Гласные звуки правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Цель урока: способствовать развитию умения различать в корне слова безударный гласный звук, требующий проверки; развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать правильность написания проверяемого; учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.

— закреплять умения «видеть» орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;

— уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм;

— развивать орфографическую зоркость; развивать логическое мышление; самоконтроль, взаимопроверку, самооценку учащихся;

— воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять; подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова; обосновывать правильность написания слов с безударным гласным звуком.

Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:

  • принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • оценивать результаты своей деятельности.
  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • устанавливать алгоритм проверки обозначения буквой безударного гласного звука;
  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формирование личностных результатов:

  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний Орфографическая минутка.

1) (На доске запись.)

Бурундуки — маленькие лесные ж..тели. Они л..бят яг..ды, плоды ш…повник.

— Вставьте пропущенные буквы. (Дети объясняют написание слов с пропущенными буквами.)

— Спишите, вертикальной чертой разделите слова на слоги.

— Выпишите слово лесные, подберите к нему однокоренные слова. Выделите корень в словах.

2) Словарная работа (слова в ребусах).

3)Образовать от данных слов однокоренные слова, записать.

Лист, свет, лиса, ворона, рыба.

III. Самоопределение к деятельности.

— В предложении, которое вы записали, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

— Какие звуки слышите на месте гласных букв? Итак, ударные гласные всегда слышатся так, как пишутся. Безударные гласные не всегда пишутся и слышатся одинаково.

IV. Работа по теме урока.

— Откройте учебники на с. 93, прочитайте тему урока. (Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.)

— Чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться писать слова с безударным гласным звуком в корне слова.)

— Что такое корень? (Главная часть родственных слов, в ней заключено общее лексическое значение родственных слов.)

— Что обозначает выражение скучная пора? (Время года, когда идут дожди, холодно, невесело.)

— Спишите. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в словах.

— Какие гласные называются ударными? (Те, на которые падает ударение.)

— Прочитайте первую пару слов. Чем отличаются слова? (Тигр — один, тигры — много. Отличаются количеством предметов.)

— Чем отличаются слова во второй паре? (Они обозначают один

и тот же предмет, но береза — одна, березы — много.)

— Это формы одного и того же слова.

— Прочитайте слова второй группы. Можно ли сказать, что тигр и тигренок — это одно и то же слово? (Нет. Тигр — взрослое животное, тигренок — детеныш тигра. Это одно-коренные слова.)

— Береза и березовый — это формы одного слова или однокоренные слова? (Это однокоренные слова, у них разное лексическое значение. Береза — дерево, березовый — это то, что из березы.)

Что написано в первом столбике?

— Что записано во втором столбике? (Однокоренные слова.>

Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.)

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладоши. (Хлопки в ладоши.)

Раз, два! Раз, два!

Поднимаем ручки (Руки вверх.)

К солнышку, к тучке.

VI. Закрепление изученного материала.

— Прочитайте первую пару предложений. Произнесите выделенные слова. Как произносятся эти слова? (Они произносятся одинаково.)

— Посмотрите на слово. Какими буквами обозначены безударные гласные звуки?

— Кто сможет проверить безударные гласные в этих словах?

(Валы — вал, волы — вол.) (Аналогично рассматривается вторая пара предложений.)

— Какой вывод можете сделать? (Безударные гласные звуки не всегда произносятся и пишутся одинаково.)

— Найдите среди предложений пословицу. (До поры до времени не сеют семени.)

— Объясните ее смысл. (Не нужно торопиться с важным делом.)

— Спишите пословицу, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание. Упр. 144 (с, 94).

— Прочитайте группы слов. Где записаны формы слова? (В первой группе.)

— Где записаны однокоренные слова? (Во второй группе.)

— Запишите слова также, как в учебнике. Поставьте ударение.

— Выполните задания по учебнику.

— Скажите: как пишутся гласные в одном и том же корне в ударном и безударном слоге? (Они пишутся одинаково.)

Главное правило русского языка говорит, что корень в однокоренных словах пишется одинаково, независимо от того, как произносится.

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Что такое проверяемое слово? (Слово, в котором нужно проверить безударную гласную.>

— Что такое проверочное слово? (Слово, в котором проверяемая буква находится под ударением.>

Прочитай пары слов. Подчеркни проверяемое слово.

слон — слон лиса — лисы

семья — семьи сосны — сосна

сады — садик снега — снег

— Какие слова подчеркнули? Почему? (Самооценка с помощью «светофора».)

VIII. Подведение итогов урока.

— Какой гласный звук называется безударным?

— Как правильно написать безударный звук в корне слова?

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 45. Правописание слов с безударным гласным в корне

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Нахождение безударных гласных в корне слова.

2) Способы проверки безударных гласных в корне.

Глоссарий по теме:

Гласный звук – это звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.

Ударный звук – гласный звук в ударном слоге (под ударением).

