Составное глагольное сказуемое
О чем эта статья:
Определение составного глагольного сказуемого
Составное глагольное сказуемое (СГС) — это сказуемое, которое состоит более чем из одного слова. Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:
Основная часть составного глагольного сказуемого выражает лексическое значение через неопределенную форму глагола (инфинитив);
Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражает время и наклонение глагола.
Правило СГС выглядит так:
составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив
Схема построения составного глагольного сказуемого
Значения вспомогательного глагола или глагола-связки:
Фазовое значение, то есть начало, продолжение, конец действия, а именно:
начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и другие.
Модальное значение, то есть необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия, а именно:
мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и другие.
Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может быть глаголом-связкой «быть» + краткими прилагательными «рад», «готов», «обязан», «должен», «намерен», «способен», а также наречиями и существительными с модальным значением:
Я был готов (не прочь, в состоянии) подождать.
Собрали в таблице основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизмов, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.
Основные вспомогательные глаголы
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов
Фразеологические сочетания
Начало, конец, продолжение действия
Желательность, возможность, необходимость действия
Глагол-сказуемое
Глагол-сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие или состояние подлежащего и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что сделал?
В простом предложении подлежащее и сказуемое составляют его грамматическую основу. Сказуемое поясняет подлежащее и обозначает, что происходит с предметом, каково его состояние, каков он и т.д. Этот главный член предложения может выражаться с помощью слов разных частей речи. Обозначая действие, сказуемое чаще всего является глаголом в разных грамматических формах.
Рассмотрим более детально эти виды глагола-сказуемого.
Простое глагольное сказуемое
В предложении сказуемое может быть выражено глаголом в форме одного из наклонений.
Глагол в изъявительном наклонении имеет формы настоящего, будущего и прошедшего времени.
Выражается следующими формами глагола | Примеры |
---|---|
Формой настоящего и прошедшего времени глагола | Россия готовится к Олимпиаде в Сочи. За право её проведения в своей стране боролись многие. |
Формами условного и повелительного наклонения глагола | Читал бы ты побольше книг. Пусть сбудутся мои мечты. |
Формой будущего времени глагола | Вас будут приглашать на роли главных героинь. |
В форме настоящего времени глагол-сказуемое обозначает действие, которое соотносится с моментом речи о нём.
Я (что делаю?) рисую луг с цветущими ромашками.
Ты (что делаешь?) звонишь по телефону.
Саша (что делает?) катается на велосипеде.
Глагол в форме прошедшего времени обозначает действие или состояние, которое произошло до разговора о нём. Эта глагольная форма сказуемого изменяется по родам и числам.
На заре петух (что сделал?) захлопал крыльями и звонко прокукарекал .
Белая роза (что сделала?) р асцвела в палисаднике.
Багряное солнце (что сделало?) зашло за лес.
Простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в форме будущего времени, обозначает действие, которое состоится после сообщения о нём.
Кто (что сделает?) пойдет со мной в кино?
Имеем в виду, что глаголы несовершенного вида образуют сложные формы будущего времени, которые состоят из спрягаемого глагола «быть» и неопределённой формы глагола (инфинитива). В таком случае простое глагольное сказуемое складывается из двух слов.
Скоро я (что сделаю?) буду читать эту повесть.
Утром ты (что сделаешь?) будешь купаться в реке?
Дедушка (что сделает?) будет смотреть эту передачу обязательно.
Аналогично простое глагольное сказуемое выражается несколькими словами, если это глагол в сложной форме повелительного наклонения.
Давай пойдём в лес за грибами.
Сказуемое-глагол в форме условного наклонения выражает действие, которое могло бы состояться при определенных условиях.
Я позвонил бы тебе, если бы это было не позднее время.
Отличаем сложные формы простого глагольного сказуемого от составного глагольного сказуемого.
Составное глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое складывается из двух обязательных компонентов:
- вспомогательный глагол;
- неопределенная форма глагола.
Я хочу узнать эту давнюю историю со всеми подробностями.
В этом сочетании первый глагол выражает грамматическое значение наклонения, времени, числа, лица или рода. Второй глагол в неопределённой форме несет основную смысловую нагрузку. С его помощью можно узнать, что говорится о подлежащем, какое действие оно выполняет.
Чтобы отличить сложные формы ПГС от СГС, уточним, что обозначают вспомогательные глаголы:
1. начало, продолжение или конец действия (фазисные глаголы)
Ты сейчас начнёшь красить эту стену?
