Горы там как будто только модели тех страшных где то воздвигнутых гор подлежащее и сказуемое

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

  • Главная 
  • Вопросы & Ответы 
  • Вопрос 908975

Мари Умняшка

Помогите с домашнем заданием Выделите грамматические основы предложений. Поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым и обьяснить почему . 1. Увы, я не пророк (Луговской). 2. Тишина умирающих злаков это светлая в мире пора (Блок). 3. Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь (Твардовский). 4. Сто двадцать пять рублей большие деньги (Распутин). 5. Я как одинокая птица без гнезда (Тургенев). 6. Писательство не искусство наживы (Асеев). 7. Критика составляющая часть искусства (А.Н. Толстой). 8. Я человек не новый (Есенин). 9. Поэт поэту есть кунак (Есенин). 10. Уже мы больше не рабы (Есенин). 11. Луна словно репа, и звёзды фасоль (Прокофьев). 12. Расстояние не помеха ни для смеха и ни для вздоха (Мартынов). 13. Быть счастливым это ведь и значит не бывать несчастным (Сельвинский). 14. Дядя Леша с семьей не единственные обитатели этой глухой стороны (Паустовский). 15. Люди мы самые обычные (Марков). 16. Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор (Гончаров). 17. Нигде я не видал такого простора, как было здесь: красные большие цветы как костры, бабочки как птицы (Пришвин). 18. Ученый без трудов дерево без плодов (Саади). 19. Ермолай был человек престранного рода (Тургенев). 20. Но в такую большую воду плыть это безумство (Федосеев). 21. Искать и находить причины неясных, но плодотворных человеческих состояний дело писателей (Паустовский). 22. Травка гончая собака, и дело её гонять дичь (Пришвин). 23. Это их [барса и тигра] постоянный приём заходить в спину преследующего их человека (Пришвин). 24. Вы думаете, идти на смерть под пули, под снаряды это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? Нет, это значит и бояться, и испытывать, но подавить боязнь (Макаренко). 25. Вишнёвый сад мой (Чехов).

Лучший ответ:

Суррикат Мими

1. Я(подлежащее) не пророк (сказуемое); тире не нужно, потому что между ними «не»
2.Тишина(подлежащее) умирающих злаков- это светлая в мире пора(сказуемое светлая пора)
3. Врага уничтожить- большая заслуга, но друга спасти- это высшая честь ( уничтожить — подлежащее, заслуга — сказуемое, спасти — подл, честь — скащуемое)
4. Сто двадцать пять рублей -большие деньги .( тире между подлежащим числителельным и сказуемым существителтным)
5.. Я как одинокая птица без гнезда. (Я- подл, птица — сказуемое)
6.6. Писательство не искусство наживы.(тире не ставится тк есть «не»)
7. Критика -составляющая часть искусства.( Критика — подл, часть- сказ)
8. Я человек не новый
10. Уже мы больше не рабы( мы подл, не рабы — сказ; есть «не» поэтому тире не нужно)
11. Луна словно репа, и звёзды -фасоль
12.Расстояние не помеха ни для смеха и ни для вздоха
13. Быть счастливым- это ведь и значит не бывать несчастным
14. Дядя Леша с семьей не единственные обитатели этой глухой стороны

15. Люди мы самые обычные (Марков)
. 16. Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор (Гончаров)
. 17. Нигде я не видал такого простора, как было здесь: красные большие цветы как костры, бабочки как птицы

18. Ученый без трудов- дерево без плодов (Саади).
19. Ермолай был человек престранного рода (Турине
20. Но в такую большую воду плыть -это безумство (Федосеев). 21. Искать и находить причины неясных, но плодотворных человеческих состояний- дело писателей (Паустовский).

