Гласные в суффиксах существительных ек ик презентация 6 класс

Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик.
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик (второй урок по теме). 6 класс. Учебник Баранова, Ладыженской.

Скачать:

ВложениеРазмер
glasnye_v_suffiksakh_sushchestvitelnykh_-ek_i_-ik.doc51.5 КБ
glasnye_v_suffiksakh_sushchestvitelnykh_-ek_i_-ik.pptx509.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик .

Тип урока. Урок закрепления знаний, умений, навыков.

Цели как деятельность учеников.

Знать условия выбора гласных в суффиксах существительных -ек и –ик ; правильно писать гласные в суффиксах существительных -ек и -ик ; графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять значение суффикса; употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; преобразовывать информацию (составлять схему, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Интерес к изучению языка; способность к самооценке.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Определение темы и постановка цели урока.

На слайде (доске) представлено предложение:

Поешь же, миленький дружоч..к!

Вот лещ..к, потроха, вот стерляди кусоч..к!

— Прочитайте предложение и определите тему нашего урока.

— Ребята, вчера мы с вами узнали, как же правильно написать гласную в суффиксах –ек и –ик. Как вы думаете, что же мы будем делать сегодня на уроке?

III. Актуализация знаний. + Проверка домашнего задания.

— А что же нужно сделать перед тем, как начать выполнять первое задание?

Работа в группах: каждая группа представляет свой вариант схемы правила.

IV. Развитие учебно­языковых и орфографических умений.

1.Выпишите слова с пропущенными буквами. Выделите в них изученную орфограмму. Один ученик комментирует написание.

По клику мыши появляются слова дружоч ек , лещ ик , кусоч ек.

— Ребята, а какое же значение у выделенных суффиксов?

2. Выполнить словообразовательный анализ (вспомнив 3 вопроса СОА).

1 ряд – листик, орешек;

2 ряд – кустик, горошек;

3 ряд – мячик, человечек.

Устная проверка по одному ученику с ряда.

— Какое фонетическое явление вы заметили во вторых словах (чередование согласных в корне слова).

— А сейчас немного отдохнём. Я буду называть вам слова. Если в суффиксе этого слова пишется и , то вы садитесь, а если – е , то встаёте.

Холмик, мешочек, дождичек, дождик, уголёчек, уголочек, словарик, кустик, кармашек, плащик.

VI. Развитие учебно­языковых и орфографических умений.

*Индивидуальная работа по КИМам (2 ученика) и карточкам (2 ученика). Проверяют лаборанты.

3.Распределительный диктант. Записать слова распределяя их по столбикам –ик и –ек (1 ученик у закрытой доски).

Василёчек, дворик, заливчик, шалашик, орешек, звоночек, мячик, карандашик, колокольчик, горошек, костюмчик подарочек, лещик, камешек.

– Назовите лишние слова. ( Заливчик, колокольчик, костюмчик .) Почему эти слова лишние? (Здесь суффикс ­чик .)

4. «Четвёртое лишнее». Выписать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

1.Сыночек, звоночек, кусочек, лещик . (Суффикс -ик).

2. Дождичек , замочек, орешек, горошек. (2 суффикса).

3.Кончик, столик, песочек , ключик. (Суффикс -ек).

4.Глазик, носик, ротик, позвоночник . (Суффикс -ник).

VII. Итог урока. Рефлексия.

– Назовите ключевые слова урока.

– Задайте вопросы по теме урока на основе ключевых слов.

– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке. По каким критериям будете оценивать себя?

— Чтобы вы смогли проверить и оценить себя, я предлагаю вам выполнить небольшую работу под названием «Цветовой диктант». Начертите таблицу 3*5 клеток. У вас даны слова с пропущенной буквой в суффиксе. Вам нужно закрасить клетку с номером этого слова красным цветом, если пропущена буква е, а синим, если пропущена буква и.

Один ученик проверяет на доске. В итоге в таблице должна получиться цифра 5.

