Виды сказуемых в русском языке (примеры)
Укажем типы сказуемых, которые различают в грамматической основе предложения.
Сказуемое является таким же равноправным членом предложения, как и подлежащее.
Вдруг к нашему костерку выкатились два медведя-подростка (В. Песков).
Выясним грамматическую основу этого простого предложения:
- (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
- два медведя-подростка что сделали? выкатились — сказуемое.
Сказуемое может быть выражено как глаголами, так и словами именных и других частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и пр.), поэтому различают
- глагольные сказуемые;
- именные сказуемые.
Сказуемое и способы его выражения
В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три способа выражения сказуемого:
- простое глагольное;
- составное глагольное;
- составное именное.
Таблица
Виды | Способ выражения | Примеры |
---|---|---|
П Г С | Выражено глаголом в форме одного из наклонений | Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин) |
С Г С | Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение) | По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам. |
С И С | Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) | Она была не тороплива , не холодна , не говорлива . (А. Пушкин) Слово — серебро , молчание — золото . (Поговорка) |
Простое глагольное сказуемое
Этот вид сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа, например:
Буйство разных цветов у растений привлекает (гл. изъяв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков).
Восходившее солнце золотило (гл. изъяв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).
Я уж буду знать (гл. изъяв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что дальше делать (Чарльз Диккенс).
Отдай (гл. повел. накл.) обещанную розу! (Белла Ахмадулина).
Что сказал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).
Акцентируем внимание, что простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:
- я буду рассказывать;
- мы будем говорить;
- они будут отдыхать;
- вы будете собирать и т. п.;
- пусть уйдет;
- пускай спляшет;
- да отпустите его.
Укажем, что простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:
Как его ни спрашивают, а он молчать себе (молчит).
Будешь ты ещё мне тянуть душу !
Не выходите из себя по такому пустяковому поводу.
Составное глагольное сказуемое
К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо (Д. Лихачёв).
Вспомогательные глаголы в СГС
В качестве вспомогательного глагола используются:
1. фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия
Бледный свет короткого тусклого дня начал меркнуть , когда в окружающей тишине пронесся слабый, отдалённый вой (Джек Лондон).
Генри перестал жевать , посмотрел через костер на собак и пересчитал их (Джек Лондон).
2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности
К концу лета он ухитрился всё-таки купить у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (Алексей Толстой. Петр Первый).
3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние
Мне стало жаль старика, я твердо решил остаться в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
4. некоторые безличные глаголы
Да, над этим решительно следует подумать (Александр Беляев).
5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением
Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души (Вениамин Каверин).
6. слова состояния
По праздникам можно было понежиться в постели подольше (Борис Пастернак).
Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:
Пойду в огород (зачем?) собрать зелени (обстоятельство).
Мама попросила Машу (о чём?) быстрее собираться в школу (дополнение).
Составное именное сказуемое
Этот тип сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:
- имя существительное в форме Им. п. или Тв. п. (примеры);
- имя прилагательное в полной и краткой форме, в формах степеней сравнения;
- имя числительное или количественное сочетание;
- местоимение;
- наречие;
- причастия в полной и краткой форме, действительные и страдательные;
- междометия;
- неразложимые словосочетания.
Связка составного именного сказуемого
В роли связки часто употребляется
1. глагол «быть» в разных формах времени и наклонения , в том числе
«есть» — форма настоящего времени глагола «быть», которая часто бывает нулевой (отсутствует), например:
Он был похож на маму (Борис Пастернак).
Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).
Море было спокойно , и с капитанского мостика было нетрудно следить за всеми движениями акулы (Жюль Верн).
Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).
Доброта — качество , излишек которого не вредит (Д. Голсуорси).
2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:
И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).
С этой минуты стало ясно , кто является главным человеком в доме (Вениамин Каверин).
И вдруг он полковником становится , этот мальчик, сын дворника (Борис Пастернак).