22. Травка -гончая собака, и дело её гонять -дичь (Пришвин).
23. Это их [барса и тигра] постоянный приём -заходить в спину преследующего их человека (Пришвин).
24. Вы думаете, идти на смерть под пули, под снаряды- это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? Нет, это значит и бояться, и испытывать, но подавить боязнь (Макаренко)
. 25. Вишнёвый сад мой (Чехов)

Упражнения к теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ. УПРАЖНЕНИЯ.

Упражнение 1. Выделите грамматические основы предложений. Поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым. Объясните постановку тире.

1. Увы, я не пророк (Луговской). 2. Тишина умирающих злаков это светлая в мире пора (Блок). 3. Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь (Твардовский). 4. Сто двадцать пять рублей большие деньги (Распутин). 5. Я как одинокая птица без гнезда (Тургенев). 6. Писательство не искусство наживы (Асеев). 7. Критика составляющая часть искусства (А.Н. Толстой). 8. Я человек не новый (Есенин). 9. Поэт поэту есть кунак (Есенин). 10. Уже мы больше не рабы (Есенин). 11. Луна словно репа, и звёзды фасоль (Прокофьев). 12. Расстояние не помеха ни для смеха и ни для вздоха (Мартынов). 13. Быть счастливым это ведь и значит не бывать несчастным (Сельвинский). 14. Дядя Леша с семьей не единственные обитатели этой глухой стороны (Паустовский). 15. Люди мы самые обычные (Марков). 16. Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор (Гончаров). 17. Нигде я не видал такого простора, как было здесь: красные большие цветы как костры, бабочки как птицы (Пришвин). 18. Ученый без трудов дерево без плодов (Саади). 19. Ермолай был человек престранного рода (Тургенев). 20. Но в такую большую воду плыть это безумство (Федосеев). 21. Искать и находить причины неясных, но плодотворных человеческих состояний дело писателей (Паустовский). 22. Травка гончая собака, и дело её гонять дичь (Пришвин). 23. Это их [барса и тигра] постоянный приём заходить в спину преследующего их человека (Пришвин). 24. Вы думаете, идти на смерть под пули, под снаряды это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? Нет, это значит и бояться, и испытывать, но подавить боязнь (Макаренко). 25. Вишнёвый сад мой (Чехов).

Упражнение 2. Выделите грамматические основы предложений. Поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым. Расставьте необходимые знаки препинания. Объясните постановку тире.

1. Левая стена синий лёд правая алый огонь. 2. Наблюдение за чужими глупостями вечное бесплатное удовольствие. 3. Шанс вписаться между двумя «КамАЗами» минимальный. 4. И его предложение, и моя ответная готовность чистая фикция. 5. Ваше желание наше исполнение. 6. Сегодня запечённая в фольге форель великолепна! 7. Снежный барс зверь не очень крупный но дело не в размере. 8. Теперь само моё прикосновение смерть. 9. А иконки на рабочем столе прозрачные едва заметные. 10. Я снова улыбаюсь глядя на спешащего с подносом официанта. Я дайвер. А дайверы не бывают бывшими. Я живой. 11. Смерть из глубины это смерть глубины.

12. Быть Почтеннейшим Начальником Малого Тайного Сыскного Войска в столице Соединенного Королевства весьма хлопотное занятие. 13. Мое главное достоинство это принадлежность к миру чудесного а вовсе не способность с ним управляться… 14. Его окраины малонаселенные равнины плавно переходящие в бесконечные необитаемые пространства Пустых Земель. 15. Но самолично перетекать из одного озера бледного света в другое это скажу вам нечто! 16. Утратить Искру значит утратить способность защищаться от чего бы то ни было. 17. Дальнейшее долгожительство вопрос личного могущества. 18. Ванная комната особое место. 19. Выслушивать такую чушь изо дня в день дорогого стоит! 20. А прежде сэр Кофа был генералом полиции Правого Берега. 21. Проснуться это так здорово! 22. А наши кошки самые правильные кошки во Вселенной! 23. Зато впечатляли их размеры в длину мохнатые коротколапые существа были никак не меньше метра высота в холке сантиметров сорок. 24. Я плохой теоретик к сожалению а вот вы прекрасный. 25. Именно поэтому он больше чем смерть. Он истина в последней инстанции, поскольку беспристрастен как небеса…

Упражнение 3. Выделите грамматические основы предложений. Поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым. Объясните постановку тире.

