Гласные буквы перед суффиксами причастий прошедшего времени

Гласные в суффиксах причастий

Примеры:
бороться → I спр. → они бор ют ся → бор ющ ийся,
лечить → II спр. → они леч ат → леч ащ ий,
видеть → II спр. (искл.) → они вид ят → вид ящ ий.

Примечание.
Спряжения глаголов описаны в соответсвующем разделе.

Примеры:
выполнять → I спр. → мы выполня ем → выполня ем ый,
значить → II спр. → мы знач им → знач им ый,
зависеть → II спр. (искл.) → мы завис им → завис им ый.

Примеры:
се я ть → се я вш ий,
обид е ть → обид е вш ий,
маяч и ть → маяч и вш ий.

Примеры:
разве я ть → разве я нн ый,
напис а ть → напис а нн ый,
запа я ть → запа я нн ый,
закле и ть → закл е нн ый,
обруш и ть → обруш е нн ый,
подсмотр е ть → подсмотр е нн ый.

Дистанционное обучение 10 класс «Правописание гласных в суффиксах причастий»
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме

презентация и раздаточный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_suffiksov_prichastiy.ppt66 КБ
dokument_microsoft_word.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Правописание суффиксов причастий.

Классификация орфограмм суффиксов причастий, представляющих трудности для написания Правописание суффиксов причастий, зависящих от спряжения глаголов, от которых они образованы. Правописание перед суффиксами причастий прошедшего времени гласной, которая зависит от суффикса неопределенной формы глагола. Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Выбор суффиксов причастий УЩ .ЮЩ.АЩ.ЯЩ .ЕМ.ИМ зависит от спряжения глагола Запомните: спряжение глаголов с безударным личным окончанием определяем по неопределенной форме глагола. 2 спряжение И…, АТ, ЯТ 1 спряжение Е…, УТ, ЮТ Все глаголы на ИТЬ 4 глагола на АТЬ 7 глаголов на ЕТЬ БРИТЬ. СТЕЛИТЬ Плюс все остальные глаголы Гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и еще дышать, смотреть Блеять, веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, сеять, надеяться, реять, чаять, таять, хаять

Правило суффикс Пишите примеры УЩ, ЮЩ, ЕМ в причастиях, образованных от глаголов 1 спряжения бор Ю щийся оберега Е мый АЩ, ЯЩ, ИМ в причастиях, образованных от глаголов 2 спряжения кле И мый слыш А щий

Алгоритм правописания суффиксов причастий, зависящих от спряжения глагола Шаг 1: СТАВЛЮ УДАРЕНИЕ бОр…..щийся клЕ……мый Шаг 2: ВЫДЕЛЯЮ СУФФИКС Шаг 3: ОБРАЗУЮ ИНФИНИТИВ ГЛАГОЛА И ОПРЕДЕЛЯЮ СПРЯЖЕНИЕ бор о ться 1 кле и ть 2 Шаг 3: ПИШУ УЩ.ЮЩ В ПРИЧАСТИЯХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ 1 СПРЯЖЕНИЯ, И АЩ, ЯЩ – ОТ ГЛАГОЛОВ 2 СПРЯЖЕНИЯ бор Ю щийся кле И мый

Алгоритм правописания гласной перед суффиксом причастий прошедшего времени ВШ Шаг 1: СТАВЛЮ УДАРЕНИЕ Стро…..вший та…..вший Шаг 2: выделяю суффикс ВШ Шаг 3: ОБРАЗУЮ ИНФИНИТИВ ГЛАГОЛА И подчеркиваю гласную перед ТЬ стро И ть та Я ть Шаг 3: ПИШУ СЛОВО С ТОЙ ЖЕ ГЛАСНОЙ ПЕРЕД ВШ , ЧТО И В ИНФИНИТИВЕ стро И вший та Я вший

