Выпиши составные именные сказуемые. Укажи, чем выражена именная часть.
Пример:
Голос его был хриплым.
Был хриплым
Именная часть хриплым выражена именем прилагательным.
Русские писатели всегда были связаны с родной страной, с родным народом. (Н. Михайлов
Сказуемое —
Именная часть
выражена .
Как страшно вечером на улице!
Сказуемое —
Именная часть
выражена .
Ответить!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Конспект урока русского языка на тему «Составное именное сказуемое» (8 класс)
Цели урока:
Познакомить детей с составным именным сказуемым;
знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого;
формировать культурную компетентность.
Задачи урока:
уметь различать составное именное сказуемое и форму сложного будущего времени простого глагольного сказуемого;
развивать речь учащихся (работа с паронимами и фразеологизмами, поэтическими текстами);
расширять культурный кругозор, обращаясь к лирике русских поэтов.
формировать умение анализировать, сравнивать похожие языковые явления;
формировать лингвистическую компетентность (умение оперировать терминами, строить суждения в научном стиле).
воспитание патриотизма, любви к родному слову.
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию нового материала. Чтение стихотворения С.А. Есенина. Компьютер, слайд 2
Но люблю тебя, Родина кроткая!
А за что – разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
3. Взаимопроверка орфографии и пунктуации. Компьютер, слайд 3
4. Ребята, а какие слова вам показались похожими? Да, слова “кроткая” и “короткая”. Объясните их значение. Компьютер, слайд 4 . Значение слов.
Кроткий – незлобливый, ангельский, всепрощающий.
Короткий – непродолжительный, краткий.
Паронимы (от греч. para – рядом, возле + onyma – имя) – слова, близкие по звучанию, но различные по значению.
Что же это за явление в языке? (Чтение определения).
А знаете ли вы какие-нибудь паронимы? (Ответы детей)
В каком предложении вместо слова СКРЫТЫЙ нужно употребить СКРЫТНЫЙ?
1. Как предполагают учёные, в центре Урана есть твёрдое каменное ядро, СКРЫТОЕ под газообразным и жидким водородом.
2. Печорин не размахивал руками, что говорит о его СКРЫТОМ характере.
3. Трудно диагностировать заболевание, когда оно имеет СКРЫТЫЙ характер.
4. Теперь пришла очередь Павла искать в моих словах СКРЫТЫЙ смысл.
5. А сейчас давайте выделим основы в предложениях. Компьютер, слайд 7.
1 предл. – люблю / ПГС
2 предл. – разгадать не могу / СГС
3 предл. – весела/ ? А чем выражено сказуемое? Как вы думаете, как оно называется?
6. Итак, тема урока: “Составное именное сказуемое”. Компьютер, слайд 8.
познакомиться с составным именным сказуемым;
знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого.
Как вы думаете, из каких частей состоит составное именное сказуемое? Вспомогательный глагол и именная часть. Компьютер, слайд 9. Вспомогательный глагол может выражаться следующими словами:
глагол быть в наст. вр. отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр. Молодой человек весёлый. Компьютер, слайд 10.
глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться. Девочка казалась весёлой. Компьютер, слайд 11.
глагол со значением движения, положения в пространстве приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть. Она сидела задумчивая. Компьютер, слайд 12.
А чем выражается именная часть? Именем сущ., им. прил., им. числ., наречием, причастием, местоимением. Проверьте правильность выводов по учебнику. с. 178, § 173. В какой части СИС заключается лексическое значение? А грамматическое?
7 . Обратимся к распечатанному материалу. Задание № 2. Компьютер, слайд 13.
Выделите основу предложений. Укажите вид сказуемого.
Это была наша учительница.
Марина была уже здесь.
Юрий будет хорошим спортсменом.
Он будет делать уроки.
Взаимопроверка. Компьютер, слайд 14.
была учительница (составное именное сказуемое)
была (простое глагольное сказ.)
будет спортсменом (составное именное сказуемое)
будет делать (простое глаг. сказ.)
Как же определить, что перед нами: форма сложного будущего времени простого глагольного сказуемого или составное именное сказуемое? Обращаем внимание на лексическое значение, которое выражается в СИС именной части.
А теперь продолжим работу. Компьютер, слайд 15.
Определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого.
Это был трудный путь.
Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.
«Трижды девять – двадцать семь», — ответил ученик.
Туфли мне впору.
Правда светлее солнца.
8. Обратимся к распечатанному материалу. Задание № 3.
Фронтальная проверка учителя. Компьютер, слайд 16.
Именем существительным 2.Кратким прилагательным 3. Именем числительным 4. Наречием 5. Простой сравнительной степенью имени прилагательного 6. Местоимением
9. Выполняем синтаксический разбор у доски. Компьютер, слайд 17.
На таком заводе два инженера – капля в море.
Чем выражено сказуемое? Фразеологизмом. Что он означает? Фразеологизм является одним членом предложения.
Подберите к нему синонимы.
Раз – два и обчелся
По пальцам можно пересчитать
А теперь антонимы. Компьютер, слайд 19.
10. Редактирование текста, слайд 20-22.
