Слова с двумя суффиксами. Примеры слов с приставкой и окончанием
Слова с двумя суффиксами в морфемном составе — это производные лексемы, а также формы слов.
Суффикс — это морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов и форм слов.
Суффикс — словообразовательная морфема
В морфемном составе слов может быть один, два и даже три суффикса, если произошел последовательный словообразовательный процесс. Например, производящее слово — прилагательное, уже имеющее суффикс в своем составе, а затем образуется существительное с помощью другого суффикса:
- серый → сер оват ый → сер оват ость
При таком словообразовании в основе слова суффиксы нанизываются друг за другом, как бусинки на ниточку. В результате получаем новые лексемы, которые в морфемном составе имеют два суффикса. Понаблюдаем за подобным словотворчеством:
- брезг лив ый → брезг лив ость
- влага → влаж н ый → влаж н ость
- вина → вин овн ый → вин овн ость
- кость → кост ян ой → кост ян к а
- перегородить → перегораж ива ть → перегораж ива ни е
- сказать → высказать → высказ ыва ть → высказ ыва ни е
- мерить → примерить → пример к а → пример оч к а
Примеры слов с двумя суффиксами без окончания
Корень и только два суффикса без окончания имеют в своем составе неизменяемые слова, в первую очередь, наречия:
- медл енн ый — медл енн о (идти);
- интерес н ый — интерес н о (узнать);
- друж еск ий — друж еск и (похлопать по плечу);
- полный — полн ость ю (сделать);
- мастер ск ий — мастер ск и (выполнить);
- тих оньк ий — тих оньк о (подойти).
Примеры слов с двумя суффиксами и окончанием
Схеме «корень + суффикс + суффикс + окончание» соответствует морфемный состав следующих изменяемых слов:
- старый — стар ин а — стар ин н ый
- вред и ть — вред и тель
- дождь — дожд лив ый — дожд лив ость
- добрый — добр от а — добр от н ый
- горох — горош ин а — горош ин к а
- лист — лист ок — лист оч ек
- сме х — сме ш инк а
- ябеда — ябед ник — ябед нич еств о
Примеры слов с двумя суффиксами, приставкой и окончанием
Приведем примеры слов, морфемный состав которых соответствует схеме:
«приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание» .
- о хот нич ий
- по бел оч н ый
- без забот н ость
- раз груз оч н ый
- бес хитр ост н ый
- на сме ш к а
- за вар оч к а
- вз в олн ова нн ый
- по куп оч к а
- по мут н ени е
Формы слов с двумя суффиксами
Два суффикса имеют также многие формы слов, в морфемном составе которых встретились словообразовательный и формообразующий суффиксы, например:
1. формы прошедшего времени глагола
- дыш- а -ть — дыш а л
- вычист- и -ть — вы чист и л а
- верт- е -ться — верт е л о сь
- отправ- и -ть — отправ и л и
2. деепричастия
- слож и в
- за шум е в
- по се я в
- кап ну в
- у клад ыва я
3. причастия
- об рабат ыва ем ый
- от свеч ива ющ ий
- уч и вш ий
- вы меш а нн ый
Слова с двумя суффиксами и двумя приставками
В составе некоторых слов можно указать по две указанные словообразовательные морфемы
- бес при да н ниц а
- бес при зор нич а ть
- бес про игр ыш н ая
- о б ез жир ива ни е
- о б ез земел ива ни е
- о без лич ива ни е
- о без оруж ива ни е
Глаголы с двумя приставками и суффиксами
Укажем примеры глаголов с двумя приставками и с двумя суффиксами в форме прошедшего времени:
- под на туж и ться — под на туж и л ся
- под на коп и ть — под на коп и л и
- под на таск а ть — под на таск а л а
- о бес слав и ть — о бес слав и л а .
Как разбирать слова по составу
Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.
Как научить ребенка разбирать слова по составу?
Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.
Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:
- ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
- не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
- не владеет алгоритмом разбора слов по составу.
Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.
Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.
Корень
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Приставка
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Суффикс
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.
Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.
Окончание
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.
Основа слова
Основа слова – это часть слова без окончания.
В основу слова входит приставка, корень и суффикс.
Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.
Проверь свои знания
Тест «Состав слова»
1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.
2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.
3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.
4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.
5. Определи окончание в слове мечтой.
а) -той;
б) -ой;
в) -й.
6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.
7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.
9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.
10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.
11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.
12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.
13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.
Схема морфемного разбора слова
- Определи слово как часть речи.
- У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
- Укажи основу слова.
- Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
- Выдели приставку.
- Выдели суффикс.
Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:
покупка
1. Часть речи -имя существительное
2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)
3. основа — ПОКУПК-
пришкольный
1. Часть речи -прилагательное
2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)
3. основа — ПРИШКОЛЬН-
расцветают
1. Часть речи -глагол
2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)
3. основа — РАСЦВЕТА-
Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.
Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.
Самые распространённые приставки русского языка:
без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)
Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.
Самые распространённые с уффиксы имен существительных
ан -(- ян -), — ани (- яни ), — анин (- янин ), — ач , — ени , — ет -,- ть -, — еств -(- ств -), — есть , — ец , — изм , — изн -, — ик (- ник ), — ин , — ист , — итель (- тель ), — их — иц -(- ниц -), — к -, — л -, — лк , — льник , — льщик (- льщиц -), — от -, — ость , ун , — чик (- чиц -, — щик )
Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.
- ик — образует лицо , обладающее качеством ( медик , старик )
- иц — лицо или животное женского пола ( девица , курица , тигрица )
- ист, щик, ач — лицо , принадлежащее к области деятельности ( парашютист , барабанщик, скрипач)
- ник — лицо, предмет, место, животное ( всадник, плавник , хищник, ледник )
- ошк, ушк,чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительно — ласкательную форму предмету .
Суффиксы прилагательных
— ал (- ел -), — ан (- ян -), — аст (- ат -), — ев (- ов ), — еват (- оват -), — ен , — енн (- онн -), — енск (- инск -), — ив (- лив ,- чив -), — ин , — ит (- овит -), — к , — л , — н (- шн -), — тельн -, — уч (- юч ,- яч -), — чат , — к ( а ), — ск , — тель , — ист —
Суффиксы глаголов
— а (- я , — ка ), — е , — ева (- ова , — ыва , — ива ), — и , — л , — ну , — ся , сь, — ть (- ти )
Полезно помнить:
- л — образует прошедшее время ( был , спал , плыл )
- ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола ( инфинитив ) ( нести , делать,беречь)
Пятое — обязательная тренировка.
Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.
Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.
Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.
1 вариант
1.Разбери слова по составу:
Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький
2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Тропа — …………………………………………………………………………
Тепло — …………………………………………………………………………
3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание |
беззащитный | дарить | вкусный | добрый |
подъехать | вода | сводный | тяжёлый |
безобразный | жизнь | съеденный | белый |
донёс | пришкольный | водный | чёрный |
простота | домашний | цветик | ключи |
поворот | садик | свалка | рыба |
замёрз | сухая | куча | курица |
вышёл | дума | каменщик | смысл |
завёл | жаркий | рыбка | одежда |
подход | застава | лавка | сорока |
2 вариант
1)Разбери по составу:
качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток
2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Сырой — ………………………………………………………………………….
Стекло — …………………………………………………………………………
Стена — …………………………………………………………………………..
3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание |
конь | лето | плакучий | мягкий |
подтянул | локоток | мясник | молодость |
вписать | проходить | зима | мяч |
прожить | водитель | книга | сады |
заяц | часы | кормовой | земляной |
срок | котёнок | мир | ножницы |
заря | школа | лесник | радость |
ссора | покрасить | низкий | лодка |
стул | сиреневый | погода | карандаш |
подъезд | поле | крыша | полк |
По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Разбор слова по составу
Чтобы сделать разбор слова по составу, введите слово в строку поиска и в выпадающем списке выберите нужный элемент.
Как программа делает разбор слова по составу?
Программа использует словарь по которому находит нужное вам слово, определяет все его морфемы и выделяет основу слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Основа слова | прошпаклева |
---|---|
Приставка | про |
Корень | шпаклева |
Глагольное окончание | ть |
Слова похожие по структуре
Основа слова
Основа — это часть слова которая не изменяется без окончания, основа слова выражает главное лексическое значение.
Разберем слово — Выполнимый .
В данном случае основа слова — Выполним .
Окончание
Окончание — изменяемая часть слова, которое находится после суффикса или корня слова. Окончание меняет грамматическое значение числа, рода и падежа у именных частей речи. Так же для связи слов, словосочетаний в предложении изменяют окончание.
Изменим род у слова — Хороший с мужского на женский и посмотрим как изменится окончание.
Корень
Корень слова имеет похожие черты на основу слова, он так же несет лексическое значение слова, все самостоятельные части речи имеют корень.
Во многих междометиях, звукоподражательных и служебных частях речи корень отсутствует.
В одной самостоятельной части речи может быть более одного корня.
Суффикс
Суффикс — морфема которая связывает части слова, чаще всего находится между корнем и окончание, служит для образования новых слов.
Приставка
Приставка — значимая морфема которая находится вначале слова перед корнем, служит для образования слов.
http://naymenok.ru/kak-razobrat-slovo-po-sostavu/
http://rustxt.ru/razbor-slova-po-sostavu