Правописание гласной перед суффиксами причастий прошедшего времени ВШ, Ш Суффикс Пишите примеры инфинитив причастие перед суффиксами ВШ,Ш ту же гласную, что и в инфинитиве глагола слыш А вший- слыш А ть, та Я вший – та Я ть, вид Е вший- вид Е ть, стро И вший- стро И ть А ВШ Ш Я Е И

Правописание гласной перед суффиксом причастий прошедшего времени НН Суффикс Пишите примеры инфинитив причастие перед суффиксами НН и Н ту же гласную, что и в инфинитиве глагола увенч А нный — увенч А ть, увид Е нный – увид Е ть, вымен Я нный — вымен Я ть А Я Е НН Н И ЕНН ЕН Только гласная И меняется на Е подпил Е нный — подпил И ть

Алгоритм правописания гласной перед суффиксом причастий НН и Н Шаг 1: ВЫДЕЛЯЮ НН,Н Увенч…нный постро…нный Шаг 2: ОБРАЗУЮ ИНФИНИТИВ ГЛАГОЛА И ПОДЧЕРКИВАЮ ГЛАСНУЮ ПЕРЕД ТЬ увенч А ть постро И ть Шаг 3: ПИШУ СЛОВО С ГЛАСНОЙ А, Я, Е, КАК И В ИНФИНИТИВЕ, ПЕРЕД СУФФИКСОМ ПРИЧАСТИЙ НН или Н. Гласная И в инфинитиве становится суффиксом ЕН или ЕНН в причастии увенч А нный постро Е нный

Ключ к 1.3. Колыш У щийся на крыше, исследу Е мый объект, ран Я щий словом, грохоч У щий грузовик, та Ю щий на солнце, слабо дыш А щий, колебл Е мый ветром, ненавид И мый всеми, вполне разреша Е мый. дремл Ю щии на лекции, плохо вид И мый, завис Я щий от отца, ма Ю щийся зубами, больно жал Я щий, много знач А щий, всеми уважа Е мый, сжига Е мый страстью, стро Я щийся район, хол Я щий жеребенка.

Предварительный просмотр:

1. 1. Образуйте от данных глаголов причастия, графически обозначьте орфограмму. От некоторых глаголов можно образовать разные причастия.

С помощью суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ)

С помощью суффиксов -ем-, -им-

Красить, слышать, читать, видеть, сеять, лелеять, мучить, дарить, строить, зажигать, гнать.

1. 2. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните правописание.

Неж. щийся на солнце, часто организу…мый, слыш. мый шорох, сыпл. щийся с потолка, подгоня. мые, ветром, терп. щий боль, изгоняя…мый из общества, стел..щийся по земле, хлопоч. щая хозяйка, кле. щии карандаш, хвал. щий спектакль, мол. щий о пощаде, бор. щийся с пургой, шепч. щий на ухо, плач. щий малыш, знач. мое событие, слав. щийся делами, реж. щий инструмент, ла. щая свора,

1. 3. Вставьте пропущенные буквы.

Колыш. щийся на крыше, исследу. мый объек,т ран. щий словом, грохоч. щий грузови,к та. щий на солнце, слабо дыш. щий, колебл. мый ветром, ненавид. мый всеми, вполне разреша…мый. двига. мый желанием, дремл. щии на лекции, плохо вид. мый, завис. щий от отца, ма. щийся зубами, больно жал. щий, много знач. щий, всеми уважа. мый, сжига. мый страстью, стро. щийся район, хол. щий жеребенка.

Проверьте себя. Посчитайте количество правильных ответов.

18-20 балов – хороший результат.

17 и менее – сделайте следующее упражнение.

1. 4. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните правописание.

Буд. щий по утрам, аккуратно бре. мый, крас. щий волосы, всеми совету. мый, строга. мые доски, редактируемый мной, плещ. щиеся ребятишки, ре. щие знамена, знач..щийся в списках, поддержива…мый другом, бел. щий стены, пол . щий грядки, се. мый весной, точ. щий косу, расстила. мый на полу, незабыва. мое событие, ко л. щий дров,а ро. щие канаву, едва замеча. мый, терп. щий бедствие.

