Глагол-сказуемое
Глагол-сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие или состояние подлежащего и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что сделал?
В простом предложении подлежащее и сказуемое составляют его грамматическую основу. Сказуемое поясняет подлежащее и обозначает, что происходит с предметом, каково его состояние, каков он и т.д. Этот главный член предложения может выражаться с помощью слов разных частей речи. Обозначая действие, сказуемое чаще всего является глаголом в разных грамматических формах.
Рассмотрим более детально эти виды глагола-сказуемого.
Простое глагольное сказуемое
В предложении сказуемое может быть выражено глаголом в форме одного из наклонений.
Глагол в изъявительном наклонении имеет формы настоящего, будущего и прошедшего времени.
Выражается следующими формами глагола | Примеры |
---|---|
Формой настоящего и прошедшего времени глагола | Россия готовится к Олимпиаде в Сочи. За право её проведения в своей стране боролись многие. |
Формами условного и повелительного наклонения глагола | Читал бы ты побольше книг. Пусть сбудутся мои мечты. |
Формой будущего времени глагола | Вас будут приглашать на роли главных героинь. |
В форме настоящего времени глагол-сказуемое обозначает действие, которое соотносится с моментом речи о нём.
Я (что делаю?) рисую луг с цветущими ромашками.
Ты (что делаешь?) звонишь по телефону.
Саша (что делает?) катается на велосипеде.
Глагол в форме прошедшего времени обозначает действие или состояние, которое произошло до разговора о нём. Эта глагольная форма сказуемого изменяется по родам и числам.
На заре петух (что сделал?) захлопал крыльями и звонко прокукарекал .
Белая роза (что сделала?) р асцвела в палисаднике.
Багряное солнце (что сделало?) зашло за лес.
Простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в форме будущего времени, обозначает действие, которое состоится после сообщения о нём.
Кто (что сделает?) пойдет со мной в кино?
Имеем в виду, что глаголы несовершенного вида образуют сложные формы будущего времени, которые состоят из спрягаемого глагола «быть» и неопределённой формы глагола (инфинитива). В таком случае простое глагольное сказуемое складывается из двух слов.
Скоро я (что сделаю?) буду читать эту повесть.
Утром ты (что сделаешь?) будешь купаться в реке?
Дедушка (что сделает?) будет смотреть эту передачу обязательно.
Аналогично простое глагольное сказуемое выражается несколькими словами, если это глагол в сложной форме повелительного наклонения.
Давай пойдём в лес за грибами.
Сказуемое-глагол в форме условного наклонения выражает действие, которое могло бы состояться при определенных условиях.
Я позвонил бы тебе, если бы это было не позднее время.
Отличаем сложные формы простого глагольного сказуемого от составного глагольного сказуемого.
Составное глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое складывается из двух обязательных компонентов:
- вспомогательный глагол;
- неопределенная форма глагола.
Я хочу узнать эту давнюю историю со всеми подробностями.
В этом сочетании первый глагол выражает грамматическое значение наклонения, времени, числа, лица или рода. Второй глагол в неопределённой форме несет основную смысловую нагрузку. С его помощью можно узнать, что говорится о подлежащем, какое действие оно выполняет.
Чтобы отличить сложные формы ПГС от СГС, уточним, что обозначают вспомогательные глаголы:
1. начало, продолжение или конец действия (фазисные глаголы)
Ты сейчас начнёшь красить эту стену?
Несмотря на дождь и сильный ветер, он продолжал идти быстрым шагом.
2. волеизъявление, желание, намерение
Николай хочет рассказать нам о своём путешествии.
Кто желает ответить на этот вопрос?
Анна старалась не отставать от нас.
3. эмоциональное состояние действующего лица
Вера надеялась успешно сдать экзамен.
Ты наконец-то решился позвонить нам?
Все знают, как он любит пошутить .
4. некоторые безличные глаголы (стоит, следует, требуется и пр.)
Следует заметить , что пора закончить обсуждение.
Вспомогательная часть сказуемого может выражаться и другими частями речи:
а) краткой формой прилагательного, которое не имеет полной формы или в полной форме употребляется с другим значением (готов, должен, горазд, намерен, волен, рад, способен и др.)
Разве ты способна отказаться от этого предложения?
б) слова состояния (можно, нельзя, надо)
в) имена существительные (мастер, мастерица, любитель, любительница, охотник, охотница)
Вы знаете, она такая охотница потанцевать !
г) устойчивые сочетания глагола с существительным (гореть нетерпением, иметь честь, дать обещание, иметь намерение, изъявить согласие и пр.)
Варя дала обещание приехать на следующей неделе.
Алёша горел нетерпением высказаться всё, что он думает.
Урок-исследование в 5-м классе «Всегда ли глагол — сказуемое?»
Активно формировать здоровый образ жизни учащихся можно не только на уроках физической культуры, биологии или специально подготовленных классных часах, но и практически на любом уроке. Вашему вниманию предлагается урок русского языка в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
В тетрадях учащиеся записывают дату, с/с “Классная работа”, пропускают строчку для записи новой темы.
