Гласные звуки русского языка правописание гласных корнях слов

Безударные гласные в корне слова

О чем эта статья:

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

дождливый — дождь, лесной — лес.

Измененная форма этого же слова.

грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

Урок по русскому языку на тему «Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне».

Тема: Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.

совершенствовать навыки написания слов с безударными гласными и парными согласными в корне слова; формировать умение проверять написание слов с безударными гласными и парными согласными в корне;

формирование здорового образа жизни младших школьников;

воспитывать интерес к учению.

Педагогические задачи: помочь усвоить особенности проверочных и проверяемых слов и овладеть способами проверки.

Предметные: знают: алгоритм нахождения орфограммы — безударной гласной в корне слова; умеют: подбирать проверочные слова

Регулятивные: формулируют тему и цели урока с помощью учителя, работают по предложенному плану, дают эмоциональную оценку деятельности класса

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного, перерабатывают и применяют полученную информацию

Коммуникативные: доносят свою позицию до других, оформляют свою мысль в устной и письменной речи, слушают и понимают речь других, умеют вступать в коллективное сотрудничество, решают совместно с соседом по парте поставленную задачу, совместно договариваются о правилах поведения и общения в школе

Имеют интерес к учебному материалу, понимают ценность труда и упорства, ориентируются на понимание причин успеха в учебе.

Проявляют самоорганизованность, самодисциплинированность, самоконтроль.

Оборудование: карточки с тестовыми заданиями

I. Организационный момент.

III. Психологический настрой.

— Садитесь. Я рада видеть вас. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

Нос, носовой, носить, переносица

— Скажите, что объединяет эти слова?

— Какое слово лишнее?

Петрушка овощи горох

2. Словарная работа.

— Я приготовила для вас задание. Запишете под диктовку в тетрадь слова:

АККУРАТНО, АПРЕЛЬ, ВДРУГ, ВЕСЕЛО, БЫСТРО, ВОКРУГ, ВОСКРЕСЕНЬЕ.

— Как называются слова, которые мы записали? Почему эти слова называются словарными? Поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить.

— Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились.

IV. Постановка проблемы урока.

Ребята, однажды произошла одна интересная история с двумя друзьями – Сашей и Денисом. Послушайте её.

«Саша написал своему другу Денису записку : «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Денис записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

— Мяч будет, — сказал товарищам Саша – Денис принесёт. Пришёл Денис, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились.

— Почему расстроились ребята?

— Какое правило не знал Саша?

— Как правильно записать это слово?

— Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

— Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

V. Работа над темой урока

1. Составление алгоритма.

— А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.

Определи безударную гласную.

Подбери проверочное слово.

2. Упражнения. Работа по учебнику .

— Используя алгоритм, выполните упражнение № 113, стр. 63 (выборочно)

Работа с текстом. . КАРТОЧКИ

О чём говорится в тексте? Какая главная мысль текста? Восстановите его и вставьте пропущенные орфограммы .

Кр…сив русский лес з…мою! Поб…лели п…ля и луга. Льдом покрылась р…ка. Глубокие, чистые л…жат под д…ревьями сугробы.

Молодцы! С этим заданием вы тоже справились.

VII . Подведение итогов.

— Итак, со всеми заданиями вы справились. Давайте вспомним, чем мы занимались на уроке. (Учились писать слова с безударной гласной в корне слова)

Сосна, вода, дела, трава –
Проверить надо все слова.
Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело.
А теперь пишите смело.

Гласные звуки русского языка правописание гласных корнях слов

1. Безударная гласная корня проверяется ударением, т. е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова:

прим е рять (ср. м е́ рить ) костюм — прим и рять (ср. м и р ) соседей;

разв е вается (ср. в е́ ять ) флаг — разв и вается (ср. разв и тие ) промышленность.

Ср. различное написание безударных гласных в корнях близких по звучанию слов:

зал е зать в карман — зал и зать раны;

отв а рить картофель — отв о рить дверь;

пол а скать кошку — пол о скать рот;

прист е жная подкладка — прист я жная лошадь;

разр е дить всходы — разр я дить ружьё;

ум а лять значение— ум о лять о пощаде и т. п.

2. Безударные гласные о—а в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами глаголов несовершенного вида на -ывать/-ивать: оп о здать (поздний, но не опаздывать ) , раскроить ( кройка, но не раскраивать ) .

3. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения: абон е мент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абон и ровать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпан е мент, хотя аккомпан и ровать; ангаж е мент, хотя ангаж и ровать.

Ср. аналогичное несоответствие гласных в составе иноязычного корня: апперц и пировать, хотя апперц е пция; дезинф и цировать, хотя дезинф е кция.

В некоторых словах гласная корня сохраняется: инъ е кция — инъ е цировать, про е кция — про е цировать и др.

§ 2. Непроверяемые безударные гласные в корне

Написание в корне безударной гласной, которая не может быть проверена ударением, определяется по орфографическому словарю русского языка. Это касается многих слов независимо от их происхождения:

§ 3. Чередующиеся гласные в корне

1. В корне гар- // гор- под ударением пишется буква а , без ударения — буква о : заг а р, уг а р; заг о релый, уг о реть.

