Гласные и согласные звуки правописание безударных гласных парных согласных

Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных

Содержание:

По традиционной классификации в фонетической системе языка различаются гласные и согласные.

Что такое безударные гласные, звонкие, парные звонкие и глухие согласные: определение

Гласные отличаются музыкальным тоном и отсутствием шума при произнесении.

Подготовит к различению гласных и правописанию звонких и глухих согласных таблица:

Парными называются эти звуки потому, что мягкому соответствует похожий по произнесению твердый, а звонкому — глухой. Звуки, не имеющие таких соответствий, — непарные.

Различение парных звуков представляет орфографическую проблему. В потоке речи они часто изменяют свой звуковой образ, и пишущий затрудняется в выборе соответствующих букв.

Как правильно писать и проверять безударные гласные звонкие и глухие согласные: примеры

Общее правило для проверки правописания безударных гласных звонких и глухих согласных — подбор проверочного слова.

Как правильно выбрать букву

Найдем однокоренное слово, в котором звук в сильной позиции — под ударением, и выберем нужную букву. Трава — трАвы, ободрить — бОдрый, деревянный — дЕрево, уносить — нОсит.

Как найти слова с общим корнем и сильной позицией:

  • Изменить форму числа, лица, времени: лиса — лИсы, показать — покАжет
  • Изменить вид глагола: бросать — брОсить
  • Заменить или убрать суффиксы или приставки: грибок — грИб

Важно: не следует выбирать для проверки глаголы с суффиксами ЫВА/ИВА, они коварно подскажут неправильное написание. ПроглОтить — проглАтывать, опОздать — опАздывать.

Правописание парных звонких и глухих согласных

В потоке речи эти звуки могут подменять друг друга: на конце слов и в определенных условиях они могут озвончаться или оглушаться. Проверка производится выбором однокоренного слова со звуком в сильной позиции — перед гласным.

Правописание звонких и глухих согласных таблица

Способы проверки

Примеры

Гриб—грибы, луг — луга

Подбор родственного образования

Мороз — морозилка, просьба — просить, близкий — близок

В редких случаях звуки чередуются

Коврижка — коврига (г/ж), книжка — книга (г/ж)

При проверке учитывается значение. Не зная его, можно ошибиться. Например:

  • Изморозь — узоры на стекле зимой, проверяем морозить
  • Изморось — мелкий дождик, проверяем моросить

Проверять таким способом заимствования следует с осторожностью, лучше справиться в словаре.

Звуки могут не только изменяться при произнесении в речи, но и исчезать, переставать быть слышимыми. Однако при написании они сохраняются.

Выделяются из правописания глухих и звонких согласных непроизносимые согласные.

Эти звуки встречаются в сочетаниях стн, здн, ндск, нтск, вств. Слова с такими сочетаниями проверяем так же, как и в основном правиле. Грустный — грустить, поздний — опоздать, голландский — голландец, комендантский — коменданты, явственный — явился.

Не все непроизносимые звуки можно проверить: некоторые написания традиционные. Например, блестеть — но блеснуть, стекло — склянка, лесенка — лестница. Эти случаи нужно запоминать.

Конспект по русскому языку на тему «Применение правила правописания безударных гласных и парных согласных в корне слова» (2 класс)

ТЕМА : Применение правила правописания безударных гласных и парных

согласных в корне слова.

ЦЕЛИ : 1. Формировать умение видеть орфограмму в корне слова;

2. Уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

3. Развивать орфографическую зоркость;

4. Развивать внимание, мышление, речь.

ТИП УРОКА : закрепление и обобщение знаний .

ОБОРУДОВАНИЕ : конверты с заданиями , карточки для индивидуальных работ, рисунки меча и

мяча, сигнальные карточки с гласными А О И Е Я.

УЧИТЕЛЬ: Прозвенел веселый звонок,

Начинаем наш урок .

ДЕТИ: Постараемся понять,

Будем грамотно писать.

2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

— Сегодняшний урок русского языка я хотела бы провести в необычной форме.

