа­те­ли и язы­ко­ве­ды. Например, Николай Греч писал:

Глагол при­да­ет речи жизнь, — при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные слова.

Термин «гла­гол» вос­хо­дит к ста­ро­сла­вян­ско­му сло­ву «гла­го­лить», что по-русски зна­чит «гово­рить». В древ­не­рус­ском язы­ке одним из зна­че­ний лек­се­мы «гла­гол» было «сло­во», «речь вооб­ще». Именно в этом смыс­ле упо­тре­бил его А.С. Пушкин в сти­хо­тво­ре­нии «Пророк»:

Глагол — это важ­ней­шая часть речи в рус­ском язы­ке. Уже в самом назва­нии под­чер­ки­ва­ет­ся его осо­бая значимость.

Глагол как часть речи обо­зна­ча­ет «про­цесс». С помо­щью гла­го­ла мы узна­ем, как все в этом мире дви­га­ет­ся, гово­рит, меня­ет крас­ки, как зву­чит, как чув­ству­ет себя.

Известный рус­ский линг­вист А.М. Пешковский утвер­ждал, что «гла­го­лы — это сло­ва, ожив­ля­ю­щие все, к чему они при­ло­же­ны». И это дей­стви­тель­но так.

С помо­щью имен суще­стви­тель­ных мож­но назвать пред­ме­ты и явле­ния, кото­рые нас окру­жа­ют. Имена при­ла­га­тель­ные помо­га­ют уточ­нить то, что назва­но име­нем суще­стви­тель­ным, но толь­ко гла­го­лы могут «ожи­вить» окру­жа­ю­щий нас мир.

Языковедами гла­гол выде­ля­ет­ся как самая слож­ная и ёмкая само­сто­я­тель­ная часть речи. По под­сче­там уче­ных гла­гол зани­ма­ет вто­рое место (после суще­стви­тель­но­го) по частоте
упо­треб­ле­ния в речи.

Чтобы понять, что такое гла­гол в рус­ском язы­ке, рас­смот­рим его общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки. А нач­нем мы с определения:

Неопределенная форма глагола

Неопределенная фор­ма (инфи­ни­тив) явля­ет­ся исход­ной, началь­ной фор­мой гла­го­ла и отве­ча­ет на вопросы

что делать? что сделать?

Глаголы в неопре­де­лен­ной фор­ме закан­чи­ва­ют­ся на -ть, -ти и -чь:

Запомним неопре­де­лен­ную фор­му гла­го­ла «прий­ти» (ср. «зай­ти», «вый­ти», «отой­ти», «обой­ти» и пр.)

Начальная фор­ма не обо­зна­ча­ет вре­ме­ни, не име­ет непо­сто­ян­ных при­зна­ков лица или чис­ла. Она име­ет толь­ко вид, может быть пере­ход­ным или непе­ре­ход­ным, воз­врат­ным или невозвратным.

Синтаксическая функ­ция неопре­де­лен­ной фор­мы шире, чем у дру­гих форм гла­го­ла. Инфинитив может высту­пать в роли всех чле­нов предложения.

Выдать чужой сек­рет — пре­да­тель­ство , выдать свой — глу­пость (Ф. Вольтер).

Успеха мож­но добить­ся , если при­ло­жить старания.

Искусство (какое?) гово­рить не каж­до­му дано.

Отец не раз­ре­ша­ет сыну (что?) откры­вать двер­цу пти­чьей клетки.

Дети при­шли (с какой целью?) посмот­реть на ново­рож­ден­ных котят.

Глаголы выра­жа­ют дей­ствие или состо­я­ние в грам­ма­ти­че­ских фор­мах вида, пере­ход­но­сти, накло­не­ния, вре­ме­ни, лица и чис­ла и пр. Рассмотрим, какие посто­ян­ные при­зна­ки име­ет гла­гол как само­сто­я­тель­ная часть речи.

Переходные и непереходные глаголы

В рус­ском язы­ке гла­го­лы делят на пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные. Переходные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие, кото­рое пере­хо­дит на пред­мет. Грамматически это выра­жа­ет­ся в их спо­соб­но­сти управлять

  • фор­мой вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го (место­име­ния) без пред­ло­га (защи­титьРодину);
  • фор­мой роди­тель­но­го паде­жа, обо­зна­ча­ю­щей часть от цело­го, либо при отри­ца­нии (попро­бо­вать сока, не дождать­ся изве­стия).

