Орфограммы. № 50. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
№ 50. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Правило, примеры, комментарии.
ПРАВИЛО.
Подсказка.
Как видим, само правило лёгкое. Трудность заключается в том, как определить спряжение.
Рассмотрим конкретный пример.
Мастер, кле…щий обои.
· Задаём опрос: что делающий?
· Подбираем глагол. Что делать- клеить, глагол на —ИТЬ, это 2 спряжение.
· Делаем вывод: клеЯЩий.
Вспомним, как определить спряжение глаголов.
· Если окончание глагола безударное, то ставим его в инфинитив.
· Все глаголы на -ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ) –это II спряжение.
В их окончаниях пишем -И.-, А.-Я.
· Все остальные глаголы – это I спряжение, кроме исключений:
гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать ненавидеть,
и обидеть, и вертеть,
и зависеть, и терпеть.
· Если окончание ударное, то ставим глагол в личные формы и по ним определяем спряжение:
летЕть – ты летИшь, они летЯт. Это II спряжение.
ПРИМЕРЫ.
Пример № 1.
Пример № 2.
Пример № 3.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Суффиксы причастий
Суффиксы причастий — это формообразующие суффиксы, с помощью которых от глаголов образуются действительные и страдательные причастия. Составим таблицу, в которой укажем суффиксы причастий. Приведем правила написания суффиксов причастий.
С помощью характерных суффиксов глаголы образуют причастия. Вспомним, что такое причастие в русском языке.
Как следует из этого определения, причастие является глагольной формой, которая выражает признак предмета, сопряженный с действием:
- (какой?) бегущий мальчик — это мальчик, который (что делает?) бежит;
- (какая?) пойманная рыбка — это рыбку, которую (что сделали?) поймали.
Причастию принадлежат грамматические признаки как глагола, так и прилагательного.
Для этой особой формы глагола характерны специфичные суффиксы, с помощью которых образуются действительные и страдательные причастия. Рассмотрим суффиксы причастий и правила их написания.
Суффиксы действительных причастий настоящего времени
Действительные причастия — это глагольный формы, которые обозначают признак предмета, который сам совершает действие:
Действие может происходить как в настоящем, так и в прошлом, поэтому у причастий, как и у глагола, различают категорию настоящего и прошедшего времени.
Суффиксы — ущ-/-ющ- или -ащ-/-ящ- образуют действительные причастия настоящего времени от основы переходных и непереходных глаголов настоящего времени (форма 3 лица мн.ч.).
Написание безударных гласных в суффиксах причастий зависит от принадлежности производящего глагола к I или II спряжению.
Чтобы правильно написать суффиксы действительных причастий, сначала определяем спряжение глагола.
Понаблюдаем, как образуются действительные причастия настоящего времени. Для безошибочного написания безударных гласных «у», «ю» или «а», «я» в суффиксах причастий воспользуемся следующим алгоритмом:
- знать (I спр.) — они зна́ ю т — зна́ ю щ ий предмет на отлично;
- плакать (I спр.) — они пла́ч у т — пла́ч у щ ий малыш;
- лечить ( II спр.) — они ле́ч а т — ле́ч а щ ий врач;
- кра́сить ( II спр.) — они кра́с я т — кра́с я щ ий стену.
Суффиксы действительных причастий прошедшего времени
Суффиксы -вш- и -ш- участвуют в образовании действительных причастий прошедшего времени от основы неопределенной формы глагола.
Суффикс -вш- образует причастия от основы глагола, заканчивающейся на гласный, а -ш- — от основы на согласный:
- размышля ть — размышля вш ий о жизни;
- полз ти — полз ш ий по листочку жук.
Перед формообразующим суффиксом причастия -вш- сохраняется та же безударная гласная, что и в основе производящего глагола. Понаблюдаем:
- успоко́ и ть — успоко́ и вш ий ребенка;
- пове́ я ть — пове́ я вш ий ветерок;
- ненави́д е ть — ненави́д е вш ий ложь.
Для наглядности составим таблицу суффиксов действительных причастий.
