Глагол правописание ь на конце

Мягкий знак в глаголах

Мягкий знак в гла­го­лах пишет­ся в несколь­ких грам­ма­ти­че­ских фор­мах соглас­но пра­ви­лу орфографии.

В рус­ском язы­ке бук­ва «ь» не обо­зна­ча­ет зву­ка. Она при­ме­ня­ет­ся как раз­де­ли­тель­ный знак, для выра­же­ния мяг­ко­сти соглас­ных, а так­же для обо­зна­че­ний неко­то­рых грам­ма­ти­че­ских форм раз­ных частей речи, напри­мер суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода III скло­не­ния (вещь, пустошь).

Инфинитив

2 л., ед.ч.

Повелительное накло­не­ние

Возвратная фор­ма с чься⁄
ться

3 л., ед. и мн. ч.
тся

МЯГКИЙ ЗНАК В ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМАХ
печ ь
теч ь
леч ь
береч ь
стрич ь
моч ь
толоч ь
спиш ь
даш ь
еш ь
сорвёш ь
сорвёшьс я
можеш ь
шьёш ь
тыч ь , тыч ь те
маж ь , маж ь те
еш ь , еш ь те
спряч ь , спряч ь те
плач ь , плач ь те
уве­лич ь , уве­лич ь те
реж ь , реж ь те
печ ь ся
береч ь ся
стрич ь ся
сорват ь ся
пря­тат ь ся
пла­кат ь ся
уве­ли­чит ь ся
печёт­ся
бере­жёт­ся
стри­жёт­ся
сры­ва­ет­ся
пря­чет­ся
пла­чет­ся
уве­ли­чи­ва­ет­ся
Пиши с «ь», если в вопро­се к воз­врат­но­му гла­го­лу есть «ь» (что сде­лать? умы­вать­ся); если в вопро­се нет «ь», нуж­но писать без «ь» (что сде­ла­ют? умо­ют­ся).

Рассмотрим более подроб­но, когда исполь­зу­ет­ся мяг­кий знак в гла­го­лах в соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфографии.

Мягкий знак в неопределённой форме глагола

В рус­ском язы­ке гла­гол, как само­сто­я­тель­ная часть речи, име­ет обшир­ную систе­му грам­ма­ти­че­ских форм. Его началь­ной фор­мой явля­ет­ся неопре­де­лён­ная фор­ма, или инфи­ни­тив, к кото­ро­му мож­но задать вопро­сы что делать? что сделать?

Эти вопро­сы ука­зы­ва­ют и под­ска­зы­ва­ют, что при напи­са­нии гла­го­лов в неопре­де­лён­ной фор­ме обя­за­тель­но сле­ду­ет поста­вить мяг­кий знак неза­ви­си­мо от того, каким соглас­ным, звон­ким или глу­хим, закан­чи­ва­ет­ся слово.

Понаблюдаем:

  • (что делать?) желать, полоть, сто­ро­жить, веять;
  • (что сде­лать?) сбе­речь, отвлечь, зажечь­ся, отпи­сать­ся.

Если гла­гол высту­па­ет в воз­врат­ной фор­ме, то ана­ло­гич­но зада­ём к нему соот­вет­ству­ю­щий вопрос. Мягкий знак сохра­ня­ет­ся в окон­ча­нии неопре­де­лён­ной фор­мы воз­врат­но­го гла­го­ла перед пост­фик­сом -ся:

Видеоурок «Правописание «ь» в глаголах неопределённой формы

Мягкий знак в форме 2 лица глагола

Буква «ь» исполь­зу­ет­ся в напи­са­нии окон­ча­ния фор­мы 2 лица един­ствен­но­го чис­ла гла­го­лов насто­я­ще­го и буду­ще­го времени:

  • ты (что дела­ешь?) по ёшь , слав ишь ;
  • ты (что сде­ла­ешь?) нари­су ешь , покорм ишь .

Мягкий знак в повелительном наклонении глагола

Повелительное накло­не­ние харак­тер­но тем, что гла­гол име­ет грам­ма­ти­че­скую фор­му 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла. В отли­чие от фор­мы гла­го­ла 2 лица изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния сло­во выра­жа­ет побуж­де­ние к дей­ствию в виде прось­бы, при­ка­за, поже­ла­ния, запрета:

В орфо­гра­фии рус­ско­го язы­ка в напи­са­нии этих форм гла­го­ла не обой­тись без мяг­ко­го знака.

