Глагол правописание глаголов урок 10 класс

Правописание глаголов
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Урок русского языка в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_glagolov.doc47.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе

Учитель МБОУ СОШ №3 Дятко Галина Андреевна

Цели: повторить и обобщить лингвистический материал :

1) правописание личных окончаний глагола;

2) правописание буквы Ь в глагольных формах;

3) правописание суффиксов глагола –ова-, -ева-, -ива-, -ыва-;

4) правописание гласных в глаголах прошедшего времени перед –л-;

5) правописание НЕ с глаголами;

совершенствовать орфографические умения учащихся;

развивать языковое чутьё.

Оборудование: презентация по теме урока; таблица «Спряжение глагола»; пособие Гольцовой Н. Г., Шамшина И. В. «Русский язык в таблицах. 10-11 классы»; рабочие листы учащихся с заданиями.

I. Организационный момент.

II. Устный тест-минутка.

1.Исправьте грамматическую ошибку:

в) оратор охрипнул;

г) ляжьте на коврик.

2. Поставьте ударение правильно:

3. Каково лексическое значение слов:

а) представить- предоставить;

в) обсудить- осудить;

III. Работа с текстом.

(1) Почти за три тысячи лет, в 8-7 веках до нашей эры, Индия знала, что учение — это не только заучивание разных предметов, нужных для дальнейшей осмысленной жизни. (2) Из всех благ, сопровождающих учение, лишь одно, если верить древнему суждению, относится к повышению знаний. (3) К сожалению, дети нашей эры не чувствуют широты школы, не идут в неё, как цветы в воду или рассада в землю. (4) И надо быть взрослым, очень пожившим человеком, чтобы ясно представить себе проблему школы, ощутить её как среду для своего роста. (5) И тогда начинаешь сильно корить и жалеть себя за легкомыслие своего детства и юности, когда мог бы взять от благодатного школьного времени намного больше, чем взял.

(6) Я тоже поняла это очень поздно, в возрасте сорока пяти лет, когда подала заявление в Плановую академию и была, в виде исключения, принята в неё. (7) Почему в детстве и юности не было ощущения счастья, когда ты идёшь в школу? (8) Как могло не захватить всю душу ребёнка богатство наступившего дня, когда в душу и мозг ляжет столько нового, разного, интересного? (9) Тогда, в сорок пять лет, я страстно задумалась о том, почему блаженное чувство, возникшее при посещении занятий в академии, не переживается детьми, не переживалось мной, легкомысленно упустившей получать максимум возможного от даруемой в детстве школы.

— Прочитайте текст. Сформулируйте и запишите проблему, поставленную автором. ( Проблема невосприятия детьми школы как среды для своего роста и развития.)

-Сформулируйте и запишите позицию автора. ( Дети легкомысленно относятся к своей школьной жизни, упускают возможность получить максимум знаний.)

— Подумайте, к каким литературным произведениям можно обратиться для аргументации собственного мнения по данной проблеме.

IV. Знакомство с теоретическим материалом.

Самостоятельная работа с учебником. Вопросы и задания к прочитанному учебному материалу:

-Сформулируйте правила правописания глаголов, иллюстрируя их примерами из ранее прочитанного текста.

относится относится не чувствуют начинаешь задумалась

не переживается не идут идёшь

начинаешь не было

ляжет не захватить

не переживается не переживается

-Укажите способ образования слова « заучивание». Объясните правописание производящего глагола.

-Какие слова в тексте образованы по этой же модели? ( К повышению, к сожалению,суждению, заявление, исключения, ощущения, при посещении, учение, знаний)

V. Отработка правил написания глагола.

(Самостоятельная работа с последующей проверкой, индивидуальная работа.)

1. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Кле-л, кле-т, ве-л, оконч-л, завис-л, завис-т, команд-вать, проповед-вать, агитир-вать, пропал-вать, расклад-вать, навед-ваться, завед-вать, танц-вать, потч-вать, наста-вать, корч-вать, оккупир-вать, доклад-вать, отста-вать.

Пиш-те слова — вы хорошо пиш-те. Выйд-те на улицу — когда выйд-те, посмотрите налево. Вытр-те руки — когда вытр-те, повесьте полотенце. Когда прыгн-те, будьте аккуратны — прыгн-те осторожно.

2. Не или недо? Раскройте скобки, объясните правописание.