Несмотря на дождь и сильный ветер, он продолжал идти быстрым шагом.
2. волеизъявление, желание, намерение
Николай хочет рассказать нам о своём путешествии.
Кто желает ответить на этот вопрос?
Анна старалась не отставать от нас.
3. эмоциональное состояние действующего лица
Вера надеялась успешно сдать экзамен.
Ты наконец-то решился позвонить нам?
Все знают, как он любит пошутить .
4. некоторые безличные глаголы (стоит, следует, требуется и пр.)
Следует заметить , что пора закончить обсуждение.
Вспомогательная часть сказуемого может выражаться и другими частями речи:
а) краткой формой прилагательного, которое не имеет полной формы или в полной форме употребляется с другим значением (готов, должен, горазд, намерен, волен, рад, способен и др.)
Разве ты способна отказаться от этого предложения?
б) слова состояния (можно, нельзя, надо)
в) имена существительные (мастер, мастерица, любитель, любительница, охотник, охотница)
Вы знаете, она такая охотница потанцевать !
г) устойчивые сочетания глагола с существительным (гореть нетерпением, иметь честь, дать обещание, иметь намерение, изъявить согласие и пр.)
Варя дала обещание приехать на следующей неделе.
Алёша горел нетерпением высказаться всё, что он думает.
Сказуемое — глагол прошедшего времени
Сказуемое – глагол прошедшего времени
Тема урока: Сказуемое – глагол прошедшего времени.
Образовательная : совершенствовать знания учащихся о сказуемом, выраженном глаголом прошедшего времени;
Развивающая: способствовать развитию умений самостоятельно сформулировать правило; употреблять глаголы в нужной форме.
Воспитательная: любовь к природе, желание беречь ее, уважение к окружающему.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование : слайды, сюжетные картинки, опорная схема
Формы обучения: групповой, индивидуальный, беседа по тексту
І. Организационный момент .( посещаемость и готовность класса к уроку)
— Кого нет в классе?
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Создаёт положи тельный эмоциональный настрой.
Парта у меня в порядке:
И учебник, и тетрадки.
Я настроился, готов
Слушать следующий урок.
Ребята, я очень рада видеть вас, и думаю, что вы порадуете меня своими ответами. У нас очень много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать!
II . Проверка домашнего задания
Задание № 4,5 на стр.132
Повторение изученного ранее
IV . Объяснение нового материала
Слово учителя: Учитель (вывод): Глаголы прошедшего времени
а) образуются от неопределенной формы глагола;
б) в единственном числе изменяются по родам; в мужском роде – нулевое окончание (Что делал? Что сделал?); в женском роде – а, (что делала? что сделала?); в среднем роде – о ( что делало? что сделало?); в) во множественном числе имеют окончание – и (что делали? что сделали?).
Запомнить! Суффикс -СЯ пишется после суффикса –Л -м.р. Суффикс – СЬ пишется после окончания –А – ж.р. -О- ср.р. -И- мн.ч. Светился – м .р. Светилась – ж .р. Светилось — с .р. Светились – мн .ч. При основе на согласную суффикс –Л- у глаголов м. р. часто опускается: везти – вёз, везла ,везло ,везли нести – нес, несла ,несло ,несли
На земле вместе с человечеством испокон веков живут Добро и Зло. Лечат душу добрые слова, недобрые поступки ранят ее, оставляют неизгладимый след. О добрых и злых поступках вы узнаете, прочитав текст рассказа «Голубая ель», созданный Татьяной ТЭСС. ( портрет писателя) Учитель: Татьяна ТЭСС – это псевдоним Татьяны Николаевны Сосюра, советской писательницы, журналистки и публицистки,многолетней сотрудницы газеты «Известия». Родилась в 1906 году в Одессе.Закончила Одесскую консерваторию по классу рояля. Автор очерков, рассказов, документальных книг и повестей, публицист. Главной темой ее творчества были проблемы воспитания. Ушла из жизни в 1983 году.
( на слайде даны изображения голубой ели летом и зимой)
Работа с текстом «Голубая ель».
Учитель: А теперь познакомимся с рассказом, который называется «Голубая ель». Как вы думаете о чём пойдёт речь? (ответы учеников). А кто из вас видел голубую ель? Где? Какая она? (ответы учеников) Чтение учениками текста (по группам): 1 группа – 1,2,3 абзацы текста. 2 группа – 4,5,6 абзацы текста.
