Глагол с корнем и тремя суффиксами

Примеры слов с тремя суффиксами

Приведем при­ме­ры слов с тре­мя суф­фик­са­ми в их мор­фем­ном составе.

Что такое суффикс?

В рус­ском язы­ке суф­фик­сы выпол­ня­ют сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную функ­цию, а так­же выра­жа­ют грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние слов.

Например:

  • бога­тый — богат ств о;
  • серый — сер оват ый;
  • уте­шить — уте­ши тель ;
  • сла­бый — слаб е ть;
  • уди­вить — удивл ени е.

С помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов обра­зу­ют­ся при­ча­стия, дее­при­ча­стия, фор­мы срав­ни­тель­ных сте­пе­ней при­ла­га­тель­ных и наре­чий и т.д.

  • весе­лить — весел ящ ийся маль­чик;
  • отве­сти — отвед я в сторону;
  • блед­ный — бледн ее , бледн ейш ий;
  • гром­ко — гро­мч е сказать.

Как образуются слова с тремя суффиксами

В соста­ве сло­ва может быть не один, а два суф­фик­са, и даже три. Такой мор­фем­ный состав име­ют те лек­се­мы, если от про­из­во­дя­ще­го сло­ва, напри­мер гла­го­ла, обра­зу­ет­ся сна­ча­ла при­ла­га­тель­ное, а затем суще­стви­тель­ное, то в осно­ве конеч­но­го сло­ва ока­зы­ва­ют­ся по поряд­ку суф­фик­сы трех частей речи. В резуль­та­те тако­го сло­во­твор­че­ства суф­фик­сы, как бусин­ки нани­зы­ва­ют­ся на ниточ­ку, рас­по­ла­га­ют­ся один за дру­гим в мор­фем­ном соста­ве про­из­вод­ной лексемы:

удив и ть → удив и тельн ый → удив и тельн о .

В соста­ве сло­ва могут быть раз­ные соче­та­ния суф­фик­сов. Чтобы это нагляд­но про­де­мон­стри­ро­вать, посмот­рим сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные цепоч­ки слов, име­ю­щих три суффикса.

Примеры

Понаблюдаем, как про­ис­хо­дит сло­во­об­ра­зо­ва­ние неко­то­рых лек­сем, при­чем суф­фик­сы раз­ных частей речи после­до­ва­тель­но при­со­еди­ня­ют­ся к про­из­во­дя­щей основе:

форм а → оформ и ть → оформ и тель → оформ и тель ниц а;

маск а → маск ир ова ть → маск ир ов к а;

зна ть → позна ть → позна ва ть → позна ва тельн ый → позна ва тельн ость ;

стар ый → стар е ть → устар е ть → устар е л ый → устар е л ость

уч и ть → учи тель → уч и тель ниц а;

побед а → побед и ть → побе­ди тель → побед и тель ниц а;

лук → лук ов ый → лук ов иц а → лук ов ич н ый;

скук а → скуч н ый → скуч н оват ый → скуч н оват о ;

гн и ть → гн и л ой → гн и л оват ый.

И еще при­ве­дем при­ме­ры слов с тре­мя суф­фик­са­ми в мор­фем­ном составе:

бес хитр ост н ость — приставка/корень/суффикс/суффикс/суффикс/окончание;

гор е л к а — корень/суффикс/суффикс/суффикс/окончание;

у бы т оч н ый — приставка/корень/суффикс/суффикс/суффикс/окончание;

се я л к а — корень/суффикс/суффикс/суффикс/окончание;

хран и л ищ е — корень/суффикс/суффикс/суффикс/окончание;

в раз би в к у — приставка/приставка/корень/суффикс/суффикс/суффикс;

бес при бы ль н ость — приставка/приставка/корень/суффикс/суффикс/суффикс/окончание.

Глагол с корнем и тремя суффиксами

совет( ую ) ? советовать, советовал, советовавший ;
гор( юю ) ? горевать, горевал, горевавший

суффикс -уй- чередуется с -ова- (-ева-):

совет-уй-у – совет-ова-ть, совет-ова-л.