Конечно, теперь он не казался мне таким загадочным , как в деревне, в детстве (Вениамин Каверин).
3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Мать лежала спокойная , такая же бледная , как всегда (Вениамин Каверин).
Я жил недорослем , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).
Алгоритм определения вида сказуемого
Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»
Глагол может быть подлежащим или сказуемым
Синтаксическая роль глагола
Роль глагола в русском языке сложно переоценить. Он является одной из самых употребляемых частей речи, уступая только существительному. Важной особенностью глагола является то, что он может выступать в роли всех пяти членов предложения, как основных, так и второстепенных. Об этом и пойдет речь ниже.
Глагол как часть речи обозначает действие. Он отвечает на вопрос что делать? что сделать? Может изменяться по родам (только в прошедшем времени: кричал-кричала-кричало), числам (рисует-рисуют), временам (говорил-говорит-будет говорить).
Синтаксической ролью слова является функция, которую оно выполняет в составе предложения. Синтаксическую роль отдельного слова определить невозможно. На основании этой функции определяются члены предложения.
Глагол, как правило, входит в состав грамматической основы предложения и является сказуемым, но при определенных условиях он может выполнять и остальные четыре функции.
Итак, глагол в предложении может являться:
- Подлежащим (предмет). Оно отвечает на вопрос кто? что? Подчеркивается одной чертой. (что?) Жить – Родине служить. (что?) Любить – сложная задача. Многие подобные фразы стали устойчивыми словосочетаниями. Глагол, являющийся подлежащим, всегда находится в начале предложения.
- Сказуемым (действие). Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Подчеркивается двойной чертой. Например: Он (что делает?) читает книгу. Она (что делает?) пишет письмо. Они (что делают?) оформляют стенгазету. Глагольное сказуемое может быть простым и составным. Простое сказуемое состоит из одного слова (она говорит), составное – из двух: вспомогательного глагола и инфинитива (они начали петь). (Здесь и далее употреблено одинарное подчеркивание, так как это html-текст, но на письме подчеркивать нужно соответствующим образом).
- Определением (признак предмета). Отвечает на вопрос какой? Подчеркивается волнистой линией: Желание (какое?) уйти не оставляло меня ни на минуту. Мечта (какая?) попасть на спектакль толкала меня вперед. Страх (какой?) заблудиться заставил меня думать быстрее.
- Дополнением. Отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного). Выделяется пунктиром. Учитель попросил меня (о чем?) подойти. Он попросил меня (о чем?) приготовить ужин. Она научила меня (чему?) рисовать.
- Обстоятельством (условия совершения действия). Отвечающий на вопросы зачем? как? откуда? куда? когда? где? Подчеркивается точкой и тире: я вышел (зачем?) попить воды. Мы решили поехать в горы (зачем?) отдохнуть. Я сел (зачем?) почитать книгу.
Стоит отметить, что чаще всего глагол является именно сказуемым. Сказуемым может быть глагол любого рода, числа или времени, а подлежащим, определением, дополнением или обстоятельством может быть только неопределенная форма глагола, которая отвечает на вопрос что делать? что сделать? (также известная под названием инфинитив).
Для того чтобы определить, какую именно синтаксическую роль играет глагол в конкретном предложении, необходимо уметь правильно задавать вопрос. Для этого важно не зацикливаться на том, что он по определению отвечает на вопрос что делать?, но может являться абсолютно любым членом предложения. Определить роль конкретного глагола в предложении невозможно без определения грамматической основы. В первую очередь всегда определяется подлежащее и сказуемое.
Русский язык. Теория. Глагол. Синтаксическая роль.
Глагол. Синтаксическая роль.
Глагол является одной из самых употребляемых частей речи, уступая только существительному.
Синтаксическая роль глагола – это его функция в предложении, то есть каким членом предложения он является.
Глагол он может выступать в роли всех пяти членов предложения, как основных, так и второстепенных.
Синтаксическая роль глагола.
Отвечает на вопрос: о чём идёт речь в предложении?
