Графически объяснить правописание согласных в корнях

Урок «Правописание согласных в корне слова»

Урок русского языка по теме: «Правописание согласных в корне слова» (10 класс)

Цель: систематизировать знания учащихся по теме урока;

отработка навыка грамотного письма и грамотной речи.

террор, финн, троллейбус, труппа, туннель, фонограмма, пассаж, пассивный, суммировать, жжение, стресс, симметрия.

Наперсник – тот, кого держат около груди /перси=грудь, но перст=палец/.

Яства – еда /ясти=есть/.

4.Работа по культуре речи:

Карточка №1. Отредактируйте предложения.

Коробочка – очень скрытая помещица. Андрей – человек удачный. Я не только читаю газеты, но и журналы. Я люблю и собираю марки. Первый и второй день состязаний прошел спокойно.

Карточка №2. Отредактируйте предложения.

По прибытию в полк он явился к командиру. Я беспокоюсь не столько о себе, как о сестре. Мой друг интересуется и собирает монеты. Мы купили фрукты, помидоры, рыбу, апельсины. Книга научила меня честности, смелости и уважать людей.

Орфоэпическая разминка: жалюзи, каталог, звонит, кухонный, мастерски, красивее, торты, откупорить, ходатайствовать, коклюш, сливовый, обеспечение.

5.Устное повторение по теме « Правописание согласных в корне слова».

Варианты слов: бриллиант – брильянт

(Слова без удвоенных согласных чаще встречаются в поэзии (вспомним также в названии статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

В производных, образованных от слов с удвоенной согласной с помощью суффиксов, как правило, удвоенные согласные сохраняются:

сумма – суммарный, касса – кассовый, колонна – колоннада, класс – классная, компромисс – бескомпромиссный, программа – программка, программист, программный, группа – группка, групповой, кристалл – кристаллический, металл – металлический.

Запомните исключения: кристальный, финский – не сохраняют удвоенную согласную.

Однако с одной согласной пишутся уменьшительные от некоторых нарицательных существительных: колонна – колонка, оперетта – оперетка, тонна – трехтонка, антенна — антенка .

Замазка, косьба, бумажка, молотьба, просьба, салазки, участвовать, блеснуть, ровесник, сверстник, чувствовать, захолустный, искусный, искусство, властный, гигантский, редкие, вырубка.

Укажите неправильное написание слов:

горестный, окресный, бескосный, местность, пакостник, гластный, ревностный, целосный, сумашедшие, тросник, страстный, сладостный, узцы, опастный.

К следующим словам подберите синонимы, в которых есть стечение согласных при встрече корня и суффикса.

Печальный – . ; веселый – . ; умелый – . ; хранить молчание – . ; справедливый – . ; здешний – . ; равнодушный – . ; находиться – . ; аппетитный – . ; бездельничающий – . ; скучный – . ; очаровательный – . ; правдивый – . ; пасмурный (день) – . ; очень довольный – . .

Ответ : Грустный, жизнерадостный, искусный, безмолвствовать, беспристрастный, местный, безучастный, присутствовать, вкусный, праздный, прелестный, честный, ненастный, счастливый.

Образуйте прилагательные от следующих существительных (используя при необходимости приставки).

Совесть, поместье, окрестность, опасение, пристрастие, участие, контакт, контраст, интерес, известие, чувство, арестант.

Вставьте пропущенные слова. Вспомните авторов этих стихотворных строк.

1) Мальчишек . народ
Коньками звучно режет лед. /Пушкин/

2) Мой . товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном. /Пушкин/

3) Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день . /Пушкин/

4) . что слоны в диковинку у нас. /Крылов/

5) А впрочем, он дойдет до степеней .
Ведь нынче любят . ./ А.С. Грибоедов/

6) Чиновные и . –
Ей все друзья и все . . /А.С. Грибоедов/

7) . осень. Грачи улетели.
Лес обнажился. Поля опустели.
Только не сжата полоска одна.
. думу наводит она. /Н.А. Некрасов/

8) И . важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под . мужичок. /Н.А. Некрасов/

9) И сам про себя удалую,
. песню поет. /Н.А. Некрасов/

10) Погода была .
Принцесса была … . /Р.Сеф/

Ответ : 1) Радостный. 2) Грустный. 3) Ненастный . 4) Известно . 5) Известных, бессловесных . 6) Должностные . 7) Поздняя, грустную . 8) Шествуя, уздцы . 9) Хвастливую . 10) Ужасная , прекрасная.

