Графически объясните правописание причастий и прилагательных

Когда писать Н и НН в причастиях и прилагательных

Рассмотрим правописание ‑Н- и ‑НН- в прилагательных, образованных от существительных и глаголов, и однокоренных причастиях. Научимся отличать отглагольные прилагательные от однокоренных причастий и выбирать написание ‑Н- и ‑НН- в их суффиксах.

Алгоритм определения количества Н

Прилагательные могут быть образованы как от существительных, так и от глаголов. Отглагольные прилагательные и однокоренные причастия часто доставляют затруднения в написании одной или двух букв ‑Н- в суффиксах.

Чтобы правильно написать н или нн в полной форме прилагательного или причастия, нужно определить, от слова какой части речи образована форма.

Выделяются отымённые прилагательные (образованные преимущественно от имён существительных), отглагольные прилагательные (образованные от глаголов) и причастия, которые также образованы от глаголов.

Алгоритм распознавания «Н или НН писать в словах» предполагает умение определить:

  • часть речи анализируемого слова (прилагательное, причастие, существительное, наречие);
  • грамматическую форму, в которой оно употреблено (полная или краткая);
  • часть речи производящего слова (слова, от которого образовано анализируемое), а если это глагол — то его вид;
  • наличие зависимых слов.

    В существительных, наречиях и сложных прилагательных пишите столько Н, сколько в исходном слове.

    Сначала найдите производящее слово, затем работайте по алгоритму:

    • вареник — вареный — варить (несов. вид);
    • путано (отвечать) — путаныйпутать (несов. вид);
    • запутанно (мыслить) — запутанный — запутать (сов. вид),
    • свежемороженый — мороженый — морозить (несов. вид),
    • немороженый — мороженый — (не) морозить (несов. вид).

    Запомните: необходимо найти ближайшее по смыслу прилагательное или причастие.

    Не перескакивайте через ступеньку — не образовывайте существительное или наречие сразу от глагола или существительного: нефтяник образовано от нефтяной (работник нефтяной промышленности), а вот нефтяной уже от нефть.

    Согласно законам словообразования все наречия на произведены от прилагательных (сдержанно — сдержанный и т.п.)

    Н и НН в полных формах

    Самое сложное — разграничить Н — НН в полных формах прилагательных и причастий. Здесь разграничение собственно на прилагательные и причастия несущественно: последовательность действий и результат для тех и других одинаковы.

    Исключения для указанного алгоритма:

  • Н — ветреный (но: безветренный), приданое, юный, румяный, багряный, свиной (непроизводные слова);
  • НН — стеклянный, оловянный, деревянный, неслыханный, невиданный, (не)виденный, нежданный, негаданный, желанный, священный, медленный, читанный, считанный, данный, окаянный (от устар. окаяти = осудить, сов. вида), неожиданный, нечаянный, нетленный, жеманный, деланный и некоторые другие.
  • С одной Н пишутся также притяжательные прилагательные (отвечают на вопрос чей?) с основой на ‑Н: бараний, фазаний, вороний, кабаний.
  • Глагол ранить — так называемый двувидовой: он может выступать в предложении в значении как совершенного, так и несовершенного вида. Для того чтобы правильно написать Н‑НН (за исключением особо сложных случаев), достаточно работать с ним как с глаголом несовершенного вида: раненый боец — израненный солдат, раненный в перестрелке, тяжелораненый, раненный тяжело.
  • Различаются прилагательные масляный (образовано от существительного масло + ‑ян-; в значении «для масла, из масла, на масле» (масляное пятно, масляные краски, масляный насос) и масленый в значении «пропитанный, смазанный маслом», образованное от глагола несовершенного вида маслить (вспомните, перед Н‑НН гласный И инфинитива меняется на Е): масленая каша, масленый блин, масленая неделя (масленица), а также в переносном значении — масленые глаза (глаза, которые блестят, будто пропитанные маслом). Сравните также: ветреный человек — ветряная оспа, ветряная мельница; соленый груздь (от глагола солить) — соляная кислота.