Подчеркивается одной чертой.
Пример.
Жить – Родине служить.
Отвечает на вопросы: что делать? что сделать? что сказано о подлежащем?
Подчеркивается двойной чертой.
Дети читают книги.
Глагольное сказуемое может быть простым и составным.
Простое глагольное сказуемое состоит из одного слова (она пишет), составное – из двух: вспомогательного глагола и инфинитива (она начала писать).
Отвечает на вопрос какой?
Подчеркивается волнистой линией.
Примеры.
Решение (какое?) поступать в вуз.
Желание (какая?) поехать на море.
Отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного).
Примеры.
Брат попросил меня (о чем?) помочь.
Мама научила меня (чему?) готовить.
Отвечает на вопросы зачем? как? откуда? куда? когда? где?
Подчеркивается точкой и тире.
Примеры.
Я вышел (зачем?) посмотреть на звёздное небо.
Ребята решили поехать на море (зачем?) отдохнуть.
Обратите внимание!
- Чаще всего глагол является сказуемым. Сказуемым может быть глагол любого рода, числа или времени.
- Подлежащим, определением, дополнением или обстоятельством может быть только неопределенная форма глагола, которая отвечает на вопрос что делать? что сделать? (то есть инфинитив).
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
О чем эта статья:
1 класс, 2 класс
Понятие предложения
Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.
Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.
Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основы.
Есть три типа предложений по цели высказывания:
- повествовательное (сообщение);
- вопросительное (вопрос, проблема);
- побудительное (совет).
Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.
У грамматической основы есть две функции:
Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.
Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает на субъект действия.
Члены предложения
Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные. Каждый член предложения отвечает на какой-нибудь вопрос.
Для примера рассмотрим предложение:
Наша родня зимой переезжает из дома в квартиру.
Кто переезжает? — Родня.
Когда переезжает? — Зимой.
Семья что делает? — Переезжает.
Откуда переезжает? — Из дома.
Куда переезжает? — В квартиру.
Давайте узнаем, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.
Главный член предложения: подлежащее
К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Они связаны друг с другом по смыслу и грамматически.
Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопросы: «кто?», «что?».
Подлежащее называет субъект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. Подлежащее подчеркивается одной чертой.
Выделим предлежащее в предложениях:
- Снег шел все выходные. Что шло? — Снег.
- Мы бежим в школу. Кто бежит? — Мы.
Главный член предложения: сказуемое
Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: «что делает?», «что делается?», «каков?», «кто он?», «что такое?».
Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, как и наоборот. Сказуемое подчеркивается двумя чертами.
Выделим сказуемое в предложениях:
- Луна ярко (что делает?) светит.
- На улице (что делается?)светлеет.
- Цветок (каков?) красив.
- Фрейд — (кто он?) психолог.
Сказуемое может быть выражено любой самостоятельной частью речи, кроме деепричастия.
На рисунке изображены примеры предложений с разными частями речи в роли сказуемого.
Сказуемые делятся по типам на простые и составные. А составные сказуемые делятся на глагольные и именные.
Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в любой форме, который выполняет и грамматическую, и смысловую функции.
Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола с фазовым (начать, продолжить) или модальным (хотеть, мочь) значением или краткого прилагательного с модальным значением (должен, рад) + смысловой глагол.
Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части. Именная же часть может быть выражена существительным, прилагательным, числительным, инфинитивом глагола, синтаксически неделимым сочетанием и даже наречием.
Простое глагольное сказуемое
Они работают стоя.
Он боится темноты.
Составное глагольное сказуемое
Они продолжают работать стоя.
Он стал бояться темноты недавно.
Составное именное сказуемое
Они стали ночными рабочими.
Он так и остался трусом.
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.
Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.
Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.
Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.
- Слово «озорной» поясняет подлежащее «щенок», показывая, с каким настроением щенок разглядывал игрушку.
- Слово «любопытно» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, как щенок разглядывал игрушку.