Безударный звук – гласный звук в безударном слоге (без ударения).

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.

Корень – общая часть родственных слов.

Однокоренные слова – слова, имеющие общую часть (корень) и общее значение.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 93-102.

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

1. Прочитайте предложения:

Тётя Валя стала накрывать в столовой обеденный стол. Разложила столовые приборы. Подвинула поближе чайный столик. Протёрла его столешницу. Расставила стулья вокруг стола.

2. Соберём все встретившиеся в тексте родственные слова и формы одного слова в общую группу.

3. Выделим общую часть (корень) в данных словах. Подчеркнём буквы, обозначающие ударные гласные в корне.

4. Слова столовой, столовые, столешницу, столы можно написать с ошибкой. Обозначение безударного гласного звука в корне этих слов буквой затруднено. Эти слова перед написанием нужно проверять, поэтому они называются проверяемыми. А вот написание слова стол точно не вызывает сомнений – как слышится, так и пишется. Значит, это слово может стать образцом для своих родственных слов. Такие слова с ударным гласным звуком в корне будем называть проверочными. По ним можно определить, какую гласную букву в корне следует написать на месте безударного гласного звука.

5. Как узнать орфограмму буквы безударных гласных в корне слова? Помогут вопросы:

3.О чем должен подумать?

6. Если слышится звук [А], то на его месте может писаться буква А, а может буква О. На месте звука [И] могут писаться буквы И, Е, Я, А. Значит, когда в корне слышите безударный звук [А] или [И] надо думать, какие буквы выбрать для их обозначения.

Если же наоборот, нужно найти, на месте каких букв скрывается безударный гласный звук в корне, обращайте внимание на буквы А, О, Е, И, Я. Такие слова нужно проверять.

7. Делать это можно по алгоритму (плану):

  1. Произношу слово и слышу безударный звук [А] или [И].
  2. Выясняю, находится ли этот звук в корне слова.
  3. Изменяю слово или подбираю однокоренное с ударным гласным в корне.
  4. Пишу в корне ту же букву, что и в проверочном слове.

8. Рассмотрим два основных способа подбора проверочных слов: первый — изменение формы слова и второй — подбор однокоренных слов.

9. Для подбора проверочного слова первым способом (изменить форму слова), можно использовать приём «Назови один – много или много – один».

Для проверки слова вторым способом (подобрать однокоренное слово) используй приёмы:

— назови другой размер — большой – маленький или наоборот;

— назови по вопросам «кто?», «какой?» или «что делает?».

10. При подборе проверочных слов нужно помнить и о том, что если под ударением в корне слова пишется буква Ё, то без ударения в формах этого слова и в однокоренных словах пишется буква Е.

11. Запомните правило:

Безударные гласные звуки в корне слова нужно проверять. Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный оказался под ударением.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Однокоренные слова.

Прочитайте слова в каждой группе. Раскрасьте группу однокоренных слов.

Подсказка: Вспомните определение однокоренных слов.

Конспект урока. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. 2-й класс

Образовательная программа: «Школа России».

Предмет: русский язык.

Тип урока: закрепление знаний, урок формирования УУД.

Форма проведения: урок.

Технологии: личностно-ориентированные, икт, здоровьесберегающие.

Предметные: з акреплять умение проверять безударную гласную в корне слова; учить работать по алгоритму; различать проверочные и проверяемые слова.

Регулятивные: уметь определять цели учебной деятельности, соотносить выполненные задания с образцом, уметь корректировать выполненные задания.

Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, находить информацию, умение отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму, умение наблюдать и делать простые выводы.

Коммуникативные: развитие речи учащихся, обучение работе в паре, развитие умения слушать и учитывать мнение других ребят.

Личностные: формирование мотивации к учению, учить выполнять учебные требования.

Оборудование: учебник «Русский язык, 2 класс» (авторы В.П.Канакина), тетради, интерактивная доска, презентация, карточки для самостоятельной и индивидуальной работ.

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Он зимний, интересный. И гостей собрал всех вместе.

Повернитесь к ним скорей, поприветствуйте гостей!

Мы работать будем дружно, чтоб услышать нам в конце,

Что в нашем втором вэ классе все ребята молодцы!

-Все спокойно садимся.

2 .Эмоциональный настрой.

— Ребята, а начать наш урок я хочу с небольшого видео. ( Просмотр видео.)

— Давайте, настроимся на работу. Какое время года было изображено на видео? (Зима.)

— Очень скоро закончится последний осенний месяц и уже наступит зима.

— Как поэты словесно описывают зиму, называют её ласково в своих произведениях? (Зимушка, чаровница, волшебница, кудесница.)

— Поднимите руки, кто любит зиму?

— А какие игры вы знаете зимние? (снежки, кататься с горки, лепить снеговиков.)

3. Актуализация знаний и постановка темы.

— К нам в гости сегодня на урок пришел Снеговик.

