Гласные в глагольных суффиксах действительных причастий

Орфограммы. № 50. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

№ 50. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Правило, примеры, комментарии.

ПРАВИЛО.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени зависят от спряжения глаголов, от которых образованы причастия.

· Если глаголы I спряжения, то суффиксы -УЩ,-ЮЩ.

· Если глаголы II спряжения, то суффиксы -АЩ,-ЯЩ.

Подсказка.

Как видим, само правило лёгкое. Трудность заключается в том, как определить спряжение.

Рассмотрим конкретный пример.

Мастер, кле…щий обои.

· Задаём опрос: что делающий?

· Подбираем глагол. Что делать- клеить, глагол на —ИТЬ, это 2 спряжение.

· Делаем вывод: клеЯЩий.

Вспомним, как определить спряжение глаголов.

· Если окончание глагола безударное, то ставим его в инфинитив.

· Все глаголы на -ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ) –это II спряжение.

В их окончаниях пишем -И.-, А.-Я.

· Все остальные глаголы – это I спряжение, кроме исключений:

гнать, держать, смотреть и видеть,

дышать, слышать ненавидеть,

и обидеть, и вертеть,

и зависеть, и терпеть.

· Если окончание ударное, то ставим глагол в личные формы и по ним определяем спряжение:

летЕть – ты летИшь, они летЯт. Это II спряжение.

ПРИМЕРЫ.

Пример № 1.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Щебеч…щий.

Щебечущий.

Щебетать – глагол на -АТЬ, это I спряжение.

Суффикс причастия – УЩ.

Пример № 2.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Стел…щий.

Стелющий.

Стелить – это исключение, I спряжение.

Суффикс причастия – УЩ.

Пример № 3.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Сто…щий.

Строящий.

Строить – это II спряжение. Суффикс причастия – ЯЩ.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Суффиксы причастий

Суффиксы при­ча­стий — это фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы, с помо­щью кото­рых от гла­го­лов обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные при­ча­стия. Составим таб­ли­цу, в кото­рой ука­жем суф­фик­сы при­ча­стий. Приведем пра­ви­ла напи­са­ния суф­фик­сов причастий.

С помо­щью харак­тер­ных суф­фик­сов гла­го­лы обра­зу­ют при­ча­стия. Вспомним, что такое при­ча­стие в рус­ском языке.

Как сле­ду­ет из это­го опре­де­ле­ния, при­ча­стие явля­ет­ся гла­голь­ной фор­мой, кото­рая выра­жа­ет при­знак пред­ме­та, сопря­жен­ный с действием:

  • (какой?) бегу­щий маль­чик — это маль­чик, кото­рый (что дела­ет?) бежит;
  • (какая?) пой­ман­ная рыб­ка — это рыб­ку, кото­рую (что сде­ла­ли?) поймали.

Причастию при­над­ле­жат грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки как гла­го­ла, так и прилагательного.

Для этой осо­бой фор­мы гла­го­ла харак­тер­ны спе­ци­фич­ные суф­фик­сы, с помо­щью кото­рых обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные при­ча­стия. Рассмотрим суф­фик­сы при­ча­стий и пра­ви­ла их написания.

Суффиксы действительных причастий настоящего времени

Действительные при­ча­стия — это гла­голь­ный фор­мы, кото­рые обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый сам совер­ша­ет действие:

Действие может про­ис­хо­дить как в насто­я­щем, так и в про­шлом, поэто­му у при­ча­стий, как и у гла­го­ла, раз­ли­ча­ют кате­го­рию насто­я­ще­го и про­шед­ше­го времени.

Суффиксы — ущ-/-ющ- или -ащ-/-ящ- обра­зу­ют дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни от осно­вы пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов насто­я­ще­го вре­ме­ни (фор­ма 3 лица мн.ч.).

Написание без­удар­ных глас­ных в суф­фик­сах при­ча­стий зави­сит от при­над­леж­но­сти про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла к I или II спряжению.

Чтобы пра­виль­но напи­сать суф­фик­сы дей­стви­тель­ных при­ча­стий, сна­ча­ла опре­де­ля­ем спря­же­ние глагола.

Понаблюдаем, как обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни. Для без­оши­боч­но­го напи­са­ния без­удар­ных глас­ных «у», «ю» или «а», «я» в суф­фик­сах при­ча­стий вос­поль­зу­ем­ся сле­ду­ю­щим алгоритмом:

  • знать (I спр.) — они зна́ ю т — зна́ ю щ ий пред­мет на отлично;
  • пла­кать (I спр.) — они пла́ч у т — пла́ч у щ ий малыш;
  • лечить ( II спр.) — они ле́ч а т — ле́ч а щ ий врач;
  • кра́сить ( II спр.) — они кра́с я т — кра́с я щ ий сте­ну.

Суффиксы действительных причастий прошедшего времени

Суффиксы -вш- и -ш- участ­ву­ют в обра­зо­ва­нии дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы глагола.

