Гласные в суффиксах глагола 6 класс

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Правописание гласных в суффиксах глаголов

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Работа над особенностями произношения глаголов с суффиксами -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-).

2. Правописания глаголов с суффиксами -ова- (ева-) и -ыва- (-ива-).

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие.

1. Баранов М. Т. Русский язык. 6 класс, Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 // Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2014. – 191 с.

1. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку.6 класс. – М.: ВАКО, 2017. – 416 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Сайт «Культура русской речи» www.gramma.ru

https://methodological_terms.academic.ru/ (Дата обращения 19.06.2019)

2. Информационно-образовательный портал Грамота.ру

http://slovari.gramota.ru (Дата обращения 19.06.2019)

3. Сайт Словари.ру

http://slovari.ru (Дата обращения 19.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие.

Научиться грамотно писать глаголы – задача не из лёгких. Давайте приступим!

Для того чтобы запомнить данное правило правописания гласных в глагольных суффиксах, составим алгоритм.

Перед нами глаголы горевать, докладывать. Что же нужно знать, чтобы правильно написать гласную в суффиксе?

Алгоритм правописания гласных в глагольных суффиксах

Поставить глагол в форму настоящего или будущего времени 1-го лица единственного числа. Посмотреть, на окончание глагола. Если в настоящем или в будущем времени глагол оканчивается на -ываю(-иваю), то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется -ыва- (-ива-): раздумываю – раздумывать – раздумывал.

Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на -ую(-юю), то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется -ова-(-ева-): рисую – рисовать – рисовал.

Выделим суффиксы в глаголе узнавал. Подумайте, а есть ли в этом глаголе изученные нами суффиксы? Нет!

Какие же суффиксы мы сможем выделить? (-ва, -л)

Глаголы с суффиксами -ова-, -ева-, -ыва-, -ива- необходимо отличать от глаголов с ударным суффиксом -ва-, которые данному правилу не подчиняются; перед суффиксом -ва- сохраняется та же гласная, что и в начальной форме: запить – запивать, напеть – напевать.

Таким образом, суффикс -ва- сочетается с предшествующими корневыми гласными а, е или и. Для проверки буквы в корне надо опустить суффикс -ва-: успевать – успеть; переставать – перестать.

Необходимо запомнить исключения:

застрять – застревать, застреваю;

затмить – затмевать, затмеваю;

продлить – продлевать, продлеваю.

Обратите внимание на то, что суффикс -ва- всегда ударный, а суффикс -ива(-ыва-) всегда безударный.

От безударных гласных в суффиксах -ыва-, -ова-, -ива- и -ева- надо отличать гласные в корне перед суффиксом -ва-, которые проверяются по правилам правописания безударных гласных в корне слова: запевать песню (петь), запивать водой (пить).

Запомните, что с помощью суффикса -ва- образуется несовершенный вид глаголов от глаголов совершенного вида.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Проанализируйте данные глаголы и подчеркните «третий лишний».

Использ..вать, жал..ваться, развеш..вать

Забол..вать, ноч..вать, доклад..вать.

Команд..вать, совет..вать, заигр..вать

Танц..вать, расспраш..вать, обмен..вать.

Использ..вать, жал..ваться, развеш..вать

Забол..вать, ноч..вать, доклад..вать.

Команд..вать, совет..вать, заигр..вать

Танц..вать, расспраш..вать, обмен..вать.

Выберите глагол, который имеет суффикс -ыва-.

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание гласных в суффиксах глаголов» (6 класс)

Предмет русский язык.

Учитель Суворова Людмила Владимировна МБОУ СОШ № 43

Учебник Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. М., «Просвещение», 2012. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Н.В. Ладыженская, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба

Тема урока . Правописание гласных в суффиксах

Тип урока Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: организация индивидуальной работы учащихся для открытия нового материала.

Образовательная цель: повторить сведения о глаголе и его грамматических признаках; познакомить с правописанием суффиксов ова/ева – ива/ыва; закрепить навыки правописания личных окончаний глагола.

Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся суффиксы ова/ева – ива/ыва в глагольных формах (инфинитив и 1 лицо, ед. ч.): смогут на практике применять теоретические знания.

положительное отношение к уроку, понимание необходимости знаний:

следование в поведении моральным и этическим требованиям:

бережное отношение к слову

понимать и выполнять планируемые действия:

проговаривать вслух последовательность производимых действий

понимать, обобщать информацию и применять имеющийся запас знаний;

извлекать нужную информацию

развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

сохранять и развивать умение сотрудничать в группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать;

способствовать развитию речи и логики мышления

Используемое оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями

Организация урока – 1 -2 мин.

Проверка домашнего задания – 5 – 7 мин.

Переход к новой теме – 1 мин.

Объяснение нового материала – 7 — 10 мин.

Физкультминутка 1-2 мин.

