Глагол правописание родовых окончаний

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

для дистанционного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
23_aprelya_pravopisanie_rodovyh_okonchaniy_glagolov_v_proshedshem_vremeni.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

Перед выполнением рекомендован для просмотра видеоурок:

Учебник: Русский язык – 4, 2 часть с.110-112

Работа по учебнику упр.231

Прочитайте таблицу. Поставьте вопрос к каждому глаголу. Сравните окончания в вопросах
и в глаголах. Ответьте на вопросы учебника.

Вывод: формы прошедшего времени образуются от основы инфинитива или прошедшего времени с помощью суффикса -л- и окончаний рода и числа. В формах мужского рода единственного числа показателем рода и числа является нулевое окончание. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам. Форм лица у них нет

Работа по учебнику упр.232

Лить – лил, лил лил лил

Плыть – пил, пил пил пил

Спать – спал, спал спал спал

Начать – начал, начал начал начал

Понять – понял, понял понял понял

Запиши глаголы в прошедшем времени
в мужском, женском и среднем роде и во множественном числе. Выдели окончания. Обозначь ударение. Правильно произноси глаголы.

Работа по учебнику упр.237

Образец: Заобижала (ж. р.)

Выпиши глаголы, которые в единственном числе изменяются по родам. Укажи их род.

Работай по образцу.

Выполни морфологический разбор слова меня.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения урока русского языка в 4 классе. Программа «Начальная школа XXI века».

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени» дан на материале, посвященном победе в Великой Отечественной вой.

Словарные слова, связанные с войной; объяснение лексического значения слова победа(толковый словарь С.И.Ожегова); работа с текстом.

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. Цель: создать содержательные и организационные условия для формирования умения автоматически и безошибочно выпо.

Презентация «Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени» 4 класс УМК «Начальная школа 21 века&quot.

Цели деятельности учителя: формирование умений определять род в глаголах прошедшего времени;ознакомление учащихся с умением определять род в глаголах прошедшего времени.Планируемые результатыПредметны.

как понять окончание родовые или личные

1. Личное окончание.
Правописание личных окончаний глаголов зависит от того, к какому типу спряжения относятся данные глаголы.
Различаются личные окончания глаголов в настоящем и в будущем времени:
— в I спряжении: -ешь, -ет, -ем, -ете-, -ут или -ют;
— во II спряжении: -ишь, -ит, -им, -ите, -aт или -ят.

У глаголов прошедшего времени личного окончания нет (окончания, которое указывало бы на лицо. Сравним: я иду, ты идёшь, он идёт; окончание -у указывает на первое лицо, -ёшь указывает на второе лицо, -ёт — на третье лицо) .

2. Родовое окончание.
Глагол в прошедшем времени в единственном числе изменяется по родам: катер приплыл, лодка приплыла, судно приплыло.

Мужской род родового окончания не имеет (нулевое окончание) : приплыл.
В женском роде родовое окончание -а: приплыл-а.
В среднем роде родовое окончание -о: приплыл-о.

Эти окончания указывают на единственное число этого глагола,
а во множественном числе глагол прошедшего времени по родам не изменяется и имеет окончание –и (мальчики играл-и, девочки играл-и) .

1.«На род глаголов указывают окончания только прошедшего времени единственного числа, потому их и называют родовыми» ;

2.«Глаголы в настоящем времени изменяются по числам и лицам. Поэтому их окончания, по которым можно узнать лицо, называют личными» ;

3.«Окончания глаголов в будущем и настоящем времени одинаковы. В будущем, как и в настоящем, они сообщают о лице глагола, потому и называются тоже личными»

Правописание личных окончаний глаголов зависит от того, к какому типу спряжения относятся данные глаголы.
Различается написание личных окончаний глаголов в настоящем или будущем простом времени:

а) в I спряжении: -ешь, -ет, -ем, -ете-, -ут или -ют;
б) во II спряжении: -ишь, -ит, -им, -ите, -aт или -ят.

Глагол в прошедшем времени в единственном числе изменяется по родам:
пароход отплыл, лодка отплыла, судно отплыло.

В мужском роде родового окончания нет: взял
В женском роде родовым окончанием является -а: взял-а
В среднем роде родовым окончанием является -о: взял-о.

