Непроизносимые согласные в корне слова
В русском языке есть слова с сочетанием нескольких согласных звуков, при произношении которых возможно выпадение одного из согласных. Эти согласные звуки называют непроизносимыми.
Непроизносимые согласные — это звуки, которые не произносятся или плохо различаются в скоплении согласных в слове.
Например, в слове сер д це непроизносимым является согласный звук [д], в слове мес т ность — согласный [т], в слове здра в ствуйте — согласный [в], в слове со л нце — согласный [л].
При этом на письме соответствующие буквы необходимо обозначать. Поэтому написание слов с непроизносимыми согласными [в], [д], [л], [т] в корне требует проверки.
Согласный звук произносится отчётливо в положении перед гласным звуком или в конце слова.
Звёз д ный — звез д а (после непроизносимого согласного звука [д] идет гласный звук [а]), грус т ный — грус т ь (непроизносимый согласный звук [т] слышится более ясно в конце слова).
Для проверки непроизносимых согласных можно брать слова разных частей речи.
- существительное (в том числе с предлогом): счас т ливый — счас т ье, ус т ный — ус т а, безжалос т ный — без жалос т и
- прилагательное: сер д це — сер д ечный
- глагол: поз д ний — опоз д ать
Если при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.
Чудесный — чудесен, ужасный — ужас.
Некоторые слова нельзя проверить предложенным способом. Такие слова являются словарными, их нужно запомнить.
Запомните: лес т ница (но лесенка), праз д ник, чу в ство.
Примеры слов с непроизносимыми согласными и проверочные слова к ним
Вес т ник — вес т ь, вес т очка
Влас т ный — влас т ь
Гиган т ский — гиган т ы
Громоз д кий — громоз д ить
Грус т ный — грус т ь, грус т ить
Доблес т ный — доблес т ь
Жалос т ливый, безжалос т ный — жалос т ь, без жалос т и
Завис т ливый — завис т ь
Звёз д ный — звез д а
Здра в ствовать — здра в ый
Злос т ный — злос т ь, от злос т и
Извес т ный — извес т ие
Капус т ный — капус т а
Кос т ный — кос т ь, кос т очка, окос т енеть
Крес т ник — крес т ить
Мес т ный — мес т о
Наез д ник — ез д а, ез д ить
Ненас т ный — ненас т ье
Облас т ной — облас т ь
Пас т бище — пас т и
Поз д ний, поз д но — опоз д ать
Пос т ный — пос т , пос т иться
Прелес т ный — прелес т ь
Свис т нуть — свис т , свис т еть
Радос т ный — радос т ь
Сер д це — сер д ечный, сер д ечко
Совес т ливый — совес т ь
Со л нце — со л нечный, со л нышко
Страс т ный — страс т ь
Счас т ливый — счас т ье
Трос т ник, трос т никовый — трос т ь, трос т очка, трос т инка
Ус т ный — ус т а
Учас т ник — учас т ие
Хвас т ливый — хвас т ать, хвас т ун
Хрус т нуть — хрус т , хрус т еть
Час т ный — час т ь
Чес т ный — чес т ь
Ше ф ствовать — ше ф ы
Ярос т ный — ярос т ь, в ярос т и
Обратите внимание! В этих словах НЕТ непроизносимых согласных:
вкусный, гнусный, интересный, искусный, напрасный, небесный, опасный, парусный, прекрасный, ровесник, словесный, ужасный, участвовать, чествовать, шествовать («идти»), яства.
Читайте также темы:
Урок по русскому языку на тему «Правописание проверяемых и непроизносимых согласных в корне слова»
Тема: Правописание проверяемых и непроизносимых согласных в корне слова
Цели: повторить знания о правописании согласных (проверяемых, непроизносимых) в корне слова; отработать умения подбирать проверочное слово; правильно писать согласные: проверяемые, непроверяемые, непроизносимые.
предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать способы проверки пра-вильности написания согласных букв в корне слова, непроизносимых согласных в корне слова; уметь правильно писать слова с проверяемыми, непроверяемыми и непроизносимыми согласными в корне слова, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться способами про-верки согласных в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов, в которых после проверочной согласной стоит гласная или согласная л,м,н,р),разграничивать проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретённая компетентность): применение приобретённых знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на меж-предметном уровне, в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам.
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Тип урока: урок применения и закрепления знаний, умений, навыков с элементами исследования.
Ход урока
1.Организационный момент
Включение в деловой ритм. Проведение занимательной лингвистики
-Ребята, сегодня мы начнем наш урок необычно-с занимательной лингвистики
Улыбка — возьмём корень , мигнуть – возьмём суффикс , встречать – возьмём окончание , радоваться — возьмём суффикс возвратности и получим слово УЛЫБНУТЬСЯ.
Все улыбнулись друг другу. И начнём наш урок.