Исключения : вы́г а рки, и́зг а рь, при́г а рь (специальные и диалектные слова) и др.

2. В корне зар- // зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — буква а : з а́ рево, з о́ рька; з а рни́ца, оз а ря́ть.

Исключение : з о рева́ть.

3. В корне кас-//кос(н)- пишется буква о , если дальше следует н , в остальных случаях пишется буква а: к о снуться, прик о сновение; к а саться, к а сательная.

4. В корне клан-//клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — буква о : кл а́ няться, покл о́ н; покл о ни́ться, покл о не́ние.

5. В корне лаг-//лож- без ударения перед г пишется буква а , перед ж — буква о: предл а га́ть, прил а га́тельное; предл о жи́ть, обл о же́ние.

Исключение : по́л о г (это слово уже не связывается с корнем лаг-//лож-).

6. Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение ‘Погружать в жидкость’ и производных словах: м а кать сухарь в чай; обм а кнуть перо в чернила; м а кание.

Корень мок- содержится в глаголах со значением ‘пропускать жидкость’ и производных словах: вым о кнуть под дождём; пром о кнуть написанное, пром о кательная бумага, непром о каемый плащ.

7. Корень плав- имеют слова: пл а́ вать, пл а ву́честь, попл а во́к и др.

Корень плов- имеют слова пл о вец, пл о вчиха.

Корень плыв- — в терминологическом слове пл ы вуны.

8. Корень равн- имеют слова со значением ‘равный, одинаковый, наравне’: ур а внение, ср а внить, пор а вняться (‘стать наравне’).

Корень ровн- имеют слова со значением ‘ровный, прямой, гладкий’: зар о внять, р о весник, ср о внять, ур о вень.

Ср.: подр а внять (‘сделать равным’) — подр о внять (‘сделать ровным’); выр а внен (‘сделан равным’) — выр о внен (‘сделан ровным’).

9. В корне раст-/ рос- перед ст (также перед щ ) пишется буква а ; в остальных случаях пишется буква о: р а сти, нар а щение; выр о сший, зар о сль, пор о сль.

Исключения: отр а сль, р о сток, выр о сток, р о стовщик, Р о стов и др.

10. В корне скак-//скоч- без ударения перед к пишется буква а , перед ч — буква о: подск а ка́ть, уск а ка́ть, подск о чи́ть, заск о чи́ть.

Исключения: ск а чок, ск а чу.

11. В корне твар-//твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — буква о : тв а рь, тв о́ рчество; тв о ри́ть, тв о ре́ц.

Исключение: утв а рь (это слово уже не связывается с корнем твар-//твор- ) .

12. В корнях бер- // бир- , дер- // дир- , мер- // мир- , пер- // пир- , тер- // тир- , блест- // блист- , жег- // жиг- , стел- // стил- , чет- // чит- без ударения пишется буква и , если есть суффикс –а: соб и рать, зад и рать, зам и рать, зап и рать, ст и рать, бл и стать, сж и гать, расст и лать, выч и тать; в остальных случаях пишется буква е : б е ру, д е ру, ум е реть, зап е реть, ст е реть, бл е стеть, выж е гший, расст е лить, выч е т.

Исключения: соч е тать, соч е тание.

13. В корнях с чередованием а(я) // им , а(я) // ин без ударения пишутся им и ин , если есть суффикс -а- , сж а ть — сж и мать, пон я ть — пон и мать, нач а ть — нач и нать. Ср.: вним а тельный, закл и нать, напом и нать, прим и нать и др.

В производных формах сохраняется им , даже если суффикса -а- в слове нет: сн и му, сн и ми, подн и му, подн и ми и т. д.

§ 4. Гласные после шипящих в корне

1. После шипящих ( ж, ч, ш, щ ) в корне пишутся буквы а, у, и (но не я, ю, ы ! ) : жара, жужжать, жир; чайка, чувство, чистить; шашка, шутка, шить; прощальный, щуриться, защита.

Исключения: брош ю ра, ж ю ри, параш ю т, пш ю т, фиш ю и некоторые другие слова иноязычного происхождения.

Примечание. Данное правило не распространяется на иноязычные собственные имена ( Жюль, Жюли, Шяуляй и др.), а также на сложносокращенные слова и буквенные аббревиатуры, в которых возможны любые сочетания букв ( Межюрбюро и т. п.).

2. После шипящих под ударением в корне пишется е(ё) , соответствующее в произношении звуку о [о], если в однокоренном слове или в другой форме того же слова пишется буква е: ч ё рный (ср. ч е рнеть ) , деш ё вый (ср. деш е вле ) .


источники:

http://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-na-temu-glasnie-zvuki-i-bukvi-pravopisanie-slov-s-udarnimi-i-bezudarnimi-glasnimi-v-korne-473883.html

http://old-rozental.ru/orfografia.php?sid=2