VIII. Домашнее задание.

Сочинить небольшой новогодний рассказ, используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделить в них изученную орфограмму.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Гласные в суффиксах существительных — ек и — ик

Определяем тему урока Поешь же, миленький дружоч ..к ! Вот лещ..к , потроха, вот стерляди кусоч ..к! Д ружоч ек Л ещ ик К усоч ек

Выполнить словообразовательный анализ (вспомнив 3 вопроса СОА) 1 ряд – листик, орешек; 2 ряд – кустик, горошек; 3 ряд – мячик, человечек.

«Четвёртое лишнее». Выписать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее. 1.Сыночек, звоночек, кусочек, лещик . 2.Дождичек , замочек, орешек, горошек. 3.Кончик, столик, песочек, ключик. 4.Глазик , носик, ротик, позвоночник.

Цветовой диктант Овраж ..к Кусоч ..к Мешоч .. к Пирожоч ..к Кузнеч ..к Винт..к Платоч ..к Цветоч ..к 9. Дружоч .. к 10. Хвост ..к 11. Сухар ..к 12. Бараш ..к 13. Пенёч ..к 14. Годоч ..к 15. Дубоч ..к

Домашнее задание Сочинить небольшой новогодний рассказ, используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделить в них изученную орфограмму.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель урока:образование существительных с помощью суффиксов -ек, -ик;определение способа действия при выборе данных суффиксов;отработка навыков грамотного письма суффиксов –ек, -ик.

Тема урока: «Правописание гласных в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК- ».Цель урока: познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК- и способами действ.

Урок русского языка в 5 классе по теме «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-«. Урок выстроен с учетом здоровьесберегающих технологий.

Ссылка для скачивания ресурса:http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=329031&d_no=350436&ext=Attachment.aspx?Id=177205Ресурс включает пояснительную записку, дидактический материал, интеракт.

Данный ресурс предназначен для использования на уроках русского языка в 6-ом классе. Это урок изучения новых знаний, в ходе урока идёт объяснение.

Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр.

Урок по теме «Правописание гласных в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК- »Содержит различные виды заданий. Помогает в интересной и доступной форме объяснить тему учащимся.

Презентация по русскому языку на тему «Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК» (6 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

учитель русского языка и литературы МБОУ Семячковская СОШ Ефименко Татьяна Ильинична Презентация к уроку русского языка в 6 классе FokinaLida.75@mail.ru

Ключи к ответам 2, 5, 7, 9, 10 Лингвистическая разминка ПРОВЕРЬ СЕБЯ FokinaLida.75@mail.ru

ПРОВЕРЬ СЕБЯ: тест № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответ 3 1 4 3 1 3 1 1 2 3 FokinaLida.75@mail.ru

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов. Запомни Что такое суффикс? FokinaLida.75@mail.ru

Тема урока « Гласные в суффиксах существительных -ЕК и -ИК» FokinaLida.75@mail.ru

Сформулируй цели урока, используя опорные слова: 1. Познакомится с.. 2. Учиться… FokinaLida.75@mail.ru

Проблема: Почему? ГвоздИк КарманчИк КлючИк СыночЕк ЗамочЕк ЗвоночЕк Почему? FokinaLida.75@mail.ru

гвоздик гвоздика карманчик карманчика ящичек ящичка звоночек звоночка Наблюдаем! Именительный падеж Родительный падеж _ _ е FokinaLida.75@mail.ru

Алгоритм правописания суффиксов существительных -ек-, -ик- (-чик-) Поставьте существительное в форму родительного падежа (ед.ч.) (нет кого? чего?) если гласная суффикса не выпадает выпадает (-ика) (-ч/шка) -ик- -ек- носик – носика шкафчик – шкафчика сыночек – сыночка орешек – орешка И.п. Р.п. И.п. Р.п. И.п. Р.п. И.п. Р.п. FokinaLida.75@mail.ru

Алгоритм правописания суффиксов –ЕК –ИК 1. шаг Измени форму слова 2. шаг Определи: «убегает» ли гласный? Если да — Пиши – ЕК Если нет — пиши — ИК FokinaLida.75@mail.ru

Объяснительный диктант У гном..ка был ключ..к, Он открывал чуланч..к, В котором находились Станоч..к и кирпич..к, Платоч..к и футлярч..к, Горош..к и огурч..к, Бараш..к и бананч..к. FokinaLida.75@mail.ru

