Личные окончания глаголов
О чем эта статья:
Лицо и окончания глаголов
Для начала вспомним определение глагола.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».
Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:
Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.
С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.
В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:
1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:
- я плаваю — мы плаваем;
- я смеюсь — мы смеемся.
2. Второе лицо отражает действие собеседника:
- ты плаваешь — вы плаваете;
- ты смеешься — вы смеетесь.
3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:
- он, она, оно плавает — они плавают;
- он, она, оно смеется — они смеются.
Правописание личных окончаний глаголов
Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.
Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях.
В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов:
- I спряжение: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют);
- II спряжение: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят).
Приведем примеры личных окончаний глаголов в таблице:
Управляю
Выберу
Управляем
Выберем
Спорю
Понравлюсь
Спорим
Понравимся
Управляешь
Выберешь
Управляете
Выберете
Споришь
Понравишься
Спорите
Понравитесь
Управляет
Выберет
Управляют
Выберут
Спорит
Понравится
Спорят
Понравятся
Алгоритм написания личных окончаний глаголов:
- Убедиться, что глагол употреблен не в форме повелительного наклонения или прошедшего времени — для них действуют другие правила. Личные окончания есть только у глаголов в форме настоящего или будущего времени.
- Если в слове есть приставка вы-, нужно ее убрать, проверить ударное окончание и написать ту букву, которую мы слышим под ударением. Например, если убрать приставку у глагола выбер_шь, получится берешь. Под ударением в окончании буква е, значит, ее мы и пишем: выберешь.
- Если приставки вы- нет, нужно поставить глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?) и определить спряжение. Дальше остается выбрать из соответствующего столбика нужное окончание.
Чтобы писать личные окончания глаголов правильно, нужно:
- отличать личные формы глагола от других;
- уметь ставить глагол в неопределенную форму;
- знать глаголы-исключения;
- уметь определять тип спряжения;
- помнить, что в I спряжении в личных окончаниях стоят буквы е, ю, у, а во II спряжении — и, а, я.
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.
Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.
По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:
- Глаголы с инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить);
- Семь глаголов с инфинитивом на -еть: вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть;
- Четыре глагола с инфинитивом на -ать: слышать, гнать, держать, дышать.
Все остальные глаголы относятся к I спряжению.
Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:
- Ставим глагол в неопределенную форму («что делать?», «что сделать?»).
- Выясним, какая гласная буква стоит перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить).
- По этой гласной букве определяем I или II спряжение (учитываем глаголы-исключения).
- Выбираем гласную букву е/и, а/я или у/ю в безударном окончании.
Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.
Правописание разноспрягаемых глаголов
Разноспрягаемые глаголы — особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать, хотеть, чтить.
Хочу
Бегу
Чту
Хотим
Бежим
Чтим
Хочешь
Бежишь
Чтишь
Хотите
Бежите
Чтите
Хочет
Бежит
Чтит
Хотят
Бегут
Чтут (чтят)
Также есть два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать. Посмотрите на парадигму их спряжения в таблице:
Дам
Ем
Дадим
Едим
Дашь
Ешь
Дадите
Едите
Даст
Ест
Дадут
Едят
Некоторые глаголы невозможно употребить в форме 1-го лица единственного числа, например: победить, гудеть.
Правописание неопределенной формы глагола
Напомним: чтобы определить, к какому спряжению относится глагол, нужно поставить его в начальную форму («что делать?», «что сделать?») и посмотреть, на что этот глагол заканчивается.
Правописание «не» с глаголами
Отрицательная частица «не» с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без начального не- не употребляются.
«Не» с глаголами пишется раздельно
Если в предложении встретились два слова разных частей речи, «не» и глагол, то в их написании применяем правило орфографии русского языка.
Чтобы понять, когда «не» пишется раздельно со словами этой части речи, сравним два предложения.
Солнце еще не взошло над лесом.
В первом предложении употребляется глагол «взошло» поясняет существительное «солнце». Все предложение имеет утвердительное значение. Во втором предложении этот же глагол имеет частицу «не», которая придает предложению отрицательный смысл:
солнце не взошло.
Частица «не» — это вполне самостоятельное слово служебной части речи, которое пишется раздельно с глаголами в разных грамматических формах:
Но не со всеми глаголами «не» пишется раздельно. Рассмотрим, в каких случаях «не» следует написать слитно.
«Не» с глаголами пишется слитно
В русском языке существует ряд слов этой самостоятельной части речи, с которыми начальный элемент не- пишется слитно. В этих случаях не- является приставкой или частью корня, без которого слово просто не существует как самостоятельная лексическая единица.
Примеры глаголов
- негодовать
- недоумевать
- нездоровится
- неволить
- неймётся
- ненавидеть
- невзлюбить
- неистовствовать
- несдобровать
- невзвидеть света.
Примеры предложений
Ему, как заядлому рыбаку, с раннего утра неймется идти на озеро.
Кажется, она невзлюбила меня с первой же минуты встречи.
Ты хочешь неволить сына учиться этому ремеслу, к которому у него душа не лежит?
Ну, теперь всем нам явно несдобровать!
Написание глаголов с недо- и не до-
В морфемном составе некоторых глаголов отметим сложную приставку недо-, которая пишется слитно. Такие глаголы обозначают законченное действие, которое выполнено некачественно, ниже какого-уровня, не соответствует норме, например:
- недовесить (взвесить меньше положенного);
- недоедать (голодать);
- недосыпать (спать мало);
- недослышать (плохо слышать).