Написать слово «улыбка» на доске.
Есть ли орфограмма в этом слове?(Проверяемая согласная в корне слова)
-Ребята, а если я запишу слово «Грустный», то какие мы можем найти отличия в этих словах с точки зрения орфографии(Здесь другая орфограмма -непроизносимая согласная)
-Посмотрев на эти два слова и орфограммы в них , давайте сформулируем тему урока («Правописание проверяемых и непроизносимых согласных в корне слова») слайд
-Давайте откроем тетради и запишем число и классная работа, запишем тему в тетрадь
-А сможем ли мы, зная тему, сформулировать цель: ( повторить знания о правописании согласных (проверяемых, непроизносимых ) в корне слова; отработать умения подбирать проверочное слово; правильно писать согласные: проверяемые, непроверяемые, непроизносимые. ) слайд
-А как мы будем повторять: будем записывать слова, выделять орфограммы, делать упражнения( мы будем решать орфографически задачи)
Актуализация знаний учащихся.
-Как вы думаете, какое задание можно выполнить, посмотрев на эти слова?
Выберите слова, в которых выделенные согласные нужно проверить:
Работа в парах 3 первые колонки слов-дать задание по рядам,
4 и 5 колонка-2 ученика работают у доски
ду б ду б ина ду б овый
стол б стол б овой стол б ы
сугро б сугро б ы
наро д наро д ный наро д ы
обра зы обра з обра з ный
чертё ж черте ж и чертё ж ный
наря д ный наря д наря д ы
тормо з а тормо з тормо з ной
ни з ший ни з ок ни з енький
насме ш ка насме ш ечка насме ш ливый
гре б ёт гре б цы борода бородка
Улы б ка местность
ко с ьба праз д ный
Вы с ший крёс т ный моро з ный
Поверхнос т ный крепкий поздно
Чес т ный здра в ствовать ужасный
Облас т ной сколь з кий резкий
сва д ьба поез д ка влас т ный просьба гибкий
-Как вы думаете: кому было сложнее выполнять задание вам или ребята у доски?(ребята у доски)А почему? (потому что в словах, которые они разбирали не одна , а 2 орфограммы)
-Тем, кто стоит у доски предлагается выполнить следующее задание:
Один ученик формулирует правило на правописание проверяемого согласного в корне слова, находит этот согласный и графически его обозначает
Второй ученик формулирует правило на правописание непроизносимого согласного и графически обозначает его
-Вы делаете тоже самое в своей тетради
3. Закрепление знаний и навыков.
— Всегда ли можно объяснить правописание непроизносимых согласных? ( Не всегда, в словах лестница, чувство, праздник правописание согласных надо запомнить. Это словарные слова.)
— Мы проведем исследовательскую работу . Когда в слове появляются непроизносимые согласные? Какие условия должны быть? Большое количество согласных, собранных в одном месте (Когда есть сочетание трех согласных и один из них не произносится)
Слайд появляются сочетания букв
СТН ЗДН РДЦ ЛНЦ ВСТВ
-ребята, выпишите эти сочетания. Давайте подберем слова на сочетания рдц и лнц
Закрепление навыков. слайд
Выпишите из текста слова с непроизносимыми согласными, рядом запишите проверочные слова.
(Самостоятельная работа с последующей самопроверкой)
До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце в небе празднично горит,
Освещает местность и окрестность,
И теплом своим сердца бодрит,
Но лежит на пастбище корова,
Грустно смотрят карие глаза,
Чувствую,что ей пастух суровый
Здравствуйте сегодня не сказал.
-Ребята, наш урок подходит к концу и для того, чтобы убедиться что вы усвоили полученные знания мы проведем небольшую самостоятельную работу в виде теста
5.Самостоятельная работа. Тест по теме: «Непроизносимые согласные» (письменно, на заранее заготовленных бланках) 7 минут
1 .Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется проверяемая согласная в корне
а) горо…ской, баске…бол, тру…ка
б) варе…ка, бли…кий, сосе…ка
в) моро…, оши…ка, во…зал
2.В КАКОЙ СТРОЧКЕ ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА?
а) ЧУДЕСНЫЙ – ЧУДО, МЕСТНЫЙ — МЕСТО
б) ОКРЕСТНОСТЬ – ОКРЕСТНЫЙ, ЧЕСТНЫЙ — ЧЕСТНО
в) ПРЕЛЕСТНЫЙ – ПРЕЛЕСТИ, ПРЕКРАСНЫЙ – ПРЕКРАСНО
3.В КАКОЙ СТРОЧКЕ ВСЕ СЛОВА С ОШИБКАМИ?
а) ЗДРАВСТВУЙТЕ, МЕСТНЫЙ, ЯСНЫЙ
б) МЕСТНЫЙ, ОКРЕСТНОСТЬ, ЧУСТВА
в) КАПУСНЫЙ, СОНЦЕ, ПРАЗНИК, ЧУСТВО
4. В КАКОМ СЛОВЕ ДОПУЩЕНА ОШИБКА?
