Глаголы с суффиксом ти примеры

Неопределенная форма глагола

О чем эта статья:

Понятие глагола

Глагол в русском языке — часть речи, которая обозначает действие или состояние и выражает это при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать?

Примеры глаголов:

что делает? поет;

что сделал? спел;

что будет делать? споет.

Шесть форм глаголов:

Понятие неопределенной формы глагола

Неопределенная форма глагола — это неизменяемая форма, у которой нельзя определить категории времени, лица, числа и рода. Она только называет глагольное действие.

Правило русского языка объясняет неопределенную форму глагола так: данная форма называет действие, процесс или состояние независимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются.

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?

Примеры глаголов в неопределенной форме:

что делать? играть, читать ;

что сделать? поиграть, почитать .

Рассмотрим еще один пример: слово «страдать» — это начальная форма глагола, действие звучит как «страдание», но кто и когда страдал по инфинитиву понять невозможно.

Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы:

-ть, если перед ним в слове стоит гласный звук, который также является суффиксом ( стоять, молчать, хотеть, скакать );

-ти, если перед ним в слове стоит согласный звук, который является частью корня ( пойти, нести, везти, ползти ).

Неопределённая форма глагола часто употребляется вместе со словами: нужно, можно, нельзя . Например: нужно сделать, можно бегать, нельзя хулиганить.

В предложении глаголы в форме инфинитива могут быть частью составного сказуемого, сказуемым, подлежащим, в редких случаях определением, дополнением или обстоятельством.

Основа инфинитива

В рус­ской мор­фо­ло­гии у гла­го­ла раз­ли­ча­ют:

осно­ву насто­я­ще­го вре­ме­ни;

Основа инфи­ни­ти­ва слу­жит фор­мо­об­ра­зу­ю­щим нача­лом:

Для гла­го­лов про­шед­ше­го вре­ме­ни:

пол­зать — пол­зал, пол­за­ла, пол­за­ло, пол­за­ли;

под­везти — под­вез, под­вез­ла, под­вез­ло, под­вез­ли;

Для гла­го­лов услов­но­го накло­не­ния:

пол­зал бы, пол­за­ла бы, пол­за­ло бы, пол­за­ли бы;

под­вез бы, под­вез­ла бы, под­вез­ло бы, под­вез­ли бы;

Для дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни:

Для стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни:

Для дее­при­ча­стий совер­шен­но­го вида:

Образование инфинитива

Чтобы определить инфинитив, нужно обратить внимание на суффиксы глаголов в неопределенной форме.

Неопределенная форма глагола образуется от основы глагола, от которой также образуются личные формы при помощи суффиксов:

-ть, -сть (бороться, спать);

-ти, -сти (прийти, зайти);

-чь (стричь, достичь) — этот суффикс объединяет часть глагольной основы, которая оканчивается на «к/г» (выражается в чередующейся «ч») плюс нулевой суффикс инфинитива (выражается мягким знаком).

Некоторые глаголы, корень которых заканчивается на -чь, не имеют этого окончания.

беречь — корень/нулевое окончание;

пренебречь — корень/нулевое окончание;

привлечь — приставка/корень/нулевое окончание;

запечься — приставка/корень/нулевое окончание/постфикс.

Грамматические признаки инфинитива

Инфинитив — неизменяемая, неспрягаемая форма глагола. Ее нельзя спрягать, представлять в другом времени или лице.

У инфинитивов есть только постоянные глагольные признаки, а именно:

Вид — совершенный, несовершенный;

Инфинитив несовершенного вида выражает действия, которые продолжаются во времени, и не имеют конкретной привязки. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: готовить, отдавать.

Инфинитивы совершенного вида говорят о том, что действие уже совершено или будет совершено, о том, что результат уже есть или еще будет. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?»: переписать, помыть.

Возвратность — возвратные, невозвратные.

Возвратные глаголы неопределенной формы отличаются от невозвратных наличием постфиксов:

-ся-, если корень слова оканчивается на согласный: мыл — умылся;

-сь-, если корень слова оканчивается на гласный: сложить — сложилось.

Переходность — переходные, непереходные.

Переходные глаголы могут сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Они передают действие на объект.

После переходного глагола можно поставить вопрос «что?» или «кого?»:

читать (что?) статью;

качать (кого?) ребенка.

Непереходные не передают действие и после них неуместны вопросы «что?», «кого?»: веселиться, летать.

Все возвратные глаголы непереходные: решиться, беречься.