Все осталь­ные гла­го­лы, управ­ля­ю­щие суще­стви­тель­ны­ми с пред­ло­га­ми, в том чис­ле воз­врат­ные гла­го­лы, явля­ют­ся непереходными:

Возвратные и невозвратные глаголы

Возвратность явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком гла­го­лов. Возвратные гла­го­лы обо­зна­ча­ют, что дей­ствие пере­но­сит­ся на само дей­ству­ю­щее лицо:

Показателем воз­врат­но­сти явля­ет­ся нали­чие в кон­це сло­ва пост­фик­са -ся /-сь.

Вид глагола

Вид гла­го­ла — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак слов этой части речи.

Все гла­го­лы рас­пре­де­ля­ют­ся на две груп­пы в зави­си­мо­сти от того, как про­те­ка­ет дей­ствие, обо­зна­чен­ное ими:

  1. гла­го­лы совер­шен­но­го вида;
  2. гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида.

Глаголы совер­шен­но­го вида свя­за­ны с достиг­ну­тым резуль­та­том дей­ствия, его нача­лом или кон­цом или с одно­крат­но­стью дей­ствия (гла­го­лы с суф­фик­сом -ну-). Эти сло­ва отве­ча­ют на вопрос что сделать?

Они име­ют толь­ко две фор­мы времени:

  • про­шед­шее (обо­зна­чил, заиг­рал, кап­нул);
  • буду­щее про­стое (обо­зна­чим, отло­жишь, про­ла­ет).

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют дли­тель­ное, совер­ша­ю­щее в дан­ный момент или повто­ря­ю­ще­е­ся дей­ствие и отве­ча­ют на вопрос что делать?

Эти сло­ва име­ют три фор­мы времени:

  • насто­я­щее (рису­ет, поешь, тан­цу­ем);
  • про­шед­шее (рисо­вал, пел, тан­це­вал);
  • буду­щее слож­ное (буду рисо­вать, будешь петь, будут тан­це­вать).

Спряжение глаголов

В зави­си­мо­сти от лич­ных окон­ча­ний в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют I и II спря­же­ние гла­го­ла.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е-у (-ю)-ем (-ём)иду, узнаюидем, узна­ем2-е-ешь (-ёшь)-ете (-ёте)идешь, узна­ешьиде­те, узнаете3-е-ет (-ёт)-ут (-ют)идет, узна­етидут, узна­ют

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е-у (-ю)-имслав­лю, научусла­вим, научим2-е-ишь-итесла­вишь, научишьсла­ви­те, научите3-е-ит-ат (-ят)сла­вит, научитсла­вят, научат

Глаголы «хотеть» и «бежать» отно­сят­ся к раз­но­спря­га­е­мым гла­го­лам. Часть лич­ных форм име­ют окон­ча­ние пер­во­го спря­же­ния, часть второго:

ЛицоХотетьБежать
Ед. чис­лоМн. чис­лоЕд. чис­лоМн. чис­ло
1-ея хочумы хотимя бегумы бежим
2-еты хочешьвы хоти­теты бежишьвы бежи­те
3-еон хочетони хотятон бежитони бегут

Глаголы «есть», «дать» име­ют осо­бые лич­ные окончания.

Перейдем к непо­сто­ян­ным при­зна­кам глагола.

Наклонение

Глаголы упо­треб­ля­ют­ся в фор­мах трех наклонений:

Изъявительное накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие рас­смат­ри­ва­ет­ся как реаль­ный факт. Оно может про­ис­хо­дить в насто­я­щем, буду­щем или про­шед­шем вре­ме­ни. Глаголы несо­вер­шен­но­го вида в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии име­ют фор­мы всех трех времен:

У гла­го­лов совер­шен­но­го вида суще­ству­ют фор­мы двух времен:

Этим изъ­яви­тель­ное накло­не­ние отли­ча­ет­ся от дру­гих накло­не­ний, у кото­рых нет кате­го­рии времени.

Повелительное накло­не­ние выра­жа­ет побуж­де­ние к дей­ствию в виде прось­бы, сове­та, при­ка­за, поже­ла­ния. Глагол в пове­ли­тель­ном накло­не­нии отве­ча­ет на вопро­сы что делай (те)? что сделай(те)?

