Глагол трудные вопросы правописания

Русский язык. Трудные вопросы морфологии. ГЛАГОЛ. Как определить спряжение глагола?

ГЛАГОЛ.

Как определить спряжение глагола?

Сначала ответим на несколько вопросов.

  • Что такое спряжение глаголов?

Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.

  • Что значит проспрягать глагол?

Проспрягать глагол – это значит поставить его в личные формы, изменить по лицам и числам.

ПРИМЕР.

Инфинитив – рисовать.

Проспрягаем глагол РИСОВАТЬ.

Лицо.

Единственное число.

Множественное число.

1-ое лицо.

Я рисую.

Мы рисуем.

2-ое лицо.

Ты рисуешь.

Вы рисуете.

3-ье лицо.

Он рисует.

Она рисует.

Они рисуют.

  • Почему нужно определять, к какому спряжению относится глагол?

Глаголы могут относиться к первому и второму спряжению.

У каждого спряжения – свои личные окончания.

Буквы, которые могут написать ошибочно:

I спряжение: Е, У, Ю.

II спряжение: И, А, Я.

ВЫВОД: определять спряжения глаголов нужно для того, чтобы правильно писать окончания.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ?

Если окончание глагола безударное.

Ставим глагол в форму инфинитива, по окончанию определяем спряжение:

II спряжение : вес глаголы на -ИТЬ.

I спряжение: все остальные глаголы.

ЗАПОМНИТЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ!

Относятся к I спряжению.

Относятся ко II спряжению.

брить

стелить

гнать, держать, смотреть и видеть,

дышать, слышать, ненавидеть,

и обидеть, и вертеть,

и зависеть, и терпеть.

Если окончание глагола ударное.

Запомните: в этом случае спряжение определяют НЕ ПО ИНФИНИТИВУ, а по личной форме.

ПРИМЕР.

ЛЕТЕТЬ.

Если определять спряжение данного глагола по инфинитиву, то получится, что это глагол I спряжения, так как оканчивается он на -ЕТЬ.

Но это НЕВЕРНО.

ЛЕТЕТЬ – окончание ударное.

Ставим глагол в личные формы:

Ты летИшь,

Они летЯт.

По буквам в окончании определяем, что это глагол II спряжения.

Если ударное личное окончание мы никогда не напишем с ошибкой (не летЮт же, правда?), тогда для чего нужно знать спряжение данных глаголов?

Это необходимо для выполнения морфологического разбора глагола (разбора № 3).

А ТЕПЕРЬ САМОЕ ТРУДНОЕ.

Эта «коварная» приставка ВЫ-!

Приставка ВЫ- в глаголах всегда УДАРНАЯ!

Вот в этом случаем можно ошибиться в определении спряжения глагола.

Что же делать?

Выход прост: «уберите» эту приставку и по ударным личным окончаниям определите спряжение глагола.

Пример цепочки рассуждений

Вылететь – лететь – ты летишь – они летят – II спряжение.

Примеры глаголов II спряжения с ударным окончаниями:

гореть

лететь

кричать

спать

стоять

Что такое разноспрягаемые глаголы?

Разноспрягаемые глаголы – это глаголы, которые не относятся ни к первому, ни ко второму спряжению, так как окончания их личных форм и как у первого, и как у второго спряжения.

ЗАПОМНИТЕ ИХ:

ХОТЕТЬ

БЕЖАТЬ

ОЧЕНЬ ВАЖНО!

Спряжение сохраняется у всех глаголов, образованных от инфинитивов при помощи приставки.

ПРИМЕРЫ.

I спряжение:

сказать, пересказать, высказать;

писать, написать, переписать, выписать.

II спряжение:

держать, задержать, выдержать, сдержать;

лететь, перелететь, залететь, вылететь, слететь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Особенности правописания глаголов в русском языке

Правописание глаголов — особенности

Глаголы в письменной и устной речи нужны для выражения действия. Правописание форм глагола зависит от спряжения, его лица и числа. Если структурировать информацию, оказывается, что правил не так много, и достаточно немного практики, чтобы запомнить все случаи и исключения.

Остановимся на разборе правописания личных окончаний и суффиксов глаголов.

От чего зависит в русском языке, основные правила

В первую очередь для правильного написания глагола и его окончания нужно определить лицо (и, соответственно, число). Бывают глаголы первого, второго и третьего лица единственного или множественного числа. Число определяется по лицу.

Личной называют форму глагола, которая грамматически выражается в перемене окончания в зависимости от лица объекта или субъекта действия.