Спряжение — 1 спряжение (делать, смешать) и 2 спряжение (любить, чертить).

Окончания глаголов неопределенной формы, которые относятся к первой группе: -е, -ю (кроме глаголов исключений). Формы этих глаголов имеют окончания: -у и -ю, -ешь и -ёшь, -ет и -ёт, -ем и -ём, -ете и -ёте.

Окончания глаголов неопределенной формы, которые относятся ко второй группе: -и, -я (кроме глаголов исключений). При спряжении формы этих глаголов имеют окончания: -у и -ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат и -ят.

Также инфинитиву соответствует словоизменительный признак залога:

Бабушка решила приготовить пирог.

Пирог должен скоро приготовиться.

Как мы уже поняли, у инфинитивов есть только постоянные морфологические признаки. Для удобства отразим их в таблице.

Окончания и суффиксы глаголов. Суффиксы ТЬ и ТИ. Формообразующие и словообразующие суффиксы.
статья по русскому языку

Окончание – изменяемая часть слова, которая постоянно изменяется. У окончания есть единственное предназначение – СВЯЗЫВАТЬ слова друг с другом и образовывать формы слова. Именно окончание указывает на, те самые, спряжения, падежи, род, число и так далее. Мы знаем, что сколько окончание не меняй, нового слова никогда не получишь: это будет форма одного и того же слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya._okonchaniya_i_suffiksy_glagolov.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Окончания и суффиксы глаголов. Суффиксы ТЬ и ТИ.

Формообразующие и словообразующие суффиксы.

Федотова Ольга Александровна

учитель начальных классов

Можно ли в глаголах неопределённой формы в слове РЕШАТЬ определить:

–ТЬ – это суффикс?

–ТЬ – это окончание?

–ТЬ – это и суффикс и окончание?

А, может быть, есть и другие варианты?

Окончание – изменяемая часть слова, которая постоянно изменяется. У окончания есть единственное предназначение – СВЯЗЫВАТЬ слова друг с другом и образовывать формы слова. Именно окончание указывает на, те самые, спряжения, падежи, род, число и так далее. Мы знаем, что сколько окончание не меняй, нового слова никогда не получишь: это будет форма одного и того же слова.

Ищу – ищем – ищут

Волшебное – волшебного – волшебная

Сокровище – сокровища – сокровищу

Сколько бы я ни меняла окончание, нового слова не получу. При замене других частей слова – суффикса или приставки – мы получаем новое слово.

Ход – поход – выход

Ход – ходики – ходули

Ход – походка – выходной

При помощи суффиксов и приставок мы получили новые слова.

И так: меняем окончание – нового слова не получаем. Меняем суффикс или приставку – получаем новое слово. Но дело в том, что есть еще одна часть слова, которую, сколько бы мы не меняли, нового слова не получишь: будет форма того же слова. И это не окончание.

Мы будем говорить с вами об этой части слова. Эта часть слова называется формообразующей суффикс . Суффиксы делятся на две группы.

Первая группа – это порядочные суффиксы, которые образуют новое слово, а вот вторая часть формообразующие. Они образуют форму слова. Кто-то скажет: ну, и зачем придумали этот самый формообразующий суффикс? Если он образует только формы, то давайте назовем его окончанием. Если бы было всё так просто! Формообразующие суффиксы живут в основном в глаголах. А глаголы – это такие сложные слова, такая сложная часть речи. Ведь у неё огромное количество категорий. Посмотрите, здесь вам и время, здесь вам и род, и число, и лицо. И всё это нужно указать в одном слове с помощью окончания? Да тут два бы понадобилось! А как вы представляете себе, слово с двумя окончаниями? Вот и приходится глаголу звать на помощь еще и формообразующий суффикс. Самый частый формообразующий суффикс, который мы встречаем каждый день – это суффикс – Л –. Суффикс прошедшего времени. Это как наш маячок. Видишь на конце слова – Л -, значит, перед тобой прошедшее время глагола.

ФОРМООБРАЗУЮЩИЙ СУФФИКС –Л –

сказал — м.р. ед. ч.

принесла — ж.р. ед. ч.

срезало — ср. р. ед. ч.