а) КАПУСТНЫЙ
Непроизносимые согласные в корне слова
Непроизносимые согласные в корне слова — это звуки, которые не произносятся в скоплении согласных. Буквы, обозначающие непроизносимые согласные, обязательно пишутся в слове.
Что такое непроизносимые согласные?
В русском языке при произношении некоторых слов в их корне звучат не все согласные.
В ряде лексем между гласными существуют труднопроизносимые скопления согласных звуков:
- вств (здра вств уй, чу вств овать, я вств енный, де вств енный);
- здн (пра здн овать, пра здн ик, по здн ий, по здн о, бе здн а, звё здн ый);
- ндск (голла ндск ий, шотла ндск ий, финля ндск ий);
- нтск (гига нтск ий, диплома нтск ий, дилета нтск ий);
- стл (по стл анный, сча стл ивый, сове стл ивый, уча стл ивый);
- стн (добле стн ый, захолу стн ый, яро стн ый);
- лнц (со лнц е);
- рдц (се рдц е);
- стск (раси стск ий, национали стск ий)
При произнесении некоторых слов в указанных группах согласных выпадает один из них, обозначенный буквой «в», «д», «т» или «л».
Понаблюдаем, какие непроизносимые согласные имеются в словах:
- сер д це [с’ э р ц э]
- гиган т ский [г’ и г а н с к’ и й’]
Но в письменной речи непроизносимые согласные обозначать необходимо. Ведь при изменении грамматической формы или в однокоренном слове непроизносимые согласные проявляют себя:
- сер д це — сердечный, сердечко;
- гиган т ский — гиганты.
Как проверить непроизносимый согласный в слове?
Написание слова с непроизносимым согласным требует проверки. Невзирая на произношение, в корне следует написать необходимую букву, сохраняя целостность морфемы. С этой целью воспользуемся двумя способами, чтобы убедиться, есть ли непроизносимый согласный в слове.
Для согласного звука, если после него находится гласный, эта фонетическая позиция в слове является сильной, то есть тогда проверяемый согласный слышится ясно и отчетливо.
Позиция непроизносимого согласного становится сильной также в конце слова и в случаях, если за ним следует непарный сонорный звук (л, м, н, р, й):
К примеру, при произнесении слов «грустный», «костный», «яростный» в скоплении согласных звуков «стн» пропадает звук «т». Чтобы правильно их написать, воспользуемся орфографическим правилом, изложенным выше:
- грустный — грустен, грустить, грусть;
- костный — косточка, кость, кости, окостенеть;
- яростный — в ярости, ярость.
Слова, в которых нет непроизносимых согласных
Следует учитывать, что в ряде слов в сочетании согласных «сн» нет непроизносимого согласного звука. Не следует писать согласный «т» в следующих лексемах:
Чтобы убедиться в отсутствии непроизносимого согласного звука в приведенных словах, поступаем точно также: изменяем их форму или ищем однокоренное проверочное слово, в котором в сомнительном месте появится гласный звук.
- Опа сн ый — опасен;
- иску сн ый — искусен;
- ужа сн ый — ужасен;
- вку сн ый — вкусен;
- слове сн ый — словеса;
- чуде сн ый — чудеса;
- небе сн ый — небеса.
Прилагательные «чудесный», «небесный», «словесный» имеют в своем составе формообразующий суффикс -ес-, с помощью которого образованы формы множественного числа и косвенных падежей существительных «чудо», «небо», «слово».
- Чудо — чуд ес а — чуд ес н ый;
- небо — неб ес а — неб ес н ый;
- слово — слов ес а — слов ес н ый, слов ес н ость , слов ес ник .
Не следует вставлять лишний согласный в сочетания «ств» в следующих словах:
- уча ств овать
- че ств овать
- ше ств овать
- я ств а.
Следует запомнить написание вот этих слов:
Различаем также написание следующих слов:
- ровесник (ровный по вёснам) — сверс т ник (одинаковый по возрасту);
- шествовать (шествие) — ше ф ствовать (шефы);
- яства (старославянское ясти — есть) — я в ственный (явь, явиться, явление);
- наперсник (старославянское перси — грудь) — напёрсток (перст — палец);
- косный (отсталый, реакционный) — кос т ный бульон (кости).
Существительное «сверстник» восходит к общеславянскому слову «верс т а», которое служило мерой не только длины, но и возраста. Знание этого поможет написать букву «т» в слове «сверс т ник».
Видеоурок «Буквы непроизносимых согласных в корне слова»
http://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-proveryaemih-i-neproiznosimih-soglasnih-v-korne-slova-1679437.html
http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/neproiznosimyie-soglasnyie.html