Тишина стоит на озере Киёво. Но недолговечен этот покой . Скоро вешние воды огласит гомон крикливых птичьих стай . Сюда теперь ежегодно слетаются тысячи речных чаек .
Многие из них здесь были окольцованы , и это помогло учёным установить дальность перелётов этих птиц.
Озёрная колония чаек стала природной лабораторией для изучения биологии этих полезных птиц.
11. Обобщим материал.
Чем выражается простое глагольное сказуемое? Компьютер, слайд 23.
Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений.
Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое? В какой его части заключается лексическое значение, а в какой – грамматическое?
Составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив.
Из каких частей состоит составное именное сказуемое? В какой его части заключается лексическое значение, а в какой – грамматическое?
Составное именное сказуемое = вспомогательный глагол + именная часть.
12. А теперь мы поиграет в игру “Третий лишний”. Обратимся к распечатанному материалу. Задание № 4. Компьютер, слайд 24.
Перед вами три предложения под буквами А), Б), В).
Давайте выделим грам.осн. Компьютер, слайд 25.
в 1 предл. – помогает сохранить. Во 2-ом – начинают собираться. В 3-м – хороши.
Делаем вывод: лишний ответ В).Компьютер, слайд 26.
Образец записи у вас есть. Ну, что, в добрый путь.
А) Мама стала волноваться за меня. Б) Оксана любила покрасоваться. В) Анна Викторовна была хороша.
2. А) Мы будем выступать послезавтра. Б) Вдруг соловей перестал петь. В) Я начал зачитываться Буниным.
3. А) Доказательство теоремы было правильным. Б) Размышления мои были не очень приятны. В) Я готов был с вами согласиться.
Сдаем листочки с классной работой, проверьте себя. Компьютер, слайд 30.
В (составное именное сказуемое) 2. А (простое глагольное сказуемое) 3. В (составное глагольное сказуемое)
13. Закончить урок мне бы хотелось поэтическими строками нашего поэта-современника Е. Евтушенко:
Я часто брёл по бездорожью,
Но если, чистое тая,
Хранил в ладонях искру божью,
То это – Родина моя.
На свете всё не бесконечно –
От океана до ручья,
Но если что — то в мире вечно –
То это – Родина моя.
Меня не станет, солнце встанет,
И будут люди и земля,
И если кто меня вспомянет,
То это – Родина моя.
14. Домашнее задание. Компьютер, слайд 32.
Комментирование оценок за урок.
Тема урока: «Составное именное сказуемое».
Фамилия: _________________
I . Но люблю тебя Родина кроткая ( )
А (за) что – разг__дать (не) м__гу.
В__села тв__я рад__сть к__роткая
(С) громк__й песн__й в__сной (на) лугу.
II . Выделите основу предложения. Укажите вид сказуемого.
Это была наша новая учительница._________________________________
Марина была уже здесь.__________________________________________
Юрий будет хорошим спортсменом.________________________________
Он будет делать уроки.___________________________________________
III . Определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого.
Это был трудный путь._______________________
Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.______________
«Трижды девять – двадцать семь», — ответил ученик.__________________
Туфли мне впору._________________________
Правда светлее солнца.____________________
На таком заводе два инженера – капля в море. 4
IV . Редактирование текста.
Тишина на озере Киёво. Но этот покой. Скоро вешние воды гомон крикливых птичьих стай. Сюда теперь ежегодно тысячи речных чаек.
Многие из них здесь были , и это помогло учёным дальность перелётов этих птиц.
Озёрная колония чаек природной лабораторией для изучения биологии этих полезных птиц.
На месте пропусков вставьте подходящие по смыслу слова.
Подчеркните основу предложения.
Укажите вид сказуемого.
Определите, какой частью речи выражены подлежащие и сказуемые.
1. А) Лес помогает человеку сохранить влагу в почве.
Б) Скоро птицы начнут собираться в стаи.
В) Особенно хороши леса ранней осенью.
Домашнее задание Фамилия:______________________
Объяснить пропущенные орфограммы.
Выделить грамматическую основу. Указать вид сказуемых.
Выполнить указанные виды разбора.
§ 173, материал справочника.
Я часто брёл по безд__рож__ю 2 ,
Но если чистое тая
Хр__нил в ладонях искру бож__ю,
То это – Родина м__я.
На свете всё (не)бе(с, з)конеч__но –
От ок__ана до руч__я,
Но если что (то) в мир__ веч__но 3 ,
То это – Родина м__я.
Меня (не) стан__т, со__нце встан__т,
И будут люди и з__мля,
И если кто меня вспомян__т,
То это – Родина м__я 1 .
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Познакомить детей с составным именным сказуемым;
- знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого;
- формировать культурную компетентность.
- уметь различать составное именное сказуемое и форму сложного будущего времени простого глагольного сказуемого;
- развивать речь учащихся (работа с паронимами и фразеологизмами, поэтическими текстами);
- расширять культурный кругозор, обращаясь к лирике русских поэтов.
- формировать умение анализировать, сравнивать похожие языковые явления;
- формировать лингвистическую компетентность (умение оперировать терминами, строить суждения в научном стиле).
