Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы и окончания

СУФФИКС ИЛИ ОКОНЧАНИЕ?

Л.С.СТЕПАНОВА

В большинстве принятых сейчас учебников и учебных пособий морфемы неопределенной формы глаголов (-ть, -ти и -чь) называют «окончанием инфинитива» или «показателем неопределенной формы». Эта точка зрения встречается, например, в учебниках С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.

В пособии М.Т. Баранова, Т.А. Костяевой, А.В. Прудниковой «Русский язык. Справочные материалы» (М.: Просвещение, 1987) говорится: «Глаголы в неопределенной форме имеют следующие окончания. » (с. 104). Далее приводится таблица, где -ть и -ти называются окончаниями, а -чь – суффиксом, после которого следует нулевое окончание. В «Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы» Д.Э. Розенталя (Изд-во Московского университета, 1994) также читаем: «Неопределенная форма образуется посредством окончаний -ть или -ти» (с. 109).

Однако в том же «Сборнике упражнений. » Д.Э. Розенталя в § 17 «Состав слова» говорится: «Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представляют собой чистую основу» (с. 37–38). И далее: «Окончание, или флексия, – это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении» (с. 38). То же находим и в пособии «Русский язык. Справочные материалы» М.Т. Баранова и др.: «В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание. а в неизменяемых – только основа. ». И дальше: «Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Неизменяемые слова окончаний не имеют» (с. 34).

Налицо противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т.е. надо тогда признать неопределенную форму глагола изменяющейся. Однако во всех приведенных изданиях мы без труда найдем недвусмысленное указание на неизменяемость инфинитива. В разделе «Словосочетание» при определении примыкания, естественно, приводятся примеры примыкания инфинитива, а в учебнике русского языка С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко для 8-го класса прямо говорится: «Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие)».

Вероятно, чтобы избежать этого непримиримого противоречия, в учебном пособии под ред. В.В. Бабайцевой («Русский язык. Теория и практика». М.: Просвещение) конечные морфемы инфинитива -ть, -ти и -чь определяются как суффиксы. Так же определяются эти морфемы и в справочном издании «Русский язык. Энциклопедия» (Изд. 2-е, перераб. и доп. Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: «Большая Российская энциклопедия», «Дрофа», 1997). Здесь в статье «Инфинитив» говорится: «Инфинитив состоит из основы и суффикса» (с. 158).

Но тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу.

Однако все противоречия снимаются, если в школьную программу ввести давно принятое в лингвистике деление суффиксов на словообразовательные и словоизменительные, или формообразующие. В процитированном издании «Русский язык. Энциклопедия» в статье «Суффикс» читаем: «Суффиксы могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова). Словоизменительными являются суффиксы сравнительной и превосходной степени (сильн-ее, сильн-ейш-ий), прошедшего времении (нес-л-а), инфинитива (нес-ти), причастий (нес-ущ-ий, нес-ш-ий, принес-енн-ый) и деепричастий (гляд-я, написа-вши). » (с. 547). В учебнике для студентов высших учебных заведений «Современный русский язык» под ред. Д.Э. Розенталя, ч. 1. (М.: Высшая школа, 1979) словоизменительные аффиксы называются формообразующими: «По. своей функции аффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие. Формообразующие аффиксы новых слов не образуют, они не меняют лексического значения слова, а используются для образования форм того же самого слова» (с. 146). В этом же учебнике совершенно определенно говорится: «Большинство глаголов образует неопределенную форму при помощи суффиксов -ть и -ти. Глаголы на -чь представляют в современном языке небольшую группу. ».

Понятно, что в этом случае несколько меняется и определение основы. Поскольку формообразующие суффиксы не входят в основу слова, то и само понятие основы можно определить так: основа – это часть слова, остающаяся после отсечения окончания и формообразующего суффикса (писа-ть, писа-л, писа-вш-ий). На практике основа так и определялась всегда (объясняя учащимся, например, образование формы глаголов прошедшего времени, учитель говорил, что она образуется прибавлением к основе суффикса прошедшего времени -л-), поэтому тем более стоит устранить путаницу в теории.

Основываясь на вышесказанном, я предлагаю внести в курс изучения русского языка в школе следующие изменения.

1. В разделе «Словообразование» дать подразделение суффиксов на словообразовательные и формообразующие 1 .

