Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
Цель урока: способствовать развитию умения различать в корне слова безударный гласный звук, требующий проверки; развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать правильность написания проверяемого; учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.
— закреплять умения «видеть» орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;
— уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм;
— развивать орфографическую зоркость; развивать логическое мышление; самоконтроль, взаимопроверку, самооценку учащихся;
— воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять; подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова; обосновывать правильность написания слов с безударным гласным звуком.
Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:
- принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- оценивать результаты своей деятельности.
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
- устанавливать алгоритм проверки обозначения буквой безударного гласного звука;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Формирование личностных результатов:
- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
- быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний Орфографическая минутка.
1) (На доске запись.)
Бурундуки — маленькие лесные ж..тели. Они л..бят яг..ды, плоды ш…повник.
— Вставьте пропущенные буквы. (Дети объясняют написание слов с пропущенными буквами.)
— Спишите, вертикальной чертой разделите слова на слоги.
— Выпишите слово лесные, подберите к нему однокоренные слова. Выделите корень в словах.
2) Словарная работа (слова в ребусах).
3)Образовать от данных слов однокоренные слова, записать.
Лист, свет, лиса, ворона, рыба.
III. Самоопределение к деятельности.
— В предложении, которое вы записали, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
— Какие звуки слышите на месте гласных букв? Итак, ударные гласные всегда слышатся так, как пишутся. Безударные гласные не всегда пишутся и слышатся одинаково.
IV. Работа по теме урока.
— Откройте учебники на с. 93, прочитайте тему урока. (Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.)
— Чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться писать слова с безударным гласным звуком в корне слова.)
— Что такое корень? (Главная часть родственных слов, в ней заключено общее лексическое значение родственных слов.)
— Что обозначает выражение скучная пора? (Время года, когда идут дожди, холодно, невесело.)
— Спишите. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в словах.
— Какие гласные называются ударными? (Те, на которые падает ударение.)
— Прочитайте первую пару слов. Чем отличаются слова? (Тигр — один, тигры — много. Отличаются количеством предметов.)
— Чем отличаются слова во второй паре? (Они обозначают один
и тот же предмет, но береза — одна, березы — много.)
— Это формы одного и того же слова.
— Прочитайте слова второй группы. Можно ли сказать, что тигр и тигренок — это одно и то же слово? (Нет. Тигр — взрослое животное, тигренок — детеныш тигра. Это одно-коренные слова.)
— Береза и березовый — это формы одного слова или однокоренные слова? (Это однокоренные слова, у них разное лексическое значение. Береза — дерево, березовый — это то, что из березы.)
Что написано в первом столбике?
— Что записано во втором столбике? (Однокоренные слова.>
Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.)
Раз, два! Раз, два!
Дружно хлопаем в ладоши. (Хлопки в ладоши.)
Раз, два! Раз, два!
Поднимаем ручки (Руки вверх.)
К солнышку, к тучке.
VI. Закрепление изученного материала.
— Прочитайте первую пару предложений. Произнесите выделенные слова. Как произносятся эти слова? (Они произносятся одинаково.)
— Посмотрите на слово. Какими буквами обозначены безударные гласные звуки?
— Кто сможет проверить безударные гласные в этих словах?
(Валы — вал, волы — вол.) (Аналогично рассматривается вторая пара предложений.)
— Какой вывод можете сделать? (Безударные гласные звуки не всегда произносятся и пишутся одинаково.)
— Найдите среди предложений пословицу. (До поры до времени не сеют семени.)
— Объясните ее смысл. (Не нужно торопиться с важным делом.)
— Спишите пословицу, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание. Упр. 144 (с, 94).
— Прочитайте группы слов. Где записаны формы слова? (В первой группе.)
— Где записаны однокоренные слова? (Во второй группе.)
— Запишите слова также, как в учебнике. Поставьте ударение.
— Выполните задания по учебнику.
— Скажите: как пишутся гласные в одном и том же корне в ударном и безударном слоге? (Они пишутся одинаково.)
Главное правило русского языка говорит, что корень в однокоренных словах пишется одинаково, независимо от того, как произносится.
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Что такое проверяемое слово? (Слово, в котором нужно проверить безударную гласную.>
— Что такое проверочное слово? (Слово, в котором проверяемая буква находится под ударением.>
Прочитай пары слов. Подчеркни проверяемое слово.
слон — слон лиса — лисы
семья — семьи сосны — сосна
сады — садик снега — снег
— Какие слова подчеркнули? Почему? (Самооценка с помощью «светофора».)
VIII. Подведение итогов урока.
— Какой гласный звук называется безударным?
— Как правильно написать безударный звук в корне слова?
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 45. Правописание слов с безударным гласным в корне
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Нахождение безударных гласных в корне слова.
2) Способы проверки безударных гласных в корне.
Глоссарий по теме:
Гласный звук – это звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.
Ударный звук – гласный звук в ударном слоге (под ударением).
