Глагол отличается от сказуемого

Глагол-сказуемое

Глагол-сказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние под­ле­жа­ще­го и отве­ча­ет на вопро­сы что дела­ет? что сде­ла­ет? что сделал?

В про­стом пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое состав­ля­ют его грам­ма­ти­че­скую осно­ву. Сказуемое пояс­ня­ет под­ле­жа­щее и обо­зна­ча­ет, что про­ис­хо­дит с пред­ме­том, како­во его состо­я­ние, каков он и т.д. Этот глав­ный член пред­ло­же­ния может выра­жать­ся с помо­щью слов раз­ных частей речи. Обозначая дей­ствие, ска­зу­е­мое чаще все­го явля­ет­ся гла­го­лом в раз­ных грам­ма­ти­че­ских формах.

Рассмотрим более деталь­но эти виды глагола-сказуемого.

Простое глагольное сказуемое

В пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое может быть выра­же­но гла­го­лом в фор­ме одно­го из наклонений.

Глагол в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии име­ет фор­мы насто­я­ще­го, буду­ще­го и про­шед­ше­го времени.

Выражается сле­ду­ю­щи­ми фор­ма­ми гла­го­лаПримеры
Формой насто­я­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни глаголаРоссия гото­вит­ся к Олимпиаде в Сочи. За пра­во её про­ве­де­ния в сво­ей стране боро­лись многие.
Формами услов­но­го и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния глаголаЧитал бы ты поболь­ше книг.
Пусть сбу­дут­ся мои мечты.
Формой буду­ще­го вре­ме­ни глаголаВас будут при­гла­шать на роли глав­ных героинь.

В фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни глагол-сказуемое обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое соот­но­сит­ся с момен­том речи о нём.

Я (что делаю?) рисую луг с цве­ту­щи­ми ромашками.

Ты (что дела­ешь?) зво­нишь по телефону.

Саша (что дела­ет?) ката­ет­ся на велосипеде.

Глагол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние, кото­рое про­изо­шло до раз­го­во­ра о нём. Эта гла­голь­ная фор­ма ска­зу­е­мо­го изме­ня­ет­ся по родам и числам.

На заре петух (что сде­лал?) захло­пал кры­лья­ми и звон­ко про­ку­ка­ре­кал .

Белая роза (что сде­ла­ла?) р асцве­ла в палисаднике.

Багряное солн­це (что сде­ла­ло?) зашло за лес.

Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое, выра­жен­ное гла­го­лом в фор­ме буду­ще­го вре­ме­ни, обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое состо­ит­ся после сооб­ще­ния о нём.

Кто (что сде­ла­ет?) пой­дет со мной в кино?

Имеем в виду, что гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ют слож­ные фор­мы буду­ще­го вре­ме­ни, кото­рые состо­ят из спря­га­е­мо­го гла­го­ла «быть» и неопре­де­лён­ной фор­мы гла­го­ла (инфи­ни­ти­ва). В таком слу­чае про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое скла­ды­ва­ет­ся из двух слов.

Скоро я (что сде­лаю?) буду читать эту повесть.

Утром ты (что сде­ла­ешь?) будешь купать­ся в реке?

Дедушка (что сде­ла­ет?) будет смот­реть эту пере­да­чу обязательно.

Аналогично про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое выра­жа­ет­ся несколь­ки­ми сло­ва­ми, если это гла­гол в слож­ной фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния.

Давай пой­дём в лес за грибами.

Сказуемое-глагол в фор­ме услов­но­го накло­не­ния выра­жа­ет дей­ствие, кото­рое мог­ло бы состо­ять­ся при опре­де­лен­ных условиях.

Я позво­нил бы тебе, если бы это было не позд­нее время.

Отличаем слож­ные фор­мы про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го от состав­но­го гла­голь­но­го сказуемого.

Составное глагольное сказуемое

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое скла­ды­ва­ет­ся из двух обя­за­тель­ных компонентов:

  1. вспо­мо­га­тель­ный глагол;
  2. неопре­де­лен­ная фор­ма глагола.

Я хочу узнать эту дав­нюю исто­рию со все­ми подробностями.

В этом соче­та­нии пер­вый гла­гол выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние накло­не­ния, вре­ме­ни, чис­ла, лица или рода. Второй гла­гол в неопре­де­лён­ной фор­ме несет основ­ную смыс­ло­вую нагруз­ку. С его помо­щью мож­но узнать, что гово­рит­ся о под­ле­жа­щем, какое дей­ствие оно выполняет.

Чтобы отли­чить слож­ные фор­мы ПГС от СГС, уточ­ним, что обо­зна­ча­ют вспо­мо­га­тель­ные глаголы:

1. нача­ло, про­дол­же­ние или конец дей­ствия (фазис­ные глаголы)

Ты сей­час нач­нёшь кра­сить эту стену?

Несмотря на дождь и силь­ный ветер, он про­дол­жал идти быст­рым шагом.

2. воле­изъ­яв­ле­ние, жела­ние, намерение

Николай хочет рас­ска­зать нам о сво­ём путешествии.

Кто жела­ет отве­тить на этот вопрос?

Анна ста­ра­лась не отста­вать от нас.

3. эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние дей­ству­ю­ще­го лица

Вера наде­я­лась успеш­но сдать экзамен.

Ты наконец-то решил­ся позво­нить нам?

Все зна­ют, как он любит пошу­тить .

4. неко­то­рые без­лич­ные гла­го­лы (сто­ит, сле­ду­ет, тре­бу­ет­ся и пр.)

Следует заме­тить , что пора закон­чить обсуждение.

Вспомогательная часть ска­зу­е­мо­го может выра­жать­ся и дру­ги­ми частя­ми речи:

а) крат­кой фор­мой при­ла­га­тель­но­го, кото­рое не име­ет пол­ной фор­мы или в пол­ной фор­ме упо­треб­ля­ет­ся с дру­гим зна­че­ни­ем (готов, дол­жен, горазд, наме­рен, волен, рад, спо­со­бен и др.)

Разве ты спо­соб­на отка­зать­ся от это­го предложения?

б) сло­ва состо­я­ния (мож­но, нель­зя, надо)

в) име­на суще­стви­тель­ные (мастер, масте­ри­ца, люби­тель, люби­тель­ни­ца, охот­ник, охот­ни­ца)

Вы зна­е­те, она такая охот­ни­ца потан­це­вать !

г) устой­чи­вые соче­та­ния гла­го­ла с суще­стви­тель­ным (гореть нетер­пе­ни­ем, иметь честь, дать обе­ща­ние, иметь наме­ре­ние, изъ­явить согла­сие и пр.)

Варя дала обе­ща­ние при­е­хать на сле­ду­ю­щей неделе.

Алёша горел нетер­пе­ни­ем выска­зать­ся всё, что он думает.

Сказуемое и глагол — в чем разница?

Кое-кто впоследствии пребывает в уверенности, что синтаксический разбор заканчивается после получения сведений, кто что делает/делал. В этом случае требуется стереть пыль со школьных знаний.

Итак, главные члены предложения составляют его грамматическую основу. Она несет основную лексическую нагрузку, а умение ее определять позволяет правильно строить фразы и расставлять знаки препинания.