— это глаголы прошедшего времени. Формообразующий суффикс – Л – нам об этом чётко говорит. А у окончаний этих глаголов своя нагрузка. Она указывает нам, на род глагола и на число. Представляете, если бы на окончание мы навесили еще и время. Именно суффикс – Л – является тем самым сигналом и маячком, что перед нами глагол прошедшего времени. И он делает эту работу. Правда, иногда от неё отлынивает… Очень мало таких слов, но иногда мужском роде суффикс – Л – хочет от нас с вами убежать. Это вот такие слова:

В этих словах суффикса – Л – не наблюдается. Как же заставить работать суффикс? Да просто поставьте этот глагол в женский род или в средний, а можете в множественное число:

Нёс – несла – несло — несли

Вёз – везла – везло — везли

Полз – ползла – ползло – ползли

Но таких слов очень мало. В основном все глаголы, которые мы употребляем, в прошедшем времени имеют на конце формообразующий суффикс – Л –. А вот второй формообразующий суффикс глагола, который изучают в начальной школе, у некоторых людей вызывает сомнения. У глаголов в неопределённой форме, которая заканчивается на – ТИ – и – ТЬ –. Дело в том, что когда-то давным- давно наши предки не знали оконцовку глаголов – ТЬ ; они всё говорили на – ТИ -: ходити, лежати, думати, сказати. Но дело в том, что язык – он такой же живой, как и мы с вами. И он постоянно изменяется. С течением времени мы с вами утратили это самое –ТИ–, и стали говорить: ходить, решать, думать. И только в некоторых словах – да и то под ударением – у нас осталась эта самая оконцовка – ТИ .

Как же нам с вами её разбирать? Дело в том, что одна часть учителей считает, что это суффикс – ТЬ , – ТИ , формообразующий суффикс. Другая часть учителей говорит, что это окончание. Потому что нового слова она не образовывает, а суффикс должен образовывать новое слово. Третья часть учителей говорит: если у него есть признаки и суффикса и окончания, давайте так и обозначим, что вроде как суффикс, но вроде как окончание.

Во всех программах начальной школы принято считать – ТЬ и – ТИ суффиксом. И МЫ БУДЕМ ВЫДЕЛЯТЬ ЭТИ СУФФИКСЫ , как формообразующие суффиксы. Формообразующие суффиксы не входят в основу. И когда ребёнок выделяет основу в слове «НАРИСОВАЛ», он без затруднений делает это. Формообразующий суффикс не входит в основу.

Что же такое основа слова? Основа – это всё слово без окончаний и формообразующих суффиксов. У глаголов в основу не входит окончание и формообразующие суффиксы – Л -, — ТЬ -, и – ТИ -.

Обратите внимание, что у неопределённой формы глагола окончаний нет.

Поиск ответа

Всего найдено: 96

Вопрос № 307429

Скажите, пожалуйста, как в заданиях ЕГЭ выделять- ть(-ти) как суффикс или окончание?

Ответ справочной службы русского языка

В ЕГЭ нет заданий, в которых требуется выделять инфинитивное -ть (-ти).

Вопрос № 305954

Здравствуйте! В итоговой проверочной работе по русскому языку за 3 класс был указан как правильный вариант перенос слова Та -ть я-на. Возможно ли это?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 304814

Здравствуйте. Как определить написание безударного гласного перед суффиксом инфинитива -ть , т.е. в начальной форме глагола?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 304749

Подскажите, пожалуйста, чем является ть, ти, в инфинитиве глаголов суффиксом или окончанием, и входит ли в основу слова?

Ответ справочной службы русского языка

Показатель инфинитива -ть (-ти) в основу не входит.

Если окончание определять как формообразующую морфему, выражающую хотя бы одно из грамматических значений рода, числа, падежа, то показатель инфинитива ( -ть , -ти) следует считать формообразующим суффиксом (как и суффикс прошедшего времени —л-). Такой подход удобен для обоснования некоторых орфографических явлений. Подробнее см. об этом в учебнике Е. И. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников». Однако в науке есть и другая точка зрения, согласно которой -ть и -ти определяют как окончание.

Вопрос № 301217

Добрый день! У меня к вам вопрос: «Мне приходится сталкиваться с проблемами» и «Мне с проблемами сталкиваться приходится» — в этих предложениях слово «приходится» пишется без мягкого знака? Какое в этом случае действует правило?

Ответ справочной службы русского языка

В обоих предложениях приходится пишется без мягкого знака, поскольку это форма третьего лица настоящего времени, а не инфинитив. Мягкий знак в -ть ся пишется только в инфинитиве (начальной форме глагола, которая отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?»).