Категории лица, времени и наклонения связаны. Однако формы лица есть у глаголов настоящего и будущего времени изъявительного и повелительного наклонения.

У глаголов прошедшего времени есть другая категория — род.

  • первое лицо — действие совершает субъект говорения:

Я снимаю — мы снимаем.

Я лечу — мы лечим.

  • действие второго лица — это действие собеседника:

Ты снимаешь — вы снимаете.

Ты лечишь — вы лечите.

Глаголы второго лица могут иметь и повелительное наклонение:

Ты сними — вы снимите.

Ты лечи — вы лечите.

  • третье лицо — действие в этом случае совершается другим субъектом, о нем идет речь:

Она, он, оно снимает — они снимают.

Она, оно, он лечит — они лечат.

Правописание личных окончаний глаголов зависят от спряжения, то есть от изменения глаголов по лицам, числам и другим категориям.

Глагольные окончания в зависимости от спряжения

Глаголы в зависимости от спряжения можно разделить на две большие группы. Правописание во многом будет зависеть именно от правильного определения спряжения этой части речи. Чтобы определить спряжение — поставьте глагол в начальную форму и задайте вопрос: что делать? что сделать?

Спряжения глагола — задаем начальной форме вопросы:

что делать? что сделать?

Глаголы I спряжения

Глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ють, -чь

Запомнить: брить, стелить.Глаголы II спряженияГлаголы на -итьИсключения: гнать, дышать, держать, слышать, обидеть, зависеть, видеть, смотреть, вертеть, ненавидеть, терпеть.

I спряжение (окончания глаголов)II спряжение (окончания глаголов)
Ед. числоМн. числоЕд. числоМн. число
Первое лицо-у, -ю-ем-ю, -у-им
Второе лицо-ешь-ете-ишь-ите
Третье лицо-ет-ют, -ут-ит-ат, -ят

Пример

Владелец компании предлагает модернизацию производства, он видит, что не все сотрудники поддерживают его идею.

В этом примере три глагола. Ставим их в начальную форму «что делать?»: предлагать, видеть, поддерживать,

Давайте проспрягаем их.

Спрягать — значит изменить глагол по лицам и числам.

Предлагать, поддерживать — глаголы 1 спряжения.

Видеть, оценить — глаголы 2 спряжения.

I спряжениеII спряжение
Ед. числоМн. числоЕд. числоМн. число
Первое лицоВижуВидим
Второе лицоВидишьВидите
Третье лицоВидитВидят

Для грамматически правильного написания личных окончаний глаголов нужно уметь:

  • с помощью вопроса поставить глагол в неопределенную форму;
  • различать личные формы глаголов;
  • использовать навыки спряжения глаголов.

Не забывайте про глаголы-исключения.

Суффиксы глаголов

Знание суффиксов поможет, например, при морфологическом разборе слова.

Морфема, которая чаще всего стоит в слове после корня, называется суффиксом. Суффиксы нужны для образования новых по значению слов или новых форм слов

Большую группу слов помогают образовать суффиксы -ова-/-ева- и -ива-/ -ыва-.

Чтобы определить, какой суффикс необходимо писать, нужно снова вспомнить про форму глагола 1 лица.

Если глагол оканчивается на -ую/-юю, то в прошедшем времени и неопределенной форме используем суффикс —ева- или -ова-.

Польку с партнером я не танцую — образуются глаголы: танцевать и танцевал.

Суффикс -ива-/ -ыва- напишем, если в форме 1 лица глагол заканчивался на -иваю/-ываю — в неопределенной форме и в форме прош. времени.

Я не выговариваю эту букву — перед нами глаголы: выговаривать, выговаривал.

Суффикс -ва- глагола не вызывает трудности при написании. Он ударный всегда и во всех словах и случаях.

Перед суффиксом -ва- напишем ту букву, которая слышится в корне слова под ударением.

С помощью суффикса -ен (ене) — образуются слова действия от существительных, суффикс сохраняется и в причастии, образованном от глагола.

Стекло — стекленеть — стекленеющий; лед — леденеть — обледенелый, столб — столбенеть — столбенеющий.

Суффикс -л-

Перед суффиксом -л- напишем ту же гласную, что пишем в неопределенной форме у этого глагола перед -ть.

Собака лаяла на дерево. Я кричу: «Прекрати лаять!»

По телевизору часто показывали людей, которые верили в пришельцев. Наверное, если реже показывать, то и верить будут меньше.

Гласные е/и в суффиксах глаголов.