1. Живописный народ индийцы (Гончаров). 2. Офицер этот не чета вам (Федин). 3. Одиночество в творчестве тяжёлая штука (Чехов). 4. Уссурийский тигр совсем не сказка (Мартынов). 5. Удивительное дело сон (Тургенев). 6. Конечно, то большое искусство ждать (Соболев). 7. Двадцать лет хорошая вещь (Симонов). 8. Это очень несносно переезжать (Гончаров). 9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов). 10. Это дом Зверкова (Чехов). 11. Без тебя я звезда без света. Без тебя я творец без мира (Брюсов). 12. Пробуждать на борьбу сердца это лучший удел певца (Кондырев). 13. Дело писателя противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Дело художника рождать радость (Паустовский). 14. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (Паустовский). 15. Знать природу своего края, его историю, быт это значит укоренять в себе любовь к Родине (Никитин). 16. Поэзия не профессия, поэзия как любовь: если уж есть, так есть она, а нет и не суесловь (Федоров). 17. Я пастух, мои палаты межи зыбистых полей (Есенин). 18. Грустная песня, ты русская боль (Есенин). 19. Я последний поэт деревни (Есенин). 20. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый (Пушкин).

КЛЮЧИ К УПРАЖНЕНИЯМ.

Упражнение 1 . Выделите грамматические основы предложений. Поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым. Ключ.

1. Увы, я не пророк 2. Тишина умирающих злаков – это светлая в мире пора. 3. Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь. 4. Сто двадцать пять рублей – большие деньги. 5. Я как одинокая птица без гнезда. 6. Писательство не искусство наживы. 7. Критика – составляющая часть искусства. 8. Я человек не новый. 9. Поэт поэту есть кунак. 10. Уже мы больше не рабы. 11. Луна словно репа, и звёзды – фасоль. 12. Расстояние не помеха ни для смеха и ни для вздоха. 13. Быть счастливым – это ведь и значит не бывать несчастным. 14. Дядя Лёша с семьей не единственные обитатели этой глухой стороны. 15. Люди мы самые обычные. 16. Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор. 17. Нигде я не видал такого простора, как было здесь: красные большие цветы – как костры, бабочки – как птицы. 18. Учёный без трудов – дерево без плодов. 19. Ермолай был человек престранного рода. 20. Но в такую большую воду плыть – это безумство. 21. Искать и находить причины неясных, но плодотворных человеческих состояний – дело писателей. 22. Травка – гончая собака, и дело её – гонять дичь. 23. Это их постоянный приём – заходить в спину преследующего их человека. 24. Вы думаете, идти на смерть под пули, под снаряды – это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? Нет, это значит и бояться, и испытывать, но подавить боязнь. 25. Вишнёвый сад мой.

Упражнение 2 . Выделите грамматические основы предложений. Поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым. Расставьте необходимые знаки препинания. Ключ.

1. Левая стена — синий лёд, правая — алый огонь. 2. Наблюдение за чужими глупостями — вечное бесплатное удовольствие. 3. Шанс вписаться между двумя «КамАЗами» — минимальный. 4. И его предложение, и моя ответная готовность — чистая фикция. 5. Ваше желание — наше исполнение. 6. Сегодня запечённая в фольге форель — великолепна! 7. Снежный барс — зверь не очень крупный, но дело не в размере. 8. Теперь само моё прикосновение — смерть. 9. А иконки на рабочем столе — прозрачные, едва заметные. 10. Я снова улыбаюсь, глядя на спешащего с подносом официанта. Я — дайвер. А дайверы не бывают бывшими. Я — живой. 11. Смерть из глубины — это смерть глубины.