    Н и НН в кратких формах

    Краткая форма наиболее употребительна у страдательных причастий прошедшего времени (брошенный — брошен, брошена, брошено) и у прилагательных (веселый — весел, весела, весело).

    Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных достаточно ясно и лаконично:

  • кратких страдательных причастиях пишется Н;
  • в кратких прилагательных — столько, сколько в полных.

    Поэтому важно только точно определить, какой частью речи — прилагательным или причастием — является слово.

    Запомните смысловые и грамматические признаки, разграничивающие прилагательные и причастия.

  • Причастие обозначает действие, обычно его можно заменить синонимичным глаголом, «перевернув» предложение или построив неопределенно-личное (безличное): Баржа выгружена рабочимиРабочие выгрузили баржу; Что написано пером — Что написали пером.
  • При причастии есть или можно придумать зависимое слово в творительном падеже, которое обозначает производителя этого действия или инструмент: выгружена (кем?) рабочими; написано (чем?) пером.
  • Те слова, которые не удовлетворяют двум вышеописанным критериям, те. не являются причастиями, — краткие прилагательные. Добавим для большей надежности, что они отвечают на вопрос каков? какова?, обычно относятся к существительному и обозначают качество: девушка была красива и хорошо образованна (подсказкой может служить однородный член — краткое прилагательное красива).

    Увидев слово с конечным , сначала проверьте, не наречие ли оно (наречие относится к глаголу и отвечает на вопрос как?). Если да, пишите столько Н, сколько в полной форме. Если нет, тогда смотрите, краткое причастие это или краткое прилагательное.

    Образец. Он поступил необдума..о — поступил как? необдума..о, это наречие (в предложении является обстоятельством), следовательно, определяю производящее слово — обдуманный (от глагола совершенного вида). Пишу: необдуманно.

    Примеры написания Н и НН

    Пример 1.

    Мы шли по разъезже…ой лесной просеке.

    Прилагательное «разъезже…ая» образовано от глагола совершенного вида «разъездить».

    В его составе нет элемента ‑ОВАННЫЙ: разъезженная — приставка/корень/суффикс/окончание.

    Слово «разъезженная» пишется с ‑НН-.

    Пример 2.

    Тка…ая золотом салфетка привлекала внимание посетителей музея.

    Слово образовано от глагола несовершенного вида «ткать».

    Это полная форма страдательного причастия (окончание ‑АЯ).

    Есть зависимое слово — существительное в форме творительного падежа: тканная (чем?) золотом.

    Причастие в полной форме «тканная» пишется с ‑НН-.

    Пример 3.

    Пашня вспаха…а рано утром.

    Слово «вспаха…а» образовано от глагола совершенного вида «вспахать».

    Оно обозначает признак действия: поле (что сделали?) вспахали утром. Это краткая форма страдательного причастия «вспаханный».

    Несмотря на наличие зависимого слова («утром»), краткая форма причастия «вспахана» пишется с одной буквой ‑Н-.

    Практические упражнения

    1) закопчен…ые стены

    2) трава подстрижен…а

    4) слышан…ая мною история

    В каком слове пишется одна Н?

    1) свежезаморожен…ые овощи

    2) швы отстрочен…ы

    3) перевязан…ая рука

    4) вязан…ые бабушкой носки

    В каком слове пишется одна Н?

    1) общепризнан…ое мнение

    2) сушен…ые в печи грибы

    3) стилизован…ый интерьер

    4) морожен…ая рыба

    В каком слове пишется одна Н?

    1) обоснован…ый вывод

    2) избалован…ый ребенок

    3) площадь оцеплен…а

    4) асфальтирован…ая улица

    В каком слове пишется НН?

    2) кожан…ое кресло

    4) воспитан…ый человек

    В каком предложении содержится слово с двумя НН?

    1) Работа выполнен…а безупречно.

    2) Задача решен…а правильно.

    3) Девушка хорошо воспитан…а родителями.

    4) Учительница строга и сдержан…а

    В каком предложении содержится слово с двумя НН?

    1) Участки застроен…ы.

    2) У работников предприятия ненормирован…ый рабочий день.

    3) Во двор въехала гружен…ая машина.

    4) Поля засеян…ы пшеницей

    В каком ряду есть «третье лишнее»?