Суффиксы причастий | Особенности употребления | Примеры | |
---|---|---|---|
Действительные причастия (Какой? Какая? Какое? Какие?) | -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ- | в действительных причастиях настоящего времени | колющий, хохочущий, значащий, чистящий |
-вш-/-ш- | в действительных причастиях прошедшего времени | отсыревший, уставший, построивший, отправившийся |
Суффиксы страдательных причастий настоящего времени
Страдательные причастия обозначают признак предмета, который подвергается действию извне:
Суффиксы -ем- или -им- участвуют в образовании страдательных причастий настоящего времени от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида.
Написание безударных гласных, обозначенных буквами «е» или «и», в суффиксах страдательных причастий настоящего времени зависит от спряжения глагола. Предлагаем следующий безошибочный алгоритм выбора суффикса -ем- или -им-:
- колебать (I спр.) — мы коле́бл е м — коле́бл е м ый ветром камыш;
- расходовать (I спр.) — мы расходу е м — расхо́ду е м ые средства;
- видеть ( II спр.) — мы ви́д и м — ви́д и м ый вдали берег;
- любить ( II спр.) — мы лю́б и м — нами люб и м .
Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени
Страдательные причастия прошедшего времени образуем от основ неопределенной формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида. В их оформлении участвуют суффиксы причастий -нн-, -енн- и -т-.
Формообразующий суффикс -нн- образует причастия от глаголов с основой, заканчивающейся суффиксом -а- или -я-:
- замеш а ть тесто — заме́ш а нн ое тесто;
- потер я ть — поте́р я нн ая перчатка.
Если же производящий глагол заканчивается на -ить или -чь, то причастие образуется с помощью суффикса -енн-:
- укра́с ить — укра́ш е нн ая гирляндами ёлка;
- подве́с ить — подвеш е нн ый фонарик;
- сбере чь — сбереж енн ая фотография.
Как видим, правописание безударных гласных в суффиксах страдательных причастий зависит от способа образования этих форм глагола.
Суффикс -т- образует причастия от односложных глаголов и производных слов с приставками (мыть — мытый, по мыть — помытый), от глаголов с конечным сочетанием -оть (полоть — полотый), от слов с суффиксом -ну- (откинуть — откинутый капюшон), а также глаголов с фрагментом -ереть (стереть — стер т ый).
Страдательные причастия прошедшего времени образуют краткие формы, в которых пишется одна буква «н» в суффиксе:
- разбудить — разбуженный — он разбуж ен ;
- увешать — увешанная плодами — яблоня увеш а н а плодами;
- осмеять — осмеянное предложение — предложение всеми осме я н о.
Подытожим наши рассуждения составлением таблицы суффиксов страдательных причастий.
Суффиксы страдательных причастий | Особенности употребления | Примеры | |
---|---|---|---|
Страдательные причастия | -ем-/-ом-, -им- | в страдательных причастиях настоящего времени | оттеняемый, закрепляемый, ведомый, руководимый, слышимый |
-нн-/-енн, -т- | в страдательных причастиях прошедшего времени | оторванный, посеянный, увлеченный, расставленный, протертый, размолотый |
Видеоурок
Технологическая карта урока русского языка на тему «Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени» (7 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе
Учитель: Жук Светлана Викторовна
ОУ: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41», Алтайский край, город Бийск
Тема урока: Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: дать понятие о причастии как части речи.
— ознакомить с морфологическими признаками данных причастий ;
— формировать навык правописания суффиксов действительных причастий настоящего времени;
— продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;
— создать ситуацию успеха, направленную на развитие творческих способностей учащихся;
— продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.
— формировать любовь к слову;
— содействовать формированию умений переносить знания в новые жизненные ситуации;
— направить деятельность учащихся на создание творческого продукта.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать морфологические признаки причастия; уметь определять действительные причастия настоящего времени.
Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации.
Личностные: понимание определяющей роли языка родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения знаний.
Наглядно-демонстрационный материал: раздаточный материал, индивидуальные карточки с заданиями.
1. Мотивация и учебная деятельность.
— Добрый день ребята! Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, сегодня вы узнаете много нового и интересного.
Учащиеся приветствуют учителя.