Во множественном числе глагол прошедшего времени по родам не изменяется и имеет окончание -и.
Сравните: ученики читал-и – ученицы читал-и.

Конспект урока русского языка «ПРАВОПИСАНИЕ РОДОВЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ » (4 класс))

Тема : Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные: читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Организационная структура урока

-Ребята. Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь. Присаживайтесь

— Послушайте такую притчу.

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладони бабочку он спросил: «Скажи. мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая — выпущу» Мудрец посмотрел на него, подумал и сказал : «Все в твоих руках» (слайд 2)

— В ваших руках наша работа на уроке, наше внимание, старание.

Сегодня мы продолжим исследовать и постигать тайны русского языка, такого сложного, но такого интересного

-Ну, что же в путь!

Слушают. Принимают информацию

Осуществлять
актуализацию личного жизненного опыта. Слушать
в соответствии с целевой установкой. Принимать
и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу
полученного
задания

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

-Начнем с проверки домашнего задания. Откройте тетради. Какие глаголы прошедшего времени вы образовали от глаголов неопределенной формы

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Плыть – плыл, плыла, плыло, плыли.

Спать – спал, спала, спало, спали

Проводит минутку чистописания .

Какую задачу мы поставим перед собой на минутке красивого письма?

– Пропишите заглавную и строчную букву Бб и ее соединения с другими буквами.

— Обменяйтесь тетрадями и подчеркните самую красивую букву

-Дайте характеристику букве Б

– Запишите слово «береза» и подберите однокоренные слова к этому слову

Написать очень красиво.

Вспоминаем, как надо сидеть во время письма.

Береза — березовый, подберезовик.

Работа над словом

Дайте лексическое значение слову «береза»

Пока дети высказывают свои мысли – один ученик ищет в толковом словаре это слово и зачитывает ( слайд 3,4)

— А вот еще интересные факты о березе:

Благодаря тёмным полоскам и чёрточкам белая берёза без труда способна переносить как жару, так и холод. Когда становится слишком жарко, они открываются и пропускают внутрь растения воздух, в морозы, наоборот, плотно закрываются и не дают замёрзнуть.

– Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы

-Сделайте синтаксический разбор предложения.

-Дайте характеристику предложению

— Разгадайте ребус (слайд 5)

,,

Вспомним ,что мы уже знаем о глаголе

Проведем игру «Дополни предложение» (слайд 6)

Игра «Дополни предложение»

Учащиеся отвечают на вопросы игры.

– Глагол – это часть . (речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?) .

– Глаголы изменяются по . (временам) .

– Спряжение – это . (изменение глаголов по лицам и числам) .

– Спрягаются только глаголы в . (настоящем и будущем времени) .

– В прошедшем времени глаголы изменяются по . (числам) , а в единственном числе . (по родам) .

– Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. (Суффиксы -ть-, -ти-, -чь-.)

– На какую форму глагола указывает суффикс -л- ? (На форму глаголов прошедшего времени.)

IIIФормулировка темы урока и постановка целей

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

— Прочитайте стихотворение (слайд 8)

-Чем интересно это стихотворение?

-В каком времени употреблены глаголы? Докажите.

-Что обозначают глаголы прошедшего времени?

-Как вы думаете. Какая тема нашего урока?

– Определите цели урока

Правильно, мы продолжаем работать с вами с самой сложной частью речи «Глагол»

-Сегодня мы узнаем, как изменяются глаголы в прошедшем времени

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся.

Отдернул, зажмурился, встал, потянулся.
Взглянул, причесался, намылил, умылся
Зевнул, улыбнулся, почистил, побрился,

Оно состоит из глаголов

-В прошедшем, так как они отвечают на вопрос- что сделал? И имеют суффикс –л-.

Глаголы прошедшего времени обозначают действия, которые происходили до момента речи.

— Повторить все, что нам известно о глаголах в прошедшем времени, узнать новые сведения

-Научиться определять родовые окончания в прошедшем времени

Принимать и сохранять учебную задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Работа в группах

Мы многое уже узнали о глаголе, проявите свои знания в составление «синквейна»

-Работаем в группах

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Рассмотрите глаголы прошедшего времени на экране.

