Гласные в суффиксах ек и ик имен существительных конспект урока 6 класс

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Конспект урока разработан с применением ИКТ, тип урока: урок ознаокмления с новым материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
glasnye_v_suffiksah_sushchestvitelnyh_-ek-_i_-_ik-.docx20.84 КБ
glasnye_v_suffiksah_sushchestvitelnyh_ek_i_ik_-_kopiya.pdf1021.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе.

Тема урока: «Гласные в суффиксах существительных – ЕК – и – ИК –».

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом с использованием ИКТ.

— обучающие: формирование понятия об условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек – и – ик – ; понятия о закономерностях чередования гласных с нулём звука;

— развивающие: развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, образного мышления;

— воспитательные: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

— дидактические: создать условия для самостоятельного выделения и формулирования учащимися познавательной цели урока, осознанного построения речевого высказывания в устной форме, структурирования знаний;

— учебные: создать условия для усвоения учащимися условий выбора гласных в суффиксах существительных –ек– и – ик –.

Оборудование: карточки для групповой и индивидуальной работы, презентация.

  1. Организационный момент. (слайд № 1)

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с суффиксами, при помощи которых образуются имена существительные. Эти суффиксы можно назвать близнецами, но на письме они отличаются одной буквой. Пока их имена остаются для нас загадкой, я предлагаю вам вспомнить то, что вам уже известно об имени существительном.

  1. Актуализация знаний. (слайды № 2 и 3)

— Чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете тему: «Имя существительное», предлагаю вам игру «Верно-неверно».

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.
  2. Имя существительное отвечает на вопросы кто?, что?
  3. Имена существительные изменяются по родам.
  4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам.
  5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на – мя и существительное «путь».
  6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму, а склоняемые 6 форм.
  7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.
  8. НЕ с существительными пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.
  9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с НЕ слитно.
  10. Буква Ч в суффиксе – чик –(-щик-) со значением лица пишется после букв Д-Т, З-С, Ж.

(Учащиеся по очереди выходят к компьютеру и оценивают правильность высказывания)

-Молодцы. Вы успешно справились с работой. А теперь вспомним несколько понятий, необходимых вам для знакомства с новыми суффиксами.

Вопросы фронтального опроса: (слайд №4)

  1. Что такое суффикс?
  2. Как вы понимаете словосочетание «значимая часть слова»?
  3. Какое значение имеют суффиксы существительного– чик – и

-На дом вам было дано задание, один из учащихся выполняя это задание допустил немало ошибок. Я предлагаю вам, помочь этому ученику выполнить работу над ошибками. Посмотрите внимательно на его домашнюю работу. Какие ошибки допустил ученик? Давайте их исправим и объясним правильное написание.

(Учащиеся работают с триггерами.)

  1. Мотивационный этап. (слайд № 6)

— Хорошо, ребята. Видно, что вы домашнее задание к сегодняшнему уроку выучили. А значит сможете помочь еще одному горе-ученику, Виктору Перестукину. Он из-за своей нерадивости очутился в стране невыученных уроков. Посмотрите, что с ним приключилось.

(Просмотр фрагмента из мультфильма «В стране невыученных уроков»)

— Поможем Вите выбраться из страны невыученных уроков?

— На какой вопрос не смог ответить Витя?

(слайд №7: выводятся слова «ЗАМОЧ?К» и «КЛЮЧ?К»)

— Какова же цель нашего урока?

— Сформулируйте тему сегодняшнего урока и запишите её в свои рабочие тетради.

  1. Изучение нового материала. (слайд №9)

— Ответить на вопрос, с которым не справился Витя, нам поможет лингвистическая сказка. Предлагаю вам поработать со сказкой в группах.

(Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает карточку со сказкой и заданием.)

Жили-были два брата – уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.

