Глагол как часть речи правописание глаголов конспект

Опорный конспект по теме «Глагол»

Подготовлен для повторения знаний студентами самостоятельно

Скачать:

ВложениеРазмер
glagol.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Опорный конспект по теме «Глагол»

1. Глагол как часть речи

Глагол — самостоятельная часть речи, обозначающее действие. Значение действия отражается в вопросах: что делать? что делает? что сделать? что сделает?

Основными грамматическими категориями глагола являются вид, переходность/непереходность, залог, наклонение, время, лицо, число. Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением.

Глагол — одна из самых больших частей речи в русском языке. Глагол является организующим центром предложения и имеет самую многочисленную систему форм.

Начальной формой глагола является инфинитив (неопределённая форма глагола). Инфинитив называет действие вне его отношения к лицу и моменту речи.

Инфинитив отвечает на вопросы что сделать? что делать? Это неизменяемая форма глагола, поэтому в предложении может быть подлежащим ( Читать — всегда полезно ); определением (Он отправился с приказанием атаковать врага); дополнением ( Я советовал ему обратиться за советом к моим родителям ); входить в состав глагольного сказуемого ( Я решил продолжать учиться — сложное глагольное сказуемое).

В современном русском языке выделяют глаголы совершенного и несовершенного вида.

Глаголы несовершенного вида обозначают длительное действие и отвечают на вопросы: что делать? что делает? что делал? что будет делать? Имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени.

Глаголы совершенного вида обозначают законченное действие и отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделал? Имеют формы прошедшего и будущего времени.

4. Переходность/непереходность глагола

Глаголы бывают переходными и непереходными.

Переходные глаголы — глаголы, употребляющиеся с существительными в винительном падеже без предлога ( оставлю дом, отдам книг у); все остальные глаголы — непереходные ( препятствовать движению, тормозить движение ).

5. Возвратные глаголы

Возвратными называются глаголы с постфиксом — сь (-ся) : учиться, трудиться, бороться. Постфикс -сь (-ся) всегда находится после окончания.

6. Наклонение глагола

Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности.

В современном русском языке глаголы имеют три наклонения: изъявительное, повелительное, сослагательное (условное).

Изъявительное наклонение обозначает действие как реальный факт, протекающий во времени, т. е. действие, которое происходило, происходит или будет происходить: Мы разошлись на полпути. Я не унижусь пред тобою.

Повелительное наклонение выражает побуждение к действию: Не волнуйся, не плачь, не труди сил иссякших и сердца не мучай .

Сослагательное (условное) наклонение обозначает действие, которое могло бы иметь место при каких-то определённых условиях: О, если бы я мог хотя отчасти, я написал бы восемь строк о свойствах страсти.

7. Категория времени глагола

В современном русском языке различаются три формы времени: настоящее ( читает ), прошедшее ( читал ), будущее ( будет читать ).

Формы времени имеют только глаголы в изъявительном наклонении.

8. Спряжение глагола

Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам.

В зависимости от характера личных окончаний выделяют 2 спряжения

Глагол как часть речи правописание глаголов конспект

Глагол как часть речи. ГЛАГОЛ — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Начальная форма глагола — неопределённая форма (инфинитив).

Синтаксическая функция: в предложении глагол обычно является сказуемым. В неопределённой форме может выполнять роль подлежащего, дополнения, определения, обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Постоянные признаки:

Непостоянные признаки:

  • наклонение (изъявительное, повелительное, условное),
  • число (единственное или множественное),
  • в изъявительном наклонении: время (настоящее прошедшее, будущее),
  • в повелительном наклонении: лицо (единственное или множественное) +
    в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени: лицо (единственное или множественное)
  • в условном наклонении: род (мужской или женский) +
    в прошедшем времени в форме единственного числа: род (мужской или женский).

Таблица. Морфологические признаки глагола

ЗАПОМНИТЬ: не имеют формы 1-го лица единственного числа глаголы: дерзить, затмить, очутиться, ощутить, переубедить, победить, пылесосить, разубедить, убедить, чудить.

Эти глаголы употребляются в неопределённой форме в сочетании со вспомогательным глаголом, который и образует личную форму: смогу победить, постараешься убедить, может очутиться, надеемся затмить.

Неопределённая форма глагола (инфинитив)

Инфинитив — начальная (исходная) глагольная форма, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы в форме инфинитива называют действие (состояние) безотносительно к какому-либо наклонению, времени или лицу (отсюда название — неопределённая форма). Вид, залог, переходность, спряжение — постоянные признаки инфинитива.

В отношении конечных букв инфинитива есть разные точки зрения. Одни лингвисты полагают, что -ть ( -ти ) (верить, нести) — окончание начальной формы глагола, а в глаголах на -чь (беречь ) — нулевое окончание.

Другие учёные считают, что -ть ( -ти ) — суффикс инфинитива (сеять, дуть); некоторые глаголы в начальной форме заканчиваются на -чь (запечь, помочь) и -сти (брести, плести).

По поводу конечных разногласий нет: входит в состав корня; при изменении слова и в однокоренных словах происходит чередование конечных согласных звуков (стеречь — стерёг[к] — стерегли — стережет). Сходятся мнения и в отношении основы инфинитива: -ть ( -ти ) не входит в её состав.

