Графически объяснить правописание букв

Спиши текст. Графически объясни правописание подчёркнутых букв. Приближалось ненастье. Всё стихло. Замолкли лесные певцы,

Ваш ответ

решение вопроса

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,275
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 605,995
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Графический разбор

ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА

Русская графика опирается на два основных принципа: фонематический и позиционный. Суть фонематического принципа состоит в предназначении букв отражать на письме фонемы, а не звуки. Понятия «фонема» и «звук речи» не совпадают: фонема — это звукотип, это общее, реально произносимый звук — частное. Например, в слове «молоко» одна фонема /о/ представлена тремя позиционными вариантами: ударным и двумя безударными, а в слове «детский» две фонемы /т/ и /с/ звучат как один звук [ц].
Позиционный (его также называют слоговой или буквосочетательный) принцип заключается в том, что значение буквы определяется ее позицией, т.е. соседними буквами или другими графическим знаками.
Сущность слогового принципа заключается в том, что единицей письма и чтения является не звук и соответствующая ему буква, а слог и соответствующее ему сочетание согласного с гласным. Согласную букву надо читать лишь с учетом следующей за ней гласной буквы.
Нарушения слогового принципа наблюдается только при обозначении всегда твердых согласных ж, ш, ц и всегда мягких согласных ч, щ. При написании гласных после этих букв наблюдаются отступления от указанного правила. Эти отступления сводятся к следующему:

  1. После твердых согласных ж, ш, ц пишутся гласные и, е вместо требуемых слоговым принципом гласных ы, э: цифра (вместо цыфра), шить (вместо шыть), шерсть (вместо шэрсть).
  2. После мягких согласных ч, щ пишутся гласные а, у, о вместо требуемых я, ю, ё: чашка (вместо чяшка), чудо (вместо чюдо), мячом (вместо мячём), щуплый (вместо щюплый).

Схема графического анализа слова

  1. Привести графическую запись слова;
  2. определить графические значения всех букв и пробелов;
  3. указать фонемный «объем» буквы (пробела);
  4. отметить случаи, когда буква (пробел) уточняет значение соседней буквы;
  5. стрелками обозначить проявление позиционного принципа графики.

Стрелка направляется от буквы (пробела), которая передает часть дифференциальных признаков соседней фонемы к букве, которая передает основную часть содержания этой фонемы, а также от буквы, уточняющей значение соседней буквы, к этой букве.

Подход к графическому анализу слова у разных авторов разный:

Образец графического анализа

  1. Якорь [jа˙кър’]. 5 букв – 5 звуков.
  2. Буква я передаёт звуки [j˙а], звуковое значение – главное; буква к («ка») передаёт звук [к], звуковое значение – главное; буква о передаёт звук [ъ], звуковое значение – второстепенное; буква р («эр») передаёт звук [р], звуковое значение – главное; буква ь (мягкий знак) не передаёт звука.

3-4.
Я – двузначная буква: [а], [jа]; звуковое значение устанавливается в графическом слоге «знак пробела» +Я: «знак пробела» в абсолютном начале слова указывает на то, что я обозначает 2 звука, т.е. действует слоговой принцип русской графики.
К – двузначная буква ([к], [к’]), звуковое значение [к] устанавливается в графическом слоге ко: буква о указывает на твёрдость согласного, обозначенного предшествующей согласной буквой, т.е. действует слоговой принцип русской графики.
О – однозначная буква, её звуковое значение не устанавливается в графическом слоге, оно объясняется фонетической позицией обозначаемого гласного – [ъ], который произносится в заударном слоге после твёрдого согласного.
Р – двузначная буква ([р], [р’]), звуковое значение [р’] устанавливается в графическом слоге рь: ь указывает на мягкость согласного [р’], обозначенного предшествующей буквой, т.е. действует слоговой принцип русской графики.
Образец графического анализа:

Съёжиться
с – [с] – буква обозначает тот же звук,
ъ – [Ø] – буква не обозначает звука,
ё – [ĵо] – буква обозначает два звука,
ж – [ж] – буква обозначает тот же звук,
и – [ы] – буква обозначает другой звук,
т – [ц] – буква обозначает другой звук,
ь – [Ø] – буква не обозначает звука,
с – [ц] – буква обозначает другой звук (результат процесса стяжения),
а – [ъ] – буква обозначает редуцированный безударный звук.
В слове 9 букв и 7 звуков. Буквы ъ и ь знаки не обозначают звуков, буква ё обозначает два звука. Буквы т, с дают удвоенный звук [ц]. Букв > чем звуков.
В написании слова наблюдается отступление от слогового принципа:
1) буква с не смягчается перед йотом,
2) буква ж не смягчается перед буквой и, так как всегда обозначает твердый звук, буква т не смягчается перед мягким знаком, так как обозначаемый ею звук [т] по фонетическим законам сливается со звуком [с] и дает звук [ц].
Буква ц обозначает всегда твердый звук независимо от последующего гласного.

III и IV варианты отличаются лишь тем, что в III-ем не обозначена стрелками связь между слогами и не детализировать объем фонемы, что присуще IV-у варианту.

Из приведенных примеров видно, что буква может обозначать часть фонемы, часть одной и часть другой фонемы, одну фонему, одну фонему и часть другой фонемы, две фонемы, может не иметь фонемного значения. Буква может уточнять значение следующей буквы.

Формирование графических навыков письма

В данном сборнике представлены особенности методической системы обучения графическим навыкам письма. Он содержит рекомендации по использованию образцов каллиграфического написания букв русского алфавита, упражнения и приёмы на минутках чистописания в 1 классе, которые могут быть использованы учителем для совершенствования навыков каллиграфического письма.