Глаголы называются переходными, когда их действие направлено на объект, и выражено это в винительном падеже без предлога. Непереходные глаголы не требуют при себе предмет для совершения действия.

В переходный глаголах с приставкой обез/обес пишется суффикс -и-, а в непереходных -е-.

Участок под застройку давно уже обезлесели. Но стройка обессилила хозяев.

Сложные случаи, таблица с примерами

Сложные, трудные случаи употребления глаголов объединим в таблицу для удобства запоминания и использования на практике.

Я клею опавшие листья в альбом. «Клеишь? А Милана клеит лучше», — сказала мама.

Сегодня мы построим башню из кубиков. Возможно, из кирпичей они построят башню быстрее. Но, если честно, строите вы не очень качественно.

2.6. Глагол

При употреблении глаголов в речи наибольшие трудности обычно вызывает соотношение некоторых глаголов по виду и образование некоторых форм.

1. При образовании глаголов несовершенного вида в литературном языке в ряде случаев наблюдается чередование гласных о–а в основе:

утр о ить – утр а ивать, подт о чить – подт а чивать, од о лжить – од а лживать.

В то же время такое чередование не характерно для следующих видовых пар:

обесп о коить – обеспок о ивать, озаб о тить – озаб о чивать, опоз о рить – опоз о ривать, отср о чить – отср о чивать, подыт о жить – подыт о живать, приур о чить – приур о чивать, уполном о чить – уполном о чивать, уск о рить – уск о ривать.

При образовании глаголов несовершенного вида от глаголов обусловить, сосредоточить допустимы формы обуславливать, сосредотачивать, однако основным нормативным вариантом остаётся форма без чередования – обусловливать, сосредото­чивать.

2. При образовании форм 2-го и 3-го лица единственного числа и форм 1-го и 2-го лица множественного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов I спряжения с основой на г, к наблюдается чередование этих согласных с шипящими ж, ч :

течь – те к у – те ч ёт – те к ут, лечь – ля г у – ля ж ет – ля г ут, беречь – бере г у – бере ж ёт – бере г ут.

Исключение составляет глагол ткать (т к у – т к ёт – т к ут).

Особенно часто ошибки допускаются при спряжении глагола жечь и производных от него:

ж г у, ж ж ёшь, ж ж ёт, ж ж ём, ж ж ёте, ж г ут (неправильно: жгёт, жгём, жгёте!).

При образовании форм 1-го лица единственного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов II спряжения наблюдается чередование в–вл, ф–фл, б–бл, п–пл, м–мл, ст–щ, т–ч, д/з–ж, с–ш :

ло в ить – ло в лю – ло в ишь, бле ст еть – бле щ у – бле ст ишь, кру т ить – кру ч у – кру т ит, ве с ить – ве ш у – ве с ишь, ви д еть – ви ж у – ви д ишь, во з ить – во ж у – во з ишь.

Формы типа блестю являются грубейшей ошибкой, а их использование в речи свидетельствует об очень низкой культуре говорящего.

То же самое можно сказать и об ошибках в спряжении глаголов бежать, хотеть (и производных от них). При образовании форм настоящего и простого будущего времен от глагола бежать (и производных от него) основа оканчивается на согласную г в формах 1-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа: бегу – бегут; вбегу – вбегут. В остальных формах основа глагола оканчивается на шипящую: бежишь, бежит, бежим, бежите. Недопустимы в литературном языке формы бежат, вбежат!

Глаголы хотеть, захотеть имеют чередование согласных только в формах единственного числа: хо ч у – хо ч ешь – хо ч ет – хо т им, хо т ите – хо т ят. Недопустимо употребление форм хо ч ут, захо ч ут, хо т ишь, хо т ит! Это не только грубая грамматическая ошибка, но и показатель крайне низкой культуры человека!

Иногда в литературном языке возможно сосуществование нескольких равноправных вариантов форм настоящего и будущего времени, например: внимать – внимают и внемлют. Однако в большинстве случаев вариантные формы противопоставлены в каком-либо отношении.

Так, у глаголов махать, сыпать основными являются варианты машут, сыплют (допустимы формы – махают, сыпят). Использование форм каплет и капает от глагола капать зависит от значения: «падать каплями» – С крыш каплет и капает; «лить медленно, по капле» – Он накапает ей двадцать капель микстуры. В употреблении вариантных форм глагола блистать также можно выделить различия в сочетаемости: звёзды блещут – люди блистают.

