Глаголы настоящего времени с суффиксом ть

Ть — это суффикс или окончание? Где найти ответ?

Вопросом «Ть – это суффикс или окончание глагола?» уже не один десяток лет задаются и простые люди, и именитые филологи. Современный подход к изучению русского языка допускает существование двух точек зрения, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы.

Ть — это суффикс или окончание?

Школьная грамматика долгое время рассматривала «ть» и «ти» как окончание или формальный показатель инфинитива. Этой же позиции по сей день придерживается большинство пособий, предназначенных для высших учебных заведений. Среди лингвистов мнение о том, что «ть» — это окончание разделяют Шанский Н.М., Баранов М.Т., Кузнецов Г.С.

Защищая свою версию, ученые рассуждают следующим образом: инфинитив — это начальная форма глагола, значит, у нее можно выделить окончание. Такое объяснение нельзя назвать удовлетворительным, более того оно приводит к появлению противоречий. Связано это с тем, что инфинитив в современной лингвистике считается неизменяемым словом, и, соответственно, не может иметь окончания.

Ть — суффикс или окончание у глаголов?

Новые школьные учебники поддерживают другую точку зрения, в соответствии с которой «ть», «ти» у глаголов — суффиксы. Эта теория была разработана такими лингвистами, как Бабайцева В.В., Валгиной Н.С. Отвечая на вопрос: «Ть – это суффикс или окончание?», ученые, в первую очередь, пытались доказать несостоятельность другой позиции, раскрывающей эту проблему. Они утверждали, что «ть» у глагола не может быть флексией, так как не выражает грамматическое значение слова и не сохраняется в формах, образованных от инфинитива.

Такой подход кажется убедительным, но и он вызвал немало споров в лингвистических кругах. «Если «ть» — суффикс, то почему он не входит в основу слова?», — этот вопрос стал одним из главных для всех, кто ознакомился с новой теорией. Ответить на него легко, если вспомнить основы морфемики. В современном русском языке суффиксы делятся на формообразующие и словообразующие. Морфемы первого типа не входят в основу. Именно формообразующий суффикс мы видим в инфинитиве.

А что насчет «чь»?

Не стоит забывать, что в русском языке есть примеры начальной формы глагола, которые заканчиваются на «чь». Как рассматривать такие случаи? Чем является «чь» в таких словах: окончанием или суффиксом?

На эти вопросы также можно дать несколько ответов:

  1. Является суффиксом.
  2. Представляет собой флексию.
  3. Входит в корень.

Две первые точки зрения являются устаревшими. «Чь» определяли как суффикс или окончание по аналогии с «ть» и «ти».

Современная лингвистика считает, что это сочетание входит в состав корня. Доказать, что это мнение правильное, можно изменив глагол: печь-печет. В формах, образованных от инфинитива, «чь» сохраняется, значит, это часть корня.

Каков же итог?

Нельзя однозначно ответить на вопрос: «Ть — это суффикс или окончание?». Обе точки зрения, описанные выше, считаются состоятельными в современном русском языке. Каждая из них имеет своих сторонников. Однако в настоящее время школьная программа отдает предпочтение позиции, согласно которой «ть» — формообразующий суффикс. В высших учебных заведениях принято рассматривать обе теории.

Гласные в инфинитиве перед -ть

Безударные гласные в глагольных формах.

Гласный перед суффиксом инфинитива (неопределенной формы) -ть может быть безударным. Для определения того, какую букву следует писать на месте этого безударного гласного, используется понятие усекаемости глагольной основы. Усекаемыми являются основы глаголов, в которых гласный, находящийся в инфинитиве перед -ть , отсутствует в формах настоящего будущего времени, напр.: курить – курю, курят; видеть – вижу, видишь, видят; стоять – стою, стоит; махнуть – махнёт, махнём. Неусекаемыми являются основы глаголов, в которых этот гласный в формах настоящего будущего времени сохраняется, напр.: читать – читаю, читают; гулять – гуляешь, гуляет; белеть – белеет, белеют; гнить – гниёт, гниют.

Написание букв на месте безударных гласных перед суффиксом -ть инфинитива определяется следующим правилом.

1. После мягких парных согласных (т. е. не после шипящих) в глаголах с усекаемой основой перед -ть пишется буква и, а в глаголах с неусекаемой основой – е , напр.: верить (ср. верю, верят), править (правлю, правят), гладить (глажу, гладят), встретить (встречу, встретят), но обезлюдеть (обезлюдеет), посолиднеть (посолиднеет).