ПРОВЕРЬ СЕБЯ: упр.251 СыночЕк, подарочЕк, мячИк, самолётИк, звоночЕк, дружочЕк, ключИк, карандашИк, орешЕк, пузырёчЕк, кирпичИк, василёчЕк, огонёчЕк, кусочЕк, ларчИк, ситчИк, огурчИк. FokinaLida.75@mail.ru

Фотодиктант назови животных ласково -чик -ик -ек FokinaLida.75@mail.ru

Фотодиктант проверь себя -чик -ик -ек жирафчик бегемотик львёночек попугайчик котик тигрёночек пингвинчик зайчик котёночек крокодильчик слоник зайчоночек слонёночек FokinaLida.75@mail.ru

Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался. После дождя FokinaLida.75@mail.ru

-ек- -ик- дождичек лучик ручеёчек колокольчик цветочек кузнечик бутончик лютик FokinaLida.75@mail.ru

проверь себя Самоконтроль «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-» № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответ 3 1 4 2 2 4 4 1 3 3 FokinaLida.75@mail.ru

или составить кроссворды, ребусы, загадки-презентации со словами по теме «Суффиксы имён существительных» 1. п. 45. Выучить правило стр.105. Упражнение № 252 или составить кроссворды, ребусы, загадки-презентации со словами по теме «Суффиксы имён существительных» FokinaLida.75@mail.ru

Молодцы! Спасибо за работу на уроке! FokinaLida.75@mail.ru

Использованные интернет — ресурсы: http://www.animashky.ru/ Фотографии: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/919734 http://photos.privet.ru/user/karina_ermolova http://news.narod.co.il/news/142227 http://vintaj.moy.su/forum/15-64-1 http://www.bavun.ru/classifieds/2122.html http://games.locals.ru/?id=130 http://blogs.mail.ru/mail/holiiwell/72443c17d278b7b7.html и др FokinaLida.75@mail.ru

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме «Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК» ( урок «открытия» нового знания) по учебнику «Русский язык» 6 класс под ред. М.Т.Баранова.

На уроке используются разнообразные формы (ф ронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах) и виды работы. Все этапы урока сопровождаются слайдами презентации. Учащиеся с опрой на презентацию проводят исследование, пишут диктант, делают самопроверку заданий.

  • Ефименко Татьяна ИльиничнаНаписать 5955 12.01.2015

Номер материала: 291662

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    12.01.2015 6823
    12.01.2015 668
    12.01.2015 774
    12.01.2015 585
    12.01.2015 3405
    12.01.2015 632
    12.01.2015 1840

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Путин призвал наполнить аграрное образование современным содержанием

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки подготовит методику изучения склонности учащихся к агрессии

Время чтения: 2 минуты

Решение по формату сдачи ЕГЭ в 2022 году будет принято в ближайшее время

Время чтения: 1 минута

Роскачество предупредило об опасности для детей азартной механики в мобильных играх

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

20 12 Презентация к уроку русского языка в 6 классе Гласные в суффиксах существительных -ек-, -ик- — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемВладислав Тимушкин

Похожие презентации

Презентация 6 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «20 12 Презентация к уроку русского языка в 6 классе Гласные в суффиксах существительных -ек-, -ик-«. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 20 12 Презентация к уроку русского языка в 6 классе Гласные в суффиксах существительных -ек-, -ик-

2 Лингвистическая разминка Найди верное утверждение 1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета 2. Имена существительные изменяются по родам 3. Все имена существительные изменяются по падежам и числам 4. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь 5. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду. 6. Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А. 7. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно. 8. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж

4 Что такое суффикс? Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов.

5 Тема нашего урока «Правописание гласных Е и И в суффиксах существительных ЕК-ИК» Е и И в суффиксах существительных ЕК-ИК»

6 Сформулируй цели урока, используя опорные слова: 1. Познакомится с.. 2. Учиться…

7 Проблема: Почему? ГвоздИк ГвоздИк КарманчИк КарманчИк КлючИк КлючИк СыночЕк СыночЕк ЗамочЕк ЗамочЕк ЗвоночЕк ЗвоночЕк Почему?

