Глагол сказуемое форме прошедшего времени

Составное глагольное сказуемое

О чем эта статья:

Определение составного глагольного сказуемого

Составное глагольное сказуемое (СГС) — это сказуемое, которое состоит более чем из одного слова. Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:

Основная часть составного глагольного сказуемого выражает лексическое значение через неопределенную форму глагола (инфинитив);

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражает время и наклонение глагола.

Правило СГС выглядит так:

составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив

Схема построения составного глагольного сказуемого

Значения вспомогательного глагола или глагола-связки:

Фазовое значение, то есть начало, продолжение, конец действия, а именно:

начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и другие.

Модальное значение, то есть необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия, а именно:

мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и другие.

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может быть глаголом-связкой «быть» + краткими прилагательными «рад», «готов», «обязан», «должен», «намерен», «способен», а также наречиями и существительными с модальным значением:

Я был готов (не прочь, в состоянии) подождать.

Собрали в таблице основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизмов, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.

Основные вспомогательные глаголы

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Фразеологические сочетания

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Глагол-сказуемое

Глагол-сказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние под­ле­жа­ще­го и отве­ча­ет на вопро­сы что дела­ет? что сде­ла­ет? что сделал?

В про­стом пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое состав­ля­ют его грам­ма­ти­че­скую осно­ву. Сказуемое пояс­ня­ет под­ле­жа­щее и обо­зна­ча­ет, что про­ис­хо­дит с пред­ме­том, како­во его состо­я­ние, каков он и т.д. Этот глав­ный член пред­ло­же­ния может выра­жать­ся с помо­щью слов раз­ных частей речи. Обозначая дей­ствие, ска­зу­е­мое чаще все­го явля­ет­ся гла­го­лом в раз­ных грам­ма­ти­че­ских формах.

Рассмотрим более деталь­но эти виды глагола-сказуемого.

Простое глагольное сказуемое

В пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое может быть выра­же­но гла­го­лом в фор­ме одно­го из наклонений.

Глагол в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии име­ет фор­мы насто­я­ще­го, буду­ще­го и про­шед­ше­го времени.

Выражается сле­ду­ю­щи­ми фор­ма­ми гла­го­лаПримеры
Формой насто­я­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни глаголаРоссия гото­вит­ся к Олимпиаде в Сочи. За пра­во её про­ве­де­ния в сво­ей стране боро­лись многие.
Формами услов­но­го и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния глаголаЧитал бы ты поболь­ше книг.
Пусть сбу­дут­ся мои мечты.
Формой буду­ще­го вре­ме­ни глаголаВас будут при­гла­шать на роли глав­ных героинь.

В фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни глагол-сказуемое обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое соот­но­сит­ся с момен­том речи о нём.

Я (что делаю?) рисую луг с цве­ту­щи­ми ромашками.

Ты (что дела­ешь?) зво­нишь по телефону.

Саша (что дела­ет?) ката­ет­ся на велосипеде.

Глагол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние, кото­рое про­изо­шло до раз­го­во­ра о нём. Эта гла­голь­ная фор­ма ска­зу­е­мо­го изме­ня­ет­ся по родам и числам.

На заре петух (что сде­лал?) захло­пал кры­лья­ми и звон­ко про­ку­ка­ре­кал .

Белая роза (что сде­ла­ла?) р асцве­ла в палисаднике.

Багряное солн­це (что сде­ла­ло?) зашло за лес.

Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое, выра­жен­ное гла­го­лом в фор­ме буду­ще­го вре­ме­ни, обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое состо­ит­ся после сооб­ще­ния о нём.

Кто (что сде­ла­ет?) пой­дет со мной в кино?

Имеем в виду, что гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ют слож­ные фор­мы буду­ще­го вре­ме­ни, кото­рые состо­ят из спря­га­е­мо­го гла­го­ла «быть» и неопре­де­лён­ной фор­мы гла­го­ла (инфи­ни­ти­ва). В таком слу­чае про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое скла­ды­ва­ет­ся из двух слов.

