Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени 7 класс конспект урока

Конспект урока по русскому языку в 7 классе «Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастии настоящего времени
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
deyst._prich._nast.vr_.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

урока русского языка

Тема урока: Действительные причастия настоящего времени.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Автор: Левина Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Тема урока: Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока : урок-исследование

Цель : создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по изучению способа образования действительных причастий настоящего времени и правописания гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени

— закрепить полученные знания на практике , повторить правописание окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, освоить алгоритм образования действительных причастий настоящего времени, сформировать умение правильно писать суффиксы действительных причастий настоящего времени.

— совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде, уметь отличать причастие от других частей речи по суффиксам, развивать устную и письменную речь, логическое мышление; способствовать развитию навыков самостоятельной работы; сформировать умение использовать в своей речи причастия.

— воспитывать языковую и речевую культуру на основе правильного употребления причастий в речи, воспитывать патриотизм, уважение к богатству русского языка;

— воспитывать в учениках уверенность в своих силах, повышать чувство личной ответственности за результат учебы.

Планируемые результаты обучения:

— знать, как образуются действительные причастия настоящего времени, научить выбирать суффикс для образования причастий, уметь заменять в предложении глаголы причастиями

— уметь находить причастия, определять их грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;

— выделять причастный оборот, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;

— уметь формулировать цель деятельности;

— планировать последовательность действий;

— осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

— строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

— владеть всеми видами речевой деятельности;

— формировать ответственное отношение к учению с учетом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду;

— формировать умение общаться, культуру внутренних нравственных отношений .

Оборудование урока: Компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал, учебник.

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по УМК Т.А. Ладыженской на тему «Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени»

Тема урока: Действительные причастия настоящего времени.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Цель урока: Узнать, какие гласные пишутся в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Изучить орфограмму в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Сформулировать правило написания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 7 классе по УМК Т.А. Ладыженской на тему «Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени»»

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по УМК Т.А. Ладыженской на тему «Действительные причастия настоящего времени.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени»

Разработал учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 7 классе.

Тема урока: Действительные причастия настоящего времени.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Цель урока: Узнать, какие гласные пишутся в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Изучить орфограмму в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Сформулировать правило написания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Планируемые образовательные результаты: Предметные: знать условия выбора гласных у(ю) и а(я) в суффиксах действительных причастий настоящего времени, уметь правильно выбирать и писать гласны у(ю) и а(я) в действительных причастиях настоящего времени, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, владение устной и письменной речью, умение оценивать собственные возможности решения учебной задачи/

Личностные: уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому, самосовершенствованию.

— Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с частью речи, кто мне подскажет с какой? Это …(причастие). Давайте откроем тетрадь и запишем дату.

2. Актуализация знаний

1) Что такое причастие? ( — самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечат на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?)

2) Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? (имя прилагательное и глагол)

3) Какие глагольные признаки есть у причастия? (вид и время настоящее и прошедшее)

4) Какие признаки прилагательного есть у причастия? (число, род и падеж)

5) Какие причастия называются действительными? ( обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета)

6) Какие причастия называются страдательными? (обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета)

7) Какую имеют форму страдательные причастия? (полную и краткую)

3. Синтаксическая пятиминутка.

— На доске написано предложение: Лента реки видне..щаяся вдали причудливо изгибалась и убегала за горизонт. Расставьте и объясните знаки препинания.

— Ребята, почему у нас возникли трудности с правописанием причастия? (Не знаем, какую гласную писать в суффиксе).

— Давайте сформулируем тему урока: « Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени»

4. Подготовительный этап.

— Откройте страницу 47 в учебнике, перед вами таблица рассмотрим ее и ответим на вопросы:

1.Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов (Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого? ‘/что? ‘, писать статью, вязать свитер, петь песню., Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем? ) спортом, разбираться (в чём? ) в музыке, отказаться (от чего? ) от помощи.)

2.От основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несов. вида.

3.При помощи суффиксов ущ, ющ от глаголов I спр. И ащ,ящ от глаголов II спр.

5. Постановка проблемного вопроса

Какую букву надо писать в суффиксах действительных причастиях настоящего времени?

— От чего зависит выбор гласной в суффиксе? Какие есть предположения? (Суффикс причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано:1-е спряжение –УЩ-/-ЮЩ-, 2-е спряжение –АЩ-/-ЯЩ-).

— Сформулируйте правило (В действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 1-го спряжения , пишутся суффиксы -УЩ- / -ЮЩ- , от глаголов 2 –го спряжения -АЩ- / -ЯЩ-).

Теперь запишем наши наблюдения в виде алгоритма:

Определяем, какого спряжения глагол, от которого образуется причастие

Если глагол 1 спряжения, то пишем Если глагол 2 спряжения, то пишем

— Давайте проверим верность наших наблюдений и сравним вывод с учебником стр. 48 (Все верно).

6. Закрепление материала. Упражнение 107 с. 48

В низко (низок) стелющемся тумане ( 2 скл. Пр. п.), при колышущемся (колыхать 1 спр.) пламени (разноскл. Род.п.) свечи, слегла (легок) прихрамывающей (прихрамывать 1 спр.) походкой (ходить), покачивающимися (покачиваться 1 спр. ) движениями (движется), с открыто улыбающимся (улыбаться 1 спр.) лицом, одевающаяся (одеваться 1 спр.) по моде девушка, аккуратно (слов) бреющийся (бриться 1 спр.) юноша, любящим (любить 2 спр.) взглядом, постоянно хмурящий (хмуриться 2 спр.) брови мальчик, клеящая (клеить 2 спр.) коробочку девочка.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

— Что мы сегодня повторили? Что узнали нового?

