Глагол начальная форма глагола суффиксы ть ти чь

ТЬ, ТИ, ЧЬ в глаголах неопределенной формы — суффикс или окончание?

Начну с того, что в русском языке на сегодняшний день существуют некоторые противоречия по поводу морфемного разбора слов, и касаются они, в том числе букв на конце глаголов в неопределенной форме — ть, ти, чь. В школе ученика учат выделять их как окончание, а в ВУЗЕ оказывается, что это вовсе не окончание, а суффикс.

Точки зрения ЗА и ПРОТИВ

В большинстве действующих учебников и учебных пособий морфемы неопределенной формы глаголов (-ть, -ти и -чь) называют «окончанием инфинитива» или «показателем неопределенной формы». Эта точка зрения встречается, например, в учебниках С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.

В пособии М.Т. Баранова, Т.А. Костяевой, А.В. Прудниковой «Русский язык. Справочные материалы» (М.: Просвещение, 1987) говорится: «Глаголы в неопределенной форме имеют следующие окончания. » (с. 104). Далее приводится таблица, где -ть и -ти называются окончаниями, а -чь – суффиксом, после которого следует нулевое окончание.

В «Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы» Д.Э. Розенталя (Изд-во Московского университета, 1994) также читаем: «Неопределенная форма образуется посредством окончаний -ть или -ти» (с. 109).

Однако в том же «Сборнике упражнений. » Д.Э. Розенталя в § 17 «Состав слова» говорится: «Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представляют собой чистую основу» (с. 37–38). И далее: «Окончание, или флексия, – это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении» (с. 38). То же находим и в пособии «Русский язык. Справочные материалы» М.Т. Баранова и др.: «В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание. а в неизменяемых – только основа. ». И дальше: «Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Неизменяемые слова окончаний не имеют» (с. 34).

Налицо противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т.е. надо тогда признать неопределенную форму глагола изменяющейся. Однако во всех приведенных изданиях мы без труда найдем недвусмысленное указание на неизменяемость инфинитива.

В разделе «Словосочетание» при определении примыкания, естественно, приводятся примеры примыкания инфинитива, а в учебнике русского языка С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко для 8-го класса прямо говорится: «Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие)».

Вероятно, чтобы избежать этого непримиримого противоречия, в учебном пособии под ред. В.В. Бабайцевой («Русский язык. Теория и практика». М.: Просвещение) конечные морфемы инфинитива -ть, -ти и -чь определяются как суффиксы. Так же определяются эти морфемы и в справочном издании «Русский язык. Энциклопедия» (Изд. 2-е, перераб. и доп. Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: «Большая Российская энциклопедия», «Дрофа», 1997). Здесь в статье «Инфинитив» говорится: «Инфинитив состоит из основы и суффикса» (с. 158).

Но тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу.

Однако все противоречия снимаются, если в школьную программу ввести давно принятое в лингвистике деление суффиксов на словообразовательные и словоизменительные, или формообразующие.

В процитированном издании «Русский язык. Энциклопедия» в статье «Суффикс» читаем: «Суффиксы могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова). Словоизменительными являются суффиксы сравнительной и превосходной степени (сильн-ее, сильн-ейш-ий), прошедшего времении (нес-л-а), инфинитива (нес-ти), причастий (нес-ущ-ий, нес-ш-ий, принес-енн-ый) и деепричастий (гляд-я, написа-вши). » (с. 547).

В учебнике для студентов высших учебных заведений «Современный русский язык» под ред. Д.Э. Розенталя, ч. 1. (М.: Высшая школа, 1979) словоизменительные аффиксы называются формообразующими: «По. своей функции аффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие. Формообразующие аффиксы новых слов не образуют, они не меняют лексического значения слова, а используются для образования форм того же самого слова» (с. 146). В этом же учебнике совершенно определенно говорится: «Большинство глаголов образует неопределенную форму при помощи суффиксов -ть и -ти. Глаголы на -чь представляют в современном языке небольшую группу. ».

Понятно, что в этом случае несколько меняется и определение основы. Поскольку формообразующие суффиксы не входят в основу слова, то и само понятие основы можно определить так: основа – это часть слова, остающаяся после отсечения окончания и формообразующего суффикса (писа-ть, писа-л, писа-вш-ий). На практике основа так и определялась всегда (объясняя учащимся, например, образование формы глаголов прошедшего времени, учитель говорил, что она образуется прибавлением к основе суффикса прошедшего времени -л-), поэтому тем более стоит устранить путаницу в теории.