Это будет не урок — сказка, не урок-путешествие, а я предлагаю вам урок – игру.

И называться она будет «ЧТО? ГДЕ? КАК?». Почему эта игра так называется, вы

— Вы, наверное, знаете игру для взрослых « Что? Где? Когда?»

В этой игре телезрители задают игрокам вопросы, задания, а те в свою очередь

ищут правильные ответы на эти вопросы.

— Кто знает, как называют участников этой игры? (Знатоки)

— Сегодня вы будете выступать в роли знатоков русского языка. А задания для вас

приготовили ученики 2 классов нашей школы вместе со своими учителями.

— Я хочу, чтобы сегодня на уроке вы показали свои знания и умения и в конце урока вы по праву получили бы высокое звание знатоков. Чтобы получить такое высокое звание, надо хорошо работать на уроке, внимательно слушать задания, чтобы быстро и верно давать ответы.

Но чтобы приступить к игре, надо узнать, какой теме она будет посвящена.

Вот послушайте, я расскажу вам одну историю.

Мальчик Денис написал своему другу Максиму записку:

« Приходи сегодня вечером с м я/е/и чом . Будем играть.»

Максим прочитал записку и пошёл во двор. Через несколько минут он

вернулся домой громко смеясь.

— Итак, скажите мне, что же рассмешило Максима?

— Возьмите один из рисунков и покажите, какой предмет взял Максим на улицу?

— Кто же из вас прав? ( Все)

— Почему так получилось?

— Какое правило не знал Денис?(Правило проверки безударных гласных в корне слова)

— А какую ещё главную орфограмму в корне слова нужно уметь проверять?

— Это две главные опасности, которые могут вам встретиться при написании в корне слова.

3.ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

— Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока («Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова»)

— Какую цель поставим перед собой? (Научиться правильно писать слова с безударными гласными и парными согласными в корне слова)

В ТЕЧЕНИЕ УРОКА МЫ БУДЕМ ОТВЕЧАТЬ НА ТРИ ВОПРОСА ИЗ НАЗВАНИЯ НАШЕЙ ИГРЫ:

ГДЕ надо проверять?

— Ответим на первый вопрос:

Что надо проверять?
(Гласные а, о,и,е,я и парные согласные)

Где надо проверять?

(Надо проверять в корне слова)

Как надо проверять?

(Надо изменить слово или подобрать однокоренное )

— Кто нам расскажет правило проверки безударных гласных в корне слова?

— Кто нам расскажет правило проверки парных согласных в корне слова?

— Какую гласную нужно написать, чтобы получилось слово, обозначающее этот предмет?

( Учитель показывает рисунок МЯЧА и МЕЧА. Дети показывают буквы Я и Е)

(Мальчики решили поиграть в войну и взяли меч.

Мальчики хотели поиграть в футбол и взяли мяч.)

4.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1)Учитель вскрывает письмо № 1 .

Задание от учеников 2 «А» класса. Они выбрали для вас слова и просят разделить их на две группы.

-По какому принципу разделим слова? ( Непроверяемые и проверяемые безударные гласные).

щ…нок, п…тно, пов…р, м…рское, уж..н, м…дведь

(Обменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга)

— Прочитайте слова 1 столбика с непроверяемыми безударными гласными:

Щенок, ужин, медведь.

Почему так называется орфограмма?

— Написание слов 2 столбика проверим с помощью сигнальных карточек.

(пЯтно – пЯтна, мОрское – мОре, повАр – вАрит)

(Если задание выполнено правильно, за полями поставьте цифру 1 – это 1 балл)

— Молодцы, вы справились с этим заданием.

2) Учитель вскрывает письмо № 2.

Работа по вариантам

— Это задание от учеников 2 «Б» класса.

— Они предлагают вам познакомиться с двумя новыми словами с непроверяемыми безударными гласными и самим узнать, как правильно пишутся эти слова. В этом вам поможет следующее задание, которое вы будете выполнять по вариантам.

— На доске записаны 2 группы слов. Вам нужно списать эти слова в тетрадь, вставив пропущенные буквы. Найти в каждой группе лишнее слово и вставленную букву лишнего слова записать в словарное слово.