12. Быть Почтеннейшим Начальником Малого Тайного Сыскного Войска в столице Соединенного Королевства — весьма хлопотное занятие. 13. Мое главное достоинство — это принадлежность к миру чудесного, а вовсе не способность с ним управляться… 14. Его окраины — малонаселенные равнины, плавно переходящие в бесконечные необитаемые пространства Пустых Земель. 15. Но самолично перетекать из одного озера бледного света в другое — это, скажу вам, нечто! 16. Утратить Искру — значит утратить способность защищаться от чего бы то ни было. 17. Дальнейшее долгожительство — вопрос личного могущества. 18. Ванная комната — особое место. 19. Выслушивать такую чушь изо дня в день — дорогого стоит! 20. А прежде сэр Кофа был генералом полиции Правого Берега. 21. Проснуться — это так здорово! 22. А наши кошки — самые правильные кошки во Вселенной! 23. Зато впечатляли их размеры: в длину мохнатые коротколапые существа были никак не меньше метра; высота в холке — сантиметров сорок. 24. Я — плохой теоретик, к сожалению, а вот вы – прекрасный. 25. Именно поэтому он больше чем смерть. Он — истина в последней инстанции, поскольку беспристрастен, как небеса…

Упражнение 3. Выделите грамматические основы предложений. Поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым. Ключ.

1. Живописный народ индийцы (Гончаров). 2. Офицер этот не чета вам (Федин). 3. Одиночество в творчестве – тяжёлая штука (Чехов). 4. Уссурийский тигр совсем не сказка (Мартынов). 5. Удивительное дело – сон (Тургенев). 6. Конечно, то большое искусство – ждать (Соболев). 7. Двадцать лет – хорошая вещь (Симонов). 8. Это очень несносно – переезжать (Гончаров). 9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов). 10. Это дом Зверкова (Чехов). 11. Без тебя я – звезда без света. Без тебя я – творец без мира (Брюсов). 12. Пробуждать на борьбу сердца – это лучший удел певца (Кондырев). 13. Дело писателя – противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Дело художника – рождать радость (Паустовский). 14. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (Паустовский). 15. Знать природу своего края, его историю, быт – это значит укоренять в себе любовь к Родине (Никитин). 16. Поэзия не профессия, поэзия как любовь: если уж есть, так есть она, а нет – и не суесловь (Федоров). 17. Я – пастух, мои палаты – межи зыбистых полей (Есенин). 18. Грустная песня, ты – русская боль (Есенин). 19. Я последний поэт деревни (Есенин). 20. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый (Пушкин).

Ответы к упражнениям 1-16

Упражнение 1

1. Молчание. 2. Домашние. 3. Многое. 4.Всё живое. 5. Куча народа. 6. Двое людей. 7. Выгонять и пригонять. 8. Маша с лётчиком. 9. Много времени. 10. Более трёх часов. 11. Другие. 12. Никто из жителей. 13. Около двадцати подвод. 14. Сорок лет. 15. Всё. 16. Михайлов. 17. Раздобыть. 18. «Если бы». 19. Уйти. 20. Что-то страшное. 21. Несколько пуль. 22. Княгиня с княжной. 23. Княгиня. 24. Оживить. 25. «Гони в шею». 26. «Ура». 27. Двадцать три из двадцати четырёх человек. 28. Середина марта. 29. Многие из них. 30. Слабые. 31. Кто-то. Иные. Некоторые.