Составьте словосочетания с данными слова:

Составьте словосочетания с данными слова:

Упражнение . Запишите предложения. Вставьте пропущенные буквы.

1. Только труд – всему основа, чес_ный труд лю_ской . 2. Человек трудолюбивый – самый счас_ливый. 3) Черное сер_це не знает благодарности. 4) Между тучами и морем гордо реет буревес_ник. 5) Дружба та лес_на, которая чес_на. 6) Чуть голубоватый свет брезжил в окошечк_ скво_ь снег.7) Здра_ствуй, князь ты мой прекрас_ный. 8) Хозяин весел – и гости радос_ны. 9) Радос_но, молодо было и на небе, и на земле, и в сер_це человека. 10) Мороз и солнце; день чудес_ный! Еще ты дремлешь, друг прелес_ный. 11) С окрес_ных гор уже снега сбежали мутными ручьями. 12) Отверг я рано праз_ные забавы. 13) Редеет мгла ненас_ной ночи, и бледный день уж настает.

Самостоятельная работа с текстом.

Сказка, сочиненная жизнью.

Во время второй мировой войны фаши…кие захватчики безжалос…но уничтожали на о…упированных те…иториях мирное население. С особенной жестокостью они убивали евреев. За годы войны ими было истреблено шесть ми…ионов евреев, в том числе полтора ми…иона детей. Во всех о…упированных странах фаши…кие власти в первую очередь издавали прика…: всем евреям зарегистрироваться и надеть шестиконечные желтые звезды. Такой же прика… они издали, когда захватили Данию. В тот же день да…кий король Христиан вышел вместе с королевой на прогулку. Король и королева гуляли по улицам города в повя…ках с желтыми шестиконечными звездами. Через полчаса такие звезды надели все жители Копенгагена, а через несколько часов – все датчане. И пока ошеломленные гитлеровцы соображали, что им делать, датчане переправили всех евреев на ло…ках в Швецию и тем спасли их от гибели.

Эта история со счас…ливым концом, может быть, не случайно произошла на родине Андерсена – одного из самых чудес…ных сказочников мира. Андерсен считал, что лучшие ска..ки – это те, которые сочиняет сама жизнь!

Задания к тексту:

— определите основную мысль текста;

— определите стиль и тип речи данного текста;

-выпишите из него все слова с пропущенными буквами, объясните их правописание.

7.Подведение итогов урока.

8.Домашнее задание: параграфы 23-25, упражнение 119, 120.

Тема урока: «Орфография. Орфограмма в корне слова. Правила обозначения буквами гласных и согласных звуков». (Повторение)

Тема: Орфограмма в корне слова. Правила обозначения буквами гласных и согласных звуков.

1.Повторить виды орфограмм гласных и согласных в корне слова.

2. Развить навык применения правила, обеспечивающее безошибочный выбор гласных или согласных в корне слова. Развить логическое мышление.

3. Воспитательная цель: Тематика высказываний (об осени).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Словарная работа.

Предварительно на доске записано стихотворение А.Толстого (об осени).

Задание: Выразительно прочитать текст, выписать слова с безударными гласными и согласными в корне, графически объяснить её выбор.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там , на дне долин,
Кисти ярко – красный вянущих рябин. ( А. Толстой.)

Слова, которые вызвали затруднения:

Красуются — по этимологии слова красный, орфограмму нужно будет запомнить.

Вывод: Каким способом для нахождения слов вы пользовались в данном задании?

Безударная гласная в корне
ПроверяемаяНепроверяемая
Пахучий, белизна, спешить, линейка, моряк, водянистый, преподаватель, вершина.Аромат, оранжевый, бинокль, лимоны, каникулы, котлеты, человек, корабль.

Пахучий, белизна, спешить, аромат, оранжевый, линейка, бинокль, лимоны, моряк, каникулы, котлеты, человек, преподаватель, вершина, корабль, водянистый.

Итог: Каким образом мы проверим слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне?

IV. Игра “Кто быстрее?”.

Разминка. Вставьте пропущенные буквы, подберите однокоренные слова, подчеркните лишнее слово.

1.2.
Неизвес..ныйВлас..ный
ужас..ныйгиган..ский
капус..ныйинтерес..ный
грус..ныйучас..ник
звез..ныйхрус..нуть
свис..нутьярос..ный

V. Игра “Составь слово”.

Опустилось – выделить приставку.

Слепой – выделить корень.

Спешить – выделить суффикс

Читатель – найти второй суффикс.

Интересная – найти суффикс.

Честная – найти окончание.

В итоге получилось слово: ослепительная.

