Конспект урока русского языка в 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник: Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. — М.: Просвещение, 2010. — 237 с.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.docx | 30.55 КБ |
tire.pptx | 841.03 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Тема урока : Тире между подлежащим и сказуемым.
- знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;
- научиться правильно ставить его.
- развить у обучающихся умение применять полученные знания;
- обогатить словарный запас обучающихся.
- формировать интерес к предмету;
- способствовать приобретению навыков общения.
Оборудование: презентация, карточки с тестовыми заданиями.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
- фронтальный опрос
- Назовите главные члены предложения.
- Что такое подлежащее?
- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
- Какой член предложения называется сказуемым?
- На какие виды делятся сказуемые?
- работа у доски по карточкам (Приложение 1)
Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.
- Жизнь прекрасна и удивительна!
- Сияют переливаются купола собора.
- Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.
- Краткость достоинство прозы.
III. Объяснение нового материала.
– Вспомните правило, которое необходимо применить при характеристике последнего предложения.
– Это не единственное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, и сегодня мы продолжим разговор на эту тему.
- запись в тетрадь, объявление темы и целей урока;
- работа с учебником ( с. 57, упр. 114 );
- запись опорных схем в тетрадь.
Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:
Слово — полководец человечьей силы (Маяковский).
Числ. И.п. — числ. И.п.
Девятью сорок — триста шестьдесят.
Сущ. И.п. — числ. И.п.
Числ. И.п. — сущ. И.п.
Глубина там с лодки — шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (Тургенев).
Сущ. И.п. — н. ф. глаг.
Н. ф. глаг. — сущ. И.п.
Дело художника — рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (Чехов).
Н. ф. глаг. — н. ф. глаг.
Учить — ум точить (пословица). В камни стрелять — стрелы терять (Горький).
Задумчивость — это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться — это дело юношей (Тургенев).
Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин).
Быть поэтом — значит петь раздолье (Есенин).
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится в следующих случаях:
Личное мест. сущ.
Вы умный человек, поймёте. (Чехов).
Сущ. И.п. не сущ. И.п.
Но: Н. ф. глаг. — не н. ф. глаг.
Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).
Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ.
Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.
Море чудесное, синее и нежное. (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко).
Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).
Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).
III. Закрепление полученных знаний
1. Распределительный диктант.
Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы.
- Наша задача – хорошо учиться.
- Ум без книги как птица без крыльев.
- Старость не радость.
- Человек вот правда жизни.
- Люди как реки.
- Великое дело новость.
- Пятью пять двадцать пять.
- Погода несносная дорога скверная.
- Татьяна не дитя.
- Говорить не думая – стрелять не целясь.
- Он порча, он чума, он язва здешних мест.
- Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
- Сердце не камень.
- Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь – исключение из правила .
2. Работа с учебником ( с. 59, упр. 120 – устно )
3. Программированный диктант.
На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.
Труд как блестящая сталь.
О решенном говорить – только путать.
Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.
Бедность не порок.
Июнь лишь начало лета.
Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.
Сердце наше – вечная тайна для нас самих.
Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.
Искусство – это мышление в образах.
Память — одно из важнейших свойств бытия.
4. Тест на первичное усвоение знаний (Приложение 2).
Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.
- Ученье вот чума, ученость вот причина…
- Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
- Федор знал, что Артем свой парень.
- Море чудесное, синее, нежное.
- Лень есть лень, слабость есть слабость.
Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.
- Моя солдатская шинель как печать отвержения.
- Но объяснение не оправдание.
- Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.
- Твои речи будто острый нож.
- Преодолеть препятствие вот наша задача.
IV. Подведение итогов
V. Домашнее задание
Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.
Жизнь прекрасна и удивительна!
Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.
Сияют переливаются купола собора.
Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.
Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.
Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.
Краткость достоинство прозы.
«_____»______________ 201_ г. ___________________________, 8 «__» класс
Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.
- Ученье вот чума, ученость вот причина…
- Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
- Федор знал, что Артем свой парень.
- Море чудесное, синее, нежное.
- Лень есть лень, слабость есть слабость.
«_____»_______________ 201_ г. __________________________, 8 «__» класс
Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.
- Моя солдатская шинель как печать отвержения.
- Но объяснение не оправдание.
- Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.
- Твои речи будто острый нож.
- Преодолеть препятствие вот наша задача.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ Урок русского языка в 8 классе Подготовила учитель русского языка ГОРБУНОВА Е.В. Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 48 Ворошиловского района г. Волгограда
Вспомним изученное: Назовите главные члены предложения. Что такое подлежащее? Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Какой член предложения называется сказуемым? На какие виды делятся сказуемые?
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ Двадцать третье ноября .
Цели урока: познакомиться с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; развить умение применять полученные знания; обогатить словарный запас.
Ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Сущ. И.п . — сущ. И.п . Слово — полководец человечьей силы (Маяковский). Числ . И.п . — числ . И.п . Девятью сорок — триста шестьдесят. Сущ. И.п . — числ . И.п . Числ . И.п . — сущ. И.п . Глубина там с лодки — шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (Тургенев). Сущ. И.п . — н. ф. глаг. Н. ф. глаг. — сущ. И.п . Дело художника — рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (Чехов).
Ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Н. ф. глаг. — н. ф. глаг. Учить — ум точить (пословица). В камни стрелять — стрелы терять (Горький). _____ — это Задумчивость — это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться — это дело юношей (Тургенев). _____ — вот Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин). _____ — значит Быть поэтом — значит петь раздолье (Есенин).
Не ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Личное мест. сущ. Вы умный человек, поймёте. (Чехов). Сущ. И.п . не сущ. И.п . Но: Н. ф. глаг. — не н. ф. глаг. Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький). Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ. Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.
Не ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Сущ. прилаг . Море чудесное, синее и нежное. (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко). Сущ. есть сущ. Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой). Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).
Запомни! Ставим тире Не ставим тире Сущ. И.п . — сущ . И.п . Н. ф. глаг. — сущ. И.п . Личное мест. сущ. Числ . И.п . — числ . И.п . Н. ф. глаг. — н . ф. глаг. Сущ. И.п . не сущ . И.п . Сущ. И.п . — числ . И.п . _____ — это Сущ. вводн. слово, союзы сущ. Числ . И.п . — сущ. И.п . _____ — вот Сущ. прилаг . Сущ. И.п . — н. ф. глаг. _____ — значит Сущ. есть сущ.
Проверь себя! Номер предложения +/- Номер предложения +/- 1. — 6. — 2. + 7. + 3. + 8. + 4. — 9. + 5. — 10. +
Домашнее задание: §22, упр. 115
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя.
Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 5 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым».
План- конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» разработан по программе М.Т. Баранова , Т.А. Ладыженской и др. Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Материал в помощь учителю русского языка в 8 классе .Цели: углубить понятие о постановке тире между подлежащим и сказуемым; отработать навык постановки тире, а также запятой при сравнитель.
На этом уроке идет работа по повторению и углублению знаний по постановке / непостановке тире между подлежащим и сказуемым.
Цели 1. Продолжить знакомить обучающихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.2. Развивать умение находить грамматическую осно.
Урок проходит с использованием ЭОР.Предусмотрена работа обучающихся за компьютерами, имеющими выход в Интернет. Материал урока может быть использован при подготовке к ГВЭ в 9 классе (дети с ОВЗ).
Тире между подлежащим и сказуемым
В некоторых случаях между главными членами предложения ставится тире.
Правила постановки тире
1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если они выражены именами существительными в именительном падеже.
Знание (И. п.) — сила (И. п.) .
2. Если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами).
С волками жить (неопр.ф.) — по-волчьи выть (неопр.ф.) .
3. Если оба главных члена выражены именами числительными.
Пятью два — десять .
4. Если главные члены выражены существительным в именительном падеже и инфинитивом.
Моя цель — хорошо учиться .
5. Если подлежащее и сказуемое выражены числительным и существительным.
Семь — моё любимое число .
6. Кроме этого, тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом.
Пирог — пальчики оближешь .
7. Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ, тире надо ставить перед ними всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения.
Литература — это мой любимый предмет в школе.
Смех — вот лучшее лекарство от всех проблем!
Любить — значит жить .
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Азбучные истины
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Учебники
Олимпиады
Видео
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Тире между подлежащим и сказуемым
Существует несколько случаев, когда для интонационно-логического членения фразы между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.
1. Если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, например:
Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России (Лермонтов).
2. Если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами), например: Ученого учить – только портить (пословица).
3. Если оба главных члена выражены числительными, например: Пятью три – пятнадцать.
4. А также если подлежащее и сказуемое выражены всеми возможными сочетаниями этих частей речи:
5. Кроме этого, тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом: Пирог – пальчики оближешь; Ночь – хоть глаз выколи.
6. Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ, тире надо ставить перед ними всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения. Например: Париж – это столица Франции; Понять – значит простить; Все прошедшее, настоящее, будущее – это мы, а не слепая сила стихий (Горький).
К этому правилу есть три примечания. Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительными, глаголами в неопределенной форме, числительными или сочетаниями этих частей речи, НЕ ставится , если
1. Перед сказуемым, которое выражено существительным, числительным или фразеологическим оборотом, стоит отрицательная частица НЕ, например: Старость не радость (посл.).
Обратите внимание: это не касается предложений со сказуемым-инфинитивом (например: Чай пить – не дрова рубить ) и предложений со словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ (например: Аналогия – это не доказательство );
2. Перед сказуемым стоит сравнительный союз (КАК, СЛОВНО, БУДТО), например: Закат словно зарево пожара .
3. Между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица: Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет (Паустовский); Москва теперь порт пяти морей; Этот ручей лишь начало реки .
http://budu5.com/manual/chapter/1120
http://gramota.ru/class/coach/punct/45_172