Закрепление материал – 20 мин.

Задание на дом – 2-3 мин.

I . Организационный момент. Подготовить все необходимое к уроку.

Записать число, классная работа.

Начнем наш урок с терминологического диктанта.

1. Как называется форма глагола, которая не имеет непостоянных признаков (наклонения, времени, лица, числа, рода)?

2. Как называется наклонение глагола, которое обозначает реальное действие (изменяется по временам)?

3. Как называется наклонение, которое обозначает действие по приказу или просьбе?

4. Как называется наклонение, которое обозначает действие желаемое или возможное?

5. В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на ИТЕ?

6. В каком наклонении глаголы могут оканчиваться на ИТЕ или ЕТЕ?

7. Как определяется спряжение глаголов с ударным личным окончанием?

8. Какая форма глагола помогает определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

9. Как называются глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица?

— Ребята, проверим этот диктант.

1. Неопределенная форма

2. Изъявительное наклонение

3. Повелительное наклонение

4. Условное наклонение

5. Повелительное наклонение

6. Изъявительное наклонение

7. По личному окончанию

8. Неопределенная форма

9. Безличные глаголы

III . Проверка д/з

– Проверим домашнее задание, упражнение № 575

– Назовите глаголы повелительного наклонения?

– Назовите безличные глаголы?

– В какой форме он употреблен?

(В изъявительном наклонении, 3 л., ед.ч.)

– А у кого еще есть безличные глаголы?

– В какой форме стоит этот глагол? Почему вы отнесли его к безличным глаголам? (Ты возвратишься; он возвратится)

(Это личный глагол в безличном значении, нет подлежащего и нельзя подставить)

IV . Работа с текстом.

Забота о птицах

Сережа любовался зимой воробьями и очень жалел их. Он смастерил для них кормушку, в морозные дни часто сыпал в нее хлебные крошки и зерно. Ведь сытой птице холод переносить легче.

Однажды зимняя стужа загнала сюда синичку. Она стала охотно посещать Сережину столовую. Синицы любят сало. Сережа доставал кусочки и подвешивал их на ниточке.

Синичка оказалась очень умной. Она мигом догадывалась , что это угощение для нее. Это лакомство пришлось ей по вкусу.

Однажды Сережа проспал. Синичка попрыгала с воробьями по пустой кормушке и стала клювом постукивать по стеклу окна.

С тех пор синичка каждое утро будила Сережу. 4

– О чем это текст? Какова тема текста?

( Текст о том, что птиц зимой надо беречь, заботиться о них, им трудно находит пищу под снегом)

– Как мы можем озаглавить этот текст?

( А у автора он называется «Забота о птицах»)

– Каков тип этого текста?

(Это повествование, потому что происходит развитие действия, и мы можем задать вопрос: Что будет дальше?)

– А какая часть речи помогает развивать действие?

V . Объяснение нового материала. Постановка проблемы по орфографии суффиксов глагола ова/ева – ива/ыва

– Обратимся к тексту и выпишем выделенные глаголы, поставив их в неопределенную форму и выделим суффиксы

ЛЮБ ОВА ЛСЯ — ЛЮБ ОВА ТЬСЯ

ПОДВЕШ ИВА Л — ПОДВЕШ ИВА ТЬ

ДОГАД ЫВА ЛАСЬ — ДОГАД ЫВА ТЬСЯ

ПОСТУК ИВА Л — ПОСТУК ИВА ТЬ

– Подумайте, от чего зависит выбор суффиксов в глаголах.

(Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную букву. Целью нашего урока является- познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами)

– Поставьте глаголы в 1 л. ед.числа? (Какое местоимение нам поможет?)

– Как ведут себя суффиксы глагола, когда мы изменяем глагол по лицам?

(Суффикс ОВА изменился на УЮ, а суффиксы ИВА и ЫВА – не изменились).

– Какой вывод можно сделать о правописании этих суффиксов?

(Суффикс ОВА пишется в глаголах, если в 1 л. ед.ч. изменяется на УЮ; а

ИВА, ЫВА, если в 1 л. ед.ч., суффикс сохраняется)

Чтение параграфа 98

– Что нового мы узнали из параграфа?

( Суффикс ЕВА так же, как и ОВА изменяется, если поставить в 1 л. ед.ч.)

– Запишем алгоритм в справочник

Алгоритм правописание суффиксов

1. Ставлю глагол в форму наст/будущ. вр. 1 го лица, ед.ч.

2. Смотрю, на что оканчивается глагол

— УЮ, — ЮЮ — ЫВАЮ, — ИВАЮ

— ОВА/ — ЕВА — ИВА/ -ЫВА

Руки кверху подними,

А потом их опусти,

А теперь их разверни,

И к себе скорей прижми,

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Вновь за парту ты садись,

С увлечением учись!