Исключения: глаголы с усекаемой основой видеть, зависеть, ненавидеть и обидеть (ср. видят, зависят, ненавидят, обидят), в которых не пишется буква и , а пишется е , и глагол с неусекаемой основой кашлять (ср. кашляю ), в котором не пишется буква е , а пишется я .

2. После шипящих согласных в глаголах с усекаемой основой перед -ть пишется буква и , а в глаголах с неусекаемой основой – буквы а или е , напр.: наскучить (ср. наскучу, наскучат),умножить (умножу, умножат), утешить (утешу, утешат), таращить (таращу, таращат), но: вешать (ср. вешает, вешают), скушать (скушает, скушают), сплетничать(сплетничают), обезматочеть (обезматочеет ), оравнодушеть (оравнодушеет ), ополоуметь (ополоумеют). Исключение: глагол слышать с усекаемой основой (ср. слышу), в котором не пишется буква и, а пишется а.

Примечание 1 к пп. 1 и 2. О разграничении глаголов I спряжения на -еть (с неусекаемой основой) типа обессилеть, обездушеть и глаголов II спряжения на -ить (с усекаемой основой) типа обессилить, обездушить см. § 63. В разговорной речи у некоторых глаголов на -еть с неусекаемой основой (выздороветь, выздоровею, выздоровеет; опостылеть, опостылеет; опротиветь, опротивеют ) имеются вариантные формы, образованные по «усекаемому» типу, которые передаются на письме с окончаниями II спряжения: выздоровлю, выздоровит, выздоровят, опостылю, опостылит, опротивят и т. п.

Примечание 2 к пп. 1 и 2. В глаголах мерить и мучить (и в производных от них глаголах), имеющих, кроме личных форм типа мерю, меришь, мерят, мучу, мучишь, мучат , допустимые вариантные формы типа меряю, меряешь, меряют, мучаю, мучаешь, мучают , в инфинитиве перед -ть и в формах, сохраняющих основу инфинитива, пишется только буква и : мерил, отмерив, замучила и т. п. (такие написания, как мерять, мерял, мучать, мучал, отмеряв, замучавшись , не соответствуют современной орфографической норме).

3. После гласных (встречающихся только в глаголах с усекаемой основой) перед -ть пишутся буквы и или я . Буква и пишется после гласного о, напр.: стоить, строить, успокоить ; буква я после гласных а, е, у, напр.: лаять (ср. лает), таять, каяться, веять, надеяться, лелеять, сеять, затеять, чуять. Исключения: глаголы драить и клеить, где после гласных а и е не пишется буква я, а пишется и.

Поиск ответа

Всего найдено: 96

Вопрос № 307429

Скажите, пожалуйста, как в заданиях ЕГЭ выделять- ть(-ти) как суффикс или окончание?

Ответ справочной службы русского языка

В ЕГЭ нет заданий, в которых требуется выделять инфинитивное -ть (-ти).

Вопрос № 305954

Здравствуйте! В итоговой проверочной работе по русскому языку за 3 класс был указан как правильный вариант перенос слова Та -ть я-на. Возможно ли это?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 304814

Здравствуйте. Как определить написание безударного гласного перед суффиксом инфинитива -ть , т.е. в начальной форме глагола?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 304749

Подскажите, пожалуйста, чем является ть, ти, в инфинитиве глаголов суффиксом или окончанием, и входит ли в основу слова?

Ответ справочной службы русского языка

Показатель инфинитива -ть (-ти) в основу не входит.

Если окончание определять как формообразующую морфему, выражающую хотя бы одно из грамматических значений рода, числа, падежа, то показатель инфинитива ( -ть , -ти) следует считать формообразующим суффиксом (как и суффикс прошедшего времени —л-). Такой подход удобен для обоснования некоторых орфографических явлений. Подробнее см. об этом в учебнике Е. И. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников». Однако в науке есть и другая точка зрения, согласно которой -ть и -ти определяют как окончание.

Вопрос № 301217

Добрый день! У меня к вам вопрос: «Мне приходится сталкиваться с проблемами» и «Мне с проблемами сталкиваться приходится» — в этих предложениях слово «приходится» пишется без мягкого знака? Какое в этом случае действует правило?

Ответ справочной службы русского языка

В обоих предложениях приходится пишется без мягкого знака, поскольку это форма третьего лица настоящего времени, а не инфинитив. Мягкий знак в -ть ся пишется только в инфинитиве (начальной форме глагола, которая отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?»).