Скоро я (что сде­лаю?) буду читать эту повесть.

Утром ты (что сде­ла­ешь?) будешь купать­ся в реке?

Дедушка (что сде­ла­ет?) будет смот­реть эту пере­да­чу обязательно.

Аналогично про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое выра­жа­ет­ся несколь­ки­ми сло­ва­ми, если это гла­гол в слож­ной фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния.

Давай пой­дём в лес за грибами.

Сказуемое-глагол в фор­ме услов­но­го накло­не­ния выра­жа­ет дей­ствие, кото­рое мог­ло бы состо­ять­ся при опре­де­лен­ных условиях.

Я позво­нил бы тебе, если бы это было не позд­нее время.

Отличаем слож­ные фор­мы про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го от состав­но­го гла­голь­но­го сказуемого.

Составное глагольное сказуемое

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое скла­ды­ва­ет­ся из двух обя­за­тель­ных компонентов:

  1. вспо­мо­га­тель­ный глагол;
  2. неопре­де­лен­ная фор­ма глагола.

Я хочу узнать эту дав­нюю исто­рию со все­ми подробностями.

В этом соче­та­нии пер­вый гла­гол выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние накло­не­ния, вре­ме­ни, чис­ла, лица или рода. Второй гла­гол в неопре­де­лён­ной фор­ме несет основ­ную смыс­ло­вую нагруз­ку. С его помо­щью мож­но узнать, что гово­рит­ся о под­ле­жа­щем, какое дей­ствие оно выполняет.

Чтобы отли­чить слож­ные фор­мы ПГС от СГС, уточ­ним, что обо­зна­ча­ют вспо­мо­га­тель­ные глаголы:

1. нача­ло, про­дол­же­ние или конец дей­ствия (фазис­ные глаголы)

Ты сей­час нач­нёшь кра­сить эту стену?

Несмотря на дождь и силь­ный ветер, он про­дол­жал идти быст­рым шагом.

2. воле­изъ­яв­ле­ние, жела­ние, намерение

Николай хочет рас­ска­зать нам о сво­ём путешествии.

Кто жела­ет отве­тить на этот вопрос?

Анна ста­ра­лась не отста­вать от нас.

3. эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние дей­ству­ю­ще­го лица

Вера наде­я­лась успеш­но сдать экзамен.

Ты наконец-то решил­ся позво­нить нам?

Все зна­ют, как он любит пошу­тить .

4. неко­то­рые без­лич­ные гла­го­лы (сто­ит, сле­ду­ет, тре­бу­ет­ся и пр.)

Следует заме­тить , что пора закон­чить обсуждение.

Вспомогательная часть ска­зу­е­мо­го может выра­жать­ся и дру­ги­ми частя­ми речи:

а) крат­кой фор­мой при­ла­га­тель­но­го, кото­рое не име­ет пол­ной фор­мы или в пол­ной фор­ме упо­треб­ля­ет­ся с дру­гим зна­че­ни­ем (готов, дол­жен, горазд, наме­рен, волен, рад, спо­со­бен и др.)

Разве ты спо­соб­на отка­зать­ся от это­го предложения?

б) сло­ва состо­я­ния (мож­но, нель­зя, надо)

в) име­на суще­стви­тель­ные (мастер, масте­ри­ца, люби­тель, люби­тель­ни­ца, охот­ник, охот­ни­ца)

Вы зна­е­те, она такая охот­ни­ца потан­це­вать !

г) устой­чи­вые соче­та­ния гла­го­ла с суще­стви­тель­ным (гореть нетер­пе­ни­ем, иметь честь, дать обе­ща­ние, иметь наме­ре­ние, изъ­явить согла­сие и пр.)

Варя дала обе­ща­ние при­е­хать на сле­ду­ю­щей неделе.