Упражнение 2

1. Я ловлю . 2. Листья лежали . 3. Что-то вечернее есть . 4. Старуха бросилась было . 5. Она ревмя ревёт . 6. Я возьму и продам . 7. Слова задели за живое . 8. Я пойду позову . 9. Ты и плакать . 10. Небо белеет . 11. Брат вступился было . 12. Я буду петь . 13. День как будто дремал . 14. Ложь стоит поперёк горла. 15. Недели принесли разочарование . 16. Подруга толк . 17. Он — ругать . 18. Ты не обижайся . 19. Они пускай оставят . 20. Читатели пусть знают . 21. Мать шасть . 22. Батюшка возьми да и привяжись . 23. Оля Нечаева локти кусать будет . 24. Кулумбе берёт начало . 25. Депутат зондировал почву .

Упражнение 3

7. Слова задели за живое (взволновали). 14. Ложь стоит поперёк горла (мешает; раздражает). 15. Недели принесли разочарование (разочаровали). 23. Оля Нечаева локти будет кусать (будет сожалеть). 24. Кулумбе берёт начало (начинается). 25. Депутат зондировал почву (выяснял).

Упражнение 4

1. Он боялся идти (CГС; вспомогательная часть имеет модальное значение). 2. Лакей приходил (ПГС); звать – объектный инфинитив, обстоятельство цели. 3. Старуха ушла (ПГС, выраженное лексически полнозначным глаголом); хлопотать – обстоятельство цели. 4. Он попросил (ПГС); похлопотать – дополнение. 5. Поэт умеет заставить (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение); говорить – объектный инфинитив, дополнение. 6. Я стараюсь учить (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение). 7. Человек не сможет передать (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение). 8. Я не буду видеть , писать , звонить (ПГС, выраженное формой сложного будущего времени глагола). 9. Капли начали стучать (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 10. Дождь будет моросить (ПГС, выраженное формой сложного будущего времени глагола). 11. Дождь начинает шуметь (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 12. Аллеи начинались (ПГС). 13. Слухи стали носиться (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 14. Они продолжали сопеть , дремать , зевать (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 15. Море переставало шуметь (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 16. Пурга не хотела униматься (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение). 17. Антоненко приказал (ПГС); покинуть – объектный инфинитив, дополнение. 18. Я не позволю (ПГС); отзываться – объектный инфинитив, дополнение. 19. Тагилов не пошёл (ПГС, выраженное лексически полнозначным глаголом); завтракать – обстоятельство цели. 20. Она не успела поздороваться (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение).

Упражнение 5

1. Дверь была закрыта (СИС; именная часть выражена кратким причастием; грамматическая связка выражена глаголом в прошедшем времени). 2. Алёшка с Алексашкой пришли весёлые (СИС; именная часть выражена полным прилагательным в именительном падеже; знаменательная связка выражена глаголом в прошедшем времени). 3. Кабинет является Заколдованным царством (СИС; именная часть выражена цельным словосочетанием с главным словом существительным в творительном падеже; грамматическая связка выражена глаголом в настоящем времени). 4. Она лежала неподвижная (СИС; именная часть выражена полным прилагательным в именительном падеже; знаменательная связка выражена глаголом в прошедшем времени). 5. Муж и жена люди самые почтенные (СИС; именная часть выражена цельным словосочетанием с главным словом существительным в именительном падеже; грамматическая связка быть в нулевой форме). 6. Рыба – ваша (СИС; именная часть выражена притяжательным местоимением в именительном падеже; грамматическая связка быть в нулевой форме). 7. Воздух чист и свеж (СИС; именная часть выражена краткими прилагательными; грамматическая связка быть в нулевой форме). 8. Уступить – позорно (СИС; именная часть выражена наречием; грамматическая связка быть в нулевой форме). 9. Я был маленького роста (СИС; именная часть выражена цельным словосочетанием с главным словом существительным вродительном падеже; грамматическая связка выражена глаголом в прошедшем времени). 10. Слово – одежда (СИС; именная часть выражена существительным в именительном падеже; грамматическая связка быть в нулевой форме). 11. Воспоминание было некстати (СИС; именная часть выражена наречием; грамматическая связка выражена глаголом в прошедшем времени). 12. Явления одеты (СИС; именная часть выражена кратким причастием; грамматическая связка быть в нулевой форме).

