Русский язык. Трудные вопросы морфологии. ГЛАГОЛ. Как определить спряжение глагола?
ГЛАГОЛ.
Как определить спряжение глагола?
Сначала ответим на несколько вопросов.
Что такое спряжение глаголов?
Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.
Что значит проспрягать глагол?
Проспрягать глагол – это значит поставить его в личные формы, изменить по лицам и числам.
ПРИМЕР.
Инфинитив – рисовать.
Проспрягаем глагол РИСОВАТЬ.
Лицо.
Единственное число.
Множественное число.
1-ое лицо.
Я рисую.
Мы рисуем.
2-ое лицо.
Ты рисуешь.
Вы рисуете.
3-ье лицо.
Он рисует.
Она рисует.
Они рисуют.
Почему нужно определять, к какому спряжению относится глагол?
Глаголы могут относиться к первому и второму спряжению.
У каждого спряжения – свои личные окончания.
Буквы, которые могут написать ошибочно:
Iспряжение: Е, У, Ю.
IIспряжение: И, А, Я.
ВЫВОД: определять спряжения глаголов нужно для того, чтобы правильно писать окончания.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ?
Если окончание глагола безударное.
Ставим глагол в форму инфинитива, по окончанию определяем спряжение:
IIспряжение : вес глаголы на -ИТЬ.
Iспряжение: все остальные глаголы.
ЗАПОМНИТЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ!
Относятся кIспряжению.
Относятся коIIспряжению.
брить
стелить
гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и обидеть, и вертеть,
и зависеть, и терпеть.
Если окончание глагола ударное.
Запомните: в этом случае спряжение определяют НЕ ПО ИНФИНИТИВУ, а по личной форме.
ПРИМЕР.
ЛЕТЕТЬ.
Если определять спряжение данного глагола по инфинитиву, то получится, что это глагол Iспряжения, так как оканчивается он на -ЕТЬ.
Но это НЕВЕРНО.
ЛЕТЕТЬ – окончание ударное.
Ставим глагол в личные формы:
Ты летИшь,
Они летЯт.
По буквам в окончании определяем, что это глагол IIспряжения.
Если ударное личное окончание мы никогда не напишем с ошибкой (не летЮт же, правда?), тогда для чего нужно знать спряжение данных глаголов?
Это необходимо для выполнения морфологического разбора глагола (разбора № 3).
А ТЕПЕРЬ САМОЕ ТРУДНОЕ.
Эта «коварная» приставка ВЫ-!
Приставка ВЫ- в глаголах всегда УДАРНАЯ!
Вот в этом случаем можно ошибиться в определении спряжения глагола.
Что же делать?
Выход прост: «уберите» эту приставку и по ударным личным окончаниям определите спряжение глагола.
Пример цепочки рассуждений
Вылететь – лететь – ты летишь – они летят – IIспряжение.
Примеры глаголовIIспряжения с ударным окончаниями:
гореть
лететь
кричать
спать
стоять
Что такое разноспрягаемые глаголы?
Разноспрягаемые глаголы – это глаголы, которые не относятся ни к первому, ни ко второму спряжению, так как окончания их личных форм и как у первого, и как у второго спряжения.
ЗАПОМНИТЕ ИХ:
ХОТЕТЬ
БЕЖАТЬ
ОЧЕНЬ ВАЖНО!
Спряжение сохраняется у всех глаголов, образованных от инфинитивов при помощи приставки.
ПРИМЕРЫ.
Iспряжение:
сказать, пересказать, высказать;
писать, написать, переписать, выписать.
IIспряжение:
держать, задержать, выдержать, сдержать;
лететь, перелететь, залететь, вылететь, слететь.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Особенности правописания глаголов в русском языке
Правописание глаголов — особенности
Глаголы в письменной и устной речи нужны для выражения действия. Правописание форм глагола зависит от спряжения, его лица и числа. Если структурировать информацию, оказывается, что правил не так много, и достаточно немного практики, чтобы запомнить все случаи и исключения.
Остановимся на разборе правописания личных окончаний и суффиксов глаголов.
От чего зависит в русском языке, основные правила
В первую очередь для правильного написания глагола и его окончания нужно определить лицо (и, соответственно, число). Бывают глаголы первого, второго и третьего лица единственного или множественного числа. Число определяется по лицу.
Личной называют форму глагола, которая грамматически выражается в перемене окончания в зависимости от лица объекта или субъекта действия.
Категории лица, времени и наклонения связаны. Однако формы лица есть у глаголов настоящего и будущего времени изъявительного и повелительного наклонения.
У глаголов прошедшего времени есть другая категория — род.
первое лицо — действие совершает субъект говорения:
Я снимаю — мы снимаем.