1) Шест (не)достает до дна. Ему (не)доставало времени. 2) Ребенок (не)досчитал до десяти. Экскурсовод (не)досчитался двух туристов. 3) Рабочий (не)выполнил норму. Завод (не)довыполнил месячный план. 4) Охотник (не)добрался до зимовки. Абитуриент (не)добрал один балл. 5) Больной (не)доедал обеда, потому что чувствовал (не)домогание. Ленинградцы в блокаду (не)доедали, (не)допивали. 6) (Не)доводи спор до ссоры. Ему (не)доводилось бывать в этих краях. 7) Мама (не)доливала чай до краев чашки. Продавщица систематически (не)доливала сироп.

3. Поставьте глаголы в скобках в нужной форме настоящего времени.

1) Метёт пурга, буйны ветры (рыскать) по степи, как голодные волки. 2) Дождь (брызгать) во все стороны, стучит по крышам. 3) Белый парус (колыхаться) на ветру. 4) Тихо вокруг, только иногда (кудахтать) куры. 5) Каждый вечер все хозяйки, как по команде, выходят из домов и (кликать) своих ребят. 6) Веют теплые ветры, с крыши (капать) — вернулась весна. 7) От удовольствия кот, выгнув спину и прижавшись к моим ногам, временами (мяукать и мурлыкать). 8) Ребятишки целый день весело (плескаться) в речке. 9) Дети (чтить) своих родителей. 10) Хорошие отношения (зиждиться) на взаимном уважении и доверии.

4. Определите наклонение глаголов, вставьте пропущенные буквы.

1) Когда вы пиш..те, вспомн..те правила правописания. Пиш…те внимательно! 2) Вынес..те цветы из комнаты. Когда вынес..те, откройте форточку. 3) Выбер..те себе книгу. Когда выбер…те, покажете ее мне. 4) Тян..те сильнее, вы тян..те очень слабо. 5) Ид..те быстрее. Когда ид..те через улицу, (не)смотр..те по сторонам. 6) Покаж..те мне вашу работу. Когда покаж..те, мож..те идти домой. 7) Расскаж..те мне о ваших впечатлениях от экскурсии. Когда расскаж…те, вероятно, всем захочется поехать.8)Как только выйд..те из лесу, увид..те небольшую деревеньку.9) Стукн..те мне в окно, когда соберетесь уходить.Когда вы стукн..те, я мигом соберусь. 10) Выскаж..те все, что вы дума..те об
этом. Если вы все выскаж..те, то стан..те спокойнее. 11) Прыгн..те в воду. Когда прыгн..те, почувству…те удовольствие.

5. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1) Правда суда (не) боит?ся. 2) Умел ошибит?ся – умей и исправит?ся. 3) Чем сердит?ся, лучше помирит?ся. 4) Обожжёш?ся на молоке, дуеш? на воду. 5) Как поживёш?, так и прослывёщ… . 6) Хорошо трудит?ся — хлеб уродит?ся. 7) Снега надует — хлеба пр..буд..т, вода разольёт?ся — снега наберёт?ся. 8) Кто пахать (не)лен..т?ся, у того и хлеб родит?ся. 9) Много всего говорит?ся, да не все в дело годит?ся. 10) (Не)стыдно (не)знать — стыдно (не)учит?ся. 11) Учись смолоду— пригодит?ся в старости. 12) Трус домой в..р..тит?ся — от него и мать отворотит?ся. 13) Работа и корм..т, и уч..т. 14) Конь вырв..т?ся — догониш?, а слова сказан?ого (не)воротиш?. 15) Человек от лени боле..т, а от труда здорове..т. 16) Семь раз отмерь — один раз отреж?. 17) Готов? сани летом, а т..легу зимой. 18) Хлеб еш?, а правду реж?. 19) С родной земли умри, но (не)сходи.

VI. Домашнее задание.

Параграф 48, упражнение 257 (правописание глаголов-паронимов).

Конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе. Тема урока: «Глагол. Правописание глаголов»

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе. Тема урока: «Глагол. Правописание глаголов»»

Урок русского языка в 10 классе

-закреплять знания о правописании глаголов,

-развивать умение практически использовать изученный материал

-стимулировать интерес к изучению русского языка

— формировать стремление осознанно выбирать будущую профессию

І. Психологический настрой на урок.

II Проверка домашнего задания (Эссе «Профессия, о которой я мечтаю. »)

Хотелось бы поговорить о вашей мечте, о том, кем вы представляете себя в будущем. Какая профессия вам нравится? Что о ней знаете?