1-й этап. Интеллектуальная разминка.
Цель: создать ситуацию успеха, эмоциональный настрой учащихся.
На доске (на слайде – Приложение 1) записаны предложения: Лук царевич опустил. Город украшает сад. (Слайд 1)
Задание: Записать предложения, подчеркнуть их члены.
(В тетрадях и у доски дети выполняют задание: второе предложение чаще всего вызывает разногласие. Ребята приходят к правильному решению, аргументируют его).
– Какую ошибку можно допустить в подобных предложениях при определении подлежащего и дополнения?
(Подлежащее и дополнение в этих предложениях можно спутать. Чтобы этого не произошло, надо, во-первых, вдуматься в смысл предложений, а во-вторых, вспомнить, что в таких предложениях подлежащее – предмет, который действует, т.е. субъект действия, а дополнение – предмет, на который действие направлено, т.е. объект действия). (Слайд 2)
– Какой раздел лингвистики помог вам справиться с заданием? (Синтаксис)
2-й этап: Кроссвордный терминологический диктант (Слайд 3)
Цель: проверить владение учащимися терминологией раздела “Синтаксис”.
(В тетрадях дети записывают: “Терминологический диктант”, работа выполняется на специально подготовленных листочках)
Учитель диктует лексическое значение термина, ученики под соответствующим номером записывают только сам термин. Раздел русского языка, основными единицами которого являются словосочетание и предложение. (Синтаксис).
- Вид предложения по цели высказывания, в котором содержится просьба, совет или приказ. (Побудительное).
- Вид предложения по цели высказывания, в котором содержится сообщение о чем-либо. (Повествовательное).
- Вид предложения по интонации, в котором не содержится каких-либо сильных чувств. (Невосклицательное).
- Указание на то, как говорящий (пишущий) оценивает содержание высказывания по отношению к действительности. (Грамматическое значение предложения, или предикативность)
- Один из главных членов предложения, в котором заключено его грамматическое значение. (Сказуемое).
- Вид предложения по составу грамматической основы, в котором есть оба главных члена: и подлежащее, и сказуемое. (Двусоставное).
- Предложение, в котором, помимо главных членов, есть еще и второстепенные. (Распространенное).
- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?, обозначает признак предмета и обычно выражается прилагательным. (Определение).
- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?, обозначает место, время, способ действия и обычно выражается наречиями или существительными в косвенных падежах. (Обстоятельство).
- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей, обозначает предмет и обычно выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. (Дополнение).
- Синтаксическая единица, образованная на основе подчинительной связи. (Словосочетание).
– Внимательно проверьте записанные вами термины, подчеркните в них трудные для вас орфограммы.
Физкультминутка (звучит спокойная музыка) (Слайд 4)
– Встали, подняли руки вверх, расслабили пальчики, свободно потрясли кистями.
– Приподнялись на носочки, спины прямые, как можно выше потянулись вверх, достали пальцами до самого солнышка, задержались в таком положении, зарядились энергией солнца – и встали на всю ступню, опустили руки.
– Руки завели назад и медленно, под музыку, начиная с последней парты, передаем листочки впереди сидящему соседу, присоединяя к переданным сзади работам и свою.
– Все ваши работы на моем столе. Спасибо. Тихо сели.
Этап 3. Исследовательская работа.
Цель: Создать условия для закрепления дифференциации понятий “глагол” – “сказуемое”.
– Найти 4-е лишнее (слова записаны на доске): (Слайд 5)
– Итак, лишнее – глагол. (Слайд 6)
– А с каким из членов предложения самым тесным образом связан глагол? (Со сказуемым). (Слайд 7)
– А всегда ли сказуемое – глагол? Приведите примеры предложений, в которых сказуемое выражено словами других частей речи. (Сказуемое не всегда глагол. Оно может быть выражено и словами других частей речи: существительными, прилагательными. – Приводят примеры).
– Как мы убедились, сказуемое обычно выражается глаголом. Но не всегда.
– А всегда ли глагол – сказуемое? Обратимся к предложениям, записанным на доске. (на слайде) (Слайд 8) В каждом предложении выделены слова. Что их все объединяет?
1. У каждого всегда есть возможность позаботиться о своем здоровье. 2. Читать лежа вредно. 3. Курить – здоровью вредить. 4. Доктора советуют нам закаляться.
5. Зимой мы поедем в Горную Шорию кататься на лыжах.
(Все выделенные слова – это глаголы в инфинитиве, т.е. в неопределенной форме). (Слайд 9)
– Разобрав предложения по членам, определите синтаксическую роль выделенных слов.
(В первом предложении инфинитив в роли определения, во втором – в роли подлежащего, в третьем инфинитивы – подлежащее и сказуемое, в четвертом – дополнение, в пятом – обстоятельство). (Слайд 10)
– Вспомнив, на какой вопрос мы отвечали, вы сформулируете тему нашего урока.
(Мы отвечали на вопрос: “Всегда ли глагол – сказуемое?”).
– На пропущенной строке записываем: Всегда ли глагол сказуемое
(учитель записывает тему на доске).