Основываясь на вышесказанном, гораздо правильнее мыслить следующим образом.

1. Иметь в виду деление суффиксов на словообразовательные и формообразующие 1 .

Словообразовательные суффиксы служат для образования новых слов, меняя лексическое значение слова: дом – дом-ик (маленький дом), узна-ть – узна-ва-ть (глагол приобретает значение длительности/многократности и незавершенности действия) и т.д.

Формообразующие суффиксы служат для образования форм слова и не меняют лексического значения слова. Формообразующие суффиксы отличаются от окончаний прежде всего тем, что не могут служить для выражения связи слов в словосочетании и предложении. К формообразующим суффиксам относятся следующие:

— суффиксы сравнительной и превосходной степени -ее, -е (быстр-ый – быстр-ее, быстр-о – быстр-ее; чищ-е), -ейш-, -айш- (скучн-ый – скучн-ейш-ий, велик-ий – велич-айш-ий);

— суффикс прошедшего времени глаголов -л- (писа-л, сиде-л-а);

— суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь)

— суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь) (при этом в случае с суффиксом -чь происходит явление наложения (аппликации), когда -ч- одновременно принадлежит и корню, и суффиксу (историч. изменения: берег-ти – бере-чь);

— суффиксы причастий -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- (пиш-ущ-ий, чита-ющ-ий, стро-ящ-ий, дыш-ащ-ий), -ш-, -вш-, -нн-, -енн-, -т- (нес-ш-ий, писа-вш-ий, разодра-нн-ый, купл-енн-ый, обу-т-ый), -ем-, -ом-, -им- (преследу-ем-ый, вед-ом-ый, гон-им-ый);

— суффиксы деепричастий -а, -я (крич-а, чита-я), -учи, -ючи (крад-учи-сь, жале-ючи), -в, -вши, -ши (увиде-в, умы-вши-сь, вынес-ши);

— суффикс повелительного наклонения -и (в глаголах с основой наст. вр. на согласный) (попрос-и) 2 .

2. При графическом морфемном и словообразовательном разборе следует обозначать формообразующие суффиксы обычным, принятым для обозначения суффиксов значком 3 .

3. При графическом морфемном и словообразовательном разборе не включать формообразующие суффиксы в состав основы слова (умыва-я-сь, прочита-вш-ий, буд-учи).

4. Иметь в виду правильное определение основы. Основа – это часть слова, выражающая его лексическое значение и остающаяся после отсечения от слова окончания и формообразующего суффикса. В склоняемых или спрягаемых словах (кроме причастий, превосходной степени прилагательных и прошедшего времени глаголов) основа определяется при отсечении от них окончания (мор-е, торопл-ю-сь, осенн-ий). В причастиях, прилагательных превосходной степени и глаголах прошедшего времени, кроме того, при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (бушу-ющ-ий, свеж-айш-ий, привез-л-а). В сравнительной степени наречий и прилагательных, в деепричастиях, инфинитивах и повелительном наклонении глаголов при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (быстр-ее, проигра-в, откры-ть, принес-и).

Безусловно, такое определение основы потребует и несколько иного, чем принятый сейчас, порядка изучения морфемного состава слова. Понятие об основе слова и ее практическое нахождение станет возможным лишь после знакомства учащихся с категорией «суффикс» и «формообразующий суффикс».

Заключение

ТЬ, ТИ, ЧЬ — это не окончания, это суффиксы, а точнее — формообразующие суффиксы инфинитива, которые не входят в основу слова.

Такие формулировки позволяют избежать непримиримых противоречий и путаницы в данном вопросе, механического запоминания учениками морфемного состава слова, а также помогут приблизить уровень школьного изучения русского языка к вузовским требованиям. К сожалению, большинству учителей легче следовать атавизмам программы, чем мыслить логически. Учеников жаль.

1 Термин «формообразующие суффиксы» представляется более удачным, чем «словоизменительные», прежде всего потому, что словоизменительной морфемой является окончание, которое действительно служит средством изменения слов в соответствии с синтаксическими требованиями. Окончания как словоизменительная морфема есть только у изменяемых (склоняемых или спрягаемых) слов. Формообразующие суффиксы присутствуют и у неизменяемых слов и не выполняют синтаксической функции. Они именно образуют особые формы слова.