Упражнение 6

1. Матрос шагал израненный, усталый (СИС; знаменательную связку можно заменить на грамматическую: матрос был израненный, усталый). 2. Лошадь идёт (ПГС; усталая – определение). 3. Жары стоят нестерпимые (СИС; знаменательную связку можно заменить на нулевую: жары нестерпимые). 4. Он стоял (ПГС). 5. Я родился такой (СИС; знаменательную связку можно заменить на нулевую: я такой). 6. Две девочки родились (ПГС). 7. История оказалась вздором (СИС; полузнаменательную связку можно заменить на грамматическую: история была вздором). 8. Сани оказались (ПГС). 9. Дождь шёл некрупный, тёплый (СИС; знаменательную связку можно заменить на грамматическую: дождь был некрупный, тёплый). 10. Дождик сыплется (ПГС; тёплый – определение).

Упражнение 7

1. Люди — покупатели, продавцы (СИС; ср.: люди являются покупателями, продавцами ). 2. Я что такое? (СИС; ср.: Чем таким я являюсь? ). 3. Ты забавник (СИС; ср.: ты являешься забавником ). 4. Умишко — ловкая штучка (СИС; ср.: умишко является ловкой штучкой ). 5. Потребность упрощать — детская болезнь (СИС; ср.: потребность упрощать является детской болезнью ). 6. Уметь — счастье (СИС; ср.: уметь является счастьем ). 7. Точность, определённость — одни из качеств, условий (СИС; ср.: точность, определённость являются одним из качеств, условий ). 8. Оленёнок родился пятнистым (СИС; ср.: оленёнок был пятнистым ; оленёнок пятнистый ). 9. Равнодушие было свойством (СИС; ср.: равнодушие – это свойство ). 10. Много картинок было (ПГС; бытийное предложение). 11. Я проснулся закоченелый (СИС; ср.: я был закоченелый ; я закоченелый ). 12. Я велел (ПГС; заложить – дополнение, так как его действие не относится к подлежащему (велел – я, а закладывать будет кучер) – объектный инфинитив). 13. Я пошёл (ПГС, пошёл – знаменательный глагол; побродить – обстоятельство цели). 14. Я принялся глядеть (СГС; субъектный инфинитив и фазовое значение вспомогательной части). 15. Аннушка стояла бледная (СИС; ср.: Аннушка была бледная ; Аннушка бледная ).

Упражнение 8

1. Татьяна должна была играть (осложнённое СГС; должна была – СИС). 2. Я старался казаться весёлым (осложнённое СИС; старался казаться – СГС). 3. Она попробовала пройти босая (осложнённое СИС; попробовала пройти – СГС). 4. Человек должен быть человечен (осложнённое СИС; должен быть – СГС; должен – СИС с нулевой связкой). 5. Учёный должен ценить (осложнённое СГС; должен – СИС с нулевой связкой). 6. Мир может показаться нереальным (осложнённое СИС; может показаться – СГС). 7. Я должен был выехать (осложнённое СГС; должен был – СИС). 8. Мечта начала казаться несбыточной (осложнённое СИС; начала казаться – СГС). 9. Издевательство не должно быть прощаемо (осложнённое СИС; не должно быть – СГС; не должно – СИС с нулевой связкой). 10. Володя готов был уехать (осложнённое СГС; готов был – СИС).