Мягкий знак пишет­ся в фор­мах един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла после соглас­ных и у воз­врат­ных глаголов:

Особое вни­ма­ние уде­лим напи­са­нию мяг­ко­го зна­ка после шипя­щих соглас­ных «ж» и «ш», кото­рые соот­вет­ству­ют твёр­дым зву­кам в рус­ском язы­ке. Мягкий знак не выра­жа­ет мяг­кость этих соглас­ных, а слу­жит для обо­зна­че­ния форм пове­ли­тель­но­го накло­не­ния глагола:

Итак, в рус­ском язы­ке соглас­но пра­ви­лу мяг­кий знак в гла­го­лах пишет­ся в сле­ду­ю­щих грам­ма­ти­че­ских формах:

  • в неопре­де­лён­ной форме;
  • в фор­ме 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го лица насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го наклонения;
  • в фор­мах пове­ли­тель­но­го наклонения.

Чтобы усво­ить это напи­са­ние, поупраж­ня­ем­ся, вста­вив, где необ­хо­ди­мо мяг­кий знак.

Упражнение

Необходимо при­влеч… вни­ма­ние обще­ствен­но­сти к этой проблеме.

Будьте доб­ры, отправ…те это пись­мо заказ­ной почтой.

Мы ушли на реку, а вер­ный пёс остал­ся сте­реч… дом.

Съеш…те на зав­трак омлет и греч­не­вую кашу.

Как мне увлеч… сына игрой в теннис?

Обознач…те, пожа­луй­ста, каран­да­шом все труд­ные слу­чаи напи­са­ния слож­ных слов.

Видеоурок

Мягкий знак после шипящих в глаголах — правила, примеры и упражнения

Употребление мягкого знака в глаголах

Правописание мягкого знака в глаголах не зависит от рода, которым, к примеру, регулируется его использование в именах существительных. У этой части речи знак «ь» указывает на глагольные формы. Так, мягкий знак после шипящих пишется в словах:

  • инфинитивах (неопределённой форме глагола) — отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?»;
  • окончаниях глаголов изъявительного наклонения во втором лице единственного числа — в сочетании или потенциальной возможностью применения местоимения «ты»;
  • глаголах повелительного наклонения второго лица как единственного, так и множественного числа — в форме слова идёт прямое указание на действие (местоимения «ты» и «мы»).

Следует отметить, что мягкий знак также сохраняется после шипящих в глаголах, заканчивающихся на суффиксы «-ся» и «-те». В этом случае речь идёт о так называемых возвратных глаголах.

Исключения из правил

Как и любые правила, употребление знака «ь» в глагольных словоформах имеет исключения. Здесь следует чётко различать морфемы, в которых встречается шипящий звук.

Так, в корне глаголов после шипящего и перед последующей согласной буквой мягкий знак не употребляется. Примерами таких исключений могут служить слова и словосочетания вроде «не обожгись», «не сочти за обиду», «начни», «прочти».

Примеры использования

Для лучшего запоминания правила следует использовать примеры. Так, мягкий знак употребляется в следующих случаях.

После «ж», «ч», «ш», «щ» в глаголах неопределённой формы (инфинитив):

  • сберечь (деньги);
  • отвлечь (внимание);
  • достичь (победы);
  • беречь (тетрадь);
  • стеречь (отару);
  • предостеречь (об угрозе);
  • залечь (на дно);
  • увлечь (за собой);
  • налечь (на пищу);
  • развлечь (присутствующих);
  • слечь (в кровать);
  • испечь (хлеб);
  • отсечь (лозу);
  • жечь (костёр);
  • зажечь (свечу);
  • прижечь (рану);
  • обжечься;
  • стричь (волосы);
  • засечь (врага);
  • стричься (под каре);

После «ж», «ч», «ш», «щ» в глагольных формах изъявительного наклонения во 2 лице единственного числа:

  • красишь (стол);
  • думаешь (над книгой);
  • читаешь (газету);
  • строгаешь (доску);
  • мечтаешь (о счастье);
  • выдумываешь (небылицы);
  • танцуешь (вальс);
  • нарисуешь (картину);
  • уйдешь (домой);
  • снимешь (шляпу);
  • повесишь (пальто);
  • уберёшь (комнату);
  • отнесёшь (книгу);
  • выловишь (рыбу);
  • запрёшь (дом);
  • улыбнёшься (над шуткой);
  • отправишься (в путешествие);
  • распишешься (в документе);

После шипящих в глаголах изъявительного наклонения 2 лица единственного и множественного чисел:

  • ограничь, ограничьте (себя в еде);
  • нарежь, нарежьте (порции);
  • обеспечь, обеспечьте (успех);
  • спрячь, спрячьте (вещи);
  • уничтожь, уничтожьте (доказательства);
  • подытожь, подытожьте (результат);
  • отважься, отважьтесь (на поступок);
  • поешь, поешьте (пиццу);
  • утешь, утешьте (друга);
  • потешь, потешьте (публику);
  • обрежь, обрежьте (края).