Суффикс –ЕК – всего боялся, особенно изменения по падежам. Как страус при виде опасности прячет в голову песок, и её не видно на поверхности, так и суффикс – ЕК – при склонении слова всегда прятал гласную Е, оставляя работать в косвенных падежах букву К:

замоч ЕК , замоч К а, замоч К у, замоч К ом, о замоч К е.

Слабая , пугливая, неустойчивая, полукругленькая буква Е всё время выкатывалась из слова, стоило ей выйти из-под защиты Именительного падежа.

Суффикс – ИК – имел твёрдый характер. Стойкая, смелая буква И в нём крепко стояла на двух ногах и никого не боялась. Никто и ничто не мог её сдвинуть с места. Поэтому, как слово ни изменяют, суффикс – ИК – крепко сидит в нём и постоянно икает:

ключ ИК , ключ ИК а, ключ ИК у, ключ ИК ом, о ключ ИК е.

Вот такие они разные уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.

(по материалам газеты»Русский язык»)

1 группа. Что нужно сделать, чтобы определить, какой суффикс следует писать в сове?

2 группа. Почему суффикс – ЕК – в этой сказке сравнивается со страусом?

3 группа. Как в науке о языке называется фонетическое явление, которое постоянно происходит с суффиксом – ЕК – ?

4 группа. Почему суффикс – ИК – имеет твёрдый характер?

— Работа в группах завершена. К каким же выводам вы пришли, познакомившись с лингвистической сказкой?

(Учащиеся озвучивают ответы на вопросы)

— А теперь составьте правило написания гласных в суффиксах существительных –ЕК и – ИК – .

(Учащиеся озвучивают варианты правила)

— Проверим выводы, сделанные вами. Откройте учебник и прочитайте правило.

— Как вы считаете, мы сумели помочь Вите? (слайд № 10)

(Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»)

  1. Первичное осмысление и закрепление.

— Жители страны невыученных уроков оставили для Вити ещё несколько заданий. Без нас ему не справиться. Итак, вот первое задание.

Задание. От данных имён существительных образуйте форму Р.п. ед.ч. и проверьте, какую гласную Е или И следует писать в суффиксе на месте пропуска.

— Скажите, ребята, какое значение имеют суффиксы – ЕК – и – ИК –?

Задание. Назовите животных, изображённых на картинках, используя суффиксы – ЧИК –, — ЕК – , – ИК –, и заполните таблицу. Некоторых животных можно назвать по-разному.

-Сравните свою таблицу с образцом. (слайд № 13)

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Суффиксы -ек/-ик;

2. Беглая гласная;

3. Правописание других суффиксов имени существительного.

Беглая гласная – гласные, которые чередуются с нулём звука.

Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 156.

1. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Оникс 21 век, Мир и Образование, 2016 г. – с. 41, п.1.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Для разбора правила «Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик» обратимся к словообразованию возьмём несколько слов: цветок, билет, календарь, дождь, кружок. Используя уменьшительно-ласкательный суффикс, образуйте новые слова.

Цветок → цветоч..к, билет → билет..к, календарь → календар..к, дождь → дожд..к, кружок → кружоч..к. Во всех словах расставим ударения: цветоч..к, билет..к, календар..к, дожд..к, кружоч..к. Оказалось, что все суффиксы находятся в безударном положении. Это говорит о том, что для правописания суффикса есть какое-то правило. Возьмём первые два слова и просклоняем их.

Какую закономерность мы заметили? С чем она может быть связана?

Во-первых, слово цветоч..к в косвенных падежах (не именительный) теряет гласную, в правописании которой мы не уверены. Такие гласные называются беглыми. Их мы изучали в 5 классе. Это гласные е и о, которые могут чередоваться с нулём звука. Какой вывод мы можем сделать, учитывая эти данные? На месте пропуска в таких словах пишется Е или О.

Правило будет звучать так: если в косвенном падеже гласная исчезает, то там Е, а если звучит, то И. Проверим на практике, а потом по словарю.

Календар..к – календар..ка, дожд..к – дожд..ка, кружоч..к – кружочка. Только в последнем случае пропала гласная, значит, в нём в И.п. суффикс -ек: кружочек. Во всех остальных -ик: календарик, дождик.