Вопрос № 297761

Здравствуйте! Интересует глагол «стОит», а именно как объяснить его спряжение. Понятно, что 2-е, т.к. на -ить. Но в инфинитиве окончание не под ударением (стОить). Если глагол проспрягать — там тоже ни одной ударной позиции (стОил, стОят, стОите и т.д.). Как объяснить ребенку, что там именно И, а не «стОет, стОять» и т.д.

Ответ справочной службы русского языка

В школе безударные гласные на конце глагольной основы перед —ть проверять не учат. Правила их проверки сформулированы были относительно недавно, и они достаточно сложные для применения. В школе сложилась методическая традиция обходиться без правила. Дети благодаря языковой интуиции чувствуют, какую гласную нужно писать перед —ть, и ошибки здесь возникают редко. Слов, в которых ошибки встречаются, немного.

Если мы не помним точно, какая гласная пишется в инфинитиве, то ее нужно проверить по словарю. При этом некоторые простые правила о гласных перед -ть запомнить можно.

1. В инфинитиве после гласной о пишется —ить, например: стоить, строить, удостоить, присвоить.

2. В инфинитиве после гласных а, е, у пишется -ять, например: лелеять, маяться. Исключения: драить, клеить.

Слов, относящихся ко второму правилу, немного, поэтому некоторым удобнее запоминать не правило, а сложные глаголы:

1) баять, веять, лаять, реять, сеять, таять, хаять (сниж.), чаять, чуять, блеять, лелеять, затеять, маяться, каяться, надеяться,

Заучивая глаголы, важно помнить, что при присоединении приставки или постфикса гласная перед -ть не меняется: клеитьзаклеить, клеиться.

3. Особую группу составляют глаголы с приставками обез-(обес-). Нужно научиться различать слова по значению: обессилить (лишить кого-то сил) — обессилеть (лишиться сил), обезводить (лишить воды) — обезводеть (лишиться воды).

Вопрос № 296190

Добрый день. Помогите, пожалуйста, разобраться в следующем вопросе. В чем различие правил деления на слоги (не для переноса) слов: бра -ть я, сы-но-вья и семь-я. Почему в словах «бра -ть я» и «сы-но-вья» последний слог состоит из согласной, мягкого знака и гласной; а в слове «семь-я» последний слог состоит только из гласной ? Учебник «Азбука» «Школа России» В. Г. Горецкий.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 295312

Ответ справочной службы русского языка

В лингвистике нет единой позиции по этому вопросу. Некоторые языковеды считают —ть суффиксом, некоторые – окончанием. В разных школьных курсах эта морфема тоже рассматривается и как суффикс, и как окончание.

Вопрос № 294618

Как разбирается по составу слово «наслаждаться»?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 294048

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно переносятся слова листья и ручьи?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 293554

Здравствуйте. Почему в слове ЖУРЧАЩИЙ суффикс ащ, хотя это причастие образовано от глагола 1-го спряжения?

Ответ справочной службы русского языка

Журчать – глагол второго спряжения. Тип спряжения у глаголов с ударными личными окончаниями определяем по окончаниям (журчит, журчат), при этом не имеет значения, какая гласная в неопределенной форме перед -ть . По неопределенной форме глагола мы определяем тип спряжения только у глаголов с безударными личными окончаниями.

Вопрос № 292280

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, -ТЬ и -ТИ в инфинитивах являются формообразующими суффиксами или окончаниями? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Это формообразующие суффиксы. В некоторых школьных учебниках они рассматриваются как окончания.

Вопрос № 290977

Добрый день. Просьба уточнить как перенести слова ДРУЗЬЯ и КРЫЛЬЯ в соответствии с действующими на данный момент в школьной программе нормами. И какое правило применяется. Заранее благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: дру-зья, кры-лья. Нормы, регулирующие перенос в этих словах, неизменны уже много десятков лет: при переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога; нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву; нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной (ср. с примерами из сборников правил: бу-льон, крес -ть янин).

Вопрос № 285933

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какой морфемный состав в слове организовывать? Являются ли сочетания «из» и «ов» суффиксами? В списках суффиксов глаголов я их не могу найти.

Ответ справочной службы русского языка

Морфемный состав этого слова: орган-из-ов-ыва -ть ; -из- и -ов- – суффиксы.

Вопрос № 285553

Как правильно переносить слова «листья» и «счастье», если перенос возможен?

Ответ справочной службы русского языка

Возможные варианты: ли-стья, лис -ть я, сча-стье, счас -ть е.


источники:

http://orfogrammka.ru/%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B2_%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B5_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4_%D1%82%D1%8C/

http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=-%D1%82%D1%8C