III Полезные советы из журнала «Профессиональное самоопределение»

Как увидеть дорогу, по которой следует идти?

Некоторые, выбирая профессию, не думают о своем призвании. У них бывают другие мотивы: кому-то работа нравится из-за того, что она денежная, непыльная, другой выбрал учебное заведение, потому что родители заставили, третий – по принципу «куда все, туда и я». Результат такого выбора часто бывает плачевный: одни бросают работу, другие в силу надобности и безысходности продолжают жить в серых буднях, без радости и успеха. А в итоге страдают и другие: врач выписывает не те лекарства больному, водитель совершает наезды на пешеходов, из-за халатности строителей рушатся дома.

Выбирая профессию, вы выбираете свой жизненный путь, потому что профессия – это не только способ заработать, но и одно из основных средств реализации жизненных ценностей, целей.

Будущая профессия должна быть в радость. Она должна также пользоваться спросом на рынке труда. Как можно больше узнавай о мире профессий, тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе будущая профессия.

Уже сейчас старайся пробовать себя в разных видах деятельности. Способность менять поле деятельности, получать новые навыки, обучаться и находить радость творчества даже в обыденных делах – залог успеха.

Повышенным спросом у работодателей пользуются следующие качества специалистов:

1. Умение общаться с людьми

2. Способность к решению проблем

3. Технические навыки

5. Знание иностранного языка

6. Деловое управление

7. Математический ум

8. Управление деньгами.

(из журнала «Профессиональное самоопределение»)

— А сейчас давайте узнаем о некоторых современных профессиях

Тьютор – специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных.

Коучер – специалист, раскрывающий потенциал личности сотрудников компании, помогает развитию способности осуществлять движение в нужном темпе и направлении, приводит в действие системы мотиваций человека. Основные требования – коммуникативные навыки, глубокие знания в психологии

Криэйтор — человек, отвечающий за разработку и воплощение новых рекламных идей.

Профайлер — эксперт по выявлению лжи.

Такой специалист может оценить и спрогнозировать поведение человека, анализируя его действия, мимику, жесты и то, как он говорит.

— О каких профессиях вы знаете?

— А сейчас хочу рассказать одну притчу. У людей, занятых одним и тем же делом, спросили, что они делают. Один сказал: «Я таскаю камни». Другой ответил: «Зарабатываю на пропитание». А третий промолвил: «Строю храм».

— В чем смысл притчи?

Учитель: Как видите, одна и та же работа для одного становится смыслом жизни, а для другого – обузой, непосильной ношей.

Мне бы хотелось, чтобы уроки русского языка для вас не были наказанием, не прошли даром, а помогли в будущем утвердиться вам, чувствовать себя уверенным. В любом обществе всегда ценятся люди грамотные, хорошо знающие свое дело.

Представьте, что вы редактор, учитель, профайлер и вам нужно проверить статью, в которой допущены ошибки:

Некоторые люди, выберая професию, не думают о своем презвании. У них бывают другие мативы: кому-то работа нравиться из-за того, что она денежная, непыльная, другой выбралучебное заведение, потому что ро дители заставели, третий – по принципу «куда все, туда и я». Результат такого выбора часто бывает плачевный: одни брасают работу, другие в силу надобности и безисходности продолжают жить в серых буднях, без радосте и успеха. А в итогестрадают и другие: врач выписываит не те ликарства больному, вадитель совершаит наезды на пишеходов, из-за халатности страителей рушаться дома.

Y. Погружение в тему

Наш урок мы посвятим одной из главных частей речи в русском языке.

Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом.

И счастливый мой удел таков –

В речи быть одним из главных слов.

О какой части речи говорится в этом четверостишии?

Русский писатель А.Югов сказал: «Глагол – самая огнепышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка».

Цитата станет эпиграфом сегодняшнего урока.

К вашему сведению, 15 % слов художественного текста – это глаголы.

Древнегреческий мыслитель Конфуций говорил:

Я слышу, и я забываю.

Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю.

Обратите внимание, сколько глаголов использовал автор для выражения своей мысли. Как вы понимаете значение этих слов?

Сегодня на уроке мы повторим изученное о глаголе, будем закреплять умение правильно писать, употреблять в речи глагол.

Урок проведем в виде просмотра журнала «ГЛАГОЛиЯ», оформленного как рабочая тетрадь для учащегося 10 класса. На страничках данного журнала имеются задания для устного и письменного выполнения, интересная информация, тестовые задания, советы, высказывания знаменитых людей.