Разберём ещё несколько слов: человеч..к – нет человечка (беглая гласная), пишем через Е: человечек. Фонар..к – нет фонарика, суффикс сохранился, пишем через И. Птенч..к – нет птенчика, суффикс сохранился, пишем через И.

Для закрепления результата составим графический алгоритм для правила.

Найдите слово, от которого образовалось. Искомое место – это суффикс?

Открытый урок по теме «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик» 6 класс

Выбранный для просмотра документ конспект ЕК и ИК.docx

Урок русского языка в 6 классе (40 минут)

«Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик».

Цели и задачи урока:

Познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных -ек- и –ик;

Учиться правильно писать гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик;

Различать суффиксы -чик, -щик, -ик, -ек.

Развивать мыслительную и речевую деятельность обучающихся, умения сравнивать и анализировать.

воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи;

совершенствование навыков межличностного общения.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и формы обучения: Поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная.

фрагмент мультфильма Виктора Перестукина «В стране невыученных уроков»;

учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова;

записи на доске.

Цель: включение учащихся в деятельность.

Обучающиеся записывают число, классную работу, оставляя место для записи темы урока.

Актуализация знаний по теме «Существительное».

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

1.Фронтальный опрос по теме «Имя существительное».

Учащимся нужно выписать в тетрадь варианты правильных ответов.

Задание: Укажите верные рассуждения. (слайд № 2-5)

1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.

2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

3. Имена существительные изменяются по родам.

4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам.

5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь.

6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые — 6 форм.

7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.

8. Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.

9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.

10. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж.

Анализ ошибок. Выявляется уровень знаний.

2.Закрепление знаний по теме «Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК и ЩИК».

Как мы называем участника спортивных гонок? (гонщик)

Солдат, служащий в ракетных войсках. (ракетчик)

Ученик, прогуливающий урок. (прогульщик)

Человек, занимающийся переводами. (переводчик)

Специалист по бетонным работам. (бетонщик)

Проверка написания слов. (слайд № 6)

Проблемное объяснение нового материала.

Цель: обсуждение затруднений; проговаривание задачи урока.

Правописание некоторых суффиксов подчиняется определенным правилам. Подчиняются правилу правописание суффиксов –чик- и –щик-. Это мы уже доказали на предыдущем этапе урока. Сегодня нам предстоит познакомиться еще с одним из таких правил.

Как вы думаете, с какой морфемой имени существительного мы будем сегодня работать на уроке? (слайд 7)

Давайте попробуем правильно написать суффиксы в словах КЛЮЧИК и ЗАМОЧЕК.

Какие возникли трудности? Давайте сформулируем тему урока. Какие цели нашего урока?

Давайте посмотрим фрагмент из мультфильма «В стране невыученных уроков», где известный двоечник Виктор Перестукин решает задачку, какую гласную нужно писать в суффиксах существительных –Е или -И в словах КЛЮЧИК и ЗАМОЧЕК, и попробуем сформулировать правило. (слайд 8)

Учащиеся после просмотра мультфильма формулируют правило «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик». Запись вывода и обозначения орфограммы в тетради. (слайд № 9)

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного плана.

Вставьте пропущенные буквы, объясняя их написание. (слайд № 10)

Зонтик, сыночек, глоточек, домик, столик, кусочек, комочек. (слайд 11)

Включение изученного в систему знаний.

Цель: организовать деятельность по применению новых знаний.

Спишите слова в два столбика, вставляя пропущенные буквы. (слайд № 12-13)

Сыноч Е к, подароч Е к, мяч И к, самолёт И к, звоноч Е к, дружоч Е к, ключ И к, карандаш И к, ореш Е к, пузырёч Е к, кирпич И к, василёч Е к, огонёч Е к, кусоч Е к, ларч И к, ситч И к, огурч И к.