Суффикс -вш- обра­зу­ет при­ча­стия от осно­вы гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щей­ся на глас­ный, а -ш- — от осно­вы на согласный:

  • раз­мыш­ля ть — раз­мыш­ля вш ий о жизни;
  • полз ти — полз ш ий по листоч­ку жук.

Перед фор­мо­об­ра­зу­ю­щим суф­фик­сом при­ча­стия -вш- сохра­ня­ет­ся та же без­удар­ная глас­ная, что и в осно­ве про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла. Понаблюдаем:

  • успо­ко́ и ть — успо­ко́ и вш ий ребен­ка;
  • пове́ я ть — пове́ я вш ий вете­рок;
  • ненави́д е ть — ненави́д е вш ий ложь.

Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цу суф­фик­сов дей­стви­тель­ных причастий.

Суффиксы при­ча­стийОсобенности упо­треб­ле­нияПримеры
Действительные при­ча­стия

(Какой? Какая? Какое? Какие?)

-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-в дей­стви­тель­ных при­ча­сти­ях насто­я­ще­го времениколю­щий, хохо­чу­щий, зна­ча­щий, чистящий
-вш-/-ш-в дей­стви­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го времениотсы­рев­ший, устав­ший, постро­ив­ший, отправившийся

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени

Страдательные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый под­вер­га­ет­ся дей­ствию извне:

Суффиксы -ем- или -им- участ­ву­ют в обра­зо­ва­нии стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни от осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни пере­ход­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида.

Написание без­удар­ных глас­ных, обо­зна­чен­ных бук­ва­ми «е» или «и», в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни зави­сит от спря­же­ния гла­го­ла. Предлагаем сле­ду­ю­щий без­оши­боч­ный алго­ритм выбо­ра суф­фик­са -ем- или -им-:

  • коле­бать (I спр.) — мы коле́бл е м — коле́бл е м ый вет­ром камыш;
  • рас­хо­до­вать (I спр.) — мы рас­хо­ду е м — расхо́ду е м ые сред­ства;
  • видеть ( II спр.) — мы ви́д и м — ви́д и м ый вда­ли берег;
  • любить ( II спр.) — мы лю́б и м — нами люб и м .

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ем от основ неопре­де­лен­ной фор­мы пере­ход­ных гла­го­лов совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. В их оформ­ле­нии участ­ву­ют суф­фик­сы при­ча­стий -нн-, -енн- и -т-.

Формообразующий суф­фикс -нн- обра­зу­ет при­ча­стия от гла­го­лов с осно­вой, закан­чи­ва­ю­щей­ся суф­фик­сом -а- или -я-:

  • замеш а ть тесто — заме́ш а нн ое тесто;
  • потер я ть — поте́р я нн ая пер­чат­ка.

Если же про­из­во­дя­щий гла­гол закан­чи­ва­ет­ся на -ить или -чь, то при­ча­стие обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са -енн-:

  • укра́с ить — укра́ш е нн ая гир­лян­да­ми ёлка;
  • подве́с ить — под­веш е нн ый фона­рик;
  • сбе­ре чь — сбе­реж енн ая фото­гра­фия.

Как видим, пра­во­пи­са­ние без­удар­ных глас­ных в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий зави­сит от спо­со­ба обра­зо­ва­ния этих форм глагола.

Суффикс -т- обра­зу­ет при­ча­стия от одно­слож­ных гла­го­лов и про­из­вод­ных слов с при­став­ка­ми (мыть — мытый, по мыть — помы­тый), от гла­го­лов с конеч­ным соче­та­ни­ем -оть (полоть — поло­тый), от слов с суф­фик­сом -ну- (отки­нуть — отки­ну­тый капю­шон), а так­же гла­го­лов с фраг­мен­том -ереть (сте­реть — стер т ый).

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют крат­кие фор­мы, в кото­рых пишет­ся одна бук­ва «н» в суффиксе:

  • раз­бу­дить — раз­бу­жен­ный — он раз­буж ен ;
  • уве­шать — уве­шан­ная пло­да­ми — ябло­ня увеш а н а пло­да­ми;
  • осме­ять — осме­ян­ное пред­ло­же­ние — пред­ло­же­ние все­ми осме я н о.

Подытожим наши рас­суж­де­ния состав­ле­ни­ем таб­ли­цы суф­фик­сов стра­да­тель­ных причастий.

Суффиксы стра­да­тель­ных при­ча­стийОсобенности упо­треб­ле­нияПримеры
Страдательные при­ча­стия-ем-/-ом-, -им-в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях насто­я­ще­го времениотте­ня­е­мый, закреп­ля­е­мый, ведо­мый, руко­во­ди­мый, слышимый
-нн-/-енн, -т-в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го времениото­рван­ный, посе­ян­ный, увле­чен­ный, рас­став­лен­ный, про­тер­тый, размолотый

Видеоурок

Технологическая карта урока русского языка на тему «Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени» (7 класс)

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе

Учитель: Жук Светлана Викторовна

ОУ: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41», Алтайский край, город Бийск

Тема урока: Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: дать понятие о причастии как части речи.