Глаголы с корнем -вед-(древнерусское ведь -“знание”), имеющие форму 1-го лица на -уйпишутся с суффиксом -ова- в неопределенной форме и в форме прошедшего времени:

проповедовать – проповедовал (проповед ую ), исповедовать – исповедовал (исповед ую ), заведовать – заведовал (завед ую ),

разведывать – разведывал (развед-ыва-ю), отведывать – отведывал (отвед-ыва-ю), проведывать – проведывать (провед-ыва-ю), выведывать -выведывал (вывед-ыва-ю),

т.к. суффикс -ыва- сохраняется.

  • Не путать с глаголами, у которых ударный суффикс -ва— сочетается с предшествующей гласное е— или и— (см. —ва-).
  • -ыва-
    -ива-
    • Пишется в неопределенной форме и в прошедшем времени, если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -ываю(-иваю):

      задел ываю ? заделывать, заделывал;
      наста иваю ? настаивать, настаивал

      Не путать с глаголами, у которых ударный суффикс -ва— сочетается с предшествующей гласное е— или и-. Такая корневая гласная, в отличие от суффиксальной, сохраняется в неопределенной форме у глаголов без суффикса —ва— (см. —ва-):

      об ве -вАть ? об ве -ять, об ви -вАть ? об ви -ть, за л и -вАть ? за ли -ть, преодо ле -вАть ? преодо ле -ть;

      проведывать (провед ываю ), но проповедовать (проповед ую ), исповедовать (исповед ую ); разведывать (развед ываю ), отведывать (отвед ываю ), наведываться (навед ываю сь), выведывать (вывед ываю ); заведовать (завед ую ).

      Различать написание глаголов

      увещевАть (ударный суффикс —ева-) и усОвещивать ( безударный суффикс —ива-)

    -ва-
    • Суффикс -ва в глаголах всегда ударный;
    • Не путать глаголы с суффиксами —ева-, —ива— с глаголами, у которых ударный суффикс -ва— сочетается с предшествующей гласное е— или и-.
    • Корневая гласная е— или и-, в отличие от суффиксальной, сохраняется в неопределенной форме у глаголов без суффикса —ва-, т.е. перед -ва- у глаголов несовершенного вида
      сохраняется та же гласная, что и в парных глаголах совершенного вида:

      об ве -вАть(что делать?) ?об ве -ять(что сделать?), об ви -вАть?об ви -ть, за л и -вАть?за ли -ть, преодо ле -вАть?преодо ле -ть;

      Искл.: застр е вать (но застр я ть),
      затм е вать(затм и ть), продл е вать (продл и ть), растл е вать (растл и ть) – ударный суффикс -ева-; намер е ва ться, увещевать

    -ёвыва-
      под ударением после шипящих пишется Ё:

      выкорчёвывать, затушёвывать

    -ен(еть)-ен(ить)
    • Пишется в глаголах, образованных от имен существительных:
      • непереходные глаголы: леденЕть (от лед; становиться как лед), окаменЕть (от камень) ;
      • переходные глаголы: леденИть (от лед; делать ледяным, покрывать льдом) – вместо второго Е пишется И.
    -и-, -е-
    • Использование —и— или —е— в глагольных парах типа обезводить – обезводеть зависит от переходности-непереходности глаголов.
    • Пишется суффикс —и- (сочетание обез-(обес-)… -и- ) , если глагол переходный :

      обес-кровить врага, обез-лесить территорию

      Пишется суффикс — (сочетание обез-(обес-)… -е- ), если глагол непереходный :

      больной обес-кровел, территория обез-лесела

    Формообразующие суффиксы?
    • Нулевой суффикс
    • Формообразующий суффикс
    • Пишется в глаголах
      • прошедшего времени глаголов изъявительного наклонения мужского рода ед.числа: вез-л-а вёз?, сох-л(а) – сох? ;
      • условного наклонения мужского рода ед.числа: вёз? бы , сох? бы ;
      • повелительного наклонения: делай?(), вынь?(), сядь ?().
    -л-
    • Формообразующий суффикс
    • Пишется в глаголах прошедшего времени глаголов изъявительного и сослагательного наклонения (глагол в прошедшем времени можно узнать по суффиксу -л-).
    • В основу слова не входит: дума —л(а),
    • Перед суффиксом пишется та же гласная, что и в неоределенной форме перед суффиксом -ть:

      Обид е л – обид е ть,
      кле и л – кле и ть, ла я л – ла я ть

    -ся- (-сь)
      Глагольнй постфикс (часть слова, которая стоит после окончания). Пишется в возвратных глаголах и глагольных формах:

      умывал()ся, умывая-сь

      Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова:

    -ть- (-ти)
    • Суффикс неопределенной формы глагола
    • В основу слова не входит:

      писа —ть

      лежа -л(а) – лежа —ть, пас -л-а – пас —ти

      Суффикс в русском языке

      Термин суффикс заимствован из латинского языка, где слово suffixus значит «прикреплённый», «приколоченный». Такое название точно отражает фиксированность посткорневого расположения этой морфемы в слове.