— Снеговик принёс вам два своих любимых слова. (Карточка на доску. Зима. Снег . )

— И просит вас, чтобы вы внимательно посмотрели на них и сказали, в каком из этих слов у нас вызывает сомнение в написание гласной? ( В слове зима.)

— Правильно в слове зима слышим один звук, а пишем другую букву.

– Когда эти буквы гласных звуков будут «опасные» на письме? ( Когда они будут в корне слова и безударными. )

— Скажите, как называется эта орфограмма? (Проверяемая безударная гласная.)

— Ребята, так над чем мы будем работать сегодня на уроке? (Над проверяемыми безударными гласными.)

— Правильно. Тема нашего урока « Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова».

— Ребята, а это тема нова для нас? (Нет.)

— Значит, мы сегодня с вами будем не что-то новое открывать, а закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно, писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать проверочные слова.

— А за каждое задание снеговик будет давать нам снежинку. СНЕЖИНКА

4. Минутка чистописания.

— Давайте приступим к работе и выполним пальчиковую гимнастику «Мы делили апельсин».

— Сядьте прямо, спинки пододвиньте к спинкам стула. Откройте тетради, положите их под уголком 45 градусов, уголочек смотрит в животик и запишите число.

— Ребята, какой звук слышится в начале слова зима? (Звук зи.)

— Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, мягкий, звонкий парный.)

— С какой парой по звонкости-глухости составляет звук зи? (с)

— А на письме эти звуки обозначаются буквами Зэ и Эс.

— Вот эти буквы мы сегодня и пропишем на минутке чистописания.

5. Работа по теме урока.

— Следующее задание будете выполнять в парах.

— Перед вами разные слова. Вам надо найти группы однокоренных слов.

Зима, зимушка, зимний, зимовать.

Снег, снежок, снегурочка, снеговик.

Мороз, ветерок, лист, линейка.

Ребята, сколько у вас групп однокоренных слов получилось. (Две.)

— А остальные слова можно объединить в группу ? (Нет. Это не однокоренные слова.)

— Ребята, так какие слова называются однокоренными? (У которых есть общая часть КОРЕНЬ.)

— А, что такое корень? (Это самая главная часть слова, в которой заключено общее лексическое значение.) СНЕЖИНКА

— А сейчас снеговик приглашает вас на зарядку. СНЕЖИНКА

7.Работа по учебнику с. 101 упр. 156.

-Откройте учебник на с.101 упр. 156.

-Прочитайте задание. Что нам надо сделать? (Записать слова в две группы. В первую группу – с пропущенной буквой е, во вторую – с пропущенной буквой и. )

— Что надо знать и помнить, чтобы правильно написать безударные гласные? ( Чтобы правильно писать слова с безударными гласными, надо подбирать проверочные слова.

— Как мы можем подобрать проверочное слово? ( Изменить форму слова «Один-много» или подобрать такое однокоренное слово, в которых гласная будет стоять под ударением.)

— Запишем в два столбика. По цепочке будем выходить, устно подбирать проверочное слово, записывать слово, обозначать ударный слог и подчеркивать безударную гласную. СНЕЖИНКА

8. Домашняя работа.

— Ребята, домашней вашей работой будет упр. 157 с. 101 аналогичное этому.

9. Закрепление. Индив идуальная работа с взаимопроверкой.

— Снеговик приготовил вам еще одно задание. Оно у вас в конвертах на карточках. Откройте конверты и прочитайте четверостишие.

На доске: З..ма сп..шит, хл..почет,

Все кочки и п..нечки,

Скамейки и ст..га.

— Но что-то странное с этим четверостишьем. Что забыл сделать снеговик? (Вставить пропущенные буквы гласных звуков.)

— Да ребята, снеговик хочет, чтобы вы правильно поставили их на место.

— Самостоятельно подберите проверочные слова и вставьте их на свои места.

(Взаимопроверка. Поменялись листочками и проверили по слайду. Учащиеся объясняют, какую букву надо вставить, подбирают проверочное слово.

Карандашиком зачеркнули неправильную букву. И рядом поставили отметку. Если нету ошибок -5. Одна ошибка – 4, три ошибки 3 и больше ошибок 2.)

— Ребята и подводя итоги. Чему мы учились на уроке? (Учились подбирать проверочные слова.)

– Ребята весь урок снеговик нас одаривал снежинками, а сейчас он хочет, чтобы вы оценили свою работу. У вас у каждого есть снежинка, приклейте её на тот сугробик, который вы считаете нужным.

Я в сё знаю, понял и могу объяснить другим!

Я всё знаю, понял, но не уверен, что смогу объяснить другим!

У меня остались вопросы, я понял не всё!

11. Выставление отметок. Запись домашнего задания. С.101 упр.157.

Резерв. Развитие речи. Ребята, составьте предложения со словом снеговик .


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/6097/conspect/

http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-slov-s-bezudarnym-glasnym-zvukom-v-korne-slova-4276165.html