Найдите в этом слове орфограмму в корне слова. Как можно ее проверить?

VI. Ослепительная. Как понимаете это слово?

Что может характеризовать данное слово?

Составьте словосочетания с данным словом. Как вы можете соотнести это слово с нашей темой?

Урок 11. Правописание согласных в корне слова

Знать: виды орфограмм (согласных) в корне.

Уметь: определять вид орфограммы (согласной) в корне слова, применять правило, обеспечивающее правильный ее выбор.

I. Чтение текста, записанного на доске.

Скрипит мороз. Сердит мороз.

И снег, сухой и колкий.

И вяз озяб, и дуб замерз.

Насквозь продрогли елки.

— Какие слова стихотворения «оживляют» природу? В каких словах произношение согласных звуков не совпадает с их обозначением на письме? Вспомните правило написания звонких и глухих непроизносимых и непроверяемых согласных в корнях слов (можно прочитать правило на с. 17, 19, 20 учебника).

II. Коллективная работа по составлению таблицы.

Т а б л и ц а 2

Вид орфограммы (согласной) в корнеПримеры
1. Сомнительные согласные 2. Непроизносимые согласные 3. Непроверяемые согласные

Учащиеся заполняют таблицу примерами, взятыми из пословиц.

1. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. 2. Добрая пословица не в бровь, а в глаз. 3. Умный надеется на себя, глупец — на счастливый случай. 4. Длинный язык — лестница, по которой ходят несчастья.

III. Запись под диктовку.

Найдите лишнее слово.

Капустный, ужасный, хрустнуть, грустный.

Известный, участник, вкусный, яростный.

Объясняя написанное, учащиеся должны выделить корень, подобрать (устно) проверочное слово.

IV. Запись в «Словарь трудных слов».

Вокзал, рюкзак, шествовать, шефствовать (шефы), спортсмен, отсюда, блеснуть, сиять, сверкать, вести (ведет), везти (везет).

VI. Запись под диктовку.

Графически объясните написание согласной в корне.

Звездное небо, шествовать по дороге, участвовать в конкурсе, шефствовать над малышами, опасный переход, честное признание, напрасные усилия, грустная мелодия, хвастливый заяц, громоздкий узел, здравствовать, тростниковые заросли, страстный призыв, блеснуть на солнце, просьба отца.

Домашнее задание: § 8, упр. 46.

Урок 12. И, У, А после шипящих

Знать: о написании и, у, а после шипящих.

Уметь: объяснить орфограмму в слове (и, у, а после шипящих).

I. Запись под диктовку.

Запишите, пропустив все орфограммы в корнях (один из школьников с целью сокращения времени на проверку выполняет задание на пленке графопроектора).

На озере доцвели кувшинки. Широкой желтой полоской выделялись эти цветы на фоне голубой воды. По ночам небо над ними оживало.

(По К. Паустовскому.)

Учащиеся вставляют пропущенные орфограммы, объясняя устно их выбор.

— На какое правило вы опирались в выборе орфограмм после шипящих? (Повторение правила или чтение его на с. 21 учебника.)

II. Запись в «Словарь трудных слов».

Брошюра, парашют, жюри.

Выяснение значения слов по «Толковому словарю» учебника.

III. Упр. 50.

IV. Работа над таблицей «Виды орфограмм (гласных) в корне» (см. урок 7); дополните таблицу пунктом 3: и, у, а после шипящих.

V. Диктант «Проверь себя».

За одну ночь все в природе изменилось. Низкие облака ползли над самой землей. Они чуть не цеплялись за верхушки елей. Вид был печальный. В воздухе кружилась живая сетка из мягких пушистых снежинок.

Домашнее задание § 10 упр. 53 запомнить написание слов исключений.

Урок 13. Разделительные ь и ъ знаки

Знать: условия выбора разделительных ь и ъ.

Уметь: распознавать на письме разделительные ь и ъ.

I. Запись в «Словарь корней».

Лить, вылить, разливать, ливень (исторически от лить), проливной, заливной (луг).

II. Объяснительный диктант.

Небесный свод, чувствовать усталость, поздно вечером, прекрасный вид, яростный ветер, блеснуть на солнце, гигантская сосна, окрестные места, властный голос, воскресная прогулка, чинить часы, вязкая трясина, шествовать по улице.

III. Запись под диктовку.

Объясните графически, почему в словах с одинаковыми приставками в одном случае пишется ъ, в другом — нет.

Разлить — разъяснить, съехать — сузить, Семка — съемка, предъюбилейный — предложить.