  1. Подлежащее – главный член предложения, обозначающий предмет.
  2. Сказуемое – главный член предложения, обозначающий признак предмета, выраженного подлежащим.
  3. Лексические конструкции могут быть и односоставными: грамматическая основа в этом случае будет состоять из одного главного члена предложения.

Сравнение

Мальчик шел, сова летела,

Крыша ехала домой.

В этих строчках ничего лишнего, можно задавать те самые определяющие вопросы: подлежащие мальчик, сова и крыша (кто?/что?), сказуемые – шел, летела, ехала (что делал?/делала?). В них видится первоочередное отличие.

Отличие подлежащего от сказуемого состоит в обязательной характеристике первого – предметности. Выражено оно может быть не только существительным и местоимением, но и другими частями речи, имеющими значение существительного. Мушкетеров там ждали четверо (числительное). Умный (прилагательное) в гору не пойдет, умный гору обойдет.

Сказуемое обозначает признаки предмета, названного подлежащим. Это может быть:

  • действие (На лестнице стоял Васисуалий Лоханкин.);
  • качество (Эти методы были не новы, но очень действенны.);
  • состояние (Варвара Птибурдукова была счастлива.);
  • принадлежность (Этот замок – мой, и крестьяне – мои.);
  • родовое понятие (В этом месте Ока – еще не полноводная река.).

В чем разница между подлежащим и сказуемым с точки зрения грамматики? Подлежащее – грамматически независимый член предложения, употребляемый в форме именительного падежа, сказуемое же зависит от него и соотносится с ним в роде и числе.

В роли подлежащего могут выступать и словосочетания, и целые предложения. Сказуемое может состоять из глагола (глагольное), сочетания глагола-связки с существительным, местоимением, наречием (именное составное), из одного существительного или другой части речи.

При синтаксическом разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой, сказуемое – двумя.

Таблица

ПодлежащееСказуемое
Обозначает предметОбозначает признак предмета
Независимый член предложения, стоит в именительном падежеЗависит от рода и числа подлежащего
Отвечает на вопросы кто? и что?Отвечает на вопросы что делает? что происходит? чей? каков? что такое? и прочие, заданные к подлежащему
Подчеркивается одной чертойПодчеркивается двумя чертами

Как отличить глагол от сказуемого с помощью театра. Помогаем детям учить русский

Не у всех взрослых многое осело в голове из школьной программы. Особенно тяжело в этой ситуации тем, чей ребёнок учится дома — приходится заменять учителя. Тамилу Казанок спасает фантазия и правильные ассоциации.

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Готовится моя младшенькая к экзаменам. Четвёртый класс. Уже второй год, как она ушла на экстернат из престижной гимназии. Учится сама дома. В апреле ей предстоит сдавать пять экзаменов. Обычный ребёнок, не гений.

— Я ни-че-го не понимаю! А-а-а! Чем отличается существительное от подлежащего?! У-у-у! А глагол от сказуемого?! Ы-ы-ы!

Я задумалась. Взяла чистый лист и фломастеры. Проходить-то мы это когда-то проходили, ещё в школе. Значит, не очень понятно проходили. Система в голове не осталась, да и системой это не было, всё кусочками.

Нарисовала я шесть кубиков, подписала их: существительное, глагол, прилагательное, местоимение, наречие, числительное. Нарисовала пять полочек в одну линию. Подписала: подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение. Поставила жирную точку, собралась расставлять кубики на полочки.

Рыдания прекратились, Алиса смотрит исподлобья. Не верит, что я смогу ей донести истину о строении языка. И вдруг меня осенило: театр! Алиса посещает театральную студию, театром просто бредит.

— Алиса, в нашем театре шесть актеров: существительное, глагол, прилагательное, местоимение, наречие, числительное. Кто из них самый любопытный?

— Наречие, — Алиса уже улыбается. — Вон у него сколько вопросов: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? И как?

— Кто самый конкретный? Кому интересно: конкретно, сколько?

— Кто самый деловой?

— Глагол. Он всегда что-то делает.

  • — Кто самый возвышенный, восторженный?
  • — Прилагательное.
  • — Кто самый таинственный?
  • — М-м-м… Думаю, местоимение: указывает на предмет, но не называет его.

— А кто самый главный в этой команде, в этой театральной труппе? Кто задаёт тему всем разговорам?

— Точно. Каждое предложение — это отдельная пьеса. Главные роли дают чаще всего лидеру и самому деловому. Кто будет играть роль дополнения? Тоже зачастую существительное, только ему придётся переодеться, а иногда местоимение.

— Переодеться? Это как?

Я беру деревянный кубик. Какое совпадение: у него столько же граней, сколько падежей в русском языке. Первое пришедшее на ум слово прописываем на всех гранях во всех падежах.

Поиграли. Потом Алиса уже легко подчёркивала все слова в предложении. А сложные вещи стали простыми и понятными, потому что обрели образ и характер.

Способы выражения сказуемого

Сказуемое – один из главных членов предложения. Подробно его изучают в 8 классе. Многообразие значений сказуемого отражается в многообразии способов его выражения.

Сказуемое сообщает нам основную информацию о подлежащем. Кроме того, оно привязывает информацию, содержащуюся в предложении, ко времени и реальности (с помощью грамматической категории наклонения).

Подлежащее и сказуемое связны между собой предикативной связью и согласуются в своих признаках, как минимум в числе.

Сказуемое в предложении очень важно. Это понятно уже по тому, что существует много односоставных предложений, где нет подлежащего, и только один нечасто встречающийся вид односоставного, в котором нет сказуемого.

Сказуемое передает главную информацию о подлежащем.

Это может быть действие, которое совершает, совершало или будет совершать субъект, названный подлежащим.

Бывает, подлежащее является не субъектом, а объектом действия: Дом строится.

Тогда сказуемое выражено обычно глаголом или причастием.

Сказуемое может сообщать, чем является подлежащее. Тогда оно бывает выражено существительным.

Нередко сказуемое характеризует подлежащее, указывая на какое-либо его важное качество. Тогда способ выражения сказуемого – это прилагательное.

  • Впрочем, сказуемое может выражаться чем угодно.
  • В предложениях можно встретить разные виды сказуемых.
  • Простое глагольное бывает выражено глаголом в любой личной форме, в том числе любого времени и наклонения.

Составное глагольное состоит из двух глаголов, из которых один (модальный или фазовый) в личной форме, а второй (смысловой) в инфинитиве.

Однако первая часть составного глагольного сказуемого может быть выражена также кратким прилагательным с модальным значением (рад, должен, готов, обязан и т.д.).

Но в этом случае она не может самостоятельно выразить грамматическое значение и будет еще вспомогательный глагол (связка). Он может быть нулевой в настоящем времени (“Я готов вам ответить”) или нет (“Я был готов вам ответить”).

В составном именном сказуемом есть глагол-связка и именная часть. Эта последняя может быть выражена почти чем угодно:

  • существительным
  • прилагательным
  • причастием
  • числительным
  • местоимением
  • наречием
  • словом категории состояния
  • синтаксически неделимым сочетанием
  • фразеологизмом
  • междометием и т.д.