2 Суффикс повелительного наклонения -и выделяется как формообразующий в цитировавшемся ранее учебнике Д.Э. Розенталя для студентов высших учебных заведений, т. 1, с. 258. В некоторых других работах -и определяется как окончание глаголов повелительного наклонения (см. «Русский язык. Энциклопедия», изд. 2-е, с. 346). Однако, на мой взгляд, эта морфема не соответствует определению окончания, т.к. не служит для выражения синтаксических связей данного слова с другими словами в словосочетании и предложении.

3 В некоторых новейших работах можно встретить значок «^» («домик») для обозначения конечной морфемы инфинитива. Мотивировано это тем, что данная морфема совмещает признаки суффикса и окончания. Однако мне представляется эта точка зрения неубедительной, т.к. окончание – это словоизменительная морфема, служащая для выражения синтаксических отношений согласования и управления данного слова с другими словами словосочетания и предложения. Формообразующий суффикс никогда не выполняет и не может выполнять такую синтаксическую функцию, т.е. он лишен главных свойств и признаков окончания.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ : «НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА. СУФФИКС -ТЬ (-ТИ, -ЧЬ)»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕМА: «НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА. СУФФИКС -ТЬ (-ТИ, -ЧЬ)»

УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

УЧИТЕЛЬ: Назарова Ольга Владимировна

Тема: «Начальная форма глагола. Суффикс -ть (-ти, -чь)»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить учащихся с неопределенной формой глагола, с

суффиксами начальной формы глагола -ть (-ти, -чь).

Научить выделять глаголы неопределённой формы в тексте.

Формировать умения обнаруживать все известные орфограммы; развивать внимание, речь, умение работать с учебником и словарём.

Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, положительное отношение к знаниям.

Оборудование: доска, учебник, словарь, тетрадь, карточки.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

2. Орфографическая разминка.

Б.льшой ло│с’│ вышел на опу│ш│ку.

— Запишите предложение в тетрадь, вставляя нужные буквы. Назовите орфограммы.

-Найдите глагол. (Вышел) В какой форме он стоит? (В форме 3-го лица, ед. числа, м. р.)

— Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной формой глагола.

3. Изучение нового материала.

1) Актуализация новых знаний

На доске слова: идёт смотрит

— Разделите данные глаголы на группы.

Проверка (у доски ученик делит слова на группы)

— В какой форме стоят глаголы в первом столбике? А во втором?

2) Сообщение темы и цели урока

— Что общего у глаголов начальной формы? (ответы детей)

— Правильно. Давайте выделим суффиксы.

— Сформулируйте правило. Вам помогут вопросы в учебнике (с. 153).

(Дети формулируют правило о начальной форме глагола)

3) Работа по учебнику

● Упражнение 174 (а) – запись с комментированием. Выделить суффиксы начальной формы глагола.

пила — пилить, напилить

мыло – мылить, намылить

завтрак – завтракать, позавтракать

коса – косить, покосить

Мы разминку начинаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх,

Отдохнёт спина у всех.

● Упражнение 175 – знакомство с ещё двумя суффиксами начальной формы глаголов -ти, -чь.

Выборочное списывание. Выделить суффиксы.

1) Работа в группах

— Где глаголы записаны только в начальной форме? (В словарях)

— Как найти глаголы в обратном словаре? (на -ть, -ти, -чь)

Выполнение заданий в группах (задания раздаются в конвертах).

2) Самостоятельное выполнение тестов

1. Отметь значком (+) глаголы в начальной форме

2.Обведи букву с правильным ответом.

Глаголы в начальной форме отвечают на вопрос:

а) что делать?, б) что делает?, в) что делают?,

г) что сделать?, д) что сделал?

3. Какие суффиксы являются показателями начальной формы глагола:

4. Найти в тексте и подчеркнуть глаголы в начальной форме.

Трудно увидеть в лесу дикое животное. Зверя можно узнать по следам. Лучше всего читать следы зверей на свежем снегу.

Следы зайца трудно спутать со следами других зверей.

5. Домашнее задание: упражнение 174(б), составить два предложения с глаголами в начальной форме.