      Виды суффиксов

      Морфема служит для образования как новых слов, так и словоформ. В зависимости от этого относится к одному из двух видов:

      В школьном курсе русского языка видовое разделение присутствует или отсутствует в зависимости от избранной учебным заведением программы. В среде специалистов классификация содержит разночтения.

      Суффиксы частей речи

      В отличие от приставок, отличающихся универсальностью ( при знак, при ступить, при дорожный), суффиксы закреплены за определёнными частями речи, образующимися при их участии. Подразделяются на две группы:

      1. однозначные – образуют слова с одним значением:
      • мудрый – мудр ость (отвлечённый признак или состояние);
      • загореть – загоре л ый (признак, приобретённый в результате действия).
      1. многозначные – количество значений, придаваемых образуемым словам, не ограничивается одним:
      • студент – студент к а (феминитив);
      • тереть – тёр к а (предмет, предназначенный для совершения действия;
      • книга – книж к а (уменьшительный);
      • выкроить – выкрой к а (результат действия).

      Существительное

      Суффиксы имён существительных классифицируются по характерным для них признакам.

      ПризнакВидыПримеры
      ПроисхождениеИсконныепеть – пев ец
      водить – води тель
      кот – кот ёнок
      ЗаимствованныеБудда – будд изм (лат.)
      шпион – шпион аж (франц.)
      ИспользованиеПолученное и исходное слово – одна часть речитанк – танк ист
      дом — дом ик
      Полученное и исходное слово – разные части речигадать (глаг.) – гада лк а (сущ.)
      белый (прил.) – бел изн а (сущ.)

      В таблице представлены словообразующие варианты. Также ряд исследователей говорит о нулевом выражении морфем указанного типа в случае словообразования бессуффиксным способом от глаголов (переезжать – переезд), прилагательных (зелёный – зелень), существительных (кум — кума), числительных (третий – треть).
      Касательно суффиксального формообразования существительных лингвистика к единому мнению не пришла. То к формообразующим суффиксам, то к интерфиксам относят наращения, возникающие в основе существительных при изменении падежа или числа (чудо – чуд ес а, дочь – доч ер и, имя – им ен а).

      Прилагательное

      Как и в существительных, в этой части речи используются морфемы, различающиеся по происхождению.

      Исконныелипа – лип ов ый
      путь — пут ев ой
      ртуть – ртут н ый
      мечтать — мечта тельн ый
      Заимствованныетеатр – театр аль н ый (лат.)
      опция – опци он аль н ый (франц.)
      импульс – импульс ивн ый (лат.)
      грация – граци озн ый (лат.)

      Заимствованные варианты в основном используются с иноязычными корнями.
      Прилагательные образуются суффиксальным способом от:

      1. существительных:
      • глина – глин ян ый,
      • ветвь – ветв ист ый,
      • змея – зме ин ый.
      1. глаголов:
      • устать – уста л ый,
      • плавить – плав к ий,
      • удивить – удиви тельн ый.
      1. прилагательных:
      • тонкий – тон еньк ий,
      • жёлтый – желт оват ый.

      Лингвисты также говорят о нулевых формах, которые наблюдаются в прилагательных, возникших на основе существительных, глаголов и словосочетаний (золото – золотой, проходить – прохожий, одна рука – однорукий).

      Формообразующие варианты -е, -ее, -ей, -ейш-, -айш- используются в степенях сравнения (выш е , точн ее , сильн ей , умн ейш ий, глубоч айш ий).

      Наречие

      Так как наречия неизменяемы, в их состав формообразующие морфемы не входят.

      СуффиксЗначениеИсходное словоПримеры
      -о (-е)Оценка действияприлагательноеловк о
      искренн е
      То же. Прибавляется вместе с приставками из-, до-, с-издавн а
      досух а
      справ а
      -ждыКоличество событий, кратность повторения действийколич. числительноеедино жды
      три жды
      -учи
      (-ючи)
      Образ действияглаголбуд учи
      уме ючи

      При переходе в наречия изменяемых слов и сочетаний окончания трансформируются в суффиксы (вниз у , сначал а ).