Если подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным, инфинитивом (в любом комплекте), то между ними ставится тире, в том числе перед словом “это”; но тире нет, если есть НЕ, КАК, СЛОВНО, БУДТО и т.д. или дополнение.

Ниже приводим таблицу с примерами способов выражения сказуемого.

Вид сказуемогоСпособ выраженияПример
Простое глагольноеГлагол в личной формеДождь идет.
Составное глагольноеФазовый или модальный глагол в личной форме + инфинитив основного глаголаЯ хочу прочитать книгу.
Я начал читать книгу.
Краткое прилагательное с модальным значением + глагол-связка + инфинитив смыслового глаголаЯ рад был видеть вас.
Составное именноеГлагол-связка + существительноеСиница – маленькая птичка.
Глагол-связка + прилагательноеЛес удивителен в зимнем наряде.
Глагол-связка + числительноеМое любимое число – три.
Глагол-связка + местоимениеЭтот ящик мой.
Глагол-связка + причастиеКартинка уже нарисована.
Глагол-связка + инфинитивМоя мечта – съездить на Байкал.
Глагол-связка + наречиеТуфли ей были впору
Глагол-связка + слово категории состоянияНа улице холодно.
Глагол-связка + синтаксически неделимое сочетаниеВаш учитель – Мария Петровна.
Глагол-связка + фразеологизмВаш муж – ни рыба ни мясо.

Сказуемое – один из главных членов предложения. Оно крайне важно, так как выражает связь сообщения с временем и реальностью. Оно быть разных видов (простое глагольное, составное глагольное и составное именное). Соответственно, сказуемое может выражаться разными самостоятельными частями речи (по сути, всеми, кроме деепричастия), а также синтаксически неделимым сочетанием и фразеологизмом.

Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 71.

Чем может быть выражено сказуемое

Русский язык дает огромное количество способов выражения мысли благодаря своей структуре. Возможность использования различных порядков слов в предложении и использование в качестве главных членов самых разных частей речи делает язык красивым и певучим, крайне изобразительным и ярким.

Сказуемое — это один из главных членов предложения, согласующийся с подлежащим (в числе, роде, лице) и отвечающий на вопросы: «что предмет делает?», «каков он?», «кто он?», «что он такое?», «что с ним происходит?»Синтаксис в русском языке дает широкие возможности для составления предложений. Сказуемым может выступать глагол, наречие, прилагательное и даже существительное.

Чаще всего сказуемое может быть выражено глаголом. При этом выделяют простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое и составное именное сказуемое. К простым глагольным сказуемым относятся:

— глаголы в повелительном, изъявительном или сослагательном наклонении (например: «Не тронь игрушку!», «Дождь идет», «Прогуляться бы с друзьями»);- фразеологические обороты на основе глаголов («Он вышел из себя»);

— словосочетания из двух глаголов одинаковой формы, первый из которых обозначает действие, второе — цель действия («Пойду посмотрю, все ли в порядке»).

Составное глагольное сказуемое представляет собой словосочетание, грамматическое и лексическое значение которого выражено разными словами: вспомогательным и основным глаголом, последний при этом употребляется в неопределенной форме и несет в себе лексическое значение сказуемого («Я хотел поговорить о тебе»). Составное глагольное сказуемое может быть осложненным, если состоит из нескольких вспомогательных слов («Он решил перестать сердиться»).

Составное именное сказуемое выражено словосочетанием из глагола-связки и именной части.

Глаголом-связкой могут выступать:- глагол «быть», лишенный в данном случае своего лексического значения «существовать», «иметься в наличии» («Она была студенткой»);

— полузнаменательные глаголы «казаться», «оказаться», «бывать», «являться», «стать», «становиться», «слыть», «считаться» и некоторые другие («Он ей казался героем»);

— полнозначные глаголы, выражающие действие, движение, состояние («Дети пришли к гостям уже чумазые»). Сказуемое может быть выражено только наречием, без употребления связки, в том случае, если в предложении нет необходимости уточнять время происходящего действия («Это просто чудовищно!», сравните: «Это было чудовищно!»). Краткое прилагательное часто используется в качестве сказуемого в разговорном и художественном стилях («Наш дед в душе еще не стар»). Использование такого приема позволяет варьировать состав предложения, улучшить читабельность текста.Имя существительное становится сказуемым в предложениях-определениях и часто отделяется от подлежащего тире. Например: «Моя мама — повар», «Книга — кладезь мудрости».

Также иногда в качестве сказуемого выступает и имя числительное («Дважды три — шесть»).

Сказуемое в английском языке: простое, составное

Сказуемое в английском языке (The predicate) обозначает действие или состояние предметов, лиц, действий, которыми выражено подлежащее. Данный член предложения отвечает на следующие вопросы: Что делается с подлежащим? Что делает подлежащее? Что оно такое? Каково оно? Рассмотрим особенности образования сказуемого, основные его формы, а также наведем примеры для лучшего усвоения темы.

Сказуемое в английском языке: основные виды

Сказуемое подразделяется на несколько определенных видов. Оно бывает:

Если говорить о составных сказуемых, то они делятся на два типы:

  1. составное именное,
  2. составное глагольное.

Первое образуется следующим способом => глагол-связка + именная часть.

Способ образования второго => модальный глагол + инфинитив

Это только основная схема, но важно помнить, что в составном именном сказуемом глагол-связка выражается to be в разных формах, но… в качестве связки могут выступать слова to look, to seem, to turn, to get, to become и пр. Что касается именной части, то ею могут выступать – герундий, причастие, числительное, инфинитив, местоимение, наречие, прилагательное, существительное.

В составном глагольном сказуемом в качестве модальных глаголов используются must, may, can, ought etc. Причем обратите внимание, что составным глагольным сказуемым может служить также конструкция, которая состоит из некоторых глаголов + инфинитива или герундия.

Простые сказуемые

  • Выражаются глаголами в личной форме, причем они могут быть в любом наклонении, залоге и времени:
  • She wears a uniform => Она носит униформу.
  • He looks at the window => Он смотрит в окно.
  • Mary is cooking her favourite cookies => Мэри готовит ее любимое домашнее печенье.

Обратите внимание! Сказуемое в английском языке может представлять собой как одно слово, так и состоять из нескольких слов. В последнем случае мы будем использовать вспомогательные и смысловые глаголы.

Сказуемые могут выражаться глаголами в любых залогах и видоизмененных формах (таблица это наглядно показывает):

She has been watching her favourite movie =>Она смотрела свой любимый фильм.
Our neighbours will come back in a minute =>Наши соседи возвратятся через минуту.
Sarah will prepare for her exams in July =>Сара будет готовиться к своим экзаменам в июле.
  1. На заметку! К простым сказуемым относятся также те, которые выражаются фразовыми глаголами и устойчивыми сочетаниями, которые в общем образуют одно целостное понятие, иными словами – фразеологическое выражение =>
  2. She pays no attention to his remarks => Она не обращает внимания на его замечания.
  3. The grandparents take care of their little grandchildren => Бабушка и дедушка заботятся о своих маленьких внуках.