— Что нового узнали на уроке?

— На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме?

— Какие суффиксы являются показателями начальной формы глагола?

7. Рефлексия. (Дети отмечают номера упражнений в тетрадях цветными карандашами)

На уроке я работал …

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Назарова Ольга ВладимировнаНаписать 597 24.05.2020

Номер материала: ДБ-1177196

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    24.05.2020 0
    24.05.2020 0
    23.05.2020 0
    20.05.2020 0
    12.05.2020 0
    28.04.2020 0
    26.04.2020 0
    23.04.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Решение по формату сдачи ЕГЭ в 2022 году будет принято в ближайшее время

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения разработало меморандум по воспитательной работе в школах

Время чтения: 2 минуты

Путин призвал наполнить аграрное образование современным содержанием

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки подготовит методику изучения склонности учащихся к агрессии

Время чтения: 2 минуты

Более 600 школ в регионах России закрыто из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Технологическая карта урока по русскому языку «Начальная форма глагола. Суффикс -ть- -ти-, -чь-» 3 класс ПНШ

Зиннатуллина Гульназ Рафисовна , Учитель начальных классов
Татарстан

«Начальная форма глагола. Суффикс -ть- -ти-, -чь-»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Технологическая карта урока

«Начальная форма глагола. Суффикс -ть- (-ти-, -чь-)»

Перспективная начальная школа

— Познакомить с особенностями глаголов в начальной форме,

с суффиксами начальной формы глагола -ть (-ти, -чь).

— развивать умение ставить вопрос к глаголу начальной формы,

— находить глаголы начальной формы в тексте,

— самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений,

— развивать и обогащать речь детей, умение работать в паре и группе, умения слушать и вступать в диалог со сверстниками и учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Задача: проверить готовность

Приветствует обучающихся, включает в деловой ритм.

У: Начинается урок русского языка

Вы готовы к уроку?

У: Каково настроение?!

-Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательным и активным. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

проверяют свою готовность к уроку.

Мотивация к учебной

Проверка готовности к уроку.

ция знаний и фиксация

затруднений в деятельности

Готовит к введению новой темы.

У: — О какой части речи мы говорили на прошлых уроках русского языка? (Имя прилагательное)

Дети вспоминают материал прошлых уроков.

Познавательные Умение извлекать информацию из схем, текстов, иллюстраций.

включиться в работу,

вспомнить ранее изученный материал; взаимодействовать в паре, группе.

— Что вы знаете о прилагательном?

Составление кластера «Прилагательное». (Работа в группах)

Обобщение и классификация по признакам. Коммуникативные Умение договариваться, доносить свою позицию, находить общее решение, сотрудничать с другими людьми.

Устный отчёт группо

Задача: выделить проблему и найти путь выхода из неё

Нацеливает детей на формулирование темы урока учащимися и постановку

У: Сегодня мы будем говорить о другой части речи.

(Сценка) Однажды, у одной части речи корреспондент взял интервью

Кор.: Что вы больше всего любите делать? Часть речи: Люблю действовать!

Поиск и выделение необходимой информации.

Способность и умение учащихся производить

Кор.: Что вы больше всего не любите?

Часть речи: Не люблю предлоги!

Кор.: Какими необыкновенными талантами вы обладаете?

Часть речи: Могу путешествовать во времени!

Кор.: Что бы вы пожелали ребятам?

Часть речи: Чтобы русский все ребята.

на «пятёрку» знали.

На письме и в разговоре

Что без меня предметы?

А я приду- Всё в действие придёт.

У: Ребята, какая часть речи давала интервью?

О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке? (О глаголе) Конечно же — это знакомый незнакомец Глагол.

Почему я так сказала?

У: Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

— О каких глаголах будем говорить сегодня, вы узнаете поработав в парах.

У: — Прочитайте пословицы, подчеркните глаголы. Обсудите предложенный вопрос и сформулируйте тему урока.

простые логические действия (анализ, сравнение). Осознание познавательной

задачи, умение слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями.

О чем мы сегодня будем говорить?( О

начальной форме глагола))

— Чем они различаются? (Суффиксами)

Работают в парах

Умение сохранять доброжелательное отношение друг к другу, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

Самооценка выполнения теста «Глагол»

4.Формулирование темы урока.

Постановка задачи и цели урока.