Повторите проверку. Оцените свою работу.

2.1. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните правописание, где нужно, используя внутреннее поле. См. 1.2.

Обид. вший друзей, наде. вшийся на чудо, кле. вший обои, полностью выздоров…вший,больно жал. вший, слабо слыш. вший, обессил..вший от голода, посе. вший подозрение, вид. вшая фильм, зате. вший ссору, та. вшии в сумке, раска. вшийся во зле, рано состар…вшийся, ненавид. вший ложь, рассе. вший сомнения, не ча. вший увидеть, ре. вший над крышей, леле. вший ребенка, забле. вший ягненок, опостыл. вшая работа.

2.2. Вставьте пропущенные буквы. Заброс. вший шайбу, замет.„вший опасность, выелуш. вший внимательн,о приумнОж..вший славу, завис. вший от погоды, забле. вший в тишине, выруб. вший кустарник, выполн. вший обещание, вып. вший квасу, ПОПОЛН. ВШИЙ припасы,

Постро..вший дом, засе. вший травой, муч. вшийся зубами, вспомн. вший о доме, застро..вшийся район. развес. вший по пакетам. обруш. вшийся на село .ИСПОЛН. ВШИЙ на рояле. вымен. вший марку. пропар. вшийся в бане.

3.1. Образуйте от данных глаголов причастия с помощью суффикса НН, обозначьте орфограмму.

причастие прош.вр. с суффиксом НН

Размерить, слышать, засеять, вычистить, сберечь, втащить, назначить, сделать, сорвать, разорвать

3.2. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните правописание, где нужно, используя внутренне поле. См. 1.2. затее…нный спор, обиж…нный ребенок, подков…ный конь, сильно зауж…нный, вылом…ный замок, втач…нный рукав, испеч…ный пирог, просмотр….ный фильм, сбереж…нный рубль, обсаж…нный деревцами, вычищ…нный до блеска, закопч…нная кастрюля, скро…нный костюм, ове…нный славой,

3.3. Вставьте пропущенные буквы.

Зате. нная уборка, задерж. нный в пути, посе. вший добро, стрел. ный воробей, раскро. нный материал, размеш. нный сахар, увид. вший свет, выкач. нная вода, незаслуженно обиж. нный, плохо втач. нный, наде. вшийся на успех, отча. вшийся, юноша, разве. вший скуку,

услыш. вшии шепот, искусно скле. нные, развеш. нные картины, высме. нный другом, обид. вший соседа, замеш. нное тесто, завеш. нное шторой, выкач. нная бочка, случайно подстрел. нный, скле. вший намертво, рассе. нные огнем ,оконч..нная работа.

Подсчитайте баллы (каждое слово — 1 балл). Если вы набрали:

23-25 баллов — тема усвоена хорошо, можете смело переходить к следующей;

19-22 балла — повторите правописание слов, в которых допустили ошибки, отработайте их на внутренних полях;

менее 19 баллов -начинайте отрабатывать данную тему с самого начала, учитывая свои пробелы. Более внимательно отнеситесь к графике и работе на внутренних полях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Правописание гласных в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК- ».Цель урока: познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК- и способами действ.

Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использовала в своей работе адаптивную с.

Данный урок русского языка в 6 классе «Правописание гласных в суффиксах глаголов» был представлен на районном семинаре «Смысловое чтение».

Рабочий лист (маршрутный лист) урока с критериями оценивания.

Работа состоит из 2-х заданий.

Таблица содержит материал, который поможет учащимся понять написание гласных в суффиксах причастий.

Суффиксы причастий

Суффиксы при­ча­стий — это фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы, с помо­щью кото­рых от гла­го­лов обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные при­ча­стия. Составим таб­ли­цу, в кото­рой ука­жем суф­фик­сы при­ча­стий. Приведем пра­ви­ла напи­са­ния суф­фик­сов причастий.

