Гласные ую ая в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Орфограммы. № 50. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

№ 50. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Правило, примеры, комментарии.

ПРАВИЛО.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени зависят от спряжения глаголов, от которых образованы причастия.

· Если глаголы I спряжения, то суффиксы -УЩ,-ЮЩ.

· Если глаголы II спряжения, то суффиксы -АЩ,-ЯЩ.

Подсказка.

Как видим, само правило лёгкое. Трудность заключается в том, как определить спряжение.

Рассмотрим конкретный пример.

Мастер, кле…щий обои.

· Задаём опрос: что делающий?

· Подбираем глагол. Что делать- клеить, глагол на —ИТЬ, это 2 спряжение.

· Делаем вывод: клеЯЩий.

Вспомним, как определить спряжение глаголов.

· Если окончание глагола безударное, то ставим его в инфинитив.

· Все глаголы на -ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ) –это II спряжение.

В их окончаниях пишем -И.-, А.-Я.

· Все остальные глаголы – это I спряжение, кроме исключений:

гнать, держать, смотреть и видеть,

дышать, слышать ненавидеть,

и обидеть, и вертеть,

и зависеть, и терпеть.

· Если окончание ударное, то ставим глагол в личные формы и по ним определяем спряжение:

летЕть – ты летИшь, они летЯт. Это II спряжение.

ПРИМЕРЫ.

Пример № 1.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Щебеч…щий.

Щебечущий.

Щебетать – глагол на -АТЬ, это I спряжение.

Суффикс причастия – УЩ.

Пример № 2.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Стел…щий.

Стелющий.

Стелить – это исключение, I спряжение.

Суффикс причастия – УЩ.

Пример № 3.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Сто…щий.

Строящий.

Строить – это II спряжение. Суффикс причастия – ЯЩ.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Выбор гласной в суффиксе действительного причастия настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого образовано причастие.

Если действительные причастия настоящего времени образованы от глаголов I спряжения, то в суффиксах таких причастий пишутся гласные -у, -ю:

  • ла ющ ий ← лаять — I спр.
  • стел ющ ий ← стелить — искл. I спр.;
  • рев ущ ий ← реветь— I спр..

Если действительные причастия настоящего времени образованы от глаголов II спряжения, то в суффиксах таких причастий пишутся гласные -а, -я:

  • пил ящ ий ← пилить — II спр.;
  • ненавид ящ ий ← ненавидеть — искл. II спр.;
  • дыш ащ ий ← дышать искл. II cпр.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Презентация На тему: « Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ С.И. ПОДГАЙНОВА г. КАЛИНИНСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Подготовил: Николаев Дмитрий Владимирович
Учитель Средней общеобразовательной школы №2. ИМЕНИ С.И. ПОДГАЙНОВА г. КАЛИНИНСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
по предмету: Русский язык
Класс: 7 « б »
На тему: « Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени»

Описание слайда:

«Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков, от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться с быстротой поражающей.»
« Н. В. Гоголь»

Как называется цитата или чьи –либо слова, которые стоят после заглавия?
О чём идёт речь в этом эпиграфе?

Описание слайда:

«БЛИЦ — ОПРОС»
Что такое причастие?
На какие 2 вида делятся причастия.?
Чем отличаются страдательные причастия от действительных?
Расскажите о причастном обороте?
Расскажите о случаях слитного и раздельного написания Не с причастиями ?
Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и отглагольных прилагательных?

Описание слайда:

Какое причастие лишнее, почему?

Описание слайда:

+ брить,
стелить
Слышать
Видеть
Ненавидеть
Гнать
Держать (и)
Не обидеть (и)
Смотреть
Дышать
Вертеть (и)
Зависеть (и)
терпеть

ко 2 спряжению
относятся все глаголы
на –ить, кроме
+7 на -еть
+4 на -ать

Описание слайда:

От глагола I спр
-Ут, ют

Действительные причастия настоящего времени

От глагола II спр
-Ат, ят

Н-Р: Строить – строят – строящийся
Продавать – Продают – продающийся.