    Словообразовательные суффиксы служат для образования новых слов, меняя лексическое значение слова: дом – дом-ик (маленький дом), узна-ть – узна-ва-ть (глагол приобретает значение длительности/многократности и незавершенности действия) и т.д.

    Формообразующие суффиксы служат для образования форм слова и не меняют лексического значения слова. Формообразующие суффиксы отличаются от окончаний прежде всего тем, что не могут служить для выражения связи слов в словосочетании и предложении. К формообразующим суффиксам относятся следующие:

    суффиксы сравнительной и превосходной степени -ее, -е (быстр-ый – быстр-ее, быстр-о – быстр-ее; чищ-е), -ейш-, -айш- (скучн-ый – скучн-ейш-ий, велик-ий – велич-айш-ий);

    суффикс прошедшего времени глаголов -л- (писа-л, сиде-л-а);

    суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь)

    суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь) (при этом в случае с суффиксом -чь происходит явление наложения (аппликации), когда -ч- одновременно принадлежит и корню, и суффиксу (историч. изменения: берег-ти – бере-чь);

    суффиксы причастий -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- (пиш-ущ-ий, чита-ющ-ий, стро-ящ-ий, дыш-ащ-ий), -ш-, -вш-, -нн-, -енн-, -т- (нес-ш-ий, писа-вш-ий, разодра-нн-ый, купл-енн-ый, обу-т-ый), -ем-, -ом-, -им- (преследу-ем-ый, вед-ом-ый, гон-им-ый);

    суффиксы деепричастий -а, -я (крич-а, чита-я), -учи, -ючи (крад-учи-сь, жале-ючи), -в, -вши, -ши (увиде-в, умы-вши-сь, вынес-ши);

    суффикс повелительного наклонения (в глаголах с основой наст. вр. на согласный) (попрос-и) 2 .

    2. При графическом морфемном и словообразовательном разборе обозначать формообразующие суффиксы обычным, принятым для обозначения суффиксов значком ^ 3 .

    3. При графическом морфемном и словообразовательном разборе не включать формообразующие суффиксы в состав основы слова (умыва-я-сь, прочита-вш-ий, буд-учи).

    4. Изменить определение основы. Основа – это часть слова, выражающая его лексическое значение и остающаяся после отсечения от слова окончания и формообразующего суффикса. В склоняемых или спрягаемых словах (кроме причастий, превосходной степени прилагательных и прошедшего времени глаголов) основа определяется при отсечении от них окончания (мор-е, торопл-ю-сь, осенн-ий). В причастиях, прилагательных превосходной степени и глаголах прошедшего времени, кроме того, при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (бушу-ющ-ий, свеж-айш-ий, привез-л-а). В сравнительной степени наречий и прилагательных, в деепричастиях, инфинитивах и повелительном наклонении глаголов при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (быстр-ее, проигра-в, откры-ть, принес-и).

    5. Безусловно, такое определение основы потребует и несколько иного, чем принятый сейчас, порядка изучения морфемного состава слова. Понятие об основе слова и ее практическое нахождение станет возможным лишь после знакомства учащихся с категорией «суффикс» и «формообразующий суффикс».

    Все перечисленные изменения позволят, по моему мнению, не слишком усложняя обучение русскому языку в школе, избежать непримиримых противоречий и путаницы в данном вопросе, механического запоминания учениками морфемного состава слова, а также помогут приблизить уровень школьного изучения русского языка к вузовским требованиям.

    1 Термин «формообразующие суффиксы» представляется более удачным, чем «словоизменительные», прежде всего потому, что словоизменительной морфемой является окончание, которое действительно служит средством изменения слов в соответствии с синтаксическими требованиями. Окончания как словоизменительная морфема есть только у изменяемых (склоняемых или спрягаемых) слов. Формообразующие суффиксы присутствуют и у неизменяемых слов и не выполняют синтаксической функции. Они именно образуют особые формы слова.

    2 Суффикс повелительного наклонения -и выделяется как формообразующий в цитировавшемся ранее учебнике Д.Э. Розенталя для студентов высших учебных заведений, т. 1, с. 258. В некоторых других работах -и определяется как окончание глаголов повелительного наклонения (см. «Русский язык. Энциклопедия», изд. 2-е, с. 346). Однако, на мой взгляд, эта морфема не соответствует определению окончания, т.к. не служит для выражения синтаксических связей данного слова с другими словами в словосочетании и предложении.

