Глаголы прошедшего времени без суффикса л

Поиск ответа

Всего найдено: 33

Вопрос № 260502

Здравствуйте!
У меня следующий вопрос: включается ли глагольный суффикс Л прошедшего времени в основу слова при разборе слова по составу? Если существует несколько систем разбора и оба варианта приемлемы, то укажите, пожалуйста, в соответствии с какой из систем включается или не включается данный суффикс в основу . Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Формообразовательный суффикс прошедшего времени — л — не входит в основу слова. Подробнее см. в пособии Е. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников».

Вопрос № 259313

Добрый вечер! Подскажите пожалуйста, является ли суффикс глаголов прошедшего времени «л» частью основы слова? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Нет, это формообразующий суффикс, он не входит в основу слова.

Вопрос № 258469

Скажите,пожалуйста,входит ли суффикс -ся в основу слова?

Ответ справочной службы русского языка

Постфикс -ся входит в основу слова.

Вопрос № 257708

Уважаемая «Грамота»! Почему-то вы не ответили на мой вопрос. В школах Москвы ТЬ или ТИ в инфинитиве называют то суффиксом, то окончанием. В одной из школ назвали и суффиксом, и окончанием, соответственно обозначив их в виде домика. Объясните, пожалуйста, как быть при морфемном разборе слова: ведь если это окончание, то оно не должно входить в основу слова, если же суффикс, — то должно. А если и то, и другое, то что из этого следует? Прошу всё же ответить на мой вопрос, ведь детям сдавать ЕГЭ — «Единый» экзамен, с единым правильным ответом.

Ответ справочной службы русского языка

К сожалению, нам неизвестно, чем считают формант — ть (-ти) в инфинитиве разработчики ЕГЭ. В одних лингвистических концепциях эта часть слова признается формообразовательным суффиксом, в других – окончанием (но не суффиксом и окончанием одновременно – это уже перебор). В любом случае, чем бы эта часть -ть ни была (суффиксом или окончанием), она не входит в основу инфинитива. Так, в слове писать основа писа -, в слове везти основа вез -.

Вопрос № 253153

Подскажите, пожалуйста, к какому лексико-грамматическому разряду относится прилагательное полуобгорелый? Входит ли суффикс -л- в его осонову?

Ответ справочной службы русского языка

Это относительное прилагательное, суффикс -Л- входит в основу слова.

Вопрос № 252479

Добрый день, прошу разъяснить, правильно ли сейчас исполняют романс «Я тебя никогда не забуду», когда поют (буквально вчера в ТВ передаче Две звезды): «. пара фраз, залетевших отсюда», в интернете дают слова такие же. Насколько я помню, Караченцов и Шанина пели: «Парафраз, залетевший отсюда», т.е. имеется в виду парафраз: «Я тебя никогда не забуду, я тебя никогда не увижу», как раз и высеченный на могиле Кончиты в Сан-Франциско и положенный Вознесенким в основу истории и ключевого романса оперы.Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

И качнется бессмысленной высью
пара фраз, залетевших отсюда:

«Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».

( Андрей Вознесенский. Не отрекусь. Избранная лирика. Минск, «БелАДИ», 1996.)

Вопрос № 250363

Подскажите, пожалуйста, значение слова РЕФЕРЕНТНОСТЬ?

Ответ справочной службы русского языка

Это термин психологии, его значение лучше уточнить в специализированных словарях. Цитируем словарь «Социальная психология»:

Референтность [лат. referens — сообщающий] — отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. Понятие «Р.», которое впервые применил американский психолог Г. Хаймен, утверждавший, что суждения людей о себе во многом зависят от того, с какой группой они себя соотносят, получило широкое распространение, но это понятие толковалось разными исследователями по-разному. В отечественной психологии в основу его трактовки был положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентаций (мнений, позиций, оценок) (Е.В. Щедрина). Отсюда Р. понималась как особое качество личности субъекта, определяемое мерой его значимости для другого человека или группы людей и в том числе выступающее фактором персонализации. В зависимости от ситуации Р. проявляет себя по-разному. Например, объектом референтных отношений для субъекта может выступать группа, членом которой он является, либо группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания, идеальное представление субъекта о себе самом и т. п). Следует различать неинтернализованные отношения Р., когда референтный объект существует реально как внешний объект, определяющий («диктующий») индивиду нормы его поведения, и отношения интернализованные, когда поведение индивида внешне не обусловливается никакими объектами, а все референтные отношения сняты и «переплавлены» его сознанием и выступают уже как его, индивида, субъективные факторы. Тем не менее и в этой ситуации референтные отношения также имеют место, хотя по форме они более сложны. Р. как качество субъекта или группы существует всегда только в чьем-то восприятии и отражает связи и отношения субъектов; в ней зафиксирована мера значимости данного субъекта или группы в глазах того или иного лица. Специфика Р. заключается в том, что направленность субъекта на некоторый значимый для него объект реализуется посредством обращения (реального или воображаемого) к другому значимому лицу. Таким образом, Р. имеет форму субъект-субъект-объектных отношений, т.е. таких, при которых отношение субъекта к значимому для него объекту опосредствуется связью с другим субъектом. Факт Р. индивида для других членов группы устанавливается с помощью специальной экспериментальной процедуры — референтометрии.

Вопрос № 250094

Каково происхождение фразы » быть под шафэ»?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Быть подшофе – быть в состоянии легкого опьянения, навеселе. В основу этого выражения легло, по-видимому, французское причастие chauffe ‘нагретый, подогоретый алкоголем’.

Вопрос № 248919

Здравствуйте.
В учебнике русского языка для 4го класса написано, что глагольные суффиксы ть, ти не входят в основу слова, т.к. определяют только форму слова.
Как разобрать слово «вернуть»? Какая у него основа — верну или верн? Какой частью слова является буква «у»?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Основа слова — верну- . — У- можно отметить как суффикс (точнее, это гласный глагольной основы).

Вопрос № 246984

при разборе слова по составу, какие суффиксы не входят в основу ? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В основу не включают словоизменительные суффиксы (такие, которые служат для образования грамматических форм слов). Например, суффикс -ть в инфинитиве или суффикс -л- в форме прошедшего времени глагола.

Вопрос № 239431

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какой вариант правильный: 1) . результаты легли в основу монографий, ряду изобретений, статей. ; 2) . результаты легли в основу монографий, ряда изобретений, статей. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 239353

Здравствуйте! Проконсультируйте, пожалуйста — что означает слово «подшафе»?

Ответ справочной службы русского языка

Подшофе (так правильно пишется это слово) – навеселе, под хмельком, в состоянии легкого опьянения. В основу этого слова легло, по-видимому, французское причастие chauffe «нагретый, подогоретый алкоголем».

Вопрос № 234687

Добрый день! 1.Разъясните, пожалуйста, как правильно пишется выражение «подшофе»: слитно или раздельно? Какова история этого заимствования? 2. Как правильно употреблять в повелительном наклонении глагол «вырезать» в единственном и множественном числе: вырежь или вырежи; вырежьте или вырежите? Какому правилу подчиняется данный случай? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

1. Следует писать слитно: _подшофе_. В основу этого выражения легло, по-видимому, французское причастие chauffe «нагретый, подогоретый алкоголем». 2. Допустимо: _вырежи_ и _вырежь_, _вырежьте_.

Вопрос № 234271

Скажите пожалуйста, суффикс времени -л- у глаголов прошедшего времени входит в основу ?

Ответ справочной службы русского языка

Не входит. См. раздел _Основа_ в http://learning-russian.gramota.ru/book/litnevskaya.html?part2.htm#4 [учебнике Е. и. Литневской].

Вопрос № 230659

Скажите,пожалуйста, входит ли суффикс -Л- ( в глаголах прошедшего времени) в основу ?

Ответ справочной службы русского языка

Нет, формообразующий суффикс _-л-_ в глаголах прошедшего времени в основу не входит.

Глаголы прошедшего времени без суффикса л

Глагол – это часть речи, которая обозначает ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТА и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?
В предложении глагол обычно является сказуемым.