Задача: определять тему урока,

под руководством учителя

ставить цель, учебные задачи.

У: — Значит, какая тема урока?

«Начальная форма глагола. Суффикс -ть- (-ти-, -чь-)»

У: — Какова цель нашего урока?

(Познакомить с особенностями глаголов в начальной форме, с суффиксами начальной формы глагола -ть (-ти, -чь).) развивать умение ставить вопрос к глаголу начальной формы,

— находить глаголы начальной формы в тексте.

Формулируют тему урока .

«Начальная форма глагола. Суффикс -ть- (-ти-, -чь-)» Определяют задачи урока.

целеполагание – постановка учебной

5.Составление плана урока.

Задача: намечать план предстоящих действий по

достижению поставленной учебной

Открывает на доске деформированный

план: 1. Минутка чистописания

2. Изучение нового материала

3. Закрепление изученного

5. Домашнее задание

Составляют план работы.

Регулятивные Прогнозирование предстоящей работы(составление плана).

6. Минутка чистописания

Читать, сберечь, решить, вынести, думать, печь,

Дети прописывают буквы по образцу.

7.Открытие детьми новых знаний.

Задача: учиться наблюдать, сравнивать, обобщать

наблюдения, делать простейшие выводы.

Организует исследовательскую деятельность.

У: — В какой форме стоят слова? (Начальная форма)

— А зачем нужна начальная форма глагола?

( От нее образуются все остальные глаголы.)

— На какие вопросы отвечают глаголы начальной формы? (Что делать?, Что сделать?)

— Выполняйте упр174. Образуйте и запишите глаголы в начальной форме без приставок, родственные этим существительным и прилагательным.

— Работа с обратным словарем. (словарь на -чь-, ть, ти) -Выписать по 3 слова с вопросами.

Сформулировать вывод с помощью вопросов учебника, с 153. Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы:Что делать?, Что сделать? Суффиксы ть, ти, чь показывают начальную форму глагола.

Регулятивные Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Оценивание учебных действия в соответствии с поставленной задачей.

Читает стихотворение «Сладкая мечта». Если встретится глагол в начальной форме, нужно встать и вытянуть руки вперед.

Не мешайте мне мечтать!

Мне б мешок конфет достать,

Развернуть, жевать, сосать,

Чавкать, чмокать, уплетать,

Долго-долго не глотать,

Мне не надо в рот смотреть!

Совесть надобно иметь!

Так могу я подавиться

И на месте умереть!

Задача: уметь применять новые знания при выполнении заданий; осуществлять прогностичес кую и конста

Организует самостоятельную деятельность детей, а затем работу в парах.

У: Записать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами начальной формы.

Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга.

(Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша родина будет (радую)

нас своей красотой.

-Прочитайте полученный текст.

-Кто сделал так же?

-О чём этот текст? (О том, что нужно беречь и охранять природу)

Самостоятельное выполнение задания с взаимопроверкой.

Проверяют по образцу.

чтение учебных заданий, их полноценное

намеченному плану, сохранение

учебной задачи урока на

Игра «Будь внимателен!»

Организует деятельность детей.

Контролирует выполнение работы.

У: А сейчас мы с вами сыграем в игру «Будь внимателен!»

— Подобрать к словосочетаниям глагол, близкий по значению. Записать, выделить суффикс начальной формы.

Клевать носом (дремать)

Вставлять палки в колеса (мешать)

Зарубить на носу (запомнить)

Гладить по головке (хвалить)

Обвести вокруг пальца (обмануть)

Выбиться из сил (устать)

Держать язык за зубами (молчать)

Соотносят фразеологизмы и глаголы н6ачальной формы.

признаки глаголов начальной формы.

классификацию изученных фактов

языка по заданным

способа действия и его

результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Игра «Будь внимате

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности.

У: Подведём итоги.

-Какая тема урока у нас сегодня была?

-Какую мы ставили перед собой задачу?

-Удалось ли нам её решить?

Своими действиями ученики дают ответы на вопросы учителя.

— Какое настроение у вас сейчас?

— Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

— Насколько вы поняли тему сегодняшнего урока?

— Насколько вы устали?

— Насколько вы достигли поставленных целей?


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-nachalnaya-forma-glagola-suffiks-t-ti-ch-4319418.html

http://edu-time.ru/pub/128050