8. Домашнее задание: стр. 48 выучить правило, упр.109 с. 49

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени» (7 класс)

Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Познакомить учащихся с условиями выбора гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени;

Создать условия для развития у обучающихся орфографической зоркости, мышления (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание), умения работать с текстом, применять полученные знания на практике;

Сформировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я хочу начать с пословицы:

« Дорогу осилит идущий».

Как вы понимаете это выражение?

Сегодня вы продолжите путь по дороге знаний. И если вы будете стараться, будете активны, то с легкостью справитесь с любой задачей.

На слайде изображен человек, звонящий по телефону.

Посмотрите на рисунок. Какое действие совершает человек?

Образуйте глаголы в форме настоящего времени, 2 лица, единственного числа и 3 лица, единственного числа, действительное причастие настоящего времени.

Звонить, звонишь, звонящий.

Учащиеся работают устно, на слайде появляются слова, ученики записывают их в тетрадь, учитель акцентирует внимание на правильном произношении данных слов.

Как образуются действительные причастия настоящего времени?

Образуйте действительные причастия с помощью суффиксов – УЩ-/ -ЮЩ- , АЩ-/-ЯЩ-

На доске записаны слова в два столбика, необходимо их переписать .

Ученики работают самостоятельно, затем проверяем.

Обратите внимание на суффиксы причастий. Все ли одинаково написали гласные в суффиксах? Почему появились разные варианты написания суффиксов?

Учащиеся делают вывод, что в суффиксах действительных причастий настоящего времени есть орфограмма.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.

Формулируют тему, записывают в тетрадь. Формулируют цели урока.

3. Первичное усвоение новых знаний.

— Причастия на доске помогут вам открыть правило. Прочитайте их внимательно.

— Какую закономерность вы увидели?

-В причастиях 1-го столбика суффиксы -УЩ-/-ЮЩ- , 2 столбика -АЩ-/ -ЯЩ-.

Какие есть гипотезы? От чего зависит выбор гласной в суффиксе? (предлагают свои варианты)

— Суффикс причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано:1-е спряжение –УЩ-/-ЮЩ-, 2-е спряжение –АЩ-/-ЯЩ

— Как проверить эту гипотезу?

— Определить спряжение глаголов, от которых образованы причастия каждого столбика.

Определяем, записываем спряжение в скобочках рядом с причастием.

Что у вас получилось?

В 1-м столбике причастия образованы от глаголов 1-го спряжения, во 2-м- от глаголов 2-го спряжения.

В действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 1-го спряжения, пишутся суффиксы -УЩ- / -ЮЩ- , от глаголов 2 –го спряжения -АЩ- / -ЯЩ-.

Давайте проверим верность наших наблюдений и сравним вывод с учебником.

Правило в учебнике читает один ученик.

4. Первичная проверка понимания.

А теперь мы должны закрепит наши знания на практике.

На слайде записаны словосочетания с причастиями, в которых пропущены буквы. Ученикам предлагается самостоятельно сформулировать задание.

*Записать словосочетания, вставить пропущенные буквы, графически объяснить орфограммы.

У доски работает один ученик, объясняя и подчеркивая орфограммы.

Красящий забор, выращивающий цветы, пилящий дрова, моющий посуду.

5. Первичное закрепление.

Работа с текстом (развитие речи):

Докажите, что это текст.

Назовите тему текста.

Как можно его озаглавить?

Заметили ли вы что с текстом что-то не так? В тексте есть причастия, в которых допущены ошибки, выпишите эти причастия вместе с определяемым словом и исправьте ошибки, орфограмму объясните.

Целую ночь помощники повара трудились не покладая рук. На кухонном столе лежали калачи, плюшки и ватрушки, гулко гудела поминутно р азгорающаяся печка, из трубы валил белеющий в темноте ночи дым.

Кондитер в сияющем белизной колпаке отправлял в жерло раскаленной печи изделия из теста, а младший поварёнок доставал пышущие жаром румяные пирожки.

Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по образцу.

Свою работу оцените.

Вы познакомились с правописанием суффиксов действительных причастий настоящего времени. Давайте проверим, как вы усвоили новый материал.

Деференцированная работа по карточкам

Задания первого уровня сложности

Вставить пропущенные буквы, графически объяснить орфограммы.

Тяжело дыш. щий человек, бор. щийся с ленью,

завис. щие от него обстоятельства, сража. щиеся

воины, хлопоч. щая у плиты хозяйка.

Задания второго уровня сложности

Образовать от глаголов в скобках причастия настоящего времени, орфограмму в суффиксах объяснить.

Бледная и (скучать) гражданка в белых носочках и белом же беретике с хвостиком сидела на венском стуле у входа на веранду с угла.

Никита молча вылез из саней и, придерживая свой халат, то (липнуть) к нему по ветру, то (отворачиваться) и (слезать) с него, пошел лазить по снегу; пошел в одну сторону, пошел в другую.

Задания третьего уровня сложности

Составить текст на тему «Школьный субботник». Обязательное условие: в тексте должны быть действительные причастия настоящего времени. Текст должен быть не больше 6-ти предложений.

Ученики самостоятельно выполняют задания, затем сверяют свою работу с образцом на доске, оценивают свою работу.

Учащимся предлагается выбрать пословицу, которая отражает настроение, впечатления от урока, эмоциональное состояние, озвучить ее и объяснить, почему выбрали именно эту.

Дорогу осилит идущий.

Сильный победит одного, знающий — тысячу.

У человека, не желающего работать, много поводов.
Сила, не знающая цели, -мать лени.


источники:

http://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-p-3.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-glasnih-v-suffiksah-deystvitelnih-prichastiy-nastoyaschego-vremeni-klass-1710327.html