Глаголы исключения правописание глаголов исключений

Личные окончания глаголов

О чем эта статья:

Лицо и окончания глаголов

Для начала вспомним определение глагола.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».

Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:

Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.

С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.

В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:

1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:

  • я плаваю — мы плаваем;
  • я смеюсь — мы смеемся.

2. Второе лицо отражает действие собеседника:

  • ты плаваешь — вы плаваете;
  • ты смеешься — вы смеетесь.

3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:

  • он, она, оно плавает — они плавают;
  • он, она, оно смеется — они смеются.

Правописание личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.

Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях.

В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов:

  • I спряжение: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют);
  • II спряжение: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят).

Приведем примеры личных окончаний глаголов в таблице:

Управляю

Выберу

Управляем

Выберем

Спорю

Понравлюсь

Спорим

Понравимся

Управляешь

Выберешь

Управляете

Выберете

Споришь

Понравишься

Спорите

Понравитесь

Управляет

Выберет

Управляют

Выберут

Спорит

Понравится

Спорят

Понравятся

Алгоритм написания личных окончаний глаголов:

  1. Убедиться, что глагол употреблен не в форме повелительного наклонения или прошедшего времени — для них действуют другие правила. Личные окончания есть только у глаголов в форме настоящего или будущего времени.
  2. Если в слове есть приставка вы-, нужно ее убрать, проверить ударное окончание и написать ту букву, которую мы слышим под ударением. Например, если убрать приставку у глагола выбер_шь, получится берешь. Под ударением в окончании буква е, значит, ее мы и пишем: выберешь.
  3. Если приставки вы- нет, нужно поставить глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?) и определить спряжение. Дальше остается выбрать из соответствующего столбика нужное окончание.

Чтобы писать личные окончания глаголов правильно, нужно:

  • отличать личные формы глагола от других;
  • уметь ставить глагол в неопределенную форму;
  • знать глаголы-исключения;
  • уметь определять тип спряжения;
  • помнить, что в I спряжении в личных окончаниях стоят буквы е, ю, у, а во II спряжении — и, а, я.

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.

Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.

По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:

  • Глаголы с инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить);
  • Семь глаголов с инфинитивом на -еть: вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть;
  • Четыре глагола с инфинитивом на -ать: слышать, гнать, держать, дышать.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:

  1. Ставим глагол в неопределенную форму («что делать?», «что сделать?»).
  2. Выясним, какая гласная буква стоит перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить).
  3. По этой гласной букве определяем I или II спряжение (учитываем глаголы-исключения).
  4. Выбираем гласную букву е/и, а/я или у/ю в безударном окончании.

Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.

Правописание разноспрягаемых глаголов

Разноспрягаемые глаголы — особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать, хотеть, чтить.

Хочу

Бегу

Чту

Хотим

Бежим

Чтим

Хочешь

Бежишь

Чтишь

Хотите

Бежите

Чтите

Хочет

Бежит

Чтит

Хотят

Бегут

Чтут (чтят)

Также есть два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать. Посмотрите на парадигму их спряжения в таблице:

Дам

Ем

Дадим

Едим

Дашь

Ешь

Дадите

Едите

Даст

Ест

Дадут

Едят

Некоторые глаголы невозможно употребить в форме 1-го лица единственного числа, например: победить, гудеть.

Правописание неопределенной формы глагола

Напомним: чтобы определить, к какому спряжению относится глагол, нужно поставить его в начальную форму («что делать?», «что сделать?») и посмотреть, на что этот глагол заканчивается.

Глаголы-исключения I и II спряжения — правила правописания и определения

Очень важно научиться устанавливать спряжение глаголов, однако ещё важнее – знать глаголы-исключения 1 и 2 спряжения. Эта памятка поможет без труда определять необходимое.

Для закрепления материала хорошо прорешивать тренажеры с проверкой онлайн, чтобы к экзамену быть в полной готовности.

Глаголы II спряжения и их исключения

Слово нужно проспрягать, то есть изменить по лицам и числам, чтобы увидеть нужные окончания и верно определить спряжение.

Таблица ниже наглядно представляет примеры.

Он / она / оно летит

Имеются вдобавок глаголы 2-ого спряжения, которые являются исключениями. Дабы не ошибиться, желательно заучить их: вертеть, гнать, держать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, дышать, слышать.

В начальной форме все они оканчиваются на –ать и –еть, поэтому кажется, что они принадлежат 1-ому спряжению. Однако легко проверить, к какому спряжению принадлежит глагол, если просто проспрягать его.

Глаголы I спряжения и их исключения

Безошибочно научиться выявлять глаголы 1-ого спряжения весьма просто. Достаточно лишь заучить следующие окончания: -ю(-у), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ют(-ут).

я мету, ты метёшь, он/она метёт, мы метём, вы метёте, они метут;

я копаю, ты копаешь, он/она копает, мы копаем, вы копаете, они копают;

я живу, ты живёшь, он/она живёт, мы живём, вы живёте, они живут;

я сдаю, ты сдаёшь, он/она сдаёт, мы сдаём, вы сдаёте, они сдают;

я плету, ты плетёшь, он/она плетёт, мы плетём, вы плетёте, они плетут.