    3 В некоторых новейших работах можно встретить значок «^» («домик») для обозначения конечной морфемы инфинитива. Мотивировано это тем, что данная морфема совмещает признаки суффикса и окончания. Однако мне представляется эта точка зрения неубедительной, т.к. окончание – это словоизменительная морфема, служащая для выражения синтаксических отношений согласования и управления данного слова с другими словами словосочетания и предложения. Формообразующий суффикс никогда не выполняет и не может выполнять такую синтаксическую функцию, т.е. он лишен главных свойств и признаков окончания.

    Неопределенная форма глагола

    О чем эта статья:

    Понятие глагола

    Глагол в русском языке — часть речи, которая обозначает действие или состояние и выражает это при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

    Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать?

    Примеры глаголов:

    что делает? поет;

    что сделал? спел;

    что будет делать? споет.

    Шесть форм глаголов:

    Понятие неопределенной формы глагола

    Неопределенная форма глагола — это неизменяемая форма, у которой нельзя определить категории времени, лица, числа и рода. Она только называет глагольное действие.

    Правило русского языка объясняет неопределенную форму глагола так: данная форма называет действие, процесс или состояние независимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются.

    Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?

    Примеры глаголов в неопределенной форме:

    что делать? играть, читать ;

    что сделать? поиграть, почитать .

    Рассмотрим еще один пример: слово «страдать» — это начальная форма глагола, действие звучит как «страдание», но кто и когда страдал по инфинитиву понять невозможно.

    Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы:

    -ть, если перед ним в слове стоит гласный звук, который также является суффиксом ( стоять, молчать, хотеть, скакать );

    -ти, если перед ним в слове стоит согласный звук, который является частью корня ( пойти, нести, везти, ползти ).

    Неопределённая форма глагола часто употребляется вместе со словами: нужно, можно, нельзя . Например: нужно сделать, можно бегать, нельзя хулиганить.

    В предложении глаголы в форме инфинитива могут быть частью составного сказуемого, сказуемым, подлежащим, в редких случаях определением, дополнением или обстоятельством.

    Основа инфинитива

    В рус­ской мор­фо­ло­гии у гла­го­ла раз­ли­ча­ют:

    осно­ву насто­я­ще­го вре­ме­ни;

    Основа инфи­ни­ти­ва слу­жит фор­мо­об­ра­зу­ю­щим нача­лом:

    Для гла­го­лов про­шед­ше­го вре­ме­ни:

    пол­зать — пол­зал, пол­за­ла, пол­за­ло, пол­за­ли;

    под­везти — под­вез, под­вез­ла, под­вез­ло, под­вез­ли;

    Для гла­го­лов услов­но­го накло­не­ния:

    пол­зал бы, пол­за­ла бы, пол­за­ло бы, пол­за­ли бы;

    под­вез бы, под­вез­ла бы, под­вез­ло бы, под­вез­ли бы;

    Для дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни:

    Для стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни:

    Для дее­при­ча­стий совер­шен­но­го вида:

    Образование инфинитива

    Чтобы определить инфинитив, нужно обратить внимание на суффиксы глаголов в неопределенной форме.

    Неопределенная форма глагола образуется от основы глагола, от которой также образуются личные формы при помощи суффиксов:

    -ть, -сть (бороться, спать);

    -ти, -сти (прийти, зайти);

    -чь (стричь, достичь) — этот суффикс объединяет часть глагольной основы, которая оканчивается на «к/г» (выражается в чередующейся «ч») плюс нулевой суффикс инфинитива (выражается мягким знаком).

    Некоторые глаголы, корень которых заканчивается на -чь, не имеют этого окончания.

    беречь — корень/нулевое окончание;

    пренебречь — корень/нулевое окончание;

    привлечь — приставка/корень/нулевое окончание;

    запечься — приставка/корень/нулевое окончание/постфикс.

    Грамматические признаки инфинитива

    Инфинитив — неизменяемая, неспрягаемая форма глагола. Ее нельзя спрягать, представлять в другом времени или лице.

    У инфинитивов есть только постоянные глагольные признаки, а именно:

    Вид — совершенный, несовершенный;

    Инфинитив несовершенного вида выражает действия, которые продолжаются во времени, и не имеют конкретной привязки. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: готовить, отдавать.

    Инфинитивы совершенного вида говорят о том, что действие уже совершено или будет совершено, о том, что результат уже есть или еще будет. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?»: переписать, помыть.