Роль неопределенной формы глагола

Конспект урока по русскому языку «Глагол как часть речи. Инфинитив».

Все конспекты по теме ГЛАГОЛ:

Конспект практикума по русскому языку по теме ««Глагол как часть речи. Правописание глаголов». 10 класс

Практикум по теме: «Глагол как часть речи. Правописание глаголов». 10 класс

1.Повторить основные лексико-грамматические разряды глагола;

2.Повторить морфологический разбор глагола;

3.Повторить правописание безударных окончаний глагола;

4.Повторить, координацию сказуемого с подлежащим;

5.Повторить синтаксическую роль инфинитива.

1.Сделайте морфологический разбор глагола по образцу учебника стр.161

Так забудь же про свою тревогу, не грусти так шибко обо мне. (С.Есенин)

И не знаешь ты, что зарёй в Кремле легче дышится – чем на всей земле! (М.Цветаева)

«Если б я была царица, — говорит одна девица. – Я для батюшки-царя родила б богатыря».

2.Запишите предложения, определите роль инфинитива

1.Ум нужно тренировать, склонности и способности развивать.

2.Чтобы ученик хотел учиться, он должен уметь учиться.

3.Вообще, он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать.

4.Нам песня строить и жить помогает.

5.Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги.

6.На другое утро Рудин только что успел одеться, как явился к нему человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет и откушать с ней чай.

7.Я спешил скорее видеть вас.

3.Спишите, вставьте буквы, определите спряжение глаголов.

I вариант. 1. Он выль. т, ма. тся, крас…т, бре. тся, чу. т, вытерп. т, разве. т, стел. т, зре. т, наверт. т, надо. т (молока), держ. тся, заво. т, вымет. т, затрат. т, выкол. т, застел. т, стел. тся, разве. т, обступ. т, окуп. тся, се. т, задерж. тся, напо. т, гоня. т, прогон. т, удержива. т, удво. т, стерп. т, вытесн. т, прикле. тся, высид. т птенцов; ( ты) выпад. шь, рассе. шь, разве. шь.

2 вариант. Обре. т, завис. т, мел. т, зижд. тся, стел. т, выздорове. т, обессиле. т, крикн. т, гон. т, брезж. т, вытр. т, ненавид. т; они дыш. т, вид. т, кле. т, брезж. т, стел. т, выйд. т, стукн. т, опротиве. т, обид. т, бор. тся, держ. тся, обескрове. т, опостыле. т.

4. Спишите, поясните орфограмму.

1. Если война продлится, агрессор обезлюд. т всю стра­ну. 2. Скоро наша деревня совсем обезлюде. т. 3. Потеря крови обессил. ла бойца. 4. От потери крови он обессил. л. 5. Крикн. те погромче, она плохо слыш. т. 6. Если вы кри­кн. те, она проснется. 7. Вытр. те ноги, мы помыли пол. 8. А не вытр. те ног, мы вас выгон. м.

5. 1 . Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.

1) Перед нами (А. предстают, Б. предстает) са­мый многочисленный класс — крестьяне.

2) Современная молодежь в качестве кумиров (А.выбирают, Б. выбирает) людей обеспечен­ных, известных.

3) Российское государство в сотрудничестве с другими странами (А. близко,

Б.близки) к успешному разрешению этого конфликта.

2. Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.

1) Поколение наших отцов и дедов с недове­рием (А. воспринимало, Б. воспринимали ) ре­формы.

2) Большинство населения России (А. идут, Б. идет) за демократическими лидерами.

3) К сожалению, лишь меньшинство сейчас (А. предпочитают, Б. предпочитает) классику детективным романам-однодневкам.

3.Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.

1) Кто из вас (А. собирается, Б. собираются) поступать в университет?

2) Кто-то из фигуристов, выступавших на последней Олимпиаде, (А. пытались, Б. пытался) опротестовать решение судей.

3) Добро и любовь (А. заложены, Б. заложено) в глубине души человека.

4. Выберите форму сказуемого в соответствии правилами согласования.

1) Ряд гимназий (А. ввел, Б. ввели) в свои про­граммы уроки риторики.

2) Он со своей маленькой дочкой (А.жил, Б.жили) на краю леса.

3) Уж много лет (А.прошли, Б.прошло) со времени нашей встречи.

1. Найдите глагол.

2.Найдите глагол 2-го спряжения.

3.Определите, в каком случае морфологические признаки определены неверно.

А.поведут – глаг., сов.в., 1-е спр.,буд.вр.,мн.ч.,3-е лицо;

Б.зашли — глаг.,сов. В.,1-е спр.,прош.вр.,мн.ч.;

В.читала — глаг.,несов.в.,1-е спр.,прош.вр.,ед.ч.;

Г.держала — глаг.,несов.в.,1-е спр.,прош.вр.,мн.ч.

4.Найдите непереходный глагол.

5.Найдите возвратный глагол.

6.Определите, какую синтаксическую функцию выполняет инфинитив в предложении.

На следующее лето мальчика повезут на юг подлечиться.

7.Найдите глагол, образованный приставочно-суффиксальным способом.


источники:

http://uchitel.pro/%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2/

http://infourok.ru/konspekt-praktikuma-po-russkomu-yaziku-po-teme-glagol-kak-chast-rechi-pravopisanie-glagolov-klass-3808091.html