Особенные слова 1-ого спряжения составляют лишь 2 глагола-исключения: брить и стелить.

Их очень легко спутать со 2-ым спряжением, ведь перед суффиксом –ть стоит буква «И», которая обычно и указывает на глаголы II спряжения. Проверка: брить – брею, бреешь, бреет, бреем, бреете, бреют.

Однако глагол стелить особенный, он употребляется исключительно в форме инфинитива или прошедшего времени. Личные формы слова стелить получится образовать лишь от глагола стлать.

Как определить спряжение глагола в русском языке

В русском языке спряжение можно выявить двумя способами:

по окончанию (если оно стоит в ударной позиции);

по суффиксу (если окончание находится в безударной позиции).

Метод выявления спряжения по ударному окончанию

Примеры:

    печь – ты печёшь, она/он печёт, они пекут (1);

кричать – ты кричишь, она/он кричит (2);

велеть – ты велишь, она/он велит, они велят (2);

течь – ты течёшь, она/он течёт, они текут (1);

молчать – ты молчишь, она/он молчит, они молчат (2);

таить – ты таишь, она/он таит, они таят (2);

жечь – ты жжёшь, она/он жжёт, они жгут (1).

Чтобы подобным образом выявить спряжение, необходимо обязательно изменить глагол по числам и лицам, потому как инфинитив не указывает на спряжение.

лить – льёшь, льют (1 спр.);

гореть – горишь, горят (2 спр.);

мыть – моешь, моют (1 спр.);

рыть – роешь, роют (1 спр.), галдеть – галдишь, галдят (2 спр.).

Установить, как спрягается глагол с личным окончанием, находящимся в безударной позиции, можно по суффиксу.

Для выявления спряжения следует глаголы поставить в инфинитив (начальную или неопределённую форму), а затем внимательно посмотреть на букву, которая находится перед –ть.

памятка для ученика «Глаголы исключения»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Данная памятка поможет ученику быстро запомнить глаголы исключения и «опасные» глаголы. Памятку можно поместить на парте, на стене или в тетради.

Скачать:

ВложениеРазмер
Glagoly_isklyucheniya.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гнать, дышать, держать, обидеть.

Слышать, видеть, ненавидеть,

И зависеть, и терпеть, а еще смотреть, вертеть.

Ко второму же спряженью,

отнесем мы без сомненья

все глаголы что

на — ИТЬ , исключая

СеЯть, веЯть, реЯть, блеЯть, лаЯть, хаЯть, затеЯть , кашлЯть, кланЯться, лелеЯть, каЯться, маЯться, надеЯться.

( это глаголы I спряжения)

( это глаголы II спряжения)

Гнать, дышать, держать, обидеть.

Слышать, видеть, ненавидеть,

И зависеть, и терпеть, а еще смотреть, вертеть.

Ко второму же спряженью,

отнесем мы без сомненья

все глаголы что

на — ИТЬ , исключая

СеЯть, веЯть, реЯть, блеЯть, лаЯть, хаЯть, затеЯть , кашлЯть, кланЯться, лелеЯть, каЯться, маЯться, надеЯться.

( это глаголы I спряжения)

( это глаголы II спряжения)

Гнать, дышать, держать, обидеть.

Слышать, видеть, ненавидеть,

И зависеть, и терпеть, а еще смотреть, вертеть.

Ко второму же спряженью,

отнесем мы без сомненья

все глаголы что

на — ИТЬ , исключая

СеЯть, веЯть, реЯть, блеЯть, лаЯть, хаЯть, затеЯть , кашлЯть, кланЯться, лелеЯть, каЯться, маЯться, надеЯться.

( это глаголы I спряжения)

( это глаголы II спряжения)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Через сказки А.С.Пушкина учащиеся закрепляют знания об окончаниях глаголов 1 и 2спряжения.

Важнейшее значение в реализации задач обучения в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших образовательных технологий. Чтобы процесс изучения русскому языку был успешным, нужно.

Цель. Создать условия для развития у младших школьников умения правильно переходить дорогу.Задачи: -Сформировать у уч-ся представление об организации движения пешеходов и транспортных сред.

Авторская разработка урока русского языка в 4 классе на тему «Глаголы-исключения» по учебнику Т.Г.Рамзаевой.Образовательная цель урока: знакомство с глаголами-исключениями и формирование навыков их.

Конспект урока по ФГОС НОО, построенный по проблемно-диалоговой технологии с использованием презентации.

Конспект внеклассного занятия по ПДД для 3-4 класса.

Карточки по русскому языку для класса. Памятка «Глаголы-исключения».


источники:

http://nauka.club/russkiy-yazyk/glagoly-isklyucheniya-1-i-2-spryazheniya.html

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2011/06/26/pamyatka-dlya-uchenika-glagoly-isklyucheniya