Составное именное сказуемое

Как мы уже говорили, оно состоит из глагола связки и именной части. Говоря о глаголе-связке, то в большинстве случаев им будет выступать глагол to be, который может быть в любом лице и времени => is/are/were/was/am…

На заметку! в отличие от русского языка, в английском глагол to be не опускается в настоящем времени.

Что касается именной части, то она служит для выражения основного смыслового значения сказуемого. При этом именная часть характеризует подлежащее => что оно собой представляет, каково оно, что оно такое, или кто.

На заметку! Под именной частью речи мы подразуемваем любую часть речи, кроме междометия и союза. К тому же, именная часть может выражаться придаточным предложением.

  • Предложения, в которых именная часть представлена =>
  • The cake is yours => Пирожное твое.
  • It is him => Это он.
  • He was a gardener => Он был садовником.
  • She is the brightest student => Она самая умная (смышленная) студентка.
  1. Местоимением или существительным с предлогом
  1. My parents are strongly against it => Мои родители категорически против этого.
  2. Her grandmother was in despair => Ее бабушка была в отчаянии.
  3. She is twenty-five => Ей 25 лет.
  4. This young girl is seventeen => Этой молодой девушке 17 лет.
  5. The sky is blue => Небо голубое.
  6. The paper is yellow => Бумага желтая.
  7. The cake is delicious => Пирожное изумительно вкусное.
  8. My close friends are far away => Мои близкие друзья очень далеко.
  9. The theory was over so we began to practice => Теория закончилась, поэтому мы приступили к практике.
  10. Her task was to help them to cope with everything => Ее заданием было помочь им справиться со всем.
  11. His ideology is to help everybody who is in need => его идеология – помочь каждому, кто нуждается.
  12. The store is closed => Магазин закрыт.
  13. The eggs are boiled => Яйца сварены.
  14. His the most sincere wish was painting => Его самым заветным желанием было рисование.
  15. Her greatest wish is cooking => Ее самое большое желание – готовить.

Составное глагольное сказуемое

Схема образования такого сказуемого => комбинация modal verb+infinitive.

Модальные глаголы, которые используются в составных глагольных сказуемых:

  • Need – надо, нужно,
  • Shall/should – выражает необходимость, приказание,
  • Must – необходимо, нужно,
  • May – мочь, иметь возможность,
  • Can – уметь, могти,
  • Ought (to) – следует, должен
  • Will/would – выражает намерение, желание, обещание,
  • To have (to) – должен (сильная форма),
  • To be (to) – должен (в форме приказа).

После модальных глаголов идет смысловой глагол, который выражается инфинитивом без частицы to:

  • I can write an article => Я могу написать статью.
  • You must start learning English => Вы должны начать учить английский.
  • She may not come today => Вероятно, что она сегодня не придет.

Но!

  • They are to start that project => Они должны начать тот проект.
  • I have to visit my relatives => Я должен навестить моих родственников.

Как вы заметили, в последних двух примерах частицу to мы используем. Но это не исключение из правил, а особенность образования модального глагола, который в своем составе имеет частицу to (have to, be to, ought to).

Еще несколько ярких примеров составных глагольных сказуемых в предложениях:

  • You should have followed their advice => Тебе следовало бы последовать их совету.
  • She may have seen that movie earlier => Вероятно, что она уже видела фильм ранее.
  • A lot of things are to be done because of this statement => Из-за этого указа нужно сделать много вещей.
  • Обратите внимание на глаголы, которые чаще всего используются с составными глагольными сказуемыми:
  • to start, to begin, to go on, to stop, to continue, to finish.
  • Несколько примеров:
  • He began to do everything as you said => Он начал делать все так, как ты сказал.
  • I have finished translating this => Я закончил переводить это.
  • She stopped explaining everything => Она прекратила объяснять все.

Подводим итоги

Сказуемое в английском языке играет важную роль при построении предложения. Научившись правильно их употреблять в разных формах, временах и лицах, вы научитесь грамотно говорить, без ошибок и ляпов. При этом обратите внимание на согласование подлежащего и сказуемого в английском языке.

С примеров, приведенных выше, видно, с какими предлогами, частицами и связками употребляются основные члены предложения и в какой форме, числе и лице их лучше использовать. Но… английская грамматика богата исключениями, что и определяет интересность ее изучения. Изучая подлежащее и сказуемое вместе, вы повышаете шансы на лучшее понимание темы. И тут грамматика вам тоже в помощь!

Урок-исследование «Всегда ли глагол — сказуемое?»

Всегда ли глагол – сказуемое?

Урок-исследование в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий

Активно формировать здоровый образ жизни учащихся можно не только на уроках физической культуры, биологии или специально подготовленных классных часах, но и практически на любом уроке. Вашему вниманию предлагается урок русского языка в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий.

  • ХОД УРОКА
  • Организационный момент.
  • Приветствие.
  • В тетрадях учащиеся записывают дату, с/с «Классная работа», пропускают строчку для записи новой темы.

1-й этап. Интеллектуальная разминка.

Цель: создать ситуацию успеха, эмоциональный настрой учащихся.

На доске (на слайде – Приложение 1) записаны предложения: Лук царевич опустил. Город украшает сад. (Слайд 1)

Задание: Записать предложения, подчеркнуть их члены.

(В тетрадях и у доски дети выполняют задание: второе предложение чаще всего вызывает разногласие. Ребята приходят к правильному решению, аргументируют его).

— Какую ошибку можно допустить в подобных предложениях при определении подлежащего и дополнения?

(Подлежащее и дополнение в этих предложениях можно спутать. Чтобы этого не произошло, надо, во-первых, вдуматься в смысл предложений, а во-вторых, вспомнить, что в таких предложениях подлежащее – предмет, который действует, т.е. субъект действия, а дополнение – предмет, на который действие направлено, т.е. объект действия). (Слайд 2)

  1. — Какой раздел лингвистики помог вам справиться с заданием? (Синтаксис)
  2. 2-й этап: Кроссвордный терминологический диктант(Слайд 3)
  3. Цель: проверить владение учащимися терминологией раздела «Синтаксис».
  4. (В тетрадях дети записывают: «Терминологический диктант», работа выполняется на специально подготовленных листочках)

Учитель диктует лексическое значение термина, ученики под соответствующим номером записывают только сам термин. Раздел русского языка, основными единицами которого являются словосочетание и предложение. (Синтаксис).

Вид предложения по цели высказывания, в котором содержится просьба, совет или приказ. (Побудительное).

Вид предложения по цели высказывания, в котором содержится сообщение о чем-либо. (Повествовательное).

Вид предложения по интонации, в котором не содержится каких-либо сильных чувств. (Невосклицательное).

Указание на то, как говорящий (пишущий) оценивает содержание высказывания по отношению к действительности. (Грамматическое значение предложения, или предикативность)

Один из главных членов предложения, в котором заключено его грамматическое значение. (Сказуемое).

Вид предложения по составу грамматической основы, в котором есть оба главных члена: и подлежащее, и сказуемое. (Двусоставное).

Предложение, в котором, помимо главных членов, есть еще и второстепенные. (Распространенное).

Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?, обозначает признак предмета и обычно выражается прилагательным. (Определение).

Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?, обозначает место, время, способ действия и обычно выражается наречиями или существительными в косвенных падежах. (Обстоятельство).

Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей, обозначает предмет и обычно выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. (Дополнение).

Синтаксическая единица, образованная на основе подчинительной связи. (Словосочетание).

  • — Внимательно проверьте записанные вами термины, подчеркните в них трудные для вас орфограммы.
  • Физкультминутка(звучит спокойная музыка) (Слайд 4)
  • — Встали, подняли руки вверх, расслабили пальчики, свободно потрясли кистями.
  • — Приподнялись на носочки, спины прямые, как можно выше потянулись вверх, достали пальцами до самого солнышка, задержались в таком положении, зарядились энергией солнца – и встали на всю ступню, опустили руки.
  • — Руки завели назад и медленно, под музыку, начиная с последней парты, передаем листочки впереди сидящему соседу, присоединяя к переданным сзади работам и свою.

— Все ваши работы на моем столе. Спасибо. Тихо сели.

Этап 3. Исследовательская работа.

  1. Цель:Создать условия для закрепления дифференциации понятий «глагол» — «сказуемое».
  2. — Найти 4-е лишнее (слова записаны на доске): (Слайд 5)
  3. подлежащее
  4. сказуемое
  5. глагол
  6. определение
  7. — Итак, лишнее — глагол. (Слайд 6)

— А с каким из членов предложения самым тесным образом связан глагол? (Со сказуемым). (Слайд 7)

— А всегда ли сказуемое – глагол? Приведите примеры предложений, в которых сказуемое выражено словами других частей речи. (Сказуемое не всегда глагол. Оно может быть выражено и словами других частей речи: существительными, прилагательными. — Приводят примеры).

— Как мы убедились, сказуемое обычно выражается глаголом. Но не всегда.

— А всегда ли глагол – сказуемое? Обратимся к предложениям, записанным на доске. (на слайде) (Слайд 8) В каждом предложении выделены слова. Что их все объединяет?

1. У каждого всегда есть возможность позаботиться о своем здоровье. 2. Читать лежа вредно. 3. Курить – здоровью вредить. 4. Доктора советуют нам закаляться.

5. Зимой мы поедем в Горную Шорию кататься на лыжах.

(Все выделенные слова – это глаголы в инфинитиве, т.е. в неопределенной форме). (Слайд 9)

  • — Разобрав предложения по членам, определите синтаксическую роль выделенных слов.
  • (В первом предложении инфинитив в роли определения, во втором – в роли подлежащего, в третьем инфинитивы – подлежащее и сказуемое, в четвертом – дополнение, в пятом – обстоятельство). (Слайд 10)
  • — Вспомнив, на какой вопрос мы отвечали, вы сформулируете тему нашего урока.

(Мы отвечали на вопрос: «Всегда ли глагол – сказуемое?»).

— На пропущенной строке записываем: Всегда ли глагол сказуемое

(учитель записывает тему на доске).

— Помогите мне расставить знаки препинания. Объясните их.

(Дети объясняют постановку вопросительного знака и тире, вспоминая при этом материал предыдущего урока, который назывался «Всегда ли сказуемое – глагол?» Поясняют, что тире здесь нужно потому, что и подлежащее, и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже ).

— А теперь ответьте на поставленный вопрос: Всегда ли глагол – сказуемое? (Слайд 11)

(Глагол не всегда сказуемое. В неопределенной форме он может быть любым членом предложения).

Этап 4. Работа по развитию речи учащихся с применением здоровьесберегающей технологии.

— А сейчас еще раз обратитесь к разобранным предложениям. Какой общей темой можно их объединить? Подберите к высказываниям заголовок, который выражался бы побудительным предложением. (Берегите свое здоровье; Позаботьтесь о своем здоровье). (Слайд 12)

— На средине строки запишите понравившийся вам заголовок.

Представьте, что предложения, которые мы исследовали, составляют сборник советов с предложенным вами названием. Включите в него свои советы, выразив их побудительными предложениями. Запишите по два совета в тетради. (Дети работают самостоятельно).

— А теперь поделитесь советами с одноклассниками. (Мойте руки перед едой; Не пейте сырой воды; По утрам всегда завтракайте; Ешьте больше овощей и фруктов и т.д.)

Этап 5. Подведение итога урока. (Слайд 13)

— А теперь проведем рефлексию. Как вам работалось сегодня на уроке? На полях условными значками расскажите об этом.

(Наши условные знаки:

! ? – задание интересное, но при его выполнении возникали вопросы.

? ? – задание мне показалось очень трудным, мне не все понятно.

__ — задание не понравилось.

Домашнее задание по выбору учащихся (Слайд 14):

Продолжить составление Сборника полезных советов

Придумать 4-5 предложений, в которых глагол не является сказуемым

Составить кроссворд на тему «Синтаксис»

Сказуемое и его основные типы

  • Сказуемое — главный член двусоставного предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим.
  • Сказуемое имеет лексическое значение (именует то, что сообщается о реалии, названной в подлежащем) и грамматическое значение (характеризует высказывание с точки зрения реальности или ирреальности и соотнесенности высказывания с моментом речи, что выражается формами наклонения глагола, а в изъявительном наклонении — и времени).
  • Существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.
  • Простое глагольное сказуемое, способы его выражения
  • Простое глагольное сказуемое (ПГС) может выражаться однословно и неоднословно.
  • ПГСодно слово:
  • 1) глагол в спрягаемой форме, то есть форме одного из наклонений; в этих случаях сказуемое согласуется с подлежащим: Он читал/ читает/ будет читать/ читал бы / пусть читает/ эту книгу.

2) глагольное междометие или инфинитив; согласование сказуемого с подлежащим отсутствует: А шапка бацпрямо на пол. Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать.

  1. ПГСсловосочетание:
  2. 1. ПГС — фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание — может иметь следующее строение и типовое значение:
  3. 1) повторение глагольной формы для указания на длительность действия:
  4. Я иду, иду, а до леса еще далеко.
  5. 2) повторение глагольной формы с частицей так для указания на интенсивное или полностью осуществленное действие:
  6. Вот уж сказал так сказал.
  7. 3) повторение одного и того же глагола в разных формах или однокоренных глаголов для усиления значения сказуемого:

Сам спать не спит и другим не даёт. Жду не дождусь весны.

  • 4) смысловой глагол с вспомогательной глагольной формой, утратившей или ослабившей свое лексическое значение и вносящей в предложение дополнительные смысловые оттенки:
  • А он возьми да и скажи/ знай себе распевает.
  • 5) два глагола в одинаковой грамматической форме для обозначения действия и его цели:
  • пойду погуляюв саду.
  • 6) глагол с частицей было, вносящей значение несостоявшегося действия:
  • Я собрался былов кино, но не пошел.
  • 7) конструкция со значением интенсивности действия:
  • Он только и делает, что спит.