С помо­щью харак­тер­ных суф­фик­сов гла­го­лы обра­зу­ют при­ча­стия. Вспомним, что такое при­ча­стие в рус­ском языке.

Как сле­ду­ет из это­го опре­де­ле­ния, при­ча­стие явля­ет­ся гла­голь­ной фор­мой, кото­рая выра­жа­ет при­знак пред­ме­та, сопря­жен­ный с действием:

  • (какой?) бегу­щий маль­чик — это маль­чик, кото­рый (что дела­ет?) бежит;
  • (какая?) пой­ман­ная рыб­ка — это рыб­ку, кото­рую (что сде­ла­ли?) поймали.

Причастию при­над­ле­жат грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки как гла­го­ла, так и прилагательного.

Для этой осо­бой фор­мы гла­го­ла харак­тер­ны спе­ци­фич­ные суф­фик­сы, с помо­щью кото­рых обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные при­ча­стия. Рассмотрим суф­фик­сы при­ча­стий и пра­ви­ла их написания.

Суффиксы действительных причастий настоящего времени

Действительные при­ча­стия — это гла­голь­ный фор­мы, кото­рые обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый сам совер­ша­ет действие:

Действие может про­ис­хо­дить как в насто­я­щем, так и в про­шлом, поэто­му у при­ча­стий, как и у гла­го­ла, раз­ли­ча­ют кате­го­рию насто­я­ще­го и про­шед­ше­го времени.

Суффиксы — ущ-/-ющ- или -ащ-/-ящ- обра­зу­ют дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни от осно­вы пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов насто­я­ще­го вре­ме­ни (фор­ма 3 лица мн.ч.).

Написание без­удар­ных глас­ных в суф­фик­сах при­ча­стий зави­сит от при­над­леж­но­сти про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла к I или II спряжению.

Чтобы пра­виль­но напи­сать суф­фик­сы дей­стви­тель­ных при­ча­стий, сна­ча­ла опре­де­ля­ем спря­же­ние глагола.

Понаблюдаем, как обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни. Для без­оши­боч­но­го напи­са­ния без­удар­ных глас­ных «у», «ю» или «а», «я» в суф­фик­сах при­ча­стий вос­поль­зу­ем­ся сле­ду­ю­щим алгоритмом:

  • знать (I спр.) — они зна́ ю т — зна́ ю щ ий пред­мет на отлично;
  • пла­кать (I спр.) — они пла́ч у т — пла́ч у щ ий малыш;
  • лечить ( II спр.) — они ле́ч а т — ле́ч а щ ий врач;
  • кра́сить ( II спр.) — они кра́с я т — кра́с я щ ий сте­ну.

Суффиксы действительных причастий прошедшего времени

Суффиксы -вш- и -ш- участ­ву­ют в обра­зо­ва­нии дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы глагола.

Суффикс -вш- обра­зу­ет при­ча­стия от осно­вы гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щей­ся на глас­ный, а -ш- — от осно­вы на согласный:

  • раз­мыш­ля ть — раз­мыш­ля вш ий о жизни;
  • полз ти — полз ш ий по листоч­ку жук.

Перед фор­мо­об­ра­зу­ю­щим суф­фик­сом при­ча­стия -вш- сохра­ня­ет­ся та же без­удар­ная глас­ная, что и в осно­ве про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла. Понаблюдаем:

  • успо­ко́ и ть — успо­ко́ и вш ий ребен­ка;
  • пове́ я ть — пове́ я вш ий вете­рок;
  • ненави́д е ть — ненави́д е вш ий ложь.

Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цу суф­фик­сов дей­стви­тель­ных причастий.

Суффиксы при­ча­стийОсобенности упо­треб­ле­нияПримеры
Действительные при­ча­стия

(Какой? Какая? Какое? Какие?)