Для лучшего запоминания орфограмм необходимо больше практиковаться в склонении глаголов по лицам. Также важно использовать правильную форму слова при спряжении.

Упражнения для запоминания

После изучения теоретической части правила важно закрепить полученные знания разными упражнениями. Так, может использоваться заполнение специальной таблицы из двух столбцов, в один из которых заносятся слова с «ь», в другой — без. Перечень слов даётся под диктовку в произвольном порядке: ляг, спрячь, уберёшь, финиш, сможешь, маг, ставим, жечь, поешьте, уйди.

Кроме того, можно попрактиковаться делать вывод о действии на основании двух других глаголов (желательно выполнить упражнение также под диктовку). Перечень слов: просеиваешь, месишь (вывод о действии — печёшь); садишь, поливаешь (растишь); оглядываешься, торопишься (убегаешь), бегаешь, плаваешь (закаляешься); целуешь, обнимаешь (любишь).

Еще одно упражнение — записать русские пословицы на основании их значений:

  • чтобы чего-то добиться, необходимо много трудиться — «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»;
  • прежде чем что-то сделать, необходимо всё рассчитать и продумать — «Семь раз отмерь, один — отрежь»;
  • нельзя говорить о каком-либо достижении до полного окончания дела — «Не говори „гоп“, пока не перепрыгнешь»;
  • делая что-то не торопясь, быстрее можно достичь успеха в деле — «Тише едешь — дальше будешь»;
  • если спешить с выполнением поставленной задачи, то можно попасть в курьёзную ситуацию — «Поспешишь — людей насмешишь».

Упражнения лучше всего проводить под диктовку. Также можно воспользоваться специальными рабочими тетрадями или материалами из интернета.

Диктанты для закрепления знаний

Заключительной частью изучения правила является проверка усвоенного материала. Проверить полученные знания помогут диктанты. Краткие примеры таких текстов:

  1. Если посмотреть вокруг — всюду увидишь следы человеческой деятельности. Заводы и фабрики, дома и школы, мебель и предметы быта — всё это придумала и создала человеческая мысль. Когда начнёшь свой трудовой путь, ты узнаешь цену труда. Ты должен не только сохранить, но и приумножить богатства своей родины и всего человечества. Для этого необходимо хорошо учиться, чтобы после обучения стать достойным человеком.
  2. Когда солнечным утром пойдёшь в лес, то заметишь на траве россыпи алмазов. Все они блестят и переливаются на солнце разными цветами. Если подойдёшь поближе, то поймёшь, что это капли росы играют в лучах небесного светила на листьях травы. Если сорвёшь один из них, то увидишь, как они мгновенно скатываются по зелёному стеблю. Бывало, сорвёшь такую «россыпь», выпьешь — и вкуснее всего покажется эта живительная влага. И никакой другой напиток не сравнится с капелькой этого природного бриллианта.
  3. Какой проснёшься ты сегодня? Каким цветком заворожишь? Быть может, заводью спокойной, иль ураганом пролетишь? Как ты посмотришь в очи солнцу? Как птиц услышишь тихий свист? Зажмурясь и раскрыв оконце! Как мир прекрасен, светел, чист! Как ты встречать меня решила? Прогонишь или обовьёшь? Скучала, иль давно забыла? Иль впрямь ждала, иль это ложь?
  4. Мне очень хотелось отвлечься от грустных мыслей, не думать ни о чём и просто забыться в объятиях природы. Ты поймёшь всю важность того, что имеешь, лишь тогда, когда потеряешь. Попробуйте опереться на трость и пройти весь путь до конца. Не сочти за наглость, но твой вклад в этот успех был невелик. Ты не смеешь требовать от меня того, чего сам не умеешь. Пока не попробуешь всю тяжесть труда — не сможешь насладиться его плодами.

Важно помнить, что для достижения нужного показателя в изучении орфограммы необходимо закрепить не только теоретические основы. Следует применять все виды упражнений для запоминания.