С целью повторения частей речи на первых своих страницах журнал предлагает морфологическую разминку.

Сколько в русском языке самостоятельных частей речи?

Необходимо ответить на занимательные вопросы и по угаданным ответам дать определение самостоятельным частям речи.

1. Имя существительное

— Часть слова без окончания (основа)

— Школьная отметка, означающая «отлично» (пятерка)

— Разговор двух или более лиц (диалог)

-К какой части речи относятся ответы?

— Дать определение имени существительному.

2. Имя прилагательное

1. Какой болезнью на земле не болеют? (морской)

2. В какую бочку нельзя налить воды? (полную)

— Дать определение имени прилагательному.

1. Горело 7 свечей, две погасли. Сколько свечей осталось? (Две)

— Дать определение имени числительному.

— Когда руки бывают местоимениями? (когда вы-мы-ты)

— Дать определение местоимению.

-Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? Ответить на этот вопрос помогут наречия.

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

— Дать определение наречию.

Подобрать синонимы к словам.

Размышлять (думать); беседовать (разговаривать); реветь (плакать)

хохотать (смеяться); разрушать (ломать); глядеть (смотреть).

— К какой части речи относятся ответы?

YII. Закрепление изученного о глаголе (на доске дана схема)

А) Признаки, свойства глагола

-Следующая страничка журнала предлагает рассказать о глаголе, составив кластер (На интерактивной доске даны пустые клетки. Один ученик их заполняет. Пока он заполняет, другие устно рассказывают о свойствах и признаках глагола.)

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание глаголов» (10 класс).

Тема урока . Правописание глаголов. 10 класс.

Учитель . Савченко Людмила Юрьевна

МБОУ Чердаклинская средняя школа №1

Цели урока : повторить и обобщить знаний учащихся о глаголе как о части речи.

-Систематизировать знания учащихся о правописании личных окончаний глагола;

-Проверить степень усвоения умения определять спряжения глагола;

-Содействовать подготовке ЕГЭ ( задание 11, частично 4, 6,7, 26).

-развивать умение употреблять глагол в речи;

-развивать умение оценивать свою работу.

-содействовать воспитанию любви к русскому языку;

-осуществлять межпредметную связь.

Тип урока : Урок закрепления и обобщения знаний, умений и навыков.

Методы : индивидуальный, фронтальный, групповой.

Баловать, брала, взяла, включит, вручит, дозировать, исчерпать, углубить, прибыл, прибыла.

— Списать, расставить ударение. ( 1 ученик на доске) – самопроверка, выставление оценок в итоговый лист.

3. Мотивация учащихся. Постановка целей и задач урока.

— Что объединяет слова, предложенные для орфоэпической работы? (они глаголы)

— Какие грамматические категории есть у этой части речи? (Вид, переходность, наклонение, время, лицо, число).

— Определите вид записанных слов ( по цепочке).

— Сегодня мы продолжим работу над правописанием глаголов, систематизируем знания, полученные по этой теме в средней школе, повторим основные правила правописания глаголов, поработаем над нормами употребления глаголов в речи. Все эти знания понадобятся нам при выполнении заданий ЕГЭ.

Работа с текстом.

Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин.

Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа.

Толпа весёлых моряков съехала на берег.

Вошли в лес, стали разводить костёр. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.

А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.

Весёлые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда уже больше не улыбались.

Мне представляется: наша жизнь – это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом всё живёт, всё чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждём – побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь… Как всё это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны . (В.Вересаев)

— Сформулируйте проблему текста (проблема смысла жизни, бережного отношения к природе)

— В каких словах заключена авторская позиция? Как вы понимаете смысл этого предложения? ( Цивилизованным людям следует не столь бесцеремонно врываться в девственную природу и нарушать её гармонию.

— Какие произведения русской классической литературы могли бы взять в качестве аргументов?

— Определите тип речи 4 абзаца, 6 абзаца. (повествование, рассуждение).

— Определим устно переходность глаголов 3 абзаца.

4. Работа по теме урока.

1). Спряжение глаголов.

а) — Расскажите о правописании безударных личных окончаний глаголов.

Обратим внимание на гласные в начальных формах следующих глаголов

Сеять, веять, маяться,

Лаять, хаять, каяться,

Чуять, чаять и затеять,

реять, таять и лелеять.

— В чем трудность этих глаголов? (нужно запомнить, что они оканчиваются на –ять, но клеИть).

б) Словарный диктант.