      Словообразующие элементы -либо , -нибудь и -то , при помощи которых образуются неопределённые местоимения и наречия (куда- либо , что- нибудь , с кем- то ), традиционно относятся к суффиксам, но согласно альтернативной позиции причисляются к постфиксам.

      Глагол

      Глагольные суффиксы – достаточно дискуссионная область лингвистики.

      Ряд морфем признаётся их словообразовательной разновидностью безоговорочно (праздник – праздн ова ть, горе – гор ева ть, наладить – налаж ива ть, придумать – придум ыва ть, успеть – успе ва ть, дуть – ду ну ть).

      Гласные перед -ть в начальной форме рассматриваются в двух вариантах. Традиционно учебный курс включает их в ту же категорию, что и предыдущие. Однако ряд исследователей выделяет из них группу, в это число не входящую.

      ХарактеристикаПримеры
      Образуют глаголы от других частей речи, вносят в слово дополнительное значение. Причисляются к суффиксам.ужин – ужин а ть
      лай – ла я ть
      общ. значение действия
      ах – ах а тьот звукоподражаний
      умный — умн е тьстановиться кем-то
      зверь – звер е тьуподобиться кому-то
      хитрый — хитр и тьдействие по признаку и др.
      Выделяются в словах с отсутствующим (утраченным) исходным вариантом, в словообразовании не участвуют, дополнительного смысла не вносят. Причисляются к интерфиксам.завис е ть, слыш а ть, ум е ть, знать и пр.

      К формообразующим безоговорочно относят:

      1. -л- в прошедшем времени глагола и в образованном от него условном наклонении (потруди л ись, выполни л бы);
      2. нулевые разновидности в тех же формах (испёк, унёс бы);
      3. -и- в повелительном наклонении (расскаж и , берег и );
      4. нулевое выражение в этих же случаях (отрежь, брось).

      Завершение инфинитива -ть ( -ти ) то также включается в этот перечень, то рассматривается в качестве окончания.

      Нет единства мнений по поводу причисления к названным морфемам или вычленения в самостоятельную категорию по́стфиксов – элементов, занимающих постпозицию по отношению к окончанию. Учебная программа средней школы относит к постфиксам возвратные -ся и -сь , при этом рассматривая их как частный случай суффикса.

      Принадлежность их к словообразующим или формообразующим морфемам также двойственна. Традиционно названные постфиксы относятся к первой разновидности, однако высказывается мнение о разделении их на подгруппы.

      ХарактеристикаПримеры
      Образуют глаголы с возвратным значением от невозвратных. Словообразоват.кусать – кусать ся
      трясти — трясти сь
      Невозвратный вариант отсутствует. Формообразоват.улыбать ся

      Причастия и деепричастия

      Рассматривая причастие и деепричастие в качестве самостоятельных частей речи, их суффиксы причисляют к словообразовательным. При отнесении названных слов не к самостоятельным единицам, а к глагольным формам их суффиксы становятся формообразовательными. В школе в зависимости от избранного учебного комплекса представлены оба варианта трактовки.

      У причастий выбор безударного суффикса зависит от грамматических признаков исходного глагола и образованного слова (ударный гласный в суффиксе в проверке не нуждается).

      ПричастиеВремяГлаголПримеры
      ДействительноеНастоящееI спряженияпашут — паш ущ ий
      знают — зна ющ ий
      II спряжениядышат – дыш ащ ий
      любят — люб ящ ий
      Прошедшеес основой на гласнуюсдать – сда вш ий
      с основой на согласнуюотцвести — отцвет ш ий
      СтрадательноеНастоящееI спряжениячитает — чита ем ый
      II спряжениявидит — вид им ый
      Прошедшеес основой на -а (-я)сдержать – сдержа нн ый
      посеять — посея нн ый
      с другой концовкой основы (конечная гласная убирается)вылечить – вылеч енн ый
      осмотреть — осмотр енн ый
      произвольный (исторически сложившееся образование)сжать – сжа т ый
      измять – измя т ый

      Деепричастные суффиксы определяются видовой принадлежностью слова, совпадающей с принадлежностью исходного глагола.