    Возвратность — возвратные, невозвратные.

    Возвратные глаголы неопределенной формы отличаются от невозвратных наличием постфиксов:

    -ся-, если корень слова оканчивается на согласный: мыл — умылся;

    -сь-, если корень слова оканчивается на гласный: сложить — сложилось.

    Переходность — переходные, непереходные.

    Переходные глаголы могут сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Они передают действие на объект.

    После переходного глагола можно поставить вопрос «что?» или «кого?»:

    читать (что?) статью;

    качать (кого?) ребенка.

    Непереходные не передают действие и после них неуместны вопросы «что?», «кого?»: веселиться, летать.

    Все возвратные глаголы непереходные: решиться, беречься.

    Спряжение — 1 спряжение (делать, смешать) и 2 спряжение (любить, чертить).

    Окончания глаголов неопределенной формы, которые относятся к первой группе: -е, -ю (кроме глаголов исключений). Формы этих глаголов имеют окончания: -у и -ю, -ешь и -ёшь, -ет и -ёт, -ем и -ём, -ете и -ёте.

    Окончания глаголов неопределенной формы, которые относятся ко второй группе: -и, -я (кроме глаголов исключений). При спряжении формы этих глаголов имеют окончания: -у и -ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат и -ят.

    Также инфинитиву соответствует словоизменительный признак залога:

    Бабушка решила приготовить пирог.

    Пирог должен скоро приготовиться.

    Как мы уже поняли, у инфинитивов есть только постоянные морфологические признаки. Для удобства отразим их в таблице.

    Окончания или формообразующие суффиксы неопределенной формы глагола. Проблемы преемственности начальной и основной школы.
    статья по русскому языку на тему

    В условиях внедрения единого стандарта образования, в частности преподавания русского языка как государственного, остро встает вопрос преемственности между начальным и средним ступенями. В процессе изучения морфологии на данном этапе наблюдаются некоторые противоречия, а именно, в морфемном разборе неопределенной формы глагола: имеет ли инфинитив окончание?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    в статье затронуты прблемы преемственности начальной и основной школы24.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Окончания или формообразующие суффиксы неопределенной формы глагола.

    Проблемы преемственности начальной и основной школы.

    Федулова А. С., МБОУ Чурапчинская СОШ им. С. А. Новгородова,

    учитель русского языка и литературы.

    В условиях внедрения единого стандарта образования, в частности преподавания русского языка как государственного, остро встает вопрос преемственности между начальным и средним ступенями. В процессе изучения морфологии на данном этапе наблюдаются некоторые противоречия, а именно, в морфемном разборе неопределенной формы глагола: имеет ли инфинитив окончание?

    В большинстве принятых сейчас учебников и учебных пособий для общеобразовательных школ морфемы неопределенной формы глаголов (- ть, -ти и -чь ) называют «окончанием инфинитива» или «показателем неопределенной формы» . Эта точка зрения встречается, например, в учебниках С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.

    В пособии М.Т. Баранова, Т.А. Костяевой, А.В. Прудниковой «Русский язык. Справочные материалы» (М.: Просвещение, 1989) говорится: « Глаголы в неопределенной форме имеют следующие окончания.. .» (с. 104). Далее приводится таблица, где — ть и -ти называются окончаниями, а -чь – суффиксом, после которого следует нулевое окончание. В «Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы» Д.Э. Розенталя (М.: Дрофа, 1996) также читаем: « Неопределенная форма образуется посредством окончаний -ть или -ти » (с. 109).

    Мы провели анализ учебников для 5 классов, которые на данный момент используются в нашей школе.

    В учебнике Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. (Москва: Дрофа, 2003) говорится: « Неопределенная форма глагола имеет окончание –ть (-ти) и нулевое окончание в глаголах на -чь » (стр. 247) .

    В учебнике для 5 классов национальных школ М. К. Поповой, Е.П. Никифоровой, Э.Х. Кашкиной (Якутск, 2006) также: « Неопределенная форма глагола имеет окончание –ть (ти) и нулевое окончание на -чь » (стр. 105).

    В учебнике Е. А. Быстровой (М.: Дрофа, 2011) для 5 классов школ с неродным языком обучения находим: « Неопределенная форма глагола имеет окончание –ть или –ти . Если основа оканчивается на –чь , то глагол имеет нулевое окончание »(стр. 193).