ПГС-фразеологизм обозначает единое действие, нерасчленимое по смыслу на действие и его материальный объект, в большинстве случаев этот фразеологизм можно заменить на один глагол: принять участие, прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, иметь возможность, иметь намерение, иметь обыкновение, иметь честь, иметь право; изъявить желание, гореть желанием, приобрести привычку, почитать себя вправе, счесть необходимым и т.п.:

  1. Он принял участиев конференции (=участвовал).
  2. Составное глагольное сказуемое
  3. Составное глагольное сказуемое (СГС) имеет следующую структуру:приинфинитивная часть + инфинитив.
  4. Инфинитив выражает основное лексическое значение сказуемого — называет действие.
  5. Приинфинитивная часть выражает грамматическое значение сказуемого, а также дополнительную характеристику действия — указание на его начало, середину или конец (фазисное значение) или возможность, желательность, степень обычности и другие характеристики, описывающие отношение субъекта действия к этому действию (модальное значение).
  6. Фазисное значение выражается глаголами стать, начать (начинать), приняться (приниматься), продолжить (продолжать), перестать (переставать), прекратить (прекращать) и некоторыми другими (чаще всего это синонимы к приведенным словам, характерные для разговорного стиля речи):
  7. Я начал/ продолжил/ закончил читатьэту книгу.
  8. Модальное значение может выражаться

1) глаголами уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, отказаться, думать, предпочитать, привыкнуть, любить, ненавидеть, остерегаться и т.п.

  • 2) глаголом-связкой быть (в наст. времени в нулевой форме) + краткими прилагательными рад, готов, обязан, должен, намерен, способен, а также наречиями и существительными с модальным значением:
  • Я был готов/ не прочь / в состоянии подождать.
  • Как в приинфинитивной части, так и в позиции инфинитива может быть употреблен фразеологизм:

Он горит нетерпением участвовать в конференции (= хочет участвовать)Он хочет принять участие в конференции (= хочет участвовать).Он горит нетерпением принять участие в конференции (= хочет участвовать).

Осложнение СГС происходит за счет дополнительного употребления в его составе модального или фазисного глагола:

Я начал хотеть есть.Я почувствовал, что скоро могу начать хотеть есть.

Особый тип СГС представлен в предложениях, главные члены которых выражены глаголами в неопределенной форме: Волков бояться — в лес не ходить.

Вспомогательная часть таких сказуемых нетипична для составных глагольных: она представлена глаголом-связкой быть, который встречается в составных именных сказуемых.

Кроме быть, вспомогательная часть может быть представлена также глаголом значить, например:

Не прийти — значит обидеть.

Не являются составными глагольными сказуемые, выраженные:

1) составной формой будущего времени глагола несовершенного вида в изъявительном наклонении: Я завтра буду работать;2) сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, занимающим в предложении позицию дополнения в случае разных субъектов действия у спрягаемой формы глагола и инфинитива: Все просили ее .underline < border-bottom: 1px dashed blue; >спеть (все просили, а спеть должна она);3) сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, который в предложении является обстоятельством цели: Он вышел на улицу погулять.

  1. Нетрудно заметить, что во всех этих случаях спрягаемая форма глагола, стоящая перед инфинитивом, не имеет ни фазисного, ни модального значения.
  2. Составное именное сказуемое
  3. Составное именное сказуемое (СИС) имеет следующую структуру:приименная часть (связка) + именная часть.
  4. Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.
  5. Приименная часть выражает грамматическое или грамматическое и часть лексического значения сказуемого.
  6. Приименная часть бывает:
  7. 1) отвлеченная: глагол быть (в значении ‘являться’, а не ‘находиться’ или ‘иметься’), который выражает только грамматическое значение сказуемого — наклонение, время, лицо / род, число; в настоящем времени отвлеченная связка выступает в нулевой форме: Он студент / был студентом.

2) полузнаменательная (полуотвлеченная): глаголы явиться (являться), бывать, оказаться (казаться), представиться (представляться), стать (становиться), сделаться (делаться), остаться (оставаться), считаться и др., которые выражают грамматическое значение сказуемого и дополняют значение, выражаемое именной частью; эти глаголы обычно не употребляются без именной части.

Например: Он оказался студентом. Она казалась усталой.

3) знаменательная (полнозначная): глаголы движения, состояния, деятельности идти, ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить и др.

Например: Мы вернулись домой усталые. Он работал дворником. Он жил отшельником.

  • Знаменательная и полузнаменательнаясвязка при определении типа сказуемого может быть заменена на отвлеченную.
  • Именная часть может быть выражена однословно и неоднословно.
  • Однословное выражение именной части:

1) существительное в падежной форме, чаще в именительном падеже. / творительном падеже.

Например: Он учитель / был учителем. Юбка была в клетку.

2) прилагательное в полной и краткой форме, в форме любой из степеней сравнения.

Например: Слова его были умны. Он стал выше отца. Он самый высокий в классе.

  1. 3) полное или краткое причастие: Письмо не было распечатано.
  2. 4) местоимение: Этот карандаш мой!
  3. 5) числительное: Он был восьмым в очереди.

6) наречие: Разговор будет начистоту. Мне было жаль старика.

  • Неоднословное выражение именной части:
  • 1) фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание может иметь следующее строение:
  • а) слово с количественным значением + существительное в родительном падеже.
  • Например: Мальчик был пяти лет.
  • б) существительное с зависимыми от него словами, если само существительное малоинформативно, а смысловой центр высказывания находится именно в зависимых от имени словах (само существительное в этом случае может быть выброшено из предложения почти без потери смысла).
  • Например: Он лучший ученик в классе.
  • 2) фразеологизм: Он был притчей во языцех.
  • Связочная часть также может быть выражена фразеологизмом:
  • Он имел вид смурной и рассеянный — фразеологизм в связочной части;
  • Составное именное сказуемое, как и составное глагольное, может быть осложненным за счет введения в него модального или фазисного вспомогательного глагола.

Например: Она хотела казаться усталой. Он постепенно начинал становиться специалистом в этой области.

Сказуемое в предложении. Типы сказуемых в русском языке. Примеры

Сказуемое — это один из главных членов предложения. Сказуемое описывает действие или состояние предмета. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что сделал? что будет делать? что с ним происходит? каков он? что о нем говорится?

  • Я молчу.
  • Девочка гуляла.
  • Ты будешь говорить
  • Юноша был высок и строен.
  • Мой друг остался верен себе.
  • Ваня — студент.

Подлежащее и сказуемое

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

При синтаксическом разборе предложения подлежащее подчеркивается двумя чертами, подлежащее — одной чертой.

  1. Пример. Подлежащее и сказуемое в предложении
  2. Снег идёт весь день.
  3. Снег — подлежащее.
  4. Идёт — сказуемое.

Если в предложении есть только подлежащее и/или сказуемое, то это нераспространенное предложение. Если же кроме подлежащего и сказуемого есть второстепенные члены (дополнение, обстоятельство, приложение) — это уже распространенное предложение.

Читайте подробнее: Распространенное предложение — что это? Главные и второстепенные члены предложения

Бывают предложения, в которых есть сказуемое, но нет подлежащего:

  • В лесу вечерело.
  • Прошу внимания.
  • За окном громыхнуло.
  • Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.