Сборник предназначен для учителей начальных классов.

Костанайская область, город Лисаковск

1 микрорайон, дом 27

Составитель: Панасюк Е.В.

Учитель начальных классов КГУ «СШ №1»

Особенности методической системы обучения графическим

Рекомендации по использованию образцов каллиграфического

написания букв русского алфавита………………………………….. 7

Упражнения и приёмы на минутках чистописания в 1 классе….. 26

Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается с каждым годом и по самым общим подсчетам составляет 25 – 30 %. Причем, это дети, которые имеют не проходящие трудности обучения. Трудности не заканчиваются в начальной школе, а лишь модифицируются и сохраняются зачастую вплоть до окончания школы.

Учитель часто просто «не видит», как и когда начинаются многие трудности, еще чаще — пытается скорректировать не причину, а результат, и нередко, затратив много сил (своих и ученика), не добивается желаемого результата.

Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей обучения письму и понять, как помочь ученику, необходимо знать, что представляет собой процесс письма, чем отличается письмо при сформированном навыке от письма на разных этапах его формирования. Какое влияние могут оказать на формирование и совершенствование общеучебных навыков, а также на развитие ребенка его возрастные особенности.

В сборнике представлены особенности методической системы обучения графическим навыкам письма. Рекомендации по использованию образцов каллиграфического написания букв русского алфавита в помощь учителю начальных классов для эффективного обучения младших школьников письму.

Упражнения и приёмы, предлагаемые в сборнике, могут быть использованы учителем в 1 классе в послебукварный период на минутках чистописания, с целью совершенствования навыков каллиграфического письма.

О собенности методической системы обучения

графическим навыкам письма.

Особенности методической системы обучения графическим навыкам письма определяются целевой установкой учебных программ «Русская грамота» для учащихся 1 классов общеобразовательной школы – Астана, 2010. и «Русский язык» для учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2010., утвержденных приказом МОН РК от 09.07.2010 г. № 367.

Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические и графические навыки в последующих классах.

Цель занятий каллиграфией — формирование графически правильного, четкого, достаточно скорого письма.

Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму.

В содержание раздела «Подготовка к письму» учебной программы «Русская грамота» для учащихся 1 классов общеобразовательной школы – Астана, 2010 включены: «правильная осанка, наклонное расположение тетради, умение держать ручку при письме. Формирование пространственной ориентировки на странице тетради (верхняя и нижняя строчка, справа, слева); зрительное восприятие: различение цвета, фигур, их расположение на странице тетради. Понятие рабочей (узкой) и нерабочей (широкой) строки; соблюдение рабочей строки при выполнении письменных заданий. Рисование, штриховка, обводка контуров, соединение линий и фигур. Раскрашивание узоров, бордюров непрерывным движением руки, письмо элементов букв, вычерчивание прямых, ломаных, волнистых линий; рисование знакомых предметов. Письмо элементов строчных букв. Специальные упражнения для развития глазомера, физические упражнения для развития кисти рук, мелких мышц пальцев, сопровождаемые речевыми упражнениями, скороговорками, стихотворениями».

Помимо общих задач работы со всем классом учитель ставит себе задачи по исправлению тех или иных недостатков при письме у отдельных учеников.

Формирование навыка письма основывается на определенных принципах обучения.

Принципы обучения каллиграфии включают как обще-дидактические, так и специфические принципы формирования графических навыков письма.

Так, принцип наглядности, особенно важен в обучении каллиграфии. Он обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применением прописей и других пособий. Невозможно обучать каллиграфии, давая только устные знания, так как путь подражания почерку учителя и копирование образцов хорошего письма — один из основных путей формирования четкого почерка.

Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма было сознательным. Учащиеся должны знать, как и в каком порядке пишется та или иная буква, как она соединяется с другими буквами; знать, зачем мы пишем с наклоном, и как получается наклон при письме, какой должна быть высота букв, как держать ручку, сидеть при письме и другие. Сознательному усвоению графических навыков письма способствует также умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочеты.

Современное обучение каллиграфическим навыкам письма должно быть на уровне достижений технического прогресса. Сейчас наиболее распространенным орудием письма является шариковая ручка. Поэтому учителю необходимо на начальном этапе обучению каллиграфии отработать у детей навык положения ручки в руке при письме: ручку удерживают три пальца: большой, указательный и средний. Она находится между большим и средним пальцами, а указательный — придерживает ее сверху. Дети не должны крепко зажимать ручку. Указательный палец не должен прогибаться. Пальцы слегка вытянуты. Расстояние от кончика указательного пальца до шарика равно 1,5 — 2 см. Учитель проверяет, насколько свободно дети держат ручку в руке, так как у них может закрепиться неправильная привычка, держать ручку четырьмя пальцами, в кулаке.

Основные методические приемы обучения каллиграфическим навыкам письма:

— показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв

(нельзя добиваться от первоклассников устного воспроизведения последовательности написания букв, взрослый помогает ребенку проговаривать вслух производимые действия);

— списывание учащимися с готового образца — прописей, образца учителя на доске или в тетради;

— воображаемое письмо или письмо в воздухе;

— письмо под счет;

— анализ формы букв с комментированием, написание строчных и заглавных букв по группам, в порядке усложнения их начертания:


источники:

http://grammatika-rus.ru/glavnaya/graficheskij-razbor/

http://infourok.ru/formirovanie-graficheskih-navikov-pisma-568160.html