Глаголы с приставкой корнем и суффиксом

Слова с двумя суффиксами. Примеры слов с приставкой и окончанием

Слова с дву­мя суф­фик­са­ми в мор­фем­ном соста­ве — это про­из­вод­ные лек­се­мы, а так­же фор­мы слов.

Суффикс — это мор­фе­ма, сто­я­щая после кор­ня и слу­жа­щая для обра­зо­ва­ния новых слов и форм слов.

Суффикс — словообразовательная морфема

В мор­фем­ном соста­ве слов может быть один, два и даже три суф­фик­са, если про­изо­шел после­до­ва­тель­ный сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный про­цесс. Например, про­из­во­дя­щее сло­во — при­ла­га­тель­ное, уже име­ю­щее суф­фикс в сво­ем соста­ве, а затем обра­зу­ет­ся суще­стви­тель­ное с помо­щью дру­го­го суффикса:

  • серый → сер оват ый → сер оват ость

При таком сло­во­об­ра­зо­ва­нии в осно­ве сло­ва суф­фик­сы нани­зы­ва­ют­ся друг за дру­гом, как бусин­ки на ниточ­ку. В резуль­та­те полу­ча­ем новые лек­се­мы, кото­рые в мор­фем­ном соста­ве име­ют два суф­фик­са. Понаблюдаем за подоб­ным словотворчеством:

  • брезг лив ый → брезг лив ость
  • вла­га → влаж н ый → влаж н ость
  • вина → вин овн ый → вин овн ость
  • кость → кост ян ой → кост ян к а
  • пере­го­ро­дить → пере­го­раж ива ть → пере­го­раж ива ни е
  • ска­зать → выска­зать → высказ ыва ть → высказ ыва ни е
  • мерить → при­ме­рить → при­мер к а → при­мер оч к а

Примеры слов с двумя суффиксами без окончания

Корень и толь­ко два суф­фик­са без окон­ча­ния име­ют в сво­ем соста­ве неиз­ме­ня­е­мые сло­ва, в первую оче­редь, наречия:

  • медл енн ый — медл енн о (идти);
  • инте­рес н ый — инте­рес н о (узнать);
  • друж еск ий — друж еск и (похло­пать по плечу);
  • пол­ный — полн ость ю (сде­лать);
  • мастер ск ий — мастер ск и (выпол­нить);
  • тих оньк ий — тих оньк о (подой­ти).

Примеры слов с двумя суффиксами и окончанием

Схеме «корень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние» соот­вет­ству­ет мор­фем­ный состав сле­ду­ю­щих изме­ня­е­мых слов:

  • ста­рый — стар ин а — стар ин н ый
  • вред и ть — вред и тель
  • дождь — дожд лив ый — дожд лив ость
  • доб­рый — добр от а — добр от н ый
  • горох — горош ин а — горош ин к а
  • лист — лист ок — лист оч ек
  • сме х — сме ш инк а
  • ябе­да — ябед ник — ябед нич еств о

Примеры слов с двумя суффиксами, приставкой и окончанием

Приведем при­ме­ры слов, мор­фем­ный состав кото­рых соот­вет­ству­ет схеме:

«при­став­ка + корень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние» .

  • о хот нич ий
  • по бел оч н ый
  • без забот н ость
  • раз груз оч н ый
  • бес хитр ост н ый
  • на сме ш к а
  • за вар оч к а
  • вз в олн ова нн ый
  • по куп оч к а
  • по мут н ени е

Формы слов с двумя суффиксами

Два суф­фик­са име­ют так­же мно­гие фор­мы слов, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых встре­ти­лись сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный и фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фик­сы, например:

1. фор­мы про­шед­ше­го вре­ме­ни глагола

  • дыш- а -ть — дыш а л
  • вычист- и -ть — вы чист и л а
  • верт- е -ться — верт е л о сь
  • отправ- и -ть — отправ и л и

2. дее­при­ча­стия

  • слож и в
  • за шум е в
  • по се я в
  • кап ну в
  • у клад ыва я

3. при­ча­стия

  • об рабат ыва ем ый
  • от свеч ива ющ ий
  • уч и вш ий
  • вы меш а нн ый

Слова с двумя суффиксами и двумя приставками

В соста­ве неко­то­рых слов мож­но ука­зать по две ука­зан­ные сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные морфемы

  • бес при да н ниц а
  • бес при зор нич а ть
  • бес про игр ыш н ая
  • о б ез жир ива ни е
  • о б ез земел ива ни е
  • о без лич ива ни е
  • о без оруж ива ни е

Глаголы с двумя приставками и суффиксами

Укажем при­ме­ры гла­го­лов с дву­мя при­став­ка­ми и с дву­мя суф­фик­са­ми в фор­ме про­шед­ше­го времени:

  • под на туж и ться — под на туж и л ся
  • под на коп и ть — под на коп и л и
  • под на таск а ть — под на таск а л а
  • о бес слав и ть — о бес слав и л а .

Как разбирать слова по составу

Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.

Как научить ребенка разбирать слова по составу?

Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.

Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:

  • ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
  • не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
  • не владеет алгоритмом разбора слов по составу.

Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.

Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.

Корень

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

Приставка

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Суффикс

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.

Окончание

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.

Основа слова

Основа слова – это часть слова без окончания.

В основу слова входит приставка, корень и суффикс.

Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.

Проверь свои знания

Тест «Состав слова»

1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.

2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.

3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.

4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.

5. Определи окончание в слове мечтой.
а) -той;
б) -ой;
в) -й.

6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.

7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.

8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.

9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.

10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.

11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.

12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.

13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.

Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.

Схема морфемного разбора слова

  1. Определи слово как часть речи.
  2. У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
  3. Укажи основу слова.
  4. Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
  5. Выдели приставку.
  6. Выдели суффикс.

Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:

покупка

1. Часть речи -имя существительное

2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)

3. основа — ПОКУПК-

пришкольный

1. Часть речи -прилагательное

2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)

3. основа — ПРИШКОЛЬН-

расцветают

1. Часть речи -глагол

2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)

3. основа — РАСЦВЕТА-

Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.

Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.

Самые распространённые приставки русского языка:

без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)

Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.

Самые распространённые с уффиксы имен существительных

ан -(- ян -), — ани (- яни ), — анин (- янин ), — ач , — ени , — ет -,- ть -, — еств -(- ств -), — есть , — ец , — изм , — изн -, — ик (- ник ), — ин , — ист , — итель (- тель ), — их — иц -(- ниц -), — к -, — л -, — лк , — льник , — льщик (- льщиц -), — от -, — ость , ун , — чик (- чиц -, — щик )

Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.

  • ик — образует лицо , обладающее качеством ( медик , старик )
  • иц — лицо или животное женского пола ( девица , курица , тигрица )
  • ист, щик, ач — лицо , принадлежащее к области деятельности ( парашютист , барабанщик, скрипач)
  • ник — лицо, предмет, место, животное ( всадник, плавник , хищник, ледник )
  • ошк, ушк,чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительно — ласкательную форму предмету .

Суффиксы прилагательных

— ал (- ел -), — ан (- ян -), — аст (- ат -), — ев (- ов ), — еват (- оват -), — ен , — енн (- онн -), — енск (- инск -), — ив (- лив ,- чив -), — ин , — ит (- овит -), — к , — л , — н (- шн -), — тельн -, — уч (- юч ,- яч -), — чат , — к ( а ), — ск , — тель , — ист —

Суффиксы глаголов

— а (- я , — ка ), — е , — ева (- ова , — ыва , — ива ), — и , — л , — ну , — ся , сь, — ть (- ти )

Полезно помнить:

  • л — образует прошедшее время ( был , спал , плыл )
  • ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола ( инфинитив ) ( нести , делать,беречь)

Пятое — обязательная тренировка.

Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.

Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.

Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.

1 вариант

1.Разбери слова по составу:

Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький

2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Тропа — …………………………………………………………………………

Тепло — …………………………………………………………………………

3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставкакореньсуффиксокончание
беззащитныйдаритьвкусныйдобрый
подъехатьводасводныйтяжёлый
безобразныйжизньсъеденныйбелый
донёспришкольныйводныйчёрный
простотадомашнийцветикключи
поворотсадиксвалкарыба
замёрзсухаякучакурица
вышёлдумакаменщиксмысл
завёлжаркийрыбкаодежда
подходзаставалавкасорока

2 вариант

1)Разбери по составу:

качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток

2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Сырой — ………………………………………………………………………….

Стекло — …………………………………………………………………………

Стена — …………………………………………………………………………..

3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставкакореньсуффиксокончание
коньлетоплакучиймягкий
подтянуллокотокмясникмолодость
вписатьпроходитьзимамяч
прожитьводителькнигасады
заяцчасыкормовойземляной
сроккотёнокмирножницы
заряшколалесникрадость
ссорапокраситьнизкийлодка
стулсиреневыйпогодакарандаш
подъездполекрышаполк

По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.

Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Разбор слова по составу

Чтобы сделать разбор слова по составу, введите слово в строку поиска и в выпадающем списке выберите нужный элемент.

Как программа делает разбор слова по составу?
Программа использует словарь по которому находит нужное вам слово, определяет все его морфемы и выделяет основу слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Основа словапрошпаклева
Приставкапро
Кореньшпаклева
Глагольное окончаниеть

Слова похожие по структуре

Основа слова

Основа — это часть слова которая не изменяется без окончания, основа слова выражает главное лексическое значение.

Разберем слово — Выполнимый .

В данном случае основа слова — Выполним .

Окончание

Окончание — изменяемая часть слова, которое находится после суффикса или корня слова. Окончание меняет грамматическое значение числа, рода и падежа у именных частей речи. Так же для связи слов, словосочетаний в предложении изменяют окончание.

Изменим род у слова — Хороший с мужского на женский и посмотрим как изменится окончание.

Корень

Корень слова имеет похожие черты на основу слова, он так же несет лексическое значение слова, все самостоятельные части речи имеют корень.

Во многих междометиях, звукоподражательных и служебных частях речи корень отсутствует.

В одной самостоятельной части речи может быть более одного корня.

Суффикс

Суффикс — морфема которая связывает части слова, чаще всего находится между корнем и окончание, служит для образования новых слов.

Приставка

Приставка — значимая морфема которая находится вначале слова перед корнем, служит для образования слов.


источники:

http://naymenok.ru/kak-razobrat-slovo-po-sostavu/

http://rustxt.ru/razbor-slova-po-sostavu