Безударный звук – гласный звук в безударном слоге (без ударения).
Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук.
Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.
Корень – общая часть родственных слов.
Однокоренные слова – слова, имеющие общую часть (корень) и общее значение.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 93-102.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
1. Прочитайте предложения:
Тётя Валя стала накрывать в столовой обеденный стол. Разложила столовые приборы. Подвинула поближе чайный столик. Протёрла его столешницу. Расставила стулья вокруг стола.
2. Соберём все встретившиеся в тексте родственные слова и формы одного слова в общую группу.
3. Выделим общую часть (корень) в данных словах. Подчеркнём буквы, обозначающие ударные гласные в корне.
4. Слова столовой, столовые, столешницу, столы можно написать с ошибкой. Обозначение безударного гласного звука в корне этих слов буквой затруднено. Эти слова перед написанием нужно проверять, поэтому они называются проверяемыми. А вот написание слова стол точно не вызывает сомнений – как слышится, так и пишется. Значит, это слово может стать образцом для своих родственных слов. Такие слова с ударным гласным звуком в корне будем называть проверочными. По ним можно определить, какую гласную букву в корне следует написать на месте безударного гласного звука.
5. Как узнать орфограмму буквы безударных гласных в корне слова? Помогут вопросы:
3.О чем должен подумать?
6. Если слышится звук [А], то на его месте может писаться буква А, а может буква О. На месте звука [И] могут писаться буквы И, Е, Я, А. Значит, когда в корне слышите безударный звук [А] или [И] надо думать, какие буквы выбрать для их обозначения.
Если же наоборот, нужно найти, на месте каких букв скрывается безударный гласный звук в корне, обращайте внимание на буквы А, О, Е, И, Я. Такие слова нужно проверять.
7. Делать это можно по алгоритму (плану):
- Произношу слово и слышу безударный звук [А] или [И].
- Выясняю, находится ли этот звук в корне слова.
- Изменяю слово или подбираю однокоренное с ударным гласным в корне.
- Пишу в корне ту же букву, что и в проверочном слове.
8. Рассмотрим два основных способа подбора проверочных слов: первый — изменение формы слова и второй — подбор однокоренных слов.
9. Для подбора проверочного слова первым способом (изменить форму слова), можно использовать приём «Назови один – много или много – один».
Для проверки слова вторым способом (подобрать однокоренное слово) используй приёмы:
— назови другой размер — большой – маленький или наоборот;
— назови по вопросам «кто?», «какой?» или «что делает?».
10. При подборе проверочных слов нужно помнить и о том, что если под ударением в корне слова пишется буква Ё, то без ударения в формах этого слова и в однокоренных словах пишется буква Е.
11. Запомните правило:
Безударные гласные звуки в корне слова нужно проверять. Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный оказался под ударением.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Однокоренные слова.
Прочитайте слова в каждой группе. Раскрасьте группу однокоренных слов.
Подсказка: Вспомните определение однокоренных слов.
Конспект урока. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. 2-й класс
Образовательная программа: «Школа России».
Предмет: русский язык.
Тип урока: закрепление знаний, урок формирования УУД.
Форма проведения: урок.
Технологии: личностно-ориентированные, икт, здоровьесберегающие.
Предметные: з акреплять умение проверять безударную гласную в корне слова; учить работать по алгоритму; различать проверочные и проверяемые слова.
Регулятивные: уметь определять цели учебной деятельности, соотносить выполненные задания с образцом, уметь корректировать выполненные задания.
Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, находить информацию, умение отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму, умение наблюдать и делать простые выводы.
Коммуникативные: развитие речи учащихся, обучение работе в паре, развитие умения слушать и учитывать мнение других ребят.
Личностные: формирование мотивации к учению, учить выполнять учебные требования.
Оборудование: учебник «Русский язык, 2 класс» (авторы В.П.Канакина), тетради, интерактивная доска, презентация, карточки для самостоятельной и индивидуальной работ.
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Он зимний, интересный. И гостей собрал всех вместе.
Повернитесь к ним скорей, поприветствуйте гостей!
Мы работать будем дружно, чтоб услышать нам в конце,
Что в нашем втором вэ классе все ребята молодцы!
-Все спокойно садимся.
2 .Эмоциональный настрой.
— Ребята, а начать наш урок я хочу с небольшого видео. ( Просмотр видео.)
— Давайте, настроимся на работу. Какое время года было изображено на видео? (Зима.)
— Очень скоро закончится последний осенний месяц и уже наступит зима.
— Как поэты словесно описывают зиму, называют её ласково в своих произведениях? (Зимушка, чаровница, волшебница, кудесница.)
— Поднимите руки, кто любит зиму?
— А какие игры вы знаете зимние? (снежки, кататься с горки, лепить снеговиков.)
3. Актуализация знаний и постановка темы.
— К нам в гости сегодня на урок пришел Снеговик.