    1) куплен…ые книги, избалован…ый ребенок, сушен…ые на солнце яблоки

    2) нехожен…ые тропы, незван…ые гости, трава скоше…а

    3) подписан…ый договор, решен…ая задача, желан…ый ребенок

    4) исключен…ый из школы, коротко стрижен…а, бешен…ая скорость

    На месте каких цифр пишется НН?

    В конце 19 века Александром Паншиным были сконструирова(1)ы невида(2)ые, удлине(3)ые коньки, которые и позволили ему победить фи(4)ского и норвежского скороходов.

    а) 1,2; б) 2; в) 2,3; г) 3,4

    На месте каких цифр пишется НН?

    Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.

    а) 1,2; б) 2,3; в) 1, 2, 3; г) 3, 4

    Узнать ответ 1. — 2)
    2. — 2)
    3. — 4)
    4. — 3)
    5. — 4)
    6. — 4)
    7. — 2)
    8. — 4)
    9. — В)
    10. — Б)

    Конспект по русскому языку «Н, НН в кратких страдательных причастиях и отглагольных прилагательных» (5 класс)

    Класс 7-В Урок №37 Дата 21.10.21

    «Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных»

    Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

    — обучающие: формирование навыков написания –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; повторение написания прилагательных.

    — развивающие: развивать умения различать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные.

    — воспитательные: воспитывать внимательность. Прививать интерес к родному языку.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Оборудование: карточки, презентация.

    2Актуализация знаний учащихся.

    А) Карточки (уровень А и С)

    РАБОТА У ДОСКИ (основная часть класса уровень В)

    Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН. (Взаимопроверка)

    Решенная задача, вырванный лист, пуганая ворона, прочитанная книга, сеяная мука, ветреная погода, серебряное кольцо, привязанная ветка, кипяченная в кастрюле, брошенный щенок.

    Б) Совместная работа. Запись предложений с причастиями. Найти и выделить причастные обороты, объяснить постановку запятых. Объяснить написание н и нн в выделенных словах.

    1. На песчаном дне, сплошь усеянном маленькими обломками камней, слабо колыхались перепутанные водоросли.
    2. Памятники изобразительного искусства, связанные с историей страны, представляют большой интерес.
    3. Материал, собираемый писателем для работы, хранится в записных книжках, представляющих особую художественную ценность.

    В) Формулировка правила написания н и нн в причастиях и прилагательных.

    — Как звучит тема сегодняшнего урока?

    — Отталкиваясь от названия, можем ли мы сказать, что эта тема для нас абсолютно новая?

    — Что мы знаем о страдательных причастиях прошедшего времени? (помимо прочего, имеют краткую форму)

    — Со словами какой части речи можно перепутать страдательное причастие прошедшего времени? (с отглагольными прилагательными, ср.: покрашенный пол, крашеный пол)

    — Что нам известно об отглагольных прилагательных? (они образованы от глаголов несовершенного вида без приставок и зависимых слов)

    — Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные? (в кратких причастиях пишется одна Н, в кратких прилагательных столько же Н, сколько и в полных)

    — Какую цель мы для себя поставим? ( научиться отличать краткие причастия от кратких отглагольных прилагательных, знать условия выбора Н-НН в словах, названных частей речи.)

    3. Изучение новой темы.

    А). Создание проблемной ситуации.

    — Ребята, я вам предлагаю выполнить следующее задание:

    Дочь умна и воспита…а.

    Девочка хорошо воспита…а бабушкой.

    Море взволнова(н,нн)о
    Лицо девочки было взволнова(н,нн)о

    Некоторые люди очень рассея…ы.

    Семена рассея…ы по полю.

    — Перепишите предложения и вставьте пропущенные орфограммы (Работа в парах).

    Проверка выполнения (самопроверка по слайду).

    Дочь умна и воспитанна. Девочка хорошо воспитана бабушкой.

    Лицо девочки было взволнованно. Море взволновано.

    Некоторые люди очень рассеянны. Семена рассеяны по полю.

    В каких предложениях будут краткие прилагательные, а в каких — причастия? Дети высказывают свои предположения.

