Говорить с вами только слова тратить подлежащее сказуемое

Тире между подлежащим и сказуемым

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Тире между подлежащим и сказуемым

Урок-закрепление в 11 классе.

Автор: Глотова Е. В., учитель русского языка и литературы МОУ гимназия № 1

Описание слайда:

Тире ставится обязательно, если перед сказуемым есть слова это, это есть, значит, это значит,вот:
Толпа и народ – это не одно и то же.

Описание слайда:

Например:
Лень и трусость – самые дурные пороки.
Старший брат – мой учитель.
Старший брат мой – учитель.
Конечно, это большое искусство – ждать.
Большая Медведица – семь ярких звезд.
Но:
Моя сестра спортсменка. (Разговорн. стиль.)
Прекрасный человек Иван Иванович!
Грош цена теории (неразложимый фразеол. оборот), которая фиксирует одни шаблоны.

Описание слайда:

Тире не ставится,
если перед сказуемым есть:
Глагол-связка:
Искусство есть мышление в образах.
Наречия:
Обман всегда обман.
Частицы:
Эта вещь не новинка.
Союзы :
Лес будто терем расписной.
Вводные слова:
Гусь, известно, птица важная.

Описание слайда:

Объясните постановку знаков препинания
и проверьте себя
1. Красота есть обещание счастья.
2. Бедность не порок.
3. Невежество – страшная сила.
4. Его жизнь как легенда.
5. Говорить с вами только слова тратить.
6. Хорошо учиться – наша главная задача.
1. Красота есть обещание счастья.
2. Бедность не порок.
3. Невежество – страшная сила.
4. Его жизнь как легенда.
5. Говорить с вами только слова тратить.
6. Хорошо учиться – наша главная задача.

Описание слайда:

Исправьте ошибки, объясните их
и проверьте себя
1. Услуга в дружбе вещь святая.
2. Степь – словно большой солнечный диск.
3. Плохой товарищ – не подмога.
4. Площадь комнаты двадцать квадратных метров.
5. Солнце – ярко, небо – сине.
6. Властвовать значит доверять.
7.Я – не француз Дефорж. Я – Дубровский
Услуга — в дружбе вещь святая.(Подл. и сказ. – сущ. в им. п.)
Степь словно большой солнечный диск.
3. Плохой товарищ не подмога.
4. Площадь (сущ. в им. п.) комнаты — двадцать квадратных метров (числит.).
5. Солнце ярко, небо сине. (Сказ. – кратк. прил.)
6. Властвовать — значит доверять.
7.Я (личн.мест.) не француз Дефорж. Я(-) Дубровский.

Описание слайда:

Я (-) Дубровский?
Если подлежащее выражено личным местоимением, то тире, как правило, не ставится:
Я слуга царя, царя грозного.
Постановка тире в этом случае имеет целью логически выделить один из главных членов предложения:
Весь я – память, весь я – слух.
Вы – доктор и прекрасно знаете, что вам вреден сырой воздух.

Описание слайда:

Я (-) Дубровский?
Логическое выделение одного из главных членов предложения обычно проявляется и при произношении подобных предложений. Сравните:
Я не француз Дефорж. Я – Дубровский.
Я не француз Дефорж. Я Дубровский.

Описание слайда:

Переделайте предложения так, чтобы они иллюстрировали правила постановки тире.
Грибы являются самым удивительным растением.Они считаются питомцами туманов. Цветы называют детьми солнца, а грибы именуют детьми тени.

Грибы — самое удивительное растение.
Они питомцы туманов.
Цветы — дети солнца, а грибы — дети тени.

Описание слайда:

Расставьте знаки препинания
Грушницкий юнкер. Он из тех людей, которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект их наслаждение. Их цель сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, обреченное каким-то тайным страданиям, что и сам почти в этом уверился. Приезд его на Кавказ также следствие его романтической фантазии.

Описание слайда:

Проверьте себя
Грушницкий — юнкер. Он из тех людей, которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект — их наслаждение. Их цель — сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, обреченное каким-то тайным страданиям, что и сам почти в этом уверился. Приезд его на Кавказ также следствие его романтической фантазии.