Типы (виды) сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Примеры

  • Простое глагольное сказуемое может бы выражено всеми спрягаемыми формами глагола:Из дома вышел человек с дубинкой и мешком.Девушка пела в церковном хоре.Умремте ж под Москвой.Простое глагольное сказуемое может состоять из двух слов — например, в будущем времени изъявительного наклонения или в форме повелительного наклонения:Вы будете жить с нами? Давай обсудим планы на будущее. Пускай она пройдет в дом.
  • Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола-связки и инфинитива — неопределенной формы глагола: Преподаватель прекратил говорить.Я хотел вам позвонить.Мы думали заглянуть в гости.Преподаватель продолжал приводить интересные примеры.В качестве связки может выступать также краткие прилагательные: рад, готов, должен, обязан, вынужден, намерен.Рад стараться.Всегда готов буду вам помочь.Мы вынуждены откланяться.Сотрудник начал работать над вашим заданием.

В состав составного глагольного сказуемого может входить устойчивое модальное сочетание: имел намерение, сделал усилие, имел возможность и т.п.

Например: Он имел намерение поступить на службу. Друзья имели возможность помочь мне с этой проблемой.

  • Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части (существительное, прилагательное, местоимение, числительное).Андрей стал отцом.Она оказалась другой.В качестве глагола-связки может выступать слово «быть» в любых формах (буду, будешь, будут, был, был бы, есть).Вода в море была холодная и чистая.Я не был смельчаком. Бог есть любовь.Глагол «быть» в русском языке часто опускается. Поэтому связка может отсутствовать — быть нулевой.​Золото — драгоценный металл.Ты тоже молодец.Он мой друг.

Как выписать или подчеркнуть сказуемое в предложении

Чтобы найти сказуемое в предложении, задайте подходящий вопрос:Я вас любил. Я что делал? Любил.

Если в предложении есть подлежащее (кто? что?), сказуемое зависит от него и согласуется с подлежащим.

Редкая птица долетит до середины Днепра!Птица что сделает? Долетит.

Мой дядя самых честных правил.Что говорится о дяде? Каков он? Самых честных правил.

Сказуемое описывает действие или состояние предмета, указанного с помощью подлежащего.

Во время синтаксического разбора предложения сказуемое подчеркивают двумя чертами.

Однородные сказуемые. Предложения с однородными сказуемыми — примеры

Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Сказуемые также могут быть однородными, если относятся к одному и тому же подлежащему. Однородные сказуемые могут быть выражены разными частями речи — глаголами, прилагательными, существительными.

Примеры однородных сказуемых:

В деревне мы купались, катались на велосипедах и загорали.Однородные сказуемые: купались, катались, загорали.

Морковь — полезная еда, источник витаминов.Однородные сказуемые: еда, источник.

Чтобы опознать однородные сказуемые, нужно поставить вопрос и убедиться: они относятся к одному и тому же подлежащему, отвечают на один и тот же вопрос.

Дорога вела вперед, кружила, звала за собой.

Дорога что делала? Вела, кружила, звала. Это однородные сказуемые.

Однородные сказуемые. Как ставить запятые?

Запятые при однородных сказуемых ставятся по тем же правилам, что и при других однородных членах:

  • Запятая нужна, если однородные перечисляются без всякого союза. Мы бегали, прыгали, играли.
  • Запятая нужна, если использованы союзы а, но, однако, зато. Мы не бегали, зато плавали.
  • Запятая нужна, если есть повторяющийся или составной союз. Мы и бегали, и купались. Мы не только бегали, но и купались.
  • Запятая не нужна, если используется и не повторяются союзы и, или. Мы купаемся и бегаем. Мы будем купаться или загорать.
  1. Сложный случай. Союз «да»
  2. Если союз да используется в соединительном значении и, запятая не нужна:Мы гуляли да удивлялись.
  3. Если да используется в противительном значении но, запятая нужна:Мы хотели, да не смогли.

Однородные сказуемые, выраженные разными частями речи

Сказуемые могут быть выражены разными частями речи — глаголами, существительными, прилагательными, причастиями. Иногда однородные сказуемые выражаются разными частями речи.

Мебель куплена и уже собирается. Первое сказуемое — причастие, второе — глагол.

Ночь была темна и наполнена звуками. Первое сказуемое — прилагательное, второе — причастие.

  • Примеры предложений с однородными сказуемыми
  • Машина подъехала к дому и остановилась.
  • Мы приехали, оставили вещи в гостинице и пошли гулять по городу.
  • Оратор то говорил громко, то затихал.
  • Вася не только студент-отличник, но и хороший спортсмен.
  • Наш класс большой, дружный и веселый.

Что такое грамматическое сказуемое?

Грамматическое сказуемое — это сказуемое в собственном смысле, сказуемое как член предложения.

Этот термин используют, чтобы отличать настоящее сказуемое от «логического сказуемого» (по смыслу оно может включать дополнительные слова, другие члены предложения) и «психологического сказуемого» (состояния или действия, на котором автор акцентирует внимание, даже если оно выражено не сказуемым).

Тире между подлежащим и сказуемым. Правило и примеры предложений

Сказуемое в русском языке

Сказуемое — это главный член двусоставного предложения, который обозначает действие, состояние или признак предмета, названного подлежащим.

Сказуемое соотносится с подлежащим по смыслу и грамматически.

Сказуемое отвечает на вопросы: «Что делает предмет?», «Что с ним происходит?», «Каков он?», «Что он такое?», «Кто он такой?» и др.

Сказуемое может быть простым глагольным (ПГС), составным глагольным (СГС), составным именным (СИС).

Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в одном из наклонений. Выбор сказуемого в предложении определяется тем, какой отрезок действительности отражает предложение.

  • Пример:
  • «Мы записали домашнее задание в тетради» — сказуемое выражено глаголом изъявительного наклонения.
  • «Запишите домашнее задание в тетради» — сказуемое выражено глаголом повелительного наклонения.
  • «Записали бывы домашнее задание в тетради» — сказуемое выражено глаголом условного наклонения.
  • Способы выражения простого глагольного сказуемого
ФормаПримеры
Глагол в форме какого-либо наклонения
  1. Мы не спеша вошли в помещение театра.
  2. Они будут собираться на праздник.
  3. Мы тоже съездили бы на пляж.
  4. Поезжайте-ка в отпуск!
Междометные глагольные формы (типа скок, хвать, шасть)А лев цап его за воротник! (С. Михалков)
Фразеологический оборот с главным словом — глаголом в спрягаемой формеКозырев играет первую скрипку (= лидирует) в нашем классе
Независимый инфинитив (в том числе и с частицами и, ну, давай, вздумай и др.)И царица хохотать, и плечами пожимать, и прищёлкивать перстами, и подмигивать глазами (А. Пушкин)
Глагол в спрягаемой форме + частица (да, пусть, пускай, давай, давайте, и др.)Пусть уезжает хоть на край света!Я собрался было в кино, но не пошёл.
  • Составное глагольное сказуемое
  • Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение, и неопределённой формы, выражающей основное лексическое значение.
  • СГС образуется из двух элементов, каждый из которых сам по себе выразить полностью значения сказуемого не может.
  • Пример:

начинаю волноваться, начала бы готовиться, можешь не беспокоиться и т. д.