VII . Закрепление материала.

1) Поставить глаголы в н.ф., выделить орфограмму.

2) выполнить упражнение № 580 по заданию учебника.

3) Заменить словосочетания одним словом (глаголом) с выделением суффикса.

Дал совет (посоветовал ), проводил беседу (беседовал), проводить расследование (расследовал) , подводить итог (подытоживал), производить расчет (рассчитывал).

4) – Ребята, найдите в тексте предложение для синтаксического разбора и сделайте его.

С. Г. С. сз. Г. М. пр. С.

Серёжа доставал кусочки и подвешивал их на ниточке.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми).

5) Самостоятельная работа

1. -ЫВА- Оправд…вать — атак…вать

2 –ОВА- Воспит..вать – торжеств..вать

3. –ОВА- Лакир…вать – испыт..вать

4. -ОВА- Доклад..вать – исслед..вать

5 .-ОВА- Запис…вать – чувств..вать

6. -ОВА- Негод…вать – откус..вать

7 .-ЫВА- Действ…вать – образов…вать

– Разберём по составу глагол доставал

– Есть ли в этом слове изученные нами суффиксы? (Нет)

– Какие суффиксы вы выделили? (- Л, — ВА)

Это тема нашего следующего урока: отличие суффикса – ВА от суффикса – ОВА (- ЕВА).

Примечание . Глаголы с суффиксами -ова-, -ева-, -ыва-, -ива- необхо­димо отличать от глаголов с ударным суффиксом -ва- которые данному правилу не подчиняются; перед суффиксом -ва- сохраняется та же глас­ная, что и в начальной форме: зап и ть — зап и вать, нап е ть — нап е вать.

Исключения : застрять — застревать, застреваю, затмить — затмевать, затмеваю, продлить — продлевать, продлеваю.

2. Написать мини-сочинение «Что я узнал о суффиксах глагола»

Сочинение можно написать в художественном стиле в форме сказки

(как встретились суффиксы, заспорили, кто важнее) или в научном стиле (это формулировка правила и примера).

3. Можно выполнить упражнение № 583 по заданию учебника, это тем, кто не будет писать сочинение.

IX . Итоги урока

Используя данные глаголы ( образовывали, тренировались, использовали, доказывали, пробовали), составьте простое предложение с однородными сказуемыми.

(Сегодня на уроке русского языка мы образовЫВАли новые слова, тренирОВАлись в написании суффиксов глаголов, использОВАли алгоритм, доказЫВАли выбор гласной в суффиксе и пробОВАли свои силы в самостоятельной работе).

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Тип урока Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель : организация индивидуальной работы учащихся для открытия нового материала.

Образовательная цель : повторить сведения о глаголе и его грамматических признаках; познакомить с правописанием суффиксов ова/ева – ива/ыва; закрепить навыки правописания личных окончаний глагола.

Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся суффиксы ова/ева – ива/ыва в глагольных формах (инфинитив и 1 лицо, ед. ч.): смогут на практике применять теоретические знания.

· положительное отношение к уроку, понимание необходимости знаний:

· следование в поведении моральным и этическим требованиям:

· бережное отношение к слову

· понимать и выполнять планируемые действия:

· проговаривать вслух последовательность производимых действий

· понимать, обобщать информацию и применять имеющийся запас знаний;

· извлекать нужную информацию

· развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

· сохранять и развивать умение сотрудничать в группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать;

· способствовать развитию речи и логики мышления

  • Суворова Людмила ВладимировнаНаписать 17971 13.01.2015

Номер материала: 295899

    13.01.2015 1402
    13.01.2015 1905
    13.01.2015 982
    13.01.2015 1118
    13.01.2015 472
    13.01.2015 2388
    13.01.2015 2473

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Демоэкзамены включат в образовательные стандарты всех направлений подготовки СПО

Время чтения: 2 минуты

Российские студенты стали чемпионами мира по программированию

Время чтения: 1 минута

В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19

Время чтения: 1 минута

Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости

Время чтения: 1 минута

Роскачество предупредило об опасности для детей азартной механики в мобильных играх

Время чтения: 2 минуты

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Правописание гласных в суффиксах глаголов.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Урок дифференцированного обучения для 6 класса среднеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
moy_urok_v_ped._mire.zip21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 37»

Конспект урока по русскому языку

« Правописание гласных в суффиксах глаголов»

учитель русского языка и литературы

Васильева Наталья Викторовна

Тема урока: « Правописание гласных в суффиксах глаголов» (Урок дифференцированного обучения).

Цели урока : познакомить обучающихся со способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов; формирование умения правильно выбирать гласную в суффиксах глаголов.

Тип урока: комбинированный (т. е. изучение нового материала с закреплением полученных знаний)

Методы : коммуникативно — ситуативные, объяснительно- иллюстративные, практические.