- Слово «игрушку» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, что разглядывал щенок.
- Слово «новую» поясняет второстепенный член предложения «игрушку» и показывает, какую игрушку разглядывал щенок.
Как относятся друг к другу члены предложения схематически:
У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.
Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.
Я отдал кислую и горькую конфету.
У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.
Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (Вопросы косвенных падежей)
Дедушка починил лук и стрелы.
На холсте художник отразил небо и океан.
Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему?
Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи.
Дорога идет то направо, то налево.
Урок-исследование в 5-м классе «Всегда ли глагол — сказуемое?»
Активно формировать здоровый образ жизни учащихся можно не только на уроках физической культуры, биологии или специально подготовленных классных часах, но и практически на любом уроке. Вашему вниманию предлагается урок русского языка в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
В тетрадях учащиеся записывают дату, с/с “Классная работа”, пропускают строчку для записи новой темы.
1-й этап. Интеллектуальная разминка.
Цель: создать ситуацию успеха, эмоциональный настрой учащихся.
На доске (на слайде – Приложение 1) записаны предложения: Лук царевич опустил. Город украшает сад. (Слайд 1)
Задание: Записать предложения, подчеркнуть их члены.
(В тетрадях и у доски дети выполняют задание: второе предложение чаще всего вызывает разногласие. Ребята приходят к правильному решению, аргументируют его).
– Какую ошибку можно допустить в подобных предложениях при определении подлежащего и дополнения?
(Подлежащее и дополнение в этих предложениях можно спутать. Чтобы этого не произошло, надо, во-первых, вдуматься в смысл предложений, а во-вторых, вспомнить, что в таких предложениях подлежащее – предмет, который действует, т.е. субъект действия, а дополнение – предмет, на который действие направлено, т.е. объект действия). (Слайд 2)
– Какой раздел лингвистики помог вам справиться с заданием? (Синтаксис)
2-й этап: Кроссвордный терминологический диктант (Слайд 3)
Цель: проверить владение учащимися терминологией раздела “Синтаксис”.
(В тетрадях дети записывают: “Терминологический диктант”, работа выполняется на специально подготовленных листочках)
Учитель диктует лексическое значение термина, ученики под соответствующим номером записывают только сам термин. Раздел русского языка, основными единицами которого являются словосочетание и предложение. (Синтаксис).
- Вид предложения по цели высказывания, в котором содержится просьба, совет или приказ. (Побудительное).
- Вид предложения по цели высказывания, в котором содержится сообщение о чем-либо. (Повествовательное).
- Вид предложения по интонации, в котором не содержится каких-либо сильных чувств. (Невосклицательное).
- Указание на то, как говорящий (пишущий) оценивает содержание высказывания по отношению к действительности. (Грамматическое значение предложения, или предикативность)
- Один из главных членов предложения, в котором заключено его грамматическое значение. (Сказуемое).
- Вид предложения по составу грамматической основы, в котором есть оба главных члена: и подлежащее, и сказуемое. (Двусоставное).
- Предложение, в котором, помимо главных членов, есть еще и второстепенные. (Распространенное).
- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?, обозначает признак предмета и обычно выражается прилагательным. (Определение).
- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?, обозначает место, время, способ действия и обычно выражается наречиями или существительными в косвенных падежах. (Обстоятельство).
- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей, обозначает предмет и обычно выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. (Дополнение).
- Синтаксическая единица, образованная на основе подчинительной связи. (Словосочетание).
– Внимательно проверьте записанные вами термины, подчеркните в них трудные для вас орфограммы.
Физкультминутка (звучит спокойная музыка) (Слайд 4)
– Встали, подняли руки вверх, расслабили пальчики, свободно потрясли кистями.
– Приподнялись на носочки, спины прямые, как можно выше потянулись вверх, достали пальцами до самого солнышка, задержались в таком положении, зарядились энергией солнца – и встали на всю ступню, опустили руки.