Он таял – нулевое окончание.

– Определите число данных глаголов.

– Как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе? Какого рода могут быть глаголы? На какой вопрос отвечают данные глаголы? Какие они имеют окончания?

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила.

Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

– Данные глаголы изменяются по родам. Глаголы мужского рода отвечают на вопрос «что делал?», «что сделал?», имеют нулевое окончание. Глаголы женского рода отвечают на вопрос «что делала?», «что сделала?». имеют окончание . Глаголы среднего рода отвечают на вопрос «что делало?», «что сделало?», имеют окончание .

Осуществлять анализ объектов. Осуществлять контроль по результату

Какой вывод можно сделать?

– Рассмотрите глагол «таяли». Какого числа этот глагол? Можно ли определить род глаголов во множественном числе? – Сформулируйте вывод.

-А я добавлю новое для вас: суффикс -л- не входит в основу слова – помните это при разборе

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам .

– Во множественном числе род глаголов определить нельзя.

– Во множественном числе глаголы прошедшего времени имеют окончание — и , отвечают на вопросы «что делали?», «что сделали?». Во множественном числе глаголы прошедшего времени по родам не изменяются

Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени. Выделите суффикс прошедшего времени и личные окончания.

Рассуждайте по образцу:

(Что делать?) Учить – (он что делал?) учил, она (что делала?) учила, оно (что делало?) учило, они (что делали?) учили

Работа по учебнику (упражнение 233)

Откройте учебники
– Прочитайте. Определите, какой частью речи являются слова, в которых выделена буква «о». Объясните свой ответ. Укажите над этими словами часть речи.

– Какой значимой частью слова является выделенная в словах часть: окончанием или суффиксом?

– Спишите. Выделите родовые окончания глаголов

Списывают. Выделяют родовые окончания глаголов прошедшего времени.

Всё загудел (гл.), всё блеснул (гл.),

Так стало шумно (наречие) и светло (наречие)!

В лазури облако (сущ.) блеснул (гл.),

Как лебединое крыло (сущ.).

Выполняют разбор слова по составу

Выполняют морфологический разбор слова Блеснуло – гл., что сделало?, нач. ф. – блеснуть, совершенный вид, невозвр., I спряжение, прошедшее время, ед. ч., ср. р., сказуемое

Физкульт минутка (музыкальная)

А сейчас мы с вами отдохнем

V. Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику (упражнение 234).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

– Спишите скороговорки, вставляя пропущенные окончания глаголов.

– Проверьте, умеете ли вы быстро, правильно,четко и ясно произносить скороговорки.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Применяют новые знания на новом языковом материале.

Работают в парах. Произносят скороговорки. Списывают скороговорки, вставляя пропущенные окончания глаголов .

Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила, мышки сушки кушать стали, зубы сразу все сломали.

Лариса у Бориса нарвала барбариса и компот из барбариса наварила для Бориса.

Выполняют разбор глаголов по составу.

Осознанно
и произвольно строить
речевое высказывание
в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи.

А сейчас работа в парах

-Рассмотрите картинки и составьте по ним глаголы в прошедшем времени.

Составляют глаголы в прошедшем времени

Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре

VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению при-обретенных

(Работа по карточкам)

-У вас на столах лежат карточки

Вставьте где нужно пропущенные окончания глаголов, выделите их.

Обобщают способы действия по правилу

Зима прошл… , настала весна. На березах набухл… почки. Солнышко пригрел… и побежал…ручейки. Появил…ся первый подснежник. Он выглянул… робко и несмело.

Понимать
на слух ответы одноклас-сников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания..

VII. Итог урока. Рефлесия. Оценивание

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.

А сейчас мы составим «Кластер», Что мы узнали о глаголе в прошедшем времени?

– Расскажите о правописании родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

– Понравилась ли вам работа на уроке?

— Оцените свою работу на уроке весенними цветочками

Красный – было трудно

Желтый – не очень

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

• Сегодня я узнал…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить упражнение 236 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение


источники:

http://sprashivalka.com/tqa/q/19324049

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-pravopisanie-rodovih-okonchaniy-glagolov-v-proshedshem-vremeni-1376665.html