    В то же время в различных справочниках находим данные о неизменяемости инфинитива. Как известно, неизменяемые части речи не имеют окончаний.

    В учебниках для 4 классов, где изучаются более подробные морфологические характеристики частей речи, мы находим единое мнение по данному вопросу.

    В учебнике Т. Г. Рамзаевой для 4 класса (М.: Дрофа, 2009) говорится, что «… эти глаголы (неопределенной формы) имеют суффиксы –ть и –ти » (стр. 69)

    В учебнике А. В. Поляковой для 4 класса: « Неопределенная форма (инфинитив) имеет суффикс –ть или –ти (решать, нести). Есть глаголы неопределенной формы на –чь (беречь) » (стр. 78).

    В учебнике Р.Н. Бунеева и др. для 4 классов (М.: Баласс, 2004) есть утверждение, что «… ученые языковеды не пришли к единому мнению, что же такое –ть и –ти в неопределенной форме – суффикс или окончание. Поэтому в разных учебниках встречаются разные обозначения». И там же дается сноска: «В наших учебниках мы рассматриваем –ть и –ти как суффиксы неопределенной формы глагола (Авторы) »(стр. 126).

    Получается, что учащиеся, переходя с начального звена в основную школу, встречаются с определенными трудностями при морфемном разборе инфинитива.

    В учебном пособии под ред. В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория и практика» (М.: Просвещение) конечные морфемы инфинитива -ть, -ти и -чь определяются как суффиксы. Так же определяются эти морфемы и в справочном издании «Русский язык. Энциклопедия» (Изд. 2-е, перераб. и доп. гл. ред. Ю.Н. Караулова. М.: «Большая Российская энциклопедия», «Дрофа», 1997). Здесь, в статье «Инфинитив», говорится: « Инфинитив состоит из основы и суффикса » (с. 158).

    Но и тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу. К примеру, в учебнике Е. А. Быстровой (М.: Дрофа, 2011) для 5 классов школ с неродным языком обучения находим: « Часть слова без окончания – это основа слова. В основе заключено лексическое значение слова … Если слово не изменяется, то оно состоит только из основы ».

    В «Сборнике упражнений. » Д. Э. Розенталя в § 17 «Состав слова» говорится: « Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представляют собой чистую основу » (с. 37–38). И далее: « Окончание, или флексия, – это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении » (с. 38). То же находим и в пособии «Русский язык. Справочные материалы» М.Т. Баранова и др.: « В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание. а в неизменяемых – только основа . ». И дальше: « Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Неизменяемые слова окончаний не имеют » (с. 34).

    Здесь наблюдается явное противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т.е. надо признать неопределенную форму глагола изменяющейся. Однако во всех приведенных изданиях мы найдем указание на неизменяемость инфинитива. В разделе «Словосочетание» при определении примыкания приводятся примеры примыкания инфинитива, а в учебнике русского языка С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко для 8-го класса прямо говорится: « Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие) ».

    Окончания как словоизменительная морфема есть только у изменяемых (склоняемых или спрягаемых) слов. Они служат для выражения синтаксических отношений согласования и управления данного слова с другими словами словосочетания и предложения. Формообразующие суффиксы присутствуют и у неизменяемых слов и не выполняют синтаксической функции. Формообразующий суффикс лишен главных свойств и признаков окончания.

    Все противоречия можно устранить, если в школьную программу ввести принятое в лингвистике деление суффиксов на словообразовательные и формообразующие. В упомянутом выше издании «Русский язык. Энциклопедия» в статье «Суффикс» читаем: « Суффиксы могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова). Словоизменительными являются суффиксы сравнительной и превосходной степени (сильн-ее, сильн-ейш-ий), прошедшего времении (нес-л-а), инфинитива (нес-ти), причастий (нес-ущ-ий, нес-ш-ий, принес-енн-ый) и деепричастий (гляд-я, написа-вши).. .» (с. 547). В учебнике для студентов высших учебных заведений «Современный русский язык» под ред. Д.Э. Розенталя, ч. 1. (М.: Высшая школа, 1979) находим: « По. своей функции аффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие. Формообразующие аффиксы новых слов не образуют, они не меняют лексического значения слова, а используются для образования форм того же самого слова » (с. 146). В этом же учебнике совершенно определенно говорится: « Большинство глаголов образует неопределенную форму при помощи суффиксов -ть и -ти. Глаголы на –чь представляют в современном языке небольшую группу.. .».