— ознакомить с морфологическими признаками данных причастий ;

— формировать навык правописания суффиксов действительных причастий настоящего времени;

— продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;

— создать ситуацию успеха, направленную на развитие творческих способностей учащихся;

— продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.

— формировать любовь к слову;

— содействовать формированию умений переносить знания в новые жизненные ситуации;

— направить деятельность учащихся на создание творческого продукта.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать морфологические признаки причастия; уметь определять действительные причастия настоящего времени.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации.

Личностные: понимание определяющей роли языка родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения знаний.

Наглядно-демонстрационный материал: раздаточный материал, индивидуальные карточки с заданиями.

1. Мотивация и учебная деятельность.

— Добрый день ребята! Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, сегодня вы узнаете много нового и интересного.

Учащиеся приветствуют учителя.

Познавательные: осознают учебно-воспитательную задачу.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

— Замените сочетание с действительным причастием сочетанием со страдательным причастием:

солнце, освещающее поляну –

читающая книгу девочка –

вырывший яму садовник –

ветер, охлаждающий лицо –

ученик, выполнивший задание –

— Какие причастия называются действительными? Страдательными?

Учащиеся выполняют задание.

Отвечают на вопрос учителя.

Личностные: имеют мотивацию к познавательной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач анализ, синтез, сравнение, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: понимают учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3. Выявление места и причины затруднения.

— Можно ли записанные действительные причастия разделить на группы? По какому признаку?

— Как вы определили время причастий?

— Сформулируйте тему урока, поставьте цели.

Мнение учащихся: причастия настоящего и прошедшего времени.

В этом могут помочь суффиксы, но суффиксы причастий нам известны не все.

Учащиеся называют тему урока, осуществляют целеполагание.

Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

4. Построение выхода из проблемной ситуации.

— Что нам поможет разрешить наше затруднение?

— Можно найти информацию в учебнике, послушать объяснение учителя, выполнить задания.

Регулятивные: контролируют учебные действия, исправляют допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

5. Реализация построенного проекта.

Обратимся к материалу для наблюдений на с. 58. Какая информация представлена в данной таблице?

— Дополните свои наблюдения материалом после таблицы.

Учащиеся анализируют таблицу, отвечают на вопросы.

Учащиеся читают параграф, работают с информацией.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно -следственные связи, делают обобщения, выводы.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1. Проведем по материалу упражнения 110 тренировку. Работаем по цепочке, проговаривая причастия и выбранные суффиксы.

2. Спишите. Объясните написание суффиксов действительных причастий настоящего времени.

Спокойно в лесу стоят зеленеющие ели. Падающий снег ослепительно сверкал на солнце. Свисающие с крыши сосульки оттаивали на солнце. Солдат, служащий в армии, должен быть верным присяге.

— Объясните свой выбор.

Учащиеся выполняют задания. Объясняют свой выбор.

Регулятивные: учатся корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Коммуникативные: создают условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполните задание упражнения 111.

Учащиеся проводят самопроверку по эталону.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно -следственные связи, делают обобщения, выводы.

8. Включение в систему знаний и повторения.

Составьте предложения, используя причастия: люди, рассказывающие о путешествиях; колеблющий березку ветер; дремлющая на ветке птица .

— Объясните написание суффиксов причастий. Графически обозначьте орфограмму.

Учащиеся составляют предложения, записывают их в тетрадь.

Регулятивные: учатся корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Познавательные: развивают умение анализировать, сравнивать объекты.

Коммуникативные: создают условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками.

-Что вы узнали сегодня нового? Какие задания были интересны?

— Спасибо вам за урок.

Учащиеся проводят оценку своей деятельности.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические выступления.

10. Домашнее задание

Учитель поясняет задание: 1. Выучить параграф 18. 2. Выполнить упражнение 113 или подобрать из учебника литературы 10 предложений с действительными причастиями настоящего времени.

Осуществляют запись задания.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Презентация по русскому языку на тему «Единственное и множественное число имён существительных»

Контрольная работа «Лексика. Культура речи» 5 кл

Конспект урока русского языка 2 класс «Единственное и множественное число имён существительных»

Технологическая карта урока русского языка на тему «Краткие и полные страдательные причастия» (7 класс)

Роль причастий в художественном тексте

Рабочая программа «Русский язык. 7 класс»

Рабочая программа «Русский язык. 9 класс»

Рабочая программа «Русский язык. 8 класс»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5179091 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

В Москве открылся Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования»

Время чтения: 4 минуты

Понятие «образовательные услуги» будет исключено из закона об образовании

Время чтения: 1 минута

В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19

Время чтения: 1 минута

Российские студенты стали чемпионами мира по программированию

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/prichastie/suffiksy-prichastiy.html

http://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-russkogo-yazyka-na-temu-dejstvitelnye-prichastiya-nastoyashego-vremeni-glasnye-v-suffiksah-dejstvi-5357306.html