- воспитание патриотизма, любви к родному слову.
- К данному уроку используется презентация.
- Гольцман Оксана АлександровнаНаписать 5757 24.01.2015
Номер материала: 332908
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 24.01.2015 504
- 24.01.2015 3039
- 24.01.2015 4957
- 24.01.2015 1219
- 24.01.2015 2766
- 24.01.2015 1437
- 24.01.2015 828
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
В школах Ростовской области осенние каникулы начнутся раньше срока
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В России будет введена должность советника директора по воспитанию
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Типы сказуемых (таблица с примерами)
Укажем типы сказуемых, которые различают в грамматической основе предложения.
Сказуемое является таким же равноправным членом предложения, как и подлежащее.
ОпределениеСказуемое — это главный член предложения, который определяет подлежащее и составляет с ним грамматическую основу предложения.
Вдруг к нашему костерку выкатились два медведя-подростка (В. Песков).
Выясним грамматическую основу этого простого предложения:
- (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
- два медведя-подростка что сделали? выкатились — сказуемое.
Сказуемое может быть выражено как глаголами, так и словами именных и других частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и пр.), поэтому различают
Сказуемое и способы его выражения
В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три способа выражения сказуемого:
Таблица
П Г С | Выражено глаголом в форме одного из наклонений | Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин) |
С Г С | Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение) | По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам. |
С И С | Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) | Она была не тороплива , не холодна , не говорлива . (А. Пушкин) Слово — серебро , молчание — золото . (Поговорка) |
Простое глагольное сказуемое
Этот вид сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа, например:
Буйство разных цветов у растений привлекает (гл. изъяв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков).
Восходившее солнце золотило (гл. изъяв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).
Я уж буду знать (гл. изъяв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что дальше делать (Чарльз Диккенс).
Отдай (гл. повел. накл.) обещанную розу! (Белла Ахмадулина).
Что сказал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).
Акцентируем внимание, что простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:
Укажем, что простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:
Как его ни спрашивают, а он молчать себе (молчит).
Будешь ты ещё мне тянуть душу !
Не выходите из себя по такому пустяковому поводу.
Составное глагольное сказуемое
К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:
вспомогательный глагол + инфинитив = СГС
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо (Д. Лихачёв).
Вспомогательные глаголы в СГС
В качестве вспомогательного глагола используются:
1. фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия
Бледный свет короткого тусклого дня начал меркнуть , когда в окружающей тишине пронесся слабый, отдалённый вой (Джек Лондон).
Генри перестал жевать , посмотрел через костер на собак и пересчитал их (Джек Лондон).
2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности
К концу лета он ухитрился всё-таки купить у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (Алексей Толстой. Петр Первый).
3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние
Мне стало жаль старика, я твердо решил остаться в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
4. некоторые безличные глаголы
Да, над этим решительно следует подумать (Александр Беляев).
5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением
Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души (Вениамин Каверин).
6. слова состояния
По праздникам можно было понежиться в постели подольше (Борис Пастернак).
Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:
Пойду в огород (зачем?) собрать зелени (обстоятельство).
Мама попросила Машу (о чём?) быстрее собираться в школу (дополнение).
Составное именное сказуемое
Этот тип сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:
- имя существительное в форме Им. п. или Тв. п. (примеры);
- имя прилагательное в полной и краткой форме, в формах степеней сравнения;
- имя числительное или количественное сочетание;
- местоимение;
- наречие;
- причастия в полной и краткой форме, действительные и страдательные;
- междометия;
- неразложимые словосочетания.
Глагольная связка + именная часть = СИС
Связка составного именного сказуемого
В роли связки часто употребляется
1. глагол «быть» в разных формах времени и наклонения , в том числе
«есть» — форма настоящего времени глагола «быть», которая часто бывает нулевой (отсутствует), например:
Он был похож на маму (Борис Пастернак).
Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).
Море было спокойно , и с капитанского мостика было нетрудно следить за всеми движениями акулы (Жюль Верн).
Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).
Доброта — качество , излишек которого не вредит (Д. Голсуорси).
2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:
Примерыстать, делаться, казаться, становиться, являться, считаться, оставаться, представлять, зваться, называться, выглядеть, доводиться, считаться и пр.
И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).
С этой минуты стало ясно , кто является главным человеком в доме (Вениамин Каверин).
И вдруг он полковником становится , этот мальчик, сын дворника (Борис Пастернак).
Конечно, теперь он не казался мне таким загадочным , как в деревне, в детстве (Вениамин Каверин).
3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:
Примерысидеть, стоять, бежать, вернуться, идти, лежать, работать, родиться, жить.
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Мать лежала спокойная , такая же бледная , как всегда (Вениамин Каверин).
Я жил недорослем , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).
Алгоритм определения вида сказуемого
Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»
Сохранить статьюhttp://infourok.ru/konspekt_uroka_russkogo_yazyka_na_temu_sostavnoe_imennoe_skazuemoe_8_klass-332908.htm
http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/sintaksis/44482-tipy-skazuemyh-tablica-s-primerami.html