Описание слайда:

Домашнее задание
Составить связный текст, в котором должны быть представлены все случаи, когда ставится и когда не ставится тире между подлежащим и сказуемым.
Желаем удачи!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Тест по Новой истории Латинской Америки

Отчет работы кружка «Дари добро»

Рабочая программа «Основы проектной деятельности»

Музыка для новогоднего сценария «Новый год 2021г» 3 часть

Урок — игра «Учет процесса производства. Расчет фактической себестоимости выпущенной продукции. Оформление бухгалтерскими записями процесса производства»

Доклад «Договора отчуждение жилого дома на условиях на условиях пожизненного содержания его собственником»

Тема»Криминалистическая фотография и видеозапись»

Встреча поколений: выпускники, воспитанники, педгоги

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5233622 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах

Время чтения: 1 минута

Треть школ и пятая часть детских садов в России являются инклюзивными

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 2. Лекции по пунктуации

Курс пунктуации новой школы основан на интонационно-грамматическом принципе, в отличие от школы классической, где интонация практически не изучается. Хотя в новой методике используются классические формулировки правил, но они получают дополнительное смысловое и интонационное обоснование. В целом новый метод основан на знании грамматики и позволяет расставлять знаки препинания без заучивания формальных правил, в том числе наилучшим образом выражая авторскую семантику текста.

Оглавление

  • Вводная лекция.. Основы русской пунктуации
  • Лекция 1. Тире между подлежащим и сказуемым

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 2. Лекции по пунктуации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция 1. Тире между подлежащим и сказуемым

В этой теме много частных правил, но — увы! — их знание в большинстве случаев не позволяет однозначно решить задачу: на каждое «тире надо ставить» находится «тире можно не ставить».

Однозначная постановка тире нужна только при наличии специальных слов связок ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ. Поэтому для понимания темы требуется знание факторов, влияющих на постановку тире (способ выражения подлежащего и сказуемого, наличие частиц, союзов и вводных слов между ними, стиль речи, желание автора поставить авторское тире и др.).

И была бы тема достаточно сложной, если бы не возможности интонационного анализа. Пауза и повышение голоса перед паузой с логическим выделением подлежащего — вот наилучшие ориентиры для выбора тире.

Материал включает следующие разделы:

1. Тире между подлежащим и составным именным сказуемым

2. Тире между подлежащим и сказуемым (сложные варианты)

3. Эллиптические и неполные предложения

Тире между подлежащим и составным именным сказуемым

Раздел включает следующие темы:

1. Основные положения

2. Правила постановки тире при наличии слов-связок

3. Различные способы выражения подлежащего и сказуемого

4. Отсутствие тире «при заполнении паузы» между подлежащим и сказуемым

5. Особые случаи, авторские варианты

Тема 1. Основные положения

§1. СОВРЕМЕННАЯ ГРАММАТИКА О СОСТАВНОМ ИМЕННОМ СКАЗУЕМОМ

(ПОЧИТАЕМ, ЧТО ПИШУТ)

Составное именное сказуемое состоит из двух частей:

А) глагола-связки в спрягаемой форме;

Б) именной части, выраженной прилагательными, наречиями, существительными или числительными.

Связка выражает значение времени и модальности (предикативность), а также различные дополнительные значения: становление, обнаружение, проявление признака, а также движение, положение:

Это кажется странным.

Незнаменательной связкой является глагол БЫТЬ, который в форме настоящего времени представлен нулевой формой:

Декабрь — начало зимы.

Но: день был холодным (ненулевая связка в прошедшем времени).

Остальные связки являются полузнаменательными (стать, являться, казаться, считаться) или знаменательными (пришел, вернулся, лежал, спал).

4. Субстантивные сказуемые

Тире между подлежащим и именным сказуемым чаще всего ставится при нулевой (пропущенной) связке в том случае, когда именная часть выражена существительным. Такое сказуемое называется составным субстантивным.

Выделяют субстантивные сказуемые со следующими значениями:

А) квалификация/оценка (отнесенность предмета к определенному классу):

Мой сосед — пенсионер.

Экзамен — это проверка знаний;

Б) отождествление (установление идентичности):

Мой сосед — автор этой книги.

5. Инфинитивные сказуемые

Инфинитивные сказуемые выражаются неопределенной формой глагола:

Наша задача — учиться.

Курить — здоровью вредить.

Инфинитивные сказуемые обозначают не предметы, а ситуации и, как и субстантивные сказуемые, выражают отношение отождествления: в этом случае подлежащее обычно является существительным с отвлеченным понятием, а инфинитивные сказуемые раскрывают это понятие.