Повелительное накло­не­ние обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са или нуле­во­го суф­фик­са от осно­вы насто­я­ще­го (буду­ще­го вре­ме­ни). Глаголы в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния име­ют фор­мы един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

  • полз­ти — полз ут — полз и , полз и те ;
  • сидеть — сид ят — сядь, сядь те .

Условное (сосла­га­тель­ное) накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие воз­мож­но при опре­де­лен­ных обстоятельствах.

Если ты не под­дер­жа­ла бы меня в тот момент, вся наша затея закон­чи­лась бы пол­ным провалом.

Условное накло­не­ние гла­го­ла обра­зу­ет­ся при­бав­ле­ни­ем части­цы бы к фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни. Глаголы в фор­ме услов­но­го накло­не­ния изме­ня­ют­ся по родам и числам:

  • обна­дё­жить — обна­дё­жил бы;
  • обна­дё­жил а бы;
  • обна­дё­жил о бы;
  • обна­дё­жил и бы.

Категории вре­ме­ни эти гла­го­лы не имеют.

Время у глаголов

Время — это непо­сто­ян­ный при­знак гла­го­ла. Различают насто­я­щее, про­шед­шее и буду­щее вре­мя толь­ко у гла­го­лов в фор­ме изъ­яви­тель­но­го наклонения:

Настоящее вре­мя выра­жа­ет­ся посред­ством лич­ных окон­ча­ний гла­го­лов (-ю, ешь, -ет и пр.) и обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся в этот момент или как посто­ян­ное свой­ство предмета:

Прошедшее вре­мя гла­го­ла ука­зы­ва­ет, что дей­ствие уже состо­я­лось. Формы про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся при­бав­ле­ни­ем суф­фик­са -л- к осно­ве неопре­де­лен­ной фор­мы и окон­ча­ний рода и числа:

  • кра­си ть — кра­си л ;
  • ука­за ть — ука­за л а ;
  • соста­ви ть — соста­ви л о ;
  • реши ть — реши л и .

Будущее вре­мя обо­зна­ча­ет, что дей­ствие совер­шит­ся после момен­та речи о нем. Формы буду­ще­го вре­ме­ни быва­ют про­стые и слож­ные. Простое буду­щее вре­мя име­ют гла­го­лы совер­шен­но­го вида с приставкой:

  • напи­сать — напишу;
  • опо­ве­стить — оповестим.

Сложное буду­щее вре­мя гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ет­ся с помо­щью вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла «быть» в лич­ных фор­мах и неопре­де­лен­ной формы:

  • буд у готовиться;
  • буд ешь стараться;
  • буд ет улы­бать­ся и т. д.

Лицо у глаголов

Грамматическая фор­ма лица обо­зна­ча­ет отне­сен­ность дей­ствия к опре­де­лен­но­му про­из­во­ди­те­лю. У гла­го­лов раз­ли­ча­ют три фор­мы лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа.

Форма 1 лица выра­жа­ет, что дей­ствие совер­ша­ет сам гово­ря­щий (я рисую, мы рису­ем).

Форма 2 лица пока­зы­ва­ет, что дей­ствие про­из­во­дит собе­сед­ник (ты поешь, вы пое­те).

Форма 3 лица обо­зна­ча­ет, что дей­ству­ет тот, о ком идет речь (он пла­ва­ет, они пла­ва­ют).

Значение лица выра­жа­ет­ся с помо­щью лич­ных окон­ча­ний в насто­я­щем и буду­щем вре­ме­ни гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и лич­ных местоимений:

  • я пиш у , напиш у ;
  • ты сме ёшь ся, рас­сме ёшь ся;
  • он зов ет , позов ет и т. д.

Безличные глаголы

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют гла­го­лы, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие или состо­я­ние чело­ве­ка и при­ро­ды, про­те­ка­ю­щее само по себе, без непо­сред­ствен­но­го дея­те­ля. Это без­лич­ные гла­го­лы, кото­рые по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сов­па­да­ют с гла­го­ла­ми тре­тье­го лица един­ствен­но­го насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни или сред­не­го рода в фор­ме про­шед­ше­го времени.