Алёша горел нетер­пе­ни­ем выска­зать­ся всё, что он думает.

Сказуемое — глагол прошедшего времени

Сказуемое – глагол прошедшего времени

Тема урока: Сказуемое – глагол прошедшего времени.

Образовательная : совершенствовать знания учащихся о сказуемом, выраженном глаголом прошедшего времени;

Развивающая: способствовать развитию умений самостоятельно сформулировать правило; употреблять глаголы в нужной форме.

Воспитательная: любовь к природе, желание беречь ее, уважение к окружающему.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование : слайды, сюжетные картинки, опорная схема

Формы обучения: групповой, индивидуальный, беседа по тексту

І. Организационный момент .( посещаемость и готовность класса к уроку)

Кого нет в классе?

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Создаёт положи тельный эмоциональный настрой.

Парта у меня в порядке:
И учебник, и тетрадки.
Я настроился, готов
Слушать следующий урок.

Ребята, я очень рада видеть вас, и думаю, что вы порадуете меня своими ответами. У нас очень много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать!

II . Проверка домашнего задания

Задание № 4,5 на стр.132

Повторение изученного ранее

IV . Объяснение нового материала

Слово учителя: Учитель (вывод): Глаголы прошедшего времени

а) образуются от неопределенной формы глагола;

б) в единственном числе изменяются по родам; в мужском роде – нулевое окончание (Что делал? Что сделал?); в женском роде – а, (что делала? что сделала?); в среднем роде – о ( что делало? что сделало?); в) во множественном числе имеют окончание – и (что делали? что сделали?).

Запомнить! Суффикс -СЯ пишется после суффикса –Л -м.р. Суффикс – СЬ пишется после окончания –А – ж.р. -О- ср.р. -И- мн.ч. Светился – м .р. Светилась – ж .р. Светилось — с .р. Светились – мн .ч. При основе на согласную суффикс –Л- у глаголов м. р. часто опускается: везти – вёз, везла ,везло ,везли нести – нес, несла ,несло ,несли

На земле вместе с человечеством испокон веков живут Добро и Зло. Лечат душу добрые слова, недобрые поступки ранят ее, оставляют неизгладимый след. О добрых и злых поступках вы узнаете, прочитав текст рассказа «Голубая ель», созданный Татьяной ТЭСС. ( портрет писателя) Учитель: Татьяна ТЭСС – это псевдоним Татьяны Николаевны Сосюра, советской писательницы, журналистки и публицистки,многолетней сотрудницы газеты «Известия». Родилась в 1906 году в Одессе.Закончила Одесскую консерваторию по классу рояля. Автор очерков, рассказов, документальных книг и повестей, публицист. Главной темой ее творчества были проблемы воспитания. Ушла из жизни в 1983 году.

( на слайде даны изображения голубой ели летом и зимой)

Работа с текстом «Голубая ель».

Учитель: А теперь познакомимся с рассказом, который называется «Голубая ель». Как вы думаете о чём пойдёт речь? (ответы учеников). А кто из вас видел голубую ель? Где? Какая она? (ответы учеников) Чтение учениками текста (по группам): 1 группа – 1,2,3 абзацы текста. 2 группа – 4,5,6 абзацы текста.

Рыхлую землю – борпылдақ жерді

Лесной дерн – ормандағы шым

Побеги – жасбұтақ Задумчивый –ой салатын

Вопросы по тексту. Учитель: Какие проблемы затрагиваются в этом тексте? ( Поведение человека в обществе, взаимоотношения человека и коллектива, уважение к общественному труду, отношение к природе) Какой поступок совершил человек, срубивший ель? (Безнравственный). Чему учит этот рассказ? ( ответы учащихся) Учу детей правильно произносить и писать некоторые слова из текста, а также запомнить из него наиболее интересные выражения. (вывод по тексту) Человека, совершившего такой поступок с деревом, нельзя назвать человеком. Такого поступка люди не должны совершать!

Задания по тексту на карточках.