Упражнение 9

1. Лететь было несложной задачей (СИС; несложной задачей – цельное сочетание). 2. Я с командиром сдать обязаны (осложнённое СГС; обязаны – СИС с нулевой связкой). 3. Товарищ предложил (ПГС; принять участие – объектный глагольный фразеологизм). 4. Я вышел (ПГС, выраженное знаменательным глаголом; умыться – обстоятельство цели). 5. Изучить не представляло труда (ПГС, выраженное фразеологизмом). 6. Часть из них может выйти (СГС; покурить, посмотреть – обстоятельства цели). 7. Завидовать незавидно (СИС с нулевой связкой). 8. Они должны отказаться (осложнённое СГС; должны – СИС с нулевой связкой). 9. Команда вправе требовать (осложнённое СГС; вправе – СИС с нулевой связкой). 10. Он приказал (ПГС; застегнуть – объектный инфинитив). 11. Другие были вынуждены причалить (осложнённое СГС; были вынуждены – СИС). 12. Я отправился (ПГС, выраженное знаменательным глаголом; побродить – обстоятельство цели). 13. Звёзды мешают (ПГС; уснуть – объектный инфинитив). 14. Печальное смешно (СИС с нулевой связкой).

Упражнение 11

1. Увы, я не пророк 2. Тишина умирающих злаков – это светлая в мире пора . 3. Врага уничтожить – большая заслуга , но друга спасти – это высшая честь . 4. Сто двадцать пять рублей – большие деньги . 5. Я как одинокая птица без гнезда. 6. Писательство не искусство наживы. 7. Критика – составляющая часть искусства. 8. Я человек не новый . 9. Поэт поэту есть кунак . 10. Уже мы больше не рабы . 11. Луна словно репа , и звёзды – фасоль . 12. Расстояние не помеха ни для смеха и ни для вздоха. 13. Быть счастливым – это ведь и значит не бывать несчастным . 14. Дядя Лёша с семьей не единственные обитатели этой глухой стороны. 15. Люди мы самые обычные . 16. Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор. 17. Нигде я не видал такого простора, как было здесь: красные большие цветы – как костры , бабочки – как птицы . 18. Учёный без трудов – дерево без плодов. 19. Ермолай был человек престранного рода . 20. Но в такую большую воду плыть – это безумство . 21. Искать и находить причины неясных, но плодотворных человеческих состояний – дело писателей. 22. Травка – гончая собака , и дело её – гонять дичь. 23. Это их постоянный приём – заходить в спину преследующего их человека. 24. Вы думаете , идти на смерть под пули, под снаряды – это значит ничего не испытывать , ничего не бояться ? Нет, это значит и бояться , и испытывать , но подавить боязнь. 25. Вишнёвый сад мой .

Упражнение 12

1. Выходим (определённо-личное). 2. Собирают (по форме – неопределённо-личное; по значению – обобщённо-личное). 3. Не пройдёшь (по форме – определённо-личное; по значению – обобщённо-личное). 4. Верили (неопределённо-личное). 5. Выгоняют (неопределённо-личное). 6. Не найдёшь (по форме – определённо-личное; по значению – обобщённо-личное). 7. Не назначили (неопределённо-личное). 8. Темнело (безличное). 9. Было холодно (безличное). 10. Не найдено (безличное). 11. Нет (безличное). 12. Снег и чайки (назывное). 13. Не зеленеть (инфинитивное). 14. Пришлось идти (безличное). 15. Не исчезнуть (инфинитивное). 16. Не приходилось спать (безличное). 17. Натоплено (безличное). 18. Не любили тратить (неопределённо-личное). 19. Давай выйдем (определённо-личное). 20. Бранят (неопределённо-личное). 21. Звон (назывное). 22. Не стало (безличное). 23. Домик (назывное). 24. Нет (безличное). 25. Подводят (неопределённо-личное). 26. Хорошо быть (безличное). 27. Нет (безличное).