      Вид деепричастияИсходный глаголПримеры
      Несовершенныйв настоящем временидышат – дыш а
      прыгают — прыга я
      с суффиксом -ва- – в инфинитивеузнавать — узнава я
      Совершенныйв прош. временис основой на гласн. и суф. -л-посмотрел – посмотре в
      сорвался — сорва вши сь
      с основой на согласную и 0 суф.потёк – потёк ши
      в будущем временипривезут — привез я

      Оценочные (эмоционально-экспрессивные) суффиксы

      Слова, образованные с их помощью, отличаются от исходных эмоциональной окрашенностью. По этой причине уже с позапрошлого века бытует мысль о принадлежности таких морфем к формообразующим. Используются в составе существительных, качественных прилагательных и наречий, передавая отношение говорящего к называемому: ироничное, презрительное, пренебрежительное, восхищённое, ласковое и пр.

      Классификация оценочных суффиксов базируется на передаваемой ими эмоции.

      ЗначениеПримеры
      Размерно-оценочноеуменьшительноестуль чик , флаж ок лож ечк а;
      син еньк ий
      увеличительноеслон ищ е, звер ин а;
      здоров ущ ий
      Эмоционально — оценочноеласкательноекот ик , вод иц а, коров ушк а, лис оньк а, ветер ок , хлеб ушек ;
      умн еньк ий, лёг оньк ий
      пренебрежительноежад юг а, пьянч уг а;
      бедн оват ый
      Размерно-эмоциональноеуменьшительно-ласкательноеслов ечк о, собач к а, горл ышк о;
      мал юсеньк ий
      уменьшительно-уничижительноеврун ишк а, шапч онк а, старик ашк а

      В таблице отсутствуют примеры наречий, поскольку они образуются от прилагательных и имеют ту же структуру основы плюс наречный суффикс.

      Выделение суффиксов

      Корректное выделение морфем в слове влияет на выбор орфографических правил для их проверки, однако определение затруднено наличием сходных по звуковому и буквенному выражению вариантов, имеющих несовпадающий морфемный состав. Примеры совпадений приведены ниже:

      1. Ток арь (точить), лек арь (лечить), пек арь (печь) — тот, кто занимается указанным делом. Слесарь – от немецкого Schlosser, основа состоит только из корня.
      2. Суп чик (суп) – ключ ик (ключ) – мальчик (бессуфф.), труж ениц а (труд) – листвен ниц а (лиственный).
      3. Стекло в окне запотело. – существительное (корень, окончание).

      Масло стекло со стенок бутылки. – глагол (приставка, корень, суф. прош. вр., окончание).

      1. Без поклажи в дороге легко . – категория состояния (корень, суффикс).

      Облако легко и прозрачно. – краткое прилагательное (корень, окончание).

      Алгоритм действий при разделении слова на морфемы следующий:

      1. Определение части речи.
      2. Нахождение формообразующих морфем, если слово изменяемо.
      3. Вычленение корня путём подбора родственных слов.
      4. Установление аффиксов путём выстраивания словообразовательной цепочки. При установлении каждого звена цепочки следует учитывать: слово образовалось от того, через которое объясняется его значение . Если в слове, использованном для объяснения, отсутствует, фрагмент целиком, то это цельный суффикс, даже при наличии родственных вариантов со сходными более дробными элементами.
      • дух овит ый – обладающий духом (запахом), т. е. морфема -овит- неделима, несмотря на существование родственного дух ов ой.

      Ошибка в вычленении морфем грозит неверным написанием. Например, при проверке выбора суффиксов -ова- (-ева-) / -ива- (-ыва-) глагол ставится в первое лицо. При выпадении морфемы в ней требуется написание о (е), при сохранении – и (ы).

      • выпыт ыва ть – выпыт ыва ю;
      • ноч ева ть – ночую.

      Однако при образовании несовершенного вида от совершенного к основе добавляется не один из перечисленных вариантов, а -ва- (всегда под ударением), и слово такому способу проверки не поддаётся.

      • преодоле ва ть (преодол е ть) – преодолеваю.

      Связь морфемики с орфографией требует внимательного отношения к определению состава слова.


      источники:

      http://www.sites.google.com/site/pravopisanieslov/3-suffiksy-glagolov

      http://russkijyazyk.ru/suffiks-v-russkom-yazyke