– Руки завели назад и медленно, под музыку, начиная с последней парты, передаем листочки впереди сидящему соседу, присоединяя к переданным сзади работам и свою.
– Все ваши работы на моем столе. Спасибо. Тихо сели.
Этап 3. Исследовательская работа.
Цель: Создать условия для закрепления дифференциации понятий “глагол” – “сказуемое”.
– Найти 4-е лишнее (слова записаны на доске): (Слайд 5)
– Итак, лишнее – глагол. (Слайд 6)
– А с каким из членов предложения самым тесным образом связан глагол? (Со сказуемым). (Слайд 7)
– А всегда ли сказуемое – глагол? Приведите примеры предложений, в которых сказуемое выражено словами других частей речи. (Сказуемое не всегда глагол. Оно может быть выражено и словами других частей речи: существительными, прилагательными. – Приводят примеры).
– Как мы убедились, сказуемое обычно выражается глаголом. Но не всегда.
– А всегда ли глагол – сказуемое? Обратимся к предложениям, записанным на доске. (на слайде) (Слайд 8) В каждом предложении выделены слова. Что их все объединяет?
1. У каждого всегда есть возможность позаботиться о своем здоровье. 2. Читать лежа вредно. 3. Курить – здоровью вредить. 4. Доктора советуют нам закаляться.
5. Зимой мы поедем в Горную Шорию кататься на лыжах.
(Все выделенные слова – это глаголы в инфинитиве, т.е. в неопределенной форме). (Слайд 9)
– Разобрав предложения по членам, определите синтаксическую роль выделенных слов.
(В первом предложении инфинитив в роли определения, во втором – в роли подлежащего, в третьем инфинитивы – подлежащее и сказуемое, в четвертом – дополнение, в пятом – обстоятельство). (Слайд 10)
– Вспомнив, на какой вопрос мы отвечали, вы сформулируете тему нашего урока.
(Мы отвечали на вопрос: “Всегда ли глагол – сказуемое?”).
– На пропущенной строке записываем: Всегда ли глагол сказуемое
(учитель записывает тему на доске).
– Помогите мне расставить знаки препинания. Объясните их.
(Дети объясняют постановку вопросительного знака и тире, вспоминая при этом материал предыдущего урока, который назывался “Всегда ли сказуемое – глагол?” Поясняют, что тире здесь нужно потому, что и подлежащее, и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже ).
– А теперь ответьте на поставленный вопрос: Всегда ли глагол – сказуемое? (Слайд 11)
(Глагол не всегда сказуемое. В неопределенной форме он может быть любым членом предложения).
Этап 4. Работа по развитию речи учащихся с применением здоровьесберегающей технологии.
– А сейчас еще раз обратитесь к разобранным предложениям. Какой общей темой можно их объединить? Подберите к высказываниям заголовок, который выражался бы побудительным предложением. (Берегите свое здоровье; Позаботьтесь о своем здоровье). (Слайд 12)
– На средине строки запишите понравившийся вам заголовок.
– Представьте, что предложения, которые мы исследовали, составляют сборник советов с предложенным вами названием. Включите в него свои советы, выразив их побудительными предложениями. Запишите по два совета в тетради. (Дети работают самостоятельно).
– А теперь поделитесь советами с одноклассниками. (Мойте руки перед едой; Не пейте сырой воды; По утрам всегда завтракайте; Ешьте больше овощей и фруктов и т.д.)
Этап 5. Подведение итога урока. (Слайд 13)
– А теперь проведем рефлексию. Как вам работалось сегодня на уроке? На полях условными значками расскажите об этом.
(Наши условные знаки:
! ? – задание интересное, но при его выполнении возникали вопросы.
? ? – задание мне показалось очень трудным, мне не все понятно.
__ – задание не понравилось.
Домашнее задание по выбору учащихся (Слайд 14):
http://cooksy.ru/articles/glagol-mozhet-byt-podlezhaschim-ili-skazuemym/
http://urok.1sept.ru/articles/582301