Зерк . ло, стр . на, гр . за.

Беге . , сунду . , мя . кий.

Л . нтяй, гр . бники, ч . стюля

Гл . зной, с . дить, сп . ртивный

Новые словарные слова запишите в словарик.

(Если задание выполнено правильно, за полями поставьте цифру 1 – это 1 балл)

3) Учитель вскрывает письмо №3. Это задание от меня. Вы очень любите его выполнять.

Задание по рядам.

Работа с карточками : внимательно прочитай слова, вставь пропущенные буквы и выбери ту колонку, в которой даны все правильные ответы. Обведи номер этого ответа.

— К какой группе слов относятся ваши слова?

— Какую орфограмму проверяли?

— Какой способ проверки использовали?

— Вы изменяли слово или подбирали проверочное?

(Если задание выполнено правильно, за полями поставьте цифру 1 – это 1 балл)

4) Учитель вскрывает письмо №4.

— Ребята, вы знаете правила, умеете подбирать проверочные слова.

— Скажите, где вам пригодятся ваши знания в правописании орфограмм корня?

— Так вот, следующее задание от директора нашей школы.

Она, также как и я хотела бы, чтобы ученики её школы были грамотными людьми и не только бы знали правила русского языка, но и умели бы их применять при написании

предложений и текстов.

— Запишите предложение, решая орфографические задачи.

Тихо в спящем лесу зимой, но чуткое ухо уловит живые звуки зверьков.

— Сколько орфограмм корня встретилось в этом предложении?

Покажите на пальчиках. (5)

Хорошо, ребята. Молодцы!

(Если задание выполнено правильно, за полями поставьте цифру 1 – это 1 балл)

5) Учитель вскрывает письмо №5.

— Это задание от учеников 2 «Г» класса. Они предлагают вам

1) Парный согласный в корне слова можно проверить сонорным или В.

2) В корне слова нет орфограмм.

3) К слову сладкий проверочным будет слово сладенький.

4) Парный согласный проверяй ударением.

5) Подобрать проверочное слово-это значит изменить слово или подобрать однокоренное.

6) Слово ДЕНЬКИ – проверочное ДЕНЁЧКИ.

7) Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

8) Безударный гласный у название признаков можно проверить вопросом КАКОВ?

(Если задание выполнено правильно, за полями поставьте цифру 1 – это 1 балл)

Итак, давайте подведём итог. Подсчитайте свои баллы.

Вы знатоки в этой области русского языка. Но в русском языке ещё много тайн и секретов, которые мы с вами продолжим открывать на следующих уроках. Я желаю вам удачи в этих открытиях. Спасибо за урок.

6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Творческая работа:

Для соседа по парте подготовить задание : выписать из учебника литературы на листочек 2-3 предложения и в словах, где встретится вам безударный гласный и парный согласный в корне слова оставить «окошки».

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Игра «кто хочет стать миллионером» по русскому языку в 8-10 классах

Презентация «Виды бессоюзных сложных предложений»

Рабочая программа по русскому языку. 7 класс

Урок по русскому языку в 4 классе «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.»

Части речи 3 класс

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Тренажер «написание приставок в словах»

Контрольная работа по русскому языку «Деепричастие» (7 класс) в 2-х вариантах

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5235602 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Более половины родителей не состоят в родительских чатах

Время чтения: 1 минута

Школьных охранников предлагают обучать основам психологии

Время чтения: 2 минуты

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке вы повторите правила о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных и сопоставите эти правила. Вы сможете потренироваться в их применении, чтобы правильно решать орфографические задачи в словах.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-po-russkomu-yazyku-na-temu-primenenie-pravila-pravopisaniya-bezudarnyh-glasnyh-i-parnyh-soglasnyh-v-korne-slova-2-klass-5141036.html

http://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/pravopisanie/sopostavlenie-pravil-o-napisanii-bezudarnyh-glasnyh-gluhih-zvonkih-i-neproiznosimyh-soglasnyh