Понаблюдаем:

Некоторые лич­ные гла­го­лы могут упо­треб­лять­ся в роли безличных:

  • дятел сту­чит — сту­чит в висках;
  • лес тем­не­ет вда­ли — тем­не­ет в глазах.

Морфологические признаки глагола

Подытожив иссле­до­ва­ние гла­го­ла как части речи, ука­жем его грам­ма­ти­че­ские признаки.

Начальная фор­ма — инфинитив.

Постоянные при­зна­ки глагола:

I. вид совер­шен­ный или несовершенный;

Непостоянные при­зна­ки глагола:

II . вре­мя (если есть);

III . лицо (если есть);

Синтаксическая роль глагола

Глаголы в раз­лич­ных грам­ма­ти­че­ских фор­мах чаще все­го явля­ют­ся глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния — сказуемым.

Если пра­виль­но рас­пре­де­лить вре­мя, ты мно­гое успе­ешь .

Бабушка сидит на зава­лин­ке под окном.

Вернулся бы домой вовре­мя, да заблу­дил­ся в лесу.

Видеоурок «Глагол как часть речи»

Заключение

Об экс­прес­сив­ных воз­мож­но­стях рус­ско­го гла­го­ла гово­ри­ли мно­гие линг­ви­сты и писа­те­ли. Еще Н. Греч отме­тил, что гла­гол «при­да­ет речи жизнь», «при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные сло­ва».

Современные иссле­до­ва­те­ли утвер­жда­ют, что в гла­го­ле, образ­но гово­ря, течет самая алая, самая арте­ри­аль­ная кровь рус­ско­го язы­ка. Глагол во всем богат­стве его семан­ти­ки, со свой­ствен­ны­ми ему зна­че­ни­я­ми грам­ма­ти­че­ских форм и воз­мож­но­стя­ми син­так­си­че­ских свя­зей, при мно­го­об­ра­зии сти­ли­сти­че­ских при­е­мов образ­но­го упо­треб­ле­ния явля­ет­ся неис­чер­па­е­мым источ­ни­ком экспрессии.

Глагол — необык­но­вен­ная часть речи. В чем же заклю­ча­ет­ся его сила?

Удивительным свой­ством рус­ско­го гла­го­ла явля­ет­ся его спо­соб­ность не толь­ко назы­вать дей­ствие, но и пока­зы­вать, как оно про­те­ка­ет во вре­ме­ни. А про­те­ка­ет оно необы­чай­но раз­но­об­раз­но: может совер­шать­ся дли­тель­ное вре­мя (пры­гать, тол­кать, кри­чать, думать, слу­шать), но может про­изой­ти в один момент (прыг­нуть, толк­нуть, крик­нуть, блес­нуть), может обо­зна­чать нача­ло дей­ствия (запеть, закри­чать, забо­леть, загре­меть) или, напро­тив, его конец (допеть, дова­рить, доде­лать, допи­сать, дочи­тать) и пр.

Важнейшая сти­ли­сти­че­ская функ­ция гла­го­ла в речи – при­да­вать дина­мизм опи­са­ни­ям. Глагол исполь­зу­ет­ся в речи преж­де все­го для пере­да­чи дви­же­ния, выра­жа­ю­ще­го дина­ми­ку окру­жа­ю­ще­го мира и духов­ной жиз­ни человека.

Подведем итог сло­ва­ми К. Г Паустовского о рус­ском языке:

С рус­ским язы­ком мож­но тво­рить чуде­са. Нет ниче­го тако­го в нашей жиз­ни и в нашем созна­нии, что нель­зя было бы пере­дать рус­ским сло­вом. Звучание музы­ки, спек­траль­ный блеск кра­сок, игру све­та, шум и тень садов, неяс­ность сна, тяжё­лое гро­мы­ха­ние гро­зы, дет­ский шёпот и шорох мор­ско­го гра­вия. Нет таких зву­ков, обра­зов и мыс­лей – слож­ных и про­стых, для кото­рых не нашлось бы в нашем язы­ке точ­но­го выражения.

Конспект урока. «Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание глагола. Морфологический разбор».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока: «Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание глагола. Морфологический разбор».

Тип урока: к омбинированный.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о глаголе как самостоятельной части речи.

обобщить и систематизировать знания о грамматических признаках глагола;

сформировать умения употреблять глаголы в устной и письменной речи;

сформировать учебные навыки самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.

способствовать развитию интереса к изучению русского языка;

содействовать развитию внимания, памяти; умения анализировать текст с точки зрения наличия в нем грамматических и орфографических ошибок.

создать условия для развития навыков работы в группе (в команде).

обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;

способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;

обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся, уважения друг к другу;

создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии.

Оборудование урока: презентация PowerPoint , раздаточный материал (кластер, кроссворд, карточки с заданиями), Рабочие тетради, учебник.

— предметно-ориентированные технологии обучения

— технология дифференцированного обучения;

— игровые технологии, элементы квеста.

Организационный момент. 2 мин.

Притча. У людей, занятых одним и тем же делом, спросили, что они делают. Один сказал: «Я таскаю камни». Другой ответил: «Зарабатываю на пропитание». А третий промолвил: «Строю храм».

Как видите , одна и та же работа для одного становится смыслом жизни, а для другого – обузой, непосильной ношей.

Мне бы хотелось, чтобы уроки русского языка для вас не были наказанием, не прошли даром, а помогли в будущем утвердиться, чувствовать себя уверенными. В любом обществе всегда ценятся люди грамотные, хорошо знающие свое дело.

Урок-игра . 3 команды. Капитаны представляют команды (девиз), называют отсутствующих.

Вспомним правила работы:

* Быть позитивным.
* Внимательно выполнять задания.
* Ценить время.
*Говорить по делу.
* Помнить, что вы – команда.

Проверка домашнего задания. 10 мин

По 3 человека от команды выполняют компьютерный тест. Другие – фронтальный опрос и кроссворд.

Какой раздел языка мы сейчас изучаем? (Морфология)

Основными единицами морфологии являются…? (Части речи)

На какие группы делятся все части речи? (Самостоятельные, служебные, междометия)

На какие группы делятся самостоятельные части речи? (Изменяемые и неизменяемые)

Какая самостоятельная часть речи не изменяется? (Наречие)

Какие части речи относятся к склоняемым? (Существительное, прилагательное, числительное, местоимение)

Учитель. Ребята, стоп. Подскажите мне, что мы забыли сделать? (Назвать тему урока). Правильно. Только на этот раз тему сообщу вам не я, а вы сами ее откроете. Для этого необходимо мобилизовать знания, полученные при изучении морфологии, и разгадать кроссворд.

Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет речи и отвечает на вопрос к т о ? или ч т о ?

Имена существительные, обозначающие людей или животных, у которых форма В.п. мн.ч. совпадает с формой Р.п мн.ч.

Изменение имен существительных по падежам и числам.

Имена существительные, обозначающие реально существующие предметы, происходящие явления, события, подлежащие счету.

Степень сравнения качественных прилагательных, которая показывает, что обозначаемый прилагательным признак характерен для одного предмета в большей степени, чем для другого.

Самостоятельная часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов при счете.

Местоимение (разряд), указывающее на лицо, которое совершает действие, направленное на самого себя.

Имена числительные, отвечающие на вопросы к о т о р ы й ? к а к о й ?

Степень сравнения имен прилагательных, которая указывает на высшую степень качества, присущего предмету в ряду однородных.

Части речи, которые имеют лексическое значение (называют предметы, их признаки, действия и т.д), являются членами предложения.

Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы к а к о й ? к а к о е ? к а к и е ?

Имена прилагательные, которые указывают на принадлежность предмета лицу или животному.

Имена существительные, обозначающие различные вещества – химические элементы, различные пищевые продукты, стройматериалы.

Местоимения, указывающие на отсутствие лица, предмета, признака, количества.

Имена существительные, обозначающие множество одинаковых предметов или лиц как неделимое целое.

Имена числительные, отвечающие на вопрос с к о л ь к о ?

Имена прилагательные, указывающие на принадлежность предмета лицу или животному.

Знаменательная часть речи, которая, не называя предметов, указывает на них, их признаки, количество.

Местоимения, которые указывают на лицо или предмет.

Части речи, которые служат для связи слов в предложении, для соединения слов и частей предложения, придают предложениям различные оттенки.

Имена прилагательные, которые указывают на отношение определяемого предмета к другому предмету, действию, месту, времени и т.д.

Изучение нового материала

Определение целей и задач урока. 4 мин.

Какие цели и задачи мы определим для урока?

(Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Глагол»

Систематизировать знания о грамматических признаках глагола, повторить правописание глаголов; формировать представления о роли и употреблении глаголов в речи).

Актуализация опорных знаний. 9 мин.

Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова русского писателя Алексея Николаевича Толстого:

Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы –

это значит дать движение фразе

Как вы понимаете это высказывание Толстого?

Что такое глагол? (Самостоятельная часть речи)

Что обозначает глагол? (Действие)

На какие вопросы отвечает глагол? (Что делать? Что сделать?)

На какие группы делятся грамматические признаки глагола? (Постоянные и непостоянные)

Задание: Запишите в тетрадь те признаки глагола, которые вы помните.

Студенты зачитывают то, что они написали.

Вид итогового кластера

3) Работа по теме урока (с первичным проверкой понимания и закрепления новых знаний). 45 мин.

-Какие виды глагола существуют в русском языке?

-На какой вопрос отвечают глаголы несовершенного вида? Что они обозначают? (Что делать? Незаконченность действия)

— На какой вопрос отвечают глаголы совершенного вида? Что они обозначают? (Что сделать? Законченность действия)

Задание: Образуйте видовые пары глагола: оправдать, рисовать, класть, разрезать, встречать.

Сделайте вывод: Какими способами в русском языке могут образовываться видовые пары глагола?

1. Замена суффиксов

Шаг а ть, брос а ть, разрабат ыва ть

Шаг ну ть, брос и ть, разработ а ть

2. Прибавление приставок

3. Чередование звуков и замена суффиксов

Про щ ать, кри ч ать

Про ст ить, кри к нуть

4. Изменение ударения

Обрез а ‘ть, ссып а ‘ть

Обр е ‘зать, сс ы ‘пать

5. Изменение основы слова

Задание на оценку: Образуйте видовые пары от следующих глаголов (задание выполняется по цепочке без подготовки):

Вывод: Чему способствует такое многообразие способов образования видовых пар в русском языке?

Разные виды глагола нужны для того, чтобы мысль наша оформлялась точно, красиво, интересно, разнообразно. Очень важно правильно употреблять форму того или иного вида глагола, чтобы фраза была логически правильной и понятной!

Общие вопросы от преподавателей.

Б) Переходность глагола

Записать словосочетания в два столбика: косить траву, брал кредит, помириться с партнером, сшить костюм, расти на поляне, ринуться в бой, звенят в воздухе, любить работу, помогать другу, слышать пение, одевать брата, распахнуть дверь, браться за дело, загореться от искры, сорвать поставку, украсть деньги, рассчитаться с поставщиком.

Гл+сущ. в остальных косвенных падежах

Проверка выполнения задания (Посмотрите на экран и проверьте правильность выполнения задания. Кто не сделал ни одной ошибки? Молодцы!)

Гл+сущ. в остальных косвенных падежах

помириться с партнером

расти на поляне

звенят в воздухе

браться за дело

загореться от искры

рассчитаться с поставщиком

П первом столбике расположились переходные глаголы. Сделайте вывод : Какие глаголы называются переходными?

Задание на оценку:

Превратите словосочетания с непереходными глаголами в словосочетания с переходными глаголами по образцу: подниматься на лифте — использовать лифт.

Заниматься физикой, увлекаться спортом, владеть языком, обзавестись голубями, беседовать о содержании книги, участвовать в переговорах.

Исправьте ошибки в употреблении существительных:

Настоять о пересмотре дела, призывать о помощи, смириться перед неудачей, разъяснить о вреде курения, отдать все силы для работы, преклоняться его авторитету.

Вставьте пропущенные буквы.

Озёра обезрыб .. ли.

Браконьеры обезрыб .. ли озёра.

Испытания обессил .. ли путников.

Путники обессил .. ли от жажды.

Раненый обескров .. л.

Войны обескров .. ли страну.

Общие вопросы от преподавателей.

В) Возвратность глагола

Вопрос: Какие глаголы называются возвратными?