Упражнение 13

  1. Удивительно голое место (односоставное назывное предложение). Только несколько минных воронок (односоставное назывное предложение). Ни одного окопа (неполное предложение с опущенным сказуемым нет ; односоставное безличное предложение). « Будут спрашивать (односоставное неопределённо-личное предложение), – говорю Васину (односоставное определённо-личное предложение), – отдувайся за двоих! (односоставное определённо-личное предложение)». Выскакиваю из окопа и бегу (односоставное определённо-личное предложение). Ветер кидается мне навстречу (двусоставное предложение). Трудно дышать (односоставное безличное предложение). Впереди – воронка (двусоставное неполное предложение с опущенным сказуемым: находится ). Только бы добежать до неё (односоставное инфинитивное предложение)! И тут словно плетью хлестнули по земле (односоставное неопределённо-личное предложение). Обстрел (односоставное назывное предложение). Не надо было шевелиться (односоставное безличное предложение).
  2. Знойно (односоставное безличное предложение). Мухи (односоставное назывное предложение). В поварне стучат ножами (односоставное неопределённо-личное предложение). Сквозь марево видны бесконечные купола Москвы (двусоставное предложение). Поближе – иглы немецкой кирхи (двусоставное неполное предложение с опущенным сказуемым: видны ).

Упражнение 14

Темнеет (односоставное безличное предложение). В глубине сада – костёр (двусоставное неполное предложение с опущенным сказуемым: виден ). Крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев (односоставное безличное предложение). Шурша по сухой листве, как слепой, доберёшься до шалаша (односоставное предложение; по форме – определённо-личное, по значению – обобщённо-личное). Тут немного светлее (односоставное безличное предложение).

– Это вы , барчук (двусоставное предложение)? – тихо окликает кто-то из темноты (двусоставное предложение).

– Это я (двусоставное предложение). Не спите ещё, Николай (односоставное определённо-личное предложение)? А где у вас ружьё (двусоставное неполное предложение с опущенным сказуемым находится / лежит )?

– Возьмите возле ящика (односоставное определённо-личное предложение).

Вскинешь кверху тяжёлую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь (односоставное предложение: по форме – определённо-личное, по значению – обобщённо-личное).

– Постращайте , постращайте , барчук (односоставное определённо-личное предложение)! – скажет мещанин (двусоставное предложение). – Опять всю дулю на валу отрясли (односоставное неопределённо-личное предложение).

А чёрное небо чертят огнистыми полосами падающие звёзды (двусоставное предложение). Как холодно , росисто (односоставное безличное предложение)! Как хорошо жить на свете (односоставное безличное предложение)!

Упражнение 15

1. Он углубился в чтение (косвенное; сущ. в В. п. с предлогом) заявления (косвенное; сущ. в Р. п.). 2. Помню я осень (прямое; сущ. в В. п.). 3. Не видал я осени (прямое; сущ. в Р. п. при отрицании). 4. Барышня взяла книгу (прямое; сущ. в В. п. без предлога) и прочла несколько строк (прямое; цельное сочетание (количественное значение) с главным словом – местоимением в В. п. без предлога). 5. Он приказал мне (косвенное; мест. в В. п.) выехать (объектный инфинитив). 6. Толпа обычна для городов (косвенное; сущ. в Р. п. с предлогом). 7. Он расспрашивал о каждой из вещей (косвенное; цельное сочетание (избирательное значение) с главным словом – местоимением в П. п. с предлогом). 8. Митя посоветовал Мирону (косвенное; сущ. в Д. п.) закупить (объектный инфинитив) муку (прямое; сущ. в В. п. без предлога) и продавать (объектный инфинитив) рабочим (косвенное; сущ. в Д. п.). 9. Он сделал это (прямое; мест. в В. п. без предлога) незаметно для других (косвенное; мест. в Р. п. с предлогом). 10. Я пригласил спутника (прямое; сущ. в В. п.) выпить (объектный инфинитив) стакан (прямое; сущ. в В. п.) чая (косвенное; сущ. в Р. п.).


источники:

http://infourok.ru/uprazhneniya-k-teme-tire-mezhdu-podlezhashim-i-skazuemym-4336852.html

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/43-kurs_russkogo_yazyka_otvety_k_uprazhneniyam/stages/3550-otvety_k_uprazhneniyam_1_16.html