    Здесь мы имеем дело с краткими прилагательными особого рода, которые образовались путем перехода причастий в прилагательные. Чтобы различать их, необходимо помнить общие отличительные признаки причастий и прилагательных

    Краткое причастие можно заменить глаголом (воспитала) и от краткого причастия можно поставить вопрос к зависимому слову кем? чем? (воспитана (кем?) бабушкой), а краткие отглагольные прилагательные заменяются полной формой (девочка воспитанная), они дают характеристику определяемого слова, т.е. говорят о постоянном признаке предмета, а не сообщают о действии, произведенном кем-то.

    1. можно заменить глаголом (воспитала)

    2. можно поставить вопрос к зависимому слову (кем? чем?): (воспитана (кем?) бабушкой)

    Краткие отглагольные прилагательные

    1. заменяются полной формой (девочка воспитанная)

    2. обозначают постоянный признак предмета

    3. часто используются в переносном значении

    — Так какую задачу поставим сегодня на урок?

    — Будем проверять, с какой частью речи мы имеем дело (с кратким причастием или с кратким прилагательным, образованным путем перехода причастий в прилагательные), и в зависимости от этого писать Н или НН в суффиксах данных слов.

    В) Смысловое чтение (работа по учебнику) «Применяя правило, рассуждайте так…» стр. 63

    Давайте сравним правило, которое мы прочитали в учебнике с правилом на слайде. Есть ли на слайде что-то, что не указано в учебнике? (ответы обучающихся)

    а) Распределительный диктант.

    Выпишите сначала прилагательные, а затем причастия; образуйте краткую форму;

    Раскрашенные (раскрашены) картинки, подстриженные(подстрижены) волосы, спокойные(спокойны) зрители, единственная(единственна) возможность ,ветреная(ветрена) девица, отшлифованная(отшлифована) поверхность, , похищенная(похищена) вещь.

    В) Физминутка (встать – краткое прил., сесть – краткое прич.)

    1. Маша избалована родителями.

    2. Девочка капризна и избалованна.

    3. Тучи рассеяны ветром.

    4. Книга нами прочитана

    5. Учительница талантлива и начитанна.

    6. Пианино кем-то расстроено.

    7. Студентка забывчива и рассеянна.

    8. Реки скованы льдом.

    9. Море взволновано ветром

    10. Ночь волшебна и таинственна.

    11. Шерсть запутана котёнком.

    12. Мама обижена на сына.

    13. Хозяйка сосредоточенна и озабоченна.

    14. Комиссия образована вчера.

    15. Дети веселы и раскованны.

    Я буду читать слова и словосочетания, вы должны поставить значок в ячейке выбранного вами варианта ответа (одна или две буквы Н ) .

    1. Ресурсы изысканы экономистами.

    2. Её манеры изысканны.

    3. Ягоды подавлены в корзине.

    4. Люди стояли подавленны и унылы.
    5. Сумма собрана по копеечке.
    6. Речь стройна и собранна.

    7. Вещи утеряны в дороге.

    8. Студентка рассеянна.

    9. Публика избалована гастролёрами.

    10. Все трудности временны.

    11. Вещи утеряны в дороге.

    Проверим и оценим себя сами по критериям, указанным на слайде (Слайд 7)

    Упражнение №1

    Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.

    1. В корзине лежали шерстя_ые нитки, стира_ое бельё и тка_ое на самодельном станке полотно. 2. Выстира_ое бельё нужно сушить и гладить. 3. Поступили в продажу кваше_ая капуста, вяле_ая рыба, мочё_ые яблоки, солё_ые огурцы, сви_ое сало. 4. Жаре_ые караси лежали на стекля_ой тарелке. 5. У овец, стриже_ых весной, шерсть отрастает к осени. 6. Я нечая_о разбил кури_ое яйцо, уронив его на лакирова_ый пол.


    источники:

    http://infourok.ru/konspekt-po-russkomu-yazyku-n-nn-v-kratkih-stradatelnyh-prichastiyah-i-otglagolnyh-prilagatelnyh-5-klass-5403115.html

    http://urokam.net/russkij-jazyk/1493129.html