-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-в дей­стви­тель­ных при­ча­сти­ях насто­я­ще­го времениколю­щий, хохо­чу­щий, зна­ча­щий, чистящий
-вш-/-ш-в дей­стви­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го времениотсы­рев­ший, устав­ший, постро­ив­ший, отправившийся

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени

Страдательные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый под­вер­га­ет­ся дей­ствию извне:

Суффиксы -ем- или -им- участ­ву­ют в обра­зо­ва­нии стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни от осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни пере­ход­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида.

Написание без­удар­ных глас­ных, обо­зна­чен­ных бук­ва­ми «е» или «и», в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни зави­сит от спря­же­ния гла­го­ла. Предлагаем сле­ду­ю­щий без­оши­боч­ный алго­ритм выбо­ра суф­фик­са -ем- или -им-:

  • коле­бать (I спр.) — мы коле́бл е м — коле́бл е м ый вет­ром камыш;
  • рас­хо­до­вать (I спр.) — мы рас­хо­ду е м — расхо́ду е м ые сред­ства;
  • видеть ( II спр.) — мы ви́д и м — ви́д и м ый вда­ли берег;
  • любить ( II спр.) — мы лю́б и м — нами люб и м .

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ем от основ неопре­де­лен­ной фор­мы пере­ход­ных гла­го­лов совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. В их оформ­ле­нии участ­ву­ют суф­фик­сы при­ча­стий -нн-, -енн- и -т-.

Формообразующий суф­фикс -нн- обра­зу­ет при­ча­стия от гла­го­лов с осно­вой, закан­чи­ва­ю­щей­ся суф­фик­сом -а- или -я-:

  • замеш а ть тесто — заме́ш а нн ое тесто;
  • потер я ть — поте́р я нн ая пер­чат­ка.

Если же про­из­во­дя­щий гла­гол закан­чи­ва­ет­ся на -ить или -чь, то при­ча­стие обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са -енн-:

  • укра́с ить — укра́ш е нн ая гир­лян­да­ми ёлка;
  • подве́с ить — под­веш е нн ый фона­рик;
  • сбе­ре чь — сбе­реж енн ая фото­гра­фия.

Как видим, пра­во­пи­са­ние без­удар­ных глас­ных в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий зави­сит от спо­со­ба обра­зо­ва­ния этих форм глагола.

Суффикс -т- обра­зу­ет при­ча­стия от одно­слож­ных гла­го­лов и про­из­вод­ных слов с при­став­ка­ми (мыть — мытый, по мыть — помы­тый), от гла­го­лов с конеч­ным соче­та­ни­ем -оть (полоть — поло­тый), от слов с суф­фик­сом -ну- (отки­нуть — отки­ну­тый капю­шон), а так­же гла­го­лов с фраг­мен­том -ереть (сте­реть — стер т ый).

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют крат­кие фор­мы, в кото­рых пишет­ся одна бук­ва «н» в суффиксе:

  • раз­бу­дить — раз­бу­жен­ный — он раз­буж ен ;
  • уве­шать — уве­шан­ная пло­да­ми — ябло­ня увеш а н а пло­да­ми;
  • осме­ять — осме­ян­ное пред­ло­же­ние — пред­ло­же­ние все­ми осме я н о.

Подытожим наши рас­суж­де­ния состав­ле­ни­ем таб­ли­цы суф­фик­сов стра­да­тель­ных причастий.

Суффиксы стра­да­тель­ных при­ча­стийОсобенности упо­треб­ле­нияПримеры
Страдательные при­ча­стия-ем-/-ом-, -им-в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях насто­я­ще­го времениотте­ня­е­мый, закреп­ля­е­мый, ведо­мый, руко­во­ди­мый, слышимый
-нн-/-енн, -т-в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го времениото­рван­ный, посе­ян­ный, увле­чен­ный, рас­став­лен­ный, про­тер­тый, размолотый

Видеоурок


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/10/04/pravopisanie-glasnykh-v-suffiksakh-prichastiy

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/prichastie/suffiksy-prichastiy.html