Рыхлую землю – борпылдақ жерді
Лесной дерн – ормандағы шым
Побеги – жасбұтақ Задумчивый –ой салатын
Вопросы по тексту. Учитель: Какие проблемы затрагиваются в этом тексте? ( Поведение человека в обществе, взаимоотношения человека и коллектива, уважение к общественному труду, отношение к природе) Какой поступок совершил человек, срубивший ель? (Безнравственный). Чему учит этот рассказ? ( ответы учащихся) Учу детей правильно произносить и писать некоторые слова из текста, а также запомнить из него наиболее интересные выражения. (вывод по тексту) Человека, совершившего такой поступок с деревом, нельзя назвать человеком. Такого поступка люди не должны совершать!
Задания по тексту на карточках.
1) Жильцы (что сделали?) …….ёлку.
3) ……ей хорошую рыхлую землю.
4) ………дно ямы лесным дёрном.
5) ……даже немного хвои из леса , и …………….вокруг ёлки.
1) Дерево (что делало?) ……..
2) На ветках ……. свежие, пушистые побеги.
4) Дерево……… во дворе.
5) Жильцы (что сделали?)……к дереву табличку.
V . Закрепление изучен н ого материала
1. Рассмотрите опорную схему
наступить 1) образуются от… при помощи …
наступил 2) в ед числе изменяются по . ; в мужском роде
наступила ед.число окончание — …, в женском — …, в среднем — …;
наступили – мн.число 3) изменяются по …, во мн.числе имеют окончание
Глаголы в скобках поставьте в прошедшем времени.
Подчеркните подлежащие и сказуемые.
(Наступить) . зима. . Новый год. . холодные дни. Снегом (покрыться). двор.
Снегом . земля. Снегом . поле. Снегом . деревья. Равнину (освещать ) солнце.
Образуйте от данных глаголов формы прошедшего времени по образцам.
Идти-шел, шла; прийти. ; цвести. ; спасти-спас, спасла; расти-. ; нести-. ;
Помочь-помог, помогла; беречь-. ; лечь-. ; зажечь — . ; стеречь — . ; печь-. ;
Найдите и подчеркните в стихотворении сказуемые,
выраженные глаголами прошедшего времени, определите число и род.
Я хочу, чтобы все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны,
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны!
• Упражнение 279 на стр.138
Наступила зима. Наступил Новый год. Наступили холодные дни. Снегом покрылся двор. Снегом покрылась земля. Снегом покрылось поле. Снегом покрылись деревья. Равнину освещало солнце. Равнину освещала луна.
• Упражнение 281 на стр.139
Идти – шел, шла; прийти – пришел, пришла; цвести – цвел, цвела; спасти – спас, спасла; расти – рос, росла; нести – нес, несла; помочь – помог, помогла; беречь – берег, берегла; лечь – лег, легла; зажечь – зажег, зажгла; стеречь – стерег, стерегла; печь – пег, пекла.
• Упражнение 285 на стр.141
1.Главные члены предложения
А) подлежащее и дополнение
Б) подлежащее и сказуемое
С) сказуемое и определение
А) настоящее, прошедшее, будущее время
Б) настоящее, будущее
С ) прошедшее, будущее
3 .Спряжение глаголов — это .
А) изменение глаголов по падежам
Б) изменение глаголов по родам и числам
В) изменение глаголов по лицам и числам
4. Какой из глаголов относится к первому спряжению?
А) клеить Б) дышать С) смотреть
5 .Какой глагол относится ко второму спряжению?
А) смотреть Б) стелить С) рисуют
6 .На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
А) что делает?, что делают?
Б) что сделает?, что будет делать?
С ) что делал?, что с делал?
7.Глаголы прошедшего времени изменяются:
А) по лицам и числам
Б) по числам и родам
С) по лицам,числам и родам
8. Укажите глаголы прошедшего времени
С) срывает, стоят
9.Глаголы прошедшего времени,в женском роде имеет окончания.
10.Глаголы прошедшего времени ,во множественном числе имеет окончания. и отвечает на вопросы.
А) И, что делали? что сделали?
Б) А, что делала? что сделала?
С) О, что далало? что сделало?
Учитель: Что нового узнали на уроке?
Что вас заинтересовало?
Что больше всего понравилось на уроке? (ответы учеников)
VI . Домашнее задание. Упражнение 283 на стр.138
VII . Итог урока. Комментирование оценок
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/glagol-skazuemoe.html
http://infourok.ru/skazuemoe-glagol-proshedshego-vremeni-4898110.html