Некоторые источники относят инфинитивные сказуемые к составным именным сказуемым, в то время как другие считают такой вариант сказуемого особым видом.

— А зачем нам эти субстантивные и инфинитивные сказуемые? Тире без них не поставишь?

— Да, случается и такое, например при наличии инверсии главных членов в предложении.

Наш долг — учиться. Учиться — наш долг. Здесь отождествление подлежащего и сказуемого (они взаимозаменяемы, их можно переставить), поэтому инверсии нет, тире ставится в обоих случаях.

Но: Соседи мои — славные люди. Славные люди соседи мои. Здесь оценочное значение сказуемого, поэтому главные члены определяются однозначно, во втором предложении имеет место их инверсия, тире не ставится.

§2. ГРАММАТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1. Способы выражения именной части составного именного сказуемого

Составное именное сказуемое состоит из глагольной связки быть в нужной форме и именной части, выраженной существительным, прилагательным, числительным, местоимением, наречием, именным словосочетанием, а также неопределённой формой глагола:

Белый медведь — настоящий хозяин Арктики (существительное)

Море чудесное, синее, нежное (полное прилагательное)

Всё неизвестное величественно (краткое прилагательное)

Правда необычнее вымысла (прилагательное в сравнительной степени)

Мой дядя самых честных правил (словосочетание)

Вишнёвый сад — мой! (местоимение)

Большая Медведица — семь ярких звёзд (счётный оборот)

Жизнь прожить — не поле перейти (инфинитив)

В приведенных примерах глагольная связка быть в форме настоящего времени отсутствует.

Между подлежащим и составным именным сказуемым могут находиться специальные слова-связки ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ:

Доверие — это ключ к сердцу.

Охранять природу — это значит охранять Родину.

3. Состав подлежащего и сказуемого

Если в состав подлежащего и сказуемого входят зависимые слова, то тире отделяет состав подлежащего от состава сказуемого:

Говорить с вами — только слова тратить.

Его пример — другим наука.

§3. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ (ВЗГЛЯД СВЕРХУ)

1. Тире на письме обозначает паузу в устной речи

Между подлежащим и составным именным сказуемым во многих случаях ставится тире. Постановка тире между подлежащим и сказуемым соответствует паузе в устной речи в соответствии со следующей интонационной схемой: повышение тона — увеличенная пауза — понижение тона.

2. Знаки препинания при наличии связок

При наличии глагольной связки ЕСТЬ пауза отсутствует и тире не ставится. При наличии слов-связок ЭТО, ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ тире ставится всегда (это особого вида предложения с именительным темы, которые рассматриваются ниже).

3. Знаки препинания при отсутствии связок

При отсутствии слов-связок или глагольной связки постановка тире зависит от того, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое.

Тире ставится в том случае, когда синтаксическая роль главных членов может вызвать затруднение (например, когда подлежащее и сказуемое выражены существительным в И.п.):

Если грамматическая роль главных членов очевидна (например, для признакового сказуемого), то тире между подлежащим и сказуемым обычно не ставится:

Дождик мелкий, холодный.

4. Авторское решение

При отсутствии слов-связок или глагольной связки возможна авторская постановка тире, если необходимо выделить подлежащее или сказуемое:

Яголос ваш, жар вашего дыханья (тире ставится при выделении подлежащего)

Пояснение (обратим внимание!)

При наличии паузы (и тире) интонационное ударение падает и на подлежащее, и на сказуемое, а при отсутствии паузы интонационным (и смысловым) центром высказывания становится сказуемое.

Тема 2. Правила постановки тире при наличии слов-связок

Следует различать предложения со словами-связками ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ и предложения с глагольной связкой ЕСТЬ (слово «связка» в этой теме встречается два раза, но это не одно и то же).

§1. НАЛИЧИЕ СЛОВ-СВЯЗОК ЭТО, ВОТ, ВОТ ЧТО, ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ (ПАУЗА И ТИРЕ)

1. Обязательная постановка тире

Тире между подлежащим и именной частью сказуемого ставится в обязательном порядке при наличии специальных слов-связок ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ (или сочетаний из них), при этом подлежащее и сказуемое могут быть выражены различными частями речи:

Семь лет — это много в жизни одного человека.

Доверие — это ключ к сердцу

Точность и краткость — вот первые достоинства прозы.

Любить — значит страдать.

Знать много языков — значит иметь много ключей к одному замку.