— Что обозначает глагол?

( Глагол обозначает действие предмета или процесс).

— На какие вопросы отвечает?

(Отвечает на вопрос : что делать? что сделать?)

— Какие постоянные морфологические категории есть у глагола?

(Постоянными морфологическими категориями являются следущие: спряжение, вид, переходность).

— Какие морфологические категории могут меняться?

(Непостоянными признаками являются: наклонение, число, время, лицо, род (если есть)).

— В роли какого члена предложения выступает глагол?

(В предложении глагол выступает обычно в роли сказуемого).

У доски работают четыре человека.

Негромким шепотом перекликнулись между собой столетние сосны.

2.Разбор слов по составу. Негромким, столетние, перекликнулись.

3.Р.Н.О. (работа над ошибками). Вставить и объяснить пропу-

щенные орфограммы. Дог…рает, предл…гать, р…стить, рас- ст…лил, прик…саться , приг…рет , выб…рать ,прим…рить ( друзей).

4.С.Л.Р.(словарная работа, ее выполняет весь класс)

Объединил, построил, увидел, услышал, развеял, растаял, подклеил.

-От чего зависит выбор гласной перед суффиксом –л- глаголов прошедшего времени?

ІІІ. Изучение нового материала.

Работа в группах. Класс разделен на 3 группы по рядам: слабые(1ряд), средние (2 ряд), сильные (3 ряд).

1ряд : читаем правило, разбираем примеры, отрабатываем приемы выделения орфограммы.

2 ряд: работа по готовому алгоритму, с разбором примеров.

Алгоритм работы. (выдаю на каждую парту).

-ова-/-ева- или -ыва-/ -ива-

У глаголов прошедшего времени пишите суффикс

глагол в 1-м лице единственного

числа настоящего времени заканчивается на

глагол в 1-м лице единственного числа настоящего времени

Для первичного закрепления 2-му ряду:

(Записать пары слов, выделить орфограмму)

Ночевать — ночую, командовать-командую, развешивать-развешиваю,докладывать-докладываю.

3 ряд: Самостоятельно читают и составляют конспект. Затем вместе с учителем обсуждают, корректируют и записывают в тетради для конспектов. Этот конспект пишет весь класс.

Конспект примерно такого вида:

в настоящем времени в неопределенной форме,

(1 л. ед. ч.) в прошедшем времени

оканчивается имеет суффиксы

2.-ываю (-иваю) — ыва — (-ива-)

Завершая данный этап работы, подводим итоги:

1 ряд — связный ответ с примерами

2 ряд — образец рассуждения с примерами

3 ряд-демонстрация работы с конспектом и примеры.

ІV. Закрепление нового материала.

Можно проводить по рядам, а можно и всем вместе. Но тогда оговариваю , что работающие самостоятельно, в конце урока подают тетрадь для проверки.

  1. Поставьте глаголы в форму 1-го лица единственного числа, обозначьте суффиксы .

NB! Учтите, что суффикс -ва- всегда ударный, а суффикс -ыва- (-ива-) всегда безударный

2.Вставьте пропущенные буквы в суффиксы, используя алгоритм рассуждения.

Проповед…вать, исповед…вать, команд…вать, намер…ваться , обур…вать, потч…вать, заноч…вать, раскорч…вать.

  1. Запишите в неопределенной форме однокоренные глаголы к данным словам , затем образуйте от них форму 1-го лица ед. числа настоящего времени. Выделите суффиксы глаголов.

4.Замена словосочетания глаголом с выделением суффикса и объяснением.

Например: дал совет – посоветовал.

Проводил беседу, подводил итог, проводил расследование, производил расчет.

5.Если останется время, можно выполнить из учебника упражнение № 525.

(С 1 ряда вызвать к доске, а учащиеся 2,3 рядов выполняют самостоятельно.)

V. Подведение итогов урока.

1. -Что нового мы узнали сегодня на уроке?

-Чем нужно воспользоваться,чтобы правильно написать гласный в суффиксе глаголов?

-Как лучше запомнить изученную нами орфограмму?

2.Оценки за урок.

3. Перспектива на следующий урок.

-На следующем уроке мы продолжим изучение правописания суффиксов глаголов.

VІ. Домашнее задание.

  1. §90,конспект выучить, уметь восстанавливать и рассказывать по памяти.
  2. По группам:

1ряд-№ 526 (из учебника по заданию)

2ряд-составить диктовку из 10 словосочетаний на изученную орфограмму

3 ряд-работа с деформированным текстом из сборника.

Текст № 27 ,с. 81,задания под № 1,3,4.7,9,10,11,12.


источники:

http://infourok.ru/konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_na_temu_pravopisanie_glasnyh_v_suffiksah_glagolov_6_klass-295899.htm

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/01/20/pravopisanie-glasnykh-v-suffiksakh-glagolov