Очень частотны в речи ошибки при образовании форм будущего времени от глаголов выздороветь, обессилеть, ослабеть. Глаголы на -еть указывают на направленность действия на самого субъекта и сохраняют гласную е при образовании форм настоящего времени: я выздоровею, я обессилею, я ослабею. Форма выздоровлю вообще не используется в литературном языке. Форма обессилю представляет собой форму 1-го лица от переходного глагола с суффиксом -и(ть) обессилить и выражает направленность действия на объект (я обессилю противника).

1) Не используется форма 1-го лица единственного числа у глаголов:

затмить, очутиться, победить, убедить, убедиться, стонать, родиться.

2) Не имеют форм 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа глаголы:

кипеть, вскипеть, выкипеть (о воде), закатиться (о круглом предмете, о небесном светиле), наступить (о времени), обступить, осуществиться, получиться, произойти, раздаваться, родиться, создаваться, состояться, течь, удаваться и др.

3. При образовании форм прошедшего времени в ряде случаев наблюдается утрата суффикса -ну- :

возникнуть – возник, высохнуть – высох, исчезнуть – исчез, погибнуть – погиб, привыкнуть – привык, промокнуть – промок, проникнуть – проник.

Нельзя употреблять в литературном языке формы типа возникнул, проникнул и т.п.

Иногда в литературном языке сосуществуют как равноправные варианты с суффиксом и без суффикса:

глохнуть – глох и глохнул, достигнуть – достиг и достигнул, киснуть – кис и киснул, пахнуть – пах и пахнул, подвергнуться – подвергся и подвергнулся, вянуть – вял и вянул.

У ряда глаголов вариант без суффикса является основным (гаснуть – гас, мёрзнуть – мёрз, сохнуть – сох, тухнуть – тух), но допустим и вариант с суффиксом (гаснул, мёрзнул, сохнул, тухнул).

Обратите внимание на то, что в формах прошедшего времени глаголов на -чь наблюдается чередование согласных ч–г/к :

4. При образовании повелительного наклонения у целого ряда глаголов наблюдается чередование согласных и гласных в основе:

бежать – беги (!), бегите; беречь – береги; взять – возьми; гнать – гони; жечь – жги (!); звать – зови; искать – ищи; класть – клади (!), кладите (!) и др.

Кроме того, у некоторых глаголов при образовании повелительного наклонения не прибавляется суффикс -и . В большинстве случаев употребление этих форм в речи не вызывает затруднений:

атаковать – атакуй, командовать – командуй, ночевать – ночуй, следовать – следуй, мыть – мой, встать – встань, одеться – оденься.

Обратите внимание на форму повелительного наклонения следующих глаголов:

Иногда в литературном языке сосуществуют два варианта (с суффиксом -и и без него):

выглади и выгладь, чисти и чисть, вычисти и вычисть, очисти и очисть, порти и порть, испорти и испорть, попорти и попорть.

Особое внимание обратите на образование формы 1-го лица множественного числа повелительного наклонения от глагола пойти – пойдёмте/пойдём . В настоящее время в просторечии достаточно употребительной является форма пошлите (Пошлите в кино), причём она воспринимается (совершенно неправомерно!) как более вежливая, по сравнению с допустимой разговорной формой пошли (Пошли в кино). В действительности форма пошлите представляет собой форму 2-го лица повелительного наклонения от глагола послать: Пошлите телеграмму отцу.

Обратите также внимание на образование повелительного наклонения от глагола ехать и производных от него: ехать – поезжай, поезжайте . Допустима и форма езжай, но совершенно недопустимыми являются распространённые в просторечии формы: ехай, ехайте! При отрицании в литературном языке следует употреблять формы: не езди, не ездите .

Помните, целый ряд глаголов характеризуется отсутствием или неупотребительностью форм повелительного наклонения.

весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать, созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др.

Упражнения к теме «2.6. Глагол»

Читайте также другие темы раздела 2 «Морфологические нормы»:


источники:

http://wika.tutoronline.ru/russkij-yazyk/class/11/osobennosti-pravopisaniya-glagolov-v-russkom-yazyke

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/41-kurs_russkogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya/stages/778-26_glagol.html

Глаголы 1 спрЛаять, веять, блеять, сеять, таять, реять и лелеять; маяться, надеяться, кашлять, каяться, чуять.Собака лаяла. От окон напротив веяло холодом. Школьники маялись над домашним заданием, надеялись и чуяли, что учитель не придет. Она сильно кашляла на уроке.Прим.: эти глаголы оканчиваются на -ять, спрягаются соответственно, так как это глаголы 1 спряжения (ошибочно слышатся другие буквы).
Глагол 2 спряженияКлеить, строить.