Изучение орфограммы в учебных заведениях

Это правило изучается в школах Российской Федерации на уроках русского языка в 4 классе. Рекомендованы учебники и рабочие тетради авторства С. В. Иванова и М. И. Кузнецовой.

В ВУЗах изучение орфограммы проходит в курсе языкознания. Рассматривается использование буквы в историческом контексте. Если после реформы русского языка в 1918 году использование твёрдого знака на конце слов было отменено, то мягкий знак остался. Не смягчая шипящие и не являясь разделительным, он, в данном случае, бывает выражением грамматической формы слова.

Правила написания мягкого знака в глаголах после шипящих

Мягкий знак – буква, не имеющая звука, смягчает впереди стоящую согласную, несёт разделительную функцию, а также служит показателем грамматической формы. Применяется в различных частях речи. В русском языке изучение разбито на отдельные темы, какую роль играет мягкий знак в существительных, наречиях, глаголах, частицах после шипящих. Рассмотрим подробно его правописание во всех видах глагола.

Функции мягкого знака

Имеет 3 функции:

  1. Разделительная. Написание после согласных в середине слова перед гласными и, ё, ю, я, е как существительного, так и глагола.
    Например: вьюга, муравьи, льёт, полью.
  2. Выражает мягкость согласных (исключаются Ч, Щ, Ж, Ш):
    – для смягчения согласного на конце слова (оставить, потратить);
    – в середине слова перед согласным твёрдым (письмо, борьба).
  3. Показатель грамматической формы графическое отображение слова при его изменении. Пишется после согласных:
    – мягких Щ, Ч;
    – твердых Ж, Ш.

В данном случае представлен графическим знаком и не выполняет роль смягчения, а имеет только грамматическое значение:

  • в окончаниях существительных в женском роде: мышь, ночь;
  • во всех формах глагола: спишь, лечь, съешь;
  • в наречиях: прочь, вскачь;
  • в частицах: лишь, ишь.

Мягкий знак в глаголах после шипящих

В глаголах после шипящих ставим мягкий знак в следующих случаях:

  • в безличной форме (инфинитиве) (жечь, достичь);
  • во 2 лице (ты, вы) изъявительного наклонения (красишь, снимешь);
  • в повелительном наклонении (поешь, спрячь).

Сохраняется в возвратных на -ся (беречься, обжечься).

Следует помнить исключительный случай, что знак мягкости после шипящих в корне перед согласной не ставится (начни, прочти, сочти, не обожгись).

Неопределенной формы

У каждого глагола есть неопределенная (неличная) форма, отвечающая на вопросы “что делать?”, “что сделать?”.

Эта форма не имеет времени, числа, рода, лица. Если она заканчивается на , всегда дописываем знак мягкости.

2-го лица изъявительного наклонения

Изъявительное указывает на действие, фактически произошедшее, происходящее или которое когда-нибудь произойдёт. Изменяется по временам, числам и лицам. Во 2-м лице (ты, вы) в настоящем и будущем времени, мягкий знак пишем после шипящего на конце слова и перед -ся.

Повелительного наклонения

Повелительное передаёт действие, направленное на собеседника в виде совета, просьбы, запрета, приказа. Имеет форму 2-го лица, изменяется по числам, не склоняется по временам. В повелительном наклонении после шипящих на конце глаголов пишется Ь. Написание мягкого знака сохраняется после шипящих перед -те и -ся.

Сводная таблица правил

Наблюдение за письменной речью свидетельствует, что встречается немало ошибок и отклонений от орфографических норм. Практическое назначение сводной таблицы правил – дать представление о существующих нормах и помочь разобраться в написании для более эффективного визуального запоминания.

Мягкий знак в глаголах после шипящихПримеры
1. Пишется, если глагол имеет форму:
— неопределеннуюСжечь мосты, залечь на дно
— 2 лицо изъявительного наклоненияПосадишь растение и ждешь урожая.
— повелительное наклонениеОтрежь хлеба кусок.
2. Не пишется:
— в корне перед согласнойПрочти эту книгу.

Изучая данную орфограмму, закрепите свои знания, выполняя упражнения. Самый лучший вариант – написание диктантов.


источники:

http://nauka.club/russkiy-yazyk/orfografiya/myagkii-znak-posle-shipyashchikh-v-glagolakh.html

http://kakpishem.ru/chasti-rechi/glagol/pravila-napisaniya-myagkogo-znaka-v-glagolah-posle-shipyaschih.html