Вспомните правило, известное из начальной школы, о написании разделительных ь и ъ (или провести наблюдения над материалом на с. 22 учебника).

Обозначают ли звуки ь и ъ? Какую роль выполняют разделительные ь и ъ? В каких случаях пишутся разделительные ь и ъ?

IV. Запись в «Словарь трудных слов».

Вьюга, серьезный, барьер.

V. Закрепление материала.

2. Запишите, графически объясните написание разделительных ь и ъ.

Разъяренный зверь, съежиться от холода, объяснить задачу, льется дождь, разъединить провода, большой объем, разувериться, сузить юбку, подъезд, вьет гнездо, сверкнуть в листьях деревьев, серьезная опасность.

VI. Игра «Кто больше придумает слов?» с

разделительным ь | разделительным ъ

Домашнее задание: § 11, упр. 57 (письменно); подготовиться к контрольному словарному диктанту.

Урок 14. Отличие предлога от приставки

Знать: в чем отличие предлога от приставки; об орфограмме-пробеле.

Уметь: различать орфограмму-букву от орфограммы-пробела.

I. Контрольный словарный диктант

I в а р и а н т

2. посветить огнем

II в а р и а н т

II. Работа с материалом учебника, с. 23.

III. Закрепление материала.

1. Упр. 58 (выполняется под руководством учителя).

2. Заполните колонки примерами. Графически объясните выбор орфограмм.

Орфограмма-буква в корнях словОрфограмма-пробел

Объединял, опасность, из-за леса, низкое солнце, взглянул, из-под пера, ощущать, подтянуть, под тяжестью, бежал по мостику.

В целях экономии времени для проверки задания один из учеников делает упражнение на пленке графопроектора.

IV. Материал для наблюдений на с. 24.

V. Запись в «Словарь трудных слов».

Домашнее задание: § 12, упр. 61.

Урок 15. Части речи

Знать: определения частей речи.

Уметь: различать части речи по вопросу, значению, морфологическим признакам.

I. Запись в «Словарь корней».

свящ- (-свят-): свято, посвятить (рассказ), священный (союз).

-дрож- (-дрог-): дрожь, дрожать (от холода), содрогнуться (от ужаса), задрожать (от страха), продрогнуть (на морозе).

Записывая слова, учащиеся определяют принадлежность их к ча стям речи.

II. Вопросы к классу.

— Назовите 2—3 предмета, которые окружают вас. К какой части речи относятся названные вами предметы? Какие действия они выполняют? К какой части речи относятся названные слова? Назовите признаки этих предметов. К каким частям речи относятся эти слова?

— Прочитайте стихотворение О. Высоцкой «Веселая грамматика» (упр. 67). О каких частях речи, кроме названных вами, говорится в нем? Приведите примеры этих частей речи.

III. Выборочный диктант.

Запись слов в столбики. Графическое обозначение орфограмм в корне.

существительное | прилагательное | местоимение | глагол | предлог

Посвятить ему стихотворение, удивить нас, объединение в союз, дрожать от холода, долина роз, прославлять его, поздним вечером, разглядеть в темноте, вьется на ветру, отдалиться от меня, утешать ее.

— Можно ли определить часть речи по следующим признакам:

а) спрягается; б) изменяется по родам, числам, падежам; в) относится к одному из трех родов, изменяется по числам, падежам? Приведи те примеры.

IV. Упр. 69 (устно).

Запись в «Словарь трудных слов».

Вправо, влево, впереди; справа, слева, вскоре.

V. Диктант «Проверь себя».

Поздняя осень, выпал снег. Белой пеленой покрыл он вязкие болота, долины и лесистые сопки. Справа от дороги лес поредел. Сквозь голые деревья видно далеко вокруг. Только местами на ветвях дуба еще держатся багровые листья.

(По Е. Спангенбергу.)

VI. Индивидуальная работа по карточкам.

К а р т о ч к а № 1

1. Списать, вставить пропущенные буквы.

Здра..ствуй, облас..ной, б..ет, чес..вовать г..роя, сер..це, трос..ник, п..ет воду, в..юга.

2 Записать однокоренные слова с корнем -дол-. Обозначить часть речи записанных слов.

К а р т о ч к а № 2

1. Списать, вставить пропущенные буквы.

Гиган..ская ель, окрес..ный, несчас..ный, раз..яснить, об..ем, мя..кий сне. ле..кий ветер.

2. Записать однокоренные слова с корнем —тряс-. Обозначить часть речи записанных слов.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/415174

http://megalektsii.ru/s16957t2.html