1) Жильцы (что сделали?) …….ёлку.

3) ……ей хорошую рыхлую землю.

4) ………дно ямы лесным дёрном.

5) ……даже немного хвои из леса , и …………….вокруг ёлки.

1) Дерево (что делало?) ……..

2) На ветках ……. свежие, пушистые побеги.

4) Дерево……… во дворе.

5) Жильцы (что сделали?)……к дереву табличку.

V . Закрепление изучен н ого материала

1. Рассмотрите опорную схему

наступить 1) образуются от… при помощи …

наступил 2) в ед числе изменяются по . ; в мужском роде

наступила ед.число окончание — …, в женском — …, в среднем — …;

наступили – мн.число 3) изменяются по …, во мн.числе имеют окончание

Глаголы в скобках поставьте в прошедшем времени.

Подчеркните подлежащие и сказуемые.

(Наступить) . зима. . Новый год. . холодные дни. Снегом (покрыться). двор.

Снегом . земля. Снегом . поле. Снегом . деревья. Равнину (освещать ) солнце.

Образуйте от данных глаголов формы прошедшего времени по образцам.

Идти-шел, шла; прийти. ; цвести. ; спасти-спас, спасла; расти-. ; нести-. ;

Помочь-помог, помогла; беречь-. ; лечь-. ; зажечь — . ; стеречь — . ; печь-. ;

Найдите и подчеркните в стихотворении сказуемые,

выраженные глаголами прошедшего времени, определите число и род.

Я хочу, чтобы все смеялись,

Чтоб мечты всегда сбывались,

Чтобы детям снились радостные сны,

Чтобы утро добрым было,

Чтобы мама не грустила,

Чтобы в мире больше не было войны!

Упражнение 279 на стр.138

Наступила зима. Наступил Новый год. Наступили холодные дни. Снегом покрылся двор. Снегом покрылась земля. Снегом покрылось поле. Снегом покрылись деревья. Равнину освещало солнце. Равнину освещала луна.

Упражнение 281 на стр.139

Идти – шел, шла; прийти – пришел, пришла; цвести – цвел, цвела; спасти – спас, спасла; расти – рос, росла; нести – нес, несла; помочь – помог, помогла; беречь – берег, берегла; лечь – лег, легла; зажечь – зажег, зажгла; стеречь – стерег, стерегла; печь – пег, пекла.

Упражнение 285 на стр.141

1.Главные члены предложения

А) подлежащее и дополнение

Б) подлежащее и сказуемое

С) сказуемое и определение

А) настоящее, прошедшее, будущее время

Б) настоящее, будущее

С ) прошедшее, будущее

3 .Спряжение глаголов — это .

А) изменение глаголов по падежам

Б) изменение глаголов по родам и числам

В) изменение глаголов по лицам и числам

4. Какой из глаголов относится к первому спряжению?

А) клеить Б) дышать С) смотреть

5 .Какой глагол относится ко второму спряжению?

А) смотреть Б) стелить С) рисуют

6 .На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

А) что делает?, что делают?

Б) что сделает?, что будет делать?

С ) что делал?, что с делал?

7.Глаголы прошедшего времени изменяются:

А) по лицам и числам

Б) по числам и родам

С) по лицам,числам и родам

8. Укажите глаголы прошедшего времени

С) срывает, стоят

9.Глаголы прошедшего времени,в женском роде имеет окончания.

10.Глаголы прошедшего времени ,во множественном числе имеет окончания. и отвечает на вопросы.

А) И, что делали? что сделали?

Б) А, что делала? что сделала?

С) О, что далало? что сделало?

Учитель: Что нового узнали на уроке?

Что вас заинтересовало?

Что больше всего понравилось на уроке? (ответы учеников)

VI . Домашнее задание. Упражнение 283 на стр.138

VII . Итог урока. Комментирование оценок

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/glagol-skazuemoe.html

http://infourok.ru/skazuemoe-glagol-proshedshego-vremeni-4898110.html