Чтобы выбрать слитное написание не- с глаголом, применим следующий прием: заменим недо- на приставку пере-, имеющую противоположное значение превышения нормы. Если эта замена состоится, значит, недо- пишется слитно с глаголом.
Понаблюдаем:
- недоварить кашу — переварить кашу;
- недовыполнить задание — перевыполнить задание;
- недооценить противника — переоценить противника;
- недобрать вес — перебрать вес.
Укажем список глаголов, которые без не- не употребляются:
Частица «не» пишется раздельно с глаголом, имеющим приставку до-, если он обозначает, что действие начато, но не закончено, не доведено до конца.
Сравним:
- недожарить мясо (мясо сырое) — не дожарить мясо (оставить на потом).
- недоговаривает (утаивает) из-за хитрости — не договорить до конца (прервать разговор);
- недослышать (плохо слышать) — не дослушать рассказ (закончить слушать);
- недосмотреть молоко — не досмотреть спектакль до конца;
- недосчитаться денег — не досчитать до пятидесяти.
У таких глаголов часто имеется дополнение с предлогом «до»:
- не добежать (до чего?) до финиша;
- не донести до дома;
- не дочитать журнал до конца.
В контексте по смыслу различаем глаголы «недоставать» в значении «не хватать» и «не доставать» — «не достигать, не дотягиваться до чего-либо».
Ей вечно чего-то недоставало в жизни!
Малыш еще не достает до стола.
Видеоурок «Правописание НЕ с глаголами»
Урок русскоко языка » Личные окончания глаголов. Не с глаголами.»
Тема: Личные окончания глаголов. Не с глаголами.
Цель: 1. повторить материал о написании НЕ с глаголами (курс начальной школы), познакомиться с глаголами-исключениями; формировать навык правописания НЕ с глаголами;
2. развивать умение работать самостоятельно; развивать умение кодировать большой объем информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения.
3. воспитывать культуру поведения при фронтальной, парной и индивидуальной работе, привлечь внимание учащихся к роли труда в жизни человека.
Методы : словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение, эвристический, частично-поисковый.
Оборудование: медиапрезентация, дидактический материал, иллюстрации.
II. Проверка домашнего задания.
III. Распределительный диктант.
Как сказать иначе? Учитель читает лексическое значение слова, ученики записывают слова по столбикам (1 спряжение, 2 спряжение).
Обратиться к кому-либо с вопросом (спросить).
Переместить снизу вверх (поднять).
Становиться зелёным (зеленеть).
Сделать чистым (чистить).
Отдавать деньги за покупку (платить).
Бояться опоздать куда-либо (спешить).
Убрать сорняки на грядке (полоть).
IV. Изучение нового материала:
На доске написаны пословицы: (Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. В чужом доме (не) указывают. (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя. Лодырю всегда (не) здоровится.
— Прочитайте пословицы вслух. Найдите признаки, по которым пословицы можно объединить между собой. (Во всех пословицах речь идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Во всех есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголами).
V. Закрепление нового материала.
1. Собрать пословицы, записать.
Кто (не)работает, (не)трудиться, (не)посеешь, (не)бросай, без беды, врагу (не)кланяйся, доброе дело, чего себе (не)хочешь, учись доброму.
Тот (не)ест, так и хлеба (не)добиться, урожай (не)соберешь, товарища в (не)счастье, друга (не)узнаешь, для друга жизни (не)жалей, без награды (не)останется, того и другому (не)делай, худое на ум (не)пойдёт.
VI. Физминутка. Поплавки
Работа с текстом
— Прочитайте то, что записано на доске. Является ли это текстом?
— А в каком порядке нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст? (3,4,1,5,2).
— Какова основная мысль этого текста?
(Поведение человека зависит от многого: от воспитания, знания необходимых правил и в большей степени от его совести). Запишите готовый текст, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.
1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью.
2. Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.
3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.
4. Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст.
5. На работе (не) схалтурит.
Чтобы осень не промокла, не раскисла от воды, превратил он лужи в стекла, сделал снежными сады (мороз).
Он всюду, в поле и в саду, но в дом не попадет. И никуда я не пойду, покуда он идет (дождь).
Бежит, бежит, не выбежит. Течет, течет , не вытечет (река).
Всегда во рту, а не проглотишь (язык).
Сроду он не ест, не пьет песни звонкие поет. И с урока на урок подает свой голосок (звонок).
Овсом не кормят, кнутом не гонят. А как пашет – семь пудов тащит (трактор).
VI.Контроль и самоконтроль знаний. Работа по карточкам.
1 вариант. Спишите, распределяя глаголы в два столбика (листочки) с
не пишутся раздельно | с не пишутся слитно
(Не)забыл, (не)здоровилось, (не)здоровался, (не)(до)смотреть за ребенком . (не)хотел, (не)участвовал, (не)был, (не)взлюбила; (не)услышиш…; (не)пробежал; (не)навидел; (не)терпел; (не)годовал.
2 вариант. Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
(Не)чу_ствуешь усталости; (не)уча_ствуешь в соревновани_; (не)был на собрани_; (не)дойдешь до станци_; брату (не)здоровилось; (не)(до)смотреть фильм, (не)увидишь в здани_; (не)навидел лож_; (не)изв_нился перед товарищем.
— Наш урок подошёл к концу.
— Над какой темой мы сегодня работали?
— Чему мы научились?
— Какой алгоритм составили?
Рефлексия Устная работа «Закончи предложение»
http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/ne-s-glagolami.html
http://infourok.ru/urok-russkoko-yazyka-lichnye-okonchaniya-glagolov-ne-s-glagolami-4109085.html