Познавательные: осознают учебно-воспитательную задачу.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
— Замените сочетание с действительным причастием сочетанием со страдательным причастием:
солнце, освещающее поляну –
читающая книгу девочка –
вырывший яму садовник –
ветер, охлаждающий лицо –
ученик, выполнивший задание –
— Какие причастия называются действительными? Страдательными?
Учащиеся выполняют задание.
Отвечают на вопрос учителя.
Личностные: имеют мотивацию к познавательной деятельности.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач анализ, синтез, сравнение, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: понимают учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
3. Выявление места и причины затруднения.
— Можно ли записанные действительные причастия разделить на группы? По какому признаку?
— Как вы определили время причастий?
— Сформулируйте тему урока, поставьте цели.
Мнение учащихся: причастия настоящего и прошедшего времени.
В этом могут помочь суффиксы, но суффиксы причастий нам известны не все.
Учащиеся называют тему урока, осуществляют целеполагание.
Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
4. Построение выхода из проблемной ситуации.
— Что нам поможет разрешить наше затруднение?
— Можно найти информацию в учебнике, послушать объяснение учителя, выполнить задания.
Регулятивные: контролируют учебные действия, исправляют допущенные ошибки.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
5. Реализация построенного проекта.
— Обратимся к материалу для наблюдений на с. 58. Какая информация представлена в данной таблице?
— Дополните свои наблюдения материалом после таблицы.
Учащиеся анализируют таблицу, отвечают на вопросы.
Учащиеся читают параграф, работают с информацией.
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно -следственные связи, делают обобщения, выводы.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1. Проведем по материалу упражнения 110 тренировку. Работаем по цепочке, проговаривая причастия и выбранные суффиксы.
2. Спишите. Объясните написание суффиксов действительных причастий настоящего времени.
Спокойно в лесу стоят зеленеющие ели. Падающий снег ослепительно сверкал на солнце. Свисающие с крыши сосульки оттаивали на солнце. Солдат, служащий в армии, должен быть верным присяге.
— Объясните свой выбор.
Учащиеся выполняют задания. Объясняют свой выбор.
Регулятивные: учатся корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Коммуникативные: создают условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Выполните задание упражнения 111.
Учащиеся проводят самопроверку по эталону.
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно -следственные связи, делают обобщения, выводы.
8. Включение в систему знаний и повторения.
Составьте предложения, используя причастия: люди, рассказывающие о путешествиях; колеблющий березку ветер; дремлющая на ветке птица .
— Объясните написание суффиксов причастий. Графически обозначьте орфограмму.
Учащиеся составляют предложения, записывают их в тетрадь.
Регулятивные: учатся корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Познавательные: развивают умение анализировать, сравнивать объекты.
Коммуникативные: создают условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками.
-Что вы узнали сегодня нового? Какие задания были интересны?
— Спасибо вам за урок.
Учащиеся проводят оценку своей деятельности.
Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические выступления.
10. Домашнее задание
Учитель поясняет задание: 1. Выучить параграф 18. 2. Выполнить упражнение 113 или подобрать из учебника литературы 10 предложений с действительными причастиями настоящего времени.
Осуществляют запись задания.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по русскому языку на тему «Единственное и множественное число имён существительных»
Контрольная работа «Лексика. Культура речи» 5 кл
Конспект урока русского языка 2 класс «Единственное и множественное число имён существительных»
Технологическая карта урока русского языка на тему «Краткие и полные страдательные причастия» (7 класс)
Роль причастий в художественном тексте
Рабочая программа «Русский язык. 7 класс»
Рабочая программа «Русский язык. 9 класс»
Рабочая программа «Русский язык. 8 класс»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5179091 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Москве открылся Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования»
Время чтения: 4 минуты
Понятие «образовательные услуги» будет исключено из закона об образовании
Время чтения: 1 минута
В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19
Время чтения: 1 минута
Российские студенты стали чемпионами мира по программированию
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/prichastie/suffiksy-prichastiy.html
http://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-russkogo-yazyka-na-temu-dejstvitelnye-prichastiya-nastoyashego-vremeni-glasnye-v-suffiksah-dejstvi-5357306.html