Слово-связка ЭТО ЗНАЧИТ

Охранять природу — это значит охранять Родину.

Доверие — вот что всегда важно.

2. Предложение с именительным темы

Предложения со словами-связками можно рассматривать как предложения с именительным темы, при этом:

А) на первом месте стоит слово с предметным значением — именительное темы;

Б) далее после паузы следует местоимение ЭТО, замещающее именительное темы и выполняющее роль подлежащего: Книга — это лучший подарок.

Подобное рассмотрение предложений со словами-связками особенно удобно в том случае, если связка ЭТО употреблена в косвенном падеже и является дополнением:

Всегда говорить правду — на это способен не каждый.

Особая грамматическая форма подобных предложений является причиной обязательного употребления тире перед словом-связкой.

3. Слова-связки ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ

Слова-связки ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ следует отличать от других значений этих выражений, а это не так просто. Будьте внимательны!

Ведь это, значит, вы её совсем загубить хотите, Борис Григорьич!

Б) Вводное слово ЗНАЧИТ в роли союза или в составе союза

Слово ЗНАЧИТ может выступать в роли союза в БСП или входить в состав союза ЕСЛИ… ЗНАЧИТ, РАЗ… ЗНАЧИТ в СПП:

Послал он мне крест — значит, меня он любит (БСП).

Раз вы читаете это мое письмецо, значит, я вас уже покинул (СПП).

Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда.

Особое внимание следует уделить тем случаям, когда связку сложно отличить от глагола (в обоих случаях «значит» находится между двумя инфинитивам):

С помощью связки мы отождествляем две ситуации по принципу сравнения или причинно-следственных связей:

Отдать жизнь — это значит посвятить ее людям (слово-связка ЭТО ЗНАЧИТ, тире, пауза).

При использовании глагола «значит» речь идет именно о раскрытии значения слов и выражений. Такая форма обычно используется в предложениях с однородными сказуемыми, когда на глаголы ЗНАЧИТ падает ударение, а пауза после подлежащего отсутствует:

«Отдать жизнь» не значит «умереть», а значит посвятить ее людям (глагол ЗНАЧИТ, нет паузы и тире.)

§2. НАЛИЧИЕ ГЛАГОЛЬНОЙ СВЯЗКИ ЕСТЬ (НЕТ ПАУЗЫ И ТИРЕ)

При наличии глагольной связки ЕСТЬ пауза не делается и тире не ставится:

Книга есть лучший подарок.

Простота есть необходимое условие прекрасного.

Искусство есть мышление в образах.

Пушкинская сказка есть прямая наследница сказки народной.

Смех, жалость и ужас суть три струны нашего воображения (глагольная связка суть).

Тема 3. Различные способы выражения подлежащего и сказуемого

При отсутствии слов-связок или глагольной связки постановка тире между подлежащим и именной частью сказуемого зависит от того, какой частью речи они выражены.

1. Все ребята уместятся в партере — решила Нина Ивановна 2. Услуга в дружбе — вещь святая 3. Долг наш— защищать крепость до последнего нашего издыхания. 4. Я не француз Дефорж, я Дубровский. 5. Спина у акулы темно-синего цвета, а брюхо ослепительно белое. 6. Романтизм — вот первое слово, огласившее пуш­кинский период. 7.Говорить с вами — только слова тратить. 8.Обман — всегда обман. Значит, девятью сорок — триста шестьдесят, так? 9.Чай пить — не дрова рубить. 10. Озеро как сама жизнь: меняется каждый день. Почти каждая моя кни­га — это поездка. 11. Ведь это тайга! Здесь, знаете, сто километров не расстояние. Обоснуйте правилами Почему стоит тире

1. разделение двух частей предложения
2. между подлежащим и сказуемым
3. тоже между подлежащим и сказуемым
4.(должны стоять тире после я?) так же, как и в предыдущем
5. .
6. тоже между подл. и сказ.
7. вроде бы так же, как выше
8. между подл. и сказ.
9. не уверена, но вроде как в предыдущем
10. тоже между подл. и сказ.
11. если тире должно стоять между «километрами» и «не расстоянием», то тогда так же, как во втором.

Правило: если и подлежащее и сказуемое — это существительные, то между ними ставиться тире. На счёт других частей речи не помню, к сожалению.


источники:

http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9D%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83/2

http://reshaika.com/russkii-yazyk/140624.html