— Снеговик принёс вам два своих любимых слова. (Карточка на доску. Зима. Снег . )
— И просит вас, чтобы вы внимательно посмотрели на них и сказали, в каком из этих слов у нас вызывает сомнение в написание гласной? ( В слове зима.)
— Правильно в слове зима слышим один звук, а пишем другую букву.
– Когда эти буквы гласных звуков будут «опасные» на письме? ( Когда они будут в корне слова и безударными. )
— Скажите, как называется эта орфограмма? (Проверяемая безударная гласная.)
— Ребята, так над чем мы будем работать сегодня на уроке? (Над проверяемыми безударными гласными.)
— Правильно. Тема нашего урока « Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова».
— Ребята, а это тема нова для нас? (Нет.)
— Значит, мы сегодня с вами будем не что-то новое открывать, а закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно, писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать проверочные слова.
— А за каждое задание снеговик будет давать нам снежинку. СНЕЖИНКА
4. Минутка чистописания.
— Давайте приступим к работе и выполним пальчиковую гимнастику «Мы делили апельсин».
— Сядьте прямо, спинки пододвиньте к спинкам стула. Откройте тетради, положите их под уголком 45 градусов, уголочек смотрит в животик и запишите число.
— Ребята, какой звук слышится в начале слова зима? (Звук зи.)
— Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, мягкий, звонкий парный.)
— С какой парой по звонкости-глухости составляет звук зи? (с)
— А на письме эти звуки обозначаются буквами Зэ и Эс.
— Вот эти буквы мы сегодня и пропишем на минутке чистописания.
5. Работа по теме урока.
— Следующее задание будете выполнять в парах.
— Перед вами разные слова. Вам надо найти группы однокоренных слов.
Зима, зимушка, зимний, зимовать.
Снег, снежок, снегурочка, снеговик.
Мороз, ветерок, лист, линейка.
— Ребята, сколько у вас групп однокоренных слов получилось. (Две.)
— А остальные слова можно объединить в группу ? (Нет. Это не однокоренные слова.)
— Ребята, так какие слова называются однокоренными? (У которых есть общая часть КОРЕНЬ.)
— А, что такое корень? (Это самая главная часть слова, в которой заключено общее лексическое значение.) СНЕЖИНКА
— А сейчас снеговик приглашает вас на зарядку. СНЕЖИНКА
7.Работа по учебнику с. 101 упр. 156.
-Откройте учебник на с.101 упр. 156.
-Прочитайте задание. Что нам надо сделать? (Записать слова в две группы. В первую группу – с пропущенной буквой е, во вторую – с пропущенной буквой и. )
— Что надо знать и помнить, чтобы правильно написать безударные гласные? ( Чтобы правильно писать слова с безударными гласными, надо подбирать проверочные слова.
— Как мы можем подобрать проверочное слово? ( Изменить форму слова «Один-много» или подобрать такое однокоренное слово, в которых гласная будет стоять под ударением.)
— Запишем в два столбика. По цепочке будем выходить, устно подбирать проверочное слово, записывать слово, обозначать ударный слог и подчеркивать безударную гласную. СНЕЖИНКА
8. Домашняя работа.
— Ребята, домашней вашей работой будет упр. 157 с. 101 аналогичное этому.
9. Закрепление. Индив идуальная работа с взаимопроверкой.
— Снеговик приготовил вам еще одно задание. Оно у вас в конвертах на карточках. Откройте конверты и прочитайте четверостишие.
На доске: З..ма сп..шит, хл..почет,
Все кочки и п..нечки,
Скамейки и ст..га.
— Но что-то странное с этим четверостишьем. Что забыл сделать снеговик? (Вставить пропущенные буквы гласных звуков.)
— Да ребята, снеговик хочет, чтобы вы правильно поставили их на место.
— Самостоятельно подберите проверочные слова и вставьте их на свои места.
(Взаимопроверка. Поменялись листочками и проверили по слайду. Учащиеся объясняют, какую букву надо вставить, подбирают проверочное слово.
Карандашиком зачеркнули неправильную букву. И рядом поставили отметку. Если нету ошибок -5. Одна ошибка – 4, три ошибки 3 и больше ошибок 2.)
— Ребята и подводя итоги. Чему мы учились на уроке? (Учились подбирать проверочные слова.)
– Ребята весь урок снеговик нас одаривал снежинками, а сейчас он хочет, чтобы вы оценили свою работу. У вас у каждого есть снежинка, приклейте её на тот сугробик, который вы считаете нужным.
Я в сё знаю, понял и могу объяснить другим!
Я всё знаю, понял, но не уверен, что смогу объяснить другим!
У меня остались вопросы, я понял не всё!
11. Выставление отметок. Запись домашнего задания. С.101 упр.157.
Резерв. Развитие речи. Ребята, составьте предложения со словом снеговик .
http://resh.edu.ru/subject/lesson/6097/conspect/
http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-slov-s-bezudarnym-glasnym-zvukom-v-korne-slova-4276165.html