– Помогите мне расставить знаки препинания. Объясните их.
(Дети объясняют постановку вопросительного знака и тире, вспоминая при этом материал предыдущего урока, который назывался “Всегда ли сказуемое – глагол?” Поясняют, что тире здесь нужно потому, что и подлежащее, и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже ).
– А теперь ответьте на поставленный вопрос: Всегда ли глагол – сказуемое? (Слайд 11)
(Глагол не всегда сказуемое. В неопределенной форме он может быть любым членом предложения).
Этап 4. Работа по развитию речи учащихся с применением здоровьесберегающей технологии.
– А сейчас еще раз обратитесь к разобранным предложениям. Какой общей темой можно их объединить? Подберите к высказываниям заголовок, который выражался бы побудительным предложением. (Берегите свое здоровье; Позаботьтесь о своем здоровье). (Слайд 12)
– На средине строки запишите понравившийся вам заголовок.
– Представьте, что предложения, которые мы исследовали, составляют сборник советов с предложенным вами названием. Включите в него свои советы, выразив их побудительными предложениями. Запишите по два совета в тетради. (Дети работают самостоятельно).
– А теперь поделитесь советами с одноклассниками. (Мойте руки перед едой; Не пейте сырой воды; По утрам всегда завтракайте; Ешьте больше овощей и фруктов и т.д.)
Этап 5. Подведение итога урока. (Слайд 13)
– А теперь проведем рефлексию. Как вам работалось сегодня на уроке? На полях условными значками расскажите об этом.
(Наши условные знаки:
! ? – задание интересное, но при его выполнении возникали вопросы.
? ? – задание мне показалось очень трудным, мне не все понятно.
__ – задание не понравилось.
Домашнее задание по выбору учащихся (Слайд 14):
Синтаксическая роль глагола
Роль глагола в русском языке сложно переоценить. Он является одной из самых употребляемых частей речи, уступая только существительному. Важной особенностью глагола является то, что он может выступать в роли всех пяти членов предложения, как основных, так и второстепенных. Об этом и пойдет речь ниже.
Глагол как часть речи обозначает действие. Он отвечает на вопрос что делать? что сделать? Может изменяться по родам (только в прошедшем времени: кричал-кричала-кричало), числам (рисует-рисуют), временам (говорил-говорит-будет говорить).
Синтаксической ролью слова является функция, которую оно выполняет в составе предложения. Синтаксическую роль отдельного слова определить невозможно. На основании этой функции определяются члены предложения.
Глагол, как правило, входит в состав грамматической основы предложения и является сказуемым, но при определенных условиях он может выполнять и остальные четыре функции.
Итак, глагол в предложении может являться:
- Подлежащим (предмет). Оно отвечает на вопрос кто? что? Подчеркивается одной чертой. (что?) Жить – Родине служить. (что?) Любить – сложная задача. Многие подобные фразы стали устойчивыми словосочетаниями. Глагол, являющийся подлежащим, всегда находится в начале предложения.
- Сказуемым (действие). Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Подчеркивается двойной чертой. Например: Он (что делает?) читает книгу. Она (что делает?) пишет письмо. Они (что делают?) оформляют стенгазету. Глагольное сказуемое может быть простым и составным. Простое сказуемое состоит из одного слова (она говорит), составное – из двух: вспомогательного глагола и инфинитива (они начали петь). (Здесь и далее употреблено одинарное подчеркивание, так как это html-текст, но на письме подчеркивать нужно соответствующим образом).
- Определением (признак предмета). Отвечает на вопрос какой? Подчеркивается волнистой линией: Желание (какое?) уйти не оставляло меня ни на минуту. Мечта (какая?) попасть на спектакль толкала меня вперед. Страх (какой?) заблудиться заставил меня думать быстрее.
- Дополнением. Отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного). Выделяется пунктиром. Учитель попросил меня (о чем?) подойти. Он попросил меня (о чем?) приготовить ужин. Она научила меня (чему?) рисовать.
- Обстоятельством (условия совершения действия). Отвечающий на вопросы зачем? как? откуда? куда? когда? где? Подчеркивается точкой и тире: я вышел (зачем?) попить воды. Мы решили поехать в горы (зачем?) отдохнуть. Я сел (зачем?) почитать книгу.
Стоит отметить, что чаще всего глагол является именно сказуемым. Сказуемым может быть глагол любого рода, числа или времени, а подлежащим, определением, дополнением или обстоятельством может быть только неопределенная форма глагола, которая отвечает на вопрос что делать? что сделать? (также известная под названием инфинитив).
Для того чтобы определить, какую именно синтаксическую роль играет глагол в конкретном предложении, необходимо уметь правильно задавать вопрос. Для этого важно не зацикливаться на том, что он по определению отвечает на вопрос что делать?, но может являться абсолютно любым членом предложения. Определить роль конкретного глагола в предложении невозможно без определения грамматической основы. В первую очередь всегда определяется подлежащее и сказуемое.
http://urok.1sept.ru/articles/582301
http://russkyaz.ru/slova/glagoly/sintaksicheskaya-rol-glagola.html