Вопрос: Как связаны переходность и возвратность глагола? (Все возвратные глаголы являются непереходными)

Задание команде 1. Заменить сочетания возвратными глаголами:

Прийти к соглашению путем переговоров –

Испытывать чувство волнения –

Говорить друг с другом шепотом –

Посмотреть друг на друга –

Совершать круговые обороты вокруг своей оси –

Испытывать чувство надежды –

Быть нерешительным в своём мнении –

Прийти к соглашению путем переговоров – договориться

Испытывать чувство волнения – волноваться

Говорить друг с другом шепотом – шептаться

Посмотреть назад – оглянуться

Посмотреть друг на друга – переглянуться

Совершать круговые обороты вокруг своей оси – вращаться

Испытывать чувство надежды – надеяться

Быть нерешительным в своём мнении – колебаться

Задание команде 2. Данные фразеологические обороты заменить возвратными глаголами (или словосочетаниями с ними).

бежать со всех ног –

не сварить каши

Совать нос – вмешиваться;

надуть губы – обидеться;

попасть впросак – оказаться в смешном положении ;

бежать со всех ног – мчаться;

распускать руки – драться ;

повесить голову – огорчиться ;

сложить оружие – сдаться ;

не сварить каши – не сговориться, не договориться.

Задание команде 3. Вставить в пословицы возвратные глаголы.

Скоро сказка . да не скоро дело .

Волков . — в лес не ходить.

Умный у огня согреется, глупый – .

Трус . даже своей тени.

Пуганый заяц и пенька .

Не за свое дело не берись, а за своим не.

Трусы грозят друг другу, а храбрецы .

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Дело мастера боится.

Волков бояться — в лес не ходить.

Умный у огня согреется, глупый – обожжется.

Трус страшится даже своей тени.

Пуганый заяц и пенька боится.

Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.

Трусы грозят друг другу, а храбрецы сражаются.

Вопрос: Какие трудности у вас возникли при выполнении этих заданий? (Где писать ТСЯ и ТЬСЯ)

Как определить: нужен ли Ь в сочетаниях ТЬСЯ и ТСЯ ?

Общие вопросы от преподавателей.

Г) Спряжение глагола.

Что называется спряжением глагола? (Изменения глаголов по лицам и числам).

Глаголы какого спряжения существуют в русском языке? (1,2, разноспрягаемые)

Глаголы с суффиксами инфинитива: -О-, -А-, -Е-, -Я-, -У-, -Ы-:

влавАть, полОть, паЯть и др.

Глаголы с суффиксом инфинитива –И-:

учИть, обеспечИть и др.

Задание. Запишите в два столбика: глаголы I спряжения и глаголы II спряжения. (Каждой команде выдается лист с одинаковым заданием).

Учить, кормить, одевать, дышать, обидеть, жалеть, бежать, полоть, бороться, мерзнуть, веять, мыть, хотеть, посмотреть, вытерпеть, резать, крутить, думать, любить, водить

Общие вопросы от преподавателей.

Вопрос: Для чего надо знать спряжение глаголов? (Чтобы грамотно писать слова). Правильно, но нам необходимо помнить и другие правила.

Д) Правописание глаголов.

Повторение правописания глаголов (работа с таблицами)

Проверка усвоения материала (10 мин.)

Задания для капитанов:

(Исправить ошибки в тексте, объяснить орфограммы)

«Организацыя перивозок и управление на транспорте» – это спецыальность в области транспорта и транспортных линий.

Она представляит собой целый комплекс действий по организацыи перивозок, в том числе обеспечение их безопастности.

В целом работа эта не простая, но в то же время интерестная и нескучная . По транспортной линии всей страны ежедневно движится огромное колличество машин, осуществляються крупные грузоперевозки. Во всей этой сети задействованы тысячи машин и еще больше, этого колличества, людей.

Организовать четкое движение , устранять проблемы, состовлять графики, и прочая работа требуит от спецыалистов на транспорте высоких знаний и ответствености. Бесграмотные действия работников способны привисти к сбою на больших участках и даже во всей транспортной сети.

Основная задача спецыалиста заключаиться в создание и функционировании целый системы транспортной системы, которая будет работать как часы.

(15 ошибок (неповторяющихся)

«Организац и я пер е возок и управление на транспорте» – это спец и альность в области транспорта и транспортных линий.

Она представля е т собой целый комплекс действий по организации перевозок, в том числе обеспечение их безопа сн ости.

В целом работа эта неп ростая, но в то же время интере сн ая и нескучная . По транспортной линии всей страны ежедневно движ е тся огромное ко л ичество машин, осуществляю тся крупные грузоперевозки. Во всей этой сети задействованы тысячи машин и еще больше, этого ко л ичества, людей.