Вопрос № 297761

Здравствуйте! Интересует глагол «стОит», а именно как объяснить его спряжение. Понятно, что 2-е, т.к. на -ить. Но в инфинитиве окончание не под ударением (стОить). Если глагол проспрягать — там тоже ни одной ударной позиции (стОил, стОят, стОите и т.д.). Как объяснить ребенку, что там именно И, а не «стОет, стОять» и т.д.

Ответ справочной службы русского языка

В школе безударные гласные на конце глагольной основы перед —ть проверять не учат. Правила их проверки сформулированы были относительно недавно, и они достаточно сложные для применения. В школе сложилась методическая традиция обходиться без правила. Дети благодаря языковой интуиции чувствуют, какую гласную нужно писать перед —ть, и ошибки здесь возникают редко. Слов, в которых ошибки встречаются, немного.

Если мы не помним точно, какая гласная пишется в инфинитиве, то ее нужно проверить по словарю. При этом некоторые простые правила о гласных перед -ть запомнить можно.

1. В инфинитиве после гласной о пишется —ить, например: стоить, строить, удостоить, присвоить.

2. В инфинитиве после гласных а, е, у пишется -ять, например: лелеять, маяться. Исключения: драить, клеить.

Слов, относящихся ко второму правилу, немного, поэтому некоторым удобнее запоминать не правило, а сложные глаголы:

1) баять, веять, лаять, реять, сеять, таять, хаять (сниж.), чаять, чуять, блеять, лелеять, затеять, маяться, каяться, надеяться,

Заучивая глаголы, важно помнить, что при присоединении приставки или постфикса гласная перед -ть не меняется: клеитьзаклеить, клеиться.

3. Особую группу составляют глаголы с приставками обез-(обес-). Нужно научиться различать слова по значению: обессилить (лишить кого-то сил) — обессилеть (лишиться сил), обезводить (лишить воды) — обезводеть (лишиться воды).

Вопрос № 296190

Добрый день. Помогите, пожалуйста, разобраться в следующем вопросе. В чем различие правил деления на слоги (не для переноса) слов: бра -ть я, сы-но-вья и семь-я. Почему в словах «бра -ть я» и «сы-но-вья» последний слог состоит из согласной, мягкого знака и гласной; а в слове «семь-я» последний слог состоит только из гласной ? Учебник «Азбука» «Школа России» В. Г. Горецкий.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 295312

Ответ справочной службы русского языка

В лингвистике нет единой позиции по этому вопросу. Некоторые языковеды считают —ть суффиксом, некоторые – окончанием. В разных школьных курсах эта морфема тоже рассматривается и как суффикс, и как окончание.

Вопрос № 294618

Как разбирается по составу слово «наслаждаться»?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 294048

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно переносятся слова листья и ручьи?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 293554

Здравствуйте. Почему в слове ЖУРЧАЩИЙ суффикс ащ, хотя это причастие образовано от глагола 1-го спряжения?

Ответ справочной службы русского языка

Журчать – глагол второго спряжения. Тип спряжения у глаголов с ударными личными окончаниями определяем по окончаниям (журчит, журчат), при этом не имеет значения, какая гласная в неопределенной форме перед -ть . По неопределенной форме глагола мы определяем тип спряжения только у глаголов с безударными личными окончаниями.

Вопрос № 292280

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, -ТЬ и -ТИ в инфинитивах являются формообразующими суффиксами или окончаниями? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Это формообразующие суффиксы. В некоторых школьных учебниках они рассматриваются как окончания.

Вопрос № 290977

Добрый день. Просьба уточнить как перенести слова ДРУЗЬЯ и КРЫЛЬЯ в соответствии с действующими на данный момент в школьной программе нормами. И какое правило применяется. Заранее благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: дру-зья, кры-лья. Нормы, регулирующие перенос в этих словах, неизменны уже много десятков лет: при переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога; нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву; нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной (ср. с примерами из сборников правил: бу-льон, крес -ть янин).

Вопрос № 285933

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какой морфемный состав в слове организовывать? Являются ли сочетания «из» и «ов» суффиксами? В списках суффиксов глаголов я их не могу найти.

Ответ справочной службы русского языка

Морфемный состав этого слова: орган-из-ов-ыва -ть ; -из- и -ов- – суффиксы.

Вопрос № 285553

Как правильно переносить слова «листья» и «счастье», если перенос возможен?

Ответ справочной службы русского языка

Возможные варианты: ли-стья, лис -ть я, сча-стье, счас -ть е.


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2021/08/17/okonchaniya-i-suffiksy-glagolov-suffiksy-t-i-ti

http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=-%D1%82%D1%8C