Фотодиктант с взаимопроверкой. (слайд № 14 — 25)

— Назовите животных, изображенных на фотографиях, ласково, используя суффиксы.

— Какие суффиксы будите использовать? Каких животных можно назвать по-разному?

Вставьте пропущенные буквы

Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к.

Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов.

Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч….к.

В пр…роде ещё много тайн, секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности каждого ученика и всего класса. (слайд № 23)

Для меня на уроке самым трудным было…

Для меня на уроке самым интересным было…

Из урока я узнал(а) новое…

На уроке мне понравилось…

Индивидуальные задания: кроссворды, ребусы, загадки-презентации по теме «Суффиксы имен существительных».

Выбранный для просмотра документ презентация ЕК и ИК.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Суффиксы –ЕК и –ИК в именах существительных

Укажите верные рассуждения 1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета. 2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? 3. Имена существительные изменяются по родам. 4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам. 5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь.

Укажите верные рассуждения 1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета. 2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? 3. Имена существительные изменяются по родам 4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам. 5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь.

Укажите верные рассуждения 6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые — 6 форм. 7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду. 8. Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А. 9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно. 10. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж

Укажите верные рассуждения 6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые — 6 форм. 7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду. 8. Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А. 9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно. 10. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж.

Творческий диктант Гонщик Ракетчик Бетонщик Переводчик Прогульщик

Наблюдаем! КЛЮЧ. К ЗАМОЧ. К

Правописание суффиксов существительных -ЕК/-ИК ЕСЛИ при склонении слова гласная буква ВЫПАДАЕТ НЕ ВЫПАДАЕТ замочЕК – замочКа сыночЕК — сыночКа ключИК – ключИКа шалашИК — шалашИКа

зонт. к, сыноч..к, глоточ..к, дом. к, стол. к, кусоч. к, комоч. к

зонт. к сыноч..к глоточ..к дом. к стол. к кусоч. к комоч. к зонтик глоточка домика столика кусочка комочка сыночек глоточек домик столик кусочек комочек е е е е Р.п. (кого? чего?)

Вставьте пропущенные буквы: Сыноч…к, подароч…к, мяч..к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, кусоч…к, ларч…к, ситч…к, огурч..к.

Проверь себя: СыночЕк, подарочЕк, мячИк, самолётИк, звоночЕк, дружочЕк, ключИк, карандашИк, орешЕк, пузырёчЕк, кирпичИк, василёчЕк, огонёчЕк, кусочЕк, ларчИк, ситчИк, огурчИк.

Фотодиктант -чик -ик -ек

Проверь себя -чик -ик -ек жирафчик бегемотик львёночек попугайчик котик тигрёночек пингвинчик зайчик котёночек крокодильчик слоник зайчоночек слонёночек

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания: Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч….к. В пр…роде ещё много тайн, секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.

Подведём итог! Как определить, с помощью какого суффикса образовано имя существительное? Какое значение придают существительным суффиксы – чик, -щик, -ек, -ик? От чего зависит выбор гласных Е и И в суффиксах –ек и –ик?

Домашнее задание Индивидуальные задания: кроссворды, ребусы, загадки-презентации по теме «Суффиксы имен существительных».

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Ишбулатова Ирина (Ислямия) Андреевна (Анваровна)Написать 7796 13.10.2017

Номер материала: ДБ-752521

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    13.10.2017 6696
    12.10.2017 2009
    12.10.2017 768
    12.10.2017 323
    12.10.2017 751
    12.10.2017 1819
    12.10.2017 310
    11.10.2017 502

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Решение по формату сдачи ЕГЭ в 2022 году будет принято в ближайшее время

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Стартовал Всероссийский конкурс «Лучшая столовая школы»

Время чтения: 1 минута

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Путин призвал наполнить аграрное образование современным содержанием

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/6971/conspect/

http://infourok.ru/otkritiy-urok-po-teme-glasnie-v-suffiksah-suschestvitelnih-ek-i-ik-klass-2174469.html