Организовать четкое движение , устранять проблемы, сост а влять графики, и прочая работа требу е т от специалистов на транспорте высоких знаний и ответстве нн ости. Бе з грамотные действия работников способны прив е сти к сбою на больших участках и даже во всей транспортной сети.

Основная задача специалиста заключа ется в создани е и функционировании целый системы транспортной системы, которая будет работать как часы.

(Вставить глаголы на место пропусков)

Специальность «Организация перевозок и управление на транспорте» ………….. одной из перспективных специальностей техникума. Эта специальность всегда ………….. своей актуальностью и востребованностью.

Говоря о месте будущей работы, ………….. не приходится. Во-первых, полученная специальность ………….. отличной основой для открытия своего бизнеса .

Выпускники ………….. хорошие результаты при открытии логистических частных компаний, маршрутных такси, фирм по грузоперевозкам и прочее. Высокий финансовый доход не ………….. работой только в России, но и ………….. за ее пределы.

Во-вторых, специалисты по транспорту и перевозкам …………..свое место в уже существующих крупных компаниях, которые ………….. хорошую репутацию, …………..достойную заработную плату и лояльные условия работы.

В-третьих, в каждом крупном или маленькой городе и даже в небольшом населенном пункте ………….. сеть перевозок. Каждая из них ………….. в обслуживании и регулировании (авто станции, маршрутные такси). Это говорит о том, что специалисты нужды везде.

Как видно, возможность ………….. свое место в будущей профессии есть у каждого выпускника. Специальность эта достаточно актуальна на сегодняшний день, …………..перспективы роста и скорее всего еще долгое время ………….. востребована.

Специальность «Организация перевозок и управление на транспорте» является одной из перспективных специальностей техникума. Эта специальность всегда отличалась своей актуальностью и востребованностью.

Говоря о месте будущей работы, скупиться не приходится. Во-первых, полученная специальность является отличной основой для открытия своего бизнеса .

Выпускники показывают хорошие результаты при открытии логистических частных компаний, маршрутных такси, фирм по грузоперевозкам и прочее. Высокий финансовый доход не ограничится работой только в России, но и выходит за ее пределы.

Во-вторых, специалисты по транспорту и перевозкам могут найти свое место в уже существующих крупных компаниях, которые имеют хорошую репутацию, предоставляют достойную заработную плату и лояльные условия работы.

В-третьих, в каждом крупном или маленькой городе и даже в небольшом населенном пункте имеются сеть перевозок. Каждая из них нуждается в обслуживании и регулировании (авто станции, маршрутные такси). Это говорит о том, что специалисты нужды везде.

Как видно, возможность найти свое место в будущей профессии есть у каждого выпускника. Специальность эта достаточно актуальна на сегодняшний день, имеет перспективы роста и скорее всего еще долгое время будет востребована.

Дополнительное задание: Определить спряжение глаголов.

Задание: Написать поздравление с 8 Марта, используя следующие глаголы и глагольные сочетания:

Поздравить, сходить с ума, улыбаться, веселиться, сбываться, радоваться, выбросить фартук, спешить, принимать, выводить трели, восхищаться, дать, желать, нестись ввысь, усыпать лепестками, возрасти, подарить, приносить радость, петь, улыбаться, смеяться, наслаждаться.

Команды выполняют задание:

1) Упр. 197 (1 команда: 1-2 предложение; 2 команда: 3-4; 3 команда: 5-6).

2) Выполнить упражнения в РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ (проверка по цепочке внутри команды: другие команды следят по своим тетрадям)

1 команда – упражнение № 9.

2 команда — упражнение № 10.

3 команда — упражнение № 11.

Проверка задания для капитанов.

Что было самым важным на уроке?

Что для тебя было легко (трудно)?

Доволен ли ты своей работой?

Пригодятся ли нам знания и умения, полученные на уроке в учебе?

Нам пригодятся наши знания обязательно! При изучении особых форм глагола (причастий и деепричастий), наречия.

Домашнее задание. § 33, стр.215, упр. 197, 199 [1].

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

я понял, что…теперь я могу…

я почувствовал, что…я приобрел…

у меня получилось …

За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?


источники:

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/chto-takoe-glagol.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-glagol-grammaticheskie-priznaki-glagola-pravopisanie-glagola-morfologicheskij-razbor-4554465.html