— Записать, выделить окончания, объяснить их правописание.

Почуем опасность, затеем игру, блещет в свете молний, трепещут на ветру, борются за награды, перемелется в муку, дремлет в кресле, полет грядки, слышится издалека.

Правописание личных окончаний глаголов. 10 класс.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

завис..т (от родителей)

— Самооценка, выставление оценок в итоговый лист)

2) Правописание мягкого знака после шипящих в глагольных формах.

— Расскажите, когда в глаголах пишется ь,

Прилечь, читаешь, идешь, задумаешься, не плачь, не плачьте, извлечь, отрежьте, ешь, можешь, растолочь, стеречь, назначьте, печь, придешь.

— На сколько столбиков будем распределять слова? Как обозначим? (у доски 3 ученика)

3) Правописание суффиксов –ова-, -ева-, -ыва-. –ива-.

— Расскажите, от чего зависит написание суффиксов ова, ева, ыва, ива.

— Упражнение 281 учебника (устно, по цепочке)

4) Морфологические нормы употребления глаголов в речи.

Карточка . Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов.

1) Мой сосед броется электрической бритвой. (бреется)

2) Сосед жгёт костёр уже второй день. (жжёт)

3) Ты не берегёшь себя . (бережёшь)

4) Мы стригёмся в парикмахерской. (стрижёмся)

5) Мой знакомый ложит свою сумку куда попало. (кладёт)

6) Они давно не плотят за свет и газ. (платят)

7) Вы хочете спать? Так ляжьте! (хотите, лягте)

5) . Повторение сложных случаев согласования подлежащего и сказуемого в рамках подготовки к ЕГЭ 9 (зад. 5, 7)):

а) повторение теории

1. Если подлежащее — собирательное существительное ( или существительное, обозначающее множество людей, предметов как единое целое), сказуемое ставится в форме единственного числа: крестьянство боролось.

2.Если подлежащее большинство, большая часть, меньшинство, то сказуемое чаще ставится в форме единственного числа : большинство интеллигенции не приняло. Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь.

3. Если подлежащее выражено вопросительным, неопределенным или отрицательным местоимением, сказуемое ставится в форме единственного числа: Кто-то из великих сказал… Никто …не догадывался.

4. Если в роли подлежащего выступают однородные члены, соединенные сочинительными союзами (и, да = и) или бессоюзно, то сказуемое ставится во множественном числе.

В это время жили и писали Булгаков, Солженицын, Платонов.

5. Если однородные члены соединены противительными или разделительными союзами (или, либо, то-то, а), сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих.

Нас больше интересуют политические деятели, а не политика.

Б) Работа с тестами

Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.

1) Перед нами (А. предстают, Б. предстает) самый многочисленный класс — крестьяне.

2) Современная молодежь в качестве кумиров (А.выбирают, Б. выбирает) людей обеспеченных, известных.

3) Большинство населения России (А. идут, Б. идет) за демократическими лидерами.

4) К сожалению, лишь меньшинство сейчас (А. предпочитают, Б. предпочитает) классику детективным романам-однодневкам.

5) Кто из вас (А. собирается, Б. собираются) поступать в университет?

6) Кто-то из фигуристов, выступавших на последней Олимпиаде, (А. пытались, Б. пытался) опротестовать решение судей.

7) Добро и любовь (А. заложены, Б. заложено) в глубине души человека.

8) Ряд гимназий (А. ввел, Б. ввели) в свои программы уроки риторики.

9) Он со своей маленькой дочкой (А.жил, Б.жили) на краю леса.

10) Уж много лет (А.прошли, Б.прошло) со времени нашей встречи.

— Сделайте взаимопроверку, оцените работу, выставите полученную оценку в итоговый лист. Посчитайте средний балл, поставьте итоговую оценку.

6) Правописание глагольных пар- омофонов с приставкой обез- (обес-)

Е – непереходный глагол (сам, действие самого субъекта)

И – переходный глагол (действие над объектом)

Раненый обескровел. — Операция обескровила больного. Летом пустыня совсем обезводела. – Люди обезводили болота.

Всегда с Е – обеспамятеть, обезголосеть, обеззубеть.

Всегда с И – обезжирить, обездушить, обеззаразить, обезобразить, обезвредить, обезглавить, обесславить, обессмертить, обесценить, обессолить


источники:

http://multiurok.ru/index.php/files/konspekt-otkrytogo-uroka-po-russkomu-iazyku-v-10-1.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-glagolov-klass-3146207.html