    И, в итоге, в пособии «Методика обучения русскому языку в национальной школе: 5 – 11 классы» (авт.: К.Ф. Федоров и др. – Якутск: Бичик, 2005) в статье К. Ф. Федорова «Глагол» раздела «Методика обучения морфологии» находим следующее: «… нужно позаботиться о пополнении запаса глаголов с суффиксом – ти и с основой на –чь… »

    Исходя из всего вышесказанного, предлагаю своим коллегам немного скорректировать подачу данного материала:

    1. В разделе «Словообразование» дать подразделение суффиксов на словообразовательные и формообразующие: формообразующие суффиксы служат для образования форм слова и не меняют лексического значения слова; формообразующие суффиксы отличаются от окончаний прежде всего тем, что не могут служить для выражения связи слов в словосочетании и предложении; к формообразующим суффиксам глагола относятся следующие:
    1. суффикс прошедшего времени глаголов -л- (писа-л, сиде-л-а);
    2. суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь) (при этом в случае с суффиксом -чь происходит явление наложения (аппликации), когда -ч- одновременно принадлежит и корню, и суффиксу;
    3. суффикс повелительного наклонения -и (в глаголах с основой наст. вр. на согласный) (попрос-и).
    1. Начинать морфемный разбор слова не с традиционного поиска окончания, а с определения части речи: следует объяснить учащимся, что неизменяемые слова не имеют окончаний.
    2. При графическом морфемном и словообразовательном разборе не включать формообразующие суффиксы в состав основы слова: основа – это часть слова, выражающая его лексическое значение и остающаяся после отсечения от слова окончания и формообразующего суффикса (понятие об основе слова и ее практическое нахождение станет возможным после знакомства учащихся с категорией «суффикс» и «формообразующий суффикс»).
    3. В 5 классе, при подаче данного материала, обязательно указать на противоречия в этом вопросе и, желательно исследовательским методом, привести их к принятию той или иной точки зрения.

    Все перечисленное позволит, по нашему мнению, не слишком усложняя обучение русскому языку в школе, избежать противоречий и путаницы в данном вопросе, решит (частично) проблему преемственности, а также поможет приблизить уровень школьного изучения русского языка к вузовским требованиям.

    1. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория. 5 – 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 1999.
    2. Баранов М. Т. И др. Русский язык: справ.материалы: учебн.пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1989.
    3. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 4 класса. Под научной редакцией академика А. А. Леонтьева. – М.: Баласс. 2004.
    4. Быстрова Е. А. и др. Русский язык. 5 кл.: учебник для образоват. учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. – М.: Дрофа, 2011.
    5. Полякова А. В. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобраз.учреждений. – М.: Просвещение. 2009.
    6. Рамзаева Т. Г. Русский язык: учеб. для 4 кл. – М.: Дрофа, 2009.
    7. Розенталь Д. Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебн.пособие. – М.: Дрофа, 1996.
    8. Розенталь Д.Э. Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Изд-во Московского университета, 1994.
    9. Русский язык. Энциклопедия. (ред. Ю.Н. Караулов). Сер. «Большая Российская энциклопедия». – М.: Дрофа, 1997.
    10. Степанова Л. С. Суффикс или окончание? // Русский язык. № 6/2001

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    9 октября 2014 года в Московской области проводился диагностический срез достижений обучающихся 5 класса по русскому языку в рамках входного контроля.

    В статье рассматриваются вопросы преемственности обучения русскому языку между начальной и основной школой в рамках опережающего введения ФГОС ООО.

    Мастер — класс из опыта работы в рамках преемственности начальной и основной школы.

    В статье отражён анализ материалов констатирующего эксперимента, проведённого в рамках магистерского исследования, посвящённого условиям реализации принципа преемственности и перспективности в обучени.

    Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала .

    ull; С докладом «Система работы школы по формированию и развитию УУД обучающихся основной школы» выступила на Городском семинаре учителей (2016г.).

    Проблемы преемственности математического образования. Как восполнить пробелы? Для решения такого важного для каждой образовательной организации вопроса необходимо собраться педагогам начального и осно.


    источники:

    http://skysmart.ru/articles/russian/neopredelennaya-forma-glagola

    http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/03/27/okonchaniya-ili-formoobrazuyushchie-suffiksy-neopredelennoy