8 гвоздик гвоздика карманчик карманчика ящичек ящичка звоночек звоночка Наблюдаем! Именительный падеж Родительный падеж е _ _

9 Алгоритм правописания суффиксов существительных -ек-, -ик- (-чик-) Поставьте существительное в форму родительного падежа (ед.ч.) (нет кого? чего?) еслигласная суффикса если гласная суффикса не выпадает выпадает (-ика)(-ч/шка) — ик- — ек- носик – носика шкафчик – шкафчика сыночек – сыночка орешек – орешка И.п. Р.п.

10 Алгоритм правописания суффиксов –ЕК –ИК 1. Шаг. Измени форму слова 2. Шаг. Определи: «убегает» ли гласный? Если да — Пиши –ЕК. Если нет- пиши -ИК

11 Просмотр отрывка из мультфильма «В стране невыученных уроков»

12 Раз – все встали, потянулись; Два – назад все оглянулись; Три – руками помахали; На четыре – пол достали; Пять – все дружно повертелись; Шесть – за парты все уселись.

13 Объяснительный диктант У гном..ка был ключ..к, У гном..ка был ключ..к, Он открывал чуланч..к, Он открывал чуланч..к, В котором находились В котором находились Станоч..к и кирпич..к, Станоч..к и кирпич..к, Платоч..к и футлярч..к, Платоч..к и футлярч..к, Горош..к и огурч..к, Горош..к и огурч..к, Бараш..к и бананч..к. Бараш..к и бананч..к.

14 Вставьте пропущенные буквы упр.251 Сыноч…к, подароч…к, мяч..к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, кусоч…к, ларч…к, ситч…к, огурч..к. Сыноч…к, подароч…к, мяч..к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, кусоч…к, ларч…к, ситч…к, огурч..к.

15 ПРОВЕРЬ СЕБЯ: СыночЕк, подарочЕк, мячИк, самолётИк, звоночЕк, дружочЕк, ключИк, карандашИк, орешЕк, пузырёчЕк, кирпичИк, василёчЕк, огонёчЕк, кусочЕк, ларчИк, ситчИк, огурчИк. СыночЕк, подарочЕк, мячИк, самолётИк, звоночЕк, дружочЕк, ключИк, карандашИк, орешЕк, пузырёчЕк, кирпичИк, василёчЕк, огонёчЕк, кусочЕк, ларчИк, ситчИк, огурчИк.

16 Фотодиктант назови животных ласково -чик-ик-ек

27 -чик-ик -ек -екжирафчикбегемотикльвёночек попугайчиккотиктигрёночек пингвинчикзайчиккотёночек крокодильчи к слоникзайчоночек слонёночек

28 Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался. После дождя

29 -ек- -ик- дождичеклучик ручеёчекколокольчик цветочек кузнечик бутончик лютик

30 РУЧЕЁЧЕК Морфологический разбор существительного РУЧЕЁЧЕК I Ручеёчек – сущ.; (что?) II Нач. ф. – ручеёчек; пост. пр.: нариц., неодуш., муж. р., 2 скл.; непост. пр.: в им. п., в ед. ч. III Превратился (что?) ручеёчек

31 Подведем итоги 1.О чём мы сегодня говорили? 2.Что нового узнали? 3.Когда же пишется суффикс ИК- ЕК?

33 Домашнее задание : п.45. Выучить правило. Упражнение 252, ст р (учебник М.Т. Баранова )

34 Молодцы! Спасибо за работу на уроке!

35 Слайд 6 (фон) (девочка с мячом) (девочка на роликах) (девочка с обручем) (мальчик в воротах) (девушка отжимается) (девушка со скейтом) (девушка со скакалкой) (гимнаст на качелях) (три спортсмена) Слайд 7 (гном) (ключ) (огурец) (банан) (ягнёнок) (горох) Слайд 9 (колокольчики) (фон) (кузнечик) (жёлтые цветы) (ручей) Список используемых Интернет-ресурсов (ссылки на иллюстрации )

36 1.Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы/В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 35-е изд., испр. – М.: Просвещение, Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – 26- е изд. – М.: Просвещение, 2008 Литература


источники:

http://infourok.ru/prezentaciya_po_russkomu_yazyku_na_temu__glasnye_v_suffiksah_suschestvitelnyh_ek_i_ik_6_klass-291662.htm

http://www.myshared.ru/slide/758653