  1. Вспомогательные глаголы, кроме грамматических значений наклонения и времени, выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности, необходимости, возможности, стремления.
  2. Пример:
  3. «Пианист начал (продолжил, захотел, закончил…) играть».
  4. Чаще всего в качестве вспомогательных употребляются глаголы начать, стать, кончить, продолжать, хотеть, мочь.
  5. Пример:
  6. «Я завтра смогу помочь тебе».
  7. Также в роли вспомогательных глаголов могут выступать:

а) сочетания кратких прилагательных рад, должен, обязан и др. и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений.

  • Пример:
  • «Я рад был бы тебе помочь»;
  • б) слова состояния надо, необходимо, можно, приятно и др.
  • Пример:
  • «Мне будет приятно тебе помочь».
  • В роли вспомогательного глагола или неопределённой формы может быть употреблён фразеологизм.
  • Пример:
  • «Он горит нетерпением участвовать в конференции (= хочет участвовать)».
  • «Он хочет принять участие в конференции (= хочет участвовать)».
  • Составное именное сказуемое

Составным именным сказуемым называется сказуемое, которое состоит их двух элементов: глагола-связки, выражающего грамматическое значение, и именной части (существительного, прилагательного, числительного, наречия и др.), выражающей его основное лексическое значение.

«Она была не тороплива, не холодна, не говорлива» (А. Пушкин).

  1. В настоящем времени глагол-связка чаще всего отсутствует.
  2. Пример:
  3. «Небо — бездна».
  4. В роли глагола-связки могут использоваться глаголы: стать, становиться, казаться, называться, представляться — и глаголы движения, состояния: прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять и др.
  5. Пример:

«Дворец казался островом печальным» (А. Пушкин).

«Девушка пришла довольная».

Именная часть СИС может быть выражена:

часть речипример
именем существительным«Он был студентом». «Небо — бездна»
именем прилагательным«Она казалась усталой». «Он стал выше отца»
именем числительным«Пятью пять — двадцать пять»
наречием«Мне грустно». «Мне очень жаль»
словом состояния«Разговор будет начистоту»
причастием«Письмо не было распечатано»
фразеологизмом«Он был притчей во языцех» (= был известным)

Тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки:

Сказуемое и глагол — в чем разница?

В рамках школьного курса детей знакомят с частями речи. Они учатся делать синтаксический разбор. В общеобразовательных школах ключевым показателем освоения программы по дисциплине «Русский язык» в начальных классах является умение обучающихся выделять главные и второстепенные члены, умение определить, чем в речи является то или иное слово.

После окончания школы каждый способен объяснить, что означает то или иное слово, какую роль оно играет в устных и письменных высказываниях. Однако раскрыть отличия подлежащего и существительного или глагола и сказуемого способен далеко не каждый.

Что такое сказуемое?

Сказуемое наравне с подлежащим — первостепенная деталь в любой реплике. В связке с подлежащим они образуют грамматическую основу. Часто в роли него выступает глагол, неразрывно связанный с существительным или местоимением. В повествовании он описывает подлежащее: «Что делал?», «Что сделал?», «Какой он?», «Что с ним происходит?». В научно-методической литературе сказуемое иногда называют «предикат».

Таким образом, в тексте сказуемое призвано описать многообразие поступков героя, выступая в любой временной форме, в любом наклонении. Оно может быть простым или составным. Его отличительной особенностью является то, что от него нельзя задать вопрос к определению. Так, в художественной литературе можно встретить повествовательные предложения, которые состоят из 2 или даже 1 слова. В качестве примера могут выступить фразы: «Стоит печальная» и «Лежу больной». Здесь подлежащее только подразумевается. Также здесь нет определения. Эти высказывания содержат в себе только сказуемые — оба слова в них при синтаксическом разборе нужно подчеркивать 2 чертами.

Что такое глагол?

Данный термин обозначает самостоятельный компонент языкознания, который раскрывает суть вопросов «Что делать?», «Что сделать?» Он позволяет описывать состояния персонажа. В научно-методической литературе по языкознанию и лингвистике его иногда называют итеративом.

Как языковая единица он обладает постоянными и непостоянными признаками. Его постоянные признаки остаются неизменными. Непостоянные признаки итератива изменяются в зависимости от контекста употребления.

Грамматика разных народов отличается. В разных языках существуют различные времена и спряжения слов, обозначающих действие предмета. Так, в русском языке существует 2 спряжения и 3 временных формы у этих лексем. Знание спряжения обеспечивает правильное написание окончаний и суффиксов. В зависимости от контекста, слова, описывающие поступки и деятельность, могут быть действительными или страдательными, возвратными или средневозвратными. Они встречаются в единственном или множественном числе, изменяются по лицам.

Для словообразования глаголы имеет существенное значение: от них образуются причастия и деепричастия.

Таким образом, итератив ­- один из самых важных лингвистических компонентов, который нужен для описания поведения и поступков персонажа или раскрытия особенностей его состояния.

Сходства сказуемого и глагола

Очевидно, что эти две категории похожи. Их сходство усматривается в следующем:

  • Обе рассматриваемые грамматические категории – языковые единицы.
  • Знакомство школьников с ними происходит во 2 классе общеобразовательной школы.
  • Сказуемое и глаголы участвуют в образовании законченных словесных формулировок.
  • К ним задаются одни и те же вопросы.

Различия между сказуемым и глаголом

Основными различиями этих понятий можно считать:

  1. Итератив — фигура речи, в то время как сказуемое — часть предложения.
  2. Сказуемое зависит от существительного или местоимения. Глагольные лексемы же как фигуры речи не зависят от существительных, прилагательных, местоимений, предлогов, причастий или деепричастий.
  3. У каждой лингвистической единицы есть лексическое значение – характеристика того действия, которое она обозначает. Другими словами, за каждым итеративом стоит образ. У сказуемого как члена предложения не принято выделять лексическое значение.
  4. В разговоре итератив, в отличие от предиката, иногда употребляется в качестве связки.
  5. Глаголы имеют спряжение. Сказуемые этой характеристикой не наделяются.
  6. Итератив обозначает поступок или действие. Он отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?» Предикат же не только отвечает на вопросы, связанные с активностью и движением, порой он описывает состояние героя и выражается не итеративом, а другими элементами, к примеру, прилагательным, деепричастием или причастием.
  7. Глагол одиночен. Сказуемое же бывает составлено из 2 – 3 слов.
  8. Лексемы могут быть вспомогательными, а предикат способен выступать только в качестве главного члена в повествовательном элементе.
  9. Итератив бывает безличным, а предикат неразрывно привязан к субъекту. Даже если в реплике нет подлежащего, слушатель или читатель понимает, о ком или о чем идет разговор.
  10. Правило подчеркивания главных членов распространяется только на сказуемое.

Вывод

Несмотря на то, что сказуемое чаще всего выражено глагольной формой, эти 2 термина нельзя назвать синонимами. Между ними существуют как сходства, так и принципиальные различия. На существование различий между этими двумя понятиями указывает хотя бы тот факт, что глагол наравне с прилагательными, причастиями, деепричастиями, существительными, предлогами признается самостоятельной языковой структурой, в то время как сказуемое считается главным элементом реплики.


источники:

http://sosh16zernograd.ru/dom-i-semya/skazuemoe-i-glagol-v-chem-raznitsa.html

http://vchemraznica.ru/skazuemoe-i-glagol-v-chem-raznica/