Описание слайда:

Работа с сигнальными карточками
Красить, дремать, таить, стелиться, любить, строить, нести, проходить, торопиться, говорить, читать, учить, стоять.

Описание слайда:

ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.
«Работа с иллюстрациями»

Перед нами появились иллюстрации. Что их всех объединяет?
Задание:

По картинкам составить и записать словосочетания, образуя от глаголов действительные причастия настоящего времени .

Описание слайда:

Памятник А.С. Пушкину, который находится в Санкт – Петербурге.

Описание слайда:

Столица потрясает своей красотой.

Описание слайда:

Золотая рожь спеет на наших бескрайних полях.

Описание слайда:

Наши спортсмены несут флаг Российской Федерации

Описание слайда:
Описание слайда:

Физ культ ми ут
к

Описание слайда:

ИГРА « Образуй – Ка»
строить-

дремл_т-
1.Запишите глаголы в 3-м лице мн. ч.
2.Образуйте действительные причастия настоящего времени.
стро_щий

Описание слайда:

Словарная работа
« ДЕТЕКТОР» — (лат. detector — открыватель, обнаружитель) — в общем случае аппаратное или программное средство, предназначенное для проверки чего – либо.

Описание слайда:

«КОНКУРС СМЕЛЬЧАКОВ. ИГРА « ДЕТЕКТОР»

Вопросы конкурса:
I. Участник
1. Причастие это особая форма имени прилагательного? (НЕТ)
2. Причастие без зависимых слов называется причастным оборотом? ( НЕТ)
3. Причастия бываю действительными и страдательными? (ДА)
4. Действительное причастие обозначает признак того предмета, который сам совершает действие. Да
5. Слова: деревянный, стеклянный – это причастия? (НЕТ)

Описание слайда:

«КОНКУРС СМЕЛЬЧАКОВ. ИГРА « ДЕТЕКТОР»

Вопросы конкурса:
II. Участник
1 Признак предмета, который находится под действием другого обозначает страдательное причастие? (ДА)
2. Причастия Бывают настоящего, прошедшего и будущего времени? ( НЕТ)
3. Суффиксы – АЩ, — ЯЩ являются суффиксами действительного причастия ( ДА)
4. В Предложении «НЕ достроенный строителями дом» Не является приставкой и пишется слитно ( НЕТ)
5. В словах : порезанный, купленный, лицо девочки взволновано – пишется удвоенная Н ? ( НЕТ)

Описание слайда:

«КОНКУРС СМЕЛЬЧАКОВ. ИГРА « ДЕТЕКТОР»

ОТВЕТЫ конкурса:
Участник(ца) №1
Участник(ца) №2

Описание слайда:

Подведение ИТОГОВ.
1 Какую тему мы прошли на уроке?

2. Понравились ли вам задания?

3. Что было для вас сложным?

Описание слайда:
Описание слайда:

Домашнее задание
Написать сочинение – описание, используя как можно больше различных действительных причастий настоящего времени

Повторить правило по пройденной теме

Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Методическая разработка открытого урока

Презентация на тему «Правописание приставок пре-, при-«

Презентация на тему «Имя прилагательное»

Методическая разработка на тему «Имя прилагательное»

Итоговая оценочная работа по русскому языку 1 класс

Карточки на тему «Падежи»

Конспект урока по русскому языку «Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам (спряжение)»

Олимпиада по русскому языку (4 класс)

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5194786 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

С кем чаще работают школьные психологи

Время чтения: 3 минуты

Минобрнауки подготовит методику изучения склонности учащихся к агрессии

Время чтения: 2 минуты

Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости

Время чтения: 1 минута

Решение по формату сдачи ЕГЭ в 2022 году будет принято в ближайшее время

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Интерес российской молодежи к книгам вырос на 62,7%

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://budu5.com/manual/chapter/3383

http://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-glasnye-v-suffiksah-dejstvitelnyh-prichastij-nastoyashego-vremeni-5286685.html