Неопределённая форма глагола
Неопределённая форма глагола – это начальная форма глагола.
В словарях глаголы даны в неопределенной форме.
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? и что сделать? и имеют суффиксы – ТЬ и –ТИ: спрашивать – спросить; приносить – принести; расти – вырасти.
Неопределённая форма не указывает на время и число глагола.

Вид глаголов
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы несовершенного вида обозначают действия в течении, ещё не совершенное, и отвечают на вопрос что делать?: писать, читать, рассказывать.
Глаголы совершенного вида обозначают действие, которое уже совершенно, и отвечают на вопрос что сделать?: написать, прочитать, рассказать.

Переходные и непереходные глаголы
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными.
Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет.
Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже.
Глаголы являются непереходными , если действие прямо не переход на другой предмет.
К непереходным относятся глаголы с суффиксом -ся (-сь) .

Возвратные глаголы
Глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными.
Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными; другие только возвратными (без суффикса -ся они не употребляются).

Наклонение глагола
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят или будут происходить на самом деле.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда опускается.
В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее, а глаголы совершенного вида — два времени: прошедшее и будущее простое.
Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б) . Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами.
Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе — по родам.
Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу.
Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица.
Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.
Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы ы повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном — -те.
Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка , которая несколько смягчает приказание.

Изменение глаголов по числам
Глаголы изменяются по числам.
Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета: ребёнок играет, мяч прыгает, колесо вертится. Глаголы во множественном числе обозначают действие двух или нескольких предметов: дети играют, мячи прыгают, колёса вертятся. Глаголы всегда стоят в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны.

Изменение глаголов по временам

ВремяЗначениеВопросыПримеры
НастоящееДействие происходит в момент речиЧто делаю?
Что делаешь?
Что делает?
Что делаем?
Что делаете?
Что делают?
Пою,
Поёшь,
Поёт,
Поём,
Поёте,
Поют
ПрошедшееДействие происходило до момента речиЧто делал?
Что сделал?
Что делали?
Что сделали?
Пел,
Спел,
Пели,
Спели
БудущееДействие будет происходить после момента речиЧто сделаю?
Что сделаем?
Что сделаешь?
Что сделаете?
Что сделает?
Что сделают?
Что буду делать?
Что будем делать?
Что будешь делать?
Что будете делать?
Что будет делать?
Что будут делать?
Спою,
Споём,
Споёшь,
Споёте,
Споёт,
Споют,
Буду петь,
Будем петь,
Будешь петь,
Будете петь,
Будет петь,
Будут петь

Глаголы прошедшего времени имеют суффикс – Л : стоя л , освети л о, задума л ась.
Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам, принимая соответствующие окончания: решил – решила, решило; отцвёл – отцвела, отцвело, дошёл – дошла, дошло.
Глаголы прошедшего времени всегда стоят в том же роде, что и имена существительные, с которыми они связаны.

Спряжение глаголов
Спряжение – это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
Лицо и число глагола определяются по местоимению и окончанию глагола или только по его окончанию: Вы пойдёте – 2-е лицо, единственное число, я –читаю – 1-е лицо, единственное число.
Существует два спряжения. У глаголов одного и того же спряжения ударных и безударные окончания одинаковые.

Личные окончания глаголов I спряжения

ЛицоОкончанияПримеры
Ед. ч.Мн.чЕд. ч.Мн.ч
1-е-у(-ю)-ем (-ём)Иду, узнаюИдём, узнаём
2-е-ешь (-ёшь)-ете (-ёте)Идёшь, узнаёшьИдёте, узнаёте
3-е-ет (-ёт)-ут (-ют)Идёт, узнаётИдут, узнают

Личные окончания глаголов II спряжения

ЛицоОкончанияПримеры
Ед. ч.Мн.чЕд. ч.Мн.ч
1-е-у(-ю)-имГорю, научуГорим, научим
2-е-ишь-итеГоришь, научишьГорите, научите
3-е-ит-ат (-ят)Горит, научитГорят, научат

Спряжение глагола с ударным окончанием определяют по окончанию.
Спряжение глаголов с безударным окончанием определяют по неопределённой форме.

I спряжениеII спряжение
Все глаголы на – ЕТЬ, -АТЬ, -ЯТЬ, -ЫТЬ, -ОТЬ, — УТЬ, — ТЬ: краснеть, сажать, лаять, рыть, колоть, тронуть, лезть.
Исключения:
Гнать, держать, дышать, обидеть,
Видеть, слышать и смотреть,
Ненавидеть и зависеть,
Да ещё терпеть, вертеть.
Все глаголы на – ИТЬ: просить, лечить, ловить.
Исключения: брить, стелить, зиждиться

Особенности спряжения глаголов будущего времени

ЧислоЛицоПри употреблении одного глаголаПри употреблении двух глаголов
Единственное1-е(Что сделаю?) Помогу, наклеюЕдинственное 1-е (Что сделаю?) Помогу, наклею (Что буду делать?) Буду помогать, буду клеить
2-е(Что сделаешь?) Поможешь, наклеишь (Что будешь делать?) Будешь помогать, будешь клеить(Что сделаешь?) Поможешь, наклеишь (Что будешь делать?) Будешь помогать, будешь клеить
3-е(Что сделает?) Поможет, наклеит(Что будет делать?) Будет помогать, будет клеить
Множественное1-е(Что сделаем?) Поможем, наклеим(Что будем делать?) Будем помогать, будем клеить
2-е(Что сделаете?) Поможете, наклеите(Что будете делать?)Будете помогать, будете клеить
3-е(Что сделают?) Помогут, наклеят(Что будут делать?) Будут помогать, будут клеить

Если в будущем времени употребляют два глагола, то при спряжении изменяется только окончание глагола буду.

Разноспрягаемые глаголы
Разноспрягаемыми называются глаголы, которые спрягаются то по I, то по II спряжению: хотеть (хочешь, хочет – по I спряжению; хотим, хотите, хотят – по II спряжению).

Правописание глаголов в прошедшем времени
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом – Л пишется та же гласная, что и перед суффиксом – ТЬ в неопределённой форме: строить – строил.

НЕ с глаголами
Частица НЕ придаёт глаголам отрицательный смысл и пишется с ними раздельно: не видит, не строить.
Исключение составляют случаи, когда глаголы не употребляются без НЕ: негодовать, недоумевал, нездоровится.

Морфологический разбор глагола

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (неопределенная форма).
2. Постоянные признаки:
а) вид,
б) спряжение,
в) переходность.
3. Непостоянные признаки:
а) наклонение,
б) число,
в) время (если есть),
г) число (если есть),
д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. – начаться. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

4 класс. Морфологический разбор (образец):

1. Цветёт – глагол (что делает?), обозначает действие.

2. Н.ф. – цвести; пост.: несов.в., I спр.; непост.: в ед.ч., в наст.вр., в 3-м л.

Проверь себя, выполнив тест.

1. Что обозначает глагол?

2) Признак предмета.

3) Действие предмета.

2. На какие вопросы отвечает глагол?

2) Какой? какая? какое? какие?

3) Что делает? что сделал? что будет делать?

3. Каким членом предложения выступает глагол?

1) Главным членом.

2) Второстепенным членом.

4. Изменяется ли глагол по числам?

5. Сколько временных форм имеют глаголы?

6. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме.

1) прошедшего времени;

2) настоящего времени;

3) будущего времени.

7. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

1) Что делает? что делают?

2) Что сделает? что будет делать?

3) Что делал? что делали?

8. Выбери глаголы будущего времени.

1) пробежала 3) прилетит 5) запищат

2) воркует 4) напишу 6) сфотографирует

9. Один ученик считает, что глаголы расправили, выполз, проснулась, пригрело, имеют форму прошедшего времени. Другой ученик говорит, что это глаголы будущего времени. А ты как думаешь, в форме какого времени эти глаголы?

1) Прошедшего времени.

2) Будущего времени.

3) Настоящего времени.

10. Как изменяются глаголы прошедшего времени?

11. Определи род глаголов: подходила, опустела, наполнилась.

12. Окончание -о у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме.

1) мужского рода;

2) женского рода;

3) среднего рода.

13. Нулевое окончание у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме.

1) Мужского рода;

2) женского рода;

3) среднего рода.

14. Выбери глаголы среднего рода.

1) смешался 4) впряглись 7) выглянуло

2) подтаяла 5) скрипит 8) заговорила

3) осветило 6) приблизилось 9) вздрогнул

Если вы сделали больше 3 ошибок, следует повторить материал ещё раз!

Прошедшее время глагола

Прошедшее вре­мя гла­го­ла — это непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак, кото­рый обо­зна­ча­ет, что дей­ствие совер­ши­лось до момен­та речи о нем.

Рассмотрим, что такое про­шед­шее вре­мя гла­го­ла, какие име­ет грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти, как опре­де­лить гла­гол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни и выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский разбор.

Что такое прошедшее время глагола?

Прежде чем выяс­нить, что такое про­шед­шее вре­мя гла­го­ла, уточ­ним нема­ло­важ­ный аспект.

Время — это выра­же­ние отно­ше­ния дей­ствия к момен­ту речи. Действие, обо­зна­чен­ное гла­го­лом, может про­те­кать во вре­ме­ни: оно состо­я­лось в про­шлом, осу­ществ­ля­ет­ся сей­час или про­гно­зи­ру­ет­ся в буду­щем. В соот­вет­ствии с этим гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния име­ют грам­ма­ти­че­ские фор­мы трех времен:

  • насто­я­щее вре­мя — я (что делаю?) пла­ваю (в момент речи);
  • буду­щее вре­мя — я (что буду делать?) буду пла­вать (после момен­та речи);
  • про­шед­шее вре­мя — я (что делал?) пла­вал (дей­ствие уже выполнено).

Итак, рас­смот­рим более деталь­но про­шед­шее вре­мя гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния в рус­ском языке.

Глаголы совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида могут обо­зна­чать дей­ствие, кото­рое уже состо­я­лось, про­изо­шло до момен­та речи о нем. Это выпол­нен­ное дей­ствие выра­жа­ет­ся с помо­щью гла­го­лов в фор­ме про­шед­ше­го времени:

Глагол несо­вер­шен­но­го вида «жарил» обо­зна­ча­ет про­те­ка­ние дей­ствия в про­шлом без кон­крет­но­го ука­за­ния на его завер­ше­ние. Глагол совер­шен­но­го вида «пове­сил» выра­жа­ет дове­ден­ное до кон­ца дей­ствие, име­ю­щее свой результат.

Будильник (что делал?) зво­нил рано утром.

Вчера на рыбал­ке отец (что сде­лал?) пой­мал боль­шо­го сома.

Как образуется прошедшее время глагола?

Форма про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла обра­зу­ет­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы (инфи­ни­ти­ва) с помо­щью спе­ци­аль­но­го суф­фик­са -л-. Чтобы полу­чить про­из­во­дя­щую осно­ву гла­го­ла, от него отде­лим окон­ча­ния -ть, -ти:

  • гово­рить — гово­ри -ть
  • брать — бра -ть
  • пове­ять — повея -ть
  • вез­ти — вез -ти.

Затем к полу­чен­ной осно­ве гла­го­ла доба­вим суф­фикс -л- и полу­чим фор­му про­шед­ше­го вре­ме­ни муж­ско­го рода:

  • брат говори- л
  • отец бра- л
  • ветер повея- л .

Обратим вни­ма­ние, что перед суф­фик­сом -л- пишет­ся та же глас­ная бук­ва, что и осно­ве неопре­де­лен­ной фор­мы глагола:

  • ненави́д е ть — ненави́д е л
  • посе́ я ть — посе я л .

Глаголы, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся на -ти и -чь, обра­зу­ют фор­му муж­ско­го рода про­шед­ше­го вре­ме­ни с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

  • вез ти — вёз
  • при­нес ти — при­нёс
  • сбе­речь — сбе­рёг
  • сте­речь — сте­рёг .

В сло­вах, обра­зо­ван­ных от гла­го­лов с осно­вой на -чь, про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных ч//к, ч//г:

  • спе ч ь — спё к
  • при­бе­ре ч ь — при­бе­ре г .

В мор­фем­ном соста­ве таких слов фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс про­яв­ля­ет­ся мате­ри­аль­но в виде бук­вы «л» в фор­мах жен­ско­го, сред­не­го рода и мно­же­ствен­но­го числа:

  • вез — вез л а , вез л о , вез л и
  • сбе­рег — сбе­рег л а , сбе­рег л о , сбе­рег л и .

Как видим, гла­го­лы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни име­ют грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию муж­ско­го, жен­ско­го и сред­не­го рода, кото­рая выра­жа­ет­ся с помо­щью окончания:

  • инже­нер (что сде­лал?) соста­вил таб­ли­цу — муж­ской род (нуле­вое окончание);
  • девочк а (что сде­ла­ла?) соста­вил а гра­фик — жен­ский род (окон­ча­ние );
  • обществ о (что сде­ла­ло?) соста­вил о мне­ние — сред­ний род (окон­ча­ние ).

Глаголы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни изме­ня­ют­ся по числам:

  • он соста­вил — они соста­вил и
  • дедуш­ка сбе­рег — роди­те­ли сбе­ре­гл и .

Сравним:

  • я решил, ты решил, он решил;
  • мы реши­ли, вы реши­ли, они решили.

Глаголы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни не спря­га­ют­ся, то есть не изме­ня­ют­ся по лицам.

Как определить глагол прошедшего времени?

Глагол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни опре­де­лим пошагово:

  1. най­дем гла­гол в пред­ло­же­нии (сло­во обо­зна­ча­ет действие);
  2. зада­дим к сло­ву вопрос что сде­лал? что сде­лал? что делал? что дела­ла? и пр.;
  3. выяс­ним, что гла­гол обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое уже совершилось;
  4. обра­тим вни­ма­ние на грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва и выявим в его соста­ве суф­фикс -л-;
  5. сде­ла­ем вывод.

Образец рассуждения

Снег засы­пал все тро­пин­ки в саду.

Слово «засы­пал» обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос:

Это гла­гол, кото­рый обо­зна­ча­ет, что дей­ствие состо­я­лось в про­шлом. Он име­ет фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -л- и нуле­вое окон­ча­ние, так как пояс­ня­ет сло­во «снег» муж­ско­го рода. Это гла­гол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни муж­ско­го рода един­ствен­но­го числа.

Как выполнить морфологический разбор глагола прошедшего времени?

Глагол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни име­ет посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки. К посто­ян­ным при­зна­кам отне­сем следующие:

  • вид (совер­шен­ный или несовершенный);
  • воз­врат­ность (нали­чие или отсут­ствие -ся (-сь));
  • пере­ход­ность (спо­соб­ность управ­лять сло­вом в фор­ме в. п. без предлога);
  • спря­же­ние

Остальные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки явля­ют­ся непо­сто­ян­ны­ми. В каче­стве при­ме­ра выпол­ним мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор гла­го­ла «засы­пал».

I. Часть речи. Общее значение

«Засыпал» — это гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­лал? Начальная фор­ма — «засы́пать».

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • совер­шен­ный вид;
  • невоз­врат­ный
  • пере­ход­ный (засы­пал что? тро­пин­ки);
  • I спря­же­ние

б) непо­сто­ян­ные признаки:

  • изъ­яви­тель­ное наклонение
  • про­шед­шее время
  • един­ствен­ное число
  • муж­ской род

III . Синтаксическая роль

В пред­ло­же­нии явля­ет­ся про­стым гла­голь­ным сказуемым.

Видеоурок


источники:

http://www.sites.google.com/site/ctobyucitsabylolegce/nacalnaa-skola/russkij-azyk/glagol

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/proshedshee-vremya-glagola.html