Я лечу — мы лечим.
действие второго лица — это действие собеседника:
Ты снимаешь — вы снимаете.
Ты лечишь — вы лечите.
Глаголы второго лица могут иметь и повелительное наклонение:
Ты сними — вы снимите.
Ты лечи — вы лечите.
третье лицо — действие в этом случае совершается другим субъектом, о нем идет речь:
Она, он, оно снимает — они снимают.
Она, оно, он лечит — они лечат.
Правописание личных окончаний глаголов зависят от спряжения, то есть от изменения глаголов по лицам, числам и другим категориям.
Глагольные окончания в зависимости от спряжения
Глаголы в зависимости от спряжения можно разделить на две большие группы. Правописание во многом будет зависеть именно от правильного определения спряжения этой части речи. Чтобы определить спряжение — поставьте глагол в начальную форму и задайте вопрос: что делать? что сделать?
Спряжения глагола — задаем начальной форме вопросы:
Перед суффиксом -л- напишем ту же гласную, что пишем в неопределенной форме у этого глагола перед -ть.
Собака лаяла на дерево. Я кричу: «Прекрати лаять!»
По телевизору часто показывали людей, которые верили в пришельцев. Наверное, если реже показывать, то и верить будут меньше.
Гласные е/и в суффиксах глаголов.
Глаголы называются переходными, когда их действие направлено на объект, и выражено это в винительном падеже без предлога. Непереходные глаголы не требуют при себе предмет для совершения действия.
В переходный глаголах с приставкой обез/обес пишется суффикс -и-, а в непереходных -е-.
Участок под застройку давно уже обезлесели. Но стройка обессилила хозяев.
Сложные случаи, таблица с примерами
Сложные, трудные случаи употребления глаголов объединим в таблицу для удобства запоминания и использования на практике.
Собака лаяла. От окон напротив веяло холодом. Школьники маялись над домашним заданием, надеялись и чуяли, что учитель не придет. Она сильно кашляла на уроке.
Прим.: эти глаголы оканчиваются на -ять, спрягаются соответственно, так как это глаголы 1 спряжения (ошибочно слышатся другие буквы).
Глагол 2 спряжения
Клеить, строить.
Я клею опавшие листья в альбом. «Клеишь? А Милана клеит лучше», — сказала мама.
Сегодня мы построим башню из кубиков. Возможно, из кирпичей они построят башню быстрее. Но, если честно, строите вы не очень качественно.
2.6. Глагол
При употреблении глаголов в речи наибольшие трудности обычно вызывает соотношение некоторых глаголов по виду и образование некоторых форм.
1. При образовании глаголов несовершенного вида в литературном языке в ряде случаев наблюдается чередование гласных о–а в основе:
утр о ить – утр а ивать, подт о чить – подт а чивать, од о лжить – од а лживать.
В то же время такое чередование не характерно для следующих видовых пар:
обесп о коить – обеспок о ивать, озаб о тить – озаб о чивать, опоз о рить – опоз о ривать, отср о чить – отср о чивать, подыт о жить – подыт о живать, приур о чить – приур о чивать, уполном о чить – уполном о чивать, уск о рить – уск о ривать.
При образовании глаголов несовершенного вида от глаголов обусловить, сосредоточить допустимы формы обуславливать, сосредотачивать, однако основным нормативным вариантом остаётся форма без чередования – обусловливать, сосредоточивать.
2. При образовании форм 2-го и 3-го лица единственного числа и форм 1-го и 2-го лица множественного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов I спряжения с основой на г, к наблюдается чередование этих согласных с шипящими ж, ч :
течь – те к у – те ч ёт – те к ут, лечь – ля г у – ля ж ет – ля г ут, беречь – бере г у – бере ж ёт – бере г ут.
Исключение составляет глагол ткать (т к у – т к ёт – т к ут).
Особенно часто ошибки допускаются при спряжении глагола жечь и производных от него:
ж г у, ж ж ёшь, ж ж ёт, ж ж ём, ж ж ёте, ж г ут (неправильно: жгёт, жгём, жгёте!).
При образовании форм 1-го лица единственного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов II спряжения наблюдается чередование в–вл, ф–фл, б–бл, п–пл, м–мл, ст–щ, т–ч, д/з–ж, с–ш :
ло в ить – ло в лю – ло в ишь, бле ст еть – бле щ у – бле ст ишь, кру т ить – кру ч у – кру т ит, ве с ить – ве ш у – ве с ишь, ви д еть – ви ж у – ви д ишь, во з ить – во ж у – во з ишь.
Формы типа блестю являются грубейшей ошибкой, а их использование в речи свидетельствует об очень низкой культуре говорящего.
То же самое можно сказать и об ошибках в спряжении глаголов бежать, хотеть (и производных от них). При образовании форм настоящего и простого будущего времен от глагола бежать (и производных от него) основа оканчивается на согласную г в формах 1-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа: бегу – бегут; вбегу – вбегут. В остальных формах основа глагола оканчивается на шипящую: бежишь, бежит, бежим, бежите. Недопустимы в литературном языке формы бежат, вбежат!
Глаголы хотеть, захотеть имеют чередование согласных только в формах единственного числа: хо ч у – хо ч ешь – хо ч ет – хо т им, хо т ите – хо т ят. Недопустимо употребление форм хо ч ут, захо ч ут, хо т ишь, хо т ит! Это не только грубая грамматическая ошибка, но и показатель крайне низкой культуры человека!
Иногда в литературном языке возможно сосуществование нескольких равноправных вариантов форм настоящего и будущего времени, например: внимать – внимают и внемлют. Однако в большинстве случаев вариантные формы противопоставлены в каком-либо отношении.
Так, у глаголов махать, сыпать основными являются варианты машут, сыплют (допустимы формы – махают, сыпят). Использование форм каплет и капает от глагола капать зависит от значения: «падать каплями» – С крыш каплет и капает; «лить медленно, по капле» – Он накапает ей двадцать капель микстуры. В употреблении вариантных форм глагола блистать также можно выделить различия в сочетаемости: звёзды блещут – люди блистают.
Очень частотны в речи ошибки при образовании форм будущего времени от глаголов выздороветь, обессилеть, ослабеть. Глаголы на -еть указывают на направленность действия на самого субъекта и сохраняют гласную е при образовании форм настоящего времени: я выздоровею, я обессилею, я ослабею. Форма выздоровлю вообще не используется в литературном языке. Форма обессилю представляет собой форму 1-го лица от переходного глагола с суффиксом -и(ть) обессилить и выражает направленность действия на объект (я обессилю противника).
1) Не используется форма 1-го лица единственного числа у глаголов:
Нельзя употреблять в литературном языке формы типа возникнул, проникнул и т.п.
Иногда в литературном языке сосуществуют как равноправные варианты с суффиксом и без суффикса:
глохнуть – глох и глохнул, достигнуть – достиг и достигнул, киснуть – кис и киснул, пахнуть – пах и пахнул, подвергнуться – подвергся и подвергнулся, вянуть – вял и вянул.
У ряда глаголов вариант без суффикса является основным (гаснуть – гас, мёрзнуть – мёрз, сохнуть – сох, тухнуть – тух), но допустим и вариант с суффиксом (гаснул, мёрзнул, сохнул, тухнул).
Обратите внимание на то, что в формах прошедшего времени глаголов на -чь наблюдается чередование согласных ч–г/к :
4. При образовании повелительного наклонения у целого ряда глаголов наблюдается чередование согласных и гласных в основе:
бежать – беги (!), бегите; беречь – береги; взять – возьми; гнать – гони; жечь – жги (!); звать – зови; искать – ищи; класть – клади (!), кладите (!) и др.
Кроме того, у некоторых глаголов при образовании повелительного наклонения не прибавляется суффикс -и . В большинстве случаев употребление этих форм в речи не вызывает затруднений:
Обратите внимание на форму повелительного наклонения следующих глаголов:
Иногда в литературном языке сосуществуют два варианта (с суффиксом -и и без него):
выглади и выгладь, чисти и чисть, вычисти и вычисть, очисти и очисть, порти и порть, испорти и испорть, попорти и попорть.
Особое внимание обратите на образование формы 1-го лица множественного числа повелительного наклонения от глагола пойти – пойдёмте/пойдём . В настоящее время в просторечии достаточно употребительной является форма пошлите (Пошлите в кино), причём она воспринимается (совершенно неправомерно!) как более вежливая, по сравнению с допустимой разговорной формой пошли (Пошли в кино). В действительности форма пошлите представляет собой форму 2-го лица повелительного наклонения от глагола послать: Пошлите телеграмму отцу.
Обратите также внимание на образование повелительного наклонения от глагола ехать и производных от него: ехать – поезжай, поезжайте . Допустима и форма езжай, но совершенно недопустимыми являются распространённые в просторечии формы: ехай, ехайте! При отрицании в литературном языке следует употреблять формы: не езди, не ездите .
Помните, целый ряд глаголов характеризуется отсутствием или неупотребительностью форм повелительного наклонения.
весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать, созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др.
Упражнения к теме «2.6. Глагол»
► Читайте также другие темы раздела 2 «Морфологические нормы»: