Глаголы с суффиксом ся и мягким знаком

Правописание -тся, -ться в глаголах

Этот пост написан по просьбе жителя портала Клик Квея.

Самой распространенной ошибкой в правописании является правило постановки -тся и -ться в глаголах на конце.

Правило:

Если глагол отвечает на вопросы « что делает?, что сделает? », то этот глагол стоит в 3-м лице и в нем перед -ся мягкий знак не пишется. То есть глагол оканчивается на -тся .

Если глагол отвечает на вопросы « что делать?, что сделать? », то этот глагол в неопределенной форме (инфинитив) и в нем перед -ся пишется мягкий знак. То есть глагол оканчивается -ться .

Это правило изучается в школе в начальных классах, и всегда считалось одним из самых легких в русском языке.

Для определения, что глагол относится к 3-му лицу нужно просто поставить перед ним местоимение (он / она / они) и задать один из вопросов: «что делает?, что сделает?».

Дочка учи тся в институте.

( Она ) дочка ( что делает? ) учи тся в институте.

Товар появи тся в магазине завтра.

( Он ) товар ( что сделает? ) появи тся в магазине завтра.

Дети радую тся новым игрушкам.

( Они ) дети ( что делают? ) радую тся новым игрушкам.

Сегодня мама собирае тся занимат ься приготовлением нового салата.

Сегодня ( она ) мама ( что делает? ) собирае тся ( что делать? ) занима ться приготовлением нового салата.

Друзья решили встрети ться вечером в кафе.

( Они ) друзья решили ( что сделать? ) встрети ться вечером в кафе.

Но с -тся и -ться в глаголах все не так просто, как может показаться.

Имеются предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся довольно трудно. Чаще всего в таком случае он пишется без мягкого знака .

Учись – всегда пригоди тся !

Иногда встречаются случаи с несколькими типами глаголов в предложении, когда подлежащего не будет, и вопрос к глаголу не задать. Следовательно, глагол находится в форме 3-го лица, а значит «ь» не пишется:

Ему приходи тся мири ться с новым начальством.

( Вопрос к глаголу приходится не задать, так как нет подлежащего ) ему приходи тся ( что делать? ) мирит ься с новым начальством.

Другая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или снова-таки для двух глаголов сразу от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Малыш старае тся улыба ться , когда видит родителей.

( Он ) малыш ( что делает? ) старае тся ( что сделать? ) улыба ться , когда видит родителей.

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению.
Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Вывод:

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это глагол в третьем лице единственного или множественного числа , то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть. Если это инфинитив (неопределенная форма) , то он необходим. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

«Тся» и «ться» в глаголах

В соче­та­нии -тся не пишет­ся мяг­кий знак как в гла­го­лах 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла. В -ться пишет­ся мяг­кий знак, кото­рый обо­зна­ча­ет неопре­де­лён­ную фор­му глагола.

У воз­врат­ных гла­го­лов рус­ско­го язы­ка достав­ля­ет затруд­не­ние напи­са­ние окон­ча­ний с мяг­ким зна­ком или без него:

  • улы­ба ть ся — он улы­ба ет ся, они улы­ба ют ся;
  • воз­вра­ти ть ся — он воз­врат ит ся, они воз­врат ят ся.

Как опре­де­лить, нуж­но напи­сать мяг­кий знак в окон­ча­нии гла­го­лов перед пост­фик­сом (суф­фик­сом) -ся или нет? Ведь конеч­ные бук­во­со­че­та­ния -тся и -ться зву­чат абсо­лют­но оди­на­ко­во как [ца]:

  • захо­чет улы­бать­ся [у л ы б а ц а];
  • ребё­нок улы­ба­ет­ся [у л ы б а й’ и ц а].

Правописание -тся и -ться в глаголах

Написание мяг­ко­го зна­ка в окон­ча­ни­ях гла­го­лов зави­сит от их грам­ма­ти­че­ской фор­мы. Чтобы не оши­бать­ся в напи­са­нии слов этой само­сто­я­тель­ной части речи, при­ме­ним пра­ви­ло орфографии.

Как видим, задан­ный вопрос под­ска­жет напи­са­ние мяг­ко­го зна­ка в окон­ча­ни­ях гла­го­лов, име­ю­щих началь­ную фор­му.

Света нача­ла (что делат ь ?) соби­рат ь ся в школу.

Андрей хочет (что сде­лат ь ?) про­ка­тит ь ся на велосипеде.

Оба гла­го­ла «соби­рать­ся» и «про­ка­тить­ся» нахо­дят­ся в неопре­де­лён­ной фор­ме. Согласно пра­ви­лу орфо­гра­фии рус­ско­го язы­ка необ­хо­ди­мо обя­за­тель­но обо­зна­чить эту грам­ма­ти­че­скую фор­му гла­го­лов с помо­щью мяг­ко­го знака.

Буквосочетание -тся про­сле­жи­ва­ет­ся в соста­ве гла­го­лов в фор­ме 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го и буду­ще­го времени:

  • он сме ёт ся — все сме ют ся;
  • флаг запо­лощ ет ся — листья запо­лощ ут ся.

Чтобы отли­чить их напи­са­ние без мяг­ко­го зна­ка перед -ся от неопре­де­лён­ной фор­мы с конеч­ным -ться, сле­ду­ем пра­ви­лу орфографии.

Понаблюдаем:

Андрей (что дела­ет?) тре­ни­ру­ет­ся несколь­ко часов каж­дый день.

Скоро солн­це (что сде­ла­ет?) появит­ся на голу­бом небе.

Наличие или отсут­ствие воз­врат­но­го пост­фик­са -ся в соста­ве гла­го­ла не име­ет зна­че­ния. В рус­ском язы­ке все фор­мы гла­го­лов 3 лица пишут­ся без мяг­ко­го зна­ка:

  • он рису­ет — она рису­ет ся перед нами;
  • она спро­сит — с него спро­сит ся ;
  • лек­тор пока­жет — нам пока­жут ся .

Алгоритм написания -тся и -ться

Итак, что­бы не оши­бать­ся в напи­са­нии раз­ных грам­ма­ти­че­ских форм воз­врат­ных гла­го­лов, дей­ству­ем соглас­но алгоритму:

  • опре­де­лим часть речи (гла­гол обо­зна­ча­ет дей­ствие или состояние);
  • зада­дим вопрос к слову;
  • выяс­ним фор­му гла­го­ла (неопре­де­лён­ная фор­ма или фор­ма 3 лица);
  • пра­виль­но напи­шем -тся или -ться в соот­вет­ствии с правилом.

В напи­са­нии ука­зан­ных форм гла­го­лов помо­жет син­так­си­че­ский раз­бор пред­ло­же­ния. Глаголы с конеч­ным -тся, как пра­ви­ло, выпол­ня­ют роль про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го. От под­ле­жа­ще­го зада­ём необ­хо­ди­мый вопрос к сказуемому:

Дети (что дела­ют?) несут­ся на лыжах с высо­кой горы.

Неопределённая фор­ма гла­го­ла чаще все­го явля­ет­ся необ­хо­ди­мой частью состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го, в кото­ром ей пред­ше­ству­ет глагол-связка со зна­че­ни­ем вре­ме­ни дей­ствия (нача­ло, про­дол­же­ние или конец) или дол­жен­ство­ва­ния, жела­ния, воз­мож­но­сти и пр.

Хмурой осе­нью туман может сте­лит ь ся подол­гу на дороге.

Особое затруд­не­ние вызы­ва­ет напи­са­ние двух воз­врат­ных гла­го­лов, нахо­дя­щих­ся рядом в предложении.

Озорник боит­ся при­знат ь ся мате­ри в шалости.

В этом слу­чае пом­ним, что два гла­го­ла в неопре­де­лён­ной фор­ме в каче­стве состав­но­го ска­зу­е­мо­го не исполь­зу­ют­ся в пред­ло­же­нии. Первый гла­гол обя­за­тель­но высту­па­ет в лич­ной фор­ме, в кото­рой мяг­кий знак не пишет­ся. Определяем эти фор­мы гла­го­лов с помо­щью задан­ных вопросов:

Поупражняемся в выбо­ре пра­виль­но­го напи­са­ния окон­ча­ний гла­го­лов в воз­врат­ной фор­ме, если про­чтём при­ме­ры предложений.

Примеры

Нам уже начи­на­ет нра­вить­ся наше путешествие.

Рыбак уся­дет­ся на бере­гу озе­ра и заки­нет удочку.

Мне хочет­ся воз­вра­тить­ся поско­рее домой.

Эти зна­ния долж­ны при­го­дить­ся мне в будущем.

Мне хочет­ся стре­мить­ся к луч­ше­му результату.

Видеоурок

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 894.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 894.

Неопределенная форма глагола, она же инфинитив – это грамматическая форма, которая живет по своим нормам и правилам. Есть у нее и особые правила правописания, касающиеся использования мягкого знака перед -ся. Учащиеся 4 класса обязательно должны запомнить эти правила, которые станут основой их грамотности.

Правило тся и ться в глаголах – основные моменты

Чтобы понять, пишется ли в окончании глагола мягкий знак или нет, достаточно задать к слову вопрос. Если это инфинитив, то он отвечает на вопрос что делать? или что сделать?, и мягкий знак перед -ся точно нужно ставить. Это будет означать, что глагол стоит в неопределенной форме

Например:

Если же глагол отвечает на другие вопросы, а именно, что делает?

Например:

На самом деле с -тся и -ться в глаголах все не так просто, как может показаться. Так, есть предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся довольно трудно. Чаще всего в таком случае он пишется без мягкого знака. Например: Учись – всегда пригодится!

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Основная трудность заключается в том, чтобы всегда мысленно задавать к глаголу вопрос – это действительно сложнее, чем кажется, а значит, легко ошибиться.

Вторая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или снова-таки для двух глаголов сразу от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Простой пример:

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать у учащихся затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению и упорному выполнению упражнений.

Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Фактически этот суффикс легко заменить на слово “себя”, так что в случае сомнения можно перепроверить себя и таким способом, разделив глагол на два слова. Так, слово учиться легко разделить: учить себя, очевидно, что речь идет об инфинитиве, то есть мягкий знак нужен.

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это глагол в третьем лице единственного или множественного числа, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть. Если это инфинитив, то он необходим. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/tsya-glagolah.html

